Кац Александр Семенович : другие произведения.

Книга Пророков. 6. Евангелия. 6.8 Еретическое Евангелие от Иуды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Недавно было опубликовано апокрифическое "Евангелие от Иуды", считавшееся безвозвратно утраченным.

  Александр Кац
  
  Книга Пророков. 6. Евангелия. 6.8 ЕРЕТИЧЕСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИУДЫ
  
  Недавно было опубликовано апокрифическое "Евангелие от Иуды", считавшееся безвозвратно утраченным. Главным персонажем этого произведения является загадочная фигура Иуды Искариота, самого близкого из учеников Иисуса. Его загадочность в мотивах его предательства, ставшего синонимом подлости и злодейства. Тридцать сребренников, полученных за измену, это по тем временам были очень небольшие деньги. К тому же эти деньги не были никак использованы из-за самоубийства Иуды. Предательство среди людей распространенное явление, хорошо описанное в художественной литературе. Но случаев самоубийства предателей в литературе вы не найдете. Что же подвигло Иуду на этот шаг?
  
  По одной из версий Иуда Искариот, симпатизировавший радикальной религиозной партии зелотов, примкнул к ученикам Иисуса в надежде, что Учитель возглавит сопротивление римлянам, покорившим Иудею. Разочарованный мирным характером его учения, Иуда предал Иисуса.
  
  Согласно "Евангелию от Иуды" и вопреки канонической традиции Иуда Искариот самый достойный и доверенный ученик Иисуса. Он предает на казнь своего Учителя по воле самого Иисуса и ради Его грядущего спасения. Спаситель обращается к Иуде со словами: "...ты станешь превыше всех их. Ибо ты предашь в жертву человека, в которого я был облачен". Суть этого текста - в освобождении духовного существа Христа от оков человеческой плоти. "Откровение" Иисуса, которым он поделился с Иудой Искариотом, произошло "на неделе за три дня до того, как отпраздновал Пасху".
  
  Манускрипт "Евангелие от Иуды" был обнаружен около 30 лет назад в Египте. Изначально манускрипт состоял из 62 обветшалых листков, но большинство из них было утрачено, и в настоящее время сохранилось лишь 26 страниц. Документ был написан приблизительно в средине II века нашей эры, судя по всему, на греческом языке, затем был переведен на коптский. На коптском он и сохранился до наших дней. С коптского оригинала манускрипт был переведен на английский язык и опубликован 6 апреля 2006 года Национальным географическим обществом США (The Gospel of Judas. Translated by Rodolphe Kasser, Marvin Meyer, and Gregor Wurst. Copyright (c) 2006 by The National Geographic Society). Имеется русский перевод с английского Владимира Бойко и прямой перевод "Евангелия от Иуды" с коптского языка на русский Дм. Алексеева.
  
  Первая критика "Евангелия от Иуды" как еретического произведения содержится в труде "Против ересей", опубликованном в 180 году от Рождества Христова епископом Иринеем Лионским. Еретиками им были названы гностики (гнозис - греч. - "совершенная наука", обладает религиозной тайной и истиной), которым христианское учение представлялось скудным в умственном плане, также впрочем, как и еврейская Библия. Гностики предлагали вообще отказаться от Ветхого Завета и прекратить связь с религией частного бога, не сумевшего даже толком защитить свой город от разрушения и заброшенности, в которой он сейчас пребывает. Иисус, говорили они, стоит, разумеется, выше и смотрит дальше основателей иудаизма, но Апостолы Его не поняли, а учение извратили.
  
  "Евангелие от Иуды" повествует о том, что все христиане молятся не тому Богу, а потому все они умрут (кроме Иуды и его последователей, разумеется). Христос открывает Иуде то, что "никогда не видели даже глаза ангела, никогда не постигали помыслы сердца". Гностики верили в возможность спасения посредством не веры, а эзотерического, т.е. доступного лишь посвященным знания об истинном устройстве как человеческого, так и божественного миров. Для тех из гностиков, которые примыкали к христианству, Христос был, прежде всего, носителем такого знания, спустившимся из горних сфер не для искупительной жертвы, а для просвещения достойных.
  
  Гностики исходили из того, что земной мир пребывает во зле и, следовательно, не мог быть сотворен истинным Богом. По их представлениям, в мире правят демиурги, никакими добродетелями не отличающиеся. Достаточно сказать, что, согласно новому апокрифу, человека с подручными ангелами сотворил некий Саклас.
  
  Люди в этом мире делятся на тех, кто обладает лишь "духом", т.е., очевидно, "дыханием жизни", временно "одолженным" им архангелом Михаилом, и иных, которым архангел Гавриил "дарует" не только "дух", но и бессмертную "душу". Учитель объясняет Иуде, что души избранных по их телесной кончине вознесутся на небо. Что касается остальных, о них сказано: "Невозможно сеять на [камне] и пожинать плоды".
  
  Христос насмехается над своми учениками, предрекая им незавидную участь. Апостолы рассказывают ему, что видели у алтаря людей, творящих всевозможные грехи и беспутства. Христос отвечает: "Те, кого вы видели приносящими жертвы у алтаря, - это вы и есть. Таков и бог ваш, которому вы служите, а вы - те двенадцать, кого вы зрели. Жертвенный же скот, который вы видели, - это множество людей, которых вы вводите в заблуждение".
  
  Для гностиков-авторов апокрифа смысл спасения не в воскрешении, и в возвращении в жестокий и бессмысленный материальный мир, а в избавлении от него. Поэтому в "Евангелии от Иуды" нет Страстей Господних, и нет воскрешения Иисуса. В этом главный смысл еретического "Евангелия". То, что христиане считают предательством Иуды, выдавшего на смерть своего Учителя, авторы апокрифа считают его заслугой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"