Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Чернууха и катарсис. Проблемы российского кино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В российском кино, почти нет талантливо зделанных фильмов о "героях нашего времени", зато есть несколько талантливо зделанных чернушных фильмов!

  ґґПо поводу Шекспира, катарсиса и российской чернухи в кино!
  
  "Искусство - это эстетизация порока!"
  
  Чернухи в российском кинематографе - явный перебор, но как сказал один из комментаторов, делать фильмы о хорошем или о добре намного труднее, потому что хорошего - увы, не только в российской жизни не так много и в основном, это хорошее из частной жизни. Ну, любовь там, повышения по работе или даже литературная премия - опять же хорошая премия за чернуху в кино!
  
  Мы, жившие в Советском Союзе, с ностальгией вспоминаем телесериалы "Место встречи изменить нельзя" или знаменитые "Семнадцать мгновений весны". В этих фильмах были подлые предатели и убийцы, но были и герои, защищавшие добро и справедливость - тогда умели это делать, хотя бытовой чернухи было тоже достаточно.
  Но сегодня, писать об идеальном герое, или снимать об этом феномене действительно трудно в неидеальной обстановке.
  Если честно, то я это на себе испытал - написал новеллу-притчу, где героями были противостоявшие друг другу Иисус Христос и Сатана. Дал почитать библиотекарю нашей церкви и на вопрос:
  - Ну как? - получил ответ.
  - У вас Сатана намного колоритнее Иисуса Христа...
  Вынужден был с этим согласиться - в большинстве случаев зло всегда смотрится более выпукло, эмоционально и даже - привлекательно!
  
  Посмотрел недавно два хороших фильма: "Дурак" и "Майор" - конечно тоже чернуха полная, но кинематографично, тонко и впечатляюще.
  Вспомнился Шекспир - "Леди Макбет" в театре "Глобус", в Лондоне. Там кровь лилась рекой и тонкая девушка трясла обрубком руки, с которой через повязку кровь капала на сцену.
  Но несмотря на злодейства невиданные, зрители получили катарсис, то есть внутреннее очищение - этот термин, введён в оборот ещё, если не ошибаюсь, Аристотелем.
  Вот справка из "Википедии, о понятии "катарсис", чтобы от себя ничего не переврать:
  
  1. "...Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата, облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин "катарсис" употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символической драме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя..."
  Из Википедии
  
  ... Вышеперечисленные фильмы производят сильное впечатление ещё и потому, что узнаёшь ещё совсем недавнюю картинку жизни в России.
  Я помню, как приехав в 2003 году в Россию после пятилетнего отсутствия, был потрясён сравнением благообразной Англии и неухоженностью России, в частности весенне-зимнего Питера.
  Но потом, вспомнив начало девяностых подумал, что всё познаётся в сравнении. Тогда страна выглядела заметно страшнее - так словно только что вышла из проигранной опустошительной войны.
  Нечто подобное я увидел и в "Дураке", как в прочем и в жутковатом "Майоре".
  
  В "Дураке" главный герой, бригадир сантехников, вдруг обнаруживает трещину в девятиэтажке - общежитии, где в жутких условиях девяностых годов, живут около восьмисот человек и реалистично показана нищета, убожество и жестокость бытовой жизни тех времен.
  Наш герой - студент-заочник второго курса строительного института, как специалист понимает чем грозит зданию эта трещина, и вот уже вечером этого дня, он начинает бегать по начальству, в попытке предупредить катастрофу.
  А начальство отмечает юбилей мэра городка - пятидесятилетней, симпатичной и жёсткой женщины. Полупьяное начальство начинает совещание прямо на празднике, испугавшись последствий развала дома.
  Выясняется, что герой-сантехник прав, здание вот-вот рухнет и будут жертвы. Женщина мэр, понимая, что деньги на ремонт здания украдены и что все в её окружении воруют, как впрочем и она сама, под давлением друга-инвестора принимает решение убить двух своих подчинённых - начальника ЖКХ и главу пожарных - чтобы свалить всю ответственность на них.
  Убивают их под мостом на берегу полузамёрзшей реки, доверенные лица из местной милиции по приказу начальника УВД!
  Пытаются убить и студента, но совестливый водопроводчик избегает смерти по доброте милиционеров-палачей и пытается бежать из городка с женой и сыном.
  По пути, видит, что вместо обещанного выселения из аварийного дома, там все спят не ведая беды. Он врывается в дом и всех гонит на улицу, спасая жителей от возможной смерти под обломками рухнувшего дома.
  Когда растерянная, возмущённая толпа узнает, почему её выгнали на мороз, то по наущению местного алкаша, избивают героя и убивают его!
  Вот вкратце содержание Фильма "Дурак". Фильм сильный ещё и потому, что говорит о расслоении жителей городка на бедных-почти нищих и богачей, в том числе и чиновников городской власти!
  
  Тема равнодушия русских людей и нежелание вступать в борьбу за свои права, показана вполне реалистично, а великовозрастные алкаши и малолетние наркоманы дополняют жуткую картину разложения жителей нищенствующего общежития, в страшноватые девяностые!
  У меня этот фильм вызвал сильную реакцию, я даже забыл на время, что живу в центре Лондона, в вполне благополучном и безопасном районе. Наверное поэтому, запомню этот фильм и чувства вызванные им в душе надолго!
  
  Сильное и мрачное чувство производит просмотр фильма о "ментах", под названием "Майор"
  Сюжет этого кинофильма вкратце таков: в райотделе милиции пытаются замять дело об убийстве ребёнка на пешеходном переходе машиной, в которой сидел за рулём майор милиции, у которого жена рожает в больнице и он гонит по городу превышая скорость.
  Действие фильма развивается согласно русской пословице: "Коготок увяз и птичке конец"!
  Кстати, есть одноимённая страшная, малоизвестная нынешней публике пьеса о злодеях-мещанах в дореволюционной России, которая принадлежит перу Льва Толстого.
  Там, тоже из небольшого бытового столкновения характеров вырастает настоящее "шекспировское" злодейство. Не буду пересказывать, - лучше самим прочитать в собрании сочинений Льва Николаевича Толстого.
  
  Но в милицейском "участке" уже заваривается страшная история, когда следователь приказывает убить свидетеля-потерпевшую, мать сбитого машиной майора ребёнка, а потом, начинается охота на самого майора, который Мучаясь укорами совести, всё-так
  ирешил признать свою вину!
  Однако дело по "отмазке своих" в этой истории зашло уже далеко - в итоге, на майора открывается охота и его тоже убивают!
  После просмотра этих фильмов мне показалось, что чиновники и милиционеры-полицейские, посмотрев эти фильмы задумаются над показанной, с очевидным перебором негатива, ситуацией и ужаснутся в душе!
  В этом и заключена главная цель и задача подлинного искусства, а
  после таких фильмов, рано или поздно настанет время, когда российские кинематографисты смогут делать кино с положительными героями и с добром, побеждающим зло!
  Ещё я подумал, что многие россияне смотрят на художественное кино, как на документалистику и боятся, что геополитические враги России, особенно сегодня, будут использовать эту чернуху для запугивания Россией западного обывателя.
  
  Недавно посмотрел американский фильм "И справедливость для всех", с Аль Пачино в главной роли адвоката. То, что там показывают о судебной системе Америки, можно сравнить с сюжетом "Майора". Но почему-то все зрители и критики, отмечали кинематографические достоинства этого фильма, не обращая внимания на то, как и что о стране Америке подумают за границей.
  Раз Америка не боится показывать фильмы, где негатив показан с перебором, почему Россия и россияне должны этого опасаться.
  Важно, чтобы люди в России, посмотрев эти критические, иногда с перебором фильмы увидели, что так жить нельзя и старались искоренять зло равнодушия, взяточничества и преступности в российском обществе!
  А подлинная свобода творчества и свобода слова для всех, помогут в этой борьбе с роковыми недостатками в нашей стране!!!
  
  Январь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"