Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Перечитывая роман Льва Толстого "Воскресение". Окончание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня, как и в Советском Союзе, мало кто оцениеваетпо достоинству твлрчество Толстого - мыслителя!

  ...Кстати о выборах.
  Сами по себе выборы хороши, но только в том случае если мы можем или способны, в случае ошибки, этот выбор исправить, а главное, не лениться смотреть и обсуждать - туда ли "правит" выбранный нами администратор. Бывает, что человек перед выборами так ловко притворяется, что и не узнаешь каков он, пока не столкнёшься с результатами его "управления".
  Такими сладкоголосыми "сиренами", в недавнем прошлом России, были Горбачёв и Ельцин - результаты же их правления известны и чрезвычайно поучительны!
  Нынешняя система промывания мозгов и гипноза газет, радио и телевидения такова, что за деньги или за будущие деньги и власть, журналисты могут изобразить из козы слона и наоборот!
  И тут надо вернуться к тезису Толстого - доверяйте прежде всего себе и своему духовному, а не плотскому Я - без таких поправок любая демократия не работает, а выборы превращаются в демонстрацию кто больше мозгов может промыть или больше избирателей загипнотизировать - продажность российских администраторов и журналистов известна и узаконена под лозунгом "свободы прессы"!
  И тут уместно напомнить строки Толстого по поводу высокого царского чиновника:
  
  "Граф Иван Михайлович был отставной министр и человек очень твёрдых убеждений.
  Убеждения графа Ивана Михайловича, с молодых лет состояли в том, что как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушаньями приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самую покойную и дорогую одежду...
  Кроме того, граф Иван Михайлович, считал, что чем больше у него будет получения всякого рода денег из казны, и чем больше будет орденов, до алмазных знаков чего - то включительно, и чем чаще он будет видеться и говорить с коронованными особами обоих полов, тем будет лучше...Всё же остальное...граф Иван Михайлович считал ничтожным и неинтересным...
  Главные качества графа Ивана Михайловича...состояли в том, что он, во - первых, умел понимать смысл написанных бумаг и законов, и хотя и нескладно, но умел составлять удобопонятные бумаги и писать без орфографических ошибок; во - вторых, был чрезвычайно представителен и, где нужно было, мог являть вид не только гордости, но неприступности и величия, а где нужно было, мог быть подобострастен до страстности и подлости; в - третьих, в том, что у него не было никаких общих принципов или правил, ни лично нравственных, ни государственных, и что он поэтому со всеми мог быть согласен, когда это нужно было, и, когда это нужно было, мог быть со всеми не согласен. Поступая так , он старался только о том, чтобы был выдержан тон и не было явного противоречия самому себе, к тому же, нравственны или безнравственны его поступки сами по себе и о том произойдёт ли от них величайшее благо или величайший вред для Российской империи, или для всего мира, он был совершенно равнодушен.
  Когда он сделался министром, не только все зависящие от него, а зависело от него очень много людей и приближённых. - но и все посторонние люди и он сам были уверены, что он очень умный государственный человек. Но когда прошло известное время, и он ничего не устроил, ничего не показал, и когда по закону борьбы за существование, точно такие же, как и он, научившиеся писать и понимать бумаги, представительные и беспринципные чиновники вытеснили его и он должен был выйти в отставку, то всем стало ясно, что он был не только не особенно умный и не глубокомысленный человек, но очень ограниченный и малообразованный, хотя и очень самоуверенный..."
  
  ...Этот портрет напоминает мне несколько российских, советских деятелей последней поры, которые не только не соответствовали ожидаемым от них поступкам и действиям, но вызвали в душах и головах людей большие, а иногда и злые разочарования.
  Вместо ожидаемой перестройки пришла разруха и когда они, эти деятели, уходили из власти, то страна напоминала, захваченный и полусожженный неприятелем город.
  Нынешние чиновники в ранге министра и выше, благодаря школе и усвоенной привычке подчинятся, пытаются что - то делать, но пока едва разгребли и пережили последствия предыдущего опустошительного правления. Во всяком случае, от них уже никто не ожидает умных и неожиданных решений и это даёт им некое послабление - когда от тебя не ожидают скорых чудес - легче работать.
  Но вся беда в том, что к власти привыкают и если не имеешь общих жизненных принципов, рано или поздно начинаешь поступать, как тебе удобно и выгодно, а не так как хорошо и удобно народу.
  Подлая привычка лести, может развратить даже принципиального человека, а беспринципность часто приводит к подлостям, которые расхлёбывает множество народа, зависящее от таких управителей.
  Быть начальником - это чрезвычайно рискованное и неблагодарное ремесло к которому сегодня, готовы только единицы.
  Однако с "начальниками" сегодня "напряжёнка" и не только в России -
  во Франции, на последних выборах, когда победил Ширак, в моде был лозунг: "Лучше мошенник (имелся ввиду Ширак), чем фашист" - то есть Ле Пенн, а в Англии, премьера Тони Блэра в парламенте, его политические противники громогласно называли лгуном...
  Сегодня действительно не из кого выбирать и потому, хороший управитель - это редкость. Времена Черчилля, Сталин, Рузвельта и Де Голля канули в лету!
  Это я говорил о так называемых Кесарях, а теперь надо коснуться, хотя бы вскользь, духовных "пастырей".
  Церковь, всегда была значительной силой в обществе, однако Праведники в дореволюционной России появлялись один - два в сто лет и конечно вспоминается Серафим Саровский.
  Всех остальных и "верой", и "рассудительностью" затмевал Глава Синода, известный Победоносцев, правление которого породило печально известного Гришку Распутина и его врага - монашка Иллиодора.
  Но и здесь в России, мало что изменилось за сто лет...
  
  ...В стране, сегодня расплодились псевдо - пророки, например, по "Голосу России", Жанна Бичевская раз в неделю ведёт программу, задуманную наверное как религиозная, но получилась какая-то смесь религиозного национализма с рекламой распутинщины!
  Я не поверил своим ушам, когда услышал чуть ли не анафемы "неверным" в интервью с какой-то бывшей филологической дамой, которая сегодня стала "Матушкой" и которая пишет сладкие апологии Распутину, называя его святым старцем.
  За всем этим, слышится какое-то дремучее сектантство, выступающее на государственном радио в роли религиозных учителей!
  На радиостанции, называющей себя "Свободой" похожая ситуация - отдел "религии" возглавляет некто Яков Кротов. Этот "священник" представляет из себя либерального деятеля, служащего по отделу средств массовой информации, саркастически относящийся ко всему в мире и особенно к православию. Он, подобно попу без прихода, защищает права граждан на атеизм намного взволнованней, чем отстаивает догматы церкви, я бы его назвал "леваком" - его задача, судя по программам, есть отстаивание прав бедных женщин на аборты, и однополые браки...
  Но эти разнообразные ведущие "религиозных" программ, слава Богу обходят подлинные проблемы веры стороной - одна защищает интересы российского государственного Кесаря, другой, Кесаря Американского.
  И в связи с государственными информационными "службами" защиты "подлинного" христианства, я хочу процитировать Толстого, который описывает фигуру Победоносцева:
  
  "Должность, которую занимал Топоров, по назначению своему составляла внутреннее противоречие, не видеть которое мог только человек тупой и лишенный нравственного чувства. Топоров обладал обоими этими отрицательными свойствами. Противоречие заключавшееся в занимаемой им должности, состояло в том, что назначение должности состояло в поддержании и защите внешними средствами, не исключая и насилия, той церкви, которая по своему же определению установлена самим богом и не может быть поколеблена ни вратами ада, ни какими бы то ни было человеческими усилиями. Это то божественное и ничем не поколебимое божеское учреждение должно было поддерживать и защищать то человеческое учреждение, во главе которого стоял Топоров с своими чиновниками. Топоров не видел этого противоречия или не хотел его видеть и потому очень серьёзно был озабочен тем, чтобы какой - нибудь ксёндз, пастор или сектант не разрушил ту церковь, которую не могут одолеть врата ада. Топоров, как и все люди, лишённые основного религиозного чувства, сознанья равенства и братства людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа необходимо нужно то, без чего он хорошо может обходиться. Сам он в глубине души ни во что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы народ не пришёл в такое же состояние, и считал, как он говорил, священной своей обязанностью спасать от этого народ..."
  
  ...Сегодня в России, существует определённое количество людей ни во что кроме денег не верящих, но при этом считающих себя подлинно верующими и даже жертвуют свои денежки на церковь, правда по мелочи.
  Эти люди присутствуют на церковных службах, даже встают на колени и крестятся, но выйдя из церкви, сразу о ней забывают и по мобильнику начинают говорить о делах, то есть о деньгах.
  Момент неподлинности и фарисейства, позволяет этим лицемерам не только примирять свои денежные дела с церковными канонами, но и выступать в качестве гонителей любого искреннего желания уверовать в нечто отличное от фальшивой веры- противоестественного симбиоза суеверий и накопительства.
  При этом они цитируют библию, выискивая в ней "подходящие" цитаты для того, чтобы доказать, что суета и алчность вовсе не противоречат заветам Христа - такая псевдо-вера отталкивает от церкви самых правдивых и искренних людей, тем самым притягивая лицемерных и неискренних.
  Сегодня называть себя верующим - православным христианином, стало модно и потому, в печати появляются высокие цифры о количестве верующих в России.
  Но большинство из тех кто считает себя православным, на самом деле даже не язычники, а просто безрелигиозные люди.
  Поэтому наверное, в России так яростно восстают против введения в школьную программу урока религиозности!
  Так же, в русской церкви очень много людей искренне считающих себя верующими, но не знающих во что они веруют. Кажется Лесков сказал, что Россия была крещена, но не просвещена и потому, ныне в церквях как никогда намного больше суеверных, чем верующих людей...
  И судя по всему, государство поддерживает эти суеверия, вместо того чтобы их рассеять и рассказывать, что Бог - это любовь.
  Чем тогда можно объяснить злобный, нетерпимо-кликушествующий тон этой радиопередачи на "Голосе России", где ведущая и гости в один голос уверяют нас, что только они и те кто с ними - подлинно верующие.
  Христианство живо благодаря закону любви, который провозгласил Иисус Христос, а тут откровенная и яростная ненависть против тех, кто с этими кликушами не согласен!
  Отсутствие в стране этого закона любви и приводит к чудовищно жестоким и бессмысленным преступлениям и цинизму большинства - многие на словах соглашается с Христом, но на деле, за деньги, готовы на любое преступление...
  
  ...По сути дела, роман "Воскресение - это детектив о преступлении, о суде и о наказании, и в этом "криминальном" романе, автор анализирует состояние судебной системы, гражданских прав и пенитенциарных заведений.
  
  ...Лев Толстой, в романе "Воскресение", делит тогдашних российских преступников на пять категорий:
  "Один, первый разряд - люди совершенно невинные, жертвы судебных ошибок.
  (Да, Да! - хочется мне воскликнуть - такие невинно осуждённые были и есть. Прим, автора).
  Другой разряд составляют люди, осуждённые за поступки, совершенные в исключительных обстоятельствах, как озлобление, ревность, опьянение и т. п., такие поступки, которые почти наверное совершили бы в таких же условиях, все те которые судили и наказывали их. Этот разряд... едва ли не более половины всех преступников...
  ...Пятый разряд, наконец, составляли люди, перед которыми общество было гораздо больше виновато, чем они перед обществом. Это были люди заброшенные, одурённые постоянным угнетением и соблазнами, ... которых условия жизни, как будто систематически доводят, до необходимости того поступка, который называется преступлением..."
  
  ...На днях министр Внутренних дел Рашид Нургалиев признал, что Россия сегодня переживает третью волну беспризорности. Первая была после Мировой и Гражданской войн, вторая - после Великой Отечественной, а сегодня третья, уже после чиновной контрреволюции и периода правления "экономистов" - русских либералов.
  Нургалиев говорил о почти миллионе сирот, о двух миллионах неграмотных подростков и о шести миллионах детей, живущих в антисоциальных условиях - представьте себе, что вырастет из этих заброшенных, "изувеченных" общественным равнодушием ребятишек.
  И тут всплывает извечный русский вопрос - кто виноват!?
  Общество вышвырнуло этих детей на улицу, а потом будет их судить за противоправные поступки и будет бросать в тюрьмы и колонии, в которых они окончательно могут потерять человеческий облик.
  Лет двадцать назад я написал сценарий к документальному фильму, который назывался - "Кто виноват?" Фильм снять не удалось, но сценарий остался.
  Там я пытался выяснить - когда и почему ребёнок становиться "переступником" закона...
  
  - В детском саду уже преступник? - спрашивал я воображаемого оппонента, и отвечал - Нет!
  - В первых классах школы, уже преступники? - и отвечал - Нет! Ещё нет...
  И получалось, что преступниками становятся в подростковом возрасте - сейчас может быть раньше, потому что ситуация сильно изменилась в худшую сторону!
  И рассуждая так, я пришёл к выводу, что характер ребёнка формируется до пяти лет, как и утверждают психологи, а направление этого характера в добро или во зло, формируется с пяти лет до взрослого состояния - тут всё зависит от воспитания и от воспитателей.
  Если главной целью воспитания в обезбоженной стране, которой на мой взгляд сегодня является Россия, становиться зарабатывание денег и обогащение; если воспитатели часто сами преступники - алчные и бессовестные люди, по случайности не попавшиеся в сети правосудия из- за своей хитрости и изворотливости, то тогда, как мы можем судить и бестрепетно отправлять в тюрьмы и лагеря детей, которых сами так воспитали?..
  
  Ведь преступники на самом деле - те люди, которые довели страну до всплеска беспризорности, те - кто вместо закона божия преподают приёмы и методы обмана и эксплуатации бедных, учат зарабатывать деньги, по сути дела грабя слабых и беззащитных!
  Невольно вспоминается сцена из Евангелий, когда кроткий Иисус Христос гнал торговцев и менял из храма, разбрасывая их прилавки...
  Я не идеалист и понимаю, что преступность так же присуща человеческому обществу, как болезни человеческому телу. Об этом ещё социолог Дюркгейм говорил сто лет назад. Но продолжая аналогию, можно предположить, что если мы создадим для детей нормальные условия, а взрослых будем наказывать, согласуя это с христианскими заповедями, то мы, в течении нескольких десятилетий на этом пути можем сделать очень многое.
  
  То есть, если мы будем держать социальное "тело" общества в чистоте, будем закаливаться и заниматься "физической культурой", то мы и "болеть" социальными язвами будем меньше!
  Во всяком случае, начинать сегодня надо с того, что является не только условием демократии, но и условием христианизации - создавать в России равные первоначальные условия для всех, или очень стремиться к этому, а дальше уже как Бог решит: - Жизнь, для многих - это длящаяся драма, но можно жить веря в любовь и добро, и тогда, это станет целью и смыслом жизни человека на земле!
  В любом случае мы должны стараться дать шанс каждому...
  
  Помимо создания благоустроенных тюрем, мы уже сегодня должны создать для детей нормальные условия для начала жизни - в этом есть и экономические резоны. Если мы будем строить школы, подростковые и досуговые клубы с спортзалами и музыкально - живописными студиями, тогда нам меньше придётся тратить денег на строительство тюрем и содержание милиции, охранников, воспитателей в детских колониях, где они никого уже не могут воспитать!
  Иначе говоря мы перестанем бессмысленно бросать деньги на ветер, а будем их "инвестировать" в общество, чтобы получать в будущем "прибыль".
  Нужно не только создавать программы, которых в стране уже несчитанное количество, а осуществлять их и начинать с того, что рассказывать исполнителям о Иисусе Христе и о том, как он бы решил действовать, осуществляя эти программы!
  Конечно честных и добросовестных исполнителей сегодня немного, но они есть.
  Настало время поговорить о исполнителях...
  
  Толстой так описывает задачи чиновников:
  
  "Да, я думал о том, что все эти люди: смотритель (тюрьмы), конвойные, все эти служащие, большей частью кроткие, добрые люди, сделались злыми только потому, что они служат... Все эти люди, очевидно, были неуязвимы, непромокаемы для самого простого чувства сострадания, только потому, что они служили.
  ...Может быть и нужны эти губернаторы, смотрители, городовые, но ужасно видеть людей, лишённых главного человеческого свойства - любви и жалости друг к другу".
  И тут Толстой поясняет:
  "Если можно признать что бы то ни было важнее человеколюбия, хоть на один час... то нет преступления, которое нельзя было бы совершать над людьми, не считая себя виноватым...
  Всё дело в том, что люди эти признают законом то, что не есть закон. И не признают законом то, что есть вечный, неизменный, неотложный закон, самим богом написанный в сердцах людей... Я просто боюсь их. И действительно люди эти страшны. Страшнее разбойников. Разбойник всё - таки может пожалеть - эти же не могут жалеть...Вот этим то они ужасны... Говорят ужасны, Пугачёвы, Разины. Эти в тысячу раз ужаснее... Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди. совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, то есть, чтобы, во - первых, были уверены, что есть такое дело , называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми как с вещами, без человеческого, братского отношения к ним, а во - вторых. чтобы люди этой самой государственной службой, были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно. Всё дело в том, что люди думают, что есть положения, в которых можно обращаться с человеком без любви. С вещами можно обращаться без любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо без любви; но с людьми нельзя обращаться без любви. Так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности.... И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой..."
  
  ...Многие нынешние чиновники в России, тоже одна из главных причин страдания народа и страны.
  Так получается, что это люди, живущие в основном без чести и без совести, а потому, они ни за что не отвечают: ни перед Богом - потому что в него не верят, ни перед людьми - потому что лишены человеколюбия!
  В сегодняшней России они действительно страшнее бандитов, потому что бандюки за "базар" обязательно отвечают - у них даже неписанный воровской закон существует, по которому их можно наказать и даже убить, если они его нарушают, что и происходит время от времени.
  Чиновники же в России не подсудны никакому закону: они берут взятки, воруют, разваливают порученное им дело и ни за что не отвечают.
  Более того, в силу такого состояния они ненавидят тех, кто что - то делает и чего - то добивается. Они завидуют и ненавидят потому что такие люди показывают своим примером, как надо умело и самоотверженно работать, заботясь не о себе, а о народе, который от них зависит!
  Безответственность - отличительная черта российского служащего, а в силу их традиционного атеизма, ни в какую человеческую любовь они тоже не верят.
  Я это на себе испытал, когда работал в подростковом клубе - приходил к чиновникам и пытался что - то объяснять, говорил о том что нужно детям. Помню, как одна "приятная" дама средних лет, со злобой меня оборвала: - Да что вы меня коммунизму учите!
  Получилось так, что целая генерация чиновников выработала такие корпоративные идеалы, по которым считается умным и профессиональным положение, когда вы за малую работу получаете большую зарплату, а
  те, кто много работает и мало получает считаются среди таких чиновников дурачками и недалёкими людьми, не умеющими жить.
  При такой идеологии бесчестия и захребетничества, никакие самые замечательные и умные программы улучшения жизни не будут работать, и тут только один путь - вернуть веру в Иисуса Христа в души этих людей!
  Тогда, постепенно, с трудом, но всё преобразуется, в этом я не сомневаюсь!
  
   Нужно больше исполнителей, которые бы в начале работы не требовали больших денег, а думали над новыми идеями и звали бы честных, религиозных людей к себе в помощники и опыт жизни показывает, что если человек работает не за деньги, а за совесть, он всегда получает всё - известность, уважение и в конечном итоге и деньги!
  К счастью мир не так плох, а закон воздаяния всегда срабатывает.
  Но в России, очень мало людей относящихся к работе, к труду как к молитве, как к богоугодному делу - именно этим можно объяснить многие неудачи, срывы планов и даже катастрофы.
  Обезбоженность, неверие в Христовы заповеди ведёт к эгоистической безответственности и тщеславному эгоизму.
  
  Лет десять с лишним назад я летел из Иркутска в Ленинград и перед взлётом самолёта, в салон вошли три местных механика, и подняв какой - то люк посреди салона, один из членов экипажа запустил их внутрь работающей машины!
  И сделал это член экипажа на глазах у всех пассажиров - эти трое долетели до Новосибирска и вышли, а я тогда подумал, что нарушая инструкции полётов, рано или поздно самолёты начнут биться.
  Так и происходило позже - сколько таких нелепых ошибок экипажей и механиков приводили к авиакатастрофам в России!
  Гибнут невинные люди, падает престиж страны, но пока люди не поймут, что каждый отвечает за всё, что происходит в стране и в мире, так и будут умирать невинные люди от взрывов самолётов, домов, автокатастроф и всё это из-за элементарного разгильдяйства и безответственности, которое в России приняло формы массовой эпидемии под названием - "пофигизм"!
  
  Как сегодня можно преодолевать пофигизм?
  Я видел в Лондоне здание, похожее на православный храм, которое оказывается было очистными сооружениями, или "помойкой" по-русски говоря.
  В середине девятнадцатого века в Англии было религиозное движение, которое настаивало на том, чтобы люди смотрели на любую работу, как на молитву направленную к Богу. И вот какой-то благотворитель, в конце жизни, на свои деньги построил этот дворец, чтобы перерабатывать человеческие нечистоты...
  И тогда я подумал - вот бы в Россию такую теорию внедрить, ведь любой дворник чувствовал бы себя человеком и любая самая грязная работа была бы достойна любования и уважения, если она делается как молитва.
  Отсюда может вырасти множество неожиданно благотворных эффектов, как в экономике, так и в жизни вообще!
  
  
   2002-2024 годы. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"