Кай Ольга : другие произведения.

А в нашей традиции - змеевы шкуры жечь!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Ной" ("Noah", 2014, США)


  
  
   Фильм, который обещал стать грандиозным зрелищем, отчасти оправдал ожидания. Зрелище - было. Правда, в полной мере оценить его могли лишь те, кто смотрел на большом экране и, желательно, в 3D. Иначе - велик риск задуматься над происходящим, и тогда уже не до зрелищности...
  
   После премьеры "Ноя" в кинотеатрах было много комментариев, что фильм стоит воспринимать как добротное фентези - есть, опять же, спецэффекты, сюжет, интрига... Но, думаю, это сработал эффект большого экрана. Отвлечься от библейского сюжета, у меня не получилось.
   Пересказ вольный, местами - провокационный. Местами, как ни странно, в нем больше милосердия и человеколюбия, чем в первоисточнике.
  
   А теперь - что же я увидела.
   Сразу оговорюсь: все, сказанное ниже, относится к фильму и только.
  
   Ной.
   Видим ли мы его праведность? Не знаю. Обычный человек, неплохой, наверное. Выделяется он скорее по контрасту с теми "орками", коими изображено все остальное население планеты.
   Праведность, возможно, выражается еще и в том, что все семейство Ноя - вегетарианцы. Из чего я делаю такой вывод? А вы посмотрите, как удивлялся Сим, узнав, что "чешуистую собачку" охотники убили из-за голода! Наверняка мальчик никогда не пробовал мяса - отец убивал животных только ради жертвоприношений.
   А вот греху гордыни главный герой подвержен, и в немалой степени! Он не сомневается в своей избранности, он действительно считает, что именно его род - и ничей другой - достоин осуществить великую миссию.
   Не возомнил ли он себя подобным Богу, сочтя, что именно он - сам Ной - решает, выжить ли человечеству или исчезнуть с лица земли вместе с последним его сыном? Почему он присвоил себе право толковать, что происходит по воле Божьей, а что - вопреки? Как же схож Ной в этой гордыне с антагонистом, убийцей своего отца, который говорит Богу: "Я - как Ты!" И то, в Тубал-Каине нет ощущения избранности - это, скорее, бунт от отчаяния.
  
   С другой стороны - нельзя смотреть на ветхозаветную историю с точки зрения современных понятий о морали и добре. Там вполне нормальным считается, когда дитя отвечает за грехи отца, когда потомки Каина - они сплошь орки и нелюди лишь потому, что имеют отношение к проклятому роду. А так как в процессе просмотра создается впечатление, что на всей земле, кроме семьи Ноя, приличных людей не найти - то их как бы и не жалко... Коварное "как бы", честно говоря... Ведь у жены Ноя тоже была семья. И хотя, выйдя замуж, Ноема перешла в другой род - неужели в ее детстве не встречались ей люди праведные и достойные?
   Но для них нет места на ковчеге. И это сказал не Бог. Это сказал Ной.
  
   В семье главного героя царит полный авторитаризм, что для того времени совершенно нормально. Поэтому когда родня ведет себя в стиле секты имени Ноя - это воспринимается органично. Однако - где неотъемлемые при таком укладе почтение и забота о старших рода? Никто не заметил, что "дедушку" за десять, если не ошибаюсь, лет, так никто на горе и не проведал? Помните, как он жаловался, что ему не принесли ягод? А когда настало время спасаться от потопа - вспомнил ли кто о нем? Нет, старший в роду, тот, кто должен быть не только почитаем, но и окружен постоянной заботой всех потомков, остается один. Всеми забытый и никому не нужный.
   Можно было бы сказать, что он должен был погибнуть вместе со старым миром, которому, несмотря ни на что, принадлежал, но... его даже не пригласили. Это - нонсенс! Даже если дед для потомков - полумифическое существо, уже не совсем человек - о нем тем более не должны были забыть!
   Обидно, что именно он мог бы, по моему мнению, после потопа обучать новое поколение уму-разуму, но от его мудрости потомки недальновидно отказались.
  
   Конечно, не обошлось и без положительных моментов.
  
   Порадовала история Хама, очень правдоподобная психологически, логичная (что для данного фильма уже невероятно) и трагичная. Несмотря на то, что из-за имени все ждешь от парня подлости - он ведет себя по-человечески, и его ошибки и поступки не выходят в своей "неправильности" за пределы "ответной реакции".
   И мне понравилось, как закончилась в фильме его история - сценарий позволил Хаму остаться в полной мере человеком, не испортив образ. В финале, пожалуй, именно этому персонажу я сочувствовала более всех.
  
   Тубал-Каин - тоже интересный персонаж. Убийца отца Ноя, назначенный главным антагонистом, он тоже, в первую очередь, человек. Человек, обиженный на Бога, научившийся выживать любой ценой - назло создателю, изгнавшему человечество из Эдема. Его высказывания - а он хороший психолог и мастер речей - звучат разумно и логично, и это лишь подтверждает, что проект "Человечество 2.0" таки вернулся на протоптанную потомками Каина дорожку.
   Именно этот персонаж хорошо иллюстрирует, что в мире после потопа ничто кардинально не изменилось. Вернее, все изменения были кратковременны и обусловлены лишь небольшим числом людей на планете.
   Кстати, Тубал-Каин нечаянно дает нам ответ на вопрос, почему вымерли "чешуистые собачки", которых мы видим в начале фильма. Просто пара этих тварей была съедена им за время странствования ковчега вместе с еще кучей животных разных видов, ведь, в отличие от семьи Ноя, потомок Каина не был вегетарианцем.
  
   Симпатичными получились каменные Наблюдатели. Правда, они слишком похожи на энтов, но после орко-людей этому не удивляешься.
   Их грустная история вполне соответствует, на мой взгляд, ветхозаветному представлению о доброте-справедливости, когда за каждый проступок наказание должно последовать мучительное и долгое. Только вот в финале их истории мне чего-то не хватило... Уж не знаю - чего именно, потому что вряд ли стоит требовать послесловия о том, как их приняли дома.
  
   Гермиона - она же Ила - и здесь оказалась главной умницей. Ее гениально краткий монолог в конце фильма вытягивает всю идею и в какой-то мере объясняет, "что все это было". Потому как иначе недоумения было бы слишком...
  
  
   Актеры играют замечательно. Пожалуй, все. "Косяки" в поведении персонажей - не их вина, безусловно.
  
   А теперь о главной провокации фильма "Ной".
   Вспомним самое начало, когда отец Ноя, с помощью некого артефакта, собирался передать сыну право первородства. Но - не успел ведь. А это значит, что Ной не является полноправным (читай - полноценным) наследником этого самого первородства. Он должен был пройти ритуал, так или иначе, возможно, в другой форме... Я этого не увидела. И поэтому, когда он "передает" первородство своим внучкам - имеет ли он на это право? То, что не получил, разве можно передать дальше? Ведь если б дело было только в возвращении семейной реликвии, то не нужно было бы этого касания, имитирующего передачу живой искры! Получается, что Ной, так и не ставший полноценным наследником рода, вряд ли мог действительно дать начало праведному человечеству. Чем и объясняется результат.
   Но даже не это главное.
   Стоит присмотреться к артефакту, через который передается "искра" и "первородство", к тому, что стало реликвией в роду Ноя.
  
   А ведь это змеева кожа!
   Кожа того самого змея, который соблазнил Еву в Эдеме.
   То есть из поколения в поколение в семье "перворожденных" происходило причастие через змееву кожу, получается - через дьявола.
   Возможно, режиссер таким образом подсказывает нам ответ, почему после потопа развитие человечества в плане морали снова "пошло по наклонной". Либо же эту "реликвию" вставили в фильм для красивости, фентезюшности, совершенно не понимая, что подобная, казалось бы - мелкая - деталь радикально меняет и смысл, и восприятие.
  
  
   И на последок - просто занимательное:
  
  
   "Потоп", Фрэнсис Дэнби, 1840, галерея Тейт
  
   В фильме есть кадр, почти полностью повторяющий эту картину.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"