Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Перечитывая роман Льва Толстого "Воскресение". Часть-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Советском союзе Толстой-мыслитель был мало знаком читателям, а нынешние образованцы его просто не могут понять!

  ...Бердяев "не заметил", что Толстой понимал ужас и разрушительность революции, что теории революции почти всегда продукт праздного ума...
  Но Толстой, понимал и другое, что подлинная революция - это, как буря в природе, некий разрушительный, отчасти неуправляемый процесс уравнения давления и является реакцией на длящуюся несправедливость!
  Толстой, в отличии от многочисленных критиков его теорий понимал, что причины революции, это крушение религиозных основ жизни, несоответствие правящей, "государственной" церкви христианскому учению и православию, бездействие властей, нежелание делать мир более христианским, иначе говоря осуждал идеологию и практику фарисейства, подмену богатыми и власть имущими понятий и заветов Евангельского Христа, лицемерное признание основ несправедливого, жестокого мира незыблемыми и охраняемыми неподлинной церковью!
  И ещё я обратил внимание на актуальность этого романа, и в наши дни реставрации неподлинного христианства, особенно.
  В сегодняшней России, политическая и экономическая ситуация и главное - общественное положение и состояние в ней - показались мне очень похожими на то , что описывал великий романист и мыслитель, Лев Толстой в "Воскресении", законченном в последний год девятнадцатого века.
  И я задумал написать статью о этой похожести и о прозрениях великого мыслителя, старательно забытые и забываемые в России, на протяжении двадцатого столетия и особенно, после контр - революции девяностых годов двадцатого века.
  Мне показалось любопытным провести параллели между характеристиками тогдашнего общества - общества революционеров, власти, судов, церкви, состоянием общественного мнения, и теперешней ситуацией в Российской Федерации!
  Не совсем уверен, что это мне удастся, но хочу попробовать...
  
  На первых страницах романа, есть описание публичного дома, в который попала Катюша Маслова. Я процитирую выдержку, а потом объясню почему:
  
  "И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и человеческих, которая ведётся сотнями и сотнями тысяч женщин не только с разрешения, но под покровительством правительственной власти, озабоченной благом своих граждан, и кончается для девяти женщин из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью...
  Утром и днём тяжёлый сон после оргии ночи. ...Потом обмывание, обмазывание, душение тела, волос, примериванье платьев, рассматривание себя в зеркало, подкрашивание лица, бровей, сладкая, жирная пища; потом одевание в яркое шелковое обнажающее тело платье; потом выход в разукрашенную, ярко освещённую залу, приезд гостей, музыка, танцы, конфеты, вино, куренье и прелюбодеяния с молодыми, средними, полу детьми и разрушающимися стариками, холостыми, женатыми, купцами, приказчиками, армянами, евреями, татарами, богатыми, бедными, здоровыми, больными, пьяными, трезвыми, грубыми, нежными, военными, штатскими, студентами, гимназистами - всех возможных сословий и характеров. И крики и шутки, и драки и музыка, и табак и вино, и вино и табак, и музыка с вечера до рассвета... И так каждый день..."
  
  ...Читая эти строки, я вспомнил, что в России сейчас есть люди, которые хотят узаконить публичные дома и проституцию; есть такие "политики", которые уверены, что так и должно быть. Они не слушают возражений, а говорят, что такие дома есть в Европе, и потому, в России их тоже надо ввести и узаконить...
  Однако я думаю, что есть аргумент, которым даже этих русских либералов можно урезонить - надо только их спросить: "Вы хотите, чтобы ваши дочери или внучки стали проститутками?"
  Здесь даже русский либерал поморщится и не сможет ответить утвердительно, но они хотят, чтобы в этих домах "работали", чьи то чужие дочери и внучки.
  Этих политиков и их сторонников определяет и делает похожим одно обстоятельство - они хотят проявить себя как либералы и делая что-то, не отвечать за это ни перед богом, ни перед людьми - такое состояние я называю обезбоженностью душ...
  
  Читая роман дальше, я начал понимать, что тогдашнюю и нынешнюю Россию делает похожей это душевное состояние - состояние отсутствия каких-либо нравственных принципов. Этот роман может и сегодня стать романом воспитания для миллионов честных людей в России и во всем мире, каким он был после его напечатания!
  Напомню, что "Воскресение" был издан одновременно в России, в Англии и других странах и переведён на десятки языков - наверное с этих пор, Толстой стал не только русским писателем и мыслителем, но и всемирным Учителем.
  Хотя Европа уже знала Толстого по его трактатам, знала его борьбу с произволом властей и естественно, читала его литературные произведения.
  Интересно, что в Советские времена Толстого как мыслителя замалчивали и критиковали так же, как его критиковали в русской эмиграции.
  Из этого я делаю вывод - его учение было истинно, потому что его отрицали и шельмовали, как в эмиграции, так и в Советском Союзе, как слева так и справа - ещё Достоевский, говорил "Там, где большинство, там и неправда".
  
  Читая старые сборники "Вехи" и "Из глубины", с изложением точки зрения русских философов и писателей оставшихся на стороне самодержавия, сравнивая сегодняшнюю пропаганду животной, инстинктивной жизни в России, думаю, что Толстой был врагом для всех, кто хотел бы на место дела Христова, поставить деньги и "свободу" в форме обезбоженности - то есть отсутствия нравственного императива!
  Сегодняшние либеральные идеологи, часто в силу своей бессознательного невежества утверждают, что свобода и права человека - это свобода и право жить во грехе, то есть свобода делать аборты, прелюбодействовать, быть гомосексуалистами и лесбиянками и даже гордиться этим, как достижениями демократии!
  
  Вспоминаю одну из передач на радио "Свобода", когда ведущий передачи, не найдя что возразить по существу приглашенному в студию православному священнику утверждающему, что Церковь по прежнему считает всё вышеперечисленное грехом, но молится за этих грешников, заговорил о том, что он сторонник демократии, но именно поэтому знает что он человек хороший - смешно и грустно было слушать это самовлюблённое бормотание...
  
  Мы ещё вернёмся к оценке Толстого, эмигрантами - интеллигентами, но я хочу перейти к следующей теме книги...
  
  Теперь будем говорить о общественной морали и нравственности - Толстой, для меня всегда был Учителем нравственности - например по поводу нравственного развития Дмитрия Нехлюдова - героя романа "Воскресение", он с грустной иронией писал:
  
  "Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, - теперь он был развращенный, утончённый эгоист, любящий только своё наслаждение. Тогда мир божий представлялся ему тайной, которую он радостно и восторженно старался разгадывать, - теперь всё в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которых он находился. Тогда нужно и важно было общение с природой и с прежде него жившими, мыслящими и чувствовавшими людьми (философия, поэзия), - теперь нужны и важны были человеческие учреждения и общение с товарищами.
  Тогда женщина представлялась таинственным и прелестным, именно этой таинственностью прелестным существом, - теперь значение женщины, всякой женщины, кроме своих семейных и жён друзей, было очень определённое: женщина была одним из лучших орудий испытанного уже наслаждения. Тогда не нужно было денег и можно было не взять и третьей части того, что давала мать, можно было отказаться от имения отца и отдать его крестьянам, - теперь же недоставало тех тысячи пятисот рублей в месяц, которые давала мать, и с ней бывали уже неприятные разговоры из - за денег. Тогда своим настоящим Я он считал своё духовное существо, - теперь он считал собою, своё здоровое, бодрое, животное Я.
  И вся эта страшная перемена совершилась с ним только оттого, что он перестал верить себе, а стал верить другим. Перестал же он верить себе, а стал верить другим потому, что жить веря себе, было слишком трудно: веря себе всякий вопрос, надо решать не в пользу своего животного Я, ищущего лёгких радостей, а почти всегда против него; веря же другим, решать нечего было, всё уже было решено и решено было всегда против духовного и в пользу животного Я . Мало того, веря себе, он всегда подвергался осуждению людей, - веря другим, он получал одобрение людей, окружающих его.
  Так, когда Нехлюдов думал, читал, говорил о боге, о правде, о богатстве, о бедности, - все окружающие его считали это неуместным и отчасти смешным... когда же он читал романы, рассказывал скабрезные анекдоты, ездил во французский театр на смешные водевили и весело пересказывал их, - все хвалили и поощряли его... Когда он был девственником и хотел остаться таким до женитьбы, то родные боялись за его здоровье...
  Сначала Нехлюдов боролся, но бороться было слишком трудно, потому что всё то, что он, веря себе, считал хорошим, считалось дурным другими, и, наоборот, всё, что, веря себе, он считал дурным, считалось хорошим всеми окружающими его. И кончилось тем, что Нехлюдов сдался, перестал верить себе и поверил другим..."
  
  ...Эти короткие цитаты, показывают, что ничего не изменилось вокруг нас и внутри нас и то, что раньше называли культурой стала массовой и потому, глупее и безобразней.
  Сегодня многие девушки мечтают, подчёркиваю мечтают стать валютными проститутками, потому, что увидели в кино, как "интересно и богато" живут несчастные киногероини - проститутки.
  А юноши мечтают стать бандитами - богачами, которых все бояться, потому что и в кино, и по телику показывают их как суперменов с пистолетами в руках, бьющих всех налево и направо, которых за это любят романтические девушки.
  Сегодня, уровень оглупления и потери совести в России, значительно превысил дореволюционный уровень и даже уровень последних десятилетий правления КПСС - сегодня, о воспитании нравственной личности, власти заботятся по "остаточному принципу - вначале экономика, а уже где-то на пятых десятых местах культура!
  Разница состоит ещё в том, что Толстой тогда был Учителем, светочем интеллигенции, а сегодня, если появятся такие как он, то будут признаны "городскими сумасшедшими".
  И самое главное - сегодня уже нет того слоя русского общества, которое называли интеллигенцией, а на её месте "воцарилась" образованщина, - жуткая смесь лавочника и человека имеющего "верхнее образование".
  
  В современной России, служение с оружием в руках Родине, как самой престижной профессии, заменено "служением искусству", занятия торговлей и юридическими науками и всюду, "престиж", связан с получением денег за обслуживание богачей...
  Размышляя над прочитанным романом, я увидел, что за последние десять - пятнадцать лет, мы в своём социальном развитии вернулись на сто - сто пятьдесят лет назад, когда кучка аристократов во главе с царской фамилией - купцами, адвокатами, чиновниками высших рангов, были не только самыми богатыми, но для них работали множество прислужников, нахлебников и лакеев. Сегодняшние администраторы, куафёры, "телогвардейцы" - обслуга и сторожа, это те же лакеи на службе у богатых "новых русских".
  Народ, как тогда, так и сейчас работает, пьет горькую и "безмолвствует", а законы, постепенно переписываются в пользу богатого меньшинства, а суды начинают служить для утверждения власти этой кучки богачей...
  И уже написаны законы по которым можно продавать и покупать землю, против чего так взволнованно выступал Толстой ещё сто с лишним лет назад...
  Скоро напишут законы по которым можно будет продавать и покупать людей, но сделают это так, что любые возражения будут восприниматься как речи сумасшедшего, и общественное мнение подготовят так, что те, кто будет верить своему нравственному чувству а не "другим", то есть газетчикам, телевизионщикам, радио-деятелям, станут "юродивыми" и конечно останутся в меньшинстве!
  Тогда, при Толстом, тоже были газеты, но их читали может быть процентов пять населения, если не меньше.
  Нынче, газеты читает намного больше людей, а телевизор смотрят все, за небольшим исключением и потому, уровень воздействия масс - медиа на головы и души обывателя возрос неизмеримо.
  Сегодня, умение промывать мозги достигло небывалого "совершенства" и этим занимаются телевидение, радио и газеты - я расположил всё по степени влияния этих средств массовой информации. Но сегодня появился ещё и интернет, который по влиянию, особенно на молодых, значительно превосходит все вышеперечисленные СМИ.
  И пожалуй самое неприятное, в чём можно обвинить Средства Массовой Информации, это то, что свободно распространяемы грязные потоки дезинформации, толкают человека назад, к животному существованию!
  Постепенно, так устроилось, что главные новости - это кто кого взорвал или убил, где и каким образом, где кто и как погиб на дорогах или в горящих домах, сколько погибших в природных катастрофах и сколько убито в домах, на улицах и площадях страны!
  И с каждым годом, чем "свободнее" становятся СМИ, тем страшнее и противнее их читать, смотреть и слышать.
  Даже новости погоды превратились в перечень количества затопленных водой домов, снесённых селями и засыпанных снежными лавинами. Телевидение и самое массовое искусство - кино, превратилось в какой-то прокурорский музей, в котором, что не фильм или сюжет, то кого - то изощрённо убивают или душат - кровь на экранах течёт рекой и это всё, вздрагивая от испуга, смотрят старики взрослые, молодёжь и дети!
  Сегодня, главным "учителем" насилия и зверств становиться телевидение и кино, а главными героями "по жизни" становятся бандиты, насильники, кровавые монстры и те кто с ними "борются"!
  Просто мошенники и воры уже никому не интересны, а святых как известно в кино не показывают, потому что никто на такое кино не пойдёт...
  
  Недавно Мэл Гибсон, сделал замечательную кинодраму о смерти Иисуса Христа, так её попытались даже запретить - с одной стороны за "антиизраильские настроения", с другой стороны обвинили Гибсона в пропаганде насилия на экране - странные заявления на фоне фильмов Хичкока и американских, "ужастиков"!
  После просмотра киносаг с отрубленными руками и головами буквально устилающими землю, создаётся впечатление, что миром правят разбойники - атеисты, отрицающие не только Евангелия, но существование и смерть на кресте Иисуса из Назарета!
  И вместе с тем, эти разбойники - властители душь понимают ведь, что именно благодаря христианству человечество выжило и выстояло - во всяком случае, западная цивилизация - это христианская цивилизация!
  На днях французы проголосовали против конституции европейского сообщества и это на мой взгляд правильно ещё и потому, что в этой конституции не упоминается имя Христа, а идолом этой общей Европы будут деньги или иначе говоря мировая экономика.
  Такое впечатление, что составители и те, кто голосует за эту Конституцию, не читали Библию даже в школе и не помнят аллегорию о искушении Иисуса Христа Сатаной, когда Божий противник - Сатана предлагал Иисусу превратить камни в хлебы.
  На это Иисус, как известно, ответил: "Не хлебом единым жив человек, но словом из уст Божиих", и на обещания богатств всего мира, в уплату за поклонение этому первому "экономисту и глобалисту", Иисус ответил: "Отойди от меня Сатана ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи"!
  И уж точно эти "деятели" не читали ни Толстого, ни Достоевского, который написал "Легенду о великом инквизиторе" и пересказал её устами Ивана Карамазова...
  
  Одна из отличительных черт сегодняшнего мирового "образованца" - это его полуграмотность, которая намного страшнее полной неграмотности!
  Но самое интересное, что в своё время отрицая и не понимая Толстого, русские эмигранты - образованцы, возносили на щит Достоевского и его Легенду о Великом Инквизиторе, критикуя большевиков и их желание в начале накормить народ, а потом уж говорить о демократии и правах личности.
  Сегодня их наследники молчат, словно в рот воды набрали, словно Экономизм не ставиться в общей Европе на место Иисуса Христа
  
  ...Толстой всю свою жизнь старался говорить правду, какой бы жёсткой и даже жестокой она не была и именно здесь, обнаруживаются обстоятельства приведшие "мятежного" писателя, из-за стремления к правде во всём, к его конфликту с официальной церковью и его отлучению.
  Уверен, что в "Легенде..." и Достоевский рисует именно тогдашнюю официальную церковь, которая больше становиться Кесарева чем Божия, и часто покрывает неправды власти!
  Но особенно надо подчёркнуть, что причиной нынешнего безнравственного, заражённого алчностью и животным эгоизмом состояния многих людей в России, был бессмысленный атеизм, насаждаемый властями почти всё время существования СССР.
  Малый период легализации был с 1943 года, по 1953-й - из раннего детства в послевоенные времена, помню походы с матерью в церковь и толпу безногих и безруких инвалидов войны, просящих подаяние, и сидевших двумя рядами по обе стороны входа в церковь - страшная симметрия.
  В конце концов, когда идеология коммунизма была подменена идеологией бюрократии её прислужников, разложение совести и чести приняло необратимые формы.
  Это нравственное разложение достигло апогея уже при Ельцине, во время властвования русских либералов, но и при Горбачёве бессовестность достигала, особенно в верхах и столичных городах, невиданного размаха.
  Я помню подлые оправдания взяточничества и даже воровства, которые заключались как всегда в незамысловатые формы: "Пусть государство нам платит больше, тогда мы воровать и взяток брать не будем"!
  В этом лозунге, вся рабская философия атеизма, в упрощённом её виде, но есть и более тонкое обоснование бесчестия, и оно, как всегда, упирается в экономизм - логика этих софизмов такова:
  "Надо, чтобы мы зажили богато - вот тогда и о чести и о совести можно будет говорить".
  Тут речь идёт уже не о выживании и прокормлении, а о богатстве, но, если при драконовских законах Сталина жизнь действительно улучшалась для большинства, то дикий, свирепый капитализм реставрированный в России, привел к бандитизму, нищете и бесправию большинства, на фоне бессовестного, циничного обогащения образованческого меньшинства.
  Церковь при этом остаётся в стороне, хотя очевидно, что это её время, когда иерархи призывая жить по христиански, могут и должны говорить правду о происходящем в стране...
  
  Читая газеты, слушая новости в России, люди узнаю о каких-то совершенно зверских беспричинных убийствах, о министрах - ворах, о спекулянтах продающих билеты на самолёт террористкам, о милиционерах - "оборотнях" и рэкетирах, о теориях по которым следует, что Россия скоро станет величиной с Русь пятнадцатого века.
  Любой сенсационный бред, часто поддержанный деньгами зарубежных фондов и богачей, попадает в российские газеты, на радио и телевидение.
  Пытался разбираться откуда это идёт прихожу к выводу, что в России главный враг общества - обезбоженность жизни, отсутствуют твёрдых правил чести и совести, где обществом правят законы подлого приспособленчества и животные инстинкты.
  А объяснение причин произошедшего с целой страной, я нашёл в романе Льва Толстого "Воскресение".
  Вот что он говорит о таком нравственном падении:
  
  "А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею.
  Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться её. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбой и своими грехами - ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своём в ней месте понятие. Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающихся своею ловкостью, проституток - своим развратом, убийц - своей жестокостью. Но удивляет это нас только потому, что кружок - атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне её. Но разве не тоже происходит среди богачей, хвастающихся своим богатством, то есть грабительством, военачальников, хвастающихся своими победами, то есть убийством, властителей, хвастающихся своим могуществом, то есть насильничеством. Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращёнными понятиями больше и мы сами П Р И Н А Д Л Е Ж И М к нему..."
  
  И дальше Толстой говорит о Масловой перед началом её перерождения, исправления:
  
  "Она была проститутка, приговорённая к каторге и, несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением.
  Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин, всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных, - состоит в половом общении с привлекательными женщинами и потому все мужчины, хотя и притворяются, что заняты другими делами, в сущности желают только одного этого..."
  
  ...Обдумывая эти рассуждения я вспоминал, где читал нечто такое же глубокое, не обращающее внимание на сиюминутные моды и увлечения - так написана Библия, так писали древние китайские мудрецы и таковы афоризмы больших религиозных школ и учений, а Толстой посвятил их изучению многие годы своей жизни.
  И этот замечательный анализ религиозной нравственности, подводит многих к пониманию, что пока в русском обществе богатство будет ценится больше честности, сила - больше добра, а деньги больше Бога, нынешний зверский Содом будет продолжаться!
  Тут же вспомнил дискуссии вокруг писаний Владимира Сорокина и похожих на него российских писателей - они, оправдывая свою пошлость и цинизм не только нашли своих почитателей в среде российского образованческого слоя, но имея таких почитателей уверены, что их творчество является проявлением свободы в искусстве.
  Но ведь нормальный человек отличает проститутку от любящей, верной жены, а большинство пока имеют представления о том, чем предательство отличается от верности. Или уже не большинство?!
  В связи с этим, кажется, что подлинная демократия тем и хороша, что молчащие и не умеющие говорить, могут на выборах проявить себя и совершенно неожиданно, проголосовать за честных, верующих людей, а не за атеистов- экономистов обещающих превратить камни в хлебы, или за русских либералов - образованцев чьим лозунгом стали строки из стихотворения Зинаиды Гиппиус "и в старый хлев он будет загнан палкой, народ не уважающий святынь"!
  Хочу добавить, что мои утверждения не так уж безапелляционны, в душе - знаю, что всякое в жизни бывает и потому, не так уж уверен в политическое чутье народа, хотя, во всеуслышание готов заявить - правда всегда на стороне народа, ибо и сам, часть этого народного "коллективного бессознательного"!
  
  
   2002-2024 годы. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"