Кай Ольга : другие произведения.

"Россия молодая" - немного впечатлений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Россия молодая" (1981-1982) - 9-серийный телевизионный художественный фильм.


  
  
   Аннотация к фильму:
   "Россия молодая" (1981-1982) - 9-серийный телевизионный художественный фильм об эпохе Петра I. Действие фильма происходит на Русском Севере. В центре сюжета судьбы трёх человек: капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова и кормщика-помора Ивана Рябова. Иван Рябов - реальный исторический персонаж. В 1701 вместе с церковным служкой Дмитрием Борисовым совершил подвиг, в качестве кормщика под видом предателей посадив головной корабль шведской эскадры на мель под огонь береговой батареи.
   Фильм является точной экранизацией почти всего одноимённого романа Юрия Германа, за исключением последних глав.
  
   Этот фильм попался мне случайно, и я не сразу решилась потратить время на просмотр девяти серий, каждая из которых длится более часа.
   Но теперь считаю, что время потратила далеко не зря.
   О чем это кино? О людях в первую очередь. Инициированные Петром I, в государстве происходят изменения, которые не все принимают, не все понимают. Изменения революционные, а мы знаем, что ни одна революция не обходится без жертв. Показана разность и схожесть восприятия реформ и дворянами-воеводами, и простыми людьми - живущими промыслом архангельскими рыбаками, а также ремесленниками и крестьянами. Отражена и сложность взаимоотношений тогдашней России с другими государствами, но не столько на уровне политиков, сколько на уровне все тех же обыкновенных людей. Однако не хочу анализировать фильм с точки зрения исторической достоверности - это дело профессиональных историков. Я скажу немного о другом.
   Подвиг народа, подвиг отдельных людей - это в фильме ожидаемо присутствует. Но есть еще нечто, уж не знаю - предусмотренное ли, заложенное ли режиссером - непротивление злу. Отчаянное, буквально до последнего, непротивление, которого я так и не смогла понять. Когда город бурлит эйфорией героической, заслуженной победы, отсидевшийся в сторонке воевода приказывает командиру прибывшего полка стрельцов арестовать и посадить в застенки того, кому, по большему счету, народ обязан этой победой - капитана-командора Сильвестра Иевлева. Второго героя - Ивана Рябова - объявляют изменником. Командир стрельцов, прекрасно понимая, что поступает не по правде, сочувствуя Иевлеву, все же выполняет приказ. На глазах у горожан, прошедших боевое крещение, знающих, кто спас город от разорения. На глазах у военных, подчиненных Иевлеву. Получается, что фактически воеводу не поддерживает никто, кроме продажного дьяка и трусоватого поручика. И тем не менее - его приказы исполняются беспрекословно. Можно было бы сказать, что народ не бунтует, опасаясь расправы от царя, но Петр I благоволит к Иевлеву и сам отправил его в Архангельск... "До бога высоко, до царя далеко", - и народ, словно по привычке, покоряется тому, кто имеет следующий ранг. Вся надежда лишь на то, что царю будет передана подписанная кровью челобитная.
   И вот так весь фильм, несправедливость на несправедливости... Честно говоря, досматривая последнюю серию, я подумала: "Если не будет хоть какого-то радостного проблеска, хоть какой-то справедливости - расстроюсь окончательно". Что ж, финал позитивный. Царь приехал в Архангельск, все и всех расставил по местам, и кое-кого даже успел спасти. Если б это был современный фильм, можно было бы сказать - примитивно. Однако, с оглядки на историю - здесь совершенно иные трактовки, а я обещалась в исторические подтексты не лезть...
   И все-таки, несмотря на вышесказанное, я советую этот фильм смотреть. В нем есть то, чего не хватает нам не только в современном кинематографе, но и в жизни: дружба, верность, любовь к родной земле, храбрые и благородные люди, готовые не только рисковать, но и принимать ответственность за каждый свой поступок, не боящиеся сказать правду, встать на сторону слабого. В критических ситуациях люди как будто и не осознают, что идут на подвиг - нет, они просто делают то, что надо сделать, понимая, что победа возможна лишь в том случае, если каждый внесет свой посильный вклад в общее дело. Разговор, когда Иевлев открывает Рябову свой план, по которому кормщик Рябов должен "нечаянно" попасться шведам и, притворившись предателем, посадить на мель их корабли, - этот разговор выглядит буднично, как бы между прочим, без высокопарных фраз... А женщины, под стенами крепости собирающие ядра вражеских пушек, чтобы пополнить ими боеприпасы... Настоящие поступки, настоящие подвиги совершаются именно тогда, когда никто не задумывается о "героичности", а просто делает то, что может.
   Сюжетных линий в фильме несколько, так тесно переплетенных, что о них как-то не хочется говорить отдельно. Есть и любовная линия - своеобразный "треугольник", позволяющий во всей полноте раскрыть образы героев, их жизнь, их настоящее благородство и самоотверженность.
   Кстати говоря, совершенно отсутствует героизация "умного врага". Шведский шпион, вернувшись домой, пытается отговорить короля от военного похода на Россию. И он вызывает уважение в тот миг: ради благополучия своей родины идет против всего высшего света, против мнения короля и советников... правда, еще не вполне представляя, чем это ему на самом деле грозит. Но когда "изменник" попадает на галеры вместе с русскими рабами - к нему нет сочувствия. Ибо это - враг, у которого не было сочувствия к нашим людям. Его ум и смелость не дают ему право на прощение, в отличие от того, чем грешит современный кинематограф и художественная литература, вызывая сочувствие к героям безусловно отрицательным на основании того, что "ах, зато он такой умный!" или "у него ведь было тяжелое детство".
  
   Еще одно, ради чего стоит смотреть этот фильм - глаза. Глаза буквально всех, кто попадает в кадр (не говоря уже о главных героях - от них вообще невозможно отвести взгляд). Вот уж действительно - зеркала души, и кажется поистине невероятным, что эти люди - на самом деле актеры, играющие роль. Слишком уж они живые, слишком настоящие.
  
   *************
   И напоследок хочется высказать еще одну, возможно, странную мысль.
   В интернете последнее время все чаще встречаются статьи на тему "почему же русские/славянские мужчины не такие красивые, как, скажем, испанцы или еще кто-то там..." А ведь издавна известно, что для женщины мужская красота - именно красота - далеко не на первом месте. Так откуда же столько размышлений на тему?
   В связи с этим хочется порекомендовать одну занятную статью - у автора свой, вполне обоснованный взгляд на эту проблему, и я с ним отчасти согласна.
   http://digest.subscribe.ru/woman/psychology/n1336230271.html?fb_action_ids=10202696381235505&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=[554113741333149]&action_type_map=[%22og.recommends%22]&action_ref_map
   Но хотелось бы кое-что добавить.
   Странное дело - давно я не видела столько красивых мужчин, сколько в фильме "Россия молодая". Пусть это - мое субъективное мнение, но если задуматься: "Почему я нахожу их красивыми?" Возможно потому, что каждый из них - сейчас я говорю не об актерах, т.к. благодаря мастерству не могу отделить их от созданных образов - каждый ощущает себя на своем месте, каждый чувствует себя мужчиной. Это не романтизация прошлых веков, ни в коем случае. Но, возможно, проблема современного общества не столько в том, что "мужчины измельчали", а "все женщины - стервы", а в смешении ролей, которое часто не позволяет мужчинам быть мужчинами, а женщинам - женщинами.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"