Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Антисоветизм, как проявление "комплекса вины".

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.27*8  Ваша оценка:

  Владимир Кабаков.
  
  Антисоветизм, как проявление "комплекса вины".
  
  
  В конце ноября, мы с женой, ходили на встречу лондонского клуба любителей поэзии, которые устраивали в книжном магазине, почти в центре Лондона, вечер русской поэзии. Члены этого клуба, под названием "Передай стихотворение", собираются иногда вместе и читают стихотворения разных авторов, и иногда на языке оригинала.
  Так было и в этот раз. Мне тоже предложили по русски прочитать любимое стихотворение. Но я вспомнил Пушкина: " Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...". Потом Тютчева: "Молчи скрывайся и таи и думы и мечты свои...". Потом Георгия Иванова: "Я научился понемногу, шагать со всеми рядом, в ногу, по пустякам не волноваться и правилам повиноваться..." И подумал, что для английской публике, такой романтический взгляд свысока на жизнь, будет мало понятен, и отказался. Потому что, более оптимистических стихов, просто не знаю наизусть... Но, послушать, как будут читать, того же Пушкина или Тютчева англичане, мне было интересно, да и жене Сюзи, тоже. Об этом событии, ей сообщила через Интернет одна из активисток из Университета в Сассексе, где, в своё время, жена закончила русский историко-философский факультет.
  Встреча состоялась в книжном магазине, где в передней части помещения установили несколько раздвижных стульев. Собралось человек тридцать-сорок англичан, среди которых и мы устроились. Уже позже я понял, что среди присутствующих есть и русские, в основном женщины, живущие в Лондоне...
  Во вступительном слове женщина - организато, по-английски хвалила русскую культуру, упомянула даже о столетии со дня смерти Толстого (это было двадцатого ноября). Потом заговорила о Мандельштаме, о том, что он жертва сталинского режима. Потом упомянула Пастернака, ещё несколько поэтов и у неё как-то так получалось, что вся современная поэзия России, - это сплошная жертва режима большевиков и жертвы ГУЛАГА...
  Глядя на это благообразное и благоустроенное общество, невольно подумал, что эти доброжелательные люди - невольные жертвы "промывания мозгов" как минимум со дня их рождения. И потому их эстетические интересы связаны только с теми, кого в русской и в российской культуре считают классиками или жертвами "режима большевиков". И они совсем не знают, да и не хотят знать настоящую российскую культуру, в которой жертвы режима составляют не такую уж большую часть. И мне в голову полезли крамольные мысли, что англичане, в большинстве своём "жертвы" антисоветской пропаганды, только сами себе в этом не признаются, потому что постоянно смотрятся в "кривое зеркало" политических измышлений, прозападных средств массовой информации, которые боятся слова революция, ещё со времён Черчилля, как огня.
  Потом меня "понесло" ещё дальше и я, стал размышлять о том, что в определённом смысле англосаксонская культура - это культура колонизаторов, культура поработителей и угнетателей. Достаточно вспомнить, что работорговля, законодательно отменена здесь, всего лишь около двухсот лет назад, а рецидивы колониального сознания не испарились из общественной атмосферы и по сию пору. В Америке гражданская война Севера с рыботорговым Югом закончилась менее ста пятидесяти лет назад и американский романист Фолкнер, описывал потомков белых плантаторов и трагедию отношений чёрных и белых уже в двадцатом веке... Сегодня в той же Америке в тюрьмах сидит около двух миллионов заключённых, и многие из них, это чёрные граждане...
  Потом я, одним ухом слушая чтецов, стал, шурша бумагой, записывать свои "крамольные мысли", чтобы не забыть вернуться к этой идее, и обработать её на бумаге. Придя домой, я кое-что добавил в конспект статьи, а через время вернулся к впечатлениям от услышанного и увиденного на том поэтическом вечере и свои размышления стал фиксировать на "бумаге", то есть в компьютере...
  ... Не будем углубляться в статистику, которая показывает нам, что расизм ещё существует как общественная язва, не только в Америке, но и в других европейских странах. Появился он и в России, после восстановления "первоначального капитализма". Но об этом в другой статье...
  Существует эта "вечная проблема" и в Англии, в основном в больших городах, где эмигрантов порой чуть ли не больше, чем собственно англичан. Здесь, я не могу не упомянуть о моём впечатлении, от знакомства с лондонским районом Нюэм, где мне довелось поработать в детском клубе. Наблюдая за поведением детей с чёрным цветом кожи, я вдруг понял, что они в большинстве своём вытеснены на перемирию образования и воспитания, именно из-за их происхождения и потому лишены будущего. "А как это можно назвать, как не скрытым расизмом?" - рассуждал я, всматриваясь в чистые детские мордашки, в основном чёрного цвета. Вырастая, большинство этих детишек, становятся "лишними" людьми, и судьба их часто связана с криминалом и трагична, в силу происхождения...
  Но у меня был и личный опыт столкновения с "бытовым расизмом", когда я работал уборщиком в Вестминстерском университете. Все уборщики были афро-англичанами, с чёрным цветом кожи, и я невольно стал иронизировать, называя себя "белым негром" Позже убедился, что самые грязные и непрестижные работы в Лондоне, где количество иммигрантов особенно заметно, занимают люди с черным цветом кожи. Забавно, что мои чёрные соработники со временем стали посмеиваться надо мной, потому что в их сознании не укладывалось, что нормальный белый работает и убирает мусор рядом с ними. "Значит с этим белым, что-то не в порядке" - наверное думали они, и я был готов с ними согласиться...
  Но я отвлёкся от описаний того вечера...
  Нам роздали программки чтений и начали по очереди, с сильным акцентом, иногда неправильно расставляя ударения, читать Пушкина, Тютчева, Бунина. Маяковского, Ахматову, Мандельштама, Есенина и поэтов малознакомых, из советских бывших республик. Ни одного поэта из советской эпохи, "не жертву" режима большевиков они не знали, да и не хотели знать. Тем более о современных поэтах никто им не говорил - ни Кушнера, ни Гондлевского, ни Кибирова они не упоминали, хотя прочитали Пригова, но я так и не понял, о чём шла речь в этом стихотворении. Но энтузиазм был неподдельный и все старались. Вышли и прочитали несколько стихотворений классиков, русские женщины, потом переводившие их на английский. Прочитал стишок про "Рассеянного с улицы Бассейенной", русский мальчик, но уже с английским акцентом. Русские в Англии, в основном, стараются научить своих детей английскому, и иногда, уже во втором поколении, дети из русских эмигрантских семей не говорят по русски. Принцип тут жалкий - уехать из России и забыть, что ты русский...
  Но слушая эти чтения, я начинал понимать, что нерв русской поэзии, её грусти и порой мрачной меланхолии , они понять не могут. Ибо эта меланхолия и мрачный скепсис, думы о смерти, происходят от столкновения тонких чувствительных душ с мерзостями русской жизни и жизни вообще...
  И тут, я, кажется, понял, в чём же разница между мною и теми англичанами, с которыми знаком и которые иногда совсем неплохо говорят по-русски. Я начал осознавать, что для присутствующих Россия, как страна достойная уважения, "была", а для меня, она была, есть и будет всегда. Я уверен, что история Советского Союза со временем займёт соответствующее ей великое место в истории человечества, а сегодняшние потуги "сравнять её с землёй", обусловлены политическим заказом сторонников холодной войны, направленным против "режима большевиков". Обывательское незнание всей советской поэзии, - следствие антисоветской пропаганды времен "холодной войны". И потому они, эти милые люди не знают, что даже такой "антисоветчик", как Набоков, признавал советскую поэзию первой в тогдашней Европе по количеству и одарённости поэтов, качеству и уровню поэзии...
  ... Потом, уже дома, обдумывая тему, я пришёл к выводу, что и сегодняшняя навязчивая "борьба за права человека", это идеологическая заказуха, и косвенное проявление застарелого колониального комплекса. Ведь мы никогда человека, равного себе, не будем снисходительно жалеть и учить, как ему надо жить и как ему надо себя вести, по отношению к нам самим, например. Кроме "скрытного расизма", тут часто присутствуют и лицемерие и двойные стандарты. Отражением таких отношений является известный афоризм: "Что положено Юпитеру, не положено быку"... В Америке до сих пор существует смертная казнь, а недавно казнили женщину. Но никто из тех, кто мгновенно ополчается против жестокости власти в Иране, или в России, ни словом не упоминает об этом позорном американском факте. ... Своих финансовых мошенников в Америке, да и в Европе, наказывают, не обращая внимания ни на какие смягчающие обстоятельства: возраст, семейное положение и количество украденных денег. Зато случись, осудят олигархов-мошенников в России, тут же поднимаются вопли о несправедливости российского суда и эти мошенники, а часто и "косвенные" убийцы, становятся политическими "узниками"... Невольно задаёшься вопросом: почему тогда эту борьбу западные "правозащитники" ведут на чужой территории и почему-то часто в странах, которых они причисляют к "стратегическим врагам" - В Китае, например, или в России? На мой взгляд, они просто выполняют политический заказ и становятся, часто неосознанно, по привычке "искренними" провокаторами...
  Особенно усердствуют "правозащитники" в России, спровоцированные лицемерными лозунгами "западной демократии". Они и во времена "холодной войны" стояли на стороне идеологических противников Советского Союза, а сегодня уже не скрывают своей ненависти не только к российской власти, но и к российскому народу, который они часто называют "быдлом". Антисоветизм, становится базовой идеологией возрождения "либерального" фашизма в Европе и в Америке, а корни этого движения, я усматриваю в комплексе "вины", довлеющем над Западом со времён начала "холодной войны"...
  Из исторические документов выясняется, что Черчилль уже в конце Второй мировой войны строил планы по открытию военных действий против Советского Союза, если он окажется недостаточно сговорчивым и не пойдёт на условия Запада по послевоенному мирному урегулированию. План предусматривал вооружение пленённых союзниками немцев вооружение их трофейным оружием и отправку их на "Восточный фронт", уже под эгидой борьбы с "советскими оккупантами"... Отголоски того плана мы можем видеть даже сегодня, когда ничего не подозревающую Россию, хотят представить как агрессора, и уже написаны военные планы по защите Польши и Прибалтики от "российских оккупантов". Теперешние антисоветчики - русофобы, действуют как и тогда, под прикрытием разговоров о "стратегическом" партнёрстве (?). Вновь проявляющийся комплекс вины перед Россией за спасение от гитлеризма, по-прежнему жив и утверждает себя через новые формы .
  Суть этого комплекса можно описать так. Запад, потерявший в борьбе с гитлеризмом почти в сто раз меньше людей, чем Советский Союз, хочет забыть об этом "позоре", как многие считают сегодня. "Демократический либерализм", в начале Второй мировой войны, например, в лице Франции, да и Англии, потерпел сокрушительное поражение, и лишь "тоталитарный" Советский Союз, не только сумел сопротивляться агрессору и выстоять, но в конечном итоге смог и победить армии великого "фюрера". До сих пор объяснить этот исторический феномен честно и благородно, воздать по заслугам советской власти и советскому народу, никто не может да и не хочет... Но как забыть этот великий исторический факт?!
  Чтобы этого добиться, идеологи "развитого капитализма" фальсифицируют и переписывают историю борьбы Союза во главе со Сталиным против Гитлера, потому что именно Советский Союз, с его двадцать пятью миллионами жертв этой страшной борьбы, спас и Западную Европу и особенно Англию от опустошительного разгрома, после которого Англия уже не смогла бы оправиться. Трудно поверить, что Англия, как суверенное государство выжила бы, если потеряла хотя бы третью часть людского состава в те страшные годы. А это вполне могло бы случиться! Гитлер, разгромив за несколько недель четырёхсоттысячный английский экспедиционный корпус, в панике бежавший с французского побережья через Ла Манш, безусловно был способен разгромить и всю английскую армию, не помешай ему в этом Красная Армия...
  Но тот же Черчилль, преклоняясь перед силой оружия и полководческим талантом Сталина во время войны (почитайте его речи в парламенте в это время), когда Гитлер был разбит и Берлин пал под ударами доблестной Красной Армии, повёл себя как психотик, и стал во многом инициатором и идеологом "холодной войны". Сработал циничный лозунг геополитики - "Мавр сделал своё дело - мавр должен уйти". Думаю, в самом Черчилле этот комплекс вины проявился с большой силой, но подпитываемый лживой пропагандой, продолжает проявляться уже в поведении теперешних английских политиков.
  ... Даже такая мелочь, как выигрыш Россией борьбы за место проведения чемпионата мира по футболу, всколыхнул эту психическую аномалию. Виноваты оказались не только чиновники ФИФА, выбравшие современную Россию, но и сама она. Сразу начали говорить о связи Путина и правительства с "мафией", сразу стали говорить, что Россия страна с развивающейся экономикой и не сможет нужным образом подготовиться... И в этом случае, комплекс "колонизатора", смешавшись с комплексом "вины", породил волну националистических заявлений не только в "желтой" прессе, но и в солидных газетах. Такие заявления, противоречат всем официозным заявлениям о победе мультикультурализма в стране и о либеральных ценностях, присущих англичанам.
  ... И тут всплывает, наконец, большая проблема лживости и лицемерия геополитики и дипломатии современных "развитых стран", которые под прикрытием красивых слов и лозунгов о демократии и свобод, дурачат не только собственные народы, но и народы во всём мире. Поэтому, появление Джулиана Ассанджа, является прорывной тенденцией, которая поможет освободиться от лживой идеологии превосходства "евроцентристов", и разоблачить их паразитическую, расистки - колониальную сущность...
  С другой стороны, общаясь с простыми англичанами, вижу их желание помогать слабым и бедным, и не их вина, что застарелый комплекс проявляется и в их поведении. Ведь они подвергаются постоянному промыванию мозгов вот уже на протяжении нескольких веков существования западных средств массовой информации. Да и что тут говорить? Если уж под напором антисоветской, а по сути, фашисткой пропаганды, Запад забыл о потерях Союза в той страшной войне, которые спасли их страны, но погрузили самоё Россию в медленное не-то умирание, не-то выживание. Мало того... Сталина и Гитлера приравнивают и пытаются Великую Отечественную представить как борьбу двух тиранов!.. Миллионы и миллионы людей оболванены этой русофобской пропагандой и в России. Среди них и черпают "кадры" русофобские организации разного рода русских "правозащитником" и "либералов", союзов правых сил и разного типа неформалов, представляющих молодёжные субкультуры - готов, скинхедов, откровенных нацистов и даже сатанистов... Нечто, похожее на шельмование Советского Союза, начинается сегодня и против новой мировой силы - социалистического Китая. Недавнее присуждение премии мира китайскому диссиденту Ляобаню очень напоминает пропагандистские компании семидесятых и восьмидесятых годов, направленных против советского строя. Тогда они сработали и во многом от результатов той провокации зависело последующее разложение советской партноменклатуры и крушение СССР.
  ... Для меня очевидно, что комплекс вины Запада, не без помощи пропагандистов - антисоветчиков передался советско-российским" "западникам - образованцам". Ведь значительную роль в выращивании ненависти к собственной стране сыграли "российские либералы", удачно подталкиваемые и "подкармливаемые", западными благодетелями. Сложилась такая ситуация, что чем больше западный обыватель погружался в антисоветскую истерию, тем большее он имел влияние на русского, советского обывателя. "Архипелаг Гулаг" Солженицына до сих пор является "библией" антисоветчика, но мало кто знает, что подобный "Архипелаг Гулаг" существовал в Англии, задолго до Русской революции, и что об этом написано множество книг, с леденящими душу подробностями зверств и человеческих мучений...
  Весной этого года мы были с женой в Австралии, и меня поразила благоустроенность богатство и мирный нрав австралийцев. Позже я узнал, что базу для теперешнего процветания заложили тысячи и тысячи заключённых, перевезённых сюда, начиная с начала девятнадцатого века и заканчивая семидесятыми годами того же столетия. Потом я просмотрел несколько книг об этом английском "Гулаге", величиной с материк, убедился, что и политика царей в российской империи и переселение зэков в Советской России для освоения пространств Сибири, осуществлялись по примеру английской империи. Из этих книг мне стало известно о жестокостях английских колонизаторов не только над заключёнными, но и над аборигенами Австралии, которых почти уничтожили, точно так же, как американские переселенцы из Европы, в основном из Англии, почти уничтожили мешающих им местных аборигенов - индейцев. Случаи зверского каннибализма среди английских заключённых тогда не были редкостью и эти "красочные" истории давались в отчётах судебных и колониальных чиновников... Естественно, со временем всё это забылось и стало частью истории Англии...
  Узнавая это, у меня возник вопрос - почему же, такое внимание привлёк во всем мире "Архипелаг Гулаг" Солженицына, а зверства англичан, стали всего лишь одной из страничек реальной истории возникновения могущества английской империи? И я в очередной раз понял, что тут срабатывают лицемерные принципы геополитики, которые сегодня с таким шумом и протестами пытается приоткрыть Джулиан Ассандж и его "Викиликс". Суть этих принципов - то, что можно богатым и сильным, нельзя бедным и несогласным с принципами несправедливости и эксплуатации... Одураченные прозападной пропагандой советские и российские обывател, так ничего не узнали и не узнают об английском "Гулаге" и его "благотворном" действии на развитие замечательной страны - Австралии...
  ... Теперь возвратимся к вечеру русской поэзии в Лондоне.
  После внезапного "просветления" мне становится понятно: почему, сохраняя любовь к русской культуре, русской поэзии, русскому балету и русской симфонической музыке, англичане совсем не знают и не ценят советскую поэзию, литературу и тем самым советскую культуру. Корни тут, на мой взгляд, в этой непроизвольной "стенке", которая выстроилась в головах западных обывателей, благодаря повседневной идеологической обработке, падающей на такую благотворную почву, как комплекс вины за своё спасение от "коричневой чумы" и комплекс "колонизатора", который проявляется в преувеличенной "внешней", лицемерной любви к эмигрантам и иноплеменникам...
  ... Если делать дальнейшие политические выводы, то может быть этим и объясняется та атмосфера недоверия и двойных стандартов, присутствующих в отношениях Англии и России. Именно поэтому Англия стала прибежищем русских богачей и олигархов, которых принимают здесь радушно, как и их деньги, но в судах отказывают в экстрадиции в Россию очевидных мошенников и преступников, мотивируя тем, что суды в России недемократичны и предвзяты. Точно так же разного рода предатели и перебежчики живут под крылышком этого антисоветизма и русофобства. Почитайте комментарии Гордиевского на шпионские скандалы в Америке и в Англии. Он из кожи вон лезет, чтобы оклеветать свою бывшую родину, и подольститься к новой, которая его "не выдаст", благодаря тому самому комплексу колониализма и вины, который в смеси и создал этот выборочный "демократизм", основу нарождающегося в Европе "либерального фашизма"...
  ... Теперь, я хочу рассказать о встреча в Лондоне, в "Пушкинском доме" с российскими поэтами Александром Кушнером и Сергеем Гандлевским, через две недели после описанного выше мероприятия.
  Кушнер, первый лауреат российской поэтической премии "Поэт", учреждённой Анатолием Чубайсом шесть лет назад. Эта премия, примечательна тем, что она имеет денежный эквивалент, равный пятидесяти тысячам долларов, и как утверждал редактор и критик Сергей Чупринин, ведущий поэтического вечера, это самая большая денежная премия в мире... Народу на этой встрече, было сравнительно немного, кое-какие места в зале на пятьдесят мест пустовали и слушателями, в основном, были людьми пожилыми и на их фоне, даже я казался достаточно моложавым. Это первое обстоятельство, которое меня немного удивило. Я ожидал, что в присутствии таких российских знаменитостей поэзии, зал будет ломиться от посетителей. Ведь в Лондоне сегодня около двухсот тысяч русскоговорящих, как минимум, из них студентов - несколько тысяч... Однако этого не произошло, и о причинах порассуждаем позже.
  ... Раздевшись внизу, поднялся в аудиторию на втором этаже, разыскивая взглядом столик с книжками потов-лауреатов и с программками вечера. Ни того, ни другого я не нашёл. Когда я спросил Чупринина, почему нет книжек авторов присутствующих здесь, он, недоумевая, поднял брови и немного обиженно ответил, что "мы не книжный магазин", а потом добавил, что "как же мы могли их сюда доставить, в руках что ли принести"...
  Я не первый раз сталкиваюсь с этим явлением - неумением хорошо организовывать русские мероприятия здесь в Лондоне. Не знаю, отчего это происходит? То-ли от неумения делать всё по европейскому стандарту, то-ли от нежелания что либо делать своими руками. Вот и получается, что у русских организаторов, не обладающих минимальными цивилизованными навыками организации, странным образом примешивается такая черта "русских за границей", которую я жёстко называю "провинциальным чванством". Я с этим сталкивался и на просмотрах русских фильмов и в разговорах с дипломатическими чиновниками, которые, судя по всему, просто не умеют что-либо организовать с удобствами и с информационной наполненностью, что помогало бы продвижению образа России за рубежами страны. Но всегда в таких мероприятиях, почему-то на первом месте фигурирует финансовый интерес и всегда всё остальное отходит на второй план или успешно забывается.
  ... Кстати сказать, после выступления, поблагодарив Чупринина за организацию поэтического вечера, я спросил, нельзя ли такую встречу организовывать ежегодно? На что он мне ответил довольно грубо, вопросом на вопрос: "А кто нам деньги на это будет давать?"
  Но я продолжу рассказывать о вечере. Насколько я понял, никто из русскоязычной прессы, и тем более с Би-Би-Си не был приглашён и потому это событие даже мелкой ряби не оставило на информационном поле "русского Лондона". А ведь событие того стоило. Замечательные современники - поэты, в кои веки выступали в Лондоне. И всё организовано так тускло и бездарно!
  Первым выступал с чтением своих стихов - Сергей Гандлевский. Стихи его резкие, лаконичные, довольно грубые и злые. Видно, что жизнь поэта не была "сладкой" и томной никогда, да и сейчас далеко не сахар. Но наверное этим и отличаются русские люди вообще и поэты в частности. При значительных дарованиях и замечательным "великим и могучим" русском языке, обстоятельства жизни постоянно ранят чувствительные души и заставляют становится меланхоликами если не циниками. В этом смысле Гандлевский напомнил мне стихи Саши Чёрного, да, наверное, и характер Георгия Иванова, которого я уже цитировал выше. Это он, горько усмехаясь писал, заканчивая одно стихотворение: "... Лояльно благодарен аду, за звёздный кров над головой". У Гандлевкого, который живёт все-таки более полувека после Иванова, есть уже такие стихотворные жесткости, как: "Зассаный снег...", "Засраный лес..." "Пидарасы - сказал Хрущёв..."
  И если бы я услышал это ещё лет тридцать назад, то наверное вздрогнул и невольно покраснел, украдкой взглядывая на окружающих. Но сегодня это звучит "по делу" и никого не удивляет. Ужас жизни, её грубость в России, превосходит все человеческие нормы, а потому и подлинная поэзия, порой, звучит вызывающе, если не откровенно грубо. Гуманистические идеалы в российском искусстве рухнули и на их место пришли обыденные колкости, иногда "подпираемые" откровенным "матом". Социалистический реализм, наконец, побеждён и на его место пришёл откровенный "реализм", иногда напоминающий исповедь зэка или бандюга. Ещё раз хочу повторить - времена сегодня в России такие, что "мат" стал патентованным не только народным, но и поэтическим языком... Тем не менее, Гандлевский мне понравился своей искренностью, да и внешне он вполне соответствовал своей поэзии - большой, разочарованный и мило грустный. Да и с чего бы, сегодня, быть оптимистичным и добродушно - веселым?
  ... Потом читал свои стихи Александр Кушнер. Небольшого росточка человек с высоким слабым голосом, он, на мой взгляд, представлял ту советскую поэзию, которая завершала уже революционную грубую поступь разного рода "новаторов" от Хлебникова, Маяковского, Заболотского, до лиричной Ахматовой и эпичного Пастернака... Можно сказать, что Кушнер, как поэт, явился завершающим штрихом революционного поэтического потока, который иссяк ещё в восьмидесятые и на его место пришли "новаторы" в основном избегающие смысловых поисков, зато ударяющиеся в формотворчество. Похоже, что новому поэтическому "мэйнстриму" нечего сказать, но хочется сказать и потому многие ищут новые формы говорения, не обращая внимания на содержание.
  У Кушнера стихи мягкие, часто с тёплым юмором и смысловыми загадками, открывающимися в конце стихотворения. Слушали его с улыбками и порывами лёгких аплодисментов. Он почитал старые и новые стихи, рассказал, что в начале поэтической карьеры работал десять лет в школе и доволен этим, что на Западе так многие делают, сочетая работу и поэзию. Потом он обмолвился, что совсем не хочет вступать в ряды критиков "советского режима", которых сегодня полным - полно, и что жизнь в Союзе, особенно в шестидесятые и семидесятые была полна лирики и светлого очарования "полдня" советской цивилизации...
  Читал он стихи и о смерти, и когда его спросили, почему так часто встречается тема смерти в его стихах, сказал, что родился во времена военные и помнит множество гробов, которые вывозили из госпиталя, напротив которого он и жил в детстве. Потом он сказал, что без темы смерти очень трудно разобраться, что такое жизнь...
  Время, отпущенное Пушкинским домом, для поэтического вечера заканчивалось, и в конце выступавшим задали несколько вопросов. Какой-то старичок, спросил дрожащим голосом Кушнера, зачем он написал стихи посвящённые губернатору Матвиенко. Кушнер рассердился, но виду не подал и ответил, что Матвиенко открывала Дом Писателя, его попросили и он написал...
  А меня этот вопрос не удивил. Сегодняшняя псевдоэлита, живущая и в России и особенно за её пределами, норовит продемонстрировать, что они в контрах с "властью", и этого же требуют от поэтов и писателей. Такая "фига в кармане" там, и "вынутая из кармана" здесь, присуща многим "российским образованцам", считающим себя русскими интеллигентами. Эти "члены элиты" всегда держат "нос по ветру", и всегда знают, где и что сказать "вовремя". Сегодня время ругать "режим большевиков" и хвалить "западную демократию". Вот они и стараются и почти всегда небескорыстно... Они сами ничего не делают, чтобы жизнь стала лучше, но тоном ментора запрещают это делать людям творчества, игнорируя право на свободу "совести" и высказываний. Ведь они себя считают "яростными" поборниками "прав человека". Это глупое полудетское фрондёрство, происходящее от непонимания ответственности и драматизма любой власти, направлено только против общения с "беззащитной" властью, и не возражает против близких отношений с денежными мешками и олигархами. Я это и называю "провинциальным чванством"...
  В конце встречи я спросил Чупринина, почему при почти пятидесяти тысячах печатающихся поэтах, при пятистах тысячах пишущих в интернет изданиях, поэзия в России едва сводит концы с концами и тиражи самых популярных поэтических сборников не превышают тысячу экземпляров? Он ответил: "Что на это есть, наверное Божье провидение". Я подсказал, что может быть нет сегодня в России новых Дягилевых, на что он ответил, что: "Мы не танцовщики!" - и гордо глянул в зал. Дискуссии не получилось и на этом все стали расходиться... По дороге домой, я разговорился с одной из слушательниц вечера и она рассказала, что не фанат поэзии, и просто пришла послушать нормальный русский язык и русские разговоры. Увы, русских разговоров как раз и не получилось. Может быть ещё и потому, что их разучились разговаривать в самой России. Сегодня все больше говорят о "бизнесе", да о деньгах...
  А ведь это скучно и тоскливо, неправда ли?
  
  Начало декабря, 2010 года. Лондон.
  
Оценка: 7.27*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"