Аннотация: Рассказываю о выставках в Англии, в том числе и посвящённым русской Революции!
О выставках, живописи и Революции
О современной живописи и благообразной жизни в Англии.
Эмили Карр - художник дикой природы.
В очередной выходной день поехали в Далидж - пригород Лондона, в Далидж-галлери, на выставку канадской художницы Эмилия Карр. С её картинами мы познакомились в музее Торонто, вовремя нашего путешествия по Канаде. Тогда, её творчество произвела на нас большое впечатление - она очень точно передавала красоту и свободный дух природы Канады и показывала в своих работах, культурные корни канадских аборигенов-индейцев.
Ехали в Далидж на электричке с одной пересадкой и когда вышли на нашей остановке, я стал охать и ахать от красоты быта и налаженности жизни в этом богатом пригороде Лондона. И постоянно меня терзала мысль - когда же в России жизнь будет похожа, на это удобное и обеспеченное существование, увиденное здесь.
Высоких домов в этом пригороде почти нет, все улицы застроены двух-трёх этажными домами-особняками с гаражами и благоустроенными подвалами и конечно садиками у каждого дома.
Далидж, как многие пригороды Лондона похож на богатую деревню, где парки и скверы неразрывно связаны с этими садиками около домов, большими зелёными луговинами перед школьными зданиями и красивым парком, куда, в это чистое солнечное утро устремились жители с детьми и собаками.
Сама галерея, расположена посреди большого луга-сада с кафе, скамейками и скульптурой актёра и предпринимателя из семнадцатого века, который купил землю и построил на ней школу - здание в голландском стиле с плоской башней по центру. Эта башня напоминает, что после реставрации монархии в Англии в семнадцатом веке, король Чарльз Второй привёз такую архитектурную моду из Голландии...
Войдя в галерею, мы купили билеты и проследовали внутрь.
Выставка работала последние дни и потому, в сравнительно небольшом помещении было не менее сотни зрителей успевающих посмотреть замечательные работы современной художницы (она умерла в 1945 году). Главной её натурщицей была природа и леса Британской Колумбии, - одного из самых красивых штатов Канады.
Анализируя её творчество прихожу к выводу, что на неё повлияли современники в лице Рериха, русских авангардистов и Пикассо. Но особенно и это самое главное - большое желание увидеть и передать впечатления от красоты дикой природы, синего неба и бесконечного океана лесов, покрывающих территорию Канады по сию пору.
Художница, ещё в начале двадцатого века подолгу жила в глухих уголках Британской Колумбии и сделала бесконечное количество набросков в своих блокнотах. А потом, на основе этих зарисовок создала целую серию картин, прославляющих красоту и божественные основания природы, леса и отдельных деревьев.
Интересно, что сразу после обучения она была вполне реалистом, но со временем перешла на символическое изображение особенностей пейзажа и отдельно стоящих деревьев. И если сравнивать раннее и позднее творчество, то мне больше нравятся её ранние работы вполне в реалистическом стиле.
На этих работах глаз отдыхает - не надо "работать головой" угадывая, что могут значит эти полосы яркого цвета изображающие лесную чащу или переплетение ветвей отдельных деревьев и лесных рощ.
И тут, действует общая закономерность отделяющая восприятие художника творца, от восприятия картин любителем прекрасного - современным зрителем.
Нечто подобное можно увидеть и понять, как процесс становления художника, в широком смысле и в литературе, и в живописи, и в музыке.
Художник, со временем стремиться к созданию некого обобщения, некоего символа, за которым он видит всю сложность и противоречивость натуры, будь то картина, роман или симфония.
А зрителю, читателю, слушателю более понятны и приятны именно вещи отражающие красоту реального мира, копирующие его без всяких головоломных символических сравнений и определений.
Может быть поэтому, несмотря на царящий сегодня в среде профессионалов - художников "авангардизм", как то особенно нежно мы ценим и любим и художников Возрождения, и русских передвижников.
К сожалению, тщеславное стремление к "новизне", желание выделится из массы, стремление эпатировать, напугать зрителя возобладали в выставочном деле и потому, всё чаще на выставках, вместо понятного сюжета и знакомых предметов, существующих в реальном мире, можно увидеть нелепые цветовые пятна на полотнах и рядом зрителей, глубокомысленно морщащих лбы.
В этом стремлении авторов запугать неоправданной сложностью или детской простотой, которая порой хуже воровства, пугают слушателя, читателя и зрителя намёками на их творческую неразвитость. В этом можно усмотреть тенденцию развития перехода определённых видов искусств от фигуративного к абстрактному.
Но это движение из великолепного прошлого в скандализированное будущее, на определенном этапе абстрагирования от реального содержания жизни, всё больше становится интересно только для профессионалов и ставит в тупик самых изощрённых эстетов, со стороны.
Особенно наглядно, этот тупик в развитии демонстрирует нам современная живопись, олицетворением которой стал "писсуар", как некое отрицание общих эстетических корней культуры в двадцатом веке и некий символ самолюбования и самонадеянности художника.
В литературе - это бессодержательные тексты, в музыке это минимализм и разного рода звуковые изыски, больше похожие на музыкальные пародии...
Видимо, согласно Гегелю, апогей развития живопись действительно пережила во времена Возрождения, а потом медленно, но неуклонно двигается к упадку, к утрате и отсутствию настоящей школы.
Осталось большое желания что-то изображать, при этом выставляя на всеобщее обозрение особенности своего изувеченного психическими извращениями, сознания...
...После выставки Эмилии Карр, мы осмотрели экспозицию музея, в котором хранятся настоящие шедевры: и Рафаэль Санти, и Веронезе, и Мурильо...
После этого, уже немного уставшие от изыска красок в галерее, выйдя на улицу, под синее небо и яркое золотое солнце, сопровождаемое прозрачным прохладным ветерком, шли вдоль зелёной луговины обсуждая увиденной...
Потом захотелось есть и в поисках кафе пошли вдоль парковой зоны, покрытой деревьями, зелёной стриженой травой и любовались живописным длинным прудом с чёрной, маслянистой, тяжёлой водой - вода чёрна, потому что дно состоит из чёрного перегноя.
По поверхности воды, меж берегов с ивами, печально опустившими свои голые ветви к земле, резвятся кряковые утки: серые уточки и рядом селезни с изумрудно-бархатистыми головками с серыми, плоскими клювами.
Не найдя здесь кафе, по бетонной пешеходной тропинке перешли с одной луговины на другую, а потом вошли в парк, где сотни, если не тысячи отдыхающих местных жителей, может быть впервые в этом году, в первый тёплый и солнечный день выгуливали себя, детишек и собак разных пород и размеров...
Любовь к братьям меньшим, как мне кажется, начинает проявляться в людях с определённого уровня материального благосостояния. А здесь, как мы убедились разглядывая витрины агентств по продаже домов, в основном живут фунтовые миллионеры, потому что дома, выставленные здесь на продажу, в фунтах стоят в пределах от миллиона до двух, а то и трёх миллионов.
Если переводить это на российские деньги то получаются заоблачные цифры в районе двухсот миллионов рублей!
Потом, прогулявшись по ухоженному, чрезвычайно шумному и людному весеннему парку, зашли в одну из пиццерий на центральной улице Далиджа и вкусно пообедали.
Итальянцы - владельцы пиццерии, радовались наплыву посетителей и подали нам настоящую итальянскую пиццу, которую мы запили замечательно ароматным мускатом...
На обратно пути, уже на станции метро встретили группу юношей в фирменных пиджаках одной из частных школ района. Они пили пиво из бутылок, громко разговаривали и дурачились, обсуждаю результаты регбийного матча, в котором участвовала их школа.
А солнечный день продолжался и приехав домой, мы попили чаю и съели сладкие плюшки, обсуждая увиденное на улицах богатого пригорода Лондона.
У меня в голове, ещё долго оставалось впечатление, что мы побывали на празднике жизни, в райски благоустроенных и ухоженных местах столицы Англии, и вздыхая, я думал, что в России люди вполне заслужили такой уровень жизни и только трагическая история страны, не даёт возможности моим соотечественникам радоваться и наслаждаться подобным бытием!
Позже я подумал, что климат и особенности дикой природы в России, тоже препятствуют такому беспечному образу жизни, но подумав утешился, полагая что именно через препятствия и через тернии, преодолевая их человек и страна могут, не останавливаясь в развитии, двигаться всё вперёд и вперёд...
"Золотой век" российской портретной культуры на вставке в Англии.
...В конце апреля, побывали на выставке русского портрета в Национальной портретной галерее, в Лондоне. Билеты туда подарила нам дочь, на мой день рождения.
Впечатление от просмотра остаётся сильное!
Правильно говорят, что "большое видится на расстоянии" - так и с родной культурой к которой так привык, что не замечаешь её особенностей.
Рассматривая работы в двух небольших комнатах, я вспоминал не только русских живописцев, но и знаменитых на весь мир русских писателей, композиторов, актёров и музыкантов.
И невольно, появились мысли понимание того, что девятнадцатое столетие в России, включая "серебряный век", принесли миру, на "золотом блюдечке" самобытности и глубины непознанных смыслов, сокровища русской культуры!
Именно сплав поэзии, прозы, музыки и живописи составляют сердцевину русского культурного феномена...
На этой выставке мы увидели портреты кисти Репина, Серова, Ге и многих других художников-реалистов, показывающих внутренний мир писателей, поэтов, драматургов, музыкантов и актеров.
Эти портреты всколыхнули в душе чувство гордости за русский гений, который после долгих столетий молчания и пребывания "внутри себя" - вспомните реплики Петра Чаадаева - вдруг проявил себя с необычной всесторонней мощью и глубиной!
И ещё, обобщая впечатления подумалось, что именно реализм в различных искусствах является ядром процесса развития форм и содержания любого творчества, будь то живопись, музыка или литература.
Именно из этого содержательного центра идёт, расширяясь концентрическими кругами, процесс развитие возможностей новых форм и содержания на периферию, в сторону уточнения и раскрытия разнообразия приемов и методов, свойственных искусствам как таковым.
На этой выставке, прежде всего, обращает на себя внимание творчество Репина, который по масштабу дарования и развитию, через труд, своего таланта можно сравнить с Толстым. Почитатели их таланта - современники в определённом смысле так и делали.
Жаль, что англичане мало знают этого художественного гения, показавшего в своих картинах не только современную ему Россию, но оживившего своей кистью многовековую историю российского народа, так отличающегося от знакомых европейских национальных характеров.
И очень жаль, что чиновники от культуры и служащие Россотрудничества, плохо используют эту мягкую, но влиятельную силу российской культуры, для знакомства англичан с достижениями русского народного гения!
Вспомните потрясающую по драматургии картину Репина "Царь Иван Грозный и его сын Иван". Или многофигурное полотно "Крестный ход". Или полную сожаления и грусти картину "Не ждали". Или вот были ещё лихие и вместе добродушные казаки, в картине "Письмо турецкому султану".
Как жаль, что отечественные культуртрегеры, так непродуктивно используют "мягкую силу" русского искусства - уверен, что англичане были бы в восторге от выставок в Лондоне русских художников Репина, Сурикова, Крамского, Серова.
Ведь в их работах так много пронзительной правды о русском народе и вместе, показана сила мастерства в изображении любви и сопереживания своим соотечественникам!
Но и в России, уже в тёмные восьмидесятые годы двадцатого столетия, накануне "либеральной" контрреволюции, усилиями полуграмотных и идеологизированных критиков, имя и слава Репина и вообще передвижников-живописцев, была забросана грязью непрофессионального, поверхностного анализа от "либеральных" критиков, ориентированных на "западные" авангардные ценности.
...На этой лондонской выставке, портреты великих русских писателей помещены рядом и мы можем увидеть в их портретах не только характеры, но и догадываться о свойствах их литературных произведений.
Достоевский Перова: сухонький, с тонкими, нервными руками и напряжённым взглядом болезненного человека, невольно ассоциируется с его пронзительным творчеством, наполненным поисками цели и смысла жизни, в сумасшедшей суете характеров и чувств большого города.
И рядом Толстой Николая Ге - олицетворение положительного здоровья и интеллектуальной мощи русского писателя. Толстой в Хамовниках, за знаменитым письменным столом обдумывает очередную идею добра и справедливости, стараясь воплотить её в соответствующие словесные формы. В его портрете, перед нами предстаёт обобщённая личность русского человека, как некий символ проснувшегося творческого духа нации!
И тут же Тургенев Репина: грузный, седой, усталый, недовольный и разочарованный тяготами жизни и разрушением мечтаний о личном покое и счастье - этот портрет не понравился ни критикам, ни самому писателю, хотя мастерство художника позволяет увидеть в этом образе силу и величие таланта, сокрушённого жизненными обстоятельствами!
...Ну а дальше портреты русских композиторов, тоже удививших музыкальный мир Европы своими творениями и силой творческого гения всего русского народа.
Трагедию Мусоргского, написанного Репиным, умирающего от алкоголизма в больничке, можно сравнить с изысканной чистотой и затаенной душевной горечью Чайковского.
А аристократичный Римский-Корсаков Серова, показанный в процессе творческого создания очередного шедевра, противостоит показному эпикурейству и самодовольству миллионера Мамонтова, любителя и мецената русского искусства, подчёркнуто современно для того времени, ярко изображённого Врубелем, ...
А рядом портрет Стасова на его даче, написанный Репиным.
Критик изображён в красной рубахе подпоясанной кушаком, в штанах заправленных в сапоги и буйной шевелюрой на голове. Чем тебе не образ весёлого русского купца на отдыхе?!
Глядя на эти знакомые с детства лица сознаешь, что нигде гениальность и своеобычность русского народа не проявляется так ярко в песенности русского быта, показанного в картинах русских художников...
Русские композиторы - "националисты" привнесли в мировую музыку образность чувств и картинность драмы человеческих переживаний.
Начиная с "Картинок с выставки" Мусоргского, продолжаясь в удивительной мелодичности "Шехерезады" Римского-Корсакова и драматизме "Шестой симфонии" Чайковского; нарастая в творчестве Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, весь музыкальный мир Европы пережил своеобразный музыкальный Ренессанс, вдохновлённый творчеством этих личностей, составляющих плоть от плоти русского национального характера, певучести его языка, отражающего драматизм исторической судьбы великого народа!
Островский и Чехов в этом раду портретов русских интеллигентов, представляют театральную стихию и как продолжение линии рассказа о русском театре, идут портреты русских актёров и оперных певцов.
Небольшой и как бы смазанный портрет грандиозно талантливого Шаляпина кисти Константина Коровина, меня разочаровал и вспомнился другой портрет певца, где барственный, огромный Шаляпин в меховой шубе - являет собой пример жизненного успеха и самодовольства. Наверное таким и был этот многогранный талант из народной среды, оглушенный внезапным успехом и обожанием публики. Жаль, но именно этого портрета на выставке не было...
Рядом с портретом Шаляпина, портрет великой русской актрисы Ермоловой кисти Серова. Мы видим гордую, величественную и страдающую женщину в чёрном платье, с высоко поднятой головой и взглядом устремлённым вперед, в неведомое завтра.
И тут же, портрет молодой женщины, тоже актрисы с грустными глазами, сидящей в мягком кресле.
А рядом, молодой актёр внушительной наружности - Ленский, прославившийся ролями романтических героев.
И завершение этой серии - портрет высокой молодой актрисы Варвары Хилденбрандт - тоже Репина, в вуали затемняющей верхнюю часть лица и передающей трагические тени под глазами. Художник, в этом изображении, намеренно подчёркивает стройность фигуры девушки яркими красными красками кофты и контрастно-чёрной юбки...
Завершают экспозицию, портреты драматической пары поэтов из серебряного века - Гумилёва и Ахматовой. Романтик Гумилёв изображён художницей Ольгой Кардовской на редкость невыразительно и кажется шаржированным. Его фигура на портрете в полный рост, кажется неудачным наброском, тогда как Ахматова, написанная этой же художницей, поражает дерзкой красотой азиатского горбоносого лица и отточенностью линий грациозного тела.
Остаётся добавить, что Гумилёв, вскоре после написания этого портрета был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре, а Ахматова, прожила длинную наполненную творчеством, переживаниями и драмой поздно пришедшей славы.
А рядом, портрет ещё одного заводчика и мецената - Ивана Морозова кисти Серова - Морозов сидит на фоне ярко-цветастой картины Матисса, чьим поклонником и собирателем он был!
...В хорошо изданном каталоге выставки, показаны не только выставленные портреты, но есть описание их создания и коротко рассказана история русских живописцев...
В магазине при галереи, много книг русских писателей на английском, а в начале экспозиции можно прочитать план мероприятий на 2016 год, в котором значатся и лекции, и конференции посвящённые творчеству русских живописцев, поэтов, писателей и актёров.
В разговорами с англичанками, посетительницами выставки, мы узнали, что вскоре будет встреча-лекция с бывшим архиепископом англиканской церкви Великобритании Роёном Вильямсом, который будет рассказывать о творчестве Фёдора Достоевского.
Этот замечательный эпископ, написал книгу о Достоевском и хорошо зная русский язык, давно занимается темой связанной с творчеством великого русского гения...
Остаётся пригласить и англичан, и русских живущих в Англии на эту выставку, как и все мероприятия проводимые в этом году...
На прощанье, хочется пожелать английскому слушателю и зрителю любви и понимания направленных в сторону российского искусства, обогатившего и омолодившего своим творчеством, давнюю историю развития культуры в Европе!
Революция. Русское искусство 1917-1932. Выставка в Королевской Академии Искусств в Лондоне
"...Революция, если рассматривать её самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада..." - Федор Тютчев
...Первое большой впечатление, связано с чувством гордости за историю Русской Революции - народу на выставке несчитано. с утра до вечера!
Второе впечатление - англичане и устроители выставки по-прежнему не понимают корней русской революции и трагизма реализации мечты революции, на месте прогнившей монархии построить новый мир на основе добра, свободы равенства и справедливости!
И третье чувство: почему такие выставки не организуют русские, российское министерство культуры при поддержке отделов культуры при посольствах.
Вспомнилась "русская выставка" организованная в галерее Сатчи, в Лондоне, в том числе с участием русского посольства в Англии.
Я уже писал о ней, но в сравнении с нынешней выставкой в лондонской Академии искусств, прославляющей русское революционное искусство, на той выставке, Россия была представлена как страна хаоса, пьяных и развратных граждан. И на ту выставку водили английских школьников, чтобы показывать какая Россия плохая!
Сравнивая два этих культурных события, хочется спросить у чиновников, возглавляющих российский министерства культуры: почему вы не можете объективно показывать и рассказывать о простой, порой трагической, но реальной жизни и истории в Советском Союзе, в том числе об истории революционного искусства, которое во многом подействовало на развитие искусства во всем мире.
И в России тоже надо делать такие выставки, чтобы прививать, у новых поколений россиян, чувство гордости за свою страну!
Конечно вопрос, почему это не делают российские власти заграницей и в стране, вопрос риторический. На мой взгляд, главная причина здесь в ненависти новой власти к Советскому Союзу и Революции.
И вторая причина - неумение и нежелание российских чиновников управляющих "культуру" в "новой" России, в том числе чиновников посольских, работать на современном уровне, ведь они тоже должны заниматься продвижением образа России в странах "проживания"!
(Но о российском чиновничестве в другой статье).
...В экспозицию выставки о революционном искусстве в лондонской Академии, вошли работы всех известных русских, российских авангардистов и вместе - что редко бывает, там были советские художники Грабарь, Бродский, Юон, Кустодиев и целый зал был посвящен творчеству Петрова-Водкина.
Из авангардистов были Шагал, Кандинский, Малевич, Родченко, Татлин, Попова, Маяковский, Эль - Лисицкий и много других авторов, мало известных сегодня.
Были представлены и фотографы, и замечательные фотографии тех пламенных лет, а в залах выставки, в нескольких местах показывали на больших и малых экранах фрагменты революционного кино: Эйзенштейн, Эрлер, Барнет, Пудовкин, Дзига Вертов, Козинцев!
Глядя на это популярное сегодня в Англии многообразие советского, революционного искусства - подряд, в нескольких местах идут выставки и показы советского искусства, почему подумал, что режим Реставрации в России похоже блокирует празднование столетие Революции и эта блокада, производится силами новых образованцев, обслуживающих интересы олигархического строя.
Поражает нечувствие российской современной образованщины, отрицающей влияния Революции на весь мир, непонимание ими силы и мощи русской пролетарской Революции, отразившейся в искусстве и культуре не только в Союзе, но и во всем мире!
В определённом смысле, нынешние образованцы с их антисоветизмом и антикоммунизмом, провоцируют неонацистов Украины и в Прибалтики на антироссийские и антисоветские выступления.
Ещё и поэтому прибалтийские политики, опираясь на сочувствие со стороны этих российских социальных идиотов называющих себя либералами, собираются устроить трибунал над "коммунистическим режимом"!
Странно, что российская чиновная элита иногда, подыгрывает зарубежным русофобам - неонацистам в этом начинании!
Но сегодня, в российских СМИ выступает много "белых" патриотов, типа Холмогорова, готовых, часто по глупости и неумению просчитывать последствия, пойти на поводу у украинских и прибалтийских националистов!
В ответ на приближающийся юбилей русской Революции, мы слышим и читаем у "домотканых" историков, публицистов и литераторов, иногда называющих себя "патриотами", о губительности революции для истории России.
И это всхлипывание, разного рода антисоветчиков о "России которую мы потеряли", говорит о том, что в среде российской образованщине до сих пор бытуют мифы о возможности избежать революции и тем самым, стать похожими на Англию - этот бред, в черносотенной, монархической обложке, в России, в определённых кругах сегодня очень популярен!
Но этим "анахоретам" надо знать, что революция в социуме, похожа на бурю в природе, и индивидуальные человеческие желания и мнения ничего не могут в этом изменить!
Ведь явления природы, часто страшные и разрушительные, не спрашивают у людей, хорошо это или плохо - они просто происходят - вот так и с Революциями!
Главная причина любой революции - преобладание социальной несправедливости над справедливостью, то есть в каждой революции есть христианские корни, которые к сожалению, яростно и по недомыслию отрицают российские церковные власти!
Точно так же, как в революции, главной причиной природных бурь является разница в атмосферном давлении между высоким и низким, а буря - это пусть временное, но выравнивание атмосферного давления в природе. Но так и с Революциями!
...В сегодняшней России, трудно понять руководителей российского государства, старающихся угодить любителям монархии Романовых и старательно переписывающих, не только подлинную историю страны, но вносящих раскол в российский социум.
Ещё и поэтому, со всей очевидностью можно сказать - в девяностых годах прошлого века, в России, победила Контрреволюция и в стране, на какое-то время, установился режим Реставрации.
Конечно Реставрация скоро закончится, но пока она определяет всю жизнь российского общества, где вновь стала накапливаться разница между уровнями несправедливости и справедливости, а это, чревато новой Революцией!
...Возвращаясь к лондонской выставке, надо сказать, что в мире вообще нет полного понимания цели и смысла перемен, происходивших и происходящих не только в общественных отношениях, но и в культуре, хотя нет этого и в искусстве России!
Но в современной Англии, есть хотя бы желание понять эти перемены, чего совсем нет в сегодняшней России.
Однако, возвратимся к выставке...
На входе, в первом зале, поражают прежде всего портреты Ленина кисти Бродского. Картина "Ленин работающий за письменным столом", ещё совсем недавно входила во все советские учебники и хрестоматии по искусству, но сегодня - это реликвия над которой принято посмеиваться.
Но тут же рядом, висит портрет Сталина, показ которого сегодня в российском "официозе" считает табу!
Согласитесь, странное отношение российской чиновной власти к победителю Гитлера и спасителю не только СССР, но и всего мира от коричневой чумы, захлестнувшую в те эпические времена половину мира!
...Конечно, многие англичане приходят на эту выставку посмотреть работы основателей и вдохновителей "нового" искусства: Малевича, Шагала, Кандинского, но многих поражают работы Кустодиева, Нестерова, Малявина, Филонова...
А работам Петрова-Водкина, отведён целый зал, может быть ещё и потому, что автор знаменитой картины "Купание красного коня", мало известен на Западе, и в Англии в частности.
Замечательная движущаяся инсталляция Татлина "Летатлин", поражает взлётом творческой фантазии в сочетании с инженерной мыслью, выраженной в символах изображающий полёт.
А Эль-Лисицкий представлен большой структурой инженерного дизайна квартиры будущего, в которой, в большие пространства "окон" мы видим большой город, простирающийся в пространстве далеко и высоко.
Кинофрагменты знаменитых режиссёров показывают быт и стремление к переменам, которым была наполнена послереволюционная жизнь в России. Бородатые мужики -крестьяне, первые трамваи, лампочка Ильича, быт коммуналок, - дают представление о том, как проходило становление и укрепление новой жизни.
И в контрасте этой бедной жизни первых лет революции, показан большой фрагмент выступления спортсменов и физкультурников на Красной площади, перед мавзолеем Ленина, уже в тридцатые годы.
Красивые лица, сильные фигуры, красота и чистота линий движения и перестроений одетых в белые одежды уже новых, молодых советских людей. И эта новая жизнь, как небо от земли отличается от заскорузлой трудной и тревожной жизни, которая была в России всего лишь двадцать лет назад, то есть до Революции.
Вот где надо российскому правительству искать с пути новой модернизации страны!
Революция действительно произвела потрясающую перемену в жизни и мироощущении советских людей, если сравнивать их жизнь и жизнь русских крестьян до Революции. И эту разницу видно невооружённым глазом даже на этой выставке...
Большой отдел выставки отведён плакатам и знаменитым "окнам РОСТа" в исполнении поэта и художника Владимира Маяковского, сегодня тоже незаслуженно ошельмованного и забытого в России.
И конечно, наибольшее внимания публика обращает на работы Малевича, Шагала и Кандинского. Эти имена знакомы каждому культурному человеку не только в Англии, но и вообще на Западе. Их работы подтолкнули фантазию современных нам художников, на поиски новых форм и содержания. Правда не всегда это получается красиво, но это тема другой статьи.
Значение этих русских авангардистов в формировании нового искусства в живописи, можно сравнить с не менее революционными выступлениями антрепризы Дягилева в Европе. Музыка Стравинского, эскизы костюмов русских художников, выдающиеся танцоры - все это было настоящим культурным шоком и стало революцией в классическом балете.
Тут надо поговорить о том, что искусство революции началось задолго до самой революции и отражало стремление России и русских людей к новым формам жизни, к новым формам в искусстве! Именно это желание перемен, пусть на время, определило лидирующие позиции русских писателей, музыкантов, художников, скульпторов и архитекторов в искусстве и литературе всего мира.
И конечно, в сравнении с "искусством" порожденным нынешней Реставрацией, революционное искусство выражало стремление страны и людей в будущее, призывало к работе по обновлению страны и человеческих отношений в СССР!
К сожалению, во времена контрреволюции, искусство в новой России направлено в далекое прошлое, а его апологеты капитализма в бессильной злобе, занимаются фальсификациями недавней истории страны. А период взлёта культуры и искусства народов Советской России, эти деятели показывают через "мутное стекло" Реставрации!
...В завершении, надо отметить, что даже в Лондоне, где проходит одновременно множество выставок, эта выставка вызвала неожиданный отклик - с утра здесь выстраиваются очереди желающих посмотреть её.
И даже показалось, что весь ажиотаж вызван "ностальгией" англичан по великому революционному прошлому, которое случилось не в Англии, а в России. Именно этой социальной бури были лишены европейцы, жившие и живущие сегодня сытой, обывательской жизнь!
Им остается только завидовать этой удивительной, взрывоопасной и неспокойной России!
2010 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal