Аннотация: Англичане, часто не понимают, а иногда и не хотят понимать сложности русского характера. Из этого и происходят некоторые нелепости в постановках русских пьес, английскими режиссёрами и актёрами.
"Король Лир" в Национальном театре, в Лондоне.
"Автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, а зрители видят третью..."
Шарль Баре
...Собственно, в Национальном театре размещены несколько театров и "Короля Лира", ставили в "Оливер сиета".
Последнее время мы ходим на дневные спектакли, потому что дешевле и для нас, "безработных", много удобнее. Надо заметить, что на большинстве представлений залы заполнены в основном пожилыми людьми, имеющими свободное от работы время.
Кажется, что такую практику надо вводить и в российских театрах. Культурная политика в России меняется и есть надежда, что о пожилых людях тоже не забудут!
Но о новой культурной политике в России - в другой статье.
Зал в "Оливере" просторный с удобными креслами и большой сценой. Как я и говорил, сценические механизмы в английских театрах - на самом высоком уровне. Может поэтому и сценография разнообразна. Здесь тоже вращающаяся сцена, позволяющая менять декорации не затягивая представление...
Недавно, мы были в "Колизее", на опере "Ловцы жемчуга". Так там, в качестве "заставки" к опере, зрители могли видеть "ныряльщиков", совершающих свои погружения на всю высоту сцены. Мне казалось, что это кино, но потом я понял, что это акробаты-профессионалы, за прозрачным экраном делали свои "нырки"! И эти заставки, вполне натурально вводили зрителей в атмосферу оперы...
В этот раз мы пошли в театр с друзьями - это были наши давние знакомые и с одной из них - Линдой, мы познакомились ещё в России лет тридцать назад. Она закончила Оксфорд и писала диссертацию по журналу "Новый мир" и потому, часто бывала в России. По-русски она говорит очень хорошо, ещё и потому, что у неё был русский муж.
Вторая знакомая - Хилда, на редкость хорошо выглядевшая уже пожилая женщина, тоже понимала по-русски и вспоминала между прочим, что побывала совсем молодой на Московском фестивале 1957-ого года...
Надо сказать, что ещё лет сорок назад, отношение к России, тогда Советской, было иное - уважительное и многим, в том числе на Западе казалось, что Союзу принадлежит будущее - особенно нравилось молодым иностранцам, и англичанам в первую очередь, энтузиазм советских людей, а Союз представлялся благодатной страной, как отчасти и было в те времена!
Но я отвлёкся...
Декорации этого спектакля, здесь в "Оливере", тоже вполне современные - над сценой на тёмном экране, до начала представления большой круг солнца и тени планет по сторонам. На солнце видны движения материи, следы "электронных бурь" - всё как в реальности.
И перед началом действия, этот солнечный круг, начинает покрывать мрачная тень. Известно, что трагическим злодействам во владениях короля Лира предшествовало солнечное затмение, на которые ссылается коварный негодяй Эдмунд, внебрачный сын Глостера...
Когда солнце закрыла тень и стала видна корона из протуберанцев, свет погас и представление началось...
Герои этой пьесы, по замыслу постановщика Сэма Мендеса, предстают перед зрителями в современной одежде и даже рыцари, вместо мечей носят ружья и автоматы!
Этот осовремененный Шекспир, мне не нравится. Возникают большие несоответствия между текстом и постановкой. Корделия в "берцах" с автоматом за плечами, больше напоминают члена повстанческой "бригады" из латино-американской герильи. А автоматы и полувоенный покрой одежд королевской свиты, совсем не гармонируют с трагическими злодействами, описанных Шекспиром почти четыреста лет назад, с соответствующей атмосферой необоримого зла, к которому в те времена, привыкли как к рутине жизни.
Вообще, попытки театральных "новаторов", перекроить видеоряд древних трагедий на современный манер, производят неоднозначное впечатление.
Я видел постановки "Бориса Годунова", где массовка была одета в серые зэковские бушлаты и царь Борис, сходил с ума на сцене, уставленной какими то загадочными геометрическими фигурами, а с потолка, вдруг спускался громадный паук.
Зрители, конечно ничего не понимали, но вежливо аплодировали, чтобы потом дать себе зарок, на такие "модерновые постановки" уже никогда не приходить. Высосанная из пальца "новизна", часто только угнетает своей несвоевременностью!
И здесь, в начале спектакля появляется Лир, в каком-то полувоенном мундире, и его сопровождает "взвод" чернорубашечников, во главе с "мундирным" графом Кентом.
Потом появляются дочери в платьях и в туфлях на высоких каблуках. Их мужья, тоже в пиджачных парах, при галстуках и больше похожи на конторских клерков в Сити, которых на сегодня, в общей сложности более миллиона!
Короля Лира играет Симон Бейли - невысокий, полный, пожилой человек с большой седой бородой. Он похож не на короля тирана и самовлюблённого деспота, привыкшего к беспрекословному повиновению, а на вздорного дедушку выжившего из ума.
Дочери, благодаря одежде похожи, и Корделия с самого начала не вызывает симпатий. Зато Генерилья, тоненькая и белокурая, нравится своими стильными, полуоткрытыми платьями и нежным голосом.
Я понимаю, что у Шекспира зло маскируется под добродетель, но почему тогда Регана, с самого начала показана как "синий чулок", как женщина, которая всегда была злобной и сварливой. Поэтому, слова о любви к отцу, звучат как издёвка - Генерилье - тонкой и воздушной - ещё можно поверить, а вот Регане с самого начала не веришь...
Действие, между тем движется и мы начинаем понимать, что Эдмунд - внебрачный сын, это злодей, почище Яго, а старшие дочки развратны и потому, влюблены в этого злодея.
Я не буду цитировать драму Шекспира, но от прочтения её, особенно в переводе Пастернака, остаётся намного более сильное впечатление, чем от декламаций героев на сцене. А это, всегда первый признак неудавшейся постановки.
Эдгар - сын Глостера, ошельмованный своим сводным братом, прячется от преследований своего отца, введённого в заблуждение коварным Эдмундом, в грязной яме-землянке, почему-то совершенно голый; изгнанный Кент возвращается к Лиру "переодетый" в серую шинель, а самый симпатичный из этой оравы обманутых и обманщиков, - королевский шут, в одежде театрального конферансье расхаживает по сцене со скрипкой и поёт умные критичные песенки...
Ну а потом, начинаются зверства: Глостеру выкалывают глаза и он весь в засохшей крови, с грязной повязках на изуродованном лице, расхаживает по сцене с поводырём, и произносит жалостные монологи.
Интересно, что как и во многих других пьесах Шекспира, письма злоумышленников становятся главной причиной трагических недоразумений и предательств. Об этой особенности творчества Мастера, можно было бы написать филологическую работу.
Конечно, Лир - это жертва самовлюблённости и чинопочитания, но его старшие дочки и их мужья, это отъявленные злодеи, непонятно где выросшие и непонятно кем воспитанные. Всё это остаётся "за кадром" и вот тут то фантазия режиссёра могла бы проявиться в полной мере, хотя бы намёком показать главную пружину этих злодейств!
...Кровавая драма, между тем движется к концу. Эдмунд - главный виновник многих смертей и сам разочарован итогом своих интриг и в конце концов убит.
Бывший король, становится бродяжкой, Кент служит ему до конца...
Шут, самый умный из всех персонажей, раскрывает зрителям глаза на наивность и глупость своего господина, но в конце умирает, забитый разъярённым Лиром. Этот момент, не совсем поняли в зале, потому что он расходится с текстом пьесы.
Регина отравляет Генерилью и сама себе перерезает горло прямо на сцене, и остаётся, уже мёртвая, сидеть с поникшей головой на стуле.
Из-за кулис, Лир приносит тело погибшей верной Корделии, и сам вскоре умирает от сердечного приступа.
Эдгар, перестаёт изображать сумасшедшего и становится законным наследником престола...
Вот внешняя канва этой загадочной драмы великого драматурга.
Спектакль длится почти четыре часа и когда мы выходили из театра на набережную, уже наступил вечер и можно идти ужинать...
Мы пошли в вегетарианское кафе, мило устроенное под насыпью железной дороги, неподалеку от Моста Блакфраерс. Там мы взяли себе поесть и по бокалу вина и стали обсуждать увиденное.
Перед этим, Хилда показала нам СД с советским фильмом "Королева бензоколонки", с известной советской актрисой Гурченко в главной роли. Это стало странным совпадением - после жутковатого "Короля Лира" - добрая и весёлая комедия тоже с "королевой", но бензоколонки! Этот фильм Хилде прислал русский искусствовед, которому она рассказывала о том знаменитом Фестивале молодёжи и студентов...
Современная жизнь, конечно совсем не похожа на ту зверскую и жестокую, которой жили большинство людей во времена Шекспира. Однако, человеческий характер мало переменился и за благоустроенностью и благообразием современной жизни, часто скрываются нешуточные страсти и страдания наших современников. И жаль, что уже нет писателей и драматургов, силой таланта и характера сравнимых с Шекспиром!
Шекспир, был непревзойдённым психологом, воплотивший знания человеческих душ, в своих пьесах. Из современных драматургов, таким психологизмом обладают единицы.
Одним из них, является загадочный Артур Миллер, в пьесах которого уже на современном уровне, показаны пороки и драма человеческого существования в наши дни.
Недавно, мы, в Олд Вик - знаменитом лондонском театре - смотрели его пьесу с образно-философским название "Тигель".
В пьесе, показан судебный процесс над сайлемскими ведьмами в Америке. И написана она была, как своеобразный протест против "маккартизма" и охоты на ведьм, в послевоенной антикоммунистической Америке.
В ней показана не только тирания подозрительной власти, но прежде всего мотивы предательства и всеобщего помешательства на доносах и самооговорах.
Кстати, по этим же психологическим законам, во многом жили люди и в Советском Союзе, во времена "большого террора" - стоит в обществе пробудиться инициативной подозрительности и многие становятся жертвами этого массового психоза, а количество жертв превышает все мыслимые и немыслимые пределы...
И у Шекспира, и у Миллера, в их пьесах гибнут невинные люди и на время, силы зла и деспотия власти одерживают верх над силами добра, верности и здравого смысла. Но эта победа, после череды кровавых злодейств недолговечна, и в конце концов добро торжествует.
В их пьесах, противостояние вечных начал добра и зла в человеке, эта борьба и она заканчивается победой здравого смысла и непорочной наивности. На этом извека стоит человеческая история, которая тем не менее движется в будущее, не давая людям самоуспокаиваться и тем самым, самоуничтожиться!
Страсти кипят в растущем, движущемся в будущее обществе, а самодовольство, всегда порождает застой и саморазрушение!
Наверное жизнь продолжается ещё и потому, что люди всегда недовольны настоящим и ищут пути в будущее, а добро и зло борются внутри нас и вокруг нас!
А катарсис, испытываемый по окончанию этих кровавых зрелищ, пробуждает в нас лучшие чувства и помогает разрешить и наши, часто совсем не безобидные страсти и сомнения!
Июль 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
Трамвай "Желание" в театре Янг Вик.
Краткое содержание пьесы:
...Место действия пьесы - убогая окраина Нового Орлеана; в самой атмосфере этого места, по ремарке Уильямса, ощущается что-то "пропащее, порченое". Именно сюда трамвай с символическим названием "Желание" привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач, невзгод, компромиссов и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище - устроить себе передышку у сестры Стеллы и её мужа Стэнли Ковальского.
Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе - словно её ждут на коктейль или на чашку чая светские знакомые из аристократического района. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы её давно уже на пределе - Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски.
За те десять лет, что Стелла живёт отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его ещё называли "Мечтой". Стелла сочувствует сестре, а вот её муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки. Стэнли - антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский - человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными запросами - он ест, как животное, ходит, как животное, изъясняется, как животное... ему нечем козырнуть перед людьми, кроме грубой силы. Символично его первое появление на сцене с куском мяса в обёрточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Витальный, грубый, чувственный, привыкший во всем себя ублажать, Стэнли похож на пещерного человека, принёсшего подруге добычу.
Подозрительный ко всему чужеродному, Стэнли не верит рассказу Бланш о неотвратимости продажи "Мечты" за долги, считает, что та присвоила себе все деньги накупив на них дорогих туалетов. Бланш остро ощущает в нем врага, но старается смириться, не подавать вида что его раскусила, особенно узнав о беременности Стеллы.
В доме Ковальских, Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоём с больной матерью. Митч, чьё сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится её хрупкость, беззащитность, нравится, что она так непохожа на людей из его окружения, что преподаёт литературу, знает музыку, французский язык.
Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш, напоминая зверя готовящегося к прыжку. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем, почти животным, и советует Стелле уйти от него - он затаивает зло. А таких как Стэнли, лучше не задевать - они жалости не знают. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о её прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным. После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях, о чем Стэнли рассказал заезжий коммивояжёр, тоже какое-то время пользовавшийся ee милостями.
Наступает день рождения Бланш. Та пригласила к ужину Митча, который незадолго до этого практически сделал ей предложение. Бланш весело распевает, принимая ванну, а тем временем в комнате, Стэнли не без ехидства объявляет жене, что Митч не придёт, - ему наконец открыли глаза на эту потаскуху.
И сделал это, сам, Стэнли, рассказав Митчу чем занималась в родном городе Бланш, в каких постелях только не перебывала! Стелла потрясена жестокостью мужа: брак с Митчем был бы спасением для сестры.
Выйдя из ванной и принарядившись, Бланш недоумевает: где же Митч? Пробует звонить ему домой, но тот не подходит к телефону. Не понимая, в чем дело, Бланш тем не менее готовится к худшему, а тут ещё Стэнли злорадно преподносит ей "подарок" ко дню рождения - обратный билет до Лорела - города, откуда она приехала.
Видя смятение и ужас на лице сестры, Стелла горячо сопереживает ей; от всех этих потрясений у неё начинаются преждевременные роды...
У Митча и Бланш происходит последний разговор - рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повёз жену в больницу. Уязвлённый в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у неё не тот, что она называла, - недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, - и не такая уж она недотрога, какую из себя строила, - он сам наводил справки и все, что рассказал Стэнли, подтвердилось.
Бланш ничего не отрицает: да, она путалась с кем попало и нет им числа. После гибели мужа ей казалось, что только ласки чужих людей могут как-то успокоить её опустошённую душу. В панике металась она от одного к другому - в поисках опоры, а встретив его, Митча, возблагодарила Бога, что ей послали наконец надёжное прибежище. "Клянусь, Митч, - говорит Бланш, - что в сердце своём я ни разу не солгала вам".
Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорблённая Бланш прогоняет его.
Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли её рассеянны, она не вполне в себе - ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти её на море.
Стэнли поначалу добродушен - у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идёт хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается.
Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врёт она все! Нет ни роз, ни миллионера, единственное на что она ещё годится, - это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает её у дверей и несёт в спальню.
После всего случившегося у Бланш помутился рассудок. Вернувшаяся из больницы Стелла под давлением мужа решает поместить сестру в лечебницу. Поверить кошмару о насилии она просто не может, - как же ей тогда жить со Стэнли?
Бланш думает, что за ней приедет её друг и повезёт отдыхать, но, увидев врача и сестру, пугается. Мягкость врача - отношение, от которого она уже отвыкла, - все же успокаивает её, и она покорно идёт за ним со словами: "Не важно, кто вы такой... я всю жизнь зависела от доброты первого встречного". Пересказала В. И. Бернацкая
...В очередной раз, днём, мы пошли на спектакль Теннеси Уильямса, в "Янг Вик".
Театр, как и всегда был полон. Много народу сидели в буфете и на балконе перед входом, попивая кофе и вино, в предвкушении интереснейшей постановки.
Много раньше, я читал об этом спектакле и о фильме, в котором Марлон Брандо - тогда супер кинозвезда - играл роль Стенли Ковальски, а Вивьен Ли - роль Бланш Дюбуа. Писали о брутальности Стенли-Брандо и о тяжёлом впечатлении от этой драмы жизни в благополучной Америке.
В английской постановке, надо отметить накаченного и спортивного Бена Фостера - Стенли, за неспровоцированными истериками которого, стоит не только испорченный характер, но и физическая сила.
Игра Джиллиан Андерсон - Бланш, мне не понравилась.
Южно-американский тягучий акцент, нарочито замедленное движение по сцене, непонятная игривость и не вполне натуральные причитания - всё это не позволяло поверить в реальность происходящего на сцене.
Этот недостаток отметила и пожилая зрительница, которая в перерыве обменивалась с нами впечатлениями от спектакля. Получился некий "театр в театре", и видимо совсем не по воле режиссёра Бенедикта Эндрюса.
Пьеса была написана Теннеси Уильямсом сразу после Второй мировой войны и впервые поставлена годом позже. И может быть впервые в этой пьесе проявилось чисто американское отношение к действительности, которое со временем только окрепло и сегодня проявляется во всём, даже в геополитике. Это американское качество: эгоизм и индивидуализм, в каком то смысле стало квинтэссенцией национального характера!
Насилие стало родовой чертой целого государства. В этом, американцы разительно отличаются в своей массе от англичан и вообще европейцев, не затронутых распространением "американской культуры", принявшей форму вестернизации.
Англичане, часто говорят об американцах - они громкие! Это тоже проявление индивидуализма, который смыкается с эгоизмом.
А причиной такого "национального эгоизма", на мой взгляд происходит от долгого и совсем недавнего "самоизоляционизма".
Американцы, просто варились в "собственном соку", и потому привыкли всё и всех мерить по себе. "Вестернизация" страны, произошла ещё во времена кинопрославления "белого человека" времён освоения "Дикого Запада". Тогда и там, пистолет был главным судьёй и главным доводом права. Отчасти, это через "художественное" преувеличение в кино, в качестве "ролевой модели" проникло не только в среду американского народа, но и выплеснулось "в мир". Во многом, бандиты и насильники в России, особенно в страшные девяностые, подражали американским киногероям.
И в самой Америке, даже сегодня культ "кольта", часто вырывается на улицы. Убийства невинных людей случаются в школах, в университетах, на площадях.
После теракта в Нью-Йорке, в 2001 году, культурная самоизоляция Америки продолжилась и продолжались периодические расстрелы людей, которым подражают и психически больные европейцы - вспомните феномен Брейвика!
Насилие стало "родовым пятном", культурным феноменом нации и это сказывается и геополитике. Никто не развязал столько войн в современную эпоху, сколько американцы. И Панама, и Югославия, и Ирак, и Афганистан, и Сирия, а теперь и Украина стали следствием этого феномена...
На протяжении всего спектакля, я ловил себя на мысли, что нечто похожее на отношения Стенли к окружающим, можно наблюдать в том, как Америка третирует, провоцирует и издевается над теми странами, которые пытаются ей противостоять!
Вспышки насилия со стороны Стенли, часто происходили от того, что у него плохое настроение, а так как он не боится кого-нибудь обидеть, то и ведёт себя намеренно грубо и агрессивно.
И это срабатывает по отношению к женщинам, чувствующих свою невольную зависимость от этой наглой и эгоистической силы!
Соединённые Штаты, сегодня, точно так ведут себя с остальными странами мира. Над союзниками, а точнее сателлитами, они порой откровенно издеваются, навязывая своё стиль отношений, а непокорных и возражающих их диктату они запугивают, прямо угрожая или применяя силу...
Но возвратимся к описанию пьесы...
Сюжет "Трамвая Желание" послужил моделью для нескольких американских драматургов. И можно усмотреть некие параллели между этой пьесой и пьесой "Вид с моста" Артура Миллера"
И тут и там приезд, родственников. И тут и там предательство хозяев. И тут и там обнажается драма реально одинокого человека, который даже в родственниках не может найти ни помощи, ни поддержки, а только презрение к неудачнику и предательство.
Видимо атмосфера индивидуализма царящая в Америке, как основной принцип жизни, воспитывает такое отношение человека к человеку и даже страны к стране. Последние события на Украине и травля России всем "прогрессивным миром" по провокационному поводу - тому яркая иллюстрация...
Стенли и его друзья играют в карты и пьют пиво. Казалось бы обычное времяпровождение для тогдашнего американского мира, точно такое же, как сегодняшнее смотрение футбола и тоже питьё пива.
Но это "мужское занятие" происходило и происходит на пространстве в несколько квадратных метров и невольно ущемляет жизненные интересы женщин, которые окружают этих уверенных в себе мужчин.
Однако так и заведено у домашних тиранов, для которых женщины, - это средство удовлетворения похоти, и кухарки для приготовления пищи. А когда происходит даже некое подобие домашнего бунта, в ход идут кулаки.
Это демонстрируют и соседи Стеллы и Стенли, которые то дерутся, то через короткое время целуются.
Все уже привыкли к этим вспышкам агрессии и следующей за ней чувственности и потому, эти отвратительные драки и сексуальные насилия становятся частью жизненной рутины и даже нормой поведения, на которую стараются походить и следующие поколения американцев.
Геополитическая агрессивность Америки, это всего лишь продолжение на международном уровне привычной смеси личностного эгоизма и порождаемого им насилия...
...Почти одновременно, сразу после театра, я смотрел в интернете, недавний российский фильм Велединского - "Географ глобус пропил".
Как ни странно, просматриваются параллели между "Трамваем "Желание" и этим фильмом, в котором тоже показана победа насилия и издевательства над людьми, но теперь уже в современной России.
Какие-то извращённые неестественно злобные и подлые отношения между школьниками и учителем наталкивают на мысль, что пропаганда эгоизма и правота силы уже внедрились не только в головы писателей и сценаристов в России, но и в российскую действительность.
Фильм примитивный и в лучших традиция российского современного кино "чернушный", однако именно ему на очередном "Кинотавре" присудили первую премию. Это показывает моральное и этическое разложение не только "творцов", из так называемого "креативного класса", но и зрителей, а главное "художественных критиков", по сути критиков без определения "художественный", которые и проголосовали за это убожество.
Вместо положительного героя, каковым тщилось авторам и создателям фильма сделать Виктора Сергеевича Служкина - учителя географии в исполнении Хабенского - получился ходульный герой - "переживатель", которого в финале фильма, вполне справедливо выгнали из школы.
Я уже не говорю, что школьники изображены какими-то моральными дегенератами, способными на любую подлость, например написать в кофе учителя - такие случаи тоже бывают в школах.
А "неформальный лидер" класса в этом фильме - вообще полный бандит. (надо отметить игру этого актёра). Если действительно есть такие "лидеры", хотя бы в нескольких школах России, то это подчёркивает моральное и нравственную деградацию не только воспитателей детей, но и всей системы образования.
Россия, после тридцати лет успешного промывания мозгов "американской культурой", наконец-то становится похожей на Америку, а это очень печально ещё и потому, что это подражание псевдо культуре американского истеблишмента, уживается с собственно культурой, принадлежащей сегодня в России верхнему слою, оставшихся ещё советской поры, интеллектуалов...
Возвращаясь к пьесе в "Янг Вик", надо отметить как всегда изысканную сценографию, которую делает возможным, современное оборудование театра. Сцена, в этот раз помещена в центре зрительного зала и представляет из себя прямоугольник, оборудованный как современная квартира, с ванной, холодильником, большой кроватью, раскладушкой для гостьи, умывальником и даже унитазом, при виде которого в начале пьесы я подумал, что кто-то из героев пьесы сядет в конце концов на него, справляя нужду.
Так и получилось - Чехов, недаром говорил, что если в начале спектакля на стене висит ружьё, то оно обязательно должно выстрелить!
Надо отметить ещё, что действие по сути происходит в среде зрителей и актёры, выходя на сцену чуть на ноги не наступают зрителям из первых рядов. Это усиливает эмоциональное воздействие в финальной душещипательной сцене сумасшествия Бланш и появления психиатра с медсестрой из спец лечебницы.
Атмосфера злого сумасшедшего дома показана вполне профессионально, при всех издержках постановки и потому, зрители долго аплодируют актёрам по окончанию этой пьесы, но уходя вздыхают с облегчением. Ожидаемого катарсиса не происходит, потому что нагромождения злого насилия и нелюбви царящей на сцене, не находит морального оправдания...
Август 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков.
"Евгений Онегин" в Барбикане, в Лондоне.
..."Кто жил и мыслил, тот не может, в душе не презирать людей!"
Именно с этих стихов, начался спектакль театра имени Вахтангова в Лондоне, в Барбикане. И произносил их надтреснутым голосом один из ведущих актеров театра.
Довольно аскетичные декорации сопровождали это начало, но появление маленького не-то крестьянского сына, не-то беса с балалайкой, совсем не оживили действо и заставили ломать голову спрашивая себя: "А это кто?"
Правда потом, на сцене появились восемь граций в ночных рубашках или сарафанах. Они под руководством дамы в чёрном, стали делать балетные па. Трудно разобрать, зачем появилась эта дама и эти балетные экзерсисы? Видимо, эти девушки должны были изображать подружек девушек, из семьи Лариных.
Вскоре появились молодые двойники Онегина и Ленского и драма "лишнего человека" в обществе и безответной любви к нему провинциальной мечтательницы, получила своё развитие.
Этот, известный всем и каждому в России роман в стихах, в Европе, его больше знают по опере Чайковского "Евгений Онегин", воплотил на сцене режиссёр Туминас и не без задора, с неким романтическим символизмом и плохо скрываемым сарказмом. Пушкинский "Онегин", скорее ироничен, да и то местами. Сарказм, в данном случае, объясняется "взглядом со стороны".
Немного странно, что литовцы стали чуть ли не самыми талантливыми театральными режиссёрами Москвы. Но тут, наверное срабатывает, сегодняшний провинциализм российской "либеральной" публики и актёрской образованческой среды - всё заграничное, цениться, а российское презирается. Этот провинциализм касается любого творческого жанра, но проявился даже в российском спорте - за большие деньги приглашают тренеров и игроков, тем самым закрывая отечественным игрокам возможности продвинуться на первые роли. А школу тренеров вообще почти уничтожили. Нечто подобное происходит и с российским театром!
Но в той же Англии, ценят и преклоняются именно перед русской классической культурой, а образованцы в России готовы видеть "европу", даже в выходцах из Прибалтики... (Но об этом в другой статье)
Ленский у Туминаса - какой-то шут гороховый - общий насмешливый тон, особенно в первой половине спектакля немного коробит. Настораживают и поощрительные смешки среди русской публики, в ответ на шутовство актёров!
Не всем это нравится, но такова воля режиссёра и он тоже живёт не в безвоздушном пространстве. Сегодня, как мне кажется, русскому обществу не до лирики - всё в стране замешано на деньгах, на насмешливых прозвищах (ватники, быдло, колорады) и на недоверии друг к другу.
А уж ругать и насмехаться над Россией и русским народом - это сегодня очень модный "тренд". Хотя очевидно, что лакейство перед "заграницей" и насмешки над собственной культурой - это проявление провинциализма - следствие разрушительного самоуничижения российских образованцев!
Якобы оглядываясь на "запад", вместо простого и искреннего прочтения и показа реальной жизни, все стремятся к примитивным усложнениям, которые совсем не вытекают из прочтения оригинала. Это касается особенно тех театров, которые гастролируют по Европе. Постановщикам, кажется, что европейский зритель жаждет увидеть "тоталитарную Россию"!
Но это ошибка провинциалов, глядящих на Европу снизу вверх - не всякие усложнения понятны даже русскому зрителю и тем более зрителю европейскому!
Может быть согласно этому стремлению всё "символизировать", в качестве лиц-символов и появилась и дама в чёрном, образ совсем непонятный. Она обучая девиц-граций балетному мастерству, выполняет команды на русском-французском, да ещё и хриплым, возможно прокуренным голосом.
Действие развивается в шутливо-издевательском тоне и образ Татьяны, вдруг предстал перед нами в чувственно-истеричном виде, хотя кажется этого нет у Пушкина. Но зато есть у Толстого в дневниках, где он говорит, что животное начало в девушках, может испугать кого угодно.
Как кажется, создателям спектакля хотелось проникнуть за "кулисы" воспитанности и приличий российского мелкопоместного дворянства и показать смятение всех чувств при первой влюблённости.
Нечто подобное - страстное и откровенное - демонстрировала и сценическая Татьяна таская на себе тяжелую скамейку, изображая разгоревшуюся страсть к Онегину.
Няня, тоже совсем не кроткая и тёмная крестьянская кормилица, она, , по ходу спектакля зачем -то курит "трубку", становится конфиденткой Татьяны и поясняет воспитаннице, что эта страстность нормальна и не надо её стесняться, дескать "любовь зла..."
После метаний и страданий влюблённой "поселянки" Татьяны, случается объяснение Онегина с нею, на той же скамейке. Итог объяснения известен: Онегин пожалел Татьяну и прочитав её благородную мораль, уехал и затворился в своём имении...
После большого перерыва в отношениях, Онегин появляется в доме Лариных на именинах Тани и начинает очень "сексуально" ухаживать за Ольгой, которая почему-то все время ходит с баяном на груди. Этот баян подарил ей как лиру поэт и её жених Ленский.
Потом Ленский ревнует нескромного Онегина и вызывает его на дуэль. И было за что.
Онегин очаровал Ольгу сексуальными пассами и оставил после танца у неё во рту свою белую перчатку. Кажется, что игривость Ольги, можно было изобразить как-то иначе. Но такова задумка режиссёра, намекающая на распущенность, как вневременное свойство вообще женской натуры и конечно русской натуры!
Дуэль превращается в убийство, что и было вполне естественно - старый дуэлянт Онегин подходит вплотную к Ленскому и стреляет ему в живот - Туминасу так захотелось изобразить выполнение правил чести в "варварской" России.
Ленский убит, похоронен и забыт Ольгой, которая вскоре выходит замуж.
...Онегин уезжает путешествовать, начинается зима, Татьяна грустит и старшая Ларина собирается к родственнице в Москву. Отец Татьяны, к тому времени умирает и потому, семейство сопровождаемое восемью грациями, в закрытом вагоне уезжает в Москву. Тут вспоминается и Чехов: "в Москву! Хочу в Москву!" и бездорожье...
И вообще всё плохо и всё не так. И невольно хочется спросить Туминаса - а где было хорошо и всё так?!
Надо упомянуть ещё раз и некую девочку-мальчика с балалайкой - тоже непонятный символ, который присутствует на сцене от начала до конца и только отвлекает внимание зрителей...
...Наступил перерыв...
Мы вышли в фойе и стали обмениваться сдержанными замечаниями. Вспоминали и прошлые постановки увиденные здесь. Театр в Барбикане известный, и потому, тут иногда гастролируют русские театры и режиссёры. Здесь, мы с женой смотрели постановку Додина чеховского "Иванова" и "Мастера и Маргариту", в исполнении замечательной английской труппы.
Надо отметить, что зал был полон и кажется, больше половины зрителей составляли наши соотечественники живущие в Лондоне. Это уже становится хорошей традицией, что русские встречают известные русские коллективы, как в России, с восторгом и энтузиазмом.
Жалко только, что многим, саркастический тон не терпящий сентиментальностей, вызывал у зрителей одобрительные смешки. Но наверное на это и рассчитана эта постановка, потому что и режиссёр и актеры живут в современной реальной России, в которой мечтательности просто не стало места - частное предпринимательство и зверские законы первоначального олигархического капитализма, делают своё дело.
Любой спектакль - это производное от внутреннего мира его создателей. И Тумилис, и актеры вкладывают в постановки свои чувства и свои эмоции, которые в современной России совершенно избавлены от иллюзий, порой уже до определённого уровня цинизма. Как говорят, "бытие определяет сознание!"
Не очень понравилась и сценография, сооружённая тоже литовским "специалистом". Мне кажется, что аскетизм не был преимущественной чертой барского, дворянского быта. Скорее наоборот. А в постановке, кроме лавок и стульев выстроившихся вдоль "стеночки", нет ничего напоминающего уютный быт семьи Лариных...
Наши соседки по галерее - русские, говорили что им постановка нравится, а на наши возражения о неуместности в данном случае сарказма, как творческого метода, они удивлённо качали головами. Дескать мы не "в безвоздушном пространстве живём".
...Надо сказать, что после фривольной первой части, финал "Онегина", получился вполне драматическим. И даже с небольшим перебором.
Повалил "снег", началась зима, морозы, лай собак по ночам и даже вой волков.
Так что жить в имении стало невмоготу и вся семья уехала в Москву.
А в Москве звонят колокола и девицам, включая Татьяну, шашкой отрезают косы - признак невинности и деревенскости.
Татьяна вскоре выходит замуж за старого воина, израненного в битвах, благородного князя Гремина и становится образцовой женой. Причём, показано это как-то "скороговоркой", но с намёком - что мол любой девушке надо выходить замуж.
Онегин, возвратившийся "из странствий" ещё более скучающий, поражён её необычной зрелой светскостью и красотой, страдает, признаётся в любви и заслуженно получает отказ. Объяснение проходит в присутствии умершей и лежащей бездыханной на чёрной лавке дамы в чёрном, значение которой в пьесе так до конца и не выяснено...
Спектакль закончился и актёры выходят на аплодисменты аж пять раз, хотя могли бы выходить только три раза. Это тоже показывает провинциализм, в простодушно-нарочитой переоценке себя...
Спектакль длинный, закончился в одиннадцатом часу и мы шли домой пешком, по ночному, "пятничному" Лондону наполненному рьяной музыкой, доносящейся из ночных клубов и пабов - публика, после напряжённой пятидневке отрывалась, выпивая и танцуя.
Работают здесь на износ, как "рабы в офисах" и потому, в предчувствии двух дней свободы впереди, все расслабляются "по полной"!
А чуть мы свернули в сторону от центральных улиц, то окунулись в тишину и прохладу - в Лондоне, ночью около нуля.
Придя домой, пили чай и обсуждали с женой загадочную русскую душу. Саркастическая трактовка "Онегина", ей, прочитавшей поэму несколько дней назад, не понравилась.
А я, вздыхал и думал, что увиденное на сцене вполне соответствует содержанию нынешней идиотской российской тусовочной жизни и эстетическим взглядам "креаклов", на прошлое и настоящее России!
Жалко, что иногда, сами русские позволяют иностранцам так уродовать и издеваться над русской жизнью и российским искусством!
Февраль 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
"Счастливые дни" Самюэля Беккета, в Янг Вик.
...Беккет, известный мастер изображения абсурда в жизни человека. Поэтому наверное я ни одной его пьесы не прочитал до конца. Жизнь и без того мрачноватая штука, а после просмотра таких вот "счастливых дней", вовсе жить не хочется.
Но кому-то наверное нравится. Это скорее всего из тех характеров, которые любят фильмы-ужасы и к тридцати годам в большинстве становятся либо алкоголиками, либо преступниками.
Я уверен, что внутренний голос, после просмотра нынешней киношной жути в России, всё чаще шепчет таким людям - пойди и убей!
...В этот день, перед тем, как пойти в Янг Вик, мы были в Фестивальном зале и смотрели балет "со стульями".
Четыре танцора - две девушки и два юноши, танцевали, а точнее двигались по сцене используя в качестве партнёров, четырнадцать стульчиков для детской комнаты. В зале сидели в основном родители с детьми - потому что в театре проходит неделя детского веселья - в Лондоне начались школьные каникулы. Дети в основном маленькие, но смотрели серьёзно и некоторые из них принимались тут же танцевать в проходах, подражая танцовщикам. Реакция на движения была у этих детей вполне адекватная и встречали они артистов с энтузиазмом.
А я, впервые видя "бессюжетный" балет, который сегодня называют современным, кажется начал понимать значение просто движения на сцене. В определённом смысле это такой же минимализм, что в живописи, что в современной музыке. Это часто идёт от нежелания повторяться, стремления быть оригинальным, но часто просто от неумения и незнания. Ведь проще всего накрасить квадратики, а потом объяснять зрителям, что это форма протеста против привычного и заскорузлого и что это поиски новаторских форм искусства.
Конечно долго эти танцы со стульями смотреть трудно и потому, весь спектакль длился не более получаса...
После, мы вышли на набережную и пошли в сторону нового музея "Тэйт-галлери".
Там, неподалеку, под железной дорогой, в насыпи, сделаны помещения и в одном из них работает турецкое кафе самообслуживания, где можно выбрать по вкусу еду и даже вино.
Мы сидели в этом уютном "подвальчике", оформленном современными архитекторами вполне удобно и функционально. И еда была вкусная, как впрочем и домашнее вино из Турции.
На улице было темно и сыро и потому, на диванах за столиками в этом кафе было тихо и уютно.
После такого раннего ужина, не торопясь вернулись в Янг Вик и вошли в зал театра в числе первых. Остальные в ожидании спектакля пили вино и пиво в пабе, при входе в театр. Со стороны, в первый раз это может показаться вполне уютным времяпровождением, но после, я понял, что ошибся...
В зале было прохладно а вместо декораций, с одной стороны зала торчали из земли "натуральные скалы" высотой до четырёх метров и на склоне скалы, стояла какая-то странная палатка. Над скалами, висел громадный светильник дневного света размера пять на три, который пока не был включён...
Мы сели и укрыли колени своими куртками, наблюдая как заполнялся зрительный зал. Обратили внимание, что многие пришли в зал с пластиковыми большими стаканами с пивом или лимонадом, из которых торчали соломинки. Влияние на ход спектакля этих стаканов, обнаружилось после...
Наконец зал заполнился, двое рабочих в комбинезонах, пришли и сняли палатку. Чуть позже, я разглядел, что на склоне скалы, сидит женщина. Нижняя часть её была засыпана щебнем и сверху осталось только голова и туловище. Она согнувшись лежала головой на вытянутых руках и похоже, что спала или сосредотачивалась перед спектаклем.
Вдруг громогласно заверещал звонок и женщина "проснулась" и начался спектакль, который напоминал монолог или разговор с собственной сумкой, из которой героиня доставала предметы, обычно сопровождающие женщину в её быту. Это были: зеркало, зубная щётка, увеличительное стекло, губная помада и пистолет.
В небольшой пещерке рядом с женщиной, невидимый до поры, вдруг образовался мужчина в трусах, с обгоревшей под солнцем спиной. Большой светильник над сценой, должен был заменить солнце и действительно заменял его. Яркий свет и тепло от этого светильника вскоре заполнили весь зал.
Содержание пьесы вы можете узнать в интернете. Но символика этого театра абсурда, показывала насколько жизнь скоротечна и после определённого возраста, остаются только воспоминания о счастливых днях в прошлом. При этом героиня часто повторяла, что жизнь прекрасна и удивительна и счастливые дни она переживает и сегодня.
Мужчина был молчалив в своей каменной яме, мастурбировал там, рассматривая порнографическую открытку и временами читал газету накинув носовой платок на голову, одев сверху шляпу.
И тут началось - то слева, то справа в зале раздавалось швырканье потребляемых через соломинку напитков. Причём в самые драматичные моменты, сипение воды в соломинках усиливалось.
Я начал внутренне накаляться и только теперь начал понимать, что администрация, привлекая зрителей "домашней обстановкой" в зале, превратила театр в цирк, добавляя абсурд в зале, к абсурд происходящему на сцене, усугубляя этим нелепицу происходящего.
Я со злобой думал, что проявления свободы личности, иногда принимают анекдотичные формы. Ведь администраторы хотели сделать как лучше, а получился "скотный двор", вместо медитативной площадки для размышлений о смысле и трагедии жизни!
После перерыва, героиня предстала засыпанной щебнем по горло. Муж этой женщины, в своей яме совсем затих и не отвечал на реплики обращённые в его сторону. Несчастная героиня пьесы, почти задыхалась под грудой щебня, но старалась быть оптимисткой и сдавленно повторила разочек о счастливых днях, выпавших на её долю.
В финале, когда зрители устали от трагической многозначительности монолога героини, сипение дополнилось шуршанием бумаги из под печенья, совсем недалеко от нас. Я был в бешенстве, а на сцене продолжалась мрачная метафора, отражающая драматизм брачной и вообще жизни. Вокруг люди уныло "пили и ели", почти не глядя на сцену.
Наконец, муж в парадном одеянии - смокинге и котелке - выполз из своей ямы, постарался подползти по скалам и щебню к своей жене, но не смог. Он лежал неподвижно, вытянув руки в её сторону и молчал, а героиня говорила заключительный монолог...
Потом зазвенел громогласный звонок и героиня закрыла глаза - пришло время спать... На этом спектакль закончился и соседка, которая на протяжении спектакля швыркала лимонад из стакана, одобрительно захлопала в ладоши и прокричала несколько раз "вау".
На выходе из зала я сказал служителям на своём плохом английском, что это идиотская идея позволять зрителям вести себя в театре, как в кабаке. Но они меня не поняли.
Может и к лучшему подумал я, но сюда я больше ни ногой!
В пабе на двух этажах, продолжалось полупьяное веселье, а
мне, после просмотра этой мрачной пьесы сделалось совсем плохо. Абсурдистский пафос критики обывательской жизни я понял, и мне это не понравилось. Кажется, Беккет подпал под обаяния "чернухи" в искусстве и странным образом нашёл поклонников своей хандры, среди тех же обывателей, которых он показывает в своих пьесах в таком мрачном свете.
Ещё я подумал, что такой взгляд на мир присущ в основном молодым людям, которые трудно устраиваются в этой жизни, как впрочем был присущ и мне в молодые годы - правда не до такой степени. Но потом, когда юношеский максимализм сменяется трезвым взглядом на жизнь, мы начинаем ценить её как некий подарок свыше вне зависимости от результатов карьеры или самореализации.
И ещё одно замечание - угождение всем нашим чувствам и духовным потребностям, странным образом не приводят нас к счастью. В определённом смысле только религиозное христианское отношение к жизни, как к юдоли страданий, может подтолкнуть нас к внутреннему равновесию и к пониманию, "что жизнь даётся нам один раз и прожить её надо так, чтобы в конце жизни не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"!
Мы вышли на улицу, где накрапывал небольшой дождик и тёмный асфальт блестел, отражая свет фонарей. Мы шли домой пешком и обсуждали увиденное и услышанное. Но кругом было красиво и тихо, несмотря на вечер и дождь. Темза блестела чёрным антрацитом, отражая яркие огни с набережной. Вдалеке, была видна башня "Биг-Бена", и справа, совсем близко светился огромный купол собора Святого Павла...
Успокоившись от дневной суеты, Город ожидал ночи и движения на дорогах и на тротуарах почти не было...
Перейдя Темзу, прикрываясь от дождя капюшонами, мы нырнули в переулок, прошли мимо древней церкви "Темпл" и оказались дома.
В нашей тёплой уютной квартире, попили горячего и ароматного чаю, а потом легли в постель и ещё долго читали...