Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Добро и зло как субстанциональные сущности бытия. Правленый вариант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Парадоксы истории развития человечества. Вместо эпиграфа: "Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро". Философ Плотин. ...Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны, как орудия смерти! Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти. Если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война... И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей, в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд. В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён. Ну а потом, изобретение пороха поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей - уже воины Чингисхана использовали пороховые "бомбы" при осаде городов, пользуясь китайскими открытиями и технологиями... С изобретением ружья, стали не только убивать людей, но и охотиться с ним, что тоже делало добывание пищи намного легче и добычливей. Ну и потом, постепенно, началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре. Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне, а ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу, уже в качестве второй супердержавы, противостоять агрессии Америки и НАТО! ...Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия со временем, перекочёвывают в мирную жизнь. Вот несколько примеров: ...Мирный атом стал продолжением атомной бомбы! ...Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных, и уже потом, ракеты стали использовать для аэрокосмических исследований! Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих "гаджетов" очень трудно, хотя прогресс такого рода неизвестно к чему может привести! И таких примеров десятки, сотни, тысячи... Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем "стимулом", который и подтолкнул человечество к возникновению человеческих сообществ, а потом и общества: в начале это было человеческое стадо, потом племена, а потом и нации-государства. Ведь жить обществом, разделяя ответственность перед общиной, и главное безопасней и даже умирать за общество, за племя, за Родину было почётно, а куль героев, в качестве национального мифа, служил основой самоидентификации и базой для национальной культуры! В определённом смысле, войны между народами были своеобразной проверкой сплочённости и организованности общества той или иной страны, а последствия победы или поражения приводили к обновлению социальной структуры. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: "Война напоминает порыв ветра проносящемся над загнивающим озером!" И как это не парадоксально звучит, все это происходило в целях защиты жизни во время разного уровня и масштаба столкновений - военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности! Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные монголы - небольшая народность из глубин Центральной Азии, - завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще. Несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи. А на Руси, прекратились междоусобные войны князей, что в дальнейшем способствовало объединению русских княжеств! В этом "объединительном" феномене и в самой фигуре Чингисхана - объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла. На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества... Иначе говоря: "Не было бы счастья, да несчастье помогло!" Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходят техническая и социальные революции в стремлении к созданию многополярного мира! Но и в человеческой культуре, действуют те же

  Парадоксы истории развития человечества.
  
  Вместо эпиграфа:
  
  "Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро".
  Философ Плотин.
  
  ...Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны, как орудия смерти!
  Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
  Если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война...
  И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей, в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
  В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
  Ну а потом, изобретение пороха поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей - уже воины Чингисхана использовали пороховые "бомбы" при осаде городов, пользуясь китайскими открытиями и технологиями...
  
  С изобретением ружья, стали не только убивать людей, но и охотиться с ним, что тоже делало добывание пищи намного легче и добычливей. Ну и потом, постепенно, началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
  Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне, а ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу, уже в качестве второй супердержавы, противостоять агрессии Америки и НАТО!
  
  ...Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия со временем, перекочёвывают в мирную жизнь.
  Вот несколько примеров:
  
  ...Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
  ...Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных, и уже потом, ракеты стали использовать для аэрокосмических исследований!
  Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих "гаджетов" очень трудно, хотя прогресс такого рода неизвестно к чему может привести!
  И таких примеров десятки, сотни, тысячи...
  
  Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем "стимулом", который и подтолкнул человечество к возникновению человеческих сообществ, а потом и общества: в начале это было человеческое стадо, потом племена, а потом и нации-государства. Ведь жить обществом, разделяя ответственность перед общиной, и главное безопасней и даже умирать за общество, за племя, за Родину было почётно, а куль героев, в качестве национального мифа, служил основой самоидентификации и базой для национальной культуры!
  В определённом смысле, войны между народами были своеобразной проверкой сплочённости и организованности общества той или иной страны, а последствия победы или поражения приводили к обновлению социальной структуры. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: "Война напоминает порыв ветра проносящемся над загнивающим озером!"
  
  
  И как это не парадоксально звучит, все это происходило в целях защиты жизни во время разного уровня и масштаба столкновений - военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности! Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные монголы - небольшая народность из глубин Центральной Азии, - завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
  Несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи. А на Руси, прекратились междоусобные войны князей, что в дальнейшем способствовало объединению русских княжеств!
  В этом "объединительном" феномене и в самой фигуре Чингисхана - объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
  На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества...
  Иначе говоря: "Не было бы счастья, да несчастье помогло!"
  Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходят техническая и социальные революции в стремлении к созданию многополярного мира!
  
   Но и в человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд, в свое время правильно заметил, что развитие человеческой культуры - это процесс обусловленный "репрессиями" как природного, так и социального свойства!
  Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла, в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных этических и эстетических понятий.
   Тот жеГегель, в свое время определил основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни, говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет.
  У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов - Тезиса и Антитезиса, и это противостояние рождало Синтез и бытие, в результате борьбы противоположностей, переходило на новый этап развития!
  Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку жизненной энергии движения в будущее, при столкновении противоположностей, происходящих от вечного противостояния и столкновениях добра и зла...
  
  А как же афоризм Святого Августина, который говорил. "Зло - это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла", - можете вы спросить?
   Но тогда, возникает вопрос: - Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
  Отвечая на этот коварный вопрос, можно прийти к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное, то есть то самое зло, против которого борется человек социальный. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного с человеком природным, альтруизма с эгоизмом, с инстинктивным началом доставшемся нам от наших далеких предков - животных...
  Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее и развитие человечества в сторону обожения!
  
  ...Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
  
  Примеры:
  
  В буддизме - цель жизни - освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
  В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
  Но и в христианстве, существует доктрина в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения - в рай, где царит вечное добро и порождённое им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета, подчёркивая надмирность рая, как символа вечного счастья, говорил: "Царствие моё не от мира сего!"
  С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад - сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире!
  Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
  
  ...В определённом смысле, такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали, зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
  Но так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
  В биологическом и даже геологическом смысле, ситуация, когда смерть побеждающая жизнь - есть только промежуточный процесс вселенского бытия и развития. Объективно говоря, смерть можно понимать как регулятор и даже стимул проявления жизни, направленный к вневременному продлению общего в природе, через смерть частного!
  И потому, смерть понимаемая как зло является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
   Именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом "стаде" и впоследствии, зафиксированного на уровне "умственного", интеллектуального ДНК...
  И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества...
  
  ...Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий, но и не менее беспорядочные попытки все привести к одному, изначальному знаменателю...
  
  В качестве короткого добавления - отрывок из романа "Владыка Серафим":
  
  
  
  Беседа о смерти.
  
  
   "...Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования. В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным , а, наоборот, очень утешительным! Я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения в результате чего понял, что Смерть - это ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье..." Вольфганг Моцарт
  
  "...В трапезной церкви проходила очередная беседа Владыки. Когда народ заполнял трапезную превратившуюся в зрительный зал, Владыка выходил из своей маленькой квартирки, вход в которую был через трапезную и поклонившись притихшей аудитории, проходил к столу и садился лицом к присутствующим.
  И начиналась беседа...
  - Сегодня, я хочу побеседовать о смерти человеческой и об отношении к ней каждого из нас - начал Владыка. Я помню из учебника логики, силлогизм, доказывающий смертность каждого, любого из нас. Там было написано приблизительно так: "Кай человек... Все люди смертны. Значит Кай тоже умрёт...".
  Тогда мне было лет двадцать, понимая умом, что я тоже как все люди смертен, душой я не верил, что тоже умру. Более того, я даже не верил в то, что я когда-нибудь стану старым. Смерти я не боялся ещё и потому, что не хотел жить долго - вокруг было так много смертей - это было во время большой войны, и даже в достижение возраста хотя бы шестидесяти лет, верилось с трудом. Да может быть и не очень хотелось жить долго.
  Теперь, я думаю, что это было проявление обычного юношеского максимализма...
  И вот сегодня, как то странно сознавать, что мне уже далеко за семьдесят, а жизнь начинает нравиться всё больше и больше...
  
  Владыка весело рассмеялся и слушатели тоже заулыбались, видя добродушное веселье этого открытого и оптимистически настроенного человека. Этим чувством юмора, Владыка Серафим привлекал самых мрачных своих прихожан.
  В отличии от многих и многих православных иерархов, он любил смеяться и часто подшучивал сам над собой. И эта его простота подкупала, заставляя многих прихожан пересмотреть свои взгляды на православие, как на веру с грустными корнями...
  
  А Владыка продолжил: - Конечно я видел стариков вокруг, и даже много стариков, но поверить, что когда-то и у меня выпадут волосы, а в оставшихся появится седина, что лицо моё станет морщинистым как печёное яблоко, я не мог...
  Владыка этим замечанием ещё раз вызвал улыбку на лицах прихожан.
  - И вот прошли годы и вдруг, я начинаю осознавать, понимать, правда очень медленно, что я становлюсь всё ближе к смерти и уже начинаю верить в то, что я стал старым человеком...
  И тут, мне вспоминается латинская поговорка: "Никто не стар настолько, чтобы не верить, что он проживёт ещё хотя бы один год".
  Вот и я сегодня, утешаю себя тем, что умру не завтра и потому, ещё остаётся много времени чтобы радоваться жизни, думать, разговаривать с людьми, вспоминать свою прошлую молодую и часто бестолковую, а иногда и грешную жизнь.
  И вот тут приходят в голову разные сожаления об упущенных возможностях не только саморазвития, но прежде всего о потерянных напрасно годах, за которые можно было помочь многим людям почувствовать себя более счастливыми и более нужными для других...
  Конечно, смерть многих пугает, но тут надо вспомнить о смерти и страданиях Иисуса Христа на кресте и о его добровольной жертве, за ради спасения людей от их грехов и прошлых и будущих.
  Для нас открывается, как мне кажется, смысл нашего существования как верующих людей. Раз уж Господь пожертвовал своей бесценной жизнью, за ради нас грешников, то нам, пытающихся верить и жить по Его Новому Завету, нужно последовать Его примеру и взять на себя тяготы не только своей жизни, но и тяготы, хотя бы для начала самых близких людей, которые нас окружают. И тогда, это наполнит нашу жизнь смыслом и даже смерть в этом случае, не будет нас пугать, потому что мы будем сознавать, что не даром прожили свои жизни...
  Мне часто задают вопросы, почему мы должны страдать и ограничивать себя, когда вокруг видим много людей, которые хотят и имеют много денег и живя в роскоши, думают только о себе или о "своих". Ведь сегодня, это основной пропагандистский "тренд" в светских, а иногда даже и в церковных СМИ.
  - Я недавно прочитал материал в газете, где священник, чуть ли не с гордостью говорит о российской империи, что раньше церковный клир был привилегированным сословием и ездил в каретах. Этим, он оправдывает то, что нынешние батюшки на "Лексусах" да на "Мерседесах" разъезжают, да ещё и в сопровождении "денщика" - водителя, то есть личного дьякона. Думаю, что обычному христианину, такое отношение к священству кажется диким...
  Владыка сделал паузу, отпил несколько глотков воды и поставив стакан на стол, продолжил:
  - Тут то, мы и должны вспомнить о том, что мы верующие, мы христиане и должны и можем жить не только для себя и близких, но и для тех, кто для нас являются дальними.
  Иисус Христос Говорил: "Возлюби ближнего, как себя самого"
  И говоря это, Он имел ввиду не только нашу родню и друзей, но именно тех людей, которые нас окружают в жизни вообще. И конечно, прежде всего тех, кто вместе с нами верует и поклоняется спасителю человечества - Иисусу Христу, возлюбившего всех человеков так, что жизнь свою отдал на их благо..."
  
  В качестве послесловия:
  
  "Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе..." Джон Донн
  
   2018-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"