Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Перчитывая роман Льва Толстого "Воскресение". Часть-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этом романе Лев Толстой описывает нравы общетва, которое так похоже на современное российское!

   Сегодня главным "учителем" насилия и зверств, становиться телевидение и кино, а главными героями становятся бандиты, насильники, кровавые монстры и те, кто с ними "борются".
   Просто мошенники и воры уже никому не интересны, а святых как известно в кино не показывают, потому что никто на такое кино не пойдёт.
   Мэл Гибсон, сделал замечательную кинодраму о смерти Господа Иисуса Христа - так её попытались даже запретить - с одной стороны за "антиизраильские настроения", с другой стороны обвинили Гибсона в пропаганде насилия на экране - странные заявления на фоне фильмов Хичкока и американских "ужастиков"!
  После просмотра киносаг с отрубленными руками и головами буквально устилающими землю, создаётся впечатление, что миром правят разбойники - атеисты, которые отрицают не только Евангелия, но и существование и смерть Христа на кресте...
   И вместе с тем, эти "разбойники - властители" понимают ведь, что именно благодаря христианству человечество выжило и выстояло. Во всяком случае, западная цивилизация - это христианская цивилизация!
   На днях французы проголосовали против конституции европейского сообщества и это, на мой взгляд, правильно ещё и потому, что в этой конституции не упоминается имя Христа, а идолом этой общей Европы будут деньги или иначе говоря мировая экономика.
   Такое впечатление, что составители и те кто голосует за эту Конституцию не читали Библию даже в школе и не помнят аллегорию о искушении Иисуса Христа Сатаной. Когда Божий противник предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, Иисус на это ответил: "Не хлебом единым жив человек, но словом из уст Божиих".
   И на обещания богатств всего мира в уплату за поклонение этому первому "экономисту и глобалисту" - Сатане, Иисус ответил: "Отойди от меня Сатана ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи".
  
   И уж точно, эти "деятели" не читали ни Толстого, ни Достоевского, который написал "Легенду о великом инквизиторе" и пересказал её устами Ивана Карамазова - одна из отличительных черт мирового "образованца" - это его полуграмотность, которая намного страшнее полной неграмотности.
   Но самое интересное, что в своё время, отрицая и не понимая Толстого, русские эмигранты - образованцы возносили на щит Достоевского и его Легенду о Великом Инквизиторе, критикуя большевиков и их желание в начале накормить народ, а потом уж говорить о демократии и правах личности.
   Сегодня их наследники молчат словно в рот воды набрали, словно Экономизм не ставиться в общей Европе на место Бога, Христа и Святого Духа!
  
   Толстой всю свою жизнь старался говорить правду, какой бы жёсткой и даже жестокой она не была. Именно здесь обнаруживаются обстоятельства, приведшие "мятежного" писателя из-за стремления к правде во всём, к его конфликту с официальной церковью и его отлучению. Думаю, что в Легенде и Достоевский рисует именно тогдашнюю официальную церковь, которая больше становиться Кесарева, чем Божия и часто покрывает неправду власти.
   Но я особо подчёркиваю, что причиной нынешнего безнравственного, заражённого алчностью и животным эгоизмом состояния многих людей в России, был бессмысленный атеизм, насаждаемый властями, почти всё время существования СССР - малый период легализации был с 1943 года по 1953-й. Я помню из раннего детства в послевоенные времена, походы с матерью в церковь и толпу безногих и безруких инвалидов, просящих подаяние и сидевших двумя рядами по обе стороны входа в церковь. Страшная симметрия!
   В конце концов, когда идеология коммунизма была подменена идеологией бюрократии и её прислужников, разложение совести и чести приняло в России необратимые формы. Это нравственное разложение достигло апогея уже при Ельцине и во время властвования русских либералов, но и при Горбачёве, бессовестность достигала, особенно в верхах и столичных городах, невиданного размера!
   Я помню подлые оправдания взяточничества и даже воровства, которые заключались как всегда в незамысловатые формы: "Пусть государство нам платит больше, тогда мы воровать и взяток брать не будем".
   В этом лозунге, вся рабская философия атеизма, в упрощённом её виде.
  Но есть и более тонкое обоснование бесчестия и оно, как всегда упирается в экономизм, а логика этих софизмов проста и привычна:
   "Надо, чтобы мы зажили богато. Вот тогда и о чести и о совести можно будет говорить" - тут речь идёт уже не о выживании и прокормлении, а о богатстве.
   Но если при драконовских законах Сталина, жизнь действительно улучшалась для большинства, то дикий, свирепый капитализм реставрированный в России привел к бандитизму, нищете и бесправию большинства, на фоне бессовестного цинизма образованческого меньшинства!
   Церковь при этом остаётся в стороне, хотя очевидно, что это её время, когда иерархи призывая жить по христиански могут и должны говорить правду о происходящем в стране...
  
   Читая российские газеты и слушая новости, я узнаю о каких-то совершенно зверских беспричинных убийствах, о министрах - ворах, о спекулянтах продающих билеты на самолёт террористкам, о милиционерах - "оборотнях" и рэкетирах, о теориях по которым следует, что Россия скоро станет величиной с Русь пятнадцатого века!
   Любой сенсационный бред, часто поддержанный деньгами зарубежных фондов и богачей попадает в газеты, на радио и телевидение.
   Я пытался разбираться откуда это идёт и прихожу к выводу, что в России, где сегодня главный враг - обезбоженность жизни, отсутствуют твёрдые правила чести и совести, а правят обществом законы подлого приспособленчества и животные инстинкты.
  И объяснение причин метаморфоз произошедших с целой страной, я нашёл, перечитывая роман "Воскресение" Толстого.
  Вот что он говорит о преступании нравственных законов:
  
   "А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею.
   Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться её. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбой и своими грехами - ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своём в ней месте понятие. Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающихся своею ловкостью, проституток - своим развратом, убийц - своей жестокостью. Но удивляет это нас только потому, что кружок - атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне её. Но разве не тоже происходит среди богачей, хвастающихся своим богатством, то есть грабительством, военачальников, хвастающихся своими победами, то есть убийством, властителей, хвастающихся своим могуществом, то есть насильничеством. Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращёнными понятиями больше и мы сами П Р И Н А Д Л Е Ж И М к нему..."
  
   И дальше Толстой говорит о Масловой перед началом её перерождения, исправления:
  
   "Она была проститутка, приговорённая к каторге и, несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением.
   Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин, всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных, - состоит в половом общении с привлекательными женщинами и потому все мужчины, хотя и притворяются, что заняты другими делами, в сущности желают только одного этого..."
  
  ...Обдумывая эти рассуждения мне вспоминилось, что где-то я уже читал нечто такое же глубокое и не обращающее внимание на сиюминутные идеалы и увлечения...
  И вспомнил, что так написана Библия, так писали древние китайские мудрецы и таковы афоризмы больших религиозных школ и учений - Толстой же посвятил их изучению многие годы своей жизни!
   Этот его замечательный анализ жизни подводит меня к пониманию, что пока в русском обществе богатство будет ценится больше честности, сила - больше добра, а деньги больше Бога, нынешний зверский Содом, будет продолжаться.
   И тут же вспомнил дискуссии вокруг писаний Владимира Сорокина и похожих на него российских писателей - они, оправдывая свою пошлость и цинизм не только нашли своих почитателей в среде российского образованческого слоя, но имея таких почитателей уверены, что их творчество является проявлением свободы в искусстве.
   Тем не менее, нормальный человек ведь отличает проститутку от любящей верной жены, и большинство пока имеют представления чем предательство отличается от верности... Или уже не большинство?!
  
   В связи с этим мне кажется, что подлинная демократия тем и хороша, что молчащие и не умеющие говорить могут на выборах проявить себя и совершенно неожиданно проголосовать не за атеистов- экономистов, обещающих превратить камни в хлебы, или русских либералов - образованцев, чьим лозунгом стали строки из стихотворения Зинаиды Гиппиус "и в старый хлев он будет загнан палкой, народ не уважающий святынь", а как раз наоборот!
  Хочу добавить, что мои утверждения, в душе не так уж безапелляционны и знаю, что всякое в жизни бывает. И я не так уж уверен в политическое чутье народа, хотя во всеуслышание готов заявить - я всегда на стороне народа ибо сам - часть этого коллективного бессознательного!
  
   Кстати о выборах - сами по себе выборы хороши, но только в том случае, если мы можем или способны в случае ошибки этот выбор исправить. И главное не лениться и смотреть, анализировать туда ли "правит" выбранный нами администратор - бывает человек так ловко притворяется, что и не узнаешь каков он, пока не столкнёшься с результатами его "управления". Таковыми сладкоголосыми "сиренами", в недавнем прошлом России были Горбачёв и Ельцин - результаты их правления известны и чрезвычайно поучительны!
   Нынешняя система промывания мозгов и гипноза газет, радио и телевидения такова, что за деньги или за будущие деньги, власть и журналисты могут вам изобразить "из козы слона и наоборот".
  И тут надо вернуться к тезису Толстого - доверяйте прежде всего себе и своему духовному, а не плотскому Я!
  Без таких поправок любая демократия не работает, а выборы превращаются в демонстрацию - кто больше мозгов может промыть лживой пропагандой, и больше людей-избирателей загипнотизировать - сегодняшняя продажность российских администраторов и журналистов известна.
   И тут уместно напомнить строки Толстого по поводу высокого царского чиновника:
  
   "Граф Иван Михайлович был отставной министр и человек очень твёрдых убеждений.
   Убеждения графа Ивана Михайловича, с молодых лет состояли в том, что как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушаньями приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самую покойную и дорогую одежду...
   Кроме того, граф Иван Михайлович, считал, что чем больше у него будет получения всякого рода денег из казны, и чем больше будет орденов, до алмазных знаков чего - то включительно, и чем чаще он будет видеться и говорить с коронованными особами обоих полов, тем будет лучше...Всё же остальное...граф Иван Михайлович считал ничтожным и неинтересным...
   Главные качества графа Ивана Михайловича...состояли в том, что он, во - первых, умел понимать смысл написанных бумаг и законов, и хотя и нескладно, но умел составлять удобопонятные бумаги и писать без орфографических ошибок; во - вторых, был чрезвычайно представителен и, где нужно было, мог являть вид не только гордости, но неприступности и величия, а где нужно было, мог быть подобострастен до страстности и подлости; в - третьих, в том, что у него не было никаких общих принципов или правил, ни лично нравственных, ни государственных, и что он поэтому со всеми мог быть согласен, когда это нужно было, и, когда это нужно было, мог быть со всеми не согласен. Поступая так, он старался только о том, чтобы был выдержан тон и не было явного противоречия самому себе, к тому же, нравственны или безнравственны его поступки сами по себе и о том произойдёт ли от них величайшее благо или величайший вред для Российской империи, или для всего мира, он был совершенно равнодушен.
   Когда он сделался министром, не только все зависящие от него, а зависело от него очень много людей и приближённых. - но и все посторонние люди и он сам были уверены, что он очень умный государственный человек. Но когда прошло известное время, и он ничего не устроил, ничего не показал, и когда по закону борьбы за существование, точно такие же, как и он, научившиеся писать и понимать бумаги, представительные и беспринципные чиновники вытеснили его и он должен был выйти в отставку, то всем стало ясно, что он был не только не особенно умный и не глубокомысленный человек, но очень ограниченный и малообразованный, хотя и очень самоуверенный..."
  
   Этот портрет напоминает мне несколько российско - советских деятелей последней поры, которые не только не соответствовали ожидаемым от них поступкам и действиям, но вызвали в душах и головах людей большие, а иногда и злые разочарования.
   И вот, вместо ожидаемой перестройки пришла разруха и когда они, эти деятели уходили, то страна напоминала захваченный и полу сожженный неприятелем город.
   Нынешние чиновники, в ранге министра и выше, благодаря школе и усвоенной привычке подчинятся, пытаются что - то делать, но пока едва разгребли и пережили последствия предыдущего опустошительного правления либералов в девяностые. Во всяком случае, от них уже никто не ожидает умных и неожиданных решений и это даёт им некое послабление. Когда от тебя не ожидают скорых чудес - легче работать!
   Вся беда, в том что к власти привыкают и если не имеешь общих жизненных принципов, рано или поздно начинаешь поступать, как тебе удобно и хорошо, а не так, как хорошо и удобно народу...
  
  
   2005 - 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian- albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"