Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Церковь и светская власть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Церковь вседа и везде зависела от светской власти. Ещё в древности на Вселенских соборах, повестку дня заказывали Кесари. Во многом такие отношения между духовной и светской властью сохранились и по сию пору.

  Эпиграф из Исайи.
  
  "И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
  Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
  Тогда придите - и рассудим, говорит Господь..."
  
  
  ... Проблема отношений подлинной веры и светской власти, во все времена волновала людей верующих. Сам Иисус Христос выступил кротким Революционером, в надежде изменить лик мира сего "погрязшего во зле".
  Но его духовная Революция была встречена в "штыки" власть имущими и книжниками-фарисеями, которые от лица Синедриона отправили Спасителя на мучительное распятие... К несчастью, в жизни так часто бывает - простые люди думают и хотят одного, а власти делают прямо противоположное. Простые люди были потрясены откровениями и проповедями Иисуса из Назарета, но религиозные власти увидели в его призывах к любви и состраданию, опасность для себя и своих прислужников.
  
  Интересно, что пути-дороги Иисуса Христа до последних дней Его земной жизни почти не пресекались с путями светской власти. Только в конце этого Служения, Он столкнулся с Пилатом, который не выразил готовности обвинять неизвестного ему пророка. Да и сам Пилат, судя по Евангелиям, враждовал с первосвященниками и знатными фарисеями, членами израильского Синедриона.
  Главными врагами Иисуса, а потом и Его учения, были власти "духовные", то есть книжники и фарисеи, кому проповеди Иисуса из Назарета были опасны и угрожали не только их власти над верующими, но их доходам и благосостоянию. Обусловлено это было сотрудничеством иудейских равви с светской властью и идеологическим обслуживанием интересов вельмож и богатеев. Часто "духовная власть" была у богатеев и вельмож, которые воображали себя не только "Кесарями" но и "представителями Бога". Поэтому кроткий Иисус так негодовал и называл их: "Фарисеи-лицемеры, змеиное отродье!" Но ещё и в недавние времена, русского царя называли "помазанником божиим".
  
  ...Примечательно, что нечто подобное восстанию Иисуса против власти фарисеев в иудаизме, случилось со временем и с христианской церковью, когда Лютер и другие деятели Реформации выступили против официальной католической церкви, погрязшей в обрядоведении и коррупции, в сотрудничестве и обслуживании интересов светской власти. Эти протестные настроения накапливались в обществе со времён императора Константина, сделавшего христианство государственной религией. Поэтому, средневековую Реформацию противостоявшую официальному католичеству и папизму, можно сравнить с Революцией Иисуса Христа против власти фарисеев и книжников,
  Хочу заметить, что после признания христианства государственной религией, начались гонения уже "хороших" христиан против "плохих" христиан. И, как правило, христиане соглашающиеся с толкованием учения Христа власть имущими, преследовали всех с ними несогласных, то есть "еретиков".
  Шло становление Предания и потому, Писание часто использовали, как политический инструмент давления, толкуя его вкривь и вкось в пользу властителей. В определённом смысле Церковь и "церковное предание" подменили собой Писание. В этом случае, "Кесарево" часто становилось на место Божие, навязывая христианству "приспособленный" к политической и социальной конъюнктуре Новый Завет, перетолкованный новыми "книжниками-фарисеями", называвшими себя "богословами". Многие преступления против человечности, свободы и знания, были обусловлены диктатурой "человеческого, слишком человеческого", отражавшегося в этом "предании".
  
  Однако, на мой взгляд, первой попыткой вернуться к подлинному учению Иисуса из Назарета, осуществил пророк Мохаммед, в шестом веке после рождения Иисуса Христа. Хочу отметить, что ислам, до времён Фомы Аквинского считался одной из христианских ересей. Но и сегодня, никто не отрицает, что Ислам, как и Христианство и Иудаизм, являются авраамическими религиями и все они происходят из одного корня...
  
  Однако возвратимся к заявленной теме... Иисус Христос много говорил о разнице между властью светской и властью духовной и призывал не смешивать их. Но главный Его лозунг: "Царствие Моё не от мира сего", был успешно забыт не только светскими тиранами и властителями, но за многие столетия подчинения Церкви светским управителям, и церковным клиром. Забывают также ответ Иисуса на провокацию фарисеев по поводу уплаты налогов людьми, верующими в Спасителя. Тогда, Он, показав "провокаторам" монету пояснил, что эта монета имеет две стороны, как и наша жизнь в мире. "Кесарю - Кесарево, а Божье - Богу",- сказал Он, чем и разделил навсегда власти светские, и власти от Бога, которым надо подчиняться душой, свободной от суетного мира...
  
  Многие последователи Иисуса Христа не всегда были верны Его указаниям, по поводу отношений с властями светским. Например: Апостол Павел, в одном из своих посланий говорил: "...Вся власть от Бога...". То есть власть, которая пытала и казнила Христа оказывается тоже была от Бога и до прихода Иисуса Христа, и после его мучительного распятия. Апостол Павел, тем самым противопоставил свою точку зрения прямому указанию Иисуса Христа; - "Царствие моё не от мира сего"...
  Казалось бы, понять Апостола Павла можно. Ведь от его дипломатических способностей в отношениях с Римскими властями во многом зависело будущее христианства. Однако, оправдания эти вполне светского характера и такой подход, полностью отрицал сам Иисус Христос.
  Тут вспоминается эпизод из Евангелий, когда Пётр - лучший ученик Спасителя, уговаривал Иисуса не жертвовать собой и отвратить от Себя неминуемую гибель в страданиях. Тогда, Иисус сказал незадачливому сострадателю Петру: "Отойди от меня сатана! Ты думаешь о человеческом, а не о Божьем"...
  
  В моём понимании, христианская вера противостоит власти светской и связанной с нею рабством, угнетением простых людей, устремлением вельмож и богатеев к удовлетворению своих телесных желаний и страстей. Но это было ещё и в правоверном иудаизме...
  С другой стороны, чем поразил и захватил души простых людей Иисус Христос, начав проповедовать Новый Завет? Чем удивляет и поражает нас и по сию пору Его Нагорная проповедь?
  Прежде всего тем, что Он призывал к любви, свободе и справедливости. И сегодня, поклоняясь Иисусу Христу и Святой Троице, мы прежде всего видим в Нём и в Них символы добра, правды и справедливости, которые как и две тысячи лет назад, редко присутствуют в нашей человеческой жизни. Но ведь Иисус говорил и утешал страждущих и мучающихся, на все времена: "Придите ко мне все страждущие и алчущие и я успокою и утешу вас. Ибо бремя моё легко..."
  
  Официальная же церковь, ещё со времен признания христианства, часто становилась прислужницей государства и властителей, способствовала гонениям и смертям христианских пророков, призывавших верующих, без различия статуса и состояний, жить по заветам Иисуса Христа.
  Вспомните судьбу Иоанна Златоуста. Его призывы жить по правде и справедливости, обличения императорской семьи и византийских вельмож, навлекли гнев этих фарисеев, а потом они же, уморили Его в изгнании. И во все времена так поступали не только с иудейскими пророками, но и с христианскими подвижниками!
  
  ... Что касается истории христианства в России, то и здесь на всём пути его развития, "Кесарево" не только боролось с Божьим, но и всегда оказывалось победителем. Российская власть во все времена поддерживала "иерархов-государственников" и потому, непокорных могли пытать, сжигать и ссылать в монастырские тюрьмы. Вспомните судьбы заволжских старцев и Нила Сорского - их духовного руководителя. Они тоже старались быть подлинными последователями Христа, отрицали богатство и знатность, но были повержены сторонниками Иосифа Полоцкого, который с помощью царской власти уничтожил своих противников, а церковь и монастыри не только разбогатели, но стали идеологической "подпоркой" монархии...
  
  Так церковь приспосабливалась к власти Кесаря и в конце концов, стала "помощницей" светской власти и угнетения. Иисус Христос негодовал на власти, которые узаконили рабство, а служители церкви, называя себя его последователями это рабство покрывали, изощряясь в словоблудии. Ведь "православные" монастыри в России, какое-то время даже владели не только землями, но и крепостными крестьянами, жившими на этих землях!
  
  Сегодня, когда Церковь может и должна помогать людям становиться свободными духовно, любящими и сострадающими не только Богу но и себе подобным, нельзя забывать главный принцип Нового Завета, который завещал своим сторонниками Иисус Христос: "Царствие моё не от мира сего!"
  Не может быть ничего общего между проповедью христианства и светской властью, особенно той властью, которая представляет интересы заведомо богатого и "знатного" меньшинства. Во все времена, христианство было или старалось быть убежищем для страдающего человека, униженного властью. Во все времена, телом человека его материальной жизнью распоряжалось государство в лице своих властей, а душа спасалась верой в идеальные принципы любви, свободы, равенства и справедливости. Поэтому, любое смешение Кесарева и Божьего - это противостояние заветам Иисуса Христа...
  
  Сегодня, как никогда важно понимать это, потому что фарисеи и демагоги укрепились во власти и их лицемерные аргументы о "симфонии властей", стараются обмануть простодушных христиан. И потому, не верьте тем, кто пытается завлечь вас на пути неправедные обещая процветание и мир, в котором Церковь объединится с светской властью. Эта дорога приведёт не к Храму, а в обратную сторону, что уже и было не один раз продемонстрировано в истории христианства за две тысячи лет, прошедшие после рождения Иисуса Христа.
  А всем подлинно верующим надо знать, что Спаситель с ними, и за них принял смертную муку на кресте. Поэтому надо следовать Новому Завету Иисуса Христа, не думая о фальшивых "благах" мира сего, надеясь прежде всего на жизнь вечную и не следуя предписаниям "псевдо-предания", подстраивающегося под сиюминутные идеологические выгоды, "цитируя" Писание встраивающегося в светскую власть.
  Надобно мужественно, не боясь мести светской власти, брать на себя "крест" невзгод и даже страданий подлинной веры, и следовать за Христом в жизнь вечную, ибо в этом есть цель и смысл подлинного христианства!
  
  
  Начало февраля 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков. Статья из интернет - журнала "Что есть истина?"
  
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"