Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Армия и размышления о свободе. Отрывки из литературной автобиографии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несвобода тяготит, но и свобода накладывает свои огранияения!

  
  ...Часто вспоминаю время службы в Советской Армии - тогда я был несвободен, тяготился дисциплиной, но только сегодня начинаю понимать значение армии в моей судьбе.
  Она была для меня, как монастырь для молодого послушника - армия научила меня повиноваться, не теряя собственного достоинства, но и командуя, не тиранить других ибо сам бывал жертвой такой армейской тирании.
   Помню избушку - казарму, рядом с бетонно-земляной громадой капонира, стоящего на самой вершине острова Русский. В этой избушке, с утра, старшина-срочник Вася, от избытка дурной энергии и безнаказанности, подпрыгивая на кровати ещё в лежачем положении, кричал зычным голосом: "Подъём, салаги!".
   А мы, не выспавшиеся, одуревшие после внезапного пробуждения и "возвращения" из домашних снов, спрыгивали со второго этажа кроватей, одевались, заправляли постели "кирпичом" и выходили на зарядку, на мороз.
  Жизнь, особенно вначале службы была трудна, и только сегодня я начинаю понимать, что это была хорошая школа воспитания воли и жизнеспособности.
   Даже сегодня, встречая тонких и изощрённо интеллектуальных людей, я по их поведению в быту, не спрашивая понимаю, что они служили в армии, так как чувствую их физическое и психологическое здоровье, которое было привито в армии.
   Я сам на всю жизнь запомнил, что человек, кем-то или чем-то командующий, не должен воспринимать это как перст судьбы, а всего лишь как стечение обстоятельств, в лучшем случае как очередная ступенька в тривиальной карьере.
   Известно, что иерархичность - один из факторов реальной жизни в обществе, в семье, в "школе" и люди, после службы в СА, относились к этому с пониманием, но и со скепсисом.
  
   Армия для меня, была не только школа жизни, но и пора большого одиночества среди сотен людей, собранных против их воли в одном месте и поэтому, личная свобода для меня после службы, стала главной жизненной ценностью!
   Я разделяю взгляды Льва Толстого и его умению оставаться свободным в несвободной ситуации, предпочитающего поклоняться воле и терпеливой мудрости народа, нежели гордыне литераторов и философов, чиновников и аристократов со звёздами и без, и даже семье монарха!
   В какой-то момент изучения Толстого, я заразился демократизмом великого русского мудреца, который он выразил в тонком афоризме: "Не участвуйте в делах государства. Оставайтесь всегда частным лицом"!
   Для многих такая внутренняя свобода непонятна, а в государстве, она ещё и карьерно бесперспективна, но эпатаж и диссидентство, это тоже оборотная сторона протеста против тоталитаризма, попытка "свалить эту власть ради той" и проявить внешнее несогласие, при внутреннем желании, в той или иной мере прислуживать и делать карьеру уже при новой, "демократической" власти.
  
   В России у Толстого был предшественник - Грибоедов, который в "Горе от ума", сказал устами главного героя - Чацкого: "Служить бы рад, прислуживаться тошно"!
   Во всяком случае, после армии, я вдруг понял и почувствовал глубину этого афоризма, но и смысл Сартровского призыва: "Хочешь быть свободным - будь им"!
   Уже позже, я уразумел, что это экзистенциалистский перепев буддистского догмата - "не привязывайся"!
  
   Очевидно, что многих привлекает другой афоризм Сартра, вполне антихристианский: "Другие - это ад!", хотя по сути - это короткий манифест заскорузлых атеистов всего мира!
   Поверхностное отношение к русской церкви, как и к религиозности вообще, - одна из характерных "стигм" поколения шестидесятников и их "детей", что в конечном итоге приводит в тупик снобизма и проявляется либо в "возвышенном" пьянстве, либо в бабничестве!
  
  Лет через десять после армии, уже в конце концов разведясь, я выживал в Ленинграде, ночуя в ремонтируемой комнате на куске поролона, а днём в этой же комнате работал интерьерщиком.
   Во время работы были разные разговоры, в том числе об ответственности за свои слова и поступки.
   И однажды, из уст тайного недруга я услышал упрёк:
  "Тебе хорошо быть свободным, а кто будет дело делать и детей воспитывать?"
   В ответ я искренне смеялся:
  "А ты попробуй жить как я, а года через два, если ты выживешь, можно будет поговорить уже по существу"!
   Я уверен, что вопрос свободы - это всегда вопрос решительности веры, потому что быть свободным - значит не жить за чужой счёт, за счёт прислуживания "врагам" несвободы, и уж тем более не показывать либеральную "фигу в кармане"!
  Свобода - это прежде всего категория личностная и тут, за борьбу с плохими властями не спрячешься, тут речь пойдёт лично для каждого из нас о будущем Рае или Чистилище!
  
  
   2003 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"