Аннотация: Краткая история Русской Православной Церкви в послереволюционную и военную пору.
Русская Революция и падение "Кесаря.
ЭПИГРАФ:
"... Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа вашего Господа славы, невзирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде.
И вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: "тебе хорошо сесть здесь", а бедному скажете: "ты стань там" или "садись здесь у ног моих",
То не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский по Писанию: "возлюби ближнего твоего, как себя самого", - хорошо делаете.
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками...
... Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы...
...Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?..
... Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?..
... Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва..." ( Соборное послание Святого Апостола Иакова, Гл 2, 1 - 26)
ЭПИГРАФ - 2:
"... Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
Золото и серебро ваше изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни.
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам..." (Соборное послание Святого Апостола Иакова - Гл. 5, 1-6)
...Начиная вторую часть цикла статей "Вина или обида", я хочу с самого начала объявить - мой анализ церковной ситуации в России: дореволюционной, революционной и послереволюционной; до Великой отечественной войны, военной, и послевоенной - стоит на основном вопросе: - С кем были тогда церковные иерархи - с народом, (и не только церковным), и тем самым с Иисусом Христом, или с "Кесарем", и тем самым "против Меня"?
Слишком часто Русское Православие олицетворяло себя не с Новым Заветом Иисуса Христа, а с Царями и с Императорами, забывая, сказанное Господом: "Царствие Моё не от мира сего...".
Много цитируемый мной Георгий Флоровский, пишет по этому поводу:
"В своём попечительном вдохновении "полицейское государство" неизбежно оборачивается против Церкви. Государство не только её опекает. Государство берёт от Церкви, отбирает на себя, берёт на себя её собственные задачи. Берёт на себя безраздельную задачу попечения о религиозном и духовном благополучии народа. И если затем доверяет или поручает эту заботу снова духовному чину, то уже в порядке и по титулу государственной делегации, и только в пределах этой делегации и поручения Церкви, отводится в системе народно - государственной жизни своё место, но только в меру и по мотиву государственной полезности и нужды".
Протоиерей Александр Шмеман, уже почти в наше время пишет в книге "Исторический путь православия", о грехах Русского Православия предреволюционного периода, а тем самым, впоследствии, о грехах монархической Русской Православной Церкви за рубежом:
"... Церковь приобретает оттенок какого - то анахронизма, остаток "древности", не только внешне, но именно внутренне, психологически. Её теократическая идеология мешает ей - слишком долго - просто ощутить свой плен в чуждом ей мире, осознать всю ложь своего подчинения не православной по всем своим корням Империи, захотеть свободы, признания уже совершившегося факта о т д е л е н и я Церкви от Царства. И тогда остаётся молчаливый испуг, законопослушность."
Надо отметить, что уже в 1918-ом году, советской правительство приняло декрет об отделении церкви от государства. Вот его основные положения:
"Декрет от 23 января 1918 года
Об отделении церкви от государства и школы от церкви
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей...
...Этим декретом, молодая советская власть ещё раз показала, что примером для многих законов и установлений большевиков и лично Ленина, была Французская революция и её декреты. А одним из первых декретов французских революционеров был декрет об отделении церкви от государства!
Осуществление положений этого декрета было сопряжено с трудностями, потому что более ста миллионов россиян, тогда, считали себя православными христианами. А конфискация земель и имущества у Церкви, натолкнулось на сопротивление не только клира и монашества, но и верующих.
Однако официозная Церковь к тому времени была так дискредитирована своим служение Кесарю и монархии, что эти выступления вскоре прекратились и в среде духовенства стали популярны идеи модернизированного православия.
Возник раскол, но в течении нескольких лет раскол этот угас сам собой, из-за отсутствия поддержки "обновленцев" в среде верующих.
Однако нашлись в среде клира и монашества люди, которые не принимали новых порядков, многие иерархи русской церкви или эмигрировали или перешли на сторону белых...
... Сегодня, мало кто знает историю смуты и раскола в Русской Православной Церкви после Революции; историю отделения, а потом и ухода за границу некоторого количества православных иерархов, ушедших из России, вместе с остатками белой гвардии, да там и оставшихся...
Потом был Карловацкий съезд, на котором "раскольники", организовались в Русскую Православную Церковь за рубежом, во главе которой встал Митрополит Киевский, Антоний (Храповицкий).
С той поры, политиканствующая раскольничья церковь, постепенно становилась всё более и более игрушкой в руках противников и врагов России. Хотя путь измены и предательства, часто начинается с обиды и хороших мыслей о восстановлении "справедливости".
Возможно, что в начале были благие пожелания и намерения, однако, обида, без осознания вины, приводит к неправде, а потом и к предательству, затмевая пути покаяния и возбуждая желание мести.
А именно против этого выступал Иисус Христос, призывая строить ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ, ещё на земле и внутри каждого из нас. Обида и месть, не один раз побеждали в отдельных движениях христианства, и в отдельные периоды истории, но в конечном итоге, эти настроения, всегда оставались вне основного пути христианства.
С обидой в душе, отколовшись от Матери - Церкви, Русская Православная Церковь за рубежом, прошла свой путь разочарований, противостояния Матери Церкви, и саморазрушения, но к счастью, совсем недавно, воссоединилась с Русским Православием, и через время, раны нанесённые себе и мировому православия, уврачуются через осознание вины и через покаяние. Другого пути, в деле Христовом просто не бывает...
... Сам Митрополит Антоний (Храповицкий), в силу обстоятельств существования раскола вне России и вне православного народа, со временем, становился всё больше политиком, чем православным Иерархом. За это, его и всех иерархов - "зарубежников" упрекал Патриарх Тихон, определяя характер их действий, как излишне политизированный и направленный на восстановление монархии и старого строя. Вот что писал сам Патриарх, в конце июня. 1923 года:
"... со временем многое у нас изменяется и выясняется, и теперь, например, приходится просить Советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных...
Я, впрочем, ещё в начале 1919 года старался отмежевать Церковь от царизма и интервенции и в сентябре того же года выпустил воззвание о невмешательстве Церкви в политику и повиновению распоряжениям Советской власти, буде они непротивные вере и благочестию.
Посему, когда нами узналось, что на Карловацком Соборе, в Январе 1921 года, большинство вынесло решение о восстановлении династии Романовых, мы склонились к меньшинству, о неуместности такого решения... А когда, в марте 1922 года, стало нам известно обращение Президиума Высшего Церковного Управления за границей, о недопущении русских делегатов на Генуэзскую (мирную) конференцию, мы упразднили самоё это Управление, учреждённое с благословения Константинопольского Патриарха..."
... Заметьте, и в те времена, Константинопольский Патриархат, используя разногласия, вставал на сторону раскола. И по сию пору, многие, используют его, как силу, стоящую на стороне разделения. Это тоже политика, и не всегда даже политика меж православная и в этом нет ничего христианского!
... И дальше Патриарх Тихон заявляет:
" ...Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны соотечественников и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не миновали в этом обойти и меня. В газете "Новое Время", от пятого марта (Љ605), появилось сообщение, что будто бы, мне при допросах чекистами, была применима пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть...
Бог мира и любви да будет с вами.
Донской монастырь. 28 июня 1923 года.
Патриарх Тихон..."
... Приёмы клеветы и фальсификаций фактов, до сих пор мало в чём изменились, и в наше время многие российские образованцы и враги за рубежом используют ту же тактику. Наверное поэтому, так много русских людей и "общественное мнение" на Западе обманутые лживой пропагандой разного рода и вида провокаторов, как "зомби" повторяют ложь вслед за подкупленными "пропагандистами", а иногда, просто сбитыми с толку людьми. Сегодня, мало кто знает или хотел бы знать правду о тех днях и годах, и потому такое множество русских людей становятся жертвами провокаций, а иногда и участниками их!
Наверное, поэтому ещё, я взялся писать эти статьи. Ведь известен философский афоризм, который гласит, "что факты, сами по себе, вне толкования и вне толкователей - не существуют".
Поэтому, я хочу, не только подтолкнуть читателей этой статьи к изучению исторических фактов русской истории, но и попытаться представить особенности того жестокого времени, и только после этого истолковывать исторические факты.
Я и сам, хотел бы поставить себя в те времена и на место тех людей, которые жили тогда, чтобы понять, что они думали и чувствовали...
Безусловно классовая, идеологическая борьба, в Революцию и после, шла ожесточённая, но тогда, всё - таки победила сила Революции и установился Советский строй.
Ему, конечно были присущи ошибки и неудачи, как всему новому и неизвестному доселе. Но это было первое государство рабочих и крестьян, которое и стало образцом для подражания во многих странах. Правда эти государства, уже строили и строят свою жизнь исходя из приобретённого Россией исторического и социального опыта, часто жестокого и трагичного.
Однако, чтобы понять историю тех лет и дней, надо представить весь драматизм мировой ситуации перед Второй Мировой и во время войны... Конечно, и после войны были тоже времена нелёгкие.
Повторяю - много было ошибок, много жестокостей, но были и достижения, были великие победы и прорывы...
Сегодня, после произошедшей в девяностые годы двадцатого века Контрреволюции, все факты толкуются уже исходя из нового "социального заказа", и потому, очевидно, что "заказ" этот контрреволюционный. От этого и освещение событий переменилось на прямо противоположное, часто идеологизированное или прямо фальшивое.
Оттого так много идеологических жертв "промывания мозгов" вокруг и большинство этих жертв - русские обыватели-образованцы, которых истина, сама по себе мало интересует. Это давнее свойство русских людей. Об этом ещё в "Вехах" писали Бердяев и другие русские философы и писатели...
Сегодня, в Русской Церкви, существует большой слой клириков и даже иереев, которые не жили в Советском Союзе периода его расцвета, а родились и воспитывались, в период упадка и разложения советской цивилизации, во времена лживых лозунгов и двойных стандартов, введённых в обиход советской парт номенклатурой и чиновной образованщиной.
Сбитые с толку этой буржуазной пропагандой они готовы, вслед за идеологами холодной войны, повторять нелепые провокационные измышления о близости "сталинской России" гитлеровскому нацизму. Им и невдомёк, что это повторение лживых теорий, которые вброшены в идеологическое пространство страны, для самоуничтожения уже сегодняшней России!
Тем самым, эти клирики становятся орудием в руках идеологов "западничества" в борьбе с Россией, с русским народом. Они читают "богословские" работы, и верят Митрополиту Анастасию Грибановскому, который писал "...о любви исходящей из сердца" тогда же, когда поклонялся Гитлеру, призывал его завоевать "большевистскую" Россию и восхвалял его "германский меч возмездия", когда на фронтах Великой отечественной войны уже были убиты и угнаны в Германия десятки миллионов советских людей.
Он был русофоб - лицемер и фарисей, но почему-то многие клирики сегодня, проникаются сочувствием к его писаниям, а не к самому страшному факту гибели этих миллионов. Часто, это молодые священники сегодняшней Православной Церкви, которые не знают и не хотят знать трагической истории русского православия. Им проще обижаться на советскую власть, потому что они в те драматические времена не жили и потому, верят антисоветской церковной пропаганде не пытаясь узнать историю отношений Церкви м советского государства.
Наверное, что - то не в порядке с их самосознанием и с их верой, которую они автоматически называют христианской! Может быть поэтому, невольно, они, эти молодые русские "пастыри", становятся носителями идеологии РПЦЗ, периода сотрудничества с Гитлером!
А причиной такого "ослепления" сознания и совести, часто становится, как я уже говорил, незнание и нежелание знать правдивую, трагическую, но и героическую историю России и историю русского Православия в послереволюционные годы...
Однако возвратимся в те, опалённые страстью и верой в будущее, трагические но и великие времена...
... Митрополит Антоний (Храповицкий), в свою очередь, отвечая на эти обвинения, упрекал Патриарха в "несамостоятельности" и на этих надуманных и даже оскорбительных намёках о бессилии Патриарха, строил защиту своего непослушания главе русской Матери - Церкви.
Постепенно отношения между Русской Православной Церковью и "зарубежниками" превратились во враждебные, прежде всего по инициативе РПЦЗ. Ведь им как то надо было оправдывать длящийся и углубляющийся раскол Русского Православия...
Поэтому, они, "каждое лыко" вставляли в нужную для них "строку" и использовали любую причину, чтобы оправдать свои раскольничьи действия...
В этом проявилась жестокая логика разделения, которая всех раскольников рано или поздно приводит к коллаборационизму и прямому противостоянию с собственным народом...
История РПЦЗ, и других расколов - тому подтверждение...
Вначале иерархи ушедшие с белыми армиями, назвали свою ветвь отделившейся церкви Высшим Церковным Управлением, на словах подчиняясь Патриарху Московскому. Позже, после Карловацкого сьезда переименовали в Русскую Православную Церковь за рубежом или РПЦЗ. Постепенно они стали противопоставлять себя, как "правоверных" православных, Русской Православной Церкви Московского Патриархата и стали откровенными врагами не только Советской России, но и Матери - Церкви. Во главе раскольников встал Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).
... В 1936 году Митрополит Антоний скончался и на его место был избран Митрополит Анастасий (Грибановский), который уже был даже не только церковным политиком, но политиканом. Он начал напрямую сотрудничать с Гитлером, во времена подготовки войны Третьего Рейха с Советской Россией и поддерживал его до самого конца, выполняя некоторые "поручения Германских властей".
Об этих "поручениях", уже после войны писал Митрополит Серафим Ляда, тоже член Архиерейского синода РПЦЗ...
Я, сам, ничего не зная о коллаборационизме РПЦЗ, читая короткую автобиографию добрейшего Владыки Антония Сурожского, вдруг натолкнулся на упоминание им Русской церкви за рубежом, иерархи которой в оккупированном нацистами Париже, служили молебны за победу гитлеровского оружия над "врагами веры", то есть над Советским Союзом, но за границей, СССР, всегда называли Советской Россией.
Этот факт, меня по настоящему потряс и после, я стал интересоваться историей раскола Православия в двадцатом веке...
А начать пришлось издалека, потому что корни разногласий между Церковью и простым российским народом, прорастали из глубины веков.
... Оставляя в стороне историю рождения и развития Русского Православия, я начал писать цикл очерков под названием "Вина или обида", первую часть которого уже опубликовал журнал "Что есть Истина?" в тринадцатом номере, вышедший в июне 2008 года...
Истории раскола посвящена и эта статья, в которой анализируются события произошедшие накануне двух русских Революция, во времена и после Гражданской войны, а потом и события кануна и самой Великой Отечественной войны.
Я, насколько мог, старался разобраться в произошедшем без "гнева и печали", хотя не уверен, что мне это удалось. Размеры статьи, конечно же не дают возможности привести все исторические материалы и их интерпретацию.
Но мне хотелось, для начала, просто привлечь внимание любознательных читателей, которые после прочтения этой статьи, возможно заинтересуются этим временем и этими историческими персонажами.
Я не скрывал и не скрываю, что мои симпатии всегда были на стороне простых людей, того народа, из которого я сам произошёл и который Зинаида Гиппиус, выражавшая точку зрения почти всех русских раскольников и эмигрантов, жаждала загнать в хлев, говоря: "И снова в хлев, он будет загнан палкой, народ, не уважающий святынь". Более откровенно и цинично о положении русского народа до Революции, нельзя было сказать...
После смены социального строя, "новые русские", вновь озвучили эти стихи, но стараются уже, загонять народ в тот же "хлев" не только палкой, но и пряником. Для этого, надо было очернить недавнее прошлое, что они и делают довольно "успешно".
В головах большинства обывателей воцарилась невообразимая исторически - идеологическая каша, которой успешно пользуются недоброжелатели России, как внутри, так и вовне её. Это касается и церковных историков современной истории РПЦ МП.
... Мне кажется, что за последние двадцать лет, тема недавнего российского прошлого, была извращена и сфальсифицирована заказными "псевдоисториками" и российскими либералами, которых Солженицын назвал "образованщиной" и которые сегодня, обладают негласными "лицензиями", на владение большинством средств массовой информации в России...
Попытка пробиться сквозь стену предвзятости и просто фальсификаций, заставила меня начать писать эти статьи. Хочу заранее извиниться, за то, что затрагиваю чувства такого множества людей живших в двадцатом веке и живущих сегодня.
Возможно, я не всегда объективен в оценках фактов, возможно порой слишком эмоционален, но мне хотелось достучаться до умов и сердец наших современников, а известно, что "эмоции являются самыми лучшими проводниками исторических фактов".
В глубине души, я понимаю, что не одинок в таком отношении к истории Советской России и современной Русской Православной Церкви. Наверное таких людей большинство в России. Но беда в том, что в отличии от русских "образованцев", большинство этих людей, "университетов не кончали" и потому не только статей не пишут, но и газеты редко читают.
У них конечно есть своё мнение, но беда в том, что их мнение, сегодня никто не слышит. Они, сегодня, просто лишены права "голоса" и права на правдивую информацию. А ведь их, по разным подсчётам, от ста до ста двадцати миллионов, то есть основное большинство русских людей...
Так было всегда в монархической России, когда народ молчал, а говорили те, кто защищал монархию и прислуживающую ей церковь. Последние годы, во времена реставрации, всё возвращается, обрушивается в прошлое, и вполне может быть, что вскоре, грамотных, в нашей стране будет меньше, чем неграмотных... Но об этом - в другой статье...
... Каждый раз, когда я начинаю писать о малоизвестных фактах, делая какие - то собственные выводы, то спрашиваю себя: - А стоит ли ворошить такое недавнее прошлое, когда ещё дети и внуки участников тех событий живут рядом, а иногда даже и сами участники ещё живы?
К тому же, рассуждая о церкви, мы почему - то все приучены к предварительному цензурированною наших работ, хорошо "зная", что можно говорить, а что нет, о чём можно думать, а куда нельзя даже и "посмотреть". Только тогда, когда наши мысли будут "завизированы" у приходских батюшек или даже у епархиального архиерея, мы можем быть спокойны...
Своеобразная само цензура, довлеет над нами, когда мы берёмся говорить о Русском православии. И преодолеть её совсем непросто, особенно когда мы сами верующие и воцерквлённые люди...
... И каждый раз после таких сомнений, я отвечаю себе - это моя христианская обязанность говорить то, что думаю, а если я неправ, то читатели меня поправят или даже обругают, а батюшка, которому я исповедуюсь, пожурит меня, но позволит причаститься. Ведь Иисус Христос говорил, как одну из важнейших заповедей: "Не лгите!"
Наконец, журнал, в котором я печатаю эти статьи, недаром называется "Что есть истина?" и программный лозунг которого выражен такими словами: "Пусть читатель, анализируя материалы разных направлений и разных идеологических течений, сам решит, что же есть истина, и вообще существует ли она как определённый взгляд или сентенция..."
...Закрепощение Русской Православной Церкви, официально началось с реформ Петра Первого. Вот как об этом пишет русский богослов Александр Шмеман:
"Через учреждение Синода Церковь становится одним из государственных департаментов., и до 1901 года, члены его, в своей присяге величали Императора "Крайним судией Духовной сей Коллегии", и все его (Синода) решения принимались "своею, от Царского величества данной властью", "по указу Его Императорского Величества"... Психология эта лучше всего выражена в "Духовном Регламенте" знаменитого Феофана Прокоповича; он переносил в Россию все основные принципы протестантизма, его понимание взаимоотношений Церкви и Государства, в котором Церковь, видимая или земная, в ту эпоху мыслится именно религиозной "проекцией" самого государства. Этой коренной, основоположной л ж и Петровской Реформы русская власть не осознала и не отвергла фактически до самой революции 1917 года. В ней основная двусмысленность отношений отношений между Церковью и государством, отравившая одинаково и государственное и церковное сознание..."
Остаётся добавить, что после Пролетарской Революции, эту ложь, как идеологическое оружие, взяла себе на вооружение Русская Зарубежная Церковь...
Интересен взгляд на положение и состояние русской Церкви, после Октябрьской революции, высказанный замечательным русским поэтом и мыслителем Александром Блоком. (Вспоминаются его программные публицистические статьи: "Народ и интеллигенция", "Интеллигенция и революция", "Искусство и революция", "Крушение гуманизма".
Вот его впечатления от происходящего в России, в 1918 году:
"Петербургская весна 1918 года и Великий пост.
Кому, кроме обывателя да бедного составителя календаря, тщетно пытающегося приспособить старых святых к новому стилю, придёт в голову такое сочетание?
Не знаю, надолго ли, но русской церкви больше нет. Я и многие подобные мне лишены способности скорбеть об этом потому, что церкви нет, но храмы не заперты и не заколочены; напротив, они набиты торгующими и предающими Христа, как давно уже не были набиты... Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос. Вокруг толпятся и шепчутся богомолки в мужских и женских платьях: они спекулируют; напротив, через улицу, кофейня; двери туда тоже открыты; там сидят за столиками люди с испитыми лицами и тусклыми глазами; это картёжники, воры и убийцы; они тоже спекулируют. Спекулянты в церкви предают большевиков анафеме, а спекулянты в кофейне продают аннулированные займы; те и другие перемигиваются через улицу; они понимают друг друга.
В кофейню я ещё зайду, а в церковь уже не пойду. Церковные мазурики для меня опаснее кофейных.
Но я, русский, а русские всегда ведь думают о церкви; мало кто совершенно равнодушен к ней; одни её очень ненавидят, а другие очень любят; то и другое - с болью.
И я тоже ходил когда - то в церковь. Правда, я выбирал время, когда церковь пуста, потому что обидно и оскорбительно присутствовать при звероголосовании нестриженных и озабоченных наживой людей. Но в пустой церкви мне удавалось иногда найти то, чего я напрасно искал в мире.
Теперь нет больше и пустой церкви..." (Цитата из очерка "Исповедь язычника")
... Тогда, в грозные и жестокие дни Революции и Гражданской войны, слова и стихи Блока звучали как предостережение сторонникам рухнувшей монархии, в числе которых, на некоторое время оказались и иерархи официального православия, замутнённого многосотлетним прислуживанием "Кесарю".
Блок, тогда, был среди немногих интеллигентов, противостоявших волне антисемитизма и контрреволюции, которые хотели, как писала Зинаида Гиппиус, чтобы: "... И снова в хлев, он будет загнан палкой, народ неуважающий святынь".
В те годы, чаша народного, христианского терпения переполнилась и русские люди взбунтовались против вековечной власти несправедливости и насилия, поддерживаемой иерархами официальной церкви. Церковь, на взгляд многих современников Революции, давно уже превратилась из христовой, в церковь обрядоверия и стихи про "хлев", в котором содержался народ во времена монархии, были просто констатацией факта...
Тогда, протест против вековой неволи и эксплуатации тёмного, забитого народа, вылился в жестокий, кровавый бунт, а побеждённая, но такая привычная монархия, поддерживалась многими "православными" иерархами, от века прислуживающих "плотской" власти богатых и знатных.
Стяжательство и прислуживание "Кесарю", давно уже стало идеологией царского православия, а присущий реакции на всё новое в России, обскурантизм, рядился в одежды "святости и подвижничества". Об этой особенности русской веры, писал и Георгий Флоровский в книге "Пути русского богословия".
Суть этой идеологии, ещё можно было выразить фразой - каждый был сам за себя и образ "Кесаря", затмил, отодвинул в сторону фигуру Христа Спасителя...
Церковь превратилась в место обрядоведения и узаконения житейской несправедливости, а "Бог, который есть любовь" был оттеснён в темные углы общественного бытия! И реакция на такое состояние веры, не замедлила сказаться...
... Нечто подобное может произойти и сегодня, ибо после победы Контрреволюции, мы живём в эпоху Реставрации, когда деньги, богатство и "знатность - известность", вновь стали кумиром, которому поклоняются "новые язычники" захаживающие "иногда" и в храм Христов. Но какие мысли при этом "крутятся" в их, забитых "думками" о деньгах и валюте, головах? Об этом можно только догадываться...
В свою очередь, хотелось бы предупредить "радетелей нравственности", что любые попытки бороться с следствиями нынешнего помутнения совести и разума корчуя "вершки", оставляя "корешки" нетронутыми, приведут к фанатическому изуверству сторонников "чёрной сотни" и "России для русских", а православие превратиться в набор суеверий и фальшивых догматов далёких не только от подлинных Христовых Заветов, но и от религиозности вообще...
Сегодня, в официальном, а больше в неофициальном православии, уже многое делается в эту сторону, включая сознательную и бессознательную цензуру, благодаря которой некоторые церковные "историки" скрывают правду, откровенно переписывают факты и уж тем паче, откровенно политикански и идеологизировано переписывают историю Русского Православия.
Вот например в издании "Радонеж", напечатана историческая справка о Русской Православной Церкви за рубежом. Дата напечатания 16. 05. 2007 год.
В этой "справочке", авторы старались тонко обходить все "острые углы" и нелицеприятные факты. Переписка Митрополита Антония (Храповицкого) с Патриархом Тихоном, изображена, как оправдание "послушных чад христовых" из РПЦЗ в расколе с их иерархом, ими же избранным на Поместном Соборе, в 1918 году...
Однако, читая "Летопись церковных событий, с 1917 года по 1986год" замечательного автора монаха Вениамина, - напечатана эта работа на сайте "Религия и СМИ, я вынес совсем другие впечатления об этом времени и об этих людях...
После прочтения пространной монографии, я вдруг понял, что монархически настроенные иерархи ушедшие на Гражданскую войну вместе с белыми войсками, организовали вначале Временное Высшее Церковное Управление, а потом и Русскую Православную Церковь за рубежом, откровенно отстаивали свои классовые, отнюдь не церковные интересы.
И позже, находясь в эмиграции, они продолжали упорствовать, сопротивляясь переменам произошедшим в России и в Русском Православии.
Они, пользуясь покровительством врагов Советской России надсмехались над подлинным святителем, Патриархом Тихоном и в ответ на его прещения и увещания, политиканствовали и унижали его своими лживыми предположениями и доводами.
Воистину, если без гнева и осуждения смотреть на их деятельность, то хочется повторить слова Иисуса Христа, направленных против своих мучителей на Голгофе. Ведь они тоже, подчиняясь привычке и нравам века, "не ведали, что творили". И в этих словах Иисуса Христа не было осуждения, а было сострадание к жертвам законов и нравов того времени...
Постепенно узнавая историю послереволюционной Церкви, для меня Патриарх Тихон, вдруг открылся мудрым христианином, святым человеком и подлинным Патриархом Русской Православной Церкви.
О нём, хорошие слова говорил современный пастырь, Митрополит Антоний Сурожский:
"Я думаю, есть многие святые, которые никаких чудес не творили. Которые сами были чудом. В этом отношении характерна канонизация Патриарха Тихона. Он чудес не творил, но он был образом человека, который родился и воспитывался до революции, оказался перед лицом совершенно небывалых событий, неслыханных ситуаций, сумел вглядеться в них глазами веры, с углублённостью и прочёл в них смысл. И направил Церковь на пути истинно церковно-христианские..."
...А те иерархи, которые ушли с белыми, постепенно становились врагами Народа, врагами России и врагами Матери Церкви...
Митрополит Антоний (Храповицкий), став во главе ВЦУ, а потом и РПЦЗ, в первое время делал вид, что подчиняется РПЦ, но в конце жизни занял откровенно раскольническую позицию...
Конечно, в начале раскола ещё были попытки "зарубежников" сделать вид "овец кающихся". Тогда в Европе, разгоралась политическая борьба между Германией и бывшими странами АНТАНТЫ, которые всячески старались повернуть растущую военную машину гитлеровского нацизма на Восток. И тогда ещё совсем непонятно было, кто победит.
С приходом в Германии к власти националистов во главе с Гитлером и после смерти Митрополита Антония (Храповицкого), РПЦЗ возглавил Митрополит Анастасий (Грибановский), который стал уже сознательным врагом Русского Православия и Советской России, и для осуществления своего предательства, своих русофобских планов, готов был сотрудничать даже с чёртом. Почитайте его послания Гитлеру...
Кстати, об этих послания в "справочке", напечатанной в "Радонеже" совсем не указывается, а вскользь говорится о связях руководства РПЦЗ с гитлеровскими властями.
Но, не поленитесь и прочитайте в "Летописи...", материалы, в которых помещено благодарственное послание Митрополита Анастасия Гитлеру.
В нём от имени Архиерейского Собора РПЦЗ, он не только восхваляет деяния Гитлера, обращаясь к нему, как к упоминаемому тут же Господу с большой буквы, но и откровенно натравливает этого "сверхчеловека", на Советскую Россию и на советский народ естественно скрывая свою ненависть к "народу не уважающему святынь", под ненавистью к "монстрам - большевикам". Написано и вручено Гитлеру, послание это, было ещё в 1938 году.
... Существует послание митрополита Анастасия уже от 1942 года, тогда по прежнему Главы РПЦЗ в котором он, от имени Архиерейского Синода РПЦЗ восхваляет "германский меч возмездия", обрушившийся на советский народ, в том числе и на русскую Православную Церковь оставшуюся с народом, и вместе с ним борющуюся с гитлеровскими оккупантами.
К тому времени, на фронтах Великой Отечественной, уже погибли и были взяты в плен, около десяти миллионов советских граждан, однако иерархов РПЦЗ это не остановило...
Понимая и преклоняясь перед мужеством защитников нашего Отечества в те страшные дни, понимая громадность человеческого горя и страданий в тот критический момент существования России, я прямо называя Митрополита Анастасия и всех тех, кто его поддерживал, "людоедами" в рясах. Неважно, жили ли они тогда за границами СССР, или внутри его ...
Сегодня, чтобы как - то оправдать свое предательство и это "языческое людоедство", РПЦЗ муссируют исторические идеологемы о "впадении в неверие" всего русского, российского народа, о "власти большевиков" и о "анти христовом" РПЦ МП, во главе с Местоблюстителем Патриаршим, а потом и Патриархом Сергием (Страгородским).
Придумали даже новый оскорбительный термин "сергианство", а за измышлениями об этих временах, пытаются скрыть правду о расколе и роли РПЦЗ в войне Гитлера против Советской России...
К несчастью, эти фальшивые идеологемы подхватывают сегодня и некоторые современные российские иерархи, тем самым "не ведая, что творят", оправдывая то давнее "людоедство" прислужников нацистского "Кесаря" и всех тех, кто сотрудничал с ним...
К великому сожалению, церковная история сегодня, как и социальная история недавнего, социалистического прошлого России, переписывается с классовых, раскольнических, буржуазно - феодальных позиций, а некоторые рьяные "охранители" вступили на путь реставрации церкви Кесаревой, в ущерб Церкви Христовой...
Прямо и косвенно переписываются и даже цензурируются "неугодные", факты истории и высказывания живых свидетелей тех событий.
Например в автобиографических материалах, рассказанных о себе Владыкой Антонием Сурожским, при напечатании, убраны из текста его упоминания о молебнах за победу гитлеровского оружия в войне с Советской Россией, возносимых иерархами РПЦЗ, в захваченном гитлеровцами Париже.
Эти воспоминания, в урезанном виде напечатаны в Трудах Митрополита Антония Сурожского, совсем недавно в Москве. Я и не знаю, относится и как понимать эту идеологическую "цензуру"?
Выше указанная "справочка" истории РПЦЗ, тоже цензурирует и старательно замалчивает роль тогдашних раскольников - зарубежников в их участие на стороне гитлеровцев в войне против российского, советского народа.
А ведь эта "справочка", составлена год назад, Службой коммуникаций Отдела внешних сношений и церковных связей Московского патриархата. Интересно, на что рассчитывали писавшие её? Наверное, на обычное обывательское незнание, невежество и нежелание знать подлинную трагическую историю России!
... Сегодня, в некоторой части нашей церкви утвердилось мнение по которому и рабство человеческое можно оправдать, цитируя Христа, и уже вовсю цитируя Предание церковное. Вот хотя бы это, из Соборного послания Апостола Петра (Гл 2, 13-20),о царях и властях:
"... Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, что бы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу..."
... Если не делать поправки на современность, на историю монархии и крепостничества, то все это можно понимать, как некоторое оправдание будущей власти "Великого Инквизитора", власти духовенства готового казнить самого Иисуса Христа во второй раз, лишь бы не возвращаться к осуществлению Его Нового Завета, - закона любви и свободы духа...
Конечно слова апостола Павла, говорят о другом и прежде всего о состоянии внутреннего смирения и самоуничижения, а не о боязливом молчании при виде лжи и несправедливости, которое невозможно понять вне содержания всего Благовестия.
Ведь слова Иисуса Христа о "возлюби врагов твоих и молись за притесняющих тебя", а тем паче "Если ударили по одной щеке, подставь другую...", как раз и говорят о этом общем настроении христианского внутреннего всепрощения...
Однако вспомните о торговцах, "превративших дом Бога в дом торговли" и гневно изгнанных Иисусом из храма, вспомните Его обличения фарисеев и книжников, и всё встанет на свои места...
История Церкви, как на Западе, так и на Востоке, к несчастью не всегда была христианской по сути. Вспомните костры инквизиции, борьбу за папский престол и индульгенции напоминающие взятки с прихожан, вспомните борьбу русской церкви с староверами и те же костры, когда в срубах, сжигали активных деятелей русского старообрядчества!
На Западе, всё это минуло ещё и потому, что несколько столетий назад, здесь произошли религиозные и социальные Революции, в которых была сделана удачная попытка перемены или смены неправедной власти. Ведь исходя из Христовых Заповедей, мы научаемся разделять власть праведную и наоборот. Иначе, зачем мы всё эти исторические события ворошим, узнаем правду о них и переживаем внутри себя и в Церкви?
К несчастью, многие цитаты из апостолов и даже из слов Иисусовых - многие "пропагандисты" повторяют от "лукавого" ума, стремясь угодить не Христу, не народу церковному, который по заветам Христовым, был носителем истины, но "Кесарю", постоянно присутствующего в Церкви в разных видах и качествах, благодаря словесным ухищрениям псевдо богословов, поставленных тем же "Кесарем" на место толкователей и "переводчиков" Христа и Предания Христовой Церкви...
Здесь я вижу попытки церковников - образованцев оправдать своё старое и привычное непонимание веры Христовой и прислуживание "Кесарю", следованию "святым преданиям", ставшим для таких церковнослужителей, символом реальности,
Но это есть отпадение от Христа, который был защитником народа от власти Кесарей и фарисеев и их прислужников. Вспомните: "Царствие моё не от мира сего!"; "Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное"; "О, фарисеи - лицемеры, змеиное отродье!.." и ещё много других сказанных Им пояснений.
И главное - наше первое впечатление после прочтения Евангелий, рассказывающих о житии и смерти самого Иисуса Христа, - как о книгах справедливости!
Ведь мы и восторгаемся "благовестием", потому, что это рассказ о любви и сострадании к бедным и униженным, вопреки древним человеческим инстинктам власти и выживания...
Попытки разного рода софизмами оправдать "пастырей" неправедной церкви, приравнять её неправедные действия к действиям Христа, перевести вину за разрушающуюся Церковь на народ оставленный этими "пастырями" в невежестве - есть искажение "Нового Завета".
Сегодня, некоторые иерархи, пользуясь разбродом в умах и душах верующих и желающих верить русских людей, в эти времена олигархического капитализма, готовы признать себя сторонниками этой власти "денег", и к этому же призывают прихожан.
Однако, это вновь путь не в сторону подлинного христианства, не окормление его духовных нужд, а новые угождения плоти и материальному миру, - миру "Кесаря".
Но это уже пройденный исторический этап чреватый бурями революции и страданиями множества людей, в первую очередь тех, кто хотел бы быть со Христом...
... Мысленно возвращаясь во времена Революции и последовавшей за ней Гражданской войне, анализируя события церковной истории, будем стараться учитывать все реальные факты истории российского общества в двадцатом веке, а не идеологические подтасовки и фальсификации его врагов. И постараемся судить о происшедшем, о прошлом, исходя из тогдашних исторических обстоятельств и тогдашней идеологии, будем судить или оправдывать по законам того времени, а не по либеральным законам сегодняшним, когда многим кажется - это обычное заблуждение во времена реставрации - что наше время и есть время истины и правды...
... Вспоминаются слова сказанные Александром Блоком, в статье "Интеллигенция и революция":
"Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь, ожиревший поп, икая брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок; не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.
Всё так.
Я знаю, что говорю. Конём этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все однако замалчивают..."
... Сегодня, "новые русские", пришли на место той, давней знати и буржуазии сидевшей веками, на шее русского народа, и хотят сделать так, чтобы уже никто правды о тех временах никогда не узнал. И сегодня, многие их прихлебатели из числа образованцев уверяют, что Революция была ошибкой, а во власти, в Советской России были евреи - большевики и бандиты.
Сегодня, как сто лет назад, многие "батюшки", из идеологических соображений становятся антисемитами забывая, что Иисус Христос был евреем во плоти, а все его Апостолы, включая Апостола Павла, были правоверными иудеями, пока не услышали революционных речей Спасителя.
Сегодня в России возродилась и "Чёрная сотня" и "Союз архангела Михаила" и эти националисты утверждают, что уж они то знают историю и истину, и что Христос идёт в ногу с ними.
Какое самонадеянное кощунство и забвение Христовых Заветов!..
... Сегодня, когда после Революции и Великой войны прошло много лет и сменилось уже несколько поколений, историю "правят" люди, не жившие в те времена и часто введённые в заблуждение неистовой пропагандой "реставрации" прошлого. И подбор фактов и описание той, тогдашней жизни, у этих "пропагандистов" мягко говоря грешит тенденциозностью и угождением сегодняшним власть имущим.
Однако, нельзя забывать, что помимо их "суда", есть ещё и "Божий, Последний суд", который скорее всего не будет согласен с их конъюнктурными, сиюминутными выводами и решениями...
Очевидно, что надо всё таки дождаться "Страшного Суда", когда всё и всех будет судить сам Господь, а не самозваные "лжепророки" заявляющие, что только они знают кто был прав и кто виноват!
Об этом надо всегда помнить!
... Я думаю, что все Революции - это реакция на накопившиеся грехи светской власти иногда поддержанные властью церковной, когда народ, большинство людей живущих в том или ином государстве, стараются силой противостоять нарушению христовых заповедей и законам, прикрывающих несправедливости...
И надо понимать, что церковники тоже могут ошибаться и совершать преступления невольные и сознательные, - ведь они же люди. Вспомните, хотя бы восхваления Гитлеру, в посланиях главы Зарубежной церкви Митрополита Анастасия, "фюреру" немецкого народа. Или его же восхваление "германского меча", восстанавливающего "справедливость" в покорённых странах, то есть в Советской России (Послания 1938 - 1942 годов).
Этот глава Русской Православной Церкви за рубежом, откровенно натравливал Гитлера на Советский Союз, ненавидя не только Сталина, но и советскую власть, а тем самым и советский народ.
Об этих страницах церковной истории я уже упоминал вскользь чуть выше и хочу более подробно говорить об этом, но позже.
... Остаётся процитировать слова Патриарха Тихона, который в конце жизни, после долгих раздумий начал понимать значение Революции. Он говорил:
"... Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг..."
... Эволюция русского православия после Революции полна противоречий и трагических разворотов, однако в конце концов, те иерархи, кто радел за страдающий и борющийся простой люд, кто остался в Советской России, встали на сторону советского народа.
В ходе Великой Отечественной войны, обнаружилось, что собственно Русская Православная Церковь помогала русскому народу победить и оставалась на его стороне в годы поражений и побед, тогда как раскольники из Церкви зарубежной, всячески пытались ублаготворить Гитлера и прямо выступали против Советской России, становясь врагами советского народа...
Гитлер перед войной писал:
"В начале оккупации мы не должны показывать своих истинных намерений, а всеми способами подчёркивать свою освободительную миссию..."
...Позже, уже во времена оккупации некоторых областей Советского Союза он инструктировал немецкие власти по религиозному вопросу:
"Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые деревни, в результате, захотят практиковать чёрную магию, как это делают индейцы или негры, мы не должны этому препятствовать.
... Наша политика должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола..."
Не кажется ли вам, что такие же идеологические формулы и сегодня применяются врагами России. Ведь Гитлер был хитрый и коварный политик, который часто добивался от своих противников того, что было выгодно фашисткой Германии и работало на победу нацисткой армии.
А его наследниками, сегодня являются все те, кто желал бы расчленить Россию по территориальному и религиозному признаку, мотивируя это лозунгами об "освободительной, демократической миссии"!
... Однако, в войне с Советским Союзом вернуть прошлое не удалось и снова "палкой загнать народ неуважающий святынь в хлев послушания захватчикам", не удалось ни Гитлеру, ни Иерархам РПЦЗ.