"...Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования. В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным , а, наоборот, очень утешительным! Я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения в результате чего понял, что Смерть - это ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье..." Вольфганг Моцарт
"...В трапезной церкви проходила очередная беседа Владыки. Когда народ заполнял трапезную превратившуюся в зрительный зал, Владыка выходил из своей маленькой квартирки, вход в которую был через трапезную и поклонившись притихшей аудитории, проходил к столу и садился лицом к присутствующим.
И начиналась беседа...
- Сегодня, я хочу побеседовать о смерти человеческой и об отношении к ней каждого из нас - начал Владыка. Я помню из учебника логики, силлогизм, доказывающий смертность каждого, любого из нас. Там было написано приблизительно так: "Кай человек... Все люди смертны. Значит Кай тоже умрёт...".
Тогда мне было лет двадцать, понимая умом, что я тоже как все люди смертен, душой я не верил, что тоже умру. Более того, я даже не верил в то, что я когда-нибудь стану старым. Смерти я не боялся ещё и потому, что не хотел жить долго - вокруг было так много смертей - это было во время большой войны, и даже в достижение возраста хотя бы шестидесяти лет, верилось с трудом. Да может быть и не очень хотелось жить долго.
Теперь, я думаю, что это было проявление обычного юношеского максимализма...
И вот сегодня, как то странно сознавать, что мне уже далеко за семьдесят, а жизнь начинает нравиться всё больше и больше...
Владыка весело рассмеялся и слушатели тоже заулыбались, видя добродушное веселье этого открытого и оптимистически настроенного человека. Этим чувством юмора, Владыка Серафим привлекал самых мрачных своих прихожан.
В отличии от многих и многих православных иерархов, он любил смеяться и часто подшучивал сам над собой. И эта его простота подкупала, заставляя многих прихожан пересмотреть свои взгляды на православие, как на веру с грустными корнями...
А Владыка продолжил: - Конечно я видел стариков вокруг, и даже много стариков, но поверить, что когда-то и у меня выпадут волосы, а в оставшихся появится седина, что лицо моё станет морщинистым как печёное яблоко, я не мог...
Владыка этим замечанием ещё раз вызвал улыбку на лицах прихожан.
- И вот прошли годы и вдруг, я начинаю осознавать, понимать, правда очень медленно, что я становлюсь всё ближе к смерти и уже начинаю верить в то, что я стал старым человеком...
И тут, мне вспоминается латинская поговорка: "Никто не стар настолько, чтобы не верить, что он проживёт ещё хотя бы один год".
Вот и я сегодня, утешаю себя тем, что умру не завтра и потому, ещё остаётся много времени чтобы радоваться жизни, думать, разговаривать с людьми, вспоминать свою прошлую молодую и часто бестолковую, а иногда и грешную жизнь.
И вот тут приходят в голову разные сожаления об упущенных возможностях не только саморазвития, но прежде всего о потерянных напрасно годах, за которые можно было помочь многим людям почувствовать себя более счастливыми и более нужными для других...
Конечно, смерть многих пугает, но тут надо вспомнить о смерти и страданиях Иисуса Христа на кресте и о его добровольной жертве, за ради спасения людей от их грехов и прошлых и будущих.
Для нас открывается, как мне кажется, смысл нашего существования как верующих людей. Раз уж Господь пожертвовал своей бесценной жизнью, за ради нас грешников, то нам, пытающихся верить и жить по Его Новому Завету, нужно последовать Его примеру и взять на себя тяготы не только своей жизни, но и тяготы, хотя бы для начала самых близких людей, которые нас окружают. И тогда, это наполнит нашу жизнь смыслом и даже смерть в этом случае, не будет нас пугать, потому что мы будем сознавать, что не даром прожили свои жизни...
Мне часто задают вопросы, почему мы должны страдать и ограничивать себя, когда вокруг видим много людей, которые хотят и имеют много денег и живя в роскоши, думают только о себе или о "своих". Ведь сегодня, это основной пропагандистский "тренд" в светских, а иногда даже и в церковных СМИ.
- Я недавно прочитал материал в газете, где священник, чуть ли не с гордостью говорит о российской империи, что раньше церковный клир был привилегированным сословием и ездил в каретах. Этим, он оправдывает то, что нынешние батюшки на "Лексусах" да на "Мерседесах" разъезжают, да ещё и в сопровождении "денщика" - водителя, то есть личного дьякона. Думаю, что обычному христианину, такое отношение к священству кажется диким...
Владыка сделал паузу, отпил несколько глотков воды и поставив стакан на стол, продолжил:
- Тут то, мы и должны вспомнить о том, что мы верующие, мы христиане и должны и можем жить не только для себя и близких, но и для тех, кто для нас являются дальними.
Иисус Христос Говорил: "Возлюби ближнего, как себя самого"
И говоря это, Он имел ввиду не только нашу родню и друзей, но именно тех людей, которые нас окружают в жизни вообще. И конечно, прежде всего тех, кто вместе с нами верует и поклоняется спасителю человечества - Иисусу Христу, возлюбившего всех человеков так, что жизнь свою отдал на их благо..."
В качестве послесловия:
"Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе..."
Джон Донн
2018-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal