Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Русская культура на переломе. Часть-1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Русская культура подверглась нападению американской "мягкой силы" и важно не допустить поражения в этой гибридной войне!

  Стратегия расчленения России вступает в горячую фазу
  
  
   "Вся человеческая жизнь, и личная, и семейная, и общественная, и государственная может и должна быть согласована с христианской правдой. Наша вера и наша жизнь может и должна составлять единое целое..."
  Священник, Сергей Четвериков; Вестник РСХД, No1, 1935 год.
  
  "Все творческие силы действующие на культуру и через культуру должны быть по воле Божией, а не по капризу их вдохновения, "пущены в ход". Если мне дан музыкальный, научный или иной дар, я должен его развивать, как Божий дар... Христианство таким образом побуждает и даже обязывает участвовать в родной культуре..."
  Лев Зандер. 1938 год.
  
  
  ...Культура Запада, к которой стремится и уже, отчасти, принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения своих культурных оснований. Этот процесс, по сути, является культурной Революцией, наподобие той Научно - технической революции, о начале которой говорили так много ещё тридцать лет назад. Сегодня этот научно - технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются в компьютерном интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и "детали" к ним на специальных "фабриках" и "заводах"; научно - техническим обновлением охвачен весь мир и это называется глобализацией.
  Революция технологий, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру, как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений...
  Но с самого начала научно - технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно - технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру - дехристианизацией!
  Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать, что для многих западных идеологов Бог не только "умер", он больше "не нужен" западному миру.
  В недавних опросах общественного мнения многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия, это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.
  
  Пропаганда антихристианской, то есть "современной" жизни, за последние годы усилилась неимоверно, и для тридцатилетних, а тем более для двадцатилетних, вера и христианство ничего не значат, или даже враждебна современности.
  Наверное поэтому религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни, а на место религиозности приходит научность.
  Один из моих знакомых правильно подмечал, что вся система образования на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания. И в Советском Союзе, из нас и наших детей делали, (сегодня то же делают в новой России) адептов светской, атеистической науки и мы, незаметно становимся фанатами и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.
  
  Кто делает из нас атеистов - на этот вопрос затруднительно ответить.
  Скорее всего причиной такого отношения к Богу служат "новые" общественные ценности и идеалы, главным из которых можно назвать - потребительство.
  Купля - продажа, деньги, которые надо заработать чтобы купить - всё это, словно накануне великого крушения затмило наш взор, и кроме вещей мы почти ничего не видим вокруг.
  Любовь, дружба, верность, мужество - даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажённый "слепым зеркалом" рекламы.
  Человечество "устало" от борьбы за высокое и святое, и согласилось следовать по направлению к самоуничтожению, как по пути наиболее безболезненному и лёгкому.
  Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма в служению Богу или Авторитету. А так, развлекаясь и наслаждаясь, можно, потакая слабостям и инстинкту, какое-то время двигаться по инерции, словно засыпая в сладком наркотическом сне временного материального достатка и самообольщения.
  Вместо "обожения" - приближения образа человеческог, внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу, к Богу, мы всё больше становимся "плотью" и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону "озверения", всячески отрекаясь от человеческой природы!
  
  Очевидно, также, что на Западе твёрдо усвоили главные тезисы евро - центризма, которые ещё Гитлер, очень уверенно и цинично провозгласил и которые были осуждены, после поражения Гитлера в и его союзников во Второй мировой войне.
  Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены не только внешне, но и внутренне, душевно?
  Я уже говорил и писал, что современный западный "национальный капитализм", мало чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех "не наших", "не западных", "не евроцентристов" осталась.
  
  Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее!
  Люди гибнут не только от природных катаклизмов, от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы. Идут войны, в Афганистане и в Ираке, возможно военное вторжение в Иран, отношения между "евро - центристами" и несогласными с их диктатурой самоубийственного эгоизма во всем мире, принимают всё более острые формы. Мир уже не ужасается стихийным бедствиям, которые происходят в странах "соперниках", а начинает злорадствовать - мол, "так им и надо".
  Но одной из самых больших опасностей в современном мире, представляются мне "войны" культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами "доминантными" и "отсталыми". Борьба за "национально - капиталистические" ценности - рынки сбыта и за прибыли, перетекает в "культурное" русло.
  Очевидно, что сегодня экспансия англосаксонской культуры, иногда подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн. Но чаще, западный стиль жизни и его ценности, внедряются в другие культуры незаметно, безболезненно, через средства информации и рекламу, наиболее эффективно пропагандируя набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков.
  
  Одной из основных противоречий, породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война западной культуры исламскому миру и исламской, арабской культуре.
  В этой "холодной", культурно - цивилизационной войне, войне жизненных ценностей Запада, против бытового многовекового уклада жизни выстроенного на религиозных принципах ислама, арабский мир, благодаря, своим древним корням и религиозному традиционализму, пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в своих странах.
  Я не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в прошлом Запада от Востока, но думаю, что все мы понимаем - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации, произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока. Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение на Востоке философской традиции Древней Греции во времена "вторичного" европейского одичания - и порох и книгопечатание и счёт - с Востока, и всех заимствований оттуда не перечислить.
  Однако, постепенно ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная культурная политика, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни - является орудием экспансии западного мира, по отношению ко всем государствам "Ойкумены", от Китая и России, до Индии и Бразилии.
  
  Сегодня сила экономическая, переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя "развитыми" - прежде всего это Америка. И эта сила, ставшая "новой культурой", требует новых пространств и новых "неофитов". Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей - как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать - иначе говоря все приметы "внешней культуры", а потом и далее!
  Культура стала мягкой формой боевых действий по захвату и овладению и новых территорий, и новых людских, "рабочих ресурсов".
  Глобализм и глобазизация, как процесс глубинных перемен в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой, на пространствах всего мира, явное предпочтение отдано английскому языку и образу жизни, который ведут англосаксонские страны.
  
  Но здесь, я хочу поговорить о воздействии этой "доминантной" культуры, прежде всего на культуру русскую и буду пытаться, проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие-то выходы и способы противостояния этому иноземному "мягкому плену"!
  
  ...Носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия - от силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность культурных традиций и национальных искусств. Ярким примером тому, служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся экспансии не только экономической, но и наступлению на их традиционный уклад жизни и её религиозные основы, и во многих местах, несмотря на давление, делают это успешно.
  Кое - кто уже всплёскивает руками, и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане.
  Действительно - жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
  В этом смысле, вечным примером для подражания, является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму - одной из древнейших религий, смогла не только выжить, но и расшириться, сохраняя всё своеобразие, вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду!
  
  К несчастью, благодаря "промыванию мозгов", во времена "холодной войны", социалистические страны, стали странами изгоями и сегодня, когда Советский Союз уже давно перестал существовать, это наследие холодной войны по-прежнему находится в силе.
  Я уже писал и говорил, что на мой взгляд, русские, советские люди в СССР и в России его правопреемнице, были и остаются новыми "евреями", на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада, да и Востока.
  Но в отличии от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме в Законе, русские ничего не могут противопоставить, экспансии мира потребления, кроме ослабленного внутренними смутами и расколами, православия.
  В России сегодня, несомненно влияние западной культуры и даже вытеснение ею, национальных культурных и языковых традиций и установлений.
  Безусловно эта "подковёрная", незаметная для глаза, но постоянная борьба продолжается и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, мы утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся, в буквальном смысле, в "Иванов не помнящих родства".
  
  Начнём с языка - может быть главного инструмента социально - культурной жизни и человеческой жизни как таковой, в любой стране.
  Сегодня наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского, и вытеснение последнего, из традиционных ареалов его использования. Более того - на мой взгляд язык вновь становиться основой классового разделения, связанного с образованием и доступностью к культурному полю, и вообще к благам современной жизни.
  Богатые русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу, и особенно в Англию, где эти "отпрыски, "новых русских" изучают английский язык и одновременно впитывают англосаксонскую культуру, становясь "англоманами". Естественно в этом случае, происходит их отрыв от родной "почвы" и от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
  Происходит своеобразная социальная "люмпенизация" целой нации, когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.
  
  Оставаясь в Англии в первом поколении, такие люди становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им не удается.
  В этом случае, для того чтобы чувствовать себя комфортно, большинство стараются, как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде. А для этого надо поскорее забыть и привычки, и главное поменять родной язык на новый, в данном случае английский. Это и удобнее, потому что сегодня, английский язык становиться, или уже стал языком мирового общения.
  Единственные семьи, в которых русский язык, более или мене сохраняется - это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб.
  Однако, для того, чтобы сердце не болело об оставленной Родине, о прошлом, надо и о православии, как о религии предков, забыть в первую очередь. Это почти всегда легко удаётся сделать, если ваша вера была формальной, и больше обрядоверием, чем православным христианством. И уж тем паче, если вы, в нескольких поколениях были "инстинктивными" атеистами.
  К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах - контрреволюция победившая в России, в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег. И они постепенно становятся, если уже не стали главным Идолом, в который верят и которому поклоняются русские люди.
  В отсутствии религиозного идеала (Иисуса Христа) и идеологии советской системы (коммунизм - светлое завтра), главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние.
  Но где сегодня это личное преуспеяние имеется?
  Это "развитые страны, и прежде всего Германия, Англия и Америка. Естественным и даже необходимым, для тех кто исповедует буржуазность как социальный идеал, становиться привыкание и адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре, основным носителем которой он и является.
  
  Сегодняшняя слабость православия, ещё одна причина, помимо слабости экономической, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и "интересных" иностранцев. Ведь если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане, в отношении к своей вере, ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, сохраняют не только веру но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.
  Совершенно не так с Русским православием за границей, там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше религиозных и культурных компромиссов совершаются и в службах и в духовном окормлении.
  В результате, русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким!
  Русского языка, даже сами русские и "православные" в обиходе стесняются и многие на неродном языке говорят даже в церкви.
  В самой России, на бытовом уровне, постепенно создается искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место.
  Этот язык, невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было до Октябрьской Революции, в течении долгих столетий ещё со времён Петра Первого. Тогда, дворяне, составляющие менее одного процента населения, но владевшие всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных "людей", уже с детства начинали учить и говорить между собой на иностранных языках, чтобы отделить себя от "черни, тем самым переставая быть носителями русского языка и даже русской культуры.
  
  Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века, заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты, и начали дискуссию о корнях и национальных особенностей не только русских людей, но и всего славянского мира!
  В какой-то степени, это возрождение "русскости", над которым откровенно потешались русские "западники", помогло России как в культурном, так и в экономическом развитии, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой.
  Пролетарская Революция сменившая буржуазную, стала следствием не только экономического неравенства, но и культурного разделения, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию, вылилась в противостояние большинства народа против привилегированного меньшинства - это подрывало не только основы экономической жизни, но и грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства.
  В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации, а потому, и её саморазрушение.
  Сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится очень велика.
  
  С другой стороны, с развитием глобализации, появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня страны, самые успешные, в экономическом и культурном значении.
  Необходимость унификации, создании одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории, тоже придётся.
  Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки других, разных народов мира - больших и малых.
  Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной "особенности", атеизации народа, племени или народности и утраты глубинных смыслов существования. Тот или иной народ, становиться безымянным, без роду без племени, - "населением".
  
  Пример национальной аннигиляции, видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет.
  Создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ, между странами малыми и великими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур - культура сегодня, как никогда служит, если не прислуживает Успеху...
  Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений, языком культуры, конгломерата стран и народностей был язык греческий, во времена Римской Империи, а уже в новое время - французский. Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений от Германии, утратила своё значение и вместо, на мировую культурную сцену вышел английский язык и вместе, англосаксонская культура. Однако постепенно, с возрастанием экономического могущества, уже американская культура стала определять культурное развитие мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан.
  Язык, конечно, в первую очередь является носителем национальной культуры, и потому, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран, и вопрос предсказаний сегодня, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончания такого процесса.
  В этом случае, естественно встаёт вопрос - а нужна ли национальная культура, во времена Глобализации, и если нужна, то в каких формах она сохранится, если сохранится вообще...
  
  
   2011-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"