Кабанчук Дмитрий Иванович: другие произведения.

Немного о японских мечах.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о японских мечах. Вот выложил общую инфу об Японских мечах. Для незнающих. Подновил информацию. Оказывается катана не относится к мечам. Наиболее близкий родственник эта обычная сабля.

  Немного о японских мечах.
  
  Хотя если быть честным то японская катана это не меч вовсе. По всем внешним параметрам намного ближе к сабле. Та же односторонняя заточка, изогнутость ну и по мелочам. Даже в литературе 19 века для описания катаны используется термин "сабля".
  
  Поскольку японцы не отличаются высоким ростом, то и носить длинные мечи приходилось не на поясе, а на плече или за спиной - подобно винтовке. Таким же образом носили копье 'яри' и 'нагинату' - однолезвийный меч с очень длинной рукоятью.
  
  общая
  
  Тати - длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом , предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть ·большой тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.
  Полная
  Тáти (яп. 太刀?) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс), а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
  (В эпоху непрерывных феодальных войн появилось длинное однолезвийное рубящее оружие всадника - 'тати'. Так назывался самурайский меч, который носили так же, как и классическую саблю - подвешенным к поясу лезвием вниз. Впрочем, в старинных описаниях слово 'тати' применяли как для обозначения горизонтального способа ношения меча, так и для выделения размеров клинка, длина которого достигала и даже иногда превышала 90 см.)
  
  'Дайкатана', правильное название дайто
  Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀?, букв. 'большой меч') является правильным - в западных источниках иногда ошибочно читают, как 'дайкатана'. Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - 'катана', а онное чтение - 'то:'. В частности, это неверное чтение используется в названии компьютерной игры Daikatana.
  Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. 'большой-малый') - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием. Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
  
  
  Катана - длинный меч (длина клинка 61-73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
  Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает 'изогнутый меч с односторонним клинком'. По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Вопреки распространённому мнению, катаной не рубят, а режут, нанося скользящие удары. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. В отличие от тати катана - также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XVI-XIX вв
  
  Общая
  
  Вакидзаси - короткий меч (длина клинка 30,3-60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё (длинный и короткий). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
  полная
  Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури (оформлением) различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения. В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто). Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч 'хранителем своей чести'. Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно. В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия. Также использовался для обряда сэппуку.
  
  общая
  
  Танто (косигатана) - кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не ·танто, а ·катана. Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
  полная
  Танто (яп. 短刀 танто:?, букв. 'короткий меч') - кинжал самурая. 'Тан то' для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно?)). По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием - одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий). По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из тамахаганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом длина клинка не должна превышать 30,3 см (иначе это будет уже не танто, а короткий меч вакидзаси). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого. Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах. Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку). Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, 'один и тот же меч разного размера'. Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто ('новых мечей'), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто ('новых новых мечей') на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко. Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые). Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день. Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё. Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах: Айкидо, Дзюдо, Каратэ.
  
  
  Цуруги - прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.
  
  Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.
  
  Кото - букв. ·старый меч. Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.
  
  Синто - новый меч. Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им.
  Гэндайто - букв. ·современный меч?. Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато ( меч периода Сёва), в том числе, син-гунто (яп. 新軍刀 син гунто: ·новый армейский меч), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (яп. 新作刀 син сакуто: ·недавно сделанный меч) или син-гэндайто (букв. ·новый современный меч).
  
  Дополнительно
  Цуба - гарда характерной округлой формы, кроме функционального назначения (для защиты кисти) служила украшением меча. Хамон - линия узора на клинке, возникающая после его закалки между лезвием и обухом как результат формирования в металле мелкозернистых кристаллических структур.
  
  
  
  
   Длина(нагаса),см / Ширина(мотохаба),см /Прогиб(сори),см / Толщина(касанэ),мм
  Тати 61-71/2,4-3,5/1,2-2,1/5-6,6 Появился в XI веке. Носился на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Разновидность одати могла носиться за спиной.
  Катана 61-73/2,8-3,1/0,4-1,9/6-8 Появилась в XIV веке. Носилась за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
  Вакидзаси 32-60/2,1-3,2/0,2-1,7/4-7 Появился в XIV веке. Носился лезвием вверх в паре с катаной.
  Танто 17-30/1.7-2.9/0-0.5/5-7 Носился в паре с мечом тати или отдельно как кинжал.
  
  
  Общая инфа об мечах, изготовлении и школах
  Говоря о технологии изготовления мечей самураев, катан, необходимо учитывать, что сейчас известно о существовании 1800 (!) школ прошлого, каждая из которых придерживалась своего взгляда на искусство изготовления меча. Естественно, многие мастера имели свои личные секреты и излюбленные технологические приемы, поэтому нельзя однозначно утверждать, что японцы ковали свои мечи именно 'таким вот образом' и что качество их неизменно получалось превосходным. Способов изготовления самурайского оружия великое множество!
   Кстати, к слову, наиболее качественные катаны были произведены в период (эпоху) Синсинто и Геданто.
  
  Однако при всем разнообразии этих способов японские кузнецы строго придерживались общего правила - у хорошего меча твердым должно быть лишь лезвие, а тело клинка обязано быть вязким. Часто они добивались этого путем изготовления разных частей клинка из особых сортов стали. Японские оружейники подразделяли металл, используемый при изготовлении клинков, на три категории - лезвийный 'ха-гане', упругий обкладочный 'кава-гане' и применяемый для отковки внутренней основы клинка вязкий 'шин-гане'.
  
  Известно около тридцати конструкций клинков, имеющих собственные названия, и каждая имеет свои достоинства, но здесь уместно вспомнить про 1800 школ и ограничиться рассмотрением лишь наиболее характерных схем изготовления японских клинков.
  
  Принято считать, что наибольшее своеобразие самурайских клинков заключается именно в их металле. С древнейших времен японские кузнецы использовали при производстве металла для мечей местные железистые пески 'сатетсу'. После обогащения промывкой в воде, отделяющей пустую породу, сырье обычным порядком пережигалось в сыродутной печи, образуя железную крицу. Затем крицу разрубали на мелкие части и снова пережигали в печи. Железные куски сильно науглероживались с поверхности и спекались между собой, образуя композит в виде железостальной крицы.
  
  Иногда поступали иначе, как бы наоборот. Брали чугунные чушки (зачастую это были обломки разнообразных японских 'чугунков' - котлов, чайников и прочего) и опять-таки пережигали их в горне, но такие сверхуглеродистые фрагменты располагали на дне горна, рядом с соплом. Струя воздуха из сопла выжигала часть углерода с раскаленной поверхности 'чугунков' и в итоге получалась как бы вывернутая 'наизнанку' крица - с высокоуглеродистой сердцевиной и мягкой железной поверхностью.
  
  Производили переработку железистых песков и другим методом, получившим название 'татара-процесс'. Этот метод пришел в Японию из Манчжурии в незапамятные времена, чуть ли не в 7 веке, а последнюю 'татара-печь' погасили лишь в 1925 году. Впрочем, через несколько лет одна такая печь вновь заработала, чтобы обеспечить сырьем кузнецов-оружейников.
  
  В результате использования 'татара-процесса' за одну плавку получали сразу до 5 тонн металла нескольких сортов, сплавленных в одну массу, называемую 'кера'. Примерно половину 'керы' составляла высокоуглеродистая сталь с содержанием углерода до 1,5 %. другой сорт, с названием 'цуку', был чугуном обычного состава. Некоторую часть объема слитка занимала среднеуглеродистая сталь.
  
  Получаемая тем или иным способом сырцовая сталь из-за слишком грубой неоднородности не подходила для непосредственного применения в такой столь ответственной продукции, как оружие, поэтому ее перерабатывали в более или менее однородную сталь путем многократных проковок и сварок.
  
  В Японии (в наиболее общем виде) это выглядело так: кузнец расковывал кусок сырцовой стали в пластину, которую закаливал в воде и раскалывал на куски, которые укладывал на железную лопатку с длинной ручкой. Полученный таким образом исходный пакет весом до 2-х килограммов заворачивали в рисовую бумагу и обмазывали глиной для фиксации осколков, после чего нагревали 'до бела' и производили сварку. Задача первой сварки заключалась главным образом в уплотнении рыхлого пакета и наварке отдельных частиц на лопатку. После расковки полученного брикета в пластину ее надрубали поперек и складывали вдвое. Пакет сваривали, снова надрубали, теперь уже вдоль, и складывали вдвое. Такие операции удвоения могли происходить до 15 раз и даже более, что имело целью получение приемлемо однородной структуры металла.
  
  Одним из признаков высокого качества был узор слоистой стали клинка.
  Думаю, не будет большим преувеличением, если сказать, что 90 % красоты японского клинка обеспечивается именно работой полировщика.
  
  PS Прочность клинков достигалась за счёт слоистой структуры и специфического закаливания. Такие клинки были фамильные или у более опытных вояк. И в наши дни они ценятся выше всего за счёт своей прочности, хотя есть и которые красивые и изяшные но таким мало. Качество и красота, наиболее редкое сочетание.
  Обычные военные клинки были менее дорогими (являлись фабричными и не о каком качестве речи нет, куча всяких недостатков обычного меча) и менее прочными, также имели стандартный вид. Вполне могли сломаться или погнутся даже об обычный кожаный доспех.
  Одно из наиболее часто встречающихся заблуждений утверждает, что клинковая сталь якобы складывается несчётное количество раз, и это будто бы объясняет свойственные ей превосходные качества. Однако здесь путают число произведённых складываний и количество слоев. Количество слоёв равно 2n, где n - количество складываний. Например, заготовка, сложенная 6 раз, имеет 26 = 64 слоя, а при 20 складываниях - уже более миллиона слоев. Однако за счёт дифузии метала, реальных слоёв порядка несколько тысяч либо несколько десяток тысяч. Кроме того, на Западе считается, что одновременно складываются как железные, так и стальные бруски, из которых затем выковывается меч. На самом деле здесь ошибочно смешиваются два разных процесса: складыванию предшествует предварительный этап - рафинирование, то есть изготовление стальных слитков для лезвия и основы меча, которые затем свариваются, образуя заготовку для меча. Это заблуждение вызвано ошибочной аналогией с дамасской сталью, однако последняя изготавливается с применением совершенно иной техники.
  
  Многократное складывание и последующая обработка нужны для достижения равномерного содержания углерода по всей длине клинка, так как изначально процент углерода в разных участках заготовки различен. Только так можно избежать появления трещин на мече и его поломки во время закалки и в процессе использования. Результатом этой обработки, её побочным продуктом, является выступающая на поверхности клинка структура стали (хада). Иногда она похожа на текстуру дерева (мокумэ-хада и итамэ-хада). Со временем была создана классификация различных типов хада по видам рисунка (например, аясуги-хада, масамэо-хада), поскольку они являются важным критерием при оценке продукта.
  
  Информация взята много откуда и систематизирована мной. Возможно ещё добавлю немного информации в ближайшее время.
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  .Sandra "Порочное влечение" (Романтическая проза) | | А.Респов "Эскул. Небытие" (ЛитРПГ) | | В.Мельникова "Избранная Иштар" (Любовное фэнтези) | | И.Смирнова "Проклятие мёртвого короля" (Приключенческое фэнтези) | | Д.Дэвлин "Аркан душ" (Любовное фэнтези) | | Е.Ночь "Умница для авантюриста" (Приключенческое фэнтези) | | О.Гринберга "Краткое пособие по выживанию для молодой попаданки" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Эйджи "Пятнадцать" (ЛитРПГ) | | Д.Вознесенская "Таралиэль. Адвокат Его Темнейшества" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"