Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Философские размышления. Метафизика добра и зла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В человеческой жизни добро и зло противостоят друг другу как любовь и ненависть!

  Добро и зло, как субстанциональные принципы бытия - парадоксы истории развития человечества.
  
  
  
  
  Вместо эпиграфа:
  
  "Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро".
  Философ Плотин.
  
  ...Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны, как орудия смерти!
  Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти - если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война!
  И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей, в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
  В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
  Ну а потом, изобретение пороха поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей - уже воины Чингисхана использовали пороховые "бомбы" при осаде городов, пользуясь китайскими открытиями и технологиями...
  
  С изобретением ружья, стали не только убивать людей, но и охотиться с ним, что тоже делало добывание пищи намного легче и добычливей. Ну и потом, постепенно, началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
  Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне, а ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу, уже в качестве второй супердержавы, противостоять агрессии Америки и НАТО!
  
  ...Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники, и уже косвенно, эти научные и технические открытия со временем, перекочёвывают в мирную жизнь.
  Вот несколько примеров:
  
  ...Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
  ...Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных, и уже потом, ракеты стали использовать для аэрокосмических исследований!
  Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих "гаджетов" очень трудно, хотя прогресс такого рода неизвестно к чему может привести!
  И таких примеров десятки, сотни, тысячи!
  
  Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем "стимулом", который и подтолкнул человечество к возникновению человеческих сообществ, а потом и общества: в начале это было человеческое стадо, потом племена, а потом и нации-государства. Ведь жить обществом, разделяя ответственность за свою жизнь с общиной безопасней - даже умирать за общество, за племя, за Родину было почётно, а культ героев, в качестве национального мифа, служил основой самоидентификации и базой для национальной культуры и самой государственности!
  В определённом смысле, войны между народами были своеобразной проверкой сплочённости и организованности общества той или иной страны, а последствия победы или поражения приводили к обновлению социальной структуры. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: "Война напоминает порыв ветра проносящемся над загнивающим озером!"
  
  И как это не парадоксально звучит, все это происходило в целях защиты жизни во время разного уровня и масштаба столкновений - военных и экономических, и если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности!
  Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные монголы - небольшая народность из глубин Центральной Азии, - завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
  Несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи. А на Руси, прекратились междоусобные войны князей, что в дальнейшем способствовало объединению русских княжеств!
  В этом "объединительном" феномене и в самой фигуре Чингисхана - объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
  На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества - иначе говоря, "не было бы счастья, да несчастье помогло!"
  Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО заточенных на войну, во всем мире происходят техническая и социальные революции в стремлении к созданию многополярного мира!
  
   Однако и в человеческой культуре, действуют похожие закономерности - Фрейд, в свое время правильно заметил, что развитие человеческой культуры, это процесс обусловленный "репрессиями", как природного так и социального свойства!
  Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла, в форме войн и непрекращающейся противостояния, полярно противоположных этических и эстетических понятий.
   Тот же Гегель, в свое время определил основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни, говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет тому назад.
  У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества было столкновение противоположностей - Тезиса и Антитезиса, и это противостояние рождало Синтез и бытие - в результате борьбы противоположностей, переходило на новый этап развития в его качестве!
  Можно предположить, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку жизненной энергии движения в будущее, при столкновении противоположностей, происходящих от вечного противостояния и столкновениях добра и зла...
  
  А как же афоризм Святого Августина, который говорил. "Зло - это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла", - можете вы спросить?
   Но тогда, возникает вопрос: - Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
  Отвечая на этот коварный вопрос, можно прийти к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное, то есть то самое зло, против которого борется человек социальный. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного с человеком природным, альтруизма с эгоизмом, с инстинктивным началом доставшемся нам от наших далеких предков - животных!
  Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее и развитие человечества в сторону обожения!
  
  ...Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
  
  Примеры:
  
  В буддизме - цель жизни - освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
  В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
  Но и в христианстве, существует доктрина в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения - в рай, где царит вечное добро и порождённое им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета, подчёркивая надмирность рая, как символа вечного счастья, говорил: "Царствие моё не от мира сего!"
  С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад - сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире!
  Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
  
  ...В определённом смысле, такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали, зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
  Но так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
  В биологическом и даже геологическом смысле ситуация, когда смерть побеждающая жизнь - есть только промежуточный процесс вселенского бытия и развития.
  Объективно говоря, смерть можно понимать как регулятор и даже стимул проявления жизни, направленный к вневременному продлению общего в природе, через смерть частного!
  И потому, смерть понимаемая как зло является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
   Именно о теневой стороне человеческой природы упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом "стаде" и впоследствии, зафиксированного на уровне "умственного", интеллектуального ДНК...
  И в этом коллективном бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества...
  
  ...Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий, но и не менее беспорядочные попытки все привести к одному, изначальному знаменателю...
  
  
   2015 - 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"