Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Критика современного искусства. Статьи

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глядя на творенния сегодняшних авангардистов, трудно поверить в то, что говорят и пишут об этих "объектах" маститые критики. Создаётся полное впечатление что они добровольно подверглись акту зомбирования. И эти люди, стараются вбить в головы человеческой массы, усвоенные в этом процессе лже истины!

  Зримая деградация "современного искусства".
  
  
  Деградация современного искусства связана с цивилизацией денег.
  
  
  ...Мне кажется, что современное разложение искусства, его медленная деградация, связана с возможностью зарабатывать деньги не учась и не работая!
  В определённом смысле, кризис системы прибылей разрушает собственно человеческие отношения, часто превращая их в отношения раба и господина, или робота и его владельца, что не может не сказаться на искусстве и культуре вообще!
  Появилась тьма "художников", которые за счёт болтовни обосновывающей псевдоискусство, зарабатывают деньги на ловкости словесного объяснения-обмана и фальсификации искусства - будь то современная музыка, живопись, театр или литература!
  
  Более того, появилось множество продажных критиков которые, используя абстрактные понятия, занимаются софистикой и доказывают ошеломлённому потребителю искусства, что белое - это чёрное и наоборот!
  Ещё двести - триста лет назад, что в музыке, что в живописи, что в литературе существовали устоявшиеся и проверенные тысячелетиями, реально существующие критерии мастерства и профессионализма: такие как цвет и сочетание красок, а также "похожесть", в широком смысле этого слова - в живописи; или умение выстраивать сюжет и внятно и красиво, притягательно излагать свои мысли и описания характеров в литературе; или в музыке с помощью сочетания звуков вызывать грустные или весёлые настроения.
  
  Сегодня, для людей называющих себя "элитой" и обладающих определённым количеством богатств, победа информационных технологий позволяет "реализовать" себя, за счёт постоянного навязывания своих вкусов в форме моды. А мода - это многократно повторённая реклама как вещей, так и предметов искусств и даже стилей жизни.
  В конечном счете, деньги стали той основой на которой строится всё "новое искусство". И эта основа, позволяет мошенникам от искусства, часто с миной простодушного энтузиаста, дурачить не приготовленную к таким пошлым приёмам общественность!
  
  ...На днях мы побывали в лондонском Тейт-модерн и посмотрели выставку "художницы" Марлен Дюма, которая считается сегодня одной из самых современных "живописцев".
  То, что я там увидел повергло меня в "страх и трепет". Это была большая афера, которая вместо работы с холстами и красками, вместо умения рисовать и представлять красочную картину мира, показала умение многозначительно объяснять тривиальные вещи, спекулируя на необразованности большинства зрителей-читателей.
  
  Успех этой суггестивной медитации заключён в нежелании большинства зрителей признаваться в своей неспособности сказать нет очевидным спекуляциям на тему современного искусства. Глядя на эту мазню по фотографическим образам, так и хочется признаться в полной несостоятельности этой дамы в том, что раньше называли и считали искусством.
  
  Невольно подумалось, что объяснить этот феномен и его популярность в среде мировой "образованщины", не составляет труда. Просто в двадцатом веке появилось много богатых дилетантов, которые хитро стали называть себя ценителями современного искусства. Имея деньги, такие невежды стали финансово поощрять разного рода кривляния и фиглярство, что послужило и служит основной базой и содержанием современного "искусства".
  На самом деле ничего общего с реальным мастерством в искусстве такие эксперименты неумех и дилетантов не имеют ничего общего. Зажигательным примером такого обмана и самообмана является Марлен Дюма!
  
  Эта, с позволения сказать "художница", спекулируя на популярных темах секса, смерти и прочих драматических моментах человеческого бытия, привлекла внимание культуртрегеров в том числе и своим происхождением, что в определённых "образованческих" кругах на Западе имеет значение "стигмат". Если вы женщина, да ещё из Африки, а живёте и "творите" в Европе или в Америке, то любое ваше высказывание о смысле и философии жизни, на уровне преподавателя колледжа в провинциальном городке, будет подхвачено как некое откровение "почвы". В этом любовании нормальным человеческим тщеславием есть в данном случае, скрытный расизм. Ибо, "белый господин" с трудом верит, что чёрный уроженец Африки может изъясняться на философском жаргоне.
  
  На этом часто сегодня делаются и имена и деньги в развращённой попытками самоутверждения Европе, но главное в Америке
  Благодаря сегодняшнему совместному с дельцами от современного искусства мошенничеству эта, в общем-то обычная, но чрезвычайно ловкая и многозначительная "журналистка", презирающая рисунок и обучение живописи, сумела объяснить свою антиэстетическую мазню, вполне модными принципами, на которых и построено современное подделывание под искусство.
  
  Очарованные "свежестью" взгляда на возможность, не учась и не работая, зарабатывать известность и деньги, Марлен сделал быструю карьеру и прославилась в среде, состоящей из ценителей долго и невнятно говорить ни о чём! В этом главный секрет её успеха и именно поэтому ей устроили выставку в цитадели современного искусства - в Тэйт-галери.
  
  Глядя на окружающих меня зрителей, видя их сосредоточенные лица и наморщенные лбы мне подумалось, что большинство из них ничего не знают ни о классической греческой скульптуре, ни о художниках Возрождения. Рассматривая "живописные пасквили", большого ума и просто работы мысли совсем не требуется. Более того, на таких выставках и знания и самостоятельное мышление противопоказаны...
  
  В этом, не вина а беда большинства посетителей и потребителей современного "искусства". Невежество в сочетании с амбициями и презрением к ремесленническому мастерству и простоте, становятся базовой основой такого рода художников и искусствоведов. Это напоминало бы элементарное жульничество и шарлатанство, если бы не было поддержано "бессмысленной" богатой элитой нашего "мультикультурного общества"!
  Невольно вспоминается сказка о голом короле, которому ловкие мошенники сшили костюм из воздуха, а шокированные бесстыдством мошенников и наивностью короля придворные, во весь голос уверяли, что "одежды" как нигде и никогда идут их господину.
  И только мальчик, ещё не наученный взрослыми врать, "по обстоятельствам", произнёс: "А король -то голый!" Чем и убил толпу льстецов и самого заказчика этих "нарядов"!
  
  Нечто подобное испытал и я, глядя на мазню Марлен, а потом в магазине при галерее рассматривая многостраничные тяжёлые фолианты с её нелепым творчеством.
  Вспомнились едкие филиппики Максима Кантора, настоящего художника и философа, направленные против российского, совсем уж беспомощного и подражательного "второго авангарда" в его романе "Учебник рисования"...
  
  Уходя из галереи, любуясь открывающимися видами чудесной, многолюдной набережной центра Лондона, я бубнил себе под нос, что в качестве глупого хобби, в виде игры в "искусство", как факт подчёркивающий деградацию современного искусства - работы Марлен Дюма, могут иметь место. Но и только! Естественно меня никто не слушал - даже моя просвещённая жена-философ. И мои протесты умерли, не найдя для себя сочувствующих слушателей!
  
  
  
   ...Добавление к статье, после посещения выставки скульптора - неомодерниста Энтони Гормли в Королевской Академии Искусств, в Лондоне.
  
  
  ...Выставка скоро заканчивается и потому очень много посетителей...
  На площади перед музеем, на мостовой "лежит" бронзовый младенец Гормли, в натуральную величину, но мало кто обращает на него внимание.
   Вошли на экспозицию и в первом зале увидели непонятные геометрические построения из разной величины прямоугольников в человеческий рост. Похоже, что дети уложили эти "кирпичи", в геометрические фигуры, предназначение которых без подробных разъяснений не понять. Выяснилось, что этот "кирпичизм", должно понимать, как человеческие фигуры в разных положениях.
  
  В следующем зале, увидел переплетение металлических проводов в форме спирали, от пола до потолка. Художественные критики, материал из которого сделаны эти густые спирали называют "поводками", на которых мир держится и обслуживает обитателей земли - ведь мир, действительно опутан проводами.
  Поэтому и зрители, в основном люди выше среднего возраста, всерьёз обсуждают философский смысл всего увиденного!
  
  В следующем зале несколько таких "поводков" протянуты под прямыми углами в пустом зале - словно в "пустоте мира". Это уже не смешно, однако тоже вызывает у посетителей одобрительное кивание головами.
  
  Перешли в следующий зал и увидели развешенные на стенах небольшого формата рисунки, сделанные рукой непрофессионала, но с "подтекстом", то есть с философским смыслом и вновь с пространными объяснениями в "сопроводиловках". Иначе, доверчивый зритель мог сломать мозги, выдумывая "философское содержание" увиденных рисунков...
  
  Но в следующем зале - ещё интереснее - разного размера фигуры мужиков с торчащим пенисом, расположились на полу на стенах и даже на потолке. На их натурально, но небрежно изготовленных телах, на мягких частях круглые - типа розетки - при виде которых я вспомнил фильм "Матрица". Здесь я уже не стал разбираться.
  
  Но "шедевром" современного скульптора Гумли, явилась большая тёмная, холодная комната с толстым слоем воды, отражающей стены и монументальные двери напротив. Люди стоят тут озадаченно, не понимая смысла инсталляции и пытаясь оправдать фантазии скульптора, который изобрёл что-то покруче "черного квадрата"!
  Потом была фигура человека смонтированная из прямоугольных крючков - железяк. Многие с восхищением смотрели на эту поделку, замирая в экстатическом восторге.
  В следующем зале, подвешена к потолку структура из густо пересекающихся под прямыми углами проволок в диаметров три - пять сантиметров. Это переплеталось в центре так густо, что с пола, сквозь структуру с трудом угадывались очертания потолка...
  
  В предпоследнем зале, стояли и лежали бетонные прямоугольники в форме креста или просто в форме толстого столба, в котором были сделаны отверстия, и с тыльной стороны выдавлены следы человеческих ступней. В смысле этой инсталляции, я и разбираться не стал, а читать пояснения и толкования уже надоело.
  
   Но вишенкой на торте, была прямоугольная металлическая труба в конце экспозиции, в которую входили посетители и там в темноте, боясь ударится о металлические, плохо видимые выступы бродили озадаченно в недрах этого музейного шедевра!
  
   Жена сильно ударилась об один из этих темных выступов и я матерился, проклиная опасную выдумку новоявленного мессии-скульптора, потому что жалею её больше чем себя!
   Уже выходя с выставки, я услышал реплику одного из посетителей, который говорил о определённой философской наполненности увиденного!
  
   Пока я ходил по залам экспозиции, у меня созрело резюме:
  
   ...Философия современного искусства заключена в ловком использовании человеческого любопытства и нежелании признавать, "что король то голый"!
  А такие модернисты как Гормли, напрямик обращаются к любопытству праздного разума - главное удивить, развлечь, озадачить многозначительностью и тогда дело в шляпе - можно продавать поделки такого рода очень задорого!
  
   Из этой философии псевдо творцов, вылезают много "разъяснительных" текстов, глубокомысленно оправдывающих малую содержательность таких объектов искусства. Невольно вспомнилось определение Барта, который говорил, что если объект "понравился" хотя бы одному зрителю, то это уже искусство! Забавное определение, не правда ли?
  
  Надо отметить, что любопытство в век информации, интернета и социальных сетей, стало одной из особенных психических структурных черт современного человека. Этим же любопытством объясняются потоки зрителей на подобные выставки, потому что лозунг "иметь и видеть" стал жизненным идеалом для высоколобых буржуа и их интеллектуальной обслуги!
  Невольно вспомнил и остроумную русскую поговорку - "Любопытство не порок, но большое свинство"!
  ...Уже позже, вспоминая все эти "структуры" с многозначительными названиями, я вдруг засомневался - имею ли право подвергать сомнению то, что большинство хвалит и превозносит?!
  Но позже подумал, что такие сомнения - ещё один аргумент в пользу разоблачения того "учёного" зомбирования, которому бываю подвержен даже я - принципиальный критик современного искусства!
  ...С момента зарождения искусства, оно прежде всего было обращено к чувству прекрасного, которое присутствует в человеке, как часть коллективного бессознательного. Красота участвовала в том числе и в эволюции человека, так же как в эволюции человеческого интеллекта. Поэтому, мы на инстинктивном уровне сознаём, что есть красота и что есть безобразие.
  
  Наглядным примером присутствия в нас чувства прекрасного, может служить отношение мужчины к женщине. Иначе говоря, мы влюбляемся в красивых женщин и мужчин, и точно так же нам не нравятся безобразные мужчины и женщины. И это - один из моментов эволюции, потому что с красотой связано выживание субъекта и вида...
  Я не буду утруждать читателя, длинными объяснениями почему это так - это просто часть реальности.
  
  С самого рождения искусство играло магическую роль в жизни человека, который использовал в нем художественную форму и фактуру материала.
   Современное искусство, апеллирует в основном к рассудку, а раз так, то человека очень просто сбить с толку, разного рода софизмами. И нынешний авангард, вовсю этими возможностями пользуется. Казалось бы, как мы можем называть тот же "чёрный квадрат" искусством, или того же Уорхолла художником? Однако "знатоки" искусства, а это прежде всего искусствоведы, уверили вех, что это "магические символы, за которыми таится бездна содержания.
  
   И в современном мире манипуляций с мозгами и чувствами, вытравливание из сознания обывателя элементарного смысла, мы как попугаи повторяем одну и ту же глупую мантру о "бездне смыслов" и от многозначного повторения, наконец сами начинаем верить в эти "смыслы".
  
  Известный богослов Флоровский, в начале двадцатого века писал, что русское православие, очень часто стоит на позициях обскурантизма, не желая знать и исследовать возникновений христианства и самоё фигуру Иисуса Христа. Нечто похожее на обскурантизм, мы видим в сегодняшних адептах "современного искусства", которые не хотят и не могут преодолеть власть слов над умами знатоков Искусства, уверяющих всех и себя прежде всего, в тех предрассудках по отношению к авангарду, которые, подобно слепой вере, постепенно превращаются в обскурантизм с обратным знаком!
  Тут можно упомянуть ещё одну истину - "Многознание уму не научает!"
  А ум всегда базируется на суждениях здравого смысла.
  
   Иначе говоря, зомбированный "человек массовидный", а к ним прежде всего принадлежат "специалисты" и учёные обыватели, уговорили себя поверить, что "портные скроили, сшили и одели "короля", то есть наш здравый смысл, в роскошный костюм из золота и парчи. Но люди непредвзятые, обладающие здравым смыслом, глядя на "голого короля" - субъекта "современного" авангарда - со смехом будут кричать: - "А король то голый"!
  
  
   Май 2015 - октябрь 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/или Е-майл: russianalbion@narod.ru
  
  
  
  
  
  "Счастливые дни" Самюэля Беккета, в Янг Вик.
  
  
  Сэмюэл Беккет, ирландский писатель, поэт и драматург, известный мастер изображения абсурда в жизни человека. Поэтому наверное, я ни одной его пьесы не прочитал до конца - жизнь и без того мрачноватая штука, а после просмотра таких вот "счастливых дней", вовсе жить не хочется.
  Но кому-то наверное нравится. Это скорее всего из тех характеров, которые любят фильмы-ужасы и к тридцати годам в большинстве становятся либо алкоголиками, либо преступниками.
  Я уверен, что внутренний голос, после просмотра нынешней киношной жути в России, всё чаще шепчет таким людям - пойди и убей!
  
  ...В этот день, перед тем, как пойти в Янг Вик (театр на улице Кат, расположенный около Саут-Бэнк, в лондонском боро Ламбет), мы были в Фестивальном зале и смотрели балет "со стульями".
  Четыре танцора - две девушки и двое юношей танцевали, а точнее двигались по сцене, используя в качестве партнёров четырнадцать стульчиков для детей. В зале сидели в основном родители с детьми - потому что в театре проходит неделя детского веселья - в Лондоне начались школьные каникулы. Маленькие дети смотрели серьёзно, некоторые из них принимались тут же танцевать в проходах, подражая танцовщикам. Реакция на движения была у этих детей вполне адекватная и встречали они артистов ярко выраженным энтузиазмом.
  
  Впервые видя "бессюжетный" балет, который сегодня называют современным, я кажется начал понимать значение просто движения на сцене. В определённом смысле, это такой же минимализм, как в живописи, так и в современной музыке. Всё это часто идёт от нежелания повторяться, стремления быть оригинальным, но часто просто от неумения и незнания. Ведь проще всего закрасить квадратики, а потом объяснять, что это поиск новых форм и вид протеста против привычного и заскорузлого.
  Конечно, долго эти танцы со стульями смотреть трудно и потому, весь танцевальный спектакль длится не более получаса...
  
  ...Мы вышли на набережную Темзы и прогулялись в сторону нового музея "Тэйт-галлери".
  Там, неподалеку, под железной дорогой, в насыпи, сделаны помещения, в одном из которых работает турецкое кафе самообслуживания, где можно выбрать по вкусу еду и даже вино.
  Мы сидели в этом уютном "подвальчике" оформленном современными архитекторами грубовато, но вполне удобно и функционально. Еда была вкусная, как впрочем и домашнее вино из Турции.
  За это время на улице стемнело, начал накрапывать мелкий дождичек, а на диванах за столиками в этом кафе было тихо и уютно.
  
  После такого раннего ужина, не торопясь повернули к театру Янг Вик и вошли в зал в числе первых. Остальные, в ожидании спектакля пили вино и пиво в пабе при входе в театр. Со стороны, в первый раз это может показаться вполне уютным времяпровождением, но после я понял, что ошибался...
  В зале было прохладно, а вместо декораций с одной стороны зала торчали из земли "натуральные скалы" высотой до четырёх метров, а на склоне скалы стояла какая-то странная палатка. Над скалами висел громадный светильник дневного света размером, пять на три метра, который пока не был включён...
  Мы сели, накрыли колени своими куртками, наблюдая как заполнялся зрительный зал. Обратили внимание, что многие пришли в зал с пластиковыми большими стаканами с пивом или лимонадом, из которых торчали соломинки. Влияние этих стаканов на ход спектакля, обнаружилось после...
  
  Наконец зал заполнился, двое рабочих в комбинезонах пришли и сняли палатку. Чуть позже я разглядел, что на склоне скалы сидит женщина. Нижняя часть её была засыпана щебнем, а сверху остались только голова и часть туловища. Она лежала согнувшись, головой на вытянутых руках и похоже, что спала или сосредотачивалась перед спектаклем.
  Вдруг громогласно заверещал звонок, женщина "проснулась" и начался спектакль, который напоминал монолог или разговор с собственной сумкой, из которой героиня доставала предметы, обычно сопровождающие женщину в её быту. Это были: зеркало, зубная щётка, увеличительное стекло, губная помада и пистолет. И я подумал вспомнив Чехова, что этот пистолет обязательно должен выстрелить в ходе пьесы!
  
  В небольшой пещерке рядом с женщиной, невидимый до поры до времени, образовался мужчина в трусах, с обгоревшей под солнцем спиной. Большой светильник над сценой должен был заменить солнце и действительно заменял его. Яркий свет и тепло от этого светильника вскоре заполнили весь зал.
  Содержание пьесы вы, если захотите, можете узнать в интернете. Но символика этого театра абсурда, показывала насколько жизнь скоротечна и после определённого возраста остаются только воспоминания о счастливых днях в прошлом. При этом героиня часто повторяла, что жизнь прекрасна, удивительна, счастливые дни она переживает и сегодня.
  
  Мужчина был молчалив в своей каменной яме, мастурбировал там рассматривая порнографическую открытку и временами читал газету, накинув носовой платок на голову и одев сверху шляпу.
  И тут началось. То слева, то справа в зале раздавалось швырканье потребляемых через соломинку напитков. Причём в самые драматичные моменты, это сипение воды в соломинках усиливалось.
  
  Я начал внутренне накаляться и только теперь стал понимать, что администрация, привлекая зрителей "домашней обстановкой" в зале, превратила театр в цирк.
  Абсурд, происходящий на сцене, усугублялся абсурдом вокруг. Я со злобой думал, что проявления свободы личности иногда принимают анекдотичные формы. Ведь администраторы хотели сделать как лучше, а получился "скотный двор", вместо медитативной площадки для размышлений о смысле и трагедии жизни!
  
  После перерыва героиня предстала засыпанной щебнем по горло. Муж этой женщины в своей яме совсем затих и не отвечал на реплики, обращённые в его сторону. Несчастная героиня пьесы почти задыхалась под грудой щебня, но старалась быть оптимисткой и сдавленно повторила разочек о счастливых днях, выпавших на её долю.
  
  В финале когда зрители устали от трагической многозначительности монолога героини, сипение в соломинках дополнилось шуршанием бумаги из под печенья, совсем недалеко от нас. Я был в бешенстве. На сцене продолжалась мрачная метафора, отражающая драматизм брачной и вообще жизни, а вокруг люди уныло "пили и ели".
  
  Наконец, муж в парадном одеянии, смокинге и котелке, выполз из своей ямы, постарался подползти по скалам и щебню к своей жене, но не смог. Он лежал неподвижно, вытянув руки в её сторону и молчал, а героиня говорила заключительный монолог...
  
  Потом зазвенел громогласный звонок и героиня закрыла глаза - пришло время спать... На этом спектакль закончился. Соседка, которая на протяжении спектакля швыркала лимонад из стакана, одобрительно захлопала в ладоши и прокричала несколько раз "вау".
  
  На выходе из зала я сказал служителям на своём плохом английском, что это идиотская идея позволять зрителям вести себя в театре, как в кабаке. Но они меня не поняли. Может и к лучшему подумал я, но я сюда больше ни ногой!
  А в пабе на двух этажах продолжалось полупьяное веселье.
  
  После просмотра этой мрачной пьесы мне сделалось совсем плохо. Абсурдистстский пафос критики обывательской жизни я понял, но мне он не понравился. Кажется Беккет подпал под обаяния "чернухи" в искусстве и странным образом нашёл поклонников своей хандры среди тех же обывателей, которых он показывает в своих пьесах в таком мрачном свете.
  
  Ещё я подумал, что такой взгляд на мир присущ в основном молодым мужчинам, которые трудно устраиваются в этой жизни. Но потом, когда юношеский максимализм сменяется трезвым взглядом на жизнь, мы начинаем ценить её как некий подарок свыше, вне зависимости от результатов карьеры или самореализации.
  
  И ещё одно замечание. Угождение всем нашим чувствам и духовным потребностям, странным образом не приводят нас к счастью. В определённом смысле только религиозное христианское отношение к жизни, как к юдоли страданий, может привести к внутреннему равновесию и к пониманию, "что жизнь даётся нам один раз и прожить её надо так, чтобы в конце жизни не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"!
  
  Мы вышли на улицу где накрапывал небольшой дождик и блестел, отражая свет фонарей, тёмный асфальт. Шли домой пешком, обсуждая увиденное и услышанное. Кругом было красиво и тихо, несмотря на вечер и дождь. Темза тоже блестела чёрным антрацитом, отражая яркие огни с набережной. Вдалеке была видна башня
  "Биг-Бена, а справа, совсем близко, светился огромный купол собора Святого Павла...
  Город успокоено ожидал ночь, движения на дорогах и на тротуарах почти не было.
  
   Перейдя Темзу, мы, прикрываясь от дождя капюшонами, нырнули в переулок, прошли мимо древней церкви "Темпл" и оказались рядом с домом. В тёплой уютной квартире заварили чай, попили горячего и ароматного, а потом легли в постель и ещё долго читали...
  День прошёл и завтра было ещё один выходной день...
  
  Февраль 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
  
  
  "Счастливые дни" Самюэля Беккета, в Янг Вик.
  
  Сэмюэл Беккет, ирландский писатель, поэт и драматург, известный мастер изображения абсурда в жизни человека. Поэтому наверное я ни одной его пьесы не прочитал до конца. Жизнь и без того мрачноватая штука, а после просмотра таких вот "счастливых дней", вовсе жить не хочется.
  Но кому-то наверное нравится. Это скорее всего из тех характеров, которые любят фильмы-ужасы и к тридцати годам в большинстве становятся либо алкоголиками, либо преступниками.
  Я уверен, что внутренний голос, после просмотра такой мрачной жути, всё чаще шепчет таким людям - пойди и убей!
  
  ...В этот день, перед тем, как пойти в Янг Вик (театр на улице Кат, расположенный около Саут-Бэнк, в лондонском боро Ламбет), мы были в Фестивальном зале и смотрели балет "со стульями".
  Четыре танцора - две девушки и двое юношей танцевали, а точнее двигались по сцене, используя в качестве партнёров четырнадцать стульчиков для детей. В зале сидели, в основном, родители с детьми - потому что в театре проходит неделя детского веселья - в Лондоне начались школьные каникулы.
  Маленькие дети смотрели серьёзно, некоторые из них принимались тут же танцевать в проходах, подражая танцовщикам. Реакция на движения была у этих детей вполне адекватная и встречали они артистов ярко выраженным энтузиазмом.
  
  Впервые видя "бессюжетный" балет, который сегодня называют современным, я кажется начал понимать значение простого движения на сцене. В определённом смысле, это такой же минимализм как в живописи или в современной музыке. Всё это часто идёт от нежелания повторяться, стремления быть оригинальным, но часто просто от неумения и незнания. Ведь проще всего закрасить квадратики, а потом объяснять, что это поиск новых форм и вид протеста против привычного и заскорузлого.
  
  Конечно, долго эти танцы со стульями смотреть трудно и потому весь спектакль длится не более получаса... Но дети были рады...
  
  ...Мы вышли на набережную Темзы и прогулялись в сторону нового музея "Тэйт-галлери".
  Там, неподалеку, в насыпи под железной дорогой сделаны просторные помещения, в одном из которых работает турецкое кафе самообслуживания, где можно выбрать по вкусу еду и даже вино.
  Мы сидели в этом уютном "подвальчике" оформленном современными архитекторами грубо, но вполне удобно и функционально. Еда была вкусная, как впрочем и домашнее вино из Турции... На улице стемнело, накрапывал мелкий дождичек, а на диванах за столиками в этом кафе было тихо и уютно.
  
  После такого раннего ужина, мы не торопясь повернули к театру Янг Вик и вошли в зал в числе первых. Остальные, в ожидании спектакля пили вино и пиво в пабе, при входе в театр. Со стороны, видя это в первый раз, такое времяпровождение может показаться вполне уютным и непосредственным - после я понял, что ошибался...
  
  В зале было прохладно, а вместо декораций с одной стороны зала торчали из земли "натуральные скалы" высотой до четырёх метров, а на склоне скалы стояла какая-то странная палатка. Над скалами висел громадный светильник дневного света размером, пять на три метра, который пока не был включен...
  Мы сели, накрыли колени своими куртками и наблюдали как заполнялся зрительный зал.
  Обратили внимание, что многие пришли в зал с пластиковыми большими стаканами, с пивом или лимонадом. Из стаканов торчали соломинки.
  Влияние на ход спектакля этих стаканов обнаружилось после...
  
  Наконец зал заполнился, двое рабочих в комбинезонах пришли и сняли палатку. Чуть позже я разглядел, что на склоне скалы сидит женщина. Нижняя часть её была засыпана щебнем, а сверху остались только голова и часть туловища. Она, согнувшись лежала головой на вытянутых руках и похоже что спала или сосредотачивалась перед спектаклем.
  
  Вдруг громогласно заверещал звонок, женщина "проснулась" и начался спектакль, напоминающий монолог или разговор с собственной сумкой, из которой героиня доставала предметы, обычно сопровождающие женщину в её быту. Это были: зеркало, зубная щётка, увеличительное стекло, губная помада и пистолет.
  
  В небольшой пещерке рядом с женщиной, невидимый до поры до времени, образовался мужчина в трусах, с обгоревшей под солнцем спиной. Большой светильник над сценой должен был заменить солнце и действительно заменял его. Яркий свет и тепло от этого светильника вскоре заполнили весь зал.
  
  Содержание пьесы вы, если захотите, можете узнать в интернете. Но символика этого театра абсурда показывала насколько жизнь скоротечна и после определённого возраста, остаются только воспоминания о счастливых днях в прошлом. При этом героиня часто повторяла, что жизнь прекрасна, удивительна и счастливые дни она переживает и сегодня.
  
  Мужчина был молчалив в своей каменной яме, мастурбировал там рассматривая порнографическую открытку, и временами читал газету, накинув носовой платок на голову и одев сверху шляпу.
  
  И тут началось. То слева, то справа в зале раздавалось швырканье потребляемых через соломинку напитков. Причём в самые драматичные моменты, это сипение воды в соломинках усиливалось.
  Я начал внутренне накаляться и только теперь, стал понимать, что администрация, привлекая зрителей "домашней обстановкой" в зале, превратила театр в цирк. Абсурд, происходящий на сцене, усугублялся абсурдом вокруг!
  
  Я со злобой думал, что проявления свободы личности иногда принимает анекдотические формы. Ведь администраторы хотели сделать как лучше, а вместо медитативной площадк, для размышлений о смысле и трагедии жизни, получился "скотный двор"...
  
  После перерыва, героиня предстала засыпанной щебнем по горло, а муж этой дамы, затих в своей яме и не отвечал на реплики, обращённые в его сторону. Несчастная героиня пьесы почти задыхалась под грудой щебня, но старалась быть оптимисткой и сдавленно повторяла слова о счастливых днях, выпавших на её долю.
  
  В финале, когда зрители устали от трагической многозначительности монолога героини, "соломенное" сипение рядом со мной, дополнилось шуршанием бумаги из под печенья, тоже совсем недалеко от нас.
  Я был в бешенстве - на сцене продолжалась мрачная метафора, отражающая драматизм брачной и вообще жизни, а вокруг люди уныло "пили и ели".
  Наконец, муж в парадном одеянии - смокинге и котелке - выполз из своей ямы, постарался подползти по скалам и щебню к своей жене, но не смог. Он лежал неподвижно, вытянув руки в её сторону и молчал, а героиня говорила заключительный монолог...
  
  Потом на сцене зазвенел громогласный звонок и героиня закрыла глаза - пришло время спать... На этом спектакль закончился, а соседка, которая на протяжении спектакля швыркала лимонад из стакана, одобрительно захлопала в ладоши и несколько раз прокричала "вау"...
  
  На выходе из зала, я на своём плохом английском сказал служителям, что это идиотская идея - позволять зрителям вести себя в театре как в кабаке. Но они меня не поняли. "Может и к лучшему - подумал я. Но я, сюда больше ни ногой!"
  А в пабе, на двух этажах, продолжалось полупьяное веселье.
  
  После просмотра этой мрачной пьесы, мне сделалось совсем плохо. Абсурдистский пафос критики обывательской жизни я понял, но пьеса и её исполнение мне не понравились. Кажется Беккет подпал под обаяния "чернухи" в искусстве и странным образом нашёл поклонников своей хандры среди тех же обывателей, которых он показывает в своих пьесах в таком мрачном свете.
  
  Ещё я подумал, что такой взгляд на мир присущ в основном молодым людям, которые трудно устраиваются в этой жизни. Но потом, когда юношеский максимализм сменяется трезвым взглядом на жизнь, мы начинаем ценить её как некий подарок свыше, вне зависимости от результатов карьеры или самореализации!
  И ещё одно замечание. Угождение всем нашим чувствам и духовным потребностям, странным образом не приводят нас к счастью. В определённом смысле только религиозное христианское отношение к жизни, как к юдоли страданий, может привести к внутреннему равновесию и к пониманию, что "жизнь даётся нам один раз и прожить её надо так, чтобы в конце жизни не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"!
  
  Мы вышли на улицу, где накрапывал небольшой дождик и блестел, отражая свет фонарей, тёмный асфальт. Шли домой пешком, обсуждая увиденное и услышанное. Кругом было красиво и тихо, несмотря на вечер и дождь. Темза блестела чёрным антрацитом, отражая яркие огни с набережной. Вдалеке была видна башня
  "Биг-Бена, а справа, совсем близко, светился огромный купол собора Святого Павла...
  
  Город успокоено ожидал ночь и движения на дорогах и на тротуарах почти не было. Перейдя Темзу, мы, прикрываясь от дождя капюшонами, нырнули в переулок, прошли мимо древней церкви "Темпл" и оказались рядом с домом.
  В тёплой уютной квартире заварили чай, попили горячего и ароматного, а потом легли в постель и ещё долго читали...
  День прошёл и завтра было ещё один выходной день...
  
  Февраль 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
  
  Опера Кировского театра в Лондоне...
  
  
  ...Вслед за удачным выступлением балета, Валерий Гергиев, художественный руководитель и главный дирижёр театра, привёз в Лондон три оперы, две из которых, мне удалось посмотреть...
  "Борис Годунов" - пожалуй самая известная русская опера за рубежом, и поэтому все ждали спектакля с большим интересом...
  На "Бориса Годунова", мы купили стоячие места на левой галерее, за десять фунтов каждый, но придя в Роял Опера, поднялись наверх и увидев свободные кресла рядом со стоячими местами, устроились там вполне комфортно в ожидании пожалуй самой известной русской оперы, в исполнении известных певцов...
  
  Партию Бориса Годунова, в разное время пели самые знаменитые басы, в том числе блистательный Шаляпин, а совсем недавно и болгарский замечательный бас Христов...
  
  К сожалению, сегодня в Кировском театре нет солистов мирового масштаба, хотя надо отметить хороший хор и конечно оркестр под управлением, может быть самого известного на сегодня, русского дирижёра Валерия Гергиева...
  После обычной просьбы, выключить на время спектакля мобильные телефоны, занавес поднялся и мы увидели на сцене, толпу русских людей в серых зэковских бушлатах и зазвучала дивная музыка Римского Корсакова...
  
  Думаю, что многие зрители, как и я сам, ожидали увидеть на сцене русские национальные костюмы и классическую постановку. Но на мой взгляд, в этой постановке, провально неудачными были работы художников и сценографов рассчитанных на публику, которая должна была знать и помнить всю драматическую историю России и особенно, недавнее "тоталитарное" прошлое!
  
  Однако это не так, да и не может быть так, хотя многие в Англии и наслышаны об "Архипелаге Гулаге". Но большинство английских зрителей, никак не ожидали от постановщиков подобных "творческих" фантазий, смешивающих совершенно разные исторические эпохи.
  Кроме всего прочего, Англия имела свой "Гулаг" в Австралии ещё сто пятьдесят лет тому назад и потому, такие аналогии из русской истории не вполне уместны...
  
  И кажется в этом была главная ошибка - думаю, что англичане не все и не всегда знают свою историю, а уж тем более российскую...
  
  Подозрительно модерновые серые балахоны на "народе", наверное должны были по замыслу художников, означать зэковскую униформу, намекающую на недавнее прошлое в СССР. Но эти попытки подозрительных исторических аналогий были бы и в России неуместны, а в Англии, это было совсем безвкусно и бессмысленно политизировано...
  
  Но, как выяснилось, это было только начало...
  
  ... Глупые формотворческие изыски, показанные в процессе спектакля, угнетали и вызывали чувство недоумения: непонятные пузатые светящиеся предметы на сцене; кожаное, длиннополое пальто на Шуйском; серые, а не чёрные рясы на Пимене и Гришке Отрепьеве; некое таинственно громоздкое сооружение, в котором, в финальной сцене Борис Годунов передвигался по сцене; боярские, накрахмаленные, буквально стоявшие на сцене, кафтаны в полтора человеческих роста высотой, в которых прятались артисты - "бояре"; вкатываемые и выкатываемые из келий гробы на дребезжащих колёсиках тоже светящиеся изнутри; нечто похожее на химические колбы, стоящие вместо винных бутылок на столе в корчме - Гришка Отрепьев в этой сцене, появляющийся в зэковском ватнике...
  
  Тут много чего наворочено и всех нелепо-осовремененных деталей не перечислить. Позже, мне рассказали, что на сегодня, таков стиль сценографии в Кировском театре.
  Было очень неловко смотреть, как страдающий от галлюцинаций царь Борис катается по полу, рядом с какими-то цветными пластиковыми кубами и конусами, которыми якобы играл сын Бориса, и которыми Борис, для наглядности, ему же, объяснял громадность России...
  
  На разгадывание этих шарад, требовались неимоверные интеллектуальные усилия, которые только мешали слушать замечательную музыку.
  Когда мучения Бориса привели его к смерти, то с потолка, спустился гигантский серебряный паук, видимо долженствующий символизировать ужасы больного сознания "бедного" царя...
  
  На мой взгляд сценография совершенно не соответствует нормальному вкусу и во многом испортила впечатление от спектакля и только вежливость, не позволяла англичанам освистать это, с позволения сказать, художество...
  
  Хотелось бы отметить неплохой голос солиста, поющего партию Пимена.
  Однако, все старания певцов смазывалось нелепыми фантазиями постановщика...
  Английские зрители и слушатели, как и я, чувствовали себя особенно неловко, когда стол, почему-то святящийся изнутри, за которым должен сидеть Пимен, "монахи" вкатывают на сцену дребезжа несмазанными подшипниками...
  
  Возникает мысль, что постановщики, этими действиями проверяли до какой степени абсурда можно довести спектакль из русской трагической истории - к сожалению или к счастью, английский зритель и слушатель очень вежлив...
  
  Зрители всё же встретили финальный занавес громкими аплодисментами, и правильно сделали. Ведь нельзя, чтобы от нелепых изысков декораторов, срывался весь спектакль...
  Весёлая деталька - занавес, и на балете и на опере в последний раз поднимался, когда уже зрители переставали хлопать и этим неловким выходом "на бис", заставляли многих зрителей улыбаться...
  
  Хорошее звучание оркестра, известное всему миру, имя Валерия Гергиева, как лидера оркестра и театра, позволили сгладить неприятное впечатление от постановочной части оперы и слушатели всё-таки остались довольны.
  Однако мы с женой, идя домой и обсуждая спектакль, с умилением вспоминали "Бориса Годунова" на сцене Кировского театра, виденного в Ленинграде ещё лет двадцать назад. Тогда постановка была вполне классической и голоса нисколько не уступали нынешним.
  
  В Англии зрители очень любят "Годунова" и конечно хотели бы посмотреть классические русские костюмы, увидеть златоглавый кремль и его колокола, бороды стрельцов и сверкающие секиры с саблями. А вместо, увидели "политическую сатиру", нечто, даже близко не напоминающее жизнь исторической России. Получилось глупо и по-лакейски.
  Такова, к сожалению ментальность нынешней российской "образованщины" утверждающей, что они - российская интеллигенция!
  Жаль, что руководители оперы Кировского театра на знают этого и, пытаясь ошеломить зрителей "политизированной" новизной, только насмешили или даже огорчили английскую публику...
  
  Мне кажется, что всё это идёт от недостаточного профессионального кругозора и желания угодить иностранной публике. Не зная вкусов этой аудитории и не желая знать - это подход к публике, которым отличается сегодняшняя образованческая часть русского культурного истеблишмента, рассчитывающая на комплиментарность отзывов, которыми, к сожалению, до сих пор грешат российские театральные критики...
  
  И мне кажется, что одна правдиво - критическая статья в прессе, стоит многих хвалебных, потому что она подталкивает деятелей искусства к самоусовершенствованию, напоминает им о требовательности подлинных знатоков и ценителей хорошего вкуса...
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/или Е-майл: russianalbion@narod.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"