В основе диссертации Н. Г. Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного является сама жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое значительное. Вывод, к которому он приходит таков: "Прекрасное есть жизнь". Из этого вытекает, что ничто не может возвысить искусство так, как обращение его к действительной жизни.
В своей книге я обратился к ней, к действительной жизни. Все, что я написал, основано на реальных событиях. Разные судьбы людей, которые в реальной жизни никогда не пересекались, пересекаются здесь, и, более того, их судьбы, переплетаясь, создают единое целое. Это время, в котором я жил. С моей стороны остается только распределить роли, отдать образы моих знакомых моим персонажам, и выстроить правильную цепочку событий. Я попытался воспроизвести эту жизнь в своей книге и затем объяснить ее по мере своих возможностей.
То время, которое я описал в своей книге, было удивительным, потому что это было время больших перемен и потрясений. Мне казалось, что все создавалось в хаосе. Здесь, в своей книге, я хочу показать, что время - - это материал, из которого состоит наша жизнь, а наши желания определяют будущность нашего времени. А еще мне хотелось объяснить и даже доказать, может быть, на примерах моих персонажей, что наши желания формируют личность, потому что под влиянием наших желаний мы попадаем в ту или иную ситуацию, где обстоятельства отшлифовывают наш характер. Я хочу процитировать слова моего близкого друга: "Желания имеют свойства материализоваться, при условии, если ты стремишься к этому и очень этого хочешь".
Надо осторожно загадывать желания, чтобы потом не разочароваться, и чтобы потом не было больно.
Кадыров Ильхом Якубович
Содержание книги.
Восемь закадычных друзей-одноклассников, различной национальности и вероисповедания, среди которых два узбека, один уйгур, один немец, один чеченец, один киргиз и один русский с первого класса которых объединил футбол, дружат и растут вместе. Их первая и к тому же новенькая учительница по русскому языку после первого учебного года дает им задание. Они должны написать на последнем листе их исписанных тетрадей их желания, кем они хотели бы стать в будущем, и почему они выбрали именно эту профессию. Учительница говорит им, что они являются первыми её учениками, и она сохранит их тетради и через много лет, когда они соберутся на юбилей выпускников, она сравнит их достижения с написанными в тетради бывшими желаниями. Она говорит им, что это редкое явление, когда твои желания совпадают с реальными возможностями и она оказывается права. Из восьмерых друзей, которым доверили кусочку белого листа своей исписанной тетради свои заветные желания, только у одного исполнится его желание. Это у Руслана-чеченца. Он хотел стать защитником Родины, и он им стал. Но от этого он не стал счастливее. В чеченской войне он потерял всех, кого он любил: сына, жену, родителей. И к тому же эта война друзей, которые были "неразлей-вода" сделала врагами. Витек, один из восьмерых будет воевать на
стороне Российских войск, который попадет в плен, и, к счастью, к Руслану, который отпустит его, но не простит за оккупацию его страны. Это доказывает то, что надо осторожно загадывать свои желания, так как они имеют свойство материализоваться. Каждый из восьмерых проживет свою жизнь достойно. Фарход-узбек, который любит одноклассницу Алёну, узнает про тех, кто изнасиловал её на выпускном балу и отомстит им, так как он понимал, тот беспредел и беззаконие, которое существует в городе, даёт им возможность уйти от ответственности, он сожжёт их заживо в их же машине. Алёна, узнав от сестрёнки, что её отцу принесли взятки пятеро родителей тех самых ублюдков, которые изнасиловали её, чтобы они молчали и про то, что её отец в шоке промолчал, а не швырнул им в лицо этими же конвертами с деньгами, убегает из больницы и попадает в руки к дальнобойщику, который так же насилует её и продает как рабыню другому шофёру. Так она переходит из рук в руки до тех пор, пока заново не встречается на стоянке дальнобойщиков с тем же первым шофёром, который её продал. Между ними происходит ссора и он облив ведром бензина сжигает девушку на глазах других дальнобойщиков, объясняя им, сто она заразила его сифилисом накануне, когда он должен был ехать в загранкомандировку и из-за неё у него проблемы с женой.
Алмаз-киргиз, Асхад-татарин, Шер-узбек создают преступную группировку, отвечающую за порядок в маленьком городке. Миша-уйгур станет сексопатологом и к тому же он будет неплохим психоаналитиком. Юра Феллер-немец, уедет в Германию, Витек после плена станет клоуном, он будет работать под патронажем Красного Креста и развлекать детей, которые смертельно больны. Фарход станет бизнесменом. Их желания будут меняться так же как и переменчивый мир в котором они живут.
Тел. 8-926-578-69-80 Тел. 8-10-9963722-4-37-40 E-Mail: ilhomik28@rambler.ru
Глава I. Несколько мгновений из детства.
"Меня зовут Фарход, я узбек по национальности. Родился в провинциальном городке, расположенном на юге Киргизии, где провел свое детство. Я хочу рассказать об истории моих желаний и желаний тех людей, с которыми я общался в то время, и которые до сих пор мне близки. Эти наши желания менялись в течении жизни так же, как и этот переменчивый мир.
Нас, закадычных друзей-одноклассников, было восемь человек. Все мы были разных национальностей и вероисповеданий. Но мы всегда считали, что нет "плохой" национальности, а есть плохие люди.
Каждый из нас отличался своей индивидуальностью. Например, Миша. Он был уйгуром по национальности, любил острословить.
Шер -- узбек, отличался своим флегматичным характером. Витя -- русский, был простым настолько, что я иногда называл его "наивным", и говорил ему, что это его второе имя. Алмаз -- киргиз, отличался острым чувством юмора. Руслан -- чеченец, был всегда спокоен, о чем говорило всегда серьезное выражение его лица. Юра Феллер -- немец, несмотря на то, что с детства был пухлым, отличался шустростью, которая сочеталась у него с чувством юмора. Асхад -- татарин, напоминал смешного гнома, хотя, не будучи карликом, был самого маленького роста среди нас.
То время, которое я проводил вместе с друзьями, было запоминающимся и ярким. Это были приятные мгновения моей жизни. Начну свою историю с нашего детства, то есть, с самого начала -- со своего детства".
Фарход. -- Я рано испытал чувство вины. Это случилось, когда мне было 5 лет.
3 марта 1974 года. Теплый весенний день. В доме N 9 по улице Шолохова было много гостей. Чтобы я не крутился под ногами у взрослых, тринадцатилетний дядя Манноп, взяв меня за рука руку, вывел на улицу. Дом, из которого мы вышли, располагался напротив нового парка, где было приятно гулять под шелест листвы больших деревьев и слушать пение птиц. Веял теплый весенний ветерок, а ласковое солнце, пробивающееся сквозь листву деревьев, согревало теплом. Лучи солнца, падающие сквозь ажурную крону пышных деревьев, под порывами ветерка то исчезали, то снова появлялись, словно, играя, пускали зайчиков нам в лицо. На улице кроме нас двоих почти никого не было, лишь вдалеке изредка появлялись прохожие и снова исчезали, скрывшись за поворотом, спеша по своим делам. Возле соседнего дома стояла машина черного цвета. Дядя Манноп любил мучить меня, как мастер кон-фу мучает своего ученика. Он это делал чуть грубовато, но любя. Меня это стало раздражать и от злости я бросил палку, лежащую под нашими ногами, в сторону Маннопа, и она с треском попала в лобовое стекло соседской машины. На шум выбежала хозяйка машины и влепила мне звонкую пощечину.
--
Не смейте его бить! Он сделал это нечаянно, -- пытаясь меня защитить, дядя Манноп встал между нами.
--
Щенок! Ты тоже сейчас получишь, если не отойдешь в сторону! -- гневно крикнула женщина и замахнулась на него.
--
Ах ты, сучка! -- выкрикнул Манноп, уклонившись от ее руки.
--
Я тебя за "сучку", -- выкрикнула она в ярости, -- в колонии сгною!
Она работала в районном суде председателем. В тот же день она написала исковое заявление, в котором указывалось на умышленное преступное деяние дяди Маннопа, который обвинялся в нанесении оскорбления представителю власти, и в подстрекательстве им пятилетнего Фархода к нанесению умышленного вреда имуществу, ей принадлежащему.
Когда следователь с участковым милиционером пришли в дом моей бабушки, Саип, старший брат Маннопа, сказал им так, чтобы тот мог услышать:
-- Я ему всегда говорил, что с таким характером он плохо кончит. Так оно и вышло. Если вы его накажите, это пойдет ему только на пользу. Мы с матерью уже не в силах его перевоспитать.
Бабушка, которая слышала весь этот разговор, была поражена:
--
Ты думаешь, что говоришь? Это ведь твой брат! Вы не слушайте его, это он от злости на него наговаривает. На самом деле Манноп -- хороший. Спросите любого.
--
Да, особенно тех, кого он побил, -- сказал Саип с язвительной улыбкой.
Бабушка Нигора, мать шестерых детей, посмотрела на своего старшего сына с презрением и при всех влепила ему звонкую пощечину.
-- За что ты так ненавидишь своего родного брата?
Саипу стало не по себе, он растерялся и покраснел. К нему подбежала его маленькая дочь, он взял ее за руку и ушел к себе в комнату, крикнув своей жене, чтобы она взяла ребенка.
Слова, сказанные родным братом, следователь занес в личное дело подозреваемого и передал дело в суд, где Маннопа приговорили к двум годам лишения свободы. Соседка позаботилась, чтобы он попал в трудовую колонию строгого режима.
Когда на суде объявили приговор, дядя Манноп встал со скамьи подсудимых и со слезами на глазах спросил: "За что!?"
Бабушка Нигора упала в обморок в зале суда. Ее дочери, тридцатитрехлетняя Зульфия (это моя мать) и двадцативосьмилетняя Замира, начали приводить ее в сознание. Дядя Саип вообще не посчитал нужным присутствовать на суде. В глубине души он хотел, чтобы Маннопу вынесли обвинительный приговор. Когда моя мать пришла домой после заседания суда, она взяла ремень моего отца, вошла ко мне в комнату и начала меня им хлестать.
--
Это из-за тебя его посадили! Из-за тебя! -- кричала она. Мне было очень больно и я, закрыв лицо руками, кричал в ответ:
--
Не надо, мама! Я больше не буду!
После нескольких ударов ремнем мать, со слезами на глазах от безысходности и бессилия, присела в кресло и выронила ремень из рук. Именно тогда я познал чувство вины. Я до сих пор думаю, что это из-за меня посадили дядю. Я стал осторожным и у меня появилось чувство ответственности. За какое бы дело я ни брался, я относился к этому серьезно. Так происходило всегда после того случая, так есть и сейчас.
1976 год. Я пошел в первый класс. В классе, где я учился, были дети разных национальностей. Так как русский считался государственным языком СССР, то все стремились отдать своих детей в русскую школу. Ее можно было назвать интернациональной школой..
В моем классе было 23 ученика. Наша классная руководительница, Инна Ивановна, закончив педагогический институт, решила начать свою трудовую деятельность с младших классов, и ей поручили наш 1 "Г" класс. Она была довольно привлекательной. Красивое лицо, бледная, даже белая, кожа с нежным румянцем на щеках, прямой нос, пухлые губы и голубые глаза. Ее изящную и стройную фигуру я помню до сих пор. То было время, когда каждый из нас мог смело сказать: "Моя Родина -- Советский Союз", и это была реальность того времени. Истинная родина каждого из нас, земля где родились наши отцы, становилась незаметной в тени железного занавеса, который был воздвигнут Советской властью.
Свой первый урок я помню хорошо. После знакомства с нами, время, оставшееся до конца урока, Инна Ивановна посвятила изучению русского языка. Проводить время в школе было интересно. Каждый день мы узнавали что-то новое и ранее нам неизвестное. Среди учеников были и те, которые после первого дня, проведенного в школе, напрочь отказывались идти туда снова.
Прошла осень, затем зима и вот наступила весна. Первый учебный год прошел быстро и интересно. За это время мы узнали друг друга лучше и успели подружиться. Каждый из нас получил особое воспитание от своих родителей, поэтому мы все отличались разными качествами и чертами характера. Один был эгоистом, другой слишком добрым, третий -- флегматиком..., одним словом, мы все были разные.
Последний урок четвертой четверти начался, как обычно, в восемь часов утра. Инна Ивановна дала нам задание. Мы должны были написать о том, кем бы мы хотели стать в будущем и почему именно эту профессию решили выбрать. Получалось, что мы должны были доверить кусочку бумаги свои желания. Инна Ивановна сказала: "Я -- ваша первая учительница, а вы -- мои первые ученики. Поэтому то, что вы сейчас напишите в своих тетрадях, я сохраню. А через много лет, когда вы вырастите и соберетесь в честь окончания школы, я покажу их вам. Интересно будет сравнить ваши осуществившиеся желания с теми желаниями, которые вы напишете сегодня на последнем листе ваших исписанных тетрадей по русскому языку".
Она подошла к доске и написала: "Я хочу стать..., потому что..." Вместо первого многоточия мы должны были написать свою будущую профессию, то есть кем бы мы хотели стать, а вместо второго -- причину по которой мы выбрали именно эту профессию.
Все мы, дети этого класса, впервые задумались над своим будущем. Оно нам показалось безоблачным, светлым и красивым. Инна Ивановна обратилась к нам со словами: "Знаете, ребята, возможно, именно с этих строк начнутся истории ваших желаний. Они могут быть серьезными и вам может казаться, что они никогда не исполняться. Но помните, что все ваши желания в течении жизни могут меняться, как и наш переменчивый мир. Но я искренне желаю, чтобы ваши желания пусть не всегда, но совпадали с вашими возможностями. Когда вы станете взрослыми, вы поймете, что не всегда желание человека совпадает с его реальными возможностями".
Дети взяли ручки и с сосредоточенными лицами начали писать о своих желаниях и о своем далеком будущем. Проходя мимо рядов молодая Инна заметив, что Шер ничего не пишет и сидит над пустым листком, спросила:
--
Почему ты ничего не пишешь?
--
Я не знаю какую профессию выбрать, -- ответил Шер.
--
Разве ты не мечтаешь стать летчиком или космонавтом?
--
Нет, не мечтаю, -- признался Шер, глядя ей в глаза.
Инна заметила печаль и какую-то дерзость в детском, но все же проницательном взгляде мальчика.
--
Может быть, ты хочешь стать строителем, как твой отец? -- положив ему на плечо руку спросила учительница
--
Нет, не хочу.
--
Но почему?
--
Мне не нравится работа моего отца. Он всегда приходит такой усталый и злой, -- сказал Шер, опустив глаза.
--
Знаешь, Шер, многие люди становятся злыми от усталости на работе. -- Помолчав и посмотрев в его глаза Инна спросила: -- А ты любишь путешествовать?
--
А как это? -- недоуменно спросил он.
--
На самом деле это слово образовано из двух слов. Первое слово "путь", которое тебе известно, а второе "шествовать", значит гулять, шагать по миру.
Инна с профессиональной легкостью всегда старалась объяснять нам все то, что нам было непонятно.
--
Может, ты будешь путешественником? Человеком, который любит гулять по миру и узнавать все новое о нем?
--
Может и буду, -- ответил Шер. "Мне кажется, что ими становятся только бродяги и бомжи" -- подумал он про себя.
Инна Ивановна, нагнувшись к нему, нежно приподняла своей рукой его подбородок и тихо сказала:
-- В этой жизни часто приходится выбирать, и тебе надо научиться делать правильный выбор, чтобы потом не сожалеть. Подумай об этом и выбери достойную профессию, ведь их так много в этом мире.
Инна Ивановна была права. Спустя много лет мы все осознали это.
Действительно, это -- редкое явление, когда твои желания совпадают с твоими возможностями. Из восьми друзей, которые пожелали стать кем-то в этой жизни, только у Руслана исполнится его желание стать "Защитником Родины", как он написал на последнем листе своей исписанной школьной тетради по русскому языку.
Проверяя у себя дома тетради детей, Инна Ивановна прочла заветное желание Шера: "Стать сильным спортсменом, чтобы защитить свою мамочку". Инна задумалась: "От кого восьмилетний ребенок хочет защитить свою мать? Может, от своего отца, который всегда приходит злой?" Она решила навестить его семью.
21 апреля 1977 года. Ближе к вечеру, после работы, Инна постучала в дверь квартиры, где жила семья Шера. Дверь открыл Шер и очень удивился, увидев на пороге свою учительницу.
--
Кто там, сынок? -- тут же раздался голос из комнаты.
--
Это моя учительница, Инна Ивановна, -- ответил Шер и добавил: -- Проходите.
Вошедшая в комнату Инна Ивановна увидела симпатичную женщину лет тридцати, сидевшую на диване. Это была кудрявая брюнетка с темно-карими глазами и бледным лицом. На щеках был слабый румянец. Цвет ее кожи говорил о том, что она очень редко выходила на улицу. Рядом с ней на диване лежали костыли, на которые она положила свою руку.
Она поприветствовала вошедшую гостью.
--
Меня зовут Инна Ивановна. А Вы, я полагаю, Зульхумор Саиджановна.
--
Да, присаживайтесь пожалуйста, -- указывая на кресло, сказала Зульхумор, -- Шер часто говорит о Вас.
Инна Ивановна с улыбкой посмотрела на Шера и сказала:
-- Он способный мальчик. Я пришла к вам, потому что хочу поближе познакомиться с домашней обстановкой моих учеников и с их родителями.
-- Да, конечно, я Вас понимаю. Сынок, покажи Инне Ивановне свою комнату.
После осмотра комнаты Инна спросила:
--
А где твой папа?
--
Он на работе. И приходит домой в разное время. Иногда поздно вечером, иногда после обеда. -- сказал Шер, выходя с ней из комнаты. Вернувшись, Инна Ивановна присела рядом с Зульхумор. Волнуясь, она начала разговор, ради которого пришла:
--
Знаете, Зульхумор Саиджановна, я недавно дала детям задание -- написать кем бы они хотели стать в будущем. В тетради вашего сына я прочла такое пожелание...
Зульхумор оценивающим взглядом посмотрела на сына. Тем временем Инна Ивановна процитировала: "Я хочу стать сильным спортсменом, чтобы защитить свою мамочку".
--
Как Вы думаете, почему он так написал? Может Вам нужна защита?
Глаза Зульхумор наполнились слезами, и казалось, что они вот-вот хлынут из ее красивых глаз.
--
Иди ко мне, сынок, -- она протянула правую руку к сыну, облокотившись левой о диван. Он подошел к ней и вытер слезы своей матери.
--
Мой милый, не надо меня защищать. Я сильная и могу постоять за двоих, -- улыбаясь и утирая слезы, Зульхумор обняла сына, -- Инна Ивановна, он так написал, потому что любит меня, очень любит...
--
Но от кого он хочет защитить Вас?
Отправив сына на кухню заваривать чай и помолчав некоторое время, Зульхумор начала разговор.
--
Мы с мужем поженились по любви, но его родители восприняли это событие весьма негативно. Знаете, у нас, узбеков, есть такая пословица: "Если родители согласны с выбором своего ребенка, то Аллах доволен", но они не были согласны на наш брак. Я им пришлась не по душе, так как его мать к тому времени выбрала для своего сына невесту из богатой семьи. Хотя свадьба и состоялась, но вопреки их воле. В скором времени мы с мужем попали в аварию. К счастью, мы были вдвоем с мужем, Шер остался дома с бабушкой. Мой муж получил сотрясение мозга и перелом левого ребра, а я стала инвалидом и теперь не могу передвигаться самостоятельно. Жизнь после аварии стала другой, как будто началась самая черная полоса в моей жизни. Сейчас в нашей семье только двое полноценных и здоровых человека -- это мой муж и мой маленький Шер, который помогает по дому как может, по мере своих сил. Мне нельзя долго сидеть, а ходить вообще врачи запрещают. Конечно, я учу Шера готовить и делать что-то по дому, но он еще ребенок и не всегда у него хорошо получается. Это одна из причин недовольства моего мужа. Но главная причина -- это я сама. Знаю, что в глубине души он не хочет жить с женщиной, у которой практически нет ног. Я чувствую, что это делает его несчастным. Его родители были бы довольны нашим разводом. Да и я много раз предлагала ему развестись, чтобы не мучить меня, себя и нашего сына постоянными скандалами. Мне от него уже ничего не надо, лишь бы он оставил в покое моего сына. Правда, тяжело будет прожить на мою пенсию по инвалидности. Сложно будет прокормить и себя и сына, но я надеюсь на своих родителей. Они любят Шера и всегда помогают нам. Но с другой стороны, я не хочу быть обузой никому. Все это, вместе взятое, и является причиной наших частых ссор, а это пугает сына. Мой муж все никак не может отважится на решительный шаг. Мне кажется, ему мешает это сделать чувство вины, но если он все же решится, то мне станет легче. Легче без его упреков.
--
А, может, он все-таки любит Вас и не может смириться с тем, что Вы инвалид? -- тихо спросила Инна.
--
Не знаю... -- Зульхумор задумалась.
--
Разрешите мне навещать Вас?
--
Я буду очень рада, если Вы, Инна, будете приходить ко мне как к подруге.
Так оно и случилось. Зульхумор и Инна стали очень близки. Инна часто приходила к ним после уроков. Она учила Шера готовить разные блюда, и они вместе делали уроки и убирали квартиру.
Инна Ивановна, у которой почти не было близких друзей, была рада тому, что в лице Зульхумор она обрела верную и близкую подругу. В свою очередь и Зульхумор радовалась тому, что в ее жизни есть теперь человек, которому она могла излить душу. Ведь настоящий друг никогда не осудит, он постарается понять и поддержать.
Иногда кажется, что человеку нужно очень мало для счастья: просто ему необходимо быть востребованным, необходимо любить и быть любимым. Из-за инвалидности супруг разлюбил Зульхумор. Из-за этого же она не была востребована. Когда она задумывалась над этим, ей в голову приходили мысли о самоубийстве. Единственное, что удерживало ее от этого поступка, был ее сын -- Шер.
Шер всегда был замкнут, наверное это из-за отца, который в тот период жизни хотел оставить их. Отец всегда искал причину для ссор с матерью, и один раз Шер признался мне в этом.
Когда мы ввосьмером собирались на стадионе или в парке, каждый из нас мог рассказать о своей бедах или неприятностях, зная, что друзья помогут и поймут. Но Шер редко говорил о том, что у него на душе, он просто был доволен, что мы собираемся вместе. Ему было просто достаточно нашего общества и присутствия.
В школе нас прозвали -- "неразлучная восьмерка". Куда бы мы ни ходили, и где бы мы ни были, мы были вместе. В футбол мы выигрывали у всех команд своих сверстников. Честно говоря, наша дружба началась именно с футбола. В первом классе учитель физкультуры предложил нам создать команду, чтобы можно было проводить между классами соревнования по футболу. Тогда мы ввосьмером собрались в команду. Остальные ребята в нашем класса отсеялись сами по себе. У них были другие интересы и главное -- они не любили футбол.
Миша. -- Мое детство в тот период времени было очень забавным. Хорошо помню день, когда я со своими родителями смотрел телевизор. Я начал ковырять пальцем в носу. Каждый ребенок проходит через это. Отец мне сказал:
--
Миша, не делай этого, а то у тебя не будет детей.
--
Я не глубоко, -- ответил я. Родители долго смеялись над моими словами. А мне стало обидно. Утром, когда не хотелось просыпаться, но мой мочевой пузырь не давал мне покоя, я пошел облегчиться, и на обратном пути услышал шум и стоны из спальни родителей. Я посмотрел в замочную скважину и был поражен увиденным. Невольно я сказал про себя: "И эти люди запрещают мне ковырять в носу?" -- и засмеялся. Между прочим, они услышали мой смех...
Фарход. -- Да, Миша был забавным. У него не было никакой любви к школьным наукам, но он старался делать все, что требовали учителя. Родители Миши были медиками. Мать -- акушер-гинеколог, а отец -- педиатр. Однажды, это было в 5-м классе, он принес в школу книгу "Акушерство". Мы все ввосьмером рассматривали с большим интересом фото беременных женщин и, особенно, нарисованные вагины женщин.
Мы с Мишей сидели за одной партой, и когда мы рассматривали на уроке ботаники нарисованную вагину, он сказал: "Смотри, какая она длинная, нам не достать до матки..." Он не заметил, что позади нас стояла учительница, да и я, не заметив ее, ответил: "Да, не достать..."
Любовь Николаевна, которая все слышала и видела, сказала нам, отобрав книгу:
-- Постараетесь и достанете. Еще как достанете!
Честно говоря, я не удержался от смеха. Книгу она отдала Инне Ивановне, рассказав о произошедшем, а Инна Ивановна, по моей просьбе, вернула книгу Мише. При этом она посмотрела на нас с какой-то странной улыбкой, и нам стало стыдно.
Семейная жизнь каждого из нас протекала в особой атмосфере, которая отличалась от той, в которой мы проводили время на улице или в школе.
14 июля 1977 года. Асхад пригласил меня к себе домой на ужин. После ужина мы вместе должны были пойти играть. Как всегда -- в футбол. Нудное молчание за ужином прервал Асхад:
--
Папа, что такое "диалог"?
--
Диалог, сынок, это разговор двух людей о чем-либо.
--
А ваши разговоры с мамой, это, что, тоже диалог?
--
Нет, сын, это -- монолог.
В этот момент мать Асхада, услышавшая разговор, вошла из кухни в комнату и начала привычно "пилить" своего мужа...
Асхад стремился больше времени проводить с нами, чтобы не слышать частые ссоры своих родителей.
Да и каждый из нас стремился уйти от взрослых семейных проблем, если они были, и забыться среди неразлучной восьмерки.
Почему я Витька называл наивным или простым как три копейки? Однажды мы всемером решили зайти к Витьку домой, так как его дом был по пути на стадион, куда мы шли играть. Мы увидели, что он во дворе от скуки волочит за собой длинную веревку. Мы спрятались в подъезде и хотели предстать перед ним неожиданно, но тут какой-то старик, который увидел эту сцену, спросил Витька:
-- Зачем ты волочишь за собой веревку?
-- А что, мне ее перед собой толкать, что ли?
После ответа Витька мы все рассмеялись. И тут же родилась идея прозвища -- "наивный".
Юра. -- Что касается моего детства, то оно у меня было хорошим, запоминающимся.
В основном время я проводил с друзьями. Когда нас собиралось восемь человек -- было интересно. Даже в школу ходили не для того, чтобы получать знания, а чтобы получать максимум общения. Наша восьмерка и в школе, и на улице была неразлучна. В тот период я часто должен был присматривать за младшей сестренкой. Это меня раздражало, хотя я никогда не показывал этого родителям.
15 августа 1977 года. За столом сидела моя семья -- отец, мать и младшая сестренка.
Мы ужинали и смотрели телевизор.
--
Милый, мне завтра надо сходить к гинекологу, но за Анжелочкой некому присмотреть, -- обратилась мать к отцу.
--
А Юрка? Он уже взрослый, вот он-то и присмотрит за своей сестренкой, пока нас не будет.
--
Я не могу, у меня завтра футбол с друзьями, -- возразил я.
--
Вопрос решен. Завтра один день пропустишь футбол ради своей сестрички, -- сказал отец, строго посмотрев на меня.
--
Сынок, я только на пару часов, к гинекологу и -- обратно, -- сказала мать.
--
Кто такой гинеколог? -- заинтересовался я.
--
Человек, который находит проблемы там, где другие находят радость, -- улыбаясь моему отцу ответила мать.
--
Я бы с удовольствием сделал это за него, лишь бы не присматривать за ней, -- сказал я, посмотрев на двухлетнюю Анжелу с ненавистью.
Я ведь не понимал тогда о чем идет речь. Тогда отец, тут же слегка ударив меня по голове ладонью, сказал:
-- Думай что говоришь! Это ведь твоя сестра. Ты не можешь ей уделить пару часов?
Фарход. -- Юра обладал удивительным талантом разрешать всякую проблему с чувством юмора. Особенно, когда он разнимал дерущихся или не нашедших общего языка ровесников. Достаточно было сказать: "Юра, разними!". И он, подтанцовывая и улыбаясь вставал между конфликтующими сторонами и говорил им:
-- Что почем? И кто на кого бублик крошит?
От этих слов всем становилось смешно, а дальше в ход шла дипломатия.
Про Алмаза я бы сказал, что это человек, который рано почувствовал горечь утраты. С ним легко было найти общий язык любому человеку. На него можно было положиться в трудную минуту. Хотя, эти слова я могу сказать при каждого из семерых ребят.
Алмаз. -- 20 августа 1977 года Я хорошо помню этот период моей жизни. Это был последний день рождения моего отца. 8 утра. После дня рождения отца я сидел у телевизора и пил вино из фужера, а было мне 8 лет. Мой отец, проходя мимо, спросил:
--
Алмаз, ты покормил рыбок?
--
Нет, но я их поздравил с днем рождения.
Отец остановился, посмотрел на меня и спросил:
--
Что ты пьешь?
--
Виноградный сок, -- ответил я.
Забрав у меня фужер, отец попробовал содержимое на вкус:
-- Это же вино! -- поставив фужер на стол, он поднял меня и отнес в спальню, затем уложил в постель со словами: -- Да ты совсем опьянел!
-- Папа, ты же вчера маме говорил, что это виноградный сок.
Миша. -- 1977 год для меня был волнующим. Сейчас я вспоминаю произошедшее с улыбкой.
15 августа 1977 года. Я ехал на своем велосипеде от Фархода к себе домой. Так как я ехал по наклонной, у меня была большая скорость, и я неожиданно, не удержав руль, наехал на старушку., переходившую дорогу. Старушка упала и ударилась лицом об асфальт. Левая рука оказалась придавлена ее же телом, а правая осталась сзади нее. Я упал на велосипед, а велосипед, в свою очередь, на нее. Было такое ощущение, что по старухе проехал самосвал. Я был в шоке. Моя рубашка в некоторых местах была испачкана кровью, но это была не моя кровь. Я быстро встал, убрал свой велосипед и помог старушке подняться. Прохожие начали окружать нас и задавать вопросы. Кто-то попросил вызвать "Скорую помощь". Неожиданно появился милиционер. Он начал расспрашивать меня о происшедшем. Старушку усадили на обочину, она была не в состоянии что-либо говорить.
В 1400 в приемной родильного дома N 12 нашего городка зазвонил телефон:
--
Да! -- ответила, поднявшая трубку женщина в белом халате.
--
Вас беспокоят из отделения милиции. Мне нужна Захида Нурсаидовна.
Дежурная медсестра быстро позвала Захиду к телефону. К этому времени та как раз успела завершить обход пациентов.
Услышав по телефону, что ее сын сбил пожилую женщину и сейчас сидит в отделении милиции, она тут же взяла такси и уже через несколько минут была в отделении, где милиционер заставлял меня писать объяснительную.
-- Что случилось, сынок? Кого ты сбил?
От волнения я не мог выговорить ни слова. Выскакивали нечленораздельные фразы и ручка упала на пол: "Э-э-э-э... а... ста... ста... сбил...".
-- Что вы сделали с моим сыном? -- выкрикнула моя мать, -- Вы били его? Почему он не может выговорить ни слова?
Милиционер побледнел, встал со своего места:
--
Успокойтесь, пожалуйста, и не кричите. Никто не трогал Вашего сына. Пусть он допишет объяснительную и мы с Вами поедем в больницу, навестить старушку, которую он сбил катаясь на велосипеде. Там Вы и посмотрите, что Ваш милый сынок натворил.
--
Я могу поехать и посмотреть на состояние старушки без Вас, -- твердо сказала мать.
--
Ладно, но велосипед мы конфискуем, как вещественное доказательство, -- заявил милиционер.
--
Велосипед можете оставить у себя насовсем. Я хочу побыстрей забрать своего сына отсюда. У ребенка плохо с сердцем, и, как я понимаю, он сидит здесь с десяти утра. Он в сильном психологическом шоке. Если с ним что-то случится -- вы ответите за это. Почему сразу не сообщили родителям? -- повышенным тоном говорила она милиционеру. -- Ведь он еще несовершеннолетний, и вы обязаны сразу вызывать родителей!
--
Не надо разговаривать со мной таким тоном! Если он дописал, вы можете забирать его. Подпишите расписку о невыезде за пределы города и можете идти, -- сказал разозленный милиционер.
В 1525 мы с мамой вошли в первую городскую больницу, где все ее знали. В этой больнице находилась пострадавшая старушка. Мама вошла в кабинет главного врача, Тахира Садыковича:
--
Здравствуйте! Заходи, дочка! -- поприветствовал маму главный врач больницы.
--
Здравствуйте! Мой сын сбил велосипедом пожилую женщину и я пришла ее навестить.
Главный врач вместе с нами зашел в палату, где лежали три больные женщины. Двое из них, частично перебинтованные, сидели на своих койках. У одной был перелом руки, у другой -- вывих и перлом ноги. Что касается третьей -- она лежала неподвижно, не подавала признаков жизни и была перебинтована почти вся. Не перебинтовали ей только рот, подбородок и правый глаз. Обе руки -- в гипсе. Левая -- до плеча, а правая -- до локтя. Правая нога тоже была в гипсе и подвешена на груз.
-- Вот эта женщина, которая не в состоянии двигаться, и есть пострадавшая, -- сказал Тахир Садыкович.
Мы стояли у входной двери палаты. Пораженная увиденным, моя мать сказала:
--
Вы шутите? Мне нужна женщина, которую сбил велосипедист, а не которую переехал поезд.
--
Уверяю Вас, это -- она, -- ответил главный врач.
Мать задумалась и начала перебирать в своих мыслях: "Если она узбечка, то они любят деньги, значит можно договориться. Если она русская -- они любят водку с хорошей закуской, можно уговорить... Если она татарка.. Хм-м, они доют пожизненно. Не дай Бог!" -- подумала она.
--
Тахир Садыкович, скажите, а кто она по национальности?
--
В журнале записано, что она татарка.
На мгновение у Захиды замерло сердце. Вскоре они познакомились. Старушка оказалась очень порядочной женщиной. Она сказала моей матери, что я не виноват. Виновата она сама, потому что не посмотрела по сторонам, переходя улицу. Мама оставила ей свои номера телефонов -- домашний и рабочий. И уже стоя в коридоре наедине с Тахир Садыковичем, она спросила его:
--
Что будет? И что надо сделать, чтобы все обошлось?
--
Если она пролежит в больнице больше трех дней, то прокуратура возбудит дело, -- ответил главный врач.
--
А если она выздоровеет за два дня? Вы сумеете организовать это? -- спросила Захида.
--
Не знаю... Она в таком состоянии...
Захида открыла кошелек и достала оттуда несколько банкнот.
--
Это ей на лекарства и за Вашу заботу, -- сказала она.
--
Ладно, для вас мы что-нибудь придумаем. Если что, мы ее выпишем и назначим амбулаторное лечение, -- с улыбкой сказал врач.
Вечером мать с отцом приехали в больницу с пакетами фруктов и гостинцев для пострадавшей.
--
Как вы себя чувствуете? -- спросила Захида старуху.
--
Хорошо, дочка, хорошо.
--
Если возникнут какие-либо вопросы или проблемы, то мы поможем их решить. Насчет лекарств и врачей не беспокойтесь. Вас будут лечить врачи, только в домашней обстановке.
--
Позвони дочке. Как она скажет, так и будет, -- старушка дала номер телефона.
Захида из приемной попыталась дозвониться до дочери старушки, но никто не брал трубку. Мои родители решили поехать к ней домой. Дверь открыла приятная молодая женщина. Мама объяснила ситуацию и дала ей деньги, сказав, что это за причиненное беспокойство. Затем, вечером, они все вместе приехали в больницу. Зайдя в палату, мать увидела пустую койку старухи и подумала, что она скончалась, от одной мысли об этом у нее перехватило дыхание.
--
Где она? -- спросила мать медсестру.
--
Ее уже выписали, -- спокойно ответила та.
Для всех это было большой неожиданностью. Решили поехать к старушке домой. По дороге Захида думала: "Как же быстро он ее выписал. Боже, что только не делают ради денег."
Захида вместе с дочерью старухи зашла к той в дом, а там уже сидел милиционер и разговаривал с пострадавшей, нетерпеливо повышая голос:
-- Как они так быстро могли выписать Вас? Пишите заявление!
Увидев вошедшую Захиду, старушка сказала:
-- Дочка, хорошо, что ты пришла. Он заставляет меня писать заявление против тебя и твоего сына, а я буду писать только то, что скажешь ты, дочка. У меня нет никаких претензий ни к тебе, ни к твоему сыну, -- и увидев свою родную дочь, вошедшую вслед за Захидой, она успокоилась.
Вошедшая дочь испугалась, увидев перебинтованную мать, подошла к ней и спросила:
-- Все в порядке? Нигде не болит?
Милиционер, который уже второй раз встретил мою мать, посмотрел на нее, как на врага. "Подкупила уже всех" -- подумал он.
-- Ладно, продолжим с вами разговор в участке, -- сказал он и вышел.
Старушка написала заявление, в котором указала, что она не имеет никаких претензий ни ко мне, ни к моей матери. Мама позаботилась, чтобы ее вылечили и быстрей поставили на ноги. Ее вылечили не только от ушибов и переломов, но и от всех ее болезней.
Фарход. -- Руслан Радуев. О нем, пожалуй, расскажу попозже и более подробно, так как он единственный, у кого совпало первое серьезное желание с его возможностями, но он от этого не стал счастливей.
Пока я учился и радовался жизни с друзьями, мой дядя Манноп мотал срок в колонии. Порой, когда я вспоминал об этом, мне становилось не по себе. Я снова испытывал чувство вины. В колонии он приобрел авторитет. Во-первых, он пошел против судьи и получил за это срок. Таких в колонии уважают. Во-вторых, духом он был силен и всегда был готов помочь нуждающимся. Все это помогло ему стать авторитетным человеком среди осужденных. Но, ночью, когда в колонии все спали кроме караула и Маннопа, он лежал на своей койке и вспоминал. Чаще всего вспоминалась одна из ссор со старшим братом...
Однажды, в кухню вошел его старший брат Саип и стал ругать Маннопа:
--
Ну ты, придурок! Ты когда станешь человеком? Приходила твоя учительница и жаловалась на тебя. Говорит, дерешься со всеми, плохо учишься.
--
Чем меня уму-разуму учить, объясни своей жене, чтобы она уважала нашу мать, -- дерзко ответил Манноп.
--
Ах ты, тварь паршивая! -- Саип хотел наказать брата, но увидел, что под его рукой на столе лежит нож, которым Манноп, при случае, обязательно воспользуется. Саип с ненавистью посмотрел на младшего брата, который спокойно и дерзко смотрел ему в глаза. Саип молча вышел из кухни, сильно хлопнув дверью. В глубине души он боялся Маннопа.
Потом Манноп вспомнил последние слова Саипа, сказанные следователю при нем:
--
Я ему давно говорил, что с таким характером он плохо кончит. Так оно и вышло. Если вы его накажите, это пойдет ему только на пользу. Мы с матерью уже не в силах его перевоспитать.
Манноп, лежа на койке, закрыл глаза, чтобы забыться и заснуть, но из его глаз потекли слезы.
1976 год. Два года прошли быстро. Не успели оглянуться, как дядю Маннопа выпустили из колонии. Оттуда он вышел другим человеком. Там он научился быть реалистом. Как-то раз я присутствовал, когда после освобождения он разговаривал со своим другом.
--
Знаешь, Султан, -- сказал Манноп, -- человек начинает гнать и у него едет крыша, только в том случае, если он думает о нереальных вещах. Например, сидя в колонии нельзя думать о своей девушке -- осталась ли она тебе верна или нет. Это негативно сказывается на твоей психике. Лучше думать о настоящем дне и хорошо представлять -- в чем заключается проблема. Например, как заставить врача в колонии положить тебя в лазарет, потому что там лучше, чем в самой колонии, или -- как раздобыть денег. Есть несколько вариантов: заработать -- продать что-то или взять взаймы, если нет ничего того, что можно продать.
Деньги можно взять взаймы у друзей или отнять у врагов, так как взаимоуважение требует понимания между друзьями. Раз ты взял в долг, ты должен отдать обратно. Проще отобрать у врагов. А враги -- это те, кто против тебя, и кто не с тобой. Третьего не дано. Страх, который испытывают перед тобой твои враги, поднимает твой авторитет. Во-вторых, к тебе потянутся люди, которые нуждаются в твоей поддержке, в-третьих, -- ты не от кого не зависишь.
С такими понятиями дядя Манноп вышел из исправительно-трудовой колонии строгого режима и начал воплощать свои идеи в нашем маленьком городке.
Он быстро завоевал авторитет среди воров и уличных ребят. Его боялись и уважали. Почти все разборки в городе проходили с его участием или с участием его представителей.
Под предлогом уделения на общак, он начал собирать деньги со всех состоятельных людей нашего города. Деньги, действительно уделялись на общак и в местную тюрьму, но только частями, так как он успевал их прокрутить. Деньги отсылались для поддержки общака от имени Маннопа.
21 марта 1977 года. Манноп вошел в кабинет директора хлопкоперерабатывающего завода. Сорокалетний Закир, пузатый директор этого завода, встал с места и пошел навстречу, чтобы поздороваться с Маннопом. Он панически боялся его после того, как Манноп самолично избил его на поле, куда, похитив Закира, привезли его подручные Маннопа. После этого он исправно платил Маннопу.
Манноп всегда общался любезно, и только после грубой ошибки собеседника он начинал грубить или просто ломал о его голову то, что было под рукой.
Об этом Закир был наслышан и от страха готов был сделать все, что бы ни попросил Манноп.
Поздоровавшись с Маннопом, Закир попросил секретаршу принести два чая с лимоном.
Манноп:
--
Закир, Вы в хороших отношениях с председателем областного Исполнительного комитета?
--
Да, а что? -- спросил Закир с волнением.
--
Мне нужно, чтобы Вы меня познакомили с ним. Это первое. Второе дело, из-за которого я приехал к Вам... -- последовало молчание. -- Можно мне на Вашем заводе крутить деньги?
--
Да, можно, -- ответил Закир.
--
К примеру: 100 тысяч рублей, вложенные в Ваш завод. На сколько можно увеличить эту сумму? Как я понимаю, у Вас сезонная работа?
--
Да, у нас сезонная работа. За сезон я 100 тысяч могу превратить в 300 тысяч.
Манноп задумался, потом он встал, давая понять, что разговор окончен.
--
Ну, ладно, я пойду, и буду ждать Вашего звонка насчет председателя Областного исполкома.
--
А как же чай?
--
В другой раз.
Манноп сел на заднее сидение ждавшей его машины черного цвета -- первой модели "Жигулей" -- и скрылся за поворотом.
--
Куда едем? -- спросил его Султан.
--
К мешку с деньгами, -- ответил Манноп.
--
К Улугбеку, что ли?
--
Да. -- сказал Манноп.
Они вместе вошли в дом к Улугбеку, местному миллионеру. В меру упитанный человек, с сединой на висках, которому перевалило за пятьдесят, вышел сам, чтобы встретить Маннопа. Это был Улугбек, который сделал состояние на сухофруктах. Он посылал их в Россию, а оттуда вез обратно лес и мебель.
После традиционного приветствия хозяина шикарного дома, Манноп начал разговор:
-- Вообще-то, я к Вам по делу. Мне нужно в долг 500 тысяч рублей. На 3 месяца.
Улугбек задумался: "Кинуть меня он не посмеет, хотя... от него можно ожидать всякого". Его беспокоило то, что он один из первых основателей рэкета в нашем маленьком городке.
--
Сынок, ты хочешь вложить их в какое-то дело? -- спросил Улугбек.
--
Да, у меня есть 600 тысяч, и не хватает еще 500.
--
Что же, ты видимо задумал крупное дело. Или ты решил купить наш маленький городок?
--
Это связано с хлопком, -- ответил Манноп, давая понять, что без его ведома туда не стоит соваться.
--
Обещаешь, если получится, взять в долю?
--
Да, конечно, -- ответил Манноп.
--
Такой большой суммы у меня нет в данный момент, но 300 тысяч я смогу тебе приготовить.