Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Философские размышления дилетанта. Сборние статей Часть-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конец истории наступит только с концом человечества!

  ...Перепечатывая цикл философско-социальных статей, с исправлениями и добавлениями, под под общим названием "Философские размышления дилетанта", я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины.
  Я буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, которые бы отражали мою точку зрения на происходящее вокруг меня, вокруг нас, а уважаемому читателю решать насколько глубоко и остроумно, я смог увидеть эти факты и явления, и согласится или не согласиться с моими выводами.
   Пусть вас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем - ведь кто-то очень точно подметил, что "дьявол сокрыт в деталях". В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону. Вот и мы шагнём, а потом уже будем определять, туда ли мы движемся. К тому же, всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения как интернет, нас быстро поправят наши читатели, если мы ошибёмся в выбранном направлении...
  
  
  
  
   Метафизика человеческой истории.
  
  
  
   "Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории."
   Фридрих Гегель.
  
   ...Материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
   Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
   Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том - а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще?
   Очевидно, что так или иначе нам придётся умереть и скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о месте человечества как такового в истории Земли и космоса, а так же громадный вопрос: в чём сущность этой истории и каковы пути человечества в будущем?
  
   На мой взгляд, определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций, в том числе в мире живого. В истории человека разумного, это противостояние - борьба противоположностей - порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожествления не только себя, но и природы вообще.
   Я полагаю, что историю человека, как вершины развития природы, определяют противостояния и противоречия составляющие сущность человека.
   С одной стороны, это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, собственно человеческие проявления жизнедеятельности, таких как инструментальный разум и религиозное чуство, составляющие главное отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян - наших ближайших родственников по генеалогическому древу жизни.
  
   И тут, нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне, воздействовала на пралюдей и таким образом наделила человечество энергией движения, достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни.
   Можно разными словами и образами представлять эту силу, ещё находящуюся под маской Мистера Х или Миссис Случайность, однако без такой фигуры, очень трудно представить себе, в человеческих понятиях и категориях, момент, когда именно человек прямоходящий превратился в хомо сапиенс...
  
   И в этот раз, не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории, или иначе - человеческой эволюции?
   Сегодня существует несколько версий - гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида человека разумного, но и дальнейшее расселение этих пралюдей и освоение ими земных пространств.
   Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, все больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, около двухсот тысяч лет тому назад, в тёплых лесах экваториальной Африки.
   Человек прямоходящий существовал задолго до этого переломного момента, но он не выделялся из природного ряда и только появление зачатков религиозности, ссылки на некие божественные силы позволили ему выделиться и развиваться, как некоему противопоставлению природному началу. Именно этот момент стал отправной точкой социальной истории человека разумного, и таким образом можно утверждать, что религиозность повлияла на возникновение и развитие человеческой истории.
  
   Но для того, чтобы такое выделение, отдельность от дикой природы произошло, необходимо предположить некое событие, изменение обстоятельств и среды обитания человека. После такой катастрофы, известной нам по Библии под именем Грехопадения, люди стали покидать обжитые места и расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом в Южную. Как это происходило мы до сих пор точно не знаем, однако по аналогии, можем реконструировать те события...
  
   В Средние века, европейские мореплаватели, совершили открытие Нового Света и проделали уже во второй раз в истории человечества, сократив временные рамки - можно сказать, что человек, в определённом смысле проделал тот же путь, что и древние люди, но на протяжении всего нескольких поколений. Опираясь на историю открытий Нового света, мы можем, по аналогии с путешествием Колумба, восстановить причины продвижение на новые земли и континенты наших далёких предков не только по воде, но и по суше, в течении многих и многих тысячелетий.
  
   ...Давайте вспомним побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей. Сегодня, объясняя тот прорыв, мы склонны побудительной причиной называть выгоды экономические, забывая причины, а точнее главную причину, которая способствовала не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации сформировавшие государства и даже империи.
   Этой причиной было религиозное чувство, которое, в конце концов и было тем побудительным мотивом, который толкал пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни.
   Нечто подобное, лежало в качестве основания и того спонтанного порыва, который заставил европейцев отправиться на поиски новых земель, хотя и распространение христианства среди иноземцев, тоже можно считать одной из главных причин.
  
   В те времена, христианство, несмотря на все издержки непонимания и формальной веры для многих, ещё было скрепляющим раствором, для разных стран и народов. Европейцы в те времена были набожными людьми и надежда на молитву, на помощь бога в критических ситуациях, помогала отважным мореплавателям - первооткрывателям совершать подвиги самоотречения и самопожертвования. Думать, что только экономическая выгода могла заставить их это делать, значит не понимать природы человека...
  
   Уже для тех людей было очевидно, что жизнь без великой цели обожения человека, делает любые материальные достижения бессмысленными. Сегодня неверующим, которых становится всё больше, трудно понять тот религиозный энтузиазм, желание верующих найти, осуществить, завоевать для рода человеческого землю обетованную, где возможно осуществление бессмертия, жизни вечной, преодолев силу смерти которая стояла на пути к свободе человека и его преображению в божественную сущность, независимую и вечную.
   Такая вера помогала людям переживать физические и моральные невзгоды и формировала сильные и бескомпромиссные характеры. Можно говорить, что именно средние века стали апофеозом христианства в Европе, хотя уже тогда шла борьба за чистую веру, утраченную к тому времени, в основном у знатного сословия. Религиозные разногласия толкали людей на поиски земли обетованной и ярким тому примером может служить путешествие в Америку из Англии на корабле "Мэйфлауэр" отцов пилигримов - искренне верующих, несогласных с переменами в официозном христианстве...
  
   Как же начиналась и становилась религиозность - неотъемлемая часть социальной жизни человечества?
   ...Первоначально религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам, в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни. Первая жизнь здесь, на земле, в трудах, опасностях и заботах, а вторая, уже вечная там, на том свете, в царстве мёртвых куда мы и все, рано или поздно переходим и где жизнь течёт по совершенно другим законам и правилам.
   Таким образом, можно говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку и служащей главной причиной, побудительным мотивом движения человечества в своём развитии, всё дальше и дальше уходя от животной сущности, от животного начала, всё ближе приближаясь к миру Богов или Бога, как символа добра и справедливости, который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества.
  
   Однако наша животная сущность, наши инстинкты всячески противятся излишним перегрузкам и физическим, а главное интеллектуальным и потому, тайна Бога остаётся за семью печатями и приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания, понемногу и медленнее, чем мы хотели бы. Все великие религии имели великие Книги - собрание таких мифов, в символических образах объяснявших историю мира и человека.
   Но чтобы задуматься о причинах возникновения жизни на Земле, и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века обмена информацией, накопления знаний, которые после определённого уровня накопления, назвали человеческой наукой.
  
   А для этого собирания знаний, понадобилась речь, которая вызрела в итоге долговременного общения человека с человеком. А потом появилась письменность и возможность фиксировать знания и размышления, сохраняя авторство.
   Но это происходило уже после того, как человечество постепенно ушло в своем большинстве от стадной организации жизни, социализировалось и возникли племена, а потом и нации, состоящие не только из родственников, как это было в человеческом стаде, но из людей живущих на большой территории и говорящих на одном языке. Определяющим фактором объединения вида в большие коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, давление хищников и природных катаклизмов, преследовавших человечество на всём пути его становления.
  
   ...Фрейд, развивая теорию становления человечества говорил о том, что человеческая культура, порождена "репрессиями", которыми животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий. Именно борьба природных сил в человеке и вовне его, в определённый момент привела к появлению особей нового вида - Человека мыслящего. Однако долго ещё человек и человечество боролись за своё выживание и существование и главным препятствием в очеловечивании была генетическая связь с природой и рефлекторные импульсы названные позже инстинктом.
   Именно столкновение в нас животного и человеческого начала и порождает энергию противостояния, которая даёт нам силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к подлинному обожению. В этом и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением и в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты...
  
   Но история человека и человечества, не представляет собой прямой и предопределённый путь - чем ближе мы подходим к великой, но недостижимой цели обожения человека, тем медленнее и неуверенней мы движемся и наш путь, становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возвращаясь в уже освоенное и пройденное прошлое. В русском православии в девятнадцатом веке, был даже специальный термин - "обратный ход". Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия и так было во все времена великих революций...
  
   Последний опыт, опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма в Советском Союзе, показал нам пагубность этого движения вспять, этого протеста, который вместе с искривлениями и ошибками религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще.
  Сегодня мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его - несовершенного и мятущегося - на божеский пьедестал, потерпела в начале моральную, а потом и материально - экономическую катастрофу.
  
   Но всё что не делается под небом земным - все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов, а потому, мы можем сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих движения в будущее - Бога, как символ добра и совершенства, как ролевую модель стремления к цели, как к чему то идеальному! Стремление несовершенного человека к совершенству, которым становится Бог, заставляет человека двигаться, вырабатывает энергию развития, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу добра и зла, Бога и Дьявола, являющихся основным стержнем существования принципов природного бытия, образуется "чёрная дыра" утраты смысла и тотального неверия, грозящего возвратом человечества к животной жизни, тем самым к самоуничтожению человека как биовида и прекращению человеческой истории...
  
   ... История религиозного чувства в человеке учит нас и тому, что вера может не только быть "локомотивом истории", но и тупиком, из которого нет выхода в будущее. Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там, где на место свободы, в религии становится слепое послушание, а религиозный обряд подменяет стремление к обожению, к открытию принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желание спрятать за обрядом возрождающийся инстинкт. Подобное возможно в религиозных конфессиях, которые по тем или иным причинам остановились в своём развитии и становятся тормозом на пути движения к обожению и соединению с Богом...
  
  
   2009-2023 год. Лондон. Владимир кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"