Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Перечитывая роман Льва Толстого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обезбоженность и эгоизм человеческой плоти ведут человечетво к самоуничтожению!

  О эгоизме человеческой плоти
  
  
   К счастью мир не так плох закон воздаяния всегда срабатывает!
   Но в России, сегодня очень мало людей которые относятся к работе, к труду, как к молитве, как к богоугодному делу. И этим можно объяснить многие неудачи, срывы планов и даже катастрофы, обезбоженность, как неверие в справедливость и христовы заповеди ведут к эгоистической безответственности и тщеславному эгоизму.
   Лет десять с лишним назад, я летел из Иркутска в Ленинград и перед взлётом самолёта, в салон вошли три местных механика и их, подняв какой - то люк посреди салона, запустили внутрь работающей машины - сделал это член экипажа на глазах у всех пассажиров.
  И эти трое, долетели до Новосибирска бесплатно и вышли, а я тогда подумал, что грубо нарушая инструкции полётов, рано или поздно самолёты начнут биться - из за такого разгильдяйства и нелепых ошибок экипажей и механиков происходят всё больше катастроф!
   Гибнут невинные пассажиры, падает престиж страны, но пока люди не поймут, что каждый отвечает за всё что происходит в стране и в мире, так и будут умирать невинные жертвы взрывов самолётов, домов, автокатастроф и всё это из-за элементарного разгильдяйства и безответственности, которое в России приняло формы массовой эпидемии под названием - "пофигизм".
  
   Возвращаясь к теме подвижничества и желания сделать жизнь лучше, хочу привести один пример.
  Как то раз, проходя по небогатому пригороду Лондон, я увидел здание, похожее на православный храм, которое оказалось очистными сооружениями, или "помойкой" по-русски говоря. Позже я узнал, что
  середине девятнадцатого века в Англии, существовало религиозное движение, которое настаивало на том, чтобы люди смотрели на любую работу как на молитву направленную к Богу.
  И вот какой-то благотворитель, в конце жизни, на свои деньги построил этот дворец, чтобы перерабатывать человеческие нечистоты. Казалось бы парадокс, но в те времена, даже дома для бедных, английские филантропы строили на совесть и с помощью известных архитекторов!
  И тогда я подумал - вот бы в Россию таких филантропов внедрить и работать не за честь, а за совесть!
  Тогда любой дворник чувствовал бы себя человеком и любая самая грязная работа была бы достойна любования и уважения, если она делается как молитва. Отсюда может вырасти множество неожиданно благотворных эффектов, как в экономике, так и в жизни вообще!
  
   Однако всё-таки возвратимся к теме - Тостой и современность.
   В России я был знаком с инспектором по делам несовершеннолетних - умной и смелой женщиной. Она мне говорила, что трудные подростки, часто самые характерные и сильные личности среди своих сверстников, и именно поэтому они становятся правонарушителями.
   Толстой говорил почти об этом же сто лет назад:
  
   ... "Из всех живущих на воле людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее , чем другие, хитрые и осторожные люди, и люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на воле, во - первых запирались в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами в полной праздности, материальной обеспеченности и в удалении от природы, семьи, труда, то есть вне всех условий естественной и нравственной жизни человека...
   Во - вторых. Люди эти в этих заведениях подвергались всякого рода ненужным унижениям - цепям, бритым головам, позорной одежде, то есть лишились главного двигателя доброй жизни слабых людей - заботы о мнении людском, стыда, человеческого достоинства.
   В третьих, подвергались постоянной опасности жизни...от постоянных в местах заключения заразных болезней, изнурения, побоев, люди эти постоянно находились в том положении, при котором самый добрый, нравственный человек из чувства самосохранения совершает и извиняет других в совершении самых ужасных по жестокости поступков.
   В - четвертых, люди эти насильственно соединялись, с исключительно развращенными жизнью (и в особенности этими же учреждениями) развратниками, убийцами и злодеями, которые действовали, как закваска на тесто, на всех ещё не вполне развращенных употреблёнными средствами людей.
   И в - пятых..., внушалось самым убедительным способом то, что всякого рода насилия, жестокости, зверства не только не запрещаются, но разрешаются правительством, когда это для него выгодно, а потому, тем более позволено тем, которые находятся в неволе, нужде и бедствиях.
   Всё это было как бы нарочно выдуманные учреждения, для произведения сгущенного до последней степени такого разврата и порока, которого нельзя было достигнуть ни при каких других условиях, с тем чтобы потом распространить в самых широких размерах эти сгущенные пороки и разврат среди всего народа...
   Сотни тысяч людей ежегодно доводились до высшей степени развращения, и когда они были вполне развращены, их выпускали на волю, для того чтобы они разносили усвоенное ими в тюрьмах развращение среди всего народа...
   Только при особом культивировании порока, как оно производилось в этих учреждениях, можно было довести русского человека до того состояния, до которого он был доведён в бродягах... считающих всё возможным и ничто не запрещённым...
   ...Вместо пресечения было только распространение преступлений. Вместо устрашения было поощрение преступников, из которых многие, как бродяги, добровольно шли в остроги. Вместо исправления было систематическое заражение всеми пороками. Потребность же возмездия не только не смягчалась правительственными наказаниями, но воспитывалась в народе, где её не было...
   ...Всем тем судейским и чиновникам, начиная от пристава до министра, не было никакого дела до справедливости или блага народа о которых они говорили, а что всем нужны были только те рубли, которые им платили за то, чтобы они делали всё то, из чего выходит это развращение и страдание..."
  
   ...Думаю, что если изменить некоторые названия, это целиком относится к сегодняшнему дню и сегодняшней системе колоний, лагерей и тюрем. Единственная разница, в том, что тогда были сотни тысяч заключённых, а сегодня миллионы, и ещё в том, что воровской жаргон стал языком улиц и даже тех же учреждений, которые управляют системой "исправления и наказания"!
   Людей, которые понимают состояние дел, причины и следствия, наоборот сегодня намного меньше. И нет уже таких Учителей совести, как Лев Толстой, которые бы попытались всё происходящее объяснить людям.
   Пора понять - жестокость порождает только жестокость и только добром и любовью можно переменить мир в лучшую сторону - ведь только ужесточением наказаний не справиться с преступностью - когда человек не знает Бога, для него не существует границ между звериным - зверским и божеским - человеческим.
  Иисус из Назарета утверждал, что человек создан по образу и подобию Бога и поэтому, в каждом из нас при рождении тлеет искра благодати. Только подвергаясь воздействию растлевающего душу и тело воспитания, мы становимся ближе к зверю чем к человеку и тогда, нами начинает управлять не духовное Я, а наша животная, инстинктивная сторона!
   И ещё хотелось бы сказать о войне и растлении дозволенностью убийства. Война в Афганистане незаметно, но реально развратила души и умы, и во многом распад СССР и кризис системы был обусловлен этой не видной, скрываемой войной. Потом последовала Чечня, которая добавила многое в озверение людей.
   Я не идеалист и понимаю, что мир без войны пока не может жить. Существование бедности, на виду у жирных богачей, пропасть между нищим большинством и кучкой сверх обеспеченных, всегда и везде порождают ненависть и злобу. И помимо воспитания, надо стремиться создать справедливую социальную систему, которая бы работала для большинства, но заботилась бы и о аутсайдерах.
   В России сегодня, очевидно несправедливая система и потому, надо стараться живя по божески и по правде, менять ситуацию к лучшему. Для этого нельзя оставаться равнодушным, когда мы видим проявления жестокости или эгоизма и стараться подать свой голос в защиту униженных и оскорблённых!
  
   ...В этой статье, я попытался дать краткий сравнительный анализ, того, что было при Льве Толстом и есть сейчас, сегодня - к сожалению, сравнения эти, во всяком случае для мен, неутешительны. И можно даже сказать, что сегодня во многом хуже чем было тогда, сто с лишним лет назад!
   Если кого - то заинтересовали эти параллели, я буду удовлетворён, хотя не питаю больших иллюзий ни на свой счёт, ни на счёт читателей.
   И всё-таки будем верить и надеяться!
  
   И в заключение хотелось бы процитировать ключевую мысль романа Льва Николаевича Толстого:
   Очень важны "...простые, ясные и практически исполняемые заповеди, которые, в случае исполнения их, (что было вполне возможно), устанавливали совершенно новое устройство человеческого общества, при котором не только само собой уничтожалось всё то насилие, которое так возмущало..., но достигалось высшее доступное человечеству благо - царство божие на земле.
   Заповедей этих было пять.
   Первая заповедь (Мф.5, 21-26) состояла в том, что человек не только не должен убивать, но не должен гневаться на брата, не должен никого считать ничтожным, "рака", и если поссорится с кем либо, должен мириться, прежде чем приносить дар богу, то есть молиться.
   Вторая заповедь (Мф. 5, 27-32) состояла в том, что человек не только не должен прелюбодействовать, но должен, избегать наслаждения женской красотою женщины, должен, раз сойдясь с одной женщиной, никогда не изменять ей.
   Третья заповедь (Мф. 5, 33-37) состояла в том, что человек не должен обещаться в чём-нибудь с клятвою.
   Четвёртая заповедь (Мф. 5, 38-42) состояла в том, что человек не должен не только воздавать око за око, но должен подставлять другую щеку, когда ударят по одной, должен прощать обиды и с смирением нести их и никому не отказывать в том, чего хотят от него люди.
   Пятая заповедь (Мф. 5, 43-48) состояла в том, что человек не только не должен ненавидеть врагов, не воевать с ними, но должен любить их, помогать, служить им... исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага...в этом единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, тотчас же влекущая за собой наказание...
   ...Чем могла бы быть эта жизнь, если бы люди воспитывались на этих правилах? Что исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага..."
  Тут Толстой вспоминает притчу о винограднике:
  
   "Виноградари вообразили себе, что сад в который они были посланы для работы на хозяина, был их собственностью; что всё, что было в саду, сделано для них и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанности нему...
   Воля же хозяина выражена в этих заповедях. Только исполняй люди эти заповеди, и на земле установится царствие божие. И люди получат наибольшие благо, которое доступно им..."
  
  
  
   В качестве неожиданного эпилога:
   - Я мыл посуду утром после позднего завтрака и вдруг подумал о том, что Толстой с своей критикой тех монархических порядков и неподлинного барского искусства, выступал против, зарождающейся тогда теории фашизма, идеологом которого выступил трагически безумный Ницше...
   Вечером и сегодня утром я читал Константина Паустовского - "Родные просторы" - сборник выпущен в 1954 году.
  В этом сборнике я увидел описание перемен, которые пришли в Россию с Советской властью и подумал, что хорошо бы, напечатать некоторые главы в нашем Журнале "Что есть истина?", наряду с какой-нибудь, совершенно антисоветской современной критикой Союза и Советского прошлого.
   Только так можно сравнивая, что-то рассказать о тех недавних ещё временах, которые ошельмованы, извращены недалёкими критиками и псевдоисториками!
   И вместе, уже сегодня утром, я начал перечитывать Юрия Трифонова - "Старик", в которой этот замечательный писатель, я отношу его к последователям Пришвина и Чехова, подводит итоги воцарения мещанской полукультуры, поклонниками которой стали дети и внуки большевиков и бесстрашных красноармейцев, воевавших и погибавших за Советскую власть.
   Все последние недели в моей голове сидят впечатления от прочитанной статьи о подмосковных бритоголовых, которые ненавидят и убивают "чёрных", а тот кто убил, тот может на своих "форменных" бутсах- тяжёлых высоких башмаках, завязывать белые шнурки. Факт чудовищный по звериной бессмысленности и я тут же, перекинул мостик между, этими страшными полуграмотными фашистами и громадным течением в мировом искусстве - романтизме...
   Мне вспомнился афоризм известного французского писателя: "Искусство - это эстетизация порока".
   Против такой эстетизации зла, выступал Толстой в искусстве, за что его ненавидели и клеймили тайные сторонники фашизма, которые сегодня восторжествовали в "барской" культуре России.
  Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев и ещё много известных в либеральной тусовке деятелей - самые яркие их представители и они же, самые оголтелые антисоветчики!
   Именно они, называющие себя "свободными художниками", пролагают путь бытовому фашизму, который скрыт в их писаниях, циничных, воинственно обезбоженных и деловито -напористых.
   Их критика советского прошлого лжива, эгоистически бессмысленна и приводит к тому, что люди живущие нормальной обывательской жизнью, начинают сходить с ума на идее суперменства и атеизма.
  Нельзя не видеть, что их литература - это призыв, возврат к животному началу в человеке, ловкое подыгрывание чувствам мещан, в обществе потребления которое называет себя "открытым обществом", уставших от бессмысленной гонки за сладостями жизни и известностью!
   Для меня, подмена понятий чести и совести на идеологию потребительства очевидна, и зловредность такой, или таких подмен, не оправдывается непреднамеренностью авторов, потому что их эгоистическая простота хуже воровства, так как они пытаются оправдать свою "непреднамеренность", наличием многочисленной аудитории, слушающих и читающих их.
  Они, даже рады скандалу вокруг себя, потому что это помогает им "продаваться" и получать соответствующие гонорары!
   Эти "писатели" - сторонники и пропагандисты обезбоженной жизни, часто сами становятся жертвами своих бездуховных "исканий" - неверие и цинизм, однажды выпущенные ими на свет божий, обращаются против них самих!
  
   Нечто подобное происходило с Ницше - "белокурая бестия" - идея сверх человечества, прямо антихристианская, вначале покалечила его самого лишив разума, а потом обрушилась на мир, унеся в нескончаемой мировой войне, затеянной немецкими нацистами во главе с Гитлером, миллионы, десятки миллионов человеческих жизней, прежде всего в Советской России!
   Тот кто сегодня пытается ставить на одну доску Гитлеровскую Германию и СССР, заражены вирусом той душевной болезни, которую я называю, бытовым фашизмом.
  Этот фашизм вырастает на почве бездуховной обеспеченности общества "пользователей", воцарении инстинктивного эгоизма, маскирующегося и "объединяющегося" под лозунгами борьбы за права человека, за права впадать и пребывать во грехе эгоизма и ненависти.
   И кроется этот вирус в писаниях, в которых прославляется сила "сильных личностей", противостоящая в человеческом коллективе, христианской "силе слабых"!
   Целью мещанской демагогии о правах человека, является реализация претензий на независимость Человека- Животного и в законодательном утверждении принципов удовольствия, по которым пытается жить обыватель, пытаясь подчинить и государства этим принципам.
  
   В каждом человеке, в каждом обществе с рождения сохраняется и зреет первобытный хаос, приводящий в случае его поощрения-освобождения, к самоуничтожению личности или общества.
  В этом случае можно согласиться с афоризмом Ницше: "Государство - это самое холодное из всех холодных чудовищ", если Государство не защищает права коллектива от произвола "особенных личностей".
  Ведь государство, через эволюцию человеческого общества, создалось как инструмент для соединения интересов личности и коллектива, отдельного человека и людей его окружающих.
  Поэтому, христианство как религия появилась в момент кризиса римского супер - государства, и явилось новым связующим звеном между индивидуумом и обществом. И надо признать - всё, что пропагандирует атеизм и человеческий эгоизм, разрушает, ослабляет государство.
   И рано или поздно, государство без Бога становиться этим чудовищем, которое или аннигилирует, самоуничтожается медленно, или через революции разрушается и возникает новая его форма, новая политическая система.
  Невольные социал-анархисты - мыслители типа Ницше, чтобы разрушать государство первым делом заявляют, что "Бог умер", а остальное в таком государстве следует своим, разрушительным чередом!
   Но есть и другая форма разрушения, когда люди склоняются перед идолом "покорности и порядка", при этом преследуя эгоистические, "шкурные интересы" - такие люди молчат и говорят, что "начальству виднее".
  А начальство кто? Часто это чиновники, олицетворяющие себя с государством, с властью!
  
   Толстой, в романе "Воскресение", попытался показать, как человек скрываясь под обезличенностью понятия "государственная служба", может дойти до подлинного озверения. Сегодня в евро-центристском мире, а ещё раньше в фашисткой Германии, под прикрытием идеи о реализации прав сверх - человеков, люди дошли до отрицания права на существование низших рас и тех, кто не исповедует их, так называемые универсальных цивилизационные ценности.
  И странно, что нынешние идеологи либерализма, с их приматом прав и свобод человека, не видят куда ведёт это обожествление животного человека, этого бодрого, животного Я.
  Защита прав на "самовыражение" всегда происходит в ущерб своим обязанностям и даже отрицанию их по отношению к другим людям, что приводит к тотальной войне всех против всех, а потом уже к самоуничтожению человечества!
  
   Остаётся добавить, что перечитав эти заметки я вижу всю их сбивчивость и бессвязность, но надеюсь эту тему рано или поздно продолжить и попробую сделать понятным, прежде всего для самого себя, почему так сложно и так трудно говорить о том, что приходит порой в голову во время утреннего мытья посуды...
  
  
  
   2005-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian- albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"