Качур Ира : другие произведения.

Каббала как пример мифологического сознания

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Каббала как пример мифологического сознания
  
   Тема этой лекции - попытка анализа мифологического сознания. Попытка рассмотреть с философской точки зрения мифологическое сознание в его целостности, как структуру познания.
   Далее я постараюсь показать, как в каббале отражена данная структура. Я в основном буду ссылаться на философию неокантианца, ученика Германа Когана, Эрнста Кассирера. (1874-1945), на вторую часть его главного труда "Philosophy of Symbolic forms". Где Кассирер, продолжая главную идеалистическую позицию Канта, разбирает временно-пространственную структуру мифологического сознания, и представляет научное видение мира и мифологическое, как две различные формы мира. Я также буду говорить о двух типах мистики: мифологической и чистой.
  
   Чем является мифологическое/ мистическое сознание по сути своей?
  
   Антрополог Фрэйзер предполагал, что мифологическое мышление является примитивным способом понять мир, следующим, по его мнению, идет религия, и самый успешный подход - научный. То есть, научный подход определяет самую правильную картину мира. Фрэйд, основываясь на Фрэйзере, также рассматривал мифологию, как примитивную стадию развития и сравнивал ее с неврозом. Никто из них не воспринимал мифологию серьезно. Я думаю, что принято в большинстве своем считать мифологию, а также религию, как примитивные стадии развития, не отражающие правильного положения дел.
   С другой стороны, есть некоторое число адептов каких-либо мистических культов или религий, которые пытаются , обычно, соединить мистические / религиозные законы с научными, что пытались еще делать средневековые философы, (такие как Рамбам). Допустим, показать, что научные законы уже содержатся в религиозных, как, например, это принято в некоторых религиозных кругах. Во всех случаях предполагается, что правда дана в том или ином мировоззрении в более полной степени. То есть предполагается некая абсолютно существующая правда, ИСТИНА, которая отражена, либо в святых книгах, например, в Торе, в Коране, либо в уравнениях физики и математики, либо в том и другом, и тогда, нужно искать корреляцию между ними. Понятие истины идет вкупе с понятием МИРА. Истина - как положение вещей в мире. Мир - как совокупности опыта. Предполагается, что есть данный мир со своими законами, или последовательностями, которые можно выявить опытным или каким бы то ни было, допустим, магическим путем и научиться предугадывать. Мир - это не обязательно физический мир, природа. МИР, может быть и мир иной, высший мир, который подчиняется иным мистическим, спиритуальным законам. В любом случае мир - есть некая организованность, совокупность, подразумевающая некую структуру, закон, организующий что-то в МИР.
   Я попытаюсь здесь разрушить или деконструировать это верование в МИР и в ИСТИНУ, существующую объективно, вне нашего сознания. Это касается любого типа истины и любого типа мира. Мир образуется человеком, и истина, как некое реальное положение дел, это - интегральная часть Мира, то есть в каждом Мире есть своя истина, а некой универсальной правильности, вне определенного мира не существует. Мир мифологии и мистики, как и мир науки - правомерные образованные человеческим сознанием реальности, в соответствии с разными пространственно- временными структурами и вещными категориями. На примере мифологии мы сможем рассмотреть, что такое мир вообще. Деконструкция мира, в данном случае, есть теоретическая \ философская дедукция мира к условиям его возможности. Можно также поставить вопрос о том, насколько мир необходим. Можно рассмотреть мистику, любую мистику, и каббалу в частности, как имеющую две тенденции: только разрушающую (мистику в чистом виде) и мистику мифологическую, то есть созидающую миф. Первая, чистая мистика, или нигилистская мистика, по словам Шолема, является попыткой практического разрушения мира, как такового. Попытка существования в экстазе - без мира, без любого мира это - цель спиритуальной практики. Второй тип мистики, теософская каббала, это та же мифология, которая создает мифологический мир с помощью единой для всех мифологий символической формы, которую мы подробно разберем.
  
   Кант и Неокантианство
  
   Исходным пунктом Кассирера является положение, поставленное еще Кантом в Коперниковой революции - мир объектов конструируется процессом познания в соответствии с категориями. Категории эти универсальны по отношению к каждому разумному существу. Таким образом, мир един для всех разумных людей. Люди самых разных культур, допустим, каннибал из Новой Гвинеи и мы - видят мир одинаково.
   Время и пространство играют у Канта важную роль в образовании мира. Время и пространство являются наглядными преставлениями или чистой интуицией, в которой появляются чувственные данные. В них разобщенные чувственные данные организуются, унифицируются. Время и пространство - универсальны, как и категории, даются каждому в одной форме.
   Кассирер продолжает дуалистическую позицию Канта. С одной стороны нам даны хаотические чувственные данные, с другой - способности со стороны человеческого духа организовывать эти чувственные данные. Кассирер, в отличие от Канта, говорит не об универсальных категориях, а о символических формах, с помощью которых человек интерпретирует мир.
   Символические формы, образующие мир, не универсальны, они могут видоизменяться и, таким образом, нет единого, как у Канта, человеческого мира.
   В зависимости от различных пространственно-временных структур - мир будет разный. Единство пространства и времени у мифа организовано по разному, то есть синтез изначально чувственных данных происходит в ином, по сравнению с научным, модусе.
  
   Мифологическое время и пространство
   Кассирер указывает на то, что структура, определяющая мифологическое сознание, обусловлена принципиальным разделением на сакральное и на обыденное. В научном же мышлении, начиная с Аристотеля, время и пространство принимается как континиум, ( и таким образом Аристотель избавился от парадоксов Зенона). В мифологическом мировоззрении время и пространство - дискретны. И это объясняет важность по отношению к отдельному мгновению и к месту.
   Так свойством Евклидовой геометрии является ее гомогенность. В соответствии с этим любая точка в пространстве обладает одними и теми же свойствами. Нет различия между точками, как местами в пространстве. Точки указывают только на положение относительно других точек. Кроме этого нет у них иного, своего собственного значения. То есть эвклидово пространство сугубо функционально, указывает на расположение точек.
   Однако в мифологическом пространстве нет этой равномерности, гомогенности. Есть различие в значении точек в соответствии с их расположением в пространстве. У самого места, как места есть значение. У одного места может быть иное содержание или значение, чем у другого. Так священное место в корне отличается от маргинального. Это место имеет иные свойства, самое бытие в этом месте иное. Структура пространства имеет иерархию. Как Кассирер, так и Мирча Элиаде, очень известный исследователь мифов, указывают на то, что в каждой мифологии есть понятие священного места, которое считается центром мира, или столбом мира, или космическим деревом, оно по сути своей отличается от места, находящегося в стороне. Это место более реально, более насыщенно действительностью, там можно прийти в контакт с высшими силами или достичь иного состояния сознания. В этом функция храмов, стоящих часто на центральном месте в городе, предполагалось, что они стоят в центре мира. Храмы строились для того, чтобы создать для верующего - центр мира. Мы, в большинстве своем, воспитанные в западной культуре, утратили это восприятие места в его особенности, мы привыкли воспринимать пространство только как пространство, где находятся вещи.
   Такая же иерархическая структура характеризует мифологическое время. Время в мифе и религии не является одной продолжительностью, где каждая секунда будто бы несет в себе другую, наоборот, это время состоит из отдельных точек, мгновений, каждая из которых осмыслена, имеет свою собственную жизнь. Поэтому есть различие в промежутках времени, каждое имеет иную значимость. Есть сакральное время, а есть обычное. Это можно хорошо увидеть на примере религии. Праздники и субботы определяют сакральное время, в отличие от обыденного. В праздничное время религиозный человек чувствует себя иначе, чем в другое время.
  
   Иерархическая структура мира в мифе указывает на органическую структуру. По этому во многих мифах есть аналогия между строением человеческого тела и мира. Например, в Ведах мир созидается из человеческого тела и есть параллель между частями мира и частями тела. Также есть параллель между телом Адама и частями света и т.д. Организм определяется единым строением, моделью целого, имеющейся в каждой части тела. Также и мир в мифе видится как построенный по одной модели, которая остается одной и той же моделью целого. Примером тому, может служить астрология. Положения звезд есть модель, по которой построен мир, и поэтому, чтобы объяснить положение дел в мире, нужно вычитать это из положения звезд. Эта статичная модель, целостность, или высший закон, который определяет весь мир, есть форма целостности, по которой организуется мир в мифологическом сознании.
  
   Символ центра в Каббале
  
   Каким образом мифологическая структура времени и пространства отражена в каббале?
   В еврейской традиции есть та особенность, что текст - Тора - становится заменой земной реальности. Текст являет высшую реальность, и весь мир, во многих каббалистических текстах, происходит из текста. Я хочу показать, как в каббале иерархическая структура мифологического пространства перешла в плоскость текста. Центр мира, бывший когда-то в храме, перешел на Тору, книгу Бога, и передал ей структуру пространства. Онтологическая иерархия действительности появляется в интерпретации текста. Это не смысловая интерпретация, где каждое слово указывает на одно постоянное значение, а каждое слово торы интерпретируется как имя или атрибут бога. Возьмем для примера отрывок из книги Джикатилы "Шаре Наора". Авраам Джикатила, Каббалист родом из Кастилии, 1248 г. один из основателей испанской каббалы 13 века. Его книга " Шаарей Ора" (1293) считается одной из показательных книг в истории каббалы. Джакатила был учеником Абулафии, который занимался магией букв, но Джикатила отошел от учения Абулафии и стал заниматься теософской каббалой.
   Джакатила рассматривает Тору, как "сотканную из божественных атрибутов". Главные имена бога составляют корень и ствол дерева. Атрибуты, непосредственно относящиеся к этим именам, такие как великий, могущественный - это ветви, отходящие от ствола, и все другие слова являются атрибутами атрибутов, и связаны, в конце концов, с именем бога. Это соотношение между торой и деревом, с главными именами бога в центре и другими словами в ветвях указывает на структуру бытия. Джакатила использует образ дерева, в котором можно узнать конструкцию центра, иерархию реальности, о которой мы уже говорили. Структура пространства переходит в текст. Текст получает свойства пространства. Слова и даже отдельные буквы, как и точки пространства, не просто функциональны, безразличны к содержанию, а имеют свой смысл, который связан с близостью или отдалением от имени Бога. Далее в книги Джикатила связывает каждые из атрибутов и имен Бога с определенной сфирой, имеющей определенную силу действовать на мир. Тут и в других подобных каббалистических произведениях смысл языка не репрезентация объектов, а указание на какие-то иные силы или движения в божественной сфере. Подобные представления Торы как дерева существуют и в самом Зохаре, и в других книгах Моше де Лиона и т.д.
   Каббала и другие мифы рассматривает реальность как органическую структуру. Сама Тора во многих каббалистических книгах часто уподобляется живому организму или даже телу бога. Тора как живое тело одна из главных идей в Зохаре и т.д. Иногда соотносят части Торы с частями человеческого тела. (Отсюда пошло верование, бытующее до сих пор, что мудрецы знали какую часть Торы нужно читать, чтобы вылечить определенную часть тела).
   Тора рассматривается как имя Бога и как организм бога, сам текст является организмом.Тора соткана из символов, которые указывают на божественные сфирот, которые обычно изображаются как тело человека. Каждая сфира соотносится с органом тела и т.д. Соотношения между божественными эманациями, на которые указывают слова Торы, есть модель мира, так же как и в других мифологиях. Эта единая модель может быть найдена во взаимоотношениях слов в Торе.
   Все это показывает, как в еврейском мистицизме сохранились те же мифологические свойства, та же единая структура мифа, что и в других мифологиях. Хотя эта структура и находит отражение в интерпретации текста.
  
   Смысл слов
  
   Мы разбирали теософскую или мифологическую каббалу, теперь вернемся к Чистой мистике или экстатической каббале, которая занималась магией слов. Главным представителем ее был Абулафия. В отличие от Джакатилы и других каббалистов, Абулафии не создавал никакой мифологии, его целью не являлось описание божественных сфер или теогонии, а, только разрушение. Его целью являлось достижение иного состояния сознания или экстаза, унио мистико, того состояния, где сознание существует без мира, то есть не создает никакой мир... Как известно, техника Абулафии состояла в разрушении обычного значения слов путем комбинации слов и букв. В чем функция языка в этой магии слов, такой распространенной техники в каббале и других традициях (Цуфиим)? Вернемся к теме языка у Кассирера. Беспорядочные данные объединяются в целостность объекта с помощью языка. Язык - объединяющее звено между чувственной хаотичностью и понятиями, поэтому включает в себя эти два аспекта: абстрактный и конкретный. Таким образом, изначальное конституирование мира происходит посредством языка. Объект организуется посредством слова и значения. Если разрушать связь между значением, то есть неким единством объекта и множеством чувственных данных, то сам мир разрушается. Мистик остается вне мира, один вокруг хаоса, если такое тотальное разрушение возможно. Поэтому его уделом может стать сумасшествие. Возможно ли такое состояние без сумасшествия нельзя ни доказать, ни опровергнуть, так как это непередаваемое в словах ( слова подразумевают мир) переживание человека.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"