Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

29 декабря. Пророка Аггея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


  
   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
   Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
   29 декабря. Пророка Аггея.
    
  
  
   Однажды Богдан сказал папе:
   - Папа, сегодня мы с Олегом заходили в Кафедральный Собор.
   - Олег - это твой неверующий друг? - уточнил папа.
   - Да, - ответил Богдан. - Сегодня он был в православном Храме в первый раз.
   - И как? Понравилось ему? - поинтересовался папа.
   - Он сказал, что ему понравилась серьезность, с какой молятся люди, - ответил Богдан. - А сам Храм не очень понравился. Сказал, что Храм слишком пышный, слишком богатый. А люди вокруг бедные. Лучше было бы часть денег, которые идут на содержание Храма, отдавать тем, кто нуждается. Да мы и сами не богаты - лучше бы нам дом достроить - это не я, это Олег так сказал. И вообще, ему не нравится, что в Храме с прихожан пожертвования берут. Может, он прав, папа?
   Папа усмехнулся.
   - Давайте разберемся, сынок, - сказал он. - Если я зашел в Храм и положил в ящик для пожертвований гривну, то кому я ее пожертвовал?
   - Богу? - неуверенно спросил Богдан.
   - Богу, - кивнул папа. - Нуждается ли Бог в моей гривне, сынок? Купит ли Он на нее еду, или, может, одежду?
   - Нет, - ответил Богдан. - Богу не нужны ни еда, ни одежда.
   - Правильно, - сказал папа. - Бог ни в чем не нуждается. У Него в избытке и могущества и любви, и от этого избытка Он дарит каждому из нас жизнь и все нужное для нее. Но вот в чем дело - в этом пожертвовании нуждаюсь я, ведь так я могу выразить свою любовь к Богу и что-то подарить Ему! Взаимные подарки - неотъемлемая часть отношений любви.
   Папа посмотрел на сына. Тот молчал - видимо, такая мысль не приходила ему в голову раньше.
   - Бог принимает мой подарок, - продолжил папа. - Но поскольку Ему нет нужды что-то на мою гривну покупать, Он делится ею с теми, кому она необходима. На пожертвования прихожан живет семья священника, а так же прибившиеся к Храму нищие; на эти деньги Храмы строятся, отапливаются, ремонтируются и так далее. Возможно, противникам Церкви было бы приятнее, если бы пожертвования прихожан сжигались, топились в море или выстреливались из пушки в небо! Но Бог рассудил иначе. Даже в ветхозаветные времена было принято сжигать только часть жертвы, остальное шло на обеспечение нужд священников и служителей Храма.
   Богдан открыл рот, чтобы что-то возразить, но папа жестом остановил его - помолчи, мол, я еще не закончил.
   - Но вот наступают новозаветные времена - Бог становится Человеком и живет среди нас, - продолжил папа. - Да, Христос говорил, что главное в Законе не жертвы, а милость, вера и справедливый суд (Мф. 23, 23). Но о том, что пожертвования на Храм вообще не нужны, Он не говорил никогда! Не поленись вместе с другом Олегом открыть Евангелие от Марка, главу 12 - там описывается, как однажды одна бедная вдова пожертвовала на Храм две лепты - все свое пропитание. Происходило это в присутствии Иисуса Христа. И Господь похвалил вдову (Мк. 12, 41-44)! Похвалил, а не сказал, что на эти две лепты ей лучше было бы достроить себе дом!
   - Да, я это помню, - вставил Богдан.
   - А теперь главный вопрос - кому мы, верующие христиане, подражаем в своей жизни? С кого берем пример? Кого мы, вслед за апостолами, называем не только Господом, но и Учителем, потому, что готовы учиться у Него?
   - Иисуса Христа! - сказал Богдан.
   - Правильно, - кивнул папа. - Но жертвовал ли Сам Иисус Христос деньги на Храм? Да! Об этом говориться в 17 главе Евангелия от Матфея. Причем Господь ясно объяснил апостолу Петру, что если Он не даст пожертвования, то это будет плохим примером для других (Мф. 17, 24-27)! В общем, нравится твоему другу Олегу или нет, а пожертвования на Храм (с которых испокон веков живут служители Храма), есть нормальная, древнейшая, самим Богом установленная практика! Кстати, часть храмовых пожертвований именно в том Соборе, где вы сегодня были, как раз идут на то, чтобы кормить нищих - я это точно знаю. Сбор пожертвований на Храм помощи неимущим не исключает! Как говорил в подобных случаях Господь: "Сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф. 23, 23). И вот еще, сынок - ты слышал о пророке Аггее?
   - Это, кажется, из Ветхого Завета? - спросил Богдан, неуверенно.
   - Да, сынок, это одни из так называемых малых пророков. Его книга небольшая, в ней всего лишь две главы. Но там есть ответ на наш вопрос.
   - Какой ответ?
   - Все по порядку, - сказал папа. - Сначала - немного истории. Как ты знаешь, народ израильский был несколько веков в порабощении у египтян, а потом Господь вывел евреев их плена и отдал им землю Ханаана. Это была очень хорошая земля, ухоженная земля, богатая земля. В этой земле народ израильский стал особым народом, ветхозаветным народом-церковью. Но люди - есть люди! Бога мы огорчаем во все века, и те древние времена исключением не были. Евреи много грешили, и, наконец, их грехи переполнили чашу терпения Господа. Итогом послужило падение обоих государств евреев - царства Иудейского и царства Израильского. Победители увели почти все еврейское население в Вавилон. В этом, несомненно, была рука Господа. Через пророка Иеремию Господь сообщал евреям - этот плен станет горнилом, в котором лучшие будут отделены от худших. Так и произошло.
   - Ну конечно, - сказал Богдан. - Господь ведь не стал бы говорить это напрасно.
   - Вавилонское пленение продолжалось семьдесят лет, - продолжил папа. - В конце этого периода царство вавилонское было захвачено персами, и персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину. Но вот что интересно - вернуться захотели не все, далеко не все! Это, по человечески, не трудно понять - одно дело было идти из Египта, зная, что тебя ждет земля богатая и ухоженная, а другое дело - возвращаться из вавилонского плена, зная, что на месте твоего дома - развалины, пепелища, заброшенные поля... Короче говоря, на призыв царя Кира откликнулось совсем не много народу - около 50 тысяч человек. Гораздо больше евреев осталось в Вавилоне - ведь они уже обжились здесь! Но именно эти 50 тысяч - это были лучшие иудеи! Ведь кто согласился идти в разоренную землю? Только те, кто доверял Господу, только те, кто понимал - раз Господь именно эту землю дал народу израильскому, значит именно там нужно жить, не взирая на то, что впереди ждут лишения и бедность! Это были самые верующие из евреев.
   Папа перевел дух.
   - А что было дальше? - спросил Богдан.
   - А дальше эти мужественные люди добрались в Палестину, заложили основание нового Храма, на месте разрушенного Первого Храма, который когда-то построил Соломоном. Но вот в чем дело - строить Храм не просто! Даже Соломону, который был очень богат, это далось нелегко, а если ты беден - то это и вовсе трудно! Бедняги, вернувшиеся из вавилонского плена, столкнулись с рядом неудач, и это подорвало их дух. Появились даже люди, которые говорили, что не время строить Храм Господень, а лучше сначала как следует обжиться самим! Совсем как твой друг, эти люди считали - обустроим свои дома, а Храм оставим на потом. И вот здесь, в противовес этим настроениям, и было слово Господнее, произнесенное через пророка Аггея. Сейчас, подожди секунду!
   Папа взял Библию, открыл ее на нужной странице.
   - "Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень"... А вам самим время жить в домах ваших, украшенных, тогда как дом сей в запустении? Обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева и стройте Храм; и Я буду благоволить к нему, говорит Господь" (Агг. 1, 2-8). - Папа отложил Библию - И спустя самое короткое время после речи пророка Аггея строительство Храма было возобновлено! - добавил он. - И это - очень правильно, сынок. Именно Храм и то, что происходило в нем, позволило этим людям не забыть, что они - не просто люди, но - народ Божий!
   - То есть пророк Аггей заставил евреев достроить Храм? - уточнил Богдан, сделав ударение на слове "заставил".
   - Почему - заставил? - папа пожал плечами. - Заставляют палкой или плеткой. Пророк убедил их, убедил силой слова Божия. Более того, он предсказал, что слава этого, нового Храма будет большею, чем слава Храма предыдущего (Агг. 2, 9), и что на этом месте людям будет дан мир. И ведь так и случилось, сынок! Именно в этом, втором Храме проповедовал Воплотившийся Бог Иисус Христос, и именно Он дал нам, людям свой неизъяснимый мир, Свое Царство, которое живет внутри каждого члена Церкви. Именно об этом говорил Господь через пророка Аггея: "Потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою" (Агг. 2, 7). Вот так, сынок, - закончил папа. - Пророк Аггей, конечно, меньше Моисея, меньше Исайи. Но именно он убедил народ достроить Храм, в котором проповедовал Желаемый всеми народами Иисус Христос!
   - Пап, а Церковь отмечает память пророка Аггея? - спросил Богдан.
   - Да, сынок, - ответил папа. - Память пророка Аггея отмечается 29 декабря. И, кстати, не стоит думать, что слова этого человека устарели. И для нас Храм Божий должен быть дороже собственных домов. Именно Храм и то, что в нем происходит, позволяет нам не забыть, что мы - Церковь Христова! И лично мне было бы
   стыдно жить в доме, который был бы пышнее, богаче и наряднее, чем Божий Храм!
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"