Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Главы из книги "Путешествия по России". Часть-2"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это воспоминания о путешествии по России, во время сбора материалв для книги на английском языке "R is for Russia".

  В качестве предыстории:
  
   Книга для английских детей - "R is for Russia" для английских детей, была выпущена в Англии более десяти лет назад. Для набора материала, я и английский фотограф Продипта Дас, дважды прилетали в Россию - летом и зимой - где побывали во множестве городов и интересных мест, проехав и пролетев за это время более двадцати пяти тысяч километров! Найти эту книгу можно в Интернете или в книжных магазинах многих англоязычных стран...
  С тех пор прошло много времени, часть проблем решена, а часть актуальна по сию пору и потому перепечатываю ниже, короткие заметки и размышления об этих поездках...
  
  В качестве эпиграфа:
  
  "Первое сильное ощущение, когда мы встречались с людьми и просто наблюдали за жизнью России - это большая, разнообразная и сильная страна. И россияне, при всем различии взглядов и идеологий, встанут на её защиту, если начнётся война... Такого ощущения не было ещё пять лет назад..."
  
  
  ... Возвратившись из России, где мы с английским фотографом Продиптой Дас, набирали материал для книги о России на английском языке "R is for Russia", я заболел и потому не выходил из дома почти неделю. Однако, несмотря на простуду, я сходил на Би-Би-Си, по приглашению Севы Новгородцева, и коротко рассказал о нашей с Продиптой Дас, поездке.
  
  ... С Севой, мы поддерживаем знакомство с того времени, когда я увидел его на "Первом Русском радио, в 2004 году.
  
  Это было так.
  ...Из здания, где размещалась студия "Первого Русского радио", во внутренний дворик вышел человек с седой гривой волос, худым, выразительным лицом, привлекающий к себе внимание, как привлекают к себе внимание люди не просто известные, а очень известные.
  Тогда, Володя Эдемский, тоже ведущий на этом радио, представил меня ему. После знакомства, мы, стоя у входа поговорили минут пять "о том, о сём". Видимо я заинтересовал Севу своими рассказами о Сибири, о том, как я попал в Англию, о моей жизни в России - в конце разговора, он пригласил меня на завтра, на передачу "Севаоборот", на русскую службу ВВС...
  
  Назавтра, уже после "Севооборота" Сева пригласил меня на Первое Русское радио, и я согласился рассказывать о своих прошлых походах, о повадках зверей и птиц для тех русских слушателей, кто скучает по Родине, по её лесным просторам, горам и долинам.
  Потом, встречаясь раз в неделю, мы успели неплохо узнать друг друга, и когда я показал Севе свои рассказы о таёжных приключениях, он их похвалил и посоветовал писать об этом побольше, в том числе для западных читателей, которых, по мнению Севы, тема о необъятной безбрежной и загадочной России заинтересует обязательно...
  
  ... В этот раз, перед поездкой в Россию, я позвонил Севе, и он попросил меня отзвониться по возвращению в Лондон и рассказать об этом, нашем с Продиптой Дас, путешествии, что я и сделал, как только немного отошёл от долгой и утомительной дороги.
  Выслушав мой рассказ по телефону, он пригласил меня на ВВС, в передачу "Би-Би-Сева", лозунг которой - "Новости с человеческим лицом".
  К сожалению, известная на русском Би-Би-Си программа Новгородцева "Севаоборот", была к тому времени закрыта уже около года, несмотря на протесты слушателей из России.
  Однако она сохранилась в электронном виде, в архиве сайта Севы Новгородцева - я иногда захожу туда и слушаю его беседы с интереснейшими и талантливыми людьми - эта передача продержалась в эфире несколько десятков лет и нашла миллионы поклонников в среде русскоговорящих во всем мире.
  Сева и его соведущие, выработали свой метод живого разговора и свои способы подготовки к нему. И мне удалось побывать в знаменитой студии, за круглым столом с четырьмя микрофонами и парой бутылок хорошего красного вина, которое помогало "воссоединению языков и сердец" беседующих.
  
  Вот некоторые детали моих двух выступлений на "Севообороте" - может кому то это будет интересно.
  Я приходил за час до прямого эфира и Сева, "потрошил" меня, когда мы садились в столовой ВВС, пили чай или кофе и Сева, выспрашивая подробности моих приключений, незаметно составляя канву вопросов, в нашей беседе уже перед микрофонами.
  Потом мы садились в студии, Сева на правах хозяина разливал неплохое красное вино, после которого настроение поднималось и сухость в горле, сменялась расслабленной жизнерадостностью.
  После этих бесед в прямом эфире, я уходил в хорошем настроении и чуть под "шафе", что придавало особую пикантность этем "радио беседам".
  
  ... В тот раз, в фойе знаменитого здания радиостанции Би-Би-Си, меня вышел встречать молодой человек -англичанин, с которым мы, идя по длинным коридорам, сразу заговорили о впечатлениях от России.
  Он жил какое - то время в Питере и совсем неплохо говорил по-русски. Нисколько не сомневаясь, что он поймёт меня, я стал говорить о Достоевском и Толстом, о том, что на мой взгляд, в первый раз этих больших русских писателей англичанам надо читать в переводе, потому что для понимания всей глубины их произведений необходимо знать язык в совершенстве, особенно читая Достоевского...
  
  В русском отделе Би-Би-Си, меня встретил Сева, как обычно подтянутый, сосредоточенный, сидя за столом, в окружении сотрудников - девушек и юношей явно нерусского происхождения.
  Он сразу спросил, принёс ли я фотографии о нашем путешествии, а я, немного смутившись ответил, что фотографий нет, но ведь фотографии не будут рассказывать о поездке - это буду делать я, а у меня всё с собой, в голове.
  Сева был недоволен, но согласился и мы записали короткую программу о моих впечатлениях. Я между прочим сказал, что путешествие продлилось четыре недели и за это время мы преодолели более двадцати пяти тысяч километров по воздуху, на автобусах, на поездах и на автомобилях, не говоря уже о сотнях километрах проделанных пешком.
  
  Сева, уже перед микрофоном, коротко познакомил слушателей с английским детским издательством "Фрэнсис Линкольн", с которым мы, - Продипта Дас и я, заключили контракт на создание книги на английском языке, для английских школьников.
  Я очень, коротко рассказал о поездке, на микроавтобусе моего брата живущего в Иркутске, в Тункинскую долину, расположенную между горной грядой Восточного Саяна и хребтом Хамар-Дабан, к западу от Байкала.
  Там живут буряты-скотоводы, соблюдая свои вековые традиции, и образ их жизни является смесью старого и нового - даже в заимках, где летом пасутся стада лошадей, коров и овец, стоят спутниковые антенны, и во дворе стоят одна-две японские иномарки...
  Упомянул о поездке к тиграм в Приморье, на берег озера Ханка, где их, и ещё несколько видов дикой фауны Дальнего Востока, выдерживают на специально оборудованной базе.
  Тигры живут в большом, огороженном участке дальневосточной тайги и за ними ухаживает егерь и мы их видели через ограду очень близко. На нас они не обращали внимания и я удивился их равнодушному, царскому спокойствию, которое вполне соответствует их титулу царя зверей!
  Потом, я заверил радиослушателей, что напишу большую книгу, уже на русском языке для взрослых, о впечатлениях от этой поездке и с размышлениями о прошлом, настоящем и будущем России...
  
  Из студии я уходил с чувством исполненного долга - первый анонс для нашей английской детской книги о России, состоялся.
  Составляя книгу об этой многотысячекилометровой поездки, я понял, что о России, о её чудесах, загадках и проблемах, даже сами русские знают очень мало, а уж в Западной Европе практически не знают совсем, тем более дети. А ведь дети - это наше будущее и будущее наших отношений с Европой, и с Англией в том числе.
  Это и стало главной целью написания книги!
  
  ... Через неделю моя простуда прошла, и я отправился в Ричмонд - парк, посмотреть и послушать оленей во время гона - я это делаю каждую осень, по возможности снимая на видеокамеру и записывая примечательные факты их жизни в дневнике, который уже перерос в большую статью о оленях, их повадках и привычках.
  Район Ричмонда в Лондоне, один из самых красивых и богатых и вот, вглядываясь в чистые улицы, богатые витрины магазинов, ресторанов и кафе, любуясь красотой и ухоженностью парка, видя аккуратных и вежливых прохожих на уютных улицах и дорожках парка, глядя на многочисленные стада диких оленей, пасущихся в двадцати шагах от гуляющих, слыша крики гусей и лебедей на парковом озере, я вдруг осознал, что мой оптимизм по поводу "светлого будущего" России немножко экзальтирован и преувеличен.
  Я начал понимать, что Российская Федерация отстала от Европы, и от Англии в частности, в человеческом измерении минимум на поколение и что это отставание, может быть преодолено только ценою технологического, а потом и культурного шока, подобного Октябрьской революции или сталинской коллективизации и индустриализации...
  
  ... И тут мы плавно переходим к рассмотрению теории технологической Революции, которая потребуется России для преображения внутренней жизни и традиционной культуры.
  Ведь Россия до сих пор представляется необъятными пространствами дикой природы, в океане которой, то тут, то там видны маленькие островки человеческих поселений - из космоса это наверное особенно заметно.
  Я видел карту ночного свечения Земли и над Западной Европой, огни горят почти сплошным ковром, но над Россией повисла темнота, кое - где светящаяся неяркими огоньками посёлков и городов.
  И сегодня, на этих громадных, "тёмных" пространствах живут немногим менее полутора сотен миллионов человек, для половины из которых элементарные жилые удобства мало знакомы, и дороги в большинстве своём представляют пыльные, каменистые просёлки, по которым, в случае снегопадов или дождей, практически невозможно проехать.
  Кстати вспомнил, что в Иркутске, мы отложили поездку в Восточный Саян на день, потому что прошедшие сутки шёл первый снег и потому, Транссибирское шоссе, на время было закрыто для движения...
  
  Об этой истории я расскажу позже, однако этот пример показывает сложность жизни в провинции и как далека ещё Россия от обыденных удобств, не только из технических и экономических соображений, но и психологических обстоятельств - желания и возможности выстраивания "удобств" для жизни.
  Во многом это объясняет драму не только русской истории, но и формирование характера русского человека и трудности в экономике и сложность жизни в России, в том числе!
  Горячей воды, например, нет в большинстве сельских посёлков и даже в некоторых провинциальных городках, а тёплый туалет в деревне считается чудом - верхом роскоши и цивилизации.
  Конечно так было в России сотни и сотни лет тому назад, но сегодня, когда мир на Западе и отчасти на Востоке давно стал машинной цивилизацией, Российской Федерации придётся догонять в этом развитые страны!
  Тут невольно надо коснуться проблемы деревянной архитектуры, традиционной для России, и потому, очень недолговечной.
  Гниение строительного материала и пожары, не дают людям выстроить более или менее продолжительные очаги семейного материального благополучия, что естественно отражается на мировоззрении, обычаях и истории народа.
  К тому же, за последние тридцать лет разрухи и стагнации, по настоящему ничего нового или масштабного в этом смысле, не было создано, а то что имелось - или разрушено, или разворовано.
  Конечно, нельзя не заметить большие перемены к лучшему не только в материальной, но и в культурной жизни той же российской провинции, однако на пути в будущее, предстоит сделать и совершить ещё очень многое!
  
  Оставляя в стороне техническое отставание, надо, также отметить "псевдо философский", народный подход к целям и задачам реальной жизни. Социальные, военные и материальные катастрофы, особенно разрушительные в двадцатом веке, выработали в российских людях, неосознанное, своеобразное стоическое отношение к жизни, которое я и называю "философским".
  Коротко, это отношение можно выразить так: "День прожит - и слава Богу... О будущем не стоит и задумываться..."
  Иначе говоря, многие россияне живут одним днём и потому, каждое поколение как бы начинает жизнь с чистого листа.
  
  Большое значение для формирования такого отношения к обыденности, как мне кажется, имеет сущность православия, которое, тоже в определённой степени стоит на Христовых принципах выраженных в максиме: "Не заботься о том что тебе есть и что тебе пить... Ибо Бог позаботится об этом... если вы будете веровать в него..."
  Такое отношение, лишает людей воли и упорства в достижении материального благосостояния и делает фаталистами большинство православных верующих в России.
  Во всяком случае, сегодня, многие русские не очень доверяют человеческой инициативе и большую роль в этом сыграла православная Церковь, конечно с учётом условий трудной, часто героической жизни Российского государства.
  Ко всему новому, в России многие относятся с подозрением, а европейский комфорт и благоустройство хвалят, но не торопятся делать жизнь в России на западный манер...
  
  Но ведь известна и другая притча Иисуса Христа, о денежной единице - таланте, которые Хозяин раздал работникам и когда через время возвратился, то похвалил того работника который приумножил количество талантов и наказал того, кто "закопал таланты в землю".
  Из этой притчи можно сделать вывод, что многое в жизни россиян, зависит от верного толкования слов Иисуса Христа в Евангелиях...
  
  ...Недавно, читая русские газеты, натолкнулся на дискуссию - строить или не строить высотку в Питере? В ней, на стороне охранителей выступил даже министр культуры страны!
  Для меня это показывает уровень культуры в России, где охранители и сторонники "обратного хода", подавляют любое стремление сделать жизнь удобной, красивой и главное современной: без вонючих деревянных туалетов даже во дворах провинциальных гостиниц, без разбитых дорог и разрушающихся построек пятидесятилетней давности - нового, за эти прошедшие после разрушения Союза тридцать лет, в провинции построено совсем немного и эти "новинки" просто мало заметны, не видны на фоне разрушающихся зданий и инфраструктуры...
  
  Хотя, за последние десять лет, есть и очевидные "подвижки", в лучшую сторону: идут реставрационные работы в церковных храмах и объектах культуры, развивается сфера туризма, открывают новые парки и скверы, ремонтируются и модернизируются городские улицы и дороги...
  В Питере, может быть благодаря губернатору Матвиенко и её команде, тоже многое изменилось в лучшую сторону. Например появилась замечательная "развязка" на въезде в город, на Таллиннском шоссе, появились уютные современные райончики, в частности в районе Малой Охты, похожие на отдельные кварталы европейских городов...
  Однако сила сопротивления охранителей "славного прошлого", новым тенденциям в жизни россиян такова, что в любой момент, немногочисленные новшества могут быть осуждены этими либеральными образованцами и возврат к разваливающимся коммуналкам и крысам на Невском, совсем не невозможен...
  
  ... Однажды, лет двадцать назад ещё в период "либеральной диктатуры", я днём видел на Невском, крысу, которая выскочила из подвального помещения и помчалась по тротуару, в поисках укромного уголка, а потом нырнула в щель на фасаде одного из бывших дворцов, и исчезла.
  Тогда, я содрогнулся от гадливости и подумал, что при экономической разрухе и временах наступления гражданской смуты, всегда выигрывают: в городах - крысы, а в деревне - волки.
  Крыс, я и до этого видел в самых неподходящих местах, например на лестничной площадке своего бывшего дома на Охте, а следы волков и последствия их деятельности, я наблюдал под Питером, в окрестностях реки Тосно.
  Там, в семидесяти километрах от "столичного" города, они, в опустевших, бывших колхозных деревнях, съели всех собак, а в окрестных дремучих лесах, уничтожили почти всё поголовье диких копытных: кабанов, лосей, косуль - хорошо ещё, что хоть на людей не начали нападать.
  И всё это следствие "вторичного одичания", которое установилось в период разрухи и безвременья в России девяностых, устроенного, может быть и без злого умысла, а просто по глупости, "либеральными" деятелями и политиками!
  
  Они, в большинстве своём, стеной стоят за "экологию" очень жалеют животных, в том числе и волков (вспомните их теорию - "волки, санитары леса"), но к простым людям - жертвам их придуманных реформ - часто относятся с брезгливой ненавистью, выступая за восстановление в России, сословного государства!
  Сегодня, эти российские "охранители" переключились на защиту "исторического облика города", в этом направлении солидаризируясь с откровенными ретроградами - такой союз опасен, потому что хитрые образованцы, часто используют квасных ура-патриотов "в тёмную".
  Поэтому ещё, строительство высотки на Охте я считаю делом благим и общественным.
  Но охранители, движение которых зародилось вместе с началом развала советского общества, всегда радеют за "светлое" далёкое прошлое, в котором осталась их молодость, которую, они таким образом, на подсознательном уровне, пытаются вернуть.
  
  Вспоминаю, как неистово спорил с редакторшей на иркутском телевидении, делая очерк о современном архитекторе, - она хотела сохранить деревянные трущобы в центре города, как исторический памятник, тогда как сама жила в сталинской квартире с трёхметровыми потолками и с большой ванной комнатой.
  Я так тогда разошёлся, что наступал на неё требуя, самой переселится в этот "исторический центр" с грязными помойками, деревянными туалетами на улице и крысами в подвалах и на кухнях.
  Тогда, она уже пожилой человек, пряталась от меня за углом стола, отбивая мои эмоциональные атаки на лицемеров - охранителей, живущих в больших, благоустроенных квартирах, но требующих сохранения полусгнивших, "подкрашенных" домиков предвоенной застройки, выдавая этот "новострой", за традиционно - сибирский архитектурный стиль...
  
  Сам, я тогда, жил в деревянной развалюхе, на краю Нахаловки, самовольно застроенного посёлка и боролся с крысами, как мог - у меня были маленькие дети, а крысы, были неотъемлемой частью поселкового ландшафта...
  Таким образом, я ещё в те давние времена стал невольной жертвой некоторых сторонников "консервации" окружающей среды, называющих себя "охранителями"!
  Поэтому ещё, я против разного рода сентиментальных любителей сохранения "нетронутого прошлого". Эти люди, сами пользуясь всеми благами современной цивилизации, фальшиво ностальгируют о "красивом" и "потерянном" дореволюционном российском "рае".
  В качестве примера идеологии охранителей, можно привести недавно ещё популярную документальную картину Говорухина: "Россия, которую мы потеряли".
  Во мн, такое пряничное изображение идеализируемого прошлого, иногда вызывает волну естественного протеста против лицемерных идеалов "охранников" этого прошлого.
  Но часто, за охранительством, скрывается целая психология привычного националистического обскурантизма и странно, что некоторые молодые сегодня поддерживают это движение.
  Но такова социальная отсталость и подмена понятий в России, такова сила промывания мозгов и влияния "прозападных" мифов, что даже молодые, сбитые с толку этой пропагандой "обратного хода", расходуют свою энергию не на улучшение или обновление жизни, а на защиту старого, но привычного строя жизни и быта.
  
  Что касается делового центра "Охта", то создание делового Сити, это проблема, которая давно назрела в Питере и которую надо было решать ещё сорок - пятьдесят лет назад. Ведь очевидно, что самые ярые охранители, хотели бы видеть С-Петербург современным центром и второй столицей России.
   Но для создания такой столицы, необходимо построить деловой Сити недалеко от центра города и Охта, как нельзя лучше подходит этому проекту!
  В районе Охты, надо построить ещё и большой торговый центр, который бы обслуживал не только работников этого делового центра, но и всех правобережных жителей Невы. Необходимо продумать приход к этому центру метро, электричек и автобусных линий связывающих с новой "Охтой" все районы города и его окрестностей. Учитывая холодную и промозглую погоду зимой, этот центр надо укрыть разного рода прозрачными крышами и навесами, которые бы давали возможность людям быть здесь под защитой от природных капризов - современная архитектура умеет это делать, создавая самые комфортные условия, как для южан, так и для северян...
  
  Но я отвлёкся от собственно нашего путешествия по России с английским фотографом Продиптой Дас.
  В этот раз, подъезжая к центру Питера на автобусе по Таллиннскому шоссе, увидев первую современную шоссейную развязку в Питере, я обрадовался и подумал, что городские власти действуют в правильном направлении. Однако, читая заметки о борьбе охранителей с "высоткой" на Охте, мне подумалось, что без шоковой технологической революции, на манер сталинских станций метро, или сталинских высоток в Москве, в России не обойтись. Немногие, но самые активные образованцы, будут стеной стоять против всего нового и современного.
  Их надо победить, хотя бы один раз, чтобы и они могли увидеть преимущества современного города, в котором гармонично, усилиями архитекторов и социологов, сочетается старое и новое, дополняя друг друга и создавая комфортную жилую среду. Если этого не сделать, то отставание в уровне жизни от западных, да и богатых азиатских стран будет только увеличиваться.
  Все эти шествия и митинги, против нового, за сохранение привычного старого, производят удручающее впечатление!
  
  Тягостное впечатление остаётся от Мариинского театра, который по сравнению с лондонским Роял - Опера, похож на давно не ремонтируемый совхозный клуб, в который "сельские" жители ходят в сапогах и бушлатах, потому что всё внутри состарилось и обветшало и не противоречит по форме и содержанию, рабочей одежде.
  Вспоминается мой опыт работы в интерьерной команде, когда сделанные нами колхозные клубы превращались в настоящие дворцы, куда, как раньше, уже боязно было приходить пьяным и в грязной одежде.
  Есть и европейский опыт реконструкции и реставрации, о котором я хотел бы коротко рассказать.
  
  В конце этого лета, перед поездкой в Россию, мы путешествовали с женой на машине по Северной Англии, по Нортумберленду. В одном из крупных городов Севера Англии, в Ньюкасле, который ещё пятьдесят лет назад был задымлённым промышленным городом серо- чёрного цвета, сегодня сделали театральный и музыкальный дворец с двумя залами, в форме серебристого громадного жука, на берегу реки. Здание это снаружи напоминает "божью коровку" размерами сто на сто метров и высотой в пятьдесят метров, а внутри является образцом современного дизайна и архитектуры, с учётом всех требований зрительских удобств и акустики...
  Вход внутрь театра свободен и мы войдя в зал, посидели несколько минут разглядывая деревянные панели на стенах и сиденья из гнутого дерева, которые не "мешают" звуку и удобны для пользования. Мы с восхищением качали головами, а я невольно вспомнил затрапезный вид Мариинки и порадовался, что наконец - то в Питере? начали строить вторую, новую сцену этого театра.
  
  Там же, в Ньюкасле, мы попали в высотку, которая ещё двадцать лет назад была одним из складов пшеницы, а сегодня, перестроенная архитекторами, превратилась в музей современного искусства. Такие преображения стали нормой для Англии и для Лондона.
  Тут, в одной из бывших тепловых электростанций, с громадной квадратной трубой, переоборудовав её, открыли филиал "Тэйт - модерн", куда тысячами приходят каждый день туристы и жители Лондона посмотреть выставки и причудливые инсталляции. Работа талантливых архитекторов, с каждым годом обновляет и украшает не только столицу Англии, но и её провинции...
  Вот ещё пример - в том же Ньюкасле, лет двадцать назад построили торговый центр на окраине города, на пересечении автомагистралей, который какое - то время был самым большим "магазином", в Европе, куда жители города и окрестностей приезжают на целый день, чтобы сделать не только покупки, но и пообедать в недорогих ресторанах или кафе или посмотреть кино, отдыхая между походами в роскошные современные магазины расположенные под одной крышей и представленные большими европейскими и американскими торговыми фирмами.
  Таким образом, происходит и уравнивание возможностей городских и сельских жителей, что приводит к сглаживанию и замирению социальных конфликтов и осовремениванию сельской или промышленной глуши.
  Всё это сделано по подсказке социологов и социальных философов и разработано архитекторами и дизайнерами с участием вышеозначенных философов и социологов...
  
  Вот бы в России такие центры построить, хотя бы по одному на каждую область! Вот было бы радости и детишкам и их родителям из глухих деревень и сельских окраин больших городов.
  Но тут мы выходим на проблему социального отставания России в разработке новых идей и нового стиля жизни. Надо отметить что страны Западной Европы, сегодня представляют так называемую "машинную" цивилизацию, в которой личные автомобили и хорошие дороги, по сути, уравняли всех жителей страны в путях доступа к современной культуре и искусству и решили, на основе этих основополагающих перемен, проблему сближения города и деревни.
  В России же, несмотря на прибавление количества личных машин, не решены проблемы дорог и даже проблемы городских стоянок.
  Поэтому, современные города в России, это - "проект будущего", пока не поменяется психология российского обывателя.
  Как пример такой привычной, но вынужденной отсталости, предстаёт знакомая картина - за чертой официального городского центра, на задах домов, стоят жалкие коробки и коробочки, личных гаражей, которые ещё называют "ракушками".
  Происхождение этого термина скрыто во тьме советских ещё времён, но содержание этого слова очень точно отражает происходящее в городах и посёлках - все дворы и улицы "замусорены" такими личными и кооперативными гаражами...
  
  ...Ещё одна большая проблема - уничтожение следов разрухи, произошедшей в страшные девяностые.
   Вовремя нашей поездки по России, из окон Транс - Сибирского экспресса, мы в течении недели наблюдали по всей стране, преимущественно грунтовые дороги, которые в случае непогоды превращаются в труднопроходимые. Но это привычный ландшафт гигантской России, в которой бездорожье уже давно мешает приходу "новой" современной жизни. И конечно же, после такой много тысячекилометровой поездки по стране видно, что задачу строительства дорог в России, в будущем, по масштабам можно сравнивать с совершением новой индустриализации - без этого, я думаю, любые попытки достичь уровня развитых стран будут обречены на провал и Россия так и останется мировой провинцией.
  Если этого не сделать, не поменять культурно технологические привычки населения, будет очень трудно не только строить, но и осваивать современный стиль жизни.
  
  Вот ещё один пример - теперь уже из жизни русских в Англии...
  Мы с моим другом возвращались через Гайд - парк, к метро, после службы в православном храме. Шли по дорожке, разделённой белой полосой. По одной стороне шли прохожие, а по другой ехали на велосипедах и на роликовых коньках.
  Впереди резвилась группа молодых людей, и когда одна из велосипедисток приблизившись, засигналила, они с недоумением стали на неё оглядываться. Я по одежде и по манерам узнал русских. Они с видимым неудовольствием посторонились, и только после следующего велосипедиста едущего по той же стороне начали понимать значение разделительной полосы.
  А я подумал, что русские, как все люди, не плохи и не хороши, а часто просто не привыкли к правилам, которых в России просто нет - отсюда недоверие и раздражение на тех, кто пытается жить по "правилам".
  Но повторяю, самое важное сейчас - это поменять отношение россиян к содержанию своей рутинной жизни. Лозуг - "и так сойдёт" за последние сорок - пятьдесят лет укоренился, особенно в провинции - даже известные архитектурные ансамбли в России, находятся иногда в плачевном состоянии...
  Например я уже писал здесь, что знаменитый театр в Питере - Мариинка, произвела на меня тягостное впечатление не только интерьерами, изношенными и поблекшими, но и отношением к театральному зрелищу, когда среди спектакля из лож, сверкают вспышки фотоаппаратов и когда по звонку мобильника из зала выскакивают поговорить с абонентом в коридоре.
  
  ...Будучи в Питере, мы с Продиптой решили посмотреть балет в знаменитой Мариинке, прошли в зал театра раньше всех и не хотели снимать куртки в гардеробе, потому что надо было сразу по окончанию спектакля убегать и ехать на вокзал. Однако пожилая женщина - капельдинер, с нескрываемой ненавистью к нашей "некультурности", приказала нам сдать куртки, иначе она нас в зал не пустит...
  Во время разговора с нами она сидела, и будучи младше нас по возрасту, не постеснялась вычитывать нам абсурдные правила поведения в театре, которые придумали, такие же как она "служители муз".
  Когда, я сказал ей, что в Англии, в том же Роял - Опера, люди спокойно входят и садятся на места оставляя с собой верхнюю одежду, она мне не поверила. Я понимаю, что зимой, когда в России минус двадцать и все ходят в шубах, эта одежда может как то мешать сидящим в зале, но ведь была тёплая осень, и на нас были лёгкие куртки...
  Ещё один провинциально-театральный сюжет - в перерыве спектакля, в уголке, за колоннами, люди в серебристого цвета костюмах (очередная мода в среде богатеньких русских) распивали со своими дамами шампанское и это было бы нормально, если бы не наличие строгих "законов", запрещающих распитие спиртных напитков, вне буфета!
  И где же была та "строгая дама", ополчившаяся на нас, ввиду нашей демократической одежды?..
  
  Всё выше описанное перекликается с историей наших попыток снять и Мариинский и Академию имени Вагановой, легально, по звонку в администрацию...
  Когда я первый раз позвонил из вестибюля Мариинки, секретарю Гергиева, какой - то даме с усталым голосом, то она пообещала мне, что спросит у "шефа" о данном им обещании помочь Продипте Дас, снимать сюжет для нашей книги...
   Это происходило в Лондоне, как рассказывал Продипта, после концерта мира, на котором дирижировал Гергиев и в ответ на просьбу о помощи моего соавтора, маэстро обещал помочь, чем сможет...
  Но вот мы в Питере и что же?
  На следующий день, после очередного звонка, выяснилось уже через другую даму, что Гергиев забыл об этом разговоре и нам не разрешили даже попасть в Мариинский, чтобы поснимать интерьеры.
  Тогда, пресс - атташе театра, судя по голосу молодой девушке, позвонил уже сам Продипта, (иностранцам, почему-то такие девушки - клерки при "шефе", доверяют больше, чем своим соотечественникам) и получил заверения, что она, (это тоже была дама, но молодая и говорящая по-английски) узнает и перезвонит нам или вечером или утром следующего дня.
  Однако звонка мы не дождались, и в ответ на наши звонки, на другом конце постоянно бросали трубку...
  
  В Вагановском училище, которое сегодня, кажется называется "академией танца", нас тоже встретили неласково. Какая - то девушка, с выправкой бывшей балерины, выйдя к нам объяснила, что нам надо было согласовывать свой визит заранее, и приходить только получив разрешение. Я пытался объяснить, что мы через два дня уезжаем и что хотим снять всего несколько фото для книги о России, для английских школьников, тем самым сделать для Вагановки неожиданную "рекламу", в Англии.
  Однако девушка, высокомерно не слушала наших доводов, заговорила о том, что Вагановка в рекламе не нуждается, что её и так знают во всём мире. Мы так и ушли из училища, "не солоно хлебавши", ругая бюрократический произвол, ставший во многих местах уже законом жизни...
  В этом привычном, местечковом самодовольстве, можно упрекнуть многих российских чиновников разного уровня - они почему - то уверены, что жизнью России интересуются все и во всём мире. Очевидно, что это не так, но этим самодовольством, во многом объясняются провалы в информационной политике, от которого Россия проигрывает не только на культурном, но и на экономическом уровне.
  Всё выше описанное, показывает отношение к работе этих дам и их совершенную, непрофессиональную манеру вести дела.
  А во вторых, это показывает атмосферу жизни в театре, где даже разрешение для журналистов, должен визировать "великий" маэстро...
  У меня есть подозрение, что Гергиев ничего не узнал о нашем приезде, и отказ - был инициативой этих "маленьких чиновниц", которые продемонстрировали нам свою власть, "держать и не пущать"!
  
  Надо сказать, что в своё время, ещё до того как он стал "великим", я был знаком с Гергиевым, хотя и очень поверхностно. Это было в конце восьмидесятых. Тогда, после знакомства, он водил нас с женой англичанкой по Мариинке, показывал и репетиции балета, и репетиции оперы, которой дирижировал его тогдашний шеф, Темирканов.
  Сидя с женой и дочерью за спинами Темирканова, мы во все глаза смотрели на сцену и я помню, как Темирканов в один из моментов репетиции вскочил с места, прошёл на сцену по краю оркестровой ямы держась за низ ложи и показал какой - то солистке, как в данной сцене нужно держать голову.
  Надо отметить, что сделал он это не совсем вежливо, но артистка наверное на всю жизнь запомнила это вмешательство известного дирижёра и постановщика, в "творческий процесс". Позже Темирканов возвратился в зал и продолжил репетицию. Это была постановка "Пиковой дамы" и актёры-певцы и певицы, были одеты в обыденную одежду, поэтому, всё происходящее на сцене обретало если не комический, то весёлый оттенок...
  
  Но помню ещё одну встречу с Гергиевым, которая произошла в новогодние праздники лет двадцать назад, когда он с приятелем, вдруг пришёл в мастерскую нашей общей знакомой - известной питерской художницы.
  Мы сидели тогда несколько часов, в незнакомой для него компании, и я пытался вызвать его интерес к происходящему, расспросами о знаменитом дирижёре Мравинском, к тому времени уже умершем. Тогда, Гергиев интересно рассказывал о нем и его "советской" строгости, которая позволяла делать из оркестра настоящий творческий коллектив. Стоило Мравинскому сдвинуть брови и оркестр затихал и любое требование исполнял с благоговением...
  
  Надо сказать, что в те времена быть музыкантом - профессионалом, значило быть на виду, потому что народ, вовлечённый в культурное строительство и осваивавший азы искусства, с энтузиазмом и страстью любил своих мастеров культуры.
  Денег тогда музыкантам платили немного и потому, они ценили хотя бы это социальное предпочтение - при социализме, деятели искусств мало чем внешне отличались от обывателей, и преображались только на спектаклях или концертах. Наверное поэтому их тогда любили как "своих" - горячо и нежно.
  На мой взгляд, это и был подлинный демократизм, к которому сегодня, ещё не приблизилась ни одна из самых демократических стран Запада...
  
  Сегодня в России всё совсем не так - тот же Гергиев стал фигурой недосягаемой для своих бывших друзей и знакомых. Он стал известной во всём мире персоной и его, наверное можно сравнить с суперзвездой эстрады типа Аллы Пугачёвой или Киркорова. Возможно, так и должно быть, однако для меня Маэстро был и остался тем дружелюбным и любезным музыкантом, которого мы встретили, ещё задолго до его большой известности.
  Сам Гергиев, необычайной внутренней энергии, человек, благодаря которому на "цивилизованном" Западе, русско-советская классика стала чрезвычайно популярна, а он сам - одним из известнейших дирижёров мира - на мой взгляд, он и сегодня является одним из ярчайших представителей того мирового культурного феномена, который называется - "русская, советская классическая музыка".
  
  Что касается вовлеченности в искусство народных масс, то оно в современной капиталистической России, поубавилось изрядно и стоит умереть последним представителям публики ещё родившихся в СССР, и народ перестанет ходить в оперу или на классику.
  Ничего, ровно ничего не делается в сегодняшней России для того, чтобы эту тенденцию изменить. Оболваненная российским ТВ публика, всё больше "подсаживается" на иглу второсортной "попсы" и проамериканских бандитских фильмов прямого действия - то есть неприкрытого насилия!
  Такой зомбированный "народ", будет очень трудно заманить на нечто более серьёзное чем фильмы Тарантино или Сталлоне.
   Люди в серебристого цвета костюмах, предпочитают классике попсу или сплетни о попсе и потому, привыкают сочетать несочетаемое - то есть и "Гамлета" посмотреть, и шампанского с пивком выпить где-нибудь в закоулочке знаменитого" оперного театра...
  
  ... Ещё забавная деталь из русской жизни - в Москве и даже в Нижнем Новгороде мы с Продиптой видели множество многоместных длинных, как драконы "крайслеров", сопровождавших свадебные пары и их друзей, суетящихся рядом полупрофессиональных фотографов с длинными объективами фото и кинокамер, и обязательно мужчин в серебристого цвета, разных оттенков костюмах, которые фотографируются на фоне исторических памятников, стараясь разделить с этими памятниками хоть частичку вечности, присущей всему старинному.
  В этой "моде", есть что-то низменно плебейское и это бывает присуще буржуа в первом поколении, когда они попадают на художественную выставку или на концерт, тем паче в оперу.
  Им такие походы внове и потому немного неловко - они норовят поскорее выпить чтобы снять ощущение неестественности и неловкости.
  Такое поведение становится некоей социальной стигмой, выраженной в длиннохвостых кадиллаках, в серебристого, "почти золотого" цвета костюмах, в полупьяных расплывчатых круглолицых невестах в белоснежных кисейных платьях и фате, мечтающих поскорее бы добраться до супружеской "лежанки", которую большинство из них, "опробовали" со своими женихами уже задолго до свадьбы.
  Элемент пошлости и даже низкопробной моды, сопровождает этих нуворишей до самой могилы и естественно, их разочарование "сладкой" жизнью приводит часто, к жизненной катастрофе - ведь они не индейцы, которые продавали свои земли, свою историю за грошевые бусы или за пару металлических топоров!
  
  В то же время, при крепчающем бюрократическом маразме, простые русские люди по прежнему полны добродушия и приветливости, в противовес разного рода мелкой чиновной "обслугн", которая делает из своих чиновных мест кормушку и средство повышения социального статуса.
  Отличительной чертой такой новой поросли чиновной номенклатуры, являются цинизм и откровенное презрение ко всем человеческим ценностям, не обусловленным дополнительными чаевыми или взятками, пусть даже "борзыми щенками".
  К этому добавляется ещё одна бюрократическая традиция - знакомство и культ "своих" людей, опутывают страну всё больше и больше и эта подлая привычка делать дела и делишки через "знакомых", пришла из далёкого пост имперского советского прошлого.
  
  ... Тогда, автоматически, после двух десятилетий подлинного революционного энтузиазма и неподкупности, партийная и чиновная бюрократия возродилась в Советском Союзе во времена Хрущёва, и почти выкорчеванная злыми сталинскими законами, вновь расцвела в нашей стране после пятьдесят третьего года.
  Понятие "свои люди", как социальный феномен стал необходимой деталью жизни, и во многом, привёл к возрождению взяточничества и чиновного прислуживания.
  Советский "начальник" стал во многом похож на царского "статского генерала". Вспомните рассказ Чехова, когда "маленький человек"- чиновник, нечаянно чихнувший на лысину главы департамента, умер от тоски и ужаса.
  А в после хрущёвские времена, Советский Союз потерял волю к жизни ещё и потому, что комсомольцы семидесятых, освоили этот принцип чиновной бюрократии, который и опутал Союз невидимыми путами телефонного права, сервильности и распределения привилегий по "знакомству".
  
  Мы с Продиптой, путешествуя по России, в случае глупого немотивированного отказа чиновников, часто впоминали известное, ещё советское "нез-зя".
  На нечто подобное мы натолкнулись и в столице нашей родины - Москве, в самом её сердце - в Кремле. Купив билеты на экскурсию в Кремль и предчувствуя открывающиеся красоты и сокровища, мы подошли к металлоискателю.
  И вдруг получили приказание сдать наши фотокамеры в камеру хранения, потому что , как заявил один из "телогвардейцев" на входе, камеры разрешены только до семидесяти миллиметров , а у "вас, камера семидесяти двух миллиметров".
  В ответ на моё возражение и просьбу увидеть администрацию, этот же человек ответил, явно издеваясь над нашей беспомощностью "... что главным администратором для нас является президент России Владимир Путин, но если хотите, то подавайте в письменном виде, заявление на разрешение к коменданту Московского Кремля, которое он рассмотрит в течении двух недель..."
  Продипта наотрез отказался сдавать свой "инструмент" в камеру хранения и мы ушли от Кремля, что называется "не солоно хлебавши" и ворча на бюрократию.
  К несчастью, пока мы стремились в Кремль, Красную площадь тоже закрыли на какие - то манёвры или на празднества для ВИП персон - это нас почти уничтожило - надо же быть такими невезучими!
  Этот бюрократизм, это полу крепостнического чинопочитание, в отношениях между россиянами, я назвал бы - "мундирной демократией", потому что в России, многое зависит от чинов и мундиров, а маленький человек становится винтиком, колёсиком государственной машины.
  
  Даже в русской церкви, сегодня происходит разделение на уровни веры - "подлинно верующими и начальниками", там становятся активисты, служители клира, а простой прихожанин должен ещё доказать, что он верующий и достоин общения с "посвящёнными".
  Помню, как в одном из разговоров с молодым православным епископом, сослался на Патриарха процитировав его.
  Епископ, строго глянул на меня и заявил, по смыслу что то похожее на утверждение - "вы слишком простой человек, чтобы цитировать великого главу русской православной церкви"!
  Я немного растерялся от такого чиновно-религиозного хамства, и уже потом понял, что для этого епископа, чины, даже в христовой церкви имеют большое значение.
  И невольно вспомнилось высказывания Митрополита Антония Сурожского, который говорил, что священники, которых любят прихожане, должны быть слугами для православного народа, а не начальниками, кого верующие бояться.
  А мне уже от себя хочется добавить, что только на Страшном суде окончательно выясниться, кто веровал и жил как христианин, а кто делал вид, что верует. А людские чины или людская молва - на этом суде немного будут значить...
  
  ... Ещё одна особенность современной России, - множество милиционеров и охранников, которых мы видели и в Мариинке, и на вокзалах, и тем паче на Красной площади. Похоже, что человек в погонах и в униформе, стал непременным атрибутом российской жизни. Если вдуматься, то миллионы и миллионы молодых людей цветущего возраста становятся "сторожами" в стране, где воровство стало одним из непременных атрибутов нормальной жизни. А ведь эти миллионы могли бы стать рабочими и учёными, космонавтами и хлеборобами.
  "Почему это случилось? - спрашиваю я себя и нахожу ответ только в давней формуле - сторожа нужны чтобы охранять имущество и состояния граждан объявивших себя властителями страны..."
  Для меня, очевидно, что столько милиционеров и охранников слоняющихся по улицам без дела, только провоцируют взяточничество и воровство!
  
  ... Первое, сильное впечатление от "внешности" страны - Россия стала страной торговцев и покупателей - ни в одной стране Европы я не видел такой назойливой, а иногда и нагло-лживой рекламы.
  Нигде я не видел столько банков и столько обменников, на центральных улицах - как в Москве и других крупных городах.
  И почти в каждом, особенно в мелких банках берут комиссионные или занижают курс, надеясь выманить денежки у неопытных держателей валюты.
  Всё это навело меня на мысль, что работа и создание "нового продукта" - сегодня в России не в почёте - множество людей, стараются зарабатывать деньги на деньгах, часто эксплуатируя низменные потребности или элементарное любопытство.
  Можно сделать вывод, что большинство людей не хотят и не умеют работать и потому "прислуживают" прихотям людей имеющих деньги...
  
  Для оболванивания и внедрения этой позорной тенденции, служит идеологическая поддержка в виде глянцевых гламурных журналов, телерекламы и отделов в газетах и даже на сайтах интернета.
  Жизнь кино, поп звёзд, а теперь и спортсменов, сегодня в России известна в самых интимных подробностях.
  Жёлтая пресса отравляет сознание и воображение обывателя не хуже радиации, невидимо и незаметно проникая в человеческие души, и калечит их, промывая мозги идеалами "сладкой, богатой" жизни, идеалами мира потребления.
  И если на Западе люди участвующие в движении битничества и хиппи, ещё почти полвека назад страстно выступали против подобного принижения, оскотинивания человека, то в России, сегодня против этого никто и не возражает - все средства такой "агитации и пропаганды" принадлежат "новым русским", которых беспокоит только выгода и прибыль.
  В определённом смысле, они заинтересованы только в том, чтобы кругозор российских людей, был на уровне "от ларька, до нашей бакалеи" - как пел Высоцкий в своё время, и это происходит потому, что главные бонусы, в ситуации оболванивания народа заинтересованы эти жулики и торговцы, но никак не строители - создатели будущего!
  
  Следующие из этого выводы, - только технологический шок, наподобие сталинской индустриализации, поможет России выйти на передние позиции в науке и в технике. Для этого, надо, как я уже говорил, заняться дорогами, и сделать тёплые туалеты в каждом российском доме. Именно с этого уровня начинается приобщение к современной цивилизации, а не с того, к чему стремятся, через разного рода "ускорения" и "модернизации" российские власти, кажется совсем не понимая с чего следует начинать.
  А начинать надо не с "селиконовых долин", а с того, что бы сделать смывной туалет и горячую воду доступной в самых отдалённых, глухих уголках страны!
  Как это сделать подскажут специалисты, а верховным властям надо будет отнестись к этому, как к "большой войне" с бытовой отсталостью, во время которой не щадят ни сил, ни денег!
  Вслед за технологическим шоком, должен последовать шок образовательный, когда каждый взрослый человек сможет иметь университетское образование...
  Вспоминается замечательный афоризм Иисуса из Назарета: "Знание - сделает нас свободными!"
  
  Но для начала, асфальтовые дороги и тёплые туалеты в каждом деревенском доме, должны являться необходимым условием для смены стиля жизни в такой большой стране как Россия, и для преодоления раскола общества на кучку богачей, живущий как на Западе, и теми, кто живёт ещё в веке девятнадцатом!
  
  ... Всё это возможно только в том случае, если первоначальный капитализм будет заменён на сочетание частной инициативы и социалистических методов распределения производимого продукта. Земельная рента, национализация недр, бесплатное образование и воспитание - всё это средства для поворота в сторону технологической революции.
  Осуществление того, что Гегель в своей теории исторического развития называл Синтезом - единственная возможность для России, выйти из полосы непрерывного кризиса, в котором находится страна уже более тридцати лет.
  Этот духовный и экономический кризис начался в эпоху чиновно - номенклатурного социализма, подготовившего Контрреволюцию и продолжающегося по сию пору при существовании социальной системы по имени первоначальный капитализм. Развал государственной власти был лишь следствием развала социалистических отношений в экономике и социальной жизни!
  
  Мне кажется, что опыт социалистического Китая, который учёл все ошибки "старшего брата" - СССР и не обращая внимания на кризис западных ценностей, на всех парусах устремляется в будущее, может сыграть для России большое значение.
  В то время как в России, всё больше и больше сторонников "обратного хода" пытаются реставрировать первоначальный капитализм, социализм китайского образца может помочь нам выбраться из этой "идеологической ямы".
  
  Надо отметить, что российские капиталисты, сегодня самые циничные и равнодушные люди - иначе им не выжить - погоня за деньгами как идеология, сделала многих россиян злыми и завистливыми, вполне несчастными людьми. Во многом поэтому, здесь так много психопатов, ненавидящих не только власть, но и свою Родину!
  Именно от них, от русских богачей, народу не удавалось получить в работе на восстановление страны ни помощи, ни понимания.
  ...Они на всём пытаются делать деньги, и как я убедился, даже на нас с Продиптой, потому что им всё казалось, что мы на этой книге собираемся сделать для себя большие деньги, и тут можно сказать, что всякий судит о других по себе...
  
  Но в России были и другие случаи и другие люди, которые, конечно, были далеки от известности и "связей" с Западом и потому, помогали нам дружелюбно и бескорыстно.
  Например в Москве, в бывшем Дворце Пионеров, нас встретили радушно и после встречи с Виктором Ермолаевичем Соболевым, заместителем директора Детского Ансамбля имени Локтева, нам открылись "все двери".
  Мы снимали и юных космонавтов, и юных танцовщиц, и юных гимнасток, а помогали нам в этом все педагоги, к которым мы обращались с просьбами.
  Во время съёмок, мы смогли поговорили с тренером детей - гандболистов, пообщались с руководителями шахматной секции, руководителями детского планетария и тренерами по художественной гимнастики, с хореографами ансамбля и руководителем оркестра народных музыкальных инструментов.
  И все эти люди понимали значение нашей книги для знакомства английских детей с Россией, а потому, как могли помогали нам собирать материал для неё.
  
  После такого тёплого приёма, мы договорились, что Продипта Дас попробует связать Дом Творчества Юных с лондонскими школами, для обмена опытом. Я некоторое время работал в Лондоне в подростковых клубах и мне кажется, что опыт работы с подростками в Советском Союзе и сегодня в России, может пригодится в Англии. А если удастся наладить контакты на детском уровне между Москвой и Лондоном - это будет замечательно!
  
  В заключение, хочу привести одну цитату, которая многое объясняет:
  
  "Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством...!
  Антон Деникин
  
  
   2010 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"