Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Кино Балабанова про уродов и людей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Режиссёр Балабанов - это русский Тарантино показывающий жизнь как она есть и даже страшнее!

  "Во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо..."
  Вальтер Беньямин
  
  
  ...Посмотрел несколько фильмов Балабанова.
  Впечатления тяжёлые и если смотреть на русскую жизнь глазами Балабанова, то невольно охватывает нервный смех, потому что такого в реальности просто не может быть, но в России бывает!
  Балабанов - певец абсурда и бессмысленной жестокости, зеркало той реальрности, которой наполнена наше существование, но которую большую часть жизни мы просто не замечаем, потому что нас это прямо не касается.
  Мы в этой "романтической" среде не живём или ушли от неё, поменяв статус и уровень обеспеченности, однако внутри, глядя на эти жуткие сюрреалистические сцены из балабановских фильмов, мы вспоминаем свои страхи и фантазии и понимаем, что это взято из российской жизни, а не придумано художником из ничего!
  
  Фильм "Про уродов и людей", это некое смешение Фрейда с Тарантино. Нас пугают и притягивают жуткие извращения чувств и придуманные герои из добропорядочной русской дореволюционной жизни. Это вдвойне ошарашивает, потому что мы находимся под гипнозом мифов о дворянских правилах чести и доблести, в исполнении героического красавца "поручика Ржевского".
  Фильм воспринимается как жестокая и безысходная пародия, на отражённую в нынешней реальности предреволюционную, романтизированную обывателями-буржуа жизнь, которую мы не знаем и которой не было никогда.
  Однако "феномен Распутина", декаданс и неудовлетворённость сытостью и благополучием - это тогдашняя реальность и атмосфера вырождения, толкает героев фильма на рискованные приключения.
  Но люди, в этом фильме живут мелко и низко, а потому, погибают нелепо, не по "благородным правилам"!
  
  Всё происходящее на экране, немножко напоминает злые рассказы Чехова, но в основном, тут присутствует "антиплатонов", то есть замысловатая фантазия накладывается на искусно выстроенные реалии.
  Заправляющийся водой паровоз - это реальность, а бездушный Иоганн, трусливый и наивный Путилов, сумасшедший Виктор Иваныч, злая и мечтательная слепая жена доктора - это выдумка авторов фильма и творческие фантазии талантливых актёров...
  Все их персонажи, кажется происходят из "параллельного" мира, как впрочем из другого мира и одержимость российской публики, наивной порнографией, тоже приметы того времени.
  Невольно возникает вопрос: как и почему такая нелепая тема заинтересовала Балабанова - ведь он сам и сценарий писал!
  
  Но посмотрев год выходса на экраны, вспоминаешь свирепый абсурд послеперестроечной жизни в России и понимаешь желание режиссёра, иносказательно показать росийское общество сошедшее с ума от вожделения и тоски по мещанскому идеалу!
  Живость поднятых проблем, беспросветность идиотизма жизни, заставляют нас, зрителей предположить, что эти люди спасаются, через сексуальные фантазии и жажду подлых развлечений, от бессмыслицы сытого, но бесцельного существования, постепенно превращаясь в хорошо одетых, цивилизованных животных!
  Вам это ничего не напоминает?!
  
  Вообще фильмы Балабанова реалистичны, саркастичны, жестоки и безысходны даже тогда, когда имеют "хороший" конец. Его герои всегда с сексуальными и социальными странностями, а с точки зрения нормального человека они извращенцы, но при этом, их трудно отличить от "нормальных" людей в толпе, потому что они ничем не отличаются от большинства!
  
  Таких и в современной России несравнимо с другими временами много, и зовут их в России "отморозками", а наличие подобных "персонажей", делают нашу жизнь непредсказуемой и свирепой.
  Знаменитый его фильм Брат, тем не менее оптимистичен, а герой Данила Багров - это типичный русский человек, волею непредсказуемой судьбы и военного опыта, где и научен убивать людей, сохраняет детскую наивность и отсутствие страха смерти.
  Такого в реальности не бывает, но миф созданный Балабановым о "безбашенном" защитнике униженных и оскорблённых живёт, завоёвывает всё новых поклонников, уже после смерти самого кинорежиссёра.
  Образ Данилы Багрова, в фильмах "Брат" и "Брат-2", дал молодым возможность надеяться на преодоление абсурда жизни, и вдохновил на сопротивление силе денег, человеческой злобе и провинциальному неуважению себя.
  Может быть поэтому, уже сегодня, став людьми среднего возраста, поколение "Брата" сохраняют в себе жажду добра и справедливости, готовность сражаться за нравственные идеалы!
  Иначе, во времена олигархического бандитизма было не выжить.
  А тут, словно по заказу государственников из правительства, появилась "ролевая модель" как говорят англичане, а значит появился герой, под портретом которого можно "себя чистить".
  Жизнь в бандитской России, научила людей многому и одним из самых влиятельных и авторитетных "учителей" последующих поколений, как в добре так и во зле, стал Балабанов и его знаменитые фильмы.
  
  Мне не понравился фильм "Кочегар" и "Жмурки" - уродство перестроечной жизни доведено в них до абсурда, хотя, как кинодокументы, если их разбирать в категориях кинокритики, они стали своеобразным зеркалом, правда кривым, в которое полезно посмотреться каждому из нас, ужаснуться и вспомнить годы, когда в российской жизни не осталось ничего святого и даже церковь стала местом отмывания бандитских доходов.
  Лозунг того времени: "Деньги не пахнут!" - чудовищный по смыслу и по содержанию, но именно он, в те переломные времена завоевал сердца и души людей, когда зверства первоначального капитализма проявились в России во всей красе.
  Чтобы заставить людей понять всю глубину их нравственного падения и понадобились зверские фильмы Балабанова - этого российского, русского Тарантино.
  Будущие поколения россиян, будут с удивлением смотреть фильмы Балабанова, как с ужасом и отвращением сегодняшние американцы смотрят кино созданное Тарантино!
  
  В Америке, в период Великой депрессии, как и в России "девяностых", страна погрузилась в бандитский беспредел и приключения какого-нибудь убийцы и главы мафиозного клана были обыденной реальностью, хотя сегодня воспринимаются как нечто придуманное, мифическое и сказочное.
  Остаётся напомнить, что в России, в страшные девяностые, только по официальной статистике убивали в год по тридцать тысяч человек, в основном молодых, живущих "по понятиям" и гибнущих в безжалостно-свирепых бандитских разборках.
  
  Эти бандиты-"герои" из рабочих кварталов, были "романтиками" - их завораживало киношное насилие и потому, они вдохновлялись американскими фильмами "экшен" и отчасти, воспринимали жестокости Тарантино как некий кодекс поведения "избранных", то есть по-русски бандитов - самых жестоких и беспощадных молодых людей, изувеченных идеологией первоначального капитализма!
  Во времена экономического и нравственного развала, они десятками если не сотнями тысяч умирали в злобе и отчаянии не понимая, что стали жертвами новых социальных отношений.
   В Веймарской Германии, такие молодые любители "земли и крови" стали ревностными сторонниками национал-социализма, а в России просто бандитами!
  
  Конечно жаль, что после смерти кинорежиссёра, как и при жизни, никто из киноведов не написал, не постарался объяснить феномен "балабановщины" в российском кино.
  А ведь такие исследования могли бы стать бестселлером, потому, что объяснили бы притягательность его фильмов для российского обывателя.
  Интерес к фильмам Балабанова с годами не убывает и это явление можно толковать по разному. С одной стороны "Жмурки" и уже кичевые "Бригады", вырастили несколько поколений бандитов, а с другой, фильмы "Брат" и "Брат - 2" воспитали и продолжают воспитывать несколько поколений молодых патриотов России!
  
  ...Подводя итоги этого короткого киноисследования, хочется сказать, что творчество Балабанова противоречиво, иногда страшно своей безумной фантазией, но отражает разлад - "сумбур вместо музыки" в постсоветском обществе, точно так, как фильмы Тарантино, показывают изнанку американского благополучия и индивидуализма...
  
  
   2016-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"