Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Воспитание личности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о воспитания человека - личности

  О воспитании.
  
  Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? /Л.Н.Толстой, 1828-1910/
  
  
  ...Давно собирался приступить к написанию статьи о проблемах воспитания, копил материал, но приступить к этой теме боялся. Уж очень велика ответственность и объем работы. Наконец решился, но опасаюсь, что будет всё немного несвязно...
  Касание каких-то отдельных тем...
  Забывание каких-то существенных вещей...
  Заранее прошу у читателей извинения...
  
  России, как многим кажется, предстоит трудное будущее и проблемы воспитания, как основы для этого вхождения в завтра, уже сегодня, встают во весь рост.
  Даже проблемы экономики на мой взгляд, стоят позади воспитания и обучения. Потому, что экономика зависит от решённости задач воспитания, а само воспитание часто не зависит от экономики, а лишь от мудрости и доброй воли воспитателей...
  Вспомним, что подъём экономики и культуры в СССР связан был с всеобщей образовательной и воспитательной политикой.
  Победа во второй мировой войне во многом была обусловлена идеологией равных возможностей и законом о всеобщем и бесплатном образовании. К началу Второй Мировой войны, народное государство было в основном построено...
  Более того, многие правдивые историки Великой Отечественной войны, говорят, что войну выиграли бывшие десятиклассники. Я с этим полностью согласен!
  Именно советские люди смогли победить гитлеровцев, а представителями поколения советских людей, воспитанных после великой Октябрьской революции, были именно десятиклассники, о которых поётся в песне Бернеса: "... Серёжка с малой Бронной, и Витька с Моховой..."
  
  Когда я слышу эту песню, у меня невольно слёзы набегают на глаза...
  Так жаль этих молодых ребят, миллионы которых отдали свою жизнь за победу Советского Союза над гитлеризмом...
  
  Я также слышал рассказы о войне фронтовиков из тех, что родились и воспитаны были ещё в дореволюционных традициях, будучи крестьянами.
  Они говорили, что их заставляла воевать армейская дисциплина и строгость военных законов, а не советский патриотизм... Таких было много, это так, но не они определяли исход той войны!
  
  О подобных фронтовиках, очень правдиво, но слишком мрачно писал Виктор Астафьев, в своих военных вещах. И всё - таки, я думаю, что Советский Союз победил благодаря социализму, той социальной системе, которая позволила энергии народа, пусть на время, развернуться во всю мощь и ширь. А социализм, к тому времени укрепился на советской земле, и доказательством тому служили подвиги молодых, уже воспитанных на примере Павки Корчаги и Аркадия Гайдара.
  
  А сегодня, мне становится ещё и горько, потому что многие, обманутые лживой, идеологической пропагандой во времена холодной войны, в их числе и русские люди, думают, что все жертвы были напрасны и кощунственно сравнивают Советскую армию и армию Третьего Рейха, Сталина с Гитлером, нацизм с социализмом...
  
  ... Забвение подлинно демократических принципов в устройстве поздне- советского социалистического общества, привели к появлению заразы образованщины. Лозунг всеобщего равенства, был переделан образованцами в слоган - "от каждого по способностям, но каждому по возможностям".
  А в послевоенное времена, каковы возможности уже решали образованцы.
  С той поры, в "престижные" вузы стали поступать, в основном дети образованцев, то есть дети государственных и партийных чиновников, а остальные, уже делили между собой оставшиеся места.
  Такой остаточный принцип привёл в конце концов к системе, которая не отбирала, благодаря равным возможностям таланты, а всячески проталкивала "своих", из "успешных семей" (новый образованческий термин, означающий семьи "новых русских") которые были середнячками.
  А один раз направленная в сторону усреднения, дальше, система уже двигалась сама, только усугубляя социальную несправедливость...
  
  Кстати и принцип партийного строительства на этом же стоял!
  Отсюда, такие гении администрирования стояли во главе страны.
  Вспомним по убывающей: Хрущёва - который промотал запасы набранного революционного темпа и доверия народа властям, Брежнева - при котором жизнь плавно въехала в застой, Горбачёва, косноязычного и тщеславного шута, Ельцина, шута страшного, который с помощью "либеральных" болтунов довёл за короткое время страну до зверств бандитизма и коллапса экономики.
  Сегодня уже можно об этом говорить не боясь быть расстрелянным из танков. Наконец пришёл Путин вселяя надежды своей решительностью и деятельным характером. Но годы идут, а жизнь для большинства не становится справедливее, хотя говорят, что конъюнктура рынка была некоторое время, благоприятна для России.
  
  Думаю, что Путин помнит из институтского курса марксизма - ленинизма, такое понятие как "относительное" обнищание". Это когда у всех становиться денег больше, но у одних в тысячу раз, а у большинства, только в полтора раза При этом, инфляция переваливает за десять процентов...
  При таком положении, дел люди перестают верить и правительству и политическим партиям, и лишь только делают вид... И озлобляются...
  
  Все знают, что в России, от Управителей многое зависит. А если Управители только о своём благе или о своей славе заботятся, тогда вера в справедливость угасает, и приходит показуха, обрядоведение...
  По такой схеме происходило развитие, а потом и умирание социализма в России.
  
  Так было и с ранним христианством!
  Пока их, христиан, было мало, пока их гнали и мучали, мир и любовь были теми качествами, которые отличали христианскую общину от язычников. Тогда ещё существовал тщательный отбор и главами коммун были апостолы или выдающиеся по любви и уму люди.
  
  Когда христианство после трёх столетий гонений превратилось в государственную религию, тогда в "христиане" двинулись многие и подлинные христиане стали уходить в пустыню, потому, что в храмах стало не протолкнуться и большинство оглашенных просто суетились, а не веровали. Нельзя сказать, что жить христианам стало легче или лучше. Скорее жизнь стала суетливей - как бы кто не выскочил вперёд, и не хапнул какой-нибудь пост, или "хлебное" местечко.
  
  Подлинных христиан это отвращало от прозелитов, но и заставляло искать места, где можно было бы предаться вере, без суеты. Произошёл процесс приватизации жизни и христианская коммуна развалилась. А носителями идеи, отрицающей Мир сей, стали монахи.
  
  Церковь превратилась в Мир, а монашество в некое отрицание мира, "зеркало", глядя в которое миряне могли видеть своё, не благообразие.
  Но и монахи, в конце концов, поделились на "белое" и "чёрное", монашество. Белые монахи управляли паствой, а черные показывали остальным, что есть настоящая вера...
  Часто таких белых монахов, плохих, неавторитетных, неумелых пастырей, можно было назвать религиозными образованцами...
  Но я отвлёкся...
  Итак, однажды появившись, образованцы влияли на всё, что происходило в стране. При коммунистической номенклатуре они прислуживали так называемой социалистической демократии, а с падением КПСС, и разрушением СССР, практически те же люди, стали обслуживать либеральную демократию. И то что раньше делалось полулегально, узаконили.
  Образование стало платным и теперь, в те же вузы стали "пропускать" по количеству денег в карманах родителей абитуриентов. В конечном итоге, это были те же дети, из тех же "успешных" семей, но теперь уже бывших партийных и государственных чиновников, которые стали олигархами.
  
  ...В течении долгого времени, образованцы своим лакейством создали тиранию номенклатуры, продолжая твердить о социализме. Клеветой и историческими подлогами, они, на волне критики культа личности, созданного ими же, сотворили в стране атмосферу лицемерной лжи и неверия, стараясь сделать все колоссальные жертвы революции и становления СССР, напрасными. И им это удалось!
  
  Они оболгали своих дедов и отцов за их героическую попытку сделать мир справедливым для большинства, корыстно проповедуя антихристианские идеи силы денег и богатства, укрывая за абстрактными требованиями прав человека, свои лакейские, корыстные интересы.
  
  Образованцы "воспитали" новый правящий класс - номенклатуру из чьих рядов вышли фальсификаторы и предатели идей свободы, равенства и братства. По сути дела образованцы помогли совершить чиновную контрреволюцию своим хозяевам и за это им было позволено продолжать обслуживать "новых русских".
  
  Теперь, образованцы разделились на несколько "фракций", как и должно быть. Часть, самая беззастенчивая и нахальная, "приватизировала" то, что было создано и защищалось народом, тяжким трудом и кровью, многие десятилетия. Вторая, более многочисленная, стала их обслуживать, оправдывая грабёж исторической целесообразностью, восхваляя монархию и проклиная большевиков и простых людей, совершивших революцию и победивших всех своих врагов в Гражданскую, а потом и во Вторую мировую, и построивших супердержаву вопреки ожиданиям врагов.
  
  Эта вторая половина, обслуживает нынешних своих хозяев с рабской готовностью сделаться за деньги хоть палачами, лишь бы платили.
  История, теми же образованцами переписывается во второй раз, но в прямо противоположном духе. Теперь уже становятся героями царь, его простоватые прислужники, Распутин, жандармские чины и деятели охранки, которые под бойким пером псевдо историков, становятся борцами за справедливость и отечество.
  
  В народе вполне справедливо говорят: "Был бы лакей, а хозяин найдётся".
  Но самое страшное в этой вакханалии прислужничества в том, что люди, перестали верить писанной истории и начинают питаться слухами и сплетнями, чем воспользовались историки - любители.
  (Типичный пример- Каспаров. "Хоцца иногда чтой-то новое открыть в истории". Я Каспарова, ой как понимаю... Извините, отвлёкся.)
  
  Сегодня, задача образования и воспитания заключена в уничтожении назойливых, лицемерных образованческих мифов всех времён и народов, восстановление правды, без идеологического замутнения. И возврат к принципам чести и совести, не только в науку о человеке, но и в нашу обыденную жизнь.
  Задача трудная и потребует работы нескольких поколений...
  Критериями продуктивности воспитательной системы, реальной социальной системы, станет честный взгляд на действительность: - Если в стране около миллиона беспризорных детей, если в стране убивают ежедневно сотнями и тысячами из за денег, если в тюрьмах с каждым годом сидят всё больше и больше людей, если продолжительность жизни с каждым годом уменьшается, а бедные старики нищенствуют, то о каком улучшении жизни мы можем говорить?!
  Конечно, "хрен редьки не слаще", и "коммунячья" номенклатура, мало чем отличалась от нынешнего чиновничества, и фактический голод, начавшийся во времена Брежнева, позорное явление.
  Но вспомните, что во времена того же Брежнева практически не было бездомных, а о СПИДе и о наркотиках, подавляющее большинство людей просто не знали.
  Тем более, надо помнить, что система образования предусматривала всеобщее среднее, бесплатное обучение, а успехи высшей школы в Советском Союзе, помогли провести техническую революцию и добиться успехов как в космосе, так и на земле...
  
  Разрушение этой системы, а не её дальнейшее улучшение, на совести псевдо реформаторов, которые всё пытаются делать на западный манер, совсем не зная и не желая знать, этого Запада...
  
  ... Одна из ошибок современной западной системы образования, в её оторванности, несвязности от этапов и уровней воспитания. Даётся усреднённая сумма знаний, рассчитанная на усреднённого ученика, при почти полном отсутствии воспитания человека, как социальной личности.
  Дети и подростки питаются какими-то легендами о независимости жизни конкретного человека от условий жизни общества.
  Такие знания позволяют водить машины, пользоваться компьютером, и даже летать в космос, но не дают человеку чувства удовлетворения участием в жизни общества, целостного, неразрывного понимания происходящего вокруг, как исторического процесса.
  
  И тут, необходим путеводитель и помощник - религиозность, помогающая сохранить связь с чем то более высоким, чем сам человек, с тем, что объединяет между собой и бедных и богатых...
  Это может быть Бог или Боги, Кодекс чести или Закон совести. Если в государстве, в дополнение к светским законам не существует религиозной веры, как носителя нравственных и моральных установок, тогда, рано или поздно, люди в таком государстве становятся асоциальны.
  Иначе говоря начинают жить каждый для себя и постепенно социальные отношения превращаются в войну всех, против всех!
  
  Но есть и другой тип такого атеистического государства, когда животная агрессия личностей, составляющих общество, направляется вовне государственных границ и начинаются войны, переходящие в войны мировые...
  
  В качестве страшного примера, превращения людей в "боевые винтики" государства, можно привести историю рождения и гибели гитлеризма.
  В тяжёлой ситуации, в которую попали после Первой мировой войны страны побеждённые, тяга к романтизации идеалов силы и красоты привела к власти "зажигательного мечтателя" Муссолини, а потом и Гитлера, как носителя и пропагандиста такого начала.
  В конечном итоге, был создан миф о господах и рабах, якобы изначально, заложенного в человеческих генах.
  Отсюда произошли сумасшедшие мысли о господстве одних и рабском повиновении других наций.
  И ведь Гитлер - пример того, как человек "культурный", но не воспитанный, остался всю жизнь на уровне социального развития, присущему пятнадцатилетним подросткам.
  Этот очевидный дефект системы воспитания, остался кое-где и сегодня.
  Странно, но нечто подобное можно наблюдать сегодня в самой "демократической" стране мира, в США.
  
  Смотря по телевизору предвыборные съезды партий, невольно начинаешь сомневаться во вменяемости, как участников, так и ораторов на трибунах.
  Все разговоры на этих "мероприятиях", крутятся вокруг непобедимости "Великой страны" и о "величии" вождей страны и партии.
  И весь этот экзальтированный балаган, сопровождается криками и взвизгиваниями.
  Мне скажут в оправдание, что таков немного театральный стиль жизни в политике Америки. Но ведь на экранах взрослые люди - "вожди", их "вдохновенные" жёны, глядящие на своих уже далеко не молодых мужей с утрированной страстью. Их дети наконец.
  
  Я вижу, что для многих пример Америки заразителен. Что многие в мире подражают или хотят подражать этому стилю. А я, помню (правда только по кинохроникам) театральность и энтузиазм с которым немцы начинали "установление нового порядка".
  Парады, символические шествия, свет факелов в ночи, прославление силы и непобедимости.
  Нечто подобное происходит и сегодня, в Америке, правда на начальной стадии...
  
  "Что-то неладно в датском королевстве" - хочется воскликнуть вслед за Шекспиром, глядя на современный, политический "театр" в некоторых странах...
  
  ...Второй пример- СССР времён застоя. Монополия государства на теорию и практику общественной, то есть нашей с вами жизни, достигла немыслимой "всеобщности". Чиновники всё "узаконили" и народ ответил равнодушным пьянством и анекдотами про Чапаева и "Лёнина"
  
  И ещё одна деталь. Чиновники-образованцы плодились, зарплата за ту же норму для рабочих падала, выходные дни сократили...
  И началась жизнь по принципу, делай вид - и все будет хорошо! Тогда, стала популярна поговорка: "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем".
  
  В восьмидесятые годы в России зародился нацизм. Некое подражание, почти детская игра, увлечение идеалом сильной личности.
  Прошло время и на волне лицемерия и социальной несправедливости, обрушившейся на Россию, молодёжь готова, как никогда к приятию идей национализма. Отряды скинхедов и футбольных фанатов на улицах, прямая тому иллюстрация.
  
  Отрицая беспросветность тупого зарабатывания денег, узаконенную либералами-образованцами, сопротивляясь диктатуре жлобства, так варварски насаждаемой в стране, молодёжь ищет примеры для протестного подражания и находит его в лице "бескомпромиссного" Гитлера...
  Но ведь кто главный пропагандист культа денег и свободы их зарабатывать и поклоняться им?!
  Это, те же образованцы, которые теперь, называют себя борцами за "демократию".
  Кто идеологически оформлял растаскивание и развал экономики, разрушение системы власти под лозунгом борьбы за демократию?!
  Я понимаю, что это было сделано образованцами, вообразившими себя демократами, невольно, по глупости. Но все же...
  
  Кто поощрял бандитскую приватизацию и политически оправдывал вмешательство различных международных финансовых фондов в экономику?! Образованцы, называющие себя то демократами, то либералами, а то Союзом Правых Сил.
  Кто наконец называл людей протестующих против этого грабежа, "красно коричневыми" и "коммуно-фашистами", а потом расстреливал Парламент, после государственного переворота, устроенного Ельциным, их ставленником?!
  Да всё они же, образованцы! То есть люди с высшим образованием, но совершенно не воспитанные в человеческом, религиозном смысле!!!
  
  ...Конечно, нас воспитывают не только семья, школа или церковь. Воспитывает прежде всего жизнь. И если мы видим, что говориться одно, думается второе, делается третье, то сколько тут не говори о правдивости и справедливости, поверить в то, что всё это осталось и присутствует в нашей жизни, трудно.
  Но и сами образованцы в определённом смысле, жертвы лжи которая постепенно, но неуклонно распространялась с течением времени парт и гос номенклатурой в загнивающем СССР, через тогдашних образованцев.
  Все твердили о коммунистических идеалах, но потихонечку начинали пользоваться карьерными возможностями, спец распределителями, спец пайками, спецдачами, спецшколами...
  
  Но ведь мы, взрослея, начинаем нести ответственность за свои слова и поступки. И мы прекрасно понимаем, когда делаем что- то плохое, что это грех, но делая, надеемся на безнаказанность. К сожалению справедливость приходит не всегда сразу после совершения преступления.
  Не молчи покорное большинство в то время, когда ещё можно было что то исправить, может быть всё сложилось иначе.
  
  И потому, мы заслуживали тех правителей, которых имели. Ведь мы не протестовали, не возражали против лжи, которая изливалась на наши головы. Мы как обезьяны повторяли за дрессировщиками: "Народ и партия едины" или "Партия ум, честь и совесть нашей эпохи".
  
  Помню, как я сам грустно посмеивался, глядя на портреты вождей на фасадах: "Если это ум, честь и совесть, тогда каково же бесчестье...?" - думал я.
  Но только посмеивался, не будучи коммунистом, а надо было действовать. Как - это тема уже другой статьи?
  
  Для многих спасением от неправды, надвигающейся неумолимо, с течением времени, были книги. Многие мои сверстники, в юности, зачитывались романтическими рассказами и романами, Майн-Рида, Джека Лондона, саркастическими историями Ильфа и Петрова.
  И это нас воспитывало.
  
  Многие из нынешних правдолюбов прошли через это "воспитание". Многие, с тех детских лет усвоили правила чести и честности перед собой хотя бы.
  А кого, в советском детстве, не вдохновлял пример Тимура, из книги Аркадия Гайдара - командира благородных помощников нуждающимся старичкам и старушкам?!
  Наверное потому, поколения нынешних образованцев - провокаторов так не любят ни тимуровского благородства, ни бескомпромиссности Павки Корчагина!
  
  По российскому телевизору, уже давно не "кажут" таких наивностей.
  Ильфа и Петрова тоже странно понимают и из сатиры превратили в "руководство к действию".
  Множество "двойников" весёлого жулика, Остапа Бендера, выросло на просторах Союза и орудуют, строят капитализм с "человеческим лицом". Это они, в "новой" России начали потихонечку жульничать, а потом уже пришли "невесёлые жулики" типа подпольного миллионера Корейко и тогда уже началось настоящее воровство...
  
  Я иногда думаю, что социализм совсем не так плох если бы он был с Богом.
  И даже корни террора я вижу в том, что при отсутствии Бога, только на партийных программах, даже самых хороших, народ не может жить.
  Сталин, как мне кажется, в какой то момент понял, что новая "буржуазия" -старые большевики и их почитатели чиновники - бюрократы, ничуть не лучше "старой буржуазии" и начал ее искоренять, с решимостью и последовательностью, ему присущими.
  Мне кажется иногда, я понимаю его мотивы. "Не хотите верить в светлое будущее, не боитесь Бога, так я вас заставлю бояться закона". И он заставил! Правда цена была непропорционально велика достигнутому результату. Но кто её определит?
  
  Ведь именно СССР, после волны террора установившего равенство перед законом всех, невзирая на ранги, остановил и опрокинул непобедимый, как казалось гитлеризм.
  Благодаря этому равенству и ответственности чиновной элиты перед народом, простые люди так любили Сталина!
  
  В этом загадка феномена Вождя. Может быть впервые в мире управителем своей судьбы стал сам народ, простое, полуобразованное большинство, хоть и через чиновников из партии, которым он передал свои властные полномочия. Об этом очень интересно пишет Александр Зиновьев.
  
  Но повторяю - без Бога без веры в Иисуса Христа, понимаемого прежде всего, как нравственного учителя, все попытки построить рай на земле приводят к разочарованиям, жертвам и сожалениям.
  Только на страхе перед законом ничего надолго нельзя построить. Вспоминаются слова Иисуса Христа, о доме построенном на песке. Всё стало рушиться, стоило Сталину умереть. Это ещё раз доказывает, что воспитание только через битьё пользы не приносит...
   Другой вопрос, что оставаясь реалистом приходится учитывать сосуществование в человеке доброго и злого начала и наряду с нравственными законами, общество руководствуется ещё и государственными законами!
  И в этом случае, в воспитании, важно сочетать как свободу, так и принуждение, которое особо необходимо во времена перехода человека из детства во взрослую жизнь!
  
  Глядя на малышей в детском садике я размышлял: Когда же в эти чистые души поселяется зло, равнодушие и преступления? Нет. Кажется не поселилось ещё...
  Потом вглядываясь в лица младших школьников снова вопрошал себя о том же, и вновь отвечал, что не сейчас. Хотя что-то уже накапливалось в их душах и иногда, не самое благостное.
  
  Я вспоминал свои пионерские годы и первое разочарование от проявлений злости и эгоизма в общении среди кажущихся друзей, какого-то разделения на первых и последних, какой -то злобы к "не нашим". И только, когда период полового созревания прошёл, я увидел в каком страшном, недружественном мире мы все живём...
  
  Вот и сейчас вглядываясь в лица шестнадцатилетних подростков с городских бедных окраин, я понял, что именно отсутствие нормального христианского воспитания делают их такими одинокими в джунглях городских трущоб; что сбиваясь в стаи, им легче проявить социальность, для которой рожден человек. Но это социальность изгоев, не знающих что человек человеку товарищ и брат.
  "Да! Мы как братья, но только между своих, Другие - это страх и опасность. Поэтому чем мы сильнее, злее, бесстрашней, тем больше нас боятся, а это значит и уважают!"
  Потом подумав продолжают. "Таковы наши герои в телике и в кино. Они не сомневаясь бьют всех налево и направо. Они герои. Мы хотим быть похожими на них".
  Некоторые прямо говорят. "Мы хотим быть бандитами. Их все боятся и уважают. У них много денег. Их любят красивые девушки!"
  А некоторые так прямо признаются, что хотят научиться убивать...
  
  Для таких, простодушных варваров делают сегодня "кино про бандитов" - "Бригады" например.
  Я видел фотографии в газетах, на которых, щуплый актер исполнитель роли "бригадира", обнимается с накачанными братками.
  
  И тут можно обобщая, сказать что в какой-то момент, российское общество потеряло инстинкт самосохранения, делая из бандитов романтических героев. Тут сработала лживая пропаганда, за деньги, таких же "бизнесменов", бывших бандитов.
  Киношники делают из бандюков, романтических героев, а подростки "млеют" от "киношных подвигов" с восторгом думая: "Во, дают!"
  
  И мне вспомнился рассказ моего племянника, бывшего спортсмена и офицера пограничника. Он рассказал мне, что как -то побежал за город, потренироваться, вечером, когда уже было темно. Отбежал от домов с километр, и вдруг услышал хлопки выстрелов и свист пуль рядом. Он глянул вдаль и заметил на дороге силуэты больших легковых машин -внедорожников, на которых любят ездить бандиты.
  И он вдруг понял, что стреляют по нему и испугался сильно!
  Представьте: Ночь. Зима. Мороз. Снег, на фоне которого видна его бегущая фигурка. И бандитов, тех же простодушных детей окраин, которые просто решили потренировать волю, привычку к стрельбе и убийству. "Новые Рахметовы" из новых русских!
  
  Тогда мой племянник обежал эти машины кругом в несколько километров, на всякий случай, и пришёл домой поздно, дрожащий от холода, страха и возбуждения.
  
  И после этого заболел. Заболел душой. Он мне потом объяснял: "Так не должно быть, и так никогда не было в нашей стране, Советском Союзе. Тогда люди были другие. Они воспитаны были иначе. Были конечно хулиганы, были драки, но такого просто не могло быть, чтобы люди как дикие звери хотели убить из равнодушия к чужим жизням, из тренировки способности бестрепетно убивать!"
  
  Эта история меня поразила до глубины души и я понял, что "невоспитанность" достигла апогея.
  Чуть позже я прочитал о расстреле очередного криминального авторитета в центре этого города, из автоматов. Были убиты ещё шесть человек вместе с ним. И мне даже какое-то время слышалась реплика убийц: "А какая разница? Один, три или семь?".
  И никто не стал возмущаться, никто не выходил на улицы города с плакатами: "Найти и наказать убийц!". Ведь убили не меня и не моих родственников, и даже не моих знакомых. А бандиты пусть друг друга убивают, туда им и дорога!"
  
  Но бандюки, "разобравшись" со своими, будут убивать всех, кто им попытается помешать жить как звери, и не только своих конкурентов из новых русских. Надеяться на их "пролетарскую" солидарность или жалость, всё равно что называть волков "санитарами" леса.
  Эти так "подсанитарят", что и косточек не останется...
  
  Бандиты "воспитанные" на американских боевиках, а сегодня уже и на российских, убивают и простых людей. Может быть те же бандиты, что управляют в этом описанном мною "городке", расстреляли теперь уже в Ленинградской области трёх гаишников, около КПП, а потом подъехав к машине случайных свидетелей, застрелили и двух человек в "Жигулях", стоящих рядом с КПП.
  Это называется - убрали свидетелей! Как в американских фильмах про гангстеров...
  И никто из этих бандитов не наказан. Более того, они убили прокурора города, который похвастался, что разберётся с ними...
  
  После этого, начинаешь понимать, почему милиция боится бандитов. И почему среди милиционеров так много "оборотней" в погонах. Они ведь тоже не получили христианского воспитания...
  
  Я уже где то писал, что был в России после пятилетнего перерыва и то, что увидел поразило меня своей озлобленностью, равнодушием и бедностью. Но я видел и отдельных богатых видел, как тратят деньги зло-равнодушные новые русские.
  
  Они и не хотят быть добродетельными. "Сами виноваты - зло цедят они, по поводу бедняков. - Надо покрутиться, головой поворочать..."
  И вместе, такие нувориши, часто становятся "патриотами", конечно на свой бандитский манер.
  Разговаривая с новыми русскими, я часто слышу их презрительные описания англичан: они и равнодушные, и жадные, и лицемеры...
  
  Иногда, особенно молодые, хвалят сами себя за душевность и доброе сердце...
  А я вспоминая злобное равнодушие большинства в тех городах где я побывал; подростков - наркоманов толпами бегающих за продавцами наркотиков, которые иногда задерживаются и приезжают не по "расписанию". И все об этих наркоманах и дилерах знают, только милиция "не в курсе".
  Вспомнил ребятишек лет двенадцати-четырнадцати, в Питере, живущих в подвалах, рядом с крысами, стаями, как собаки. А продавщицы в магазинах, куда беспризорники заходят погреться, боязливо гонят их вон, чтобы клиентов не отпугивали.
  Магазины, конечно все частные, "хозяйские".
  
  Страшный вывод напрашивается - в России, сегодня, каждый выживает в одиночку...
  
  И мне подумалось, что болезнь отсутствия человеческого Воспитания, зашла в России слишком далеко и близка уже к озверению!
   Продлись российский вариант "либеральной демократии" ещё несколько лет и сегодня, наверное уже и на улицу, после наступления темноты, было бы не выйти, без отряда спецназовцев!
  И потому, приговаривают старушки между собой: "Лишь бы не хуже". И вспоминают с умилением ранешние годы, когда Хрущёв обещал в восьмидесятом году, уже при коммунизме, показать последнего вора!
  
  ... Вот как иногда в истории бывает. Казалось так были близки к долгожданному светлому завтра, но только узда закона ослабла и все вернулось на какие-то новые рубежи бесчеловечности и зверства, вкупе с фарисейством...
  
  А причина проста, как блин.
  Упустили время воспитывать своих и чужих детей в христианских заветах. Соблазнились неправдой и лицемерием личного, эгоистического обогащения. А теперь вот уже за тысячу долларов готовы родную бабушку взорвать, а уж за миллион, целый город подорвут, не поморщатся.
  
  "А правительство что же? - наивно спрашивают обыватели.
  А что правительство? Их ведь пока на площадях из автоматов не убивают. И потом им совсем неплохо живётся. Зарабатывают на бутерброд с икоркой. И не только...
  
  Да и что они могут сделать? Они живые люди. Тоже бояться. И бандитов и критики, что мало экономическими реформами занимаются. А Старший Брат из за океана иногда так недружелюбно поглядывает - "Обещали демократию выстроить к двухтысячному. Уж две тысяча "какой" на исходе, а вы всё копаетесь!".
  Иной раз так глянет, что мороз по коже. Вот и стараются. Шурудят!..
  И действительно шурудят.
  
  Невольно представил такой диалог: "Абрамович у Березовского, недавно, замок во Франции прикупил за двадцать миллиончиков, а средняя зарплата учителей , три - три с половиной тысячи... Долларов?.. Каких долларов?.. Рублей!.. Это будет ... Это будет... Постой, не мешай считать!.. Будет это долларов сто - сто двадцать...
  А жизнь то, всё дорожает!..
  Говорят у них там, на Западе, уборщик на улице такие же деньги зарабатывает за один день. И ещё говорят... (Шёпотом)... У них там цены на промтовары такие же, как у нас... Это во сколько же раз мы беднее развитых стран? Ой! Сбиваюсь со счёта..."
  
  И представив, подумал: "А ведь действительно? Куда это наше правительство смотрит? Говорят нефтедолларов уже некуда девать, а народ нищает. Что это за правители такие, КОТОРЫЕ СВОЙ НАРОД НЕ УВАЖАЮТ!
  Они что, разве Октябрьскую революцию не помнят, а потом и Гражданскую... Но ведь сейчас времена другие. Если атомно-водородную бомбу кто-нибудь из мятежников-террористов кинет на голову врагов, то мало не покажется!!!
  
  ...Не хочется пророчить но, если УПРАВЛЯЮЩИЕ НЕ ОДУМАЮТСЯ, НЕ ПРИБАВЯТ ЗАРПЛАТУ В РАЗЫ, за счёт увеличения налогов на богачей, ТО МОГУТ РАЗДЕЛИТЬ СУДЬБЫ ГОРБАЧЕВА И КПСС. История ведь иногда повторяется. Но во второй раз уже в качестве трагического фарса.
  Сегодня любой экономист вам скажет, что испытывать народное терпение даже в такой долготерпеливой стране как Россия, опасно...
  
  Говорят в новом бюджете "оборонке" прибавили. Но если народ отвернётся от правителей, то никакое оружие не поможет защитится. Из оружия ведь стреляют люди. Те самые, простые люди, которым сегодня нищенскую зарплату платят, да и то не всегда во время. Странные стратеги в Кремле сидят...
  
  А вот на образование с воспитанием опять с гулькин нос выделили. Одни долги ЮКОСА в бюджет за год, такие же, как на всё образование дают, тоже на год. А заниматься то надо не только образованием, но и воспитанием ещё.
  Клубы детские, подростковые, досуговые строить надо, чтобы народ, сидючи по квартиркам не зверел, а общался на спортивно-культурном уровне, приучался жить христианской коммуной.
  Помогать друг другу надо! Любить не только ближних, но и дальних.
  А тут только доброе воспитание может выручить. Надо сделать труд воспитателей почётным, уважаемым.
  И начинать надо уже сегодня, чтобы завтра не дай Бог не было бы поздно...
  
  ...Я, какое-то время работал в подростковом клубе и убедился, что это одна из перспективных форм воспитания не только подростков, но и взрослых: их родителей и дедушек с бабушками. Ниже я привожу статью о воспитательной роли таких клубов, превращённых в центры досуга для всех жителей округи, будь то в городе или в деревне...
  
  
  
  
  К Л У Б Н О Е В О С П И Т А Н И Е
  
  
  В середине девяностых, мы, группа педагогов и тренеров в Санкт-Петербурге, пытались пропагандировать идею создания местных, досуговых клубов в городах и посёлках России, для жителей: родителей и детей, дедушек и бабушек, для всех желающих. Кружки и секции в таких клубах могли быть платными и бесплатными. В таком клубе мог бы работать психолог и даже инспектор по подростковым правонарушениям, сотрудничая с педагогами в нужных случаях.
  Кое - где так и было раньше. Возрастные границы таких клубов составляли бы от трёх лет, до глубокой старости...
  Например, в нашем клубе был хор ветеранов, куда приходили люди, часто старше шестидесяти. Здесь они не только пели, но и общались, помогали друг другу, участвовали в концертах. А какие праздники они организовывали у себя в коллективе?!
  В таких клубах, что очень важно сегодня - решается проблема социализации разных слоёв и возрастов в российском обществе. И дети, особенно подростки привыкают общаться с взрослыми, а взрослые, в свою очередь, перестают опасться "молодёжи".
  Изменение социальной, этнической и культурной ситуации в России требуют прорыва в воспитательной работе. И создание таких районных, поселковых, деревенских клубов (досуговых) было бы определённым вкладом в это дело.
  Отчасти, такие клубы помогут решить и проблему иммиграции. Ведь дети из эмигрантских семей, не замыкались бы в своих национальных сообществах, а участвовали бы в жизни района, округи, посёлка. И вырастая, чувствовали бы себя комфортно в общении не только с ровесниками, но и с взрослым...
  В эмиграции есть много положительных сторон: это и новые рабочие руки. и новые культурно-бытовые традиции, а часто и решение демографических проблем.
  Однако важно, чтобы эмигранты быстрее ассимилировались, вросли в культуру титульного этноса. И в этом могут помочь большие досуговые клубы.
  А возникновение изолированных, этно-культурных общин, создаёт особые трудности и требует нового подхода в решении проблем адаптации, в том числе подрастающего поколения.
  В этом случае, требуется создание объединяющей всех граждан поселения, города и даже страны, культурно - образовательной политики...
  Но подробнее об этом в другой раз...
  На мой взгляд, Россия сегодня переживает воспитательно - образовательный кризис обусловленный изменением социальной ситуации в девяностые годы прошлого столетия и безответственной либерализацией системы образования, проводимой без должного обсуждения, учёта традиций и наследства положительного, накопленного за долгие десятилетия, если не века, опыта воспитания и образования. Откровенно подражательные новшества в России, вводятся в обиход людьми, которые и не собираются отвечать за результаты этих экспериментов.
  Либералы от образования требуют прав личности для детей в школьной, семейной, и детсадовской жизни, но за этими "горами" прав, совсем не видно обязанностей перед старшими, перед родителями, перед сверстниками, перед обществом-государством, перед Богом наконец. Псевдореформаторы, копируют западные образцы, не понимая тамошней ситуации, не зная, что "либерализм" похожий на безответственность в воспитании, приводит к неразрешимым противоречиям в западном обществе, к растущему уровню подросткового эгоизма, преступлениям и антисоциальному поведению, которое привлекает внимание не только общественности но и правительств...
  Об этом феномене я писал в недавних статьях.
  Последнее время к этому например в Англии относятся очень серьёзно, но исправить быстро уже ничего нельзя. Дети и подростки, предоставленные самим себе, часто не управляемы.
  А ведь взрослые здесь, тоже хотели детей сделать свободными.
  Но такая "свобода" оборачивается, внедряемая насильно, часто оборачивается социальным хаосом.
  Даже в богатом Лондоне, например подростки в бедных районах, сбиваются в "стаи", в "банды" которые часто агрессивны по отношению к взрослым. Здесь процветает "ножевая" культура, жертвами которой становятся подростки и взрослые.
  В этом случае, взрослые дяди и тёти начинают боятся своих детей. Ведь у этих "чад" есть право подавать жалобы на родителей в полицию. А потом пойди оправдайся, что ты хотел "воспитывать" своих деток...
  А с незнакомыми эти "зверятки" ведут себя ещё страшней. Особенно с теми, кто другого цвета кожи, другой нации, другой культуры.
  Мне рассказывали много историй. Например, русскую женщину, чернокожие девочки подростки ударили в автобусе бутылкой по голове только потому, что она не умела ответить им по-английски.
  Или во время моей практики в подростковом клубе , мальчик лет четырнадцати стал вдруг пинать в меня мячом, хотя видел первый раз. Полагаю, что ему не понравился мой акцент. И он был удивлён и разъярён, когда я стал на него кричать в ответ. Я конечно был в этом случае не прав, но попробуй сдержать нервы.
  Я видел в этом же клубе сцену, когда мальчики лет десяти "посылали" куда подальше педагога - пожилую женщин, которая ничего с ними не могла поделать...
  И это только часть того, что я видел и слышал Отсюда я сделал вывод: трусливое равнодушие и безразличие окружающих прикрывающихся красивыми разговорами о "свободах"- это ложная система воспитания....
  Россия и её граждане, сегодня, тоже могут стать заложником такой "свободы" быть эгоистом, творить зло и жить во зле.
  Особенно это касается детей, которые вырастая не ощущают должного внимания со стороны семьи и родителей. Их не учат различать добро от зла в человеческом, обыденном смысле. Жертвами такого либерального воспитания становятся прежде всего сами дети и их родители, которые уже не знают, как справляться с десятилетними чадами.
  Презрительно-равнодушное отношение к старшим приводят к обострению конфликта поколений, делает несчастными и одинокими не только детей но и взрослых...
  Для меня ответственность родителей, взрослых, государства перед новыми поколениями очевидна. Ведь ребёнок - это детёныш природы и вне человеческого, религиозного воспитания, он превращается в зверя. Вспомните истории с потерянными в джунглях младенцами. Они вырастали "волками" если их воспитывали волки и в обезьян если родителями становились обезьяны...
  И наоборот. Я знаю историю, когда девочка - сирота из самого отсталого индейского племени живущего в дебрях Амазонки, была привезена учёным антропологом во Францию и была воспитана в его семье. Девочка выросла, окончила университет и стала доктором наук...
  К сожалению, внимание к воспитанию человеческих качеств в детях, во многих сообществах утрачено, и детей в первую голову учат как зарабатывать деньги и практически всеми путями...в том числе постыдными и преступными...
  Школы, сегодня, занимаются обучением детей и юношества, прежде всего, как экономической единицы этого сообщества, не касаясь практически, морально-нравственных принципов. Здесь играют свою роль и перегруженность учителей и установка на "деидеологизацию" школы.
  В противовес этому, досуговые клубы, позволяют развивать в детях и подростках личностные, душевные качества. Тут, юные могут заниматься тем к чему душа лежит и попутно удовлетворить естественную потребность в общении ради общения, интерес к другим людям или нестандартным увлечениям.
  В идеале, хотелось бы, чтобы человек в своей жизни занимался тем, что ему нравиться. Однако, пока существуют товарно-денежные отношения, человек постоянно находится под давлением экономических обстоятельств, заставляющих зарабатывать деньги, самыми разными способами, часто способами, унизительными для человеческого достоинства, социально не привлекательными, приводящим к нервным срывам и стрессам.
  Задача досуговых клубов - создание "заповедников" добра и справедливости, где человек сможет реализовать свои способности, свой интерес, тем самым само выразиться, доказать, что он личность.
  Что касается воспитания детей и подростков, то в клубах, идёт формирование их характеров в присутствии и с помощью педагогов, специалистов по внешкольной работе.
  На основании опыта работы в досуговом клубе в России, берусь утверждать, что дети формируя силу характера до пяти лет, нравственную направленность определяют в подростковом возрасте, с десяти до двадцати лет. В этот период идёт активное формирование личности и определяется- в добро или во зло будет работать сила характера, становящаяся в раннем детстве. Поэтому так важно присутствие в судьбе подростка умного и доброго педагога, тренера, учителя жизни.
  Продуктивность формирующейся личности определит дальнейшая судьба человека. Поэтому, нельзя на это жалеть ни сил ни средств. Поэтому же, необходимо развивать систему внешкольного воспитания начиная с детских садов и включая, различные клубы и досуговые центры...
  Опыт работы с подростками показывает, что там, где хорошо поставлена внешкольная работа, там преступность, уровень антисоциального поведения снижается, а это открывает большие перспективы, как прямой экономии средств, так и скрытые положительные перемены в экономике, в уровне и качестве жизни...
  Структуры клубов необходимо должны включать предметную занятость детей в них. Спорт, культура, профессионально-техническое образование, - эти формы внешкольной деятельности помогают детям и взрослым найти себя, преобразовывая энергию общения в приемлемое для общества русло...
  Спортивные кружки, секции, спортивные школы, помогут физическому развитию детей. Ведь мы знаем, что в общеобразовательных школах этому не могут уделять должного внимания. А ещё в Древней Греции поняли, что обучение должно базироваться на развитии физической природы человека. Тренировки не только укрепляют ребёнка физически, но помогают воспитанию ответственности и положительного характера...
  Культура: музыка, живопись, танцы, пение, драма - развивают творческое, эстетическое чувства в человеке, делают его мягче, отзывчивей..
  Профессиональное, техническое образование позволяют человеку не только получить новую профессию, но и овладеть навыками хозяйственной жизни...
  Цель досуговых и подростковых клубов, главное их предназначение состоит к подготовке человека к неформальной, частной жизни, развитие индивидуальных качеств, наряду с социализацией его, развитие уровня культуры, в том числе культуры общения, которая позволяет преодолевать трагедию отдельности и одиночества нависающей над человеком в городах, городках и поселениях. В развитии этого большую роль могут сыграть религиозные организации и в частности русская православная церковь...
  В России разгорелась широкая дискуссия, о пользе уроков христианства. Либеральная образованщина, горой встала против. Спрашивается почему?!
  На мой взгляд потому, что они, образованцы, сторонники суррогата христианской культуры-сайентизма и индивидуализма. Эти методики, по наблюдениям специалистов, давно уже присутствуют под невинными названиями в программах школ в России. Но в них, те же христианские термины переиначены, концепции упрощены, и выдаются за взлёт социальных наук.
  Однако, в этих "методиках" нет главного, нет ответа на вопрос, как в любви и согласии прожить свою жизнь с людьми и среди людей. Нет того, на чём стоит христианство - любви и сострадании...
  И ведь для подлинно верующих, Иисус Христос - прежде всего нравственный учитель! Об этом много и хорошо писал Лев Толстой, предупреждая, что отход от христовых заповедей жизни в обществе чревато бунтами и революциями!
  
  Мне кажется, что знакомство с основами православия, как и других религий поможет человеку избежать ловушек псевдо-знания, поможет ему проживать жизнь достойно...
  Социально-адаптированный человек, сохраняет развитый социальный инстинкт, до преклонного возраста, и это позволяет привлекать в досуговые клубы и центры людей разного возраста, где взрослые вместе с детьми могут в удобное для всех время, заниматься любимым интересным делом, делает их взаимосуществование осмысленным, помогает правильному пониманию человеческих задач в этой непростой жизни...
  
  Общение на неформальном уровне позволяет перекидывать "мосты" между социальными и возрастными группами людей. Помогают лучше понять друг друга, развивают дружелюбие и взаимоподдержку, позволяет молодым безболезненно вливаться в жизнь общества, научает сбалансированному подходу к удовлетворению общих и индивидуальных потребностей. Реализация индивидуальных потенциалов увеличивает потенциал всего общества, и тем самым делает нашу жизнь более наполненной и самодостаточной.
  Вспоминается светлый афоризм известного, русского писателя: "Человек рождён для счастья, как птица для полёта"!
  
  25. 10. 2004. Лондон.
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru
  
  20. 10. 2004 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"