Аннотация: Попадание немолодого инженера, отвратительно знающего историю, в 1876 год. Завершено 17.06.2012
Маленький ныряльщик
Глава 1. Ассимиляция
Небо с редкими кучевыми облаками выглядит не слишком глубоким. Оно имеет насыщенный чёткий цвет, как бывает весной. Солнечно и тихо. Много берёз вокруг. Но они не покрыты листвой -- их ветви черны. Дымка набухающих почек тоже незаметна -- рано пока листьям распускаться. Вон и снег лежит под деревьями, съёжившийся, присевший, испещрённый язвинами протаек и припорошёный лесным мусором. Особенно убедительно смотрятся грязновато-белые участки под елями -- нарядными и пушистыми, как всегда.
Я стою на склоне пригорка и с наслаждением любуюсь красотой нашей русской природы: просторной луговиной, из которой торчат клочья прошлогодней травы, тёмной кромкой леса в отдалении, разбитой мокрой грунтовкой. Хорошо. И решительно ни о чём не хочется думать.
А надо.
Надо сообразить, куда я попал.
Выходил из подъезда, увидел, как лицо прохожего, обращенное ко мне, исказилось каким-то сильным чувством. Даже рот стал приоткрываться, видимо, чтобы выпустить крик... и вместо унылого городского двора вокруг меня великолепие загородного простора. Первое, что приходит на ум -- на меня что-то свалилось и зашибло. Если бы я очнулся в больнице, значит не насмерть. А то, что очутился я в окружении невообразимой красоты, верный признак попадания.
В рай? Возможно, хотя я в него и не верю. Да и как-то безлюдно тут. Ни ангелов тебе, ни гурий. Зато воздух -- нектар. Так бы и пил без передышки.
После нескольких энергичных вдохов голова закружилась и я полез в карман за сигаретами. Пусто. Точно, я же как раз за ними и шёл в ларёк. Да уж -- реакции живого тела никуда не девались. Так что выходит, скоро и есть захочу. А потом и спать потянет.
Так помаленьку разум приводил меня к пониманию необходимости осознать себя и сообразить, что делать дальше. Если бы не дорога, я, наверное, принялся бы выворачивать карманы в поисках там вещей, необходимых Робинзону, искать пропитание охотясь или рыбача, строить хижину и осваивать технологию изготовления ручного рубила. А так -- понятно, что необходимо выбираться к людям.
Спросите, не боязно ли мне? Нет, не боязно. Я ведь наверняка уже погиб там, где жил раньше. Поэтому ко всему, что происходит сейчас, отношусь, как к некому довеску к уже прожитой жизни. И потрачу я его, этот довесок, на получение одного сплошного удовольствия. А от страха или адреналина никакой радости не испытываю. Я ведь уже далеко не юноша. И верю в то, что даже если все живущие здесь люди намерены меня обидеть, то это вовсе не причина прятаться и дрожать от страха. Безразличие к возможным опасностям не раз позволяло мне сохранить разум в ясности и не наделать глупостей. А сейчас, после, как я полагаю, удара по голове и недавней гибели, чувствую в себе просто бескрайний разлив равнодушия.
Спускаюсь со склона к дороге и поворачиваю налево. Разбитые колеи, мешанина грязи на дне узких заполненных водой канавок, осевшая на дно податливая на вид размокшая глина, покрытая прозрачной отстоявшейся водой -- и ни одного следа автомобильных шин. Тут ездят на телегах с узкими колёсами. Вот и навоз, и отпечатки кованых копыт угадываются местами.
Лезть в грязь и месить её подошвами ботинок нет никакого смысла, поэтому я иду вдоль обочины, наступая на прошлогоднюю траву. Дальний лес тянется справа за дорогой и полем. Слева покатый склон, на котором уже можно углядеть пробивающуюся зелёную траву. Мне тепло в дублёнке и, чтобы не вспотеть, я расстегнул её. Так не жарко. Можно отдаться течению мысли. Заботы прошлой жизни, словно на прощание, проходят перед внутренним взором неспешной чередой.
Жена на пенсии, дети... дочь замужем, а сын, кажется, тоже скоро будет окольцован. Внуки -- дети, как дети. Без моего заработка обойдутся. На работе, конечно, могут начудить но, поплюхаются чуток, да и справятся. Есть у нас в коллективе и без меня светлые головушки, а опыт -- дело наживное. Да и объяснял я много и доходчиво, так что и гигрометр до ума доведут, и эту штуку с шариком на конце доделают. А правый винт шпингалета, что на двери в ванную, я только что затянул...
- Барин, садись, подвезу! - вот, задумался и не обратил внимания на то, что меня догнала телега. Ведь и скрипело сзади, и фыркало, а пока не усыхал человеческого голоса, так и переставлял ноги, ни на что не обращая внимания. Это мегаполис превращает нас в слепоглухонемых до той поры, пока не почуешь воздействие, оказанное непосредственно на тебя.
- Спасибо, голубчик. Я гуляю. Мне доктор велел.
- А-а. Тогда ладно. А то ведь тут ещё версты три, - мужик тряхнул вожжами, пронзительно чмокнул и покатил дальше.
Пальто на нём длинное из грубоканой материи, напоминающей мешковину, но плотнее. Думаю, это армяк, потому что запах на груди к левому плечу, где отворот закреплён пуговкой, и кушак перетягивает талию. Шапка напоминает покроем цилиндр, которые носили в эпоху с фраков. Только материя -- та же мешковина, отчего форма головного убора против прототипа менее чёткая -- и поля, и торчащая из них труба имеют разнородные беспорядочные деформации. Штаны из той же домоткани, однако материя тоньше, фактурой приближается к брезенту, который использовали для курток сварщиков. Всё это выкрашено в один цвет, хотя каждый предмет одежды выцвел в свою меру. Общая тональность -- сдержанная, ближе к коричневому.
Борода опрятная, стриженая, но без фасону -- просто укорочена, чтобы не мешалась. Ни в лошади, ни в телеге глаз не подметил решительно ничего, стоящего особого упоминания.
Провожаю взглядом возницу и понимаю, что упустил шанс проехать рядом с человеком, способным рассказать мне много разного полезного о том, где я и что тут творится. Ну а что делать, если при прощании я не смогу дать ему даже пятак на водку.
Откуда такая аналогия? Так человек этот словно вылез из мультика про то, как один мужик двух генералов прокормил. Лапти на нём сморятся гармонично и естественно. Нога обмотана портянкой и поверх перевита шнурочком. Таким персонажам за услугу категорически предписывается выдавать пятак. Которого у меня нет. А пятирублёвая монета Российской Федерации вряд ли заинтересует здесь кого-нибудь, кроме собрателя диковинок.
Так вот. Внутренний голос дал мне понять - именно этот мужик диковинками не интересуется. А ещё этот же самый голос намекает на то, что на дворе девятнадцатый век. Почему именно девятнадцатый? Знаете, когда всю жизнь имеешь дело с техникой и преимущественно про неё и читаешь книжки и роешь сетевые ресурсы, начинаешь каждую историческую эпоху оценивать по совокупности вещей, её наполнявших. По разным неброским с виду деталям. Вот скажем, железная шина на тележном колесе. Не на городской коляске и не на карете вельможи, а на крестьянской телеге. Для меня это явный признак того, что чёрная металлургия выросла из коротких штанишек, которые носила несколько тысячелетий. Железо доступно даже человеку, одетому в одежду, пошитую из сотканной его супругой материи и обутому в лапти.
Итак. Россия. Средняя полоса. Девятнадцатый век. Судя по обращению "барин", возможно, крепостное право ещё не отменено. Я неважно знаю историю. Даже дату этого события помню весьма приблизительно. Она у меня ассоциируется с продажей Аляски -- ну не судите старого строго технаря. Тысяча восемьсот шестьдесят с чем-то.
***
Так, спокойно рассуждая, подошел я к городу. Стоит он на берегу реки, и купол церкви однозначно указывает на то, где расположена центральная его часть. Храм возведён из камня, и вид имеет опрятный, ухоженный. Вокруг угадываются двухэтажные кирпичные строения, а всё остальное вокруг деревянное. Многие трубы дымят потихоньку, но ни запаха, ни копоти не чувствуется.
Дорога, по которой я иду, вливается в улицу. Сначала справа появляется забор, за которым ничего нет -- ровное место, истоптанное в кашу. Изгородь -- две жерди на столбах. Человека этим не остановишь, разве что корова или лошадь затруднятся преодолеть подобное препятствие. А вот дальше вдоль пути моего следования начинается тын. То есть те же столбы и те же жерди, но к ним прикреплены вертикальные палки. То, что находится по другую сторону, вызывает мысль об огородах, и о козах и свиньях, для которых это препятствие и сооружено.
Дальше заборы утратили прозрачность -- сплошные доски. Я бы сказал -- горбыль. Но сейчас это, наверное, называется тёсом. За ними угадываются сараи и дома. Сараев больше. Навстречу стали попадаться люди. Женщины сплошь в длинных платьях, что мне не очень понравилось. Как-то уж очень архаично смотрится. На ногах ботиночки или сапожки. А может быть боты -- я застал ещё этот вид обуви в детстве. Но наверняка не скажешь -- подолы всё скрывают, только изредка носок покажется на глаза. А вот верхняя часть комплекта -- на любой вкус. От коротких, до пояса, мило отороченных мехом курточек, до суконных приталенных пальтишек, при виде которых на память приходит слово "свитка". И ничего, что было бы до пят. Не зима уже, но до лета пока далеко.
Мужчины же носят длинные плащи, как с рукавами, так и с обширной пелериной, из-под краёв которой при надобности высовывают руки. Впрочем, это я о господах благородного вида. А еще уже знакомые мне армяки встречаются явно из ткани мануфактурной выделки и даже с некоторым шиком пошитые. Тот факт, что со мною раскланиваются, поначалу вызвал лёгкое недоумение, но я сообразил, что подобный обычай примечал и в своё время в русской глубинке... давненько. Так вот тут как раз и есть глубинка, и именно давненько. А кивнуть в ответ -- это у меня давно получается на автомате. Походите-ка с моё по заводу, где работают тысячи человек, которых всех ни в жисть не упомнишь! Невольно станешь кивать на любой приветливый или узнающий взгляд. Иначе окажешься гордецом и невежей.
Между тем по мере продвижения к центру дорога перестала чавкать. Влажная, да, но плотная. Как будто что-то в неё подсыпали, на манер каменноугольного шлака. И тропинки, идущие вдоль заборов, плотно утоптаны. Вывески портного и сапожника над крылечками выходящих на улицу домов, поперечные переулки, в конце которых видна недалёкая река -- улица не вела меня к центру, а огибала его вдоль берега. Купол колокольни маячил справа, а слева до моих ноздрей донёсся запах съестного.
Он шёл из распахнутой двери двухэтажного дома. Вывеска "трактир" не оставляла сомнений в том, что нюх меня не обманул. Хм. На первых порах не будет ничего зазорного в том, чтобы устроиться посудомоем за еду и койку, - эта мысль показалась мне простой и естественной. Я ведь тут никого и ничего не знаю, так что не стоит привередничать. Вошёл.
Просторная комната со столами, накрытыми скатертями. Кроме входной двери, есть еще две, ведущие вправо. Из-за конторки, пристроенной слева у окна, навстречу мне повернулся молодой чисто выбритый мужчина в белом переднике поверх заправленных в сапоги шаровар. Атласная косоворотка застёгнута под самым горлом, а на сгибе руки висит полотенце.
Это половой. В точности такой, каким его представляют во всех фильмах. Классика.
- Здравствуйте! Желаете отобедать?
- Здравствуйте. Желаю, но не могу себе этого позволить в связи со стеснённостью в средствах, - вводить в заблуждение вероятного коллегу нет ни малейшего смысла.
- В дороге поиздержались? - и улыбается какой-то выжидательной улыбкой.
Ха! Это же из "Ревизора". Ну да. Девятнадцатый век на дворе.
И что, прикажете отвечать. Хотя губы мои растягиваются в непроизвольной улыбке -- всё как у нас. Только крылатые фразы заимствованы не из фильмов, а из того, что в наше время давно уже включено в школьную программу.
Видимо, сообразив, что я всё прекрасно понял, половой отодвигает стул рядом с ближайшим к конторке столом и забирает у меня шубу:
- Присаживайтесь. Сейчас я Вам щей принесу. Ох, и хороши они у нас нынче!
Мне остаётся только благодарно кивнуть и... сделав шаг к конторке, где лежит газета, я невольно кошу на неё глазом. Тысяча восемьсот семьдесят шестой год. Март месяц. Не думаю, что это меня удивило. Тем более, что кроме щей расторопный малый принес и горку нарезанного правильными ломтями хлеба, и стеклянный графинчик с бесцветной жидкостью, и даже рюмочку поставил.
- Отведайте, - только и сказал. И снова повернулся к конторке.
Выпить водки было бы замечательно. Вот Вы думаете, что если я такой спокойный, то ни капельки не мандражирую? Как бы не так! На самом деле я испытываю сильнейший стресс. Только потрясать окружающих фейерверком истерики, это не по-нашенски. Не мужское дело, нервами звенеть или брызгать слюной. Переживания следует запрягать в тележку тружолюбия и пахать на них борозду, ведущую вперёд.
Так вот. С одной стороны не отведать предложенного нельзя -- неучтиво это. С другой -- мозги мне нынче нужны свежие. В общем, налил полрюмочки и откушал.
Водка, как водка. Градусов сорок будет. Хоть тресни меня, не помню, в каких датах Дмитрий Иванович Менделеев рекомендовал такую крепость любимого мною напитка, но здесь и сейчас всё правильно. И щи правильные, и хлебушко, и размер порции в самый раз.
- Благодарствуйте, добрый господин, - это я уже доел и обращаюсь к половому. - А ведь затруднения мои я намереваюсь разрешить с вашей помощью, - вижу изумление в глазах юноши и, сообразив, что перемудрил с витиеватостью, спешу рассеять возникшую напряжённость. - Я ищу себе места за еду и ночлег. Могу мыть посуду, колоть дрова и выполнять иную работу.
- Признаться, сударь, принять работника на таких условиях никто не откажется, - в глазах полового плещется веселье. - Но, боюсь, надолго предоставить вам приют мне не удастся. Через пару месяцев моё заведение исчерпает возможности содержать его, и мне придётся продать дом, чтобы расплатиться с кредиторами. Вы же видите, сколько здесь посетителей.
Действительно, на весь зал нас только двое, хотя время обеденное.
- То есть, вы тоже находитесь в стеснённых обстоятельствах, но готовы принять меня, не слишком нуждаясь в моих услугах? - позиция собеседника озадачивает. С обычаями моего времени она не коррелирует абсолютно и особенно непримиримо расходится с представлениями о нравах содержателей трактиров и кабаков. Вот сложилось о них представление, как о людях жёстких и алчных, и всё тут. Где-то я об этом читал.
- Один рот ничего не изменит в существующем положении дел, - половой, оказавшийся хозяином заведения, опять улыбается, на этот раз печально. - Ваше присутствие нисколько меня не стеснит, а предложенная помощь может оказаться кстати. Платить работникам я решительно не в состоянии, а иногда одного меня просто не хватает на всё, особенно, если зайдёт посетитель.
Оставалось только кивнуть и представится. Мой новый хозяин назвался Макаром Андреевичем. Через десять минут я получил штаны и косоворотку, переоделся на втором этаже в отведённой мне комнате и приступил к работе: вымыл тарелку, из которой только что поел. Через полчаса накормил теми же щами пятерых простого вида мужчин -- работников с пристани, что буквально в двух шагах вниз по переулку. В аккурат на пятачок выручки. А вообще-то было скучновато. Действительно -- не идёт народ сюда.
Чуть погодя появилась пара совсем молодых людей -- парень в гимназической шинели и девушка в строгом платье фартуком, поверх которого накинуто пальто форменного вида. На мою попытку усадить их за стол они рассмеялись и умчались наверх. Понятно, живут они здесь.
Вернувшийся Макар Андреич рассеял мои сомнения:
- Брат с сестрой вернулись с занятий. Их гимназии по соседству и уроки завершаются одновременно.
***
Сидеть просто так в пустом зале было скучно, а впечатлений на сегодня мне достаточно. Пустая же кухня с котлом горячих щей на плите навевала тоску. Макар, найдя на кого оставить эту тоскливую картину, колол дрова на заднем дворе, а я, обнаружив бочку селёдки и ларь с картошкой, отыскал горчичный порошок и растительное масло с уксусом. Привычно освободив нарезанные ломтики от шкурки и костей, замариновал жирную мясистую рыбку в горчичном соусе. Вечером случается, что несколько посетителей зайдёт, как сказал хозяин. Как раз пропитается и дойдёт до кондиции.
Потом посмотрел на корзинку яиц и смешал майонез. Кто застал период перед развалом СССР и помнит волну непредсказуемых дефицитов, может помнить и этот немудрёный рецепт, главное правило которого -- мешать всегда в одну сторону. Прямо скажу, занятые руки отлично прогоняют из головы дурные мысли, в чём я остро нуждаюсь. Отварить свёклы, отыскать головку сыра и соорудить селёдку под шубой вообще получилось на автомате, только с крошением сыра поступил не по классике. Я его ножом напластал на доске, а потом досёк до кондиции, благо он оказался достаточно твёрдым и не слишком прилипал к лезвию. Потом сверху спустились переодевшиеся в русские костюмы гимназисты с гитарами и принялись за исполнение песен, направляя голоса в по-прежнему распахнутую на улицу дверь. Такая вот немудрёная попытка зазвать посетителей. Ну не кричать же с крыльца, как у балагана на ярмарке!
Никто не заглядывает, вот и всё. И что ты будешь делать? А ведь ходят мимо люди! Что обидно, голоса у молодых людей прекрасные, звучат чисто и играют они великолепно, а вот как-то никого это за душу не берут.
Чу! Слова знакомые, а явно не то! "Утро туманное" звучит абсолютно не так, как я привык реветь его за столом, когда во хмелю да в хорошей компании старых друзей с большим удовольствием драл глотку. Пошел разбираться.
Как всё запущено! Мне показали ноты, в которых я ни петь, ни читать, и наизусть знакомый текст, принадлежащий перу, как выяснилось, Тургенева. Фамилия же композитора мне вообще незнакома. Напел я старую добрую песню, которая считается романсом, так как знал с самой, что ни наесть, юности, и ребятам понравилось. Да и нет там ничего сложного, это не загогулистая АББА, из мотивов которой кроме припева шлягера про деньги мне отродясь ничего не давалось.
Потом я выдал им "Окрасился месяц багрянцем", "Огней так много золотых" и "Мохнатый шмель". Больше из старинных народных песен мне так сразу ничего не вспомнилось, и я до кучи выдал стройотрядовскую "пиратскую" - "Наш фрегат давно уже на рейде". Молодёжь схватывала на лету и освоила всё с первого раза, только успели переписать тексты, как Макар отвлёк меня от общения с талантливыми юными созданиями -- надо было обслужить группу "товарищей" в пронзительно смазанных сапогах, требовавших выпить и закусить, как следует. В них вся моя селёдка и ушла. И та, и другая.
Началось с простейшего вопроса:
- Голубчик, а вот это, вот то что вы нам сейчас подали, это что оно такое?
- Селедка под шубой, сударь.
- Почему под шубой? Зачем под шубой? Васькин, вы это слышали? Да отчего же под шубой?
- Под какой шубой?
- Под боярской шубой, милостивый государь.
Спросите, как я успевал? Ну да, не мальчик уже, чтобы носиться как угорелый. А вы помните Бэрримора из фильма про собаку Баскервиллей? Да кто же его забудет! Так вот, замените слово "Сэр" на слово "Сударь" - всё становится на свои места. Кажется, затолканные в карман моего передника чаевые несколько превысили размер выручки. Не знаю -- я их не считая Макару отдал... Андреичу. Он-то другую компанию обслуживал и крутился, как наскипидаренный. Всего-то господин заглянул с дамой, а требования -- что тебе граф с графиней. И то им вино не то, и ещё что-то по-французски, но насчет погонять "человека" - это они мастера.
Собственно, больше никого и не было, но хозяина они умотали до жалобного взгляда. Не то, что оказавшие нам честь своим посещением купеческие приказчики, завернувшие сюда по пути с пристани. Этим -- лишь бы в графине не пересыхало. А уж и огурчики, и капустку квашеную, и кашу... эту... не помню названия, что Макар готовил-старался, всё прибрали. Про осетринку и про икорку молчу -- ими ребятишки разминались. Подчистую выгребли, что было наготовлено и тут же попадали лицами... нет, тарелки выхватывать я успевал.
Варенька принесла милые такие подушечки-думочки. Вот их-то мы с братом её Игорьком и протолкнули в пространство между столешницей и щекой почивающих. Ворочать этих кабанчиков я просто не решился, да и девать их было решительно некуда. Пускай проспятся. А мы закрываемся на сегодня.
Макара я отправил отдыхать, он молодой, ему сон важен. А я по-стариковски высыпаюсь за четыре-пять часов. Гимназистам и подавно пора на боковую -- им на занятия вставать.
Пока помыл посуду, пока прибрался, зашевелились гости. Глас естества призывает до ветру то одного, то другого. Выходят они на крепких ногах и больше не возвращаются. Наконец, я запираю входную дверь уже не в переносом, а в самом что ни наесть прямом смысле, и тоже поднимаюсь к себе.
Знаете, поселили меня отнюдь не в каморке под лестницей. Вполне нормального размера комната с кроватью и письменным столом. Мягкая перина, теплое одеяло и чистое бельё. Даже ночную рубашку положили и колпак. Горшок под кроватью вызывает слезу умиления. Ну, раз так полагается, буду привыкать к здешним порядкам. Это я не про горшок. Он мне без надобности.
Несмотря на несомненный успех в деле устройства меня любимого в неизвестном городе глубокой старины, я испытываю смутное беспокойство, и связано оно с именем девушки. Не подумайте про всякие глупости -- эта сестра своих братьев всего-то года на три старше моей внучки. Но чувство, что с Варварой Андреевной из девятнадцатого века я каким-то неведомым образом знаком, меня не покидает. Хотя внешность её решительно никого и ничего не напоминает. Чудеса!
Глава 2. Крамольные мысли.
Проснулся я, когда уже светало. Как раз часы внизу пробили восемь раз. То есть проспал никак не меньше шести часов, чего на мой организм более чем достаточно. Пока одевался в униформу полового, услышал, как хлопнула входная дверь -- гимназисты ушли, не иначе. Внизу на столе ждал меня горячий чайник и мой хозяин. Вчерашний "наплыв" посетителей одухотворил его, и теперь он буквально бил копытом, рассчитывая, как минимум, на повторение. Наивный. Чистая случайность это была, вот и всё.
Но, негоже человеку крылья обрезать. Поэтому свои соображения я засунул куда подальше и делал, что велят. "Открыл" хозяину секреты майонеза, селёдки под шубой и горчичного соуса. Про свой любимый салат "Оливье", естественно, даже не заикнулся, потому что зелёного горошка нигде не видел и вообще не знаю, есть он в этом времени, или нет. День проходил в приготовлениях к вечернему наплыву гостей, а голова за делами оставалась свободной. Совсем свободной. Никакие мысли в ней не крутились -- верный признак отсутствия задач, решение которых всегда наполняло смыслом мою жизнь.
Днём, как обычно, коллектив рабочих заходил в обед заправиться щами, что принесло очередные пять копеек выручки -- как я понял, этими завсегдатаями хозяин дорожит. Потом школяры вернулись, то есть гимназисты. На этот раз они сразу принялись пытать меня насчёт песен и я поднапрягся, вспоминая. Дома, в своём времени, в любой компании и при любой степени опьянения я легко присоединял свой голос к хору, что бы ни пели. Но сейчас затруднялся -- надо было соответствовать эпохе. Не так-то просто выбрать нужное.
"Вот кто-то с горочки спустился", потом "В шумном городе мы встретились с тобой" со старой бьющейся пластинки, крутившейся на скорости семьдесят восемь оборотов в минуту. Совсем замучавшись вспоминать, "Жаркий огонь полыхает в камине". Как Вы понимаете, авторов слов или музыки я отродясь не запоминаю, а по звучанию они кажутся мне соответствующими духу нынешнего времени -- то есть ни про самолёты в них не поминается, ни про танки, ни про другие достижения техники.
Трёх песен ребятишкам не хватило, и они потребовали ещё одну пиратскую. На память пришла "Ровно по кружкам разлит суррогат". Выдал. Заучили. Думал, спросят, что это такое? Суррогат. Спросили. Что такое чифирь. Сказал, что это ужасно гадкий напиток из жженого сахара с ромом.
- А! Так это разновидность пунша! - обрадовалась Варенька.
Не стал её разубеждать. Девице лет шестнадцать. По меркам этого времени даже не знаю, взрослая она или нет? Такая с виду пай-девочка, но на столь уверенное суждение о пунше Макар заметно нахмурился. Он ненамного старше своих брата и сестры -- наверное, прекрасно помнит, каким был в их возрасте. Но -- положение обязывает держать сестрицу в строгости.
***
Вечером долго никто из посетителей к нам не заглядывал, и мы уже совсем приуныли, хотя я был к этому готов. Но Макар весь испереживался и просто места себе не находил. Слонялся между столами, поправляя скатерти, выглядывал на улицу через распахнутые двери, переставлял бутылки. А потом человек зашел в незнакомой форме, но не военный. С дамой. Сели в уголке, приказали подать чаю и тихонько о чём-то переговаривались. Ушли они сразу после того, как прозвучал "Жаркий огонь", крепко взявшись за руки, причём сильно торопились. Наверное, пронзительное исполнение Варвары Андреевны проняло их до самых печёнок -- вошла девушка в образ жертвы мужского шовинизма, ничего не скажешь. Дело в том, что и меня проняло -- вышибло слезу сочувствия к нелёгкой женской доле и словно выстрелило в память, откуда эта песня, и кто такая Варвара Андреевна. Это же из фильма "Турецкий гамбит", про войну, которая состоится как раз через год.
Однако, с мысли меня сбила группа то ли купцов, то ли приказчиков а, может, и тех и других, среди которых был один вчерашний знакомец из числа "засидевшихся" обладателей невыносимо смазанных сапог. Потребовали эти люди селёдки по-вчерашнему и пока всю не съели, не вставали. А поскольку опрокидывать рюмочки они не переставали ни на минуту, то потом просто смели вообще всё, что было наготовлено.
На сей раз мы уже не сплоховали, отправили укушавшихся по домам на извозчиках. Эти парни крепкие, да ухватистые, и знают, кого куда доставить. С приборкой мы управились куда как скорее и за час до полуночи закрылись.
***
Лежу это я себе на мягкой перине и вспоминаю, что мне известно о войне, которая начнётся только через год. Зачем мне это нужно? Хм. Я большой любитель читать книжки. И так уж сложилось, что более других жанров нравится мне фантастика. Сейчас, понятно, ничего подобного ещё толком нет, разве что сочинения Жюль Верна. Да и то не уверен, есть они нынче в России, или ещё нет. Но я-то их читал. Разумеется, они были вовсе не про эту войну. Разве что "Дунайский лоцман", который я помню совсем смутно, считай, одно название. Из школьного курса истории вообще ничего в памяти не осталось. Вот про предыдущую, Крымскую, да, впечатления сохранились. Оборона Севастополя, англичане, французы, и поражение наших.
Из свежих впечатлений о моей нынешней эпохе запомнился фильм "Турецкий гамбит" про то, как ловили Анвара-эфенди. Персонаж этот наверняка вымышленный и практического интереса представлять не может. Зато из действительно важного легко припомнить воздушный шар, поднимаемый на канате, паровой трактор, шрапнельные снаряды и револьверы. Такая вот иллюстрация технического уровня эпохи. Винтовки на экране толком не показывали, так, чтобы какие-либо важные детали запомнились, но магазинный винчестер в руках главного героя и магазинная же винтовка со скользящим затвором незнакомой мне системы в руках главного злодея -- тоже показатели промышленного уровня.
А вообще-то сценарист явно создавал картину бурного технического прогресса, имевшего место в это самое время. Сумел он это передать. Или режиссёр.
В отличие от предыдущей войны, эта закончилась победоносно, да вот только какой-то осадок остался у меня после просмотра ленты. Особенно в финале было заметно, что как-то не склеилась победа. Ведь главный герой примчался, чтобы остановить войска, двинувшиеся к неприятельской столице по железной дороге, и показал другим участникам событий на корабли, что стояли на якорях в море у берега. Английские. Точно. Выходит, наши испугались гнева британцев и из-за этого не захватили проливы. Обидно.
Кстати, именно этот эпизод, думается, киношники списали с реальных событий.
И вот тут мне сделалось не по себе. Я ведь, оказывается, знаю важное для государственной политики обстоятельство. Первая мысль -- рассказать об этом кому-то влиятельному, кто бы мог использовать столь важное знание с пользой для положения страны -- показалась мне не плодотворной. Ну не найти мне убедительных аргументов для сановного лица. Я по натуре -- работник. Моё место -- между оглоблями, а те, кто сидит на козлах, чужие. Общаться с ними мне никогда толком не удавалось, кроме как о том, что требуется для решения поставленной передо мной задачи. По молодости, конечно, нахватался шишек, пытаясь поучать или стыдить, но потом сообразил, что точно отвечая на поставленные вопросы, я скорее добьюсь нужного результата.
Приёмов в общении с начальством у меня наработано немало. Например -- сделать по-своему и, в крайнем случае, сказать, что ошибся. Это прокатывает, если перед этим не было спора с доведением руководителя до раздражения. В подобном случае, даже если окажешься прав, будешь наказан. Но лучше всего сделать вообще без спросу, а потом отрапортовать об исполнении указания. Да море возможностей добиться правильного результата, лишь бы не сделать намёка на угрозу статусу вышестоящего лица. Вот и в данном случае вылезать туда, где собрались самые отборные борцы за место поближе к верху иерархической пирамиды -- это добром не кончится.
У правителей другой разум и совершенно непонятные нам, обычным людям, интересы.
А что я могу сделать сам? Своими руками? Нет, не кого-то убедить, а внести некое практическое изменение в ход событий?
Легче всего -- что-то сломать. И даже не надо терзаться с выбором этого самого "что-то". Разумеется, это и есть те самые британские корабли. Думаете -- размечтался? Не-а. Просто обычный формальный анализ. Для тех, чья жизнь связана с решением конкретных технических задач -- привычная рутинная процедура.
Итак, цель -- водоизмещающие суда, неподвижно стоящие на якоре в пределах прямой видимости с берега. Километров пять до них было на глазок. И нужно сделать так, чтобы они утопли. Проще всего добиться этого артиллерией с берега, но мне такой вариант недоступен, поскольку требует изрядного административного ресурса, то есть именно того, с чем я избегаю иметь дело. Подтащить пушки и боеприпасы без распоряжения командования нереально. А оно ни за что со мной не согласится.
Второй вариант -- ночью прямо с берега запустить по целям торпеды. Есть ли они в это время? Данные противоречивые. С одной стороны, всем известно, что в этой войне Степан Осипович Макаров много работал с шестовыми минами. С другой, в "Таинственном острове" Жюль Верна торпеда уже использовалась, а случилось это в конце войны между севером и югом.
С чего я решил, что американцы воевали друг с другом раньше? Так из кино. В "Унесённых ветром" янки носили точно такие же кепи, как и русские солдаты в "Турецком гамбите". А ведь это не нашенский головной убор! Значит - переняли у американцев, потому что относились к ним хорошо. Кажется, из рассказов Станюковича это настроение мне запомнилось. Отсюда и уверенность, что где-то в мире торпеды уже придуманы и кем-то используются. Но не у нас.
Тем не менее, в период русско-японской войны эти самые торпеды дальше двух километров не доплывали, то есть и тридцатью годами позднее ими до британских кораблей с берега не дострелить. Так что, как и артиллерию, самодвижущиеся мины пока следует отложить в сторонку.
Завести под днища кораблей подрывные заряды и отпалить их? Но проплыть пять километров в воде, буксируя изрядный груз... опять же вода будет холодная -- точно помню, что герои фильма в этом эпизоде одеты были не по-летнему. А лодку военные моряки к себе не подпустят -- не идиоты же они. Невольно в голову приходит мысль не о простой лодке, а о подводной.
Попытки их создания длятся уже не одно столетие. Каких только картинок не встречал я в популярных журналах. И были они все маленькие, потому что приводились в действие мускульной силой членов экипажа. Кстати, а ведь даже попытки удачного применения их против неподвижных кораблей отмечались. Ну-ка, ну-ка, припомним?
Первым, почему-то пришёл на ум "Наутилус", но не капитана Немо, а крошечный, кажется, одноместный, с кокетливым парусом, растянутом на растопыренных спицах. Еще как живая встала перед глазами картинка подводной лодки, похожей на торпеду, с острыми носом и кормой и фонарём, подобным самолётному, в который и торчала голова единственного подводника, крутившего педали с приводом на винт. Причём ноги вытягивались далеко вперёд, отчего человек располагался лёжа на спине.
Этот вариант показался мне самым удачным, потому что сечение корпуса оказывалось минимальными и сопротивление воды снижалось. Ну и острые обводы -- тоже выигрыш в сопротивлении среды движению тела. Ведь, если гребец способен разогнать лодку до скорости в пару раз больше, чем у пешехода, то и тут можно ожидать сходного результата. Соорудить подобную посудину можно и своими руками и преодолеть на ней пять километров несложно. Ночью её издалека и не приметишь, а поднырнуть под днище и что-то там отпустить, чтобы оно всплыло -- это запросто. Кажется, при всех успешных минированиях неподвижных кораблей с подводной лодки применяли два предмета с положительной плавучестью, связанные верёвкой, которая оставалась под килем. Мины же поднимались и прижимались к днищу или бортам, растянув связывающий их канат.
Вот и решение -- при отрыве "снаряда" от носителя запускается часовой механизм. Лодка уходит, и бабах! В принципе всё решаемо.
Как доставить всё это к месту применения? Имеется ввиду -- в Турцию неподалеку от Стамбула. Судя по тому, что я видел в фильме, по нашей действующей армии кто только не шастал. Даже полоумная девица, пожелавшая сопровождать жениха в зоне ведения боевых действий, и та была привечена всеми подряд. Так что, думаю, старый чудак с педальной байдаркой не вызовет никаких подозрений. Я ведь не стану никому рассказывать, что оно может плыть под водой. Да и, если не принять балласта, то по внешнему виду моё создание от обычной лодки не отличишь.
Пусть считают меня безумным изобретателем, решившим доказать, что на его лодках можно форсировать водные преграды -- тот же Дунай. Только нужно их построить много, по штуке на каждого солдата. Глупость скажете? Может быть. Но скорбных разумом в России привечали всегда -- такова традиция.
Что ещё осталось из принципиальных вопросов? Взрывчатка. Конечно, это будет динамит. Есть ли он в это время? Надеюсь. Кое-что я и сам подметил тут, на местности. Керосиновые лампы указывают на существование нефтепромышленности. Нефтепромышленность в России память связывает с именем Нобеля, который этот самый динамит и изобрёл. Причём, военные с этим веществом, кажется, не связывались. Его применяли при прокладке тоннелей. Не исключено, что сейчас цилиндрические шашки хорошей разрушительной силы можно просто купить в магазине.
Для тех мин, что я задумал, вряд ли я найду что-то лучшее.
***
Третий вечер в трактире прошел... Ладно. Изложу по порядку. Сначала просто получилась накладка. Я дотушивал свои любимые отбивные по-бархотному, когда группа молодых людей в путейских мундирах заглянула к нам на голосок Варвары, выводившей "Он говорил мне -- будь ты моею". Парни оказались выдержанные, малопьющие, но изголодавшиеся по простой домашней еде.
Пришедшая вслед за ними купеческая компания не дожидаясь особого приглашения, сдвинула столы и потребовала "Как обычно". Потом заявились "графья", причем не одни, а с довеском из ещё одной пары, при виде которой Макар просто позеленел от огорчения. Я с ужасом подумал, что только "голубков" - любителей чая нам и не хватает, а они тут как тут. Да снова не одни, а с компанией. Но всё было ещё более-менее приемлемо до тех пор пока не прозвучал припев ко второй "пиратской":
Пей, пей, пей, пей
Пей до потери сознания
Пей до тех пор, пока видишь друзей
Пей, пей, пей.
После этого хмельное полилась рекой, а кухонная плита стала напоминать пылающий мартен. Макар буквально порхал между столами, а я еле успевал нарезать, мять, переворачивать. Как ни странно, никто не перебрал и не передрался. Разошлись все дружно, словно сговорились. Я вышел на крыльцо отдышаться и с удивлением услышал, как одна из компаний, удаляясь куда-то вдоль реки, распевает:
Помнишь, Акулька, мгновенье?
Чистил я скотский сара-ай
Ты мне на лапоть ступила
Будто совсем невзначай
Я тебя сдуру лопатой
Крепко огрел по спине
Ты крикнула "чёрт полосатый"!
И улыбнулася мне.
Кажется, следующего вечера нам не пережить. Я весь мокрый, как мышь.
***
События дня на этом не закончились. Макар устроил Игорю выволочку за плохую оценку по математике.
- Папенька мне наказал вас, оболтусов, выучить и в люди вывести! Шкуру спущу! - примерно такая аргументация с лёгкими вариациями. И нелёгкими.
После этого мы уселись разбираться с задачками, из-за которых разгорелся скандал. Знаете, ничего страшного. Против нашей советской школы по части математики гимназия девятнадцатого века всё же попроще будет. Правда, с переводом фунтов в пуды я слегка затруднился, но ничего страшного. Всё у нас получилось. Единственное, что мне не понравилось, это задумчивый взгляд Варюнделя, обращённый в мою сторону.
Девка нынче в страшном возрасте, а я, хоть и немолод, но и далеко ещё не древняя развалина. Как бы не случилось в этой чернявой головушке обычной девичьей глупости!
***
Спускаюсь я себе со второго этажа, и вижу господина в непонятном мундире с незнакомыми знаками различия, пьющего кофий. Макар в его присутствии держится с некоторым подобострастием, хотя на городового или жандарма гость непохож.
- Пётр Семёнович? - мужчина встаёт и церемонно мне кивает. Это видимо остатки обычая раскланиваться при встрече ещё не до конца выветрились из обихода.
Осталось ответить тем же и подтвердить, что это действительно я.
- Имею честь руководить здешней мужской гимназией и предложить вам, милостивый государь, место преподавателя математических дисциплин, - а господин видать совсем заждался, если с первого же мгновения берёт быка за рога. Или меня за здесь, как сказали бы в наше время.
Ну да не в том дело. У меня ведь никаких документов нет, кроме седины в бороде, которая не позволит сильно исказить возраст. В остальном же я -- личность абсолютно неопределённая. А уж засвидетельствовать получение мною какого либо образования вообще немыслимо. Тем не менее, говорить об этом напрямую не стоит. Я вообще не представляю, как в эту эпоху удостоверяли личность или гражданское состояние. Короче -- застали меня врасплох. И как выкрутиться?
- Знаете, э-э...
- Илья Николаевич, - отлично, имя, как у отца Ленина. Не спутаю.
- Очень приятно, Илья Николаевич. Так вот, сам я, как вы понимаете, учился давно, а с тех пор в программе преподавания могли произойти изменения...
- Не извольте беспокоиться, - мой собеседник достаёт из портфеля папку и подаёт мне. - Тут полный перечень требований.
Сразил. Ничего не скажешь. Никак не ожидал подобного напора.
Разумеется, я сразу и пролистал эти преимущественно рукописные страницы, продираясь через яти. Да ничего страшного, эту элементарщину я помню отлично, потому что практически всем пользовался на работе. Я ведь инженер в области приборостроения, причём занят был разработками. Считай -- хлеб мой насущный. Математика, это не физика, где неосторожным словом можно учинить революцию.
- Что же, Илья Николаевич. Ничего сложного в этом нет, - сказал, и молчу. Не хочу делать ход. Нарочно строю разговор так, чтобы мне предлагали, а я выбирал.
- В таком случае вот расписание уроков и вспоможествование. Завтра утром Варенька покажет вам куда идти.
Деньги не в конверте. Прямо бумажками лежат на столе и...а-а... А нечего щёлкать клювом. Собеседник-то мой уже тю-тю. Это, выходит, взял он меня за... не дал времени отказаться. Странное, однако, время. И люди в нём странные. Не такие, как у нас.
Сморю на Макара.
- Так, дядя Петя! Замучился уже господин директор учителя на это место искать. А Варьке он доверяет. Она -- не то, что Игорёха-оболтус.
Хозяева, и старший и младшие уже давно меня зовут дядей Петей. С позавчера ещё. А мне не жалко. Только вот что делать? К новому повороту судьбы я совершенно не готов. Так и стою в нерешительности.
- К Ефиму ступайте. Вправо по улице пятый дом. Он к утру сошьёт мундир-то. - Макар говорит убеждённо, не сомневаясь, что мне следует немедленно принять предложение и приступить к преподаванию. - Только, не съезжайте от нас. Хорошо? А в трактире я управлюсь, мне всё равно придётся половых нанимать на вторую половину дня. И без отдельного повара уже никак не управиться.
А сам довольнёхонек. Эх, знала бы молодёжь, как легко читаются на юных лицах все их мысли!
***
Ефим, пока снимал мерки, выложил мне про приютившее меня семейство всю подноготную. Он дружен был с родителями и всё сокрушался, что погибли они о прошлом лете. А вот отчего -- не помянул. Да я и не спрашивал. Если человека не перебивать вопросами, он больше выложит.
Так вот. Столяром был отец семейства, и мастерская его на всю округу первейшей считалась. Большую деньгу зарабатывал и старшего сына успел и в гимназии выучить, и в Санкт-Петербург на учебу послать. Да вот прибрал их господь со супругою и пришлось Макару ворочаться домой, чтобы поднимать на ноги брата и сестру. Двойняшки они. Подмастерья после смерти хозяина, всяк сам своё дело открыли, потому куда как лучше наследников дело разумели. Однако проведывают и помогают, чем могут.
Денег в наследство оставалось не особенно много, вот и затеял старший из сынов трактир, да только не ладилось у него, пока не пришел человек, да удачу не принёс. А посему не извольте беспокоиться, к утру к семи часам мундирчик будет в лучшем виде. И всегда заходите, вам тут рады.
Это я нарочно вкратце пересказываю, чтобы не особенно утомить дословным изложением цветистой и прочувствованной речи.
Остаток дня я провёл в городской библиотеке. Готовился к занятиям, освежая в памяти формулировки и цепи рассуждений. А что Вы думали? Просто так пришел и научил? Нет, каждый урок -- это маленький спектакль. Опытные педагоги свою роль заучивают годами, а я отродясь к доске, кроме как отвечать урок не выходил. Да и давно это было.
Правда, вечером, нарядившись в костюм полового, поучаствовал и в приёме посетителей. Свободных мест не было. Повезло мне, что моё прибытие совпало с моментом, когда клиентура сюда потянулась. Суеверный народ нынче -- связали появление странного путника с приходом удачи. Ну да не я им судья.
Глава 3. Сила зависит от позы.
Преподаватели оказались людьми разными и, с виду, доброжелательными. Правда, длинные подолы женских платьев опять вызвали во мне глухое разочарование -- глаз невольно "достраивал" сокрытое, и это отвлекало больше, чем привычный вид ножек и, хм, того, что обычно обтягивается брюками. Почему в мужской гимназии преподают женщины? Так нет их там среди педагогов. Беда в том, что мне пришлось вести занятия в обоих по местным меркам самых элитных учебных заведениях -- и в мужском, и в женском. Так вот, обучением девочек занимались преимущественно дамы.
Дети строго соблюдали правила ношения обязательной формы, но более -- решительно ничего. Не соблюдали. То есть от современных нам малолетних сорванцов отличались непринципиально. Разве что, показная дерзость отсутствовала. Войдя в класс, я поначалу искал глазами пучок розог на преподавательском столе, да только не обнаружил ни разу. Думал по недосмотру это. Впрочем, когда пришел случай применить физическое воздействие, я нахала просто взял за ухо и выбросил в коридор, наказав вернуться с родителями. Осерчал, понимаешь, забылся, ну и по-нашенски, по рабоче-крестьянски сработал.
Обидно, что потом пришлось устраивать головомойку его папеньке. Он в местной управе не последний человек, причём заслуженно уважаемый. А тут ему пришлось извиняться пришлось за чадо великовозрастное -- шестнадцать сыну. Крепко мы поговорили тогда втроём. Самого-то гимназиста я вообще до слёз довел. Не знаю, достучался ли. В таком возрасте человека не переделаешь. Но внешне вроде получше стал себя парнишка вести. И не только на моих уроках.
Ну а больше до подобного не доходило. Так, дашь иной раз ласкового подзатыльника шалуну или замечтается кто, вместо того, чтобы решать пропорцию. Основная проблема традиционной гимназии, на мой взгляд, ничем не отличается от проблемы любой школы -- неравенство уровня развития и заинтересованности учащихся в конечном результате. Словом, мучился я, как все. Одним приходилось втолковывать семью разными способами, других, кто сильно подзапустил учёбу и просто не был готов к восприятию нового, заставлял сдавать мне целые разделы старого материала, грозя оставить на второй год.
Я ведь, хоть и не охотник до руководящей работы, но подчинённые у меня были всегда. В наше время немногое спроектируешь в одиночку. Где программиста нужно запрячь, где конструктора-железячника. Да перечислишь ли все специализации. И всем втолкуй, всех убеди, за каждым проверь. То есть -- ситуация в принципе знакомая. Только "материал" чуток мягче и подготовлен хуже. Зато -- задачи стандартные.
После случая с великовозрастным шалуном коллеги мои -- учителя -- словно разбились на несколько лагерей. Одни вообще здороваться перестали, другие наоборот, сделались приторно любезными и принялись приставать с вопросами о том откуда я родом, да где учился. Накликал, в общем, я хлопот на свою голову. Объяснил, что из Петропавловска-Камчатского приехал, но по дороге в Татарском проливе у меня штормом унесло все сбережения и документы. Вот я и устроился на тихом месте, пока идёт переписка с канцеляриями. Путь для писем не близкий, так что на скорое улаживание вопросов рассчитывать не приходится.
По поводу рукоприкладства пришлось выслушать и увещевание от лица сочувствующего:
- Высочайшем повелением уже дюжину лет как в гимназиях телесные наказания отменены, да-с. - просветил меня преподаватель естественных наук. - Так что вы, голубчик мой, для этих, что вас чураются нынче, сущая анафема. Мыслимо ли - предерзко и прилюдно исполнением государева указа манкируете. Ретроград-с и карбонарий одновременно, изволите ли видеть.
Однако, официальных последствий это происшествие не имело. Ни пострадавшая сторона, ни администрация никак себя не проявили, а спустили дело на тормозах. Видать, у каждого нашлись свои резоны.
Забегая вперёд, скажу, что после весенних испытаний по моим предметам на второй год не оставили никого. Мне про гимназию много толковать неинтересно. Я лучше про затею свою -- она, начиная с этого момента, полностью поглощала моё внимание. Я про подводную лодку.
Итак, задумано ныряющее судно с минимальным поперечным сечением и острыми обводами, приводимое в движение мускульной силой одного человека. С чего, как Вы думаете, я начал? Естественно с двигателя. Ну, да всё по порядку.
***
Во дворе трактира кроме бани, туалета и штабеля берёзовых брёвен под навесом, располагалась просторная столярная мастерская, никем не занятая. Верстаки, инструменты и запасы хорошего пиломатериала лежали, как ни в чём не бывало, со дня смерти бывшего хозяина и покрывались слоем пыли. Пользоваться всем этим Макар разрешил мне без колебаний и даже с видимым удовольствием. Подумалось, что выросший рядом с местом, где постоянно колготились работники, парень испытывал дискомфорт при виде постоянно запертой двери и оттого, что теперь здесь тихо и безлюдно. Так что к делу я приступил в комфортных условиях при обилии разнообразных возможностей, которые помяну по мере изложения, а не единым списком.
Итак, готовый двигатель для самой совершенной на этот момент подводной лодки в моём распоряжении был -- я сам. Что можно сказать о его техническом состоянии? Не новый, прошедший не только первичную обкатку, но даже имеющий умеренный износ. Шучу. Я долговяз, жилист силушки у меня в обычную мужскую меру -- то есть сорокакилограммовый мешок поднимаю легко, а пятидесятикилограммовый -- не люблю. Сейчас, вынужденно бросив курить, испытываю некоторый дискомфорт от лёгкого избытка энергии. Трусцой способен пробежать с километр, пожалуй.
Как говорится, что есть, то есть. И вот теперь данный механизм необходимо закрепить в корпусе корабля и снабдить трансмиссией. Попросту говоря, я начал с лежанки. Не стоит сбрасывать со счетов соображение, что находиться на ней придётся многие часы, причём, как в состоянии покоя, так и интенсивно трудясь физически. Потея, естественно. Поэтому разместил подставки только в тех местах, на которые действительно приходится опора, а остальные участки тела оставил свободными для циркуляции воздуха. Испытал несколько положений, чтобы можно было и передохнуть, расслабившись. Говорят, подводникам нередко приходится выжидать.
В первом приближении получилось сносно. Кому знаком термин "анатомическое кресло", поймет. А затем началась работа над педалями. Крутящиеся меня сразу не устроили, потому что требуют трансмиссии в виде цепи или вала с редуктором, что мне совершенно не подходит -- и взять неоткуда, и в тесное, как я планирую, пространство цепь от них неудобно прокладывать через то самое место, где как раз буду находиться я. Поэтому от каждой педали протянул назад по длинной рейке, каждую из которых, следуя технической терминологии, необходимо называть шатуном, потому что задние их концы крепятся шарнирно к коленам коленчатого вала.
Это знакомая всем конструкция педального привода швейной машинки, только с очень длинными рычагами. Чтобы Вы не поняли меня неправильно, вал этот согнули в кузнице из обычного стального прутка, а крепления задних концов... опять тороплюсь. Сначала -- о передних. Тяги ведь потребовалось расположить с наружных сторон от пластин, на которые нажимала нога, и шкворень, через который я произвёл соединение, противно визжал, перекашивал и раскалывал древесину. Закончилось это, когда к самим тягам я приделал опоры, как на ходулях, а собственно крепление педали к этой опоре выполнил верёвочкой. Силовой нагрузки оно не несло и лишь не давало одному отделяться от другого.
Подобным мелочам я уделял колоссальное внимание, некоторые места переделывал многократно. Читывал воспоминания подводников и их мнение насчёт того, что любая заклепка может оказаться ценою в жизнь, разделяю. Да, я не планирую погружаться глубже двадцати метров, но это две атмосферы избыточного давления снаружи при невозможности изменить положение тела внутри. Поэтому, собирая узлы внутри деревянного каркаса, проверяю всё по очереди. Скажем, хорошенько поработав ногами я закрепил педали вверху, вынеся подвесы чуть вперёд. Так удобней. Опоры для пяток, небольшие изменения в конструкции ложемента. Шаг вперёд -- два шага назад.
Любопытная Варвара не раз ко мне заглядывала, и братья её не отказывались помочь. Я невольно любопытствовал, почему у них при этом такой довольный вид, но внятного ответа не добился. Соседский Васька, что часто крутился под ногами, не кот, а мальчишка, просветил. Оказывается, меня принимают за чудака-учёного, и полагают правильным, всячески споспешествовать. Не иначе -- Жюль Верна начитались. Паганель, там, кузен Бенедикт... не помню всех описанных этим авторов персонажей подобного рода, а тем более, времени, когда читательская аудитория с ними познакомилась, но вот поди ж ты -- полюбились они моим нынешним современникам.
Время от времени у меня и песни намурлыкивались -- всплывали из памяти между делом. Подходящие я потом "сдавал" Варваре и Игорьку. Наивные, наивные дети! До сих пор верят, что народ ходит в трактир, чтобы их послушать. Ну, да не моё дело чужие крылышки подпаливать. Мне с поперечной оси необходимо передать вращение на продольную, или, говоря простым языком, согнуть вращающееся тело под прямым углом. На ум пришли гибкие валы, но, скорее всего их нынче ещё нет. Хотя, кусок стального троса... но мне его просто некуда приладить. Мой коленчатый вал расположен поперёк и концы его отстоят друг от друга почти на полметра, упираясь концами в пока воображаемые борта. Если хотя бы один из них нарастить тросом, то придётся раздвигать стенки крпуса, что приведёт к увеличению сечения и росту лобового сопротивления. Не забывайте -- в конструкции маленького кораблика всё взаимозависимо.
Самые распространённые трансмиссии этого периода наверняка клиноремённые. Способ поворота оси вращения для них давно известен, но в корпус подводного корабля запросто может попасть влага, и ремень размокнет. Или, если он прорезинен, начнёт скользить. Не годятся здесь решения, связанные с неопределённостями. Привод винта -- ответственнейшее место.
Вообще-то, на мой непросвещённый взгляд, для превращения в движение мышечной энергии ничего лучше весла так и не придумано. Для надводного судна, но не для подводного, где в положение для начала гребка лопасть возвращается в той же самой плотной водной среде, в которой и работает. Тут надо повороты применять или иные хитрости. Маетно, сложно и вообще -- затренируешься придумывать всякие шарниры. Опять же гребцу потребуется куча места для замаха и движения корпусом, и ни о каком минимальном поперечном сечении судна речи уже вести не придётся.
Так что винт -- и никаких гвоздей. Про него рассказывают, что имеет он самый высокий коэффициент полезного действия из всех широко распространённых судовых движителей. Так вот, как же мне повернуть ось вращения? Пошёл я в железнодорожные мастерские, потому, что лучше пары конических шестерней для этой цели решительно ничего не знаю. Где же ещё их искать, как не в местах ремонта механизмов?
Знаете, мундир всё-таки -- замечательная вещь. И отношение к господину учителю повсюду внимательное. Потолковали мы с одним инженером на многие темы. Оказалось, вовсе нетрудно приобрести здесь манометр, заказать токарные детали и даже толстостенные трубы с фланцами имеются в некотором ассортименте -- с паровозными цилиндрами тут дело имеют регулярно и не затрудняются со многими видами сочленения паропроводов, работающих при давлениях до пары десятков атмосфер. А вот шестерней конических не держат-с. И нарезать не могут.
А где могут? В Москве возможно. Или в Санкт-Петербурге.
Да. Неладное дело. На обратном пути заглянул я в скобяную лавку -- это, если кто не сообразил, нынешнее название хозяйственного магазина. Хотел выяснить на счёт возможности приобретения сырого каучука и бензина. А тут гляжу -- дрель. И что мне ещё нужно? Я же именно её и разыскиваю!
Купил две.
***
Моя подводная лодка постепенно формировалась на подвесах и подпорках. Её содержимое деталь за деталью находило своё место в пространстве, и я тщательно отлаживал взаимодействие простейших с виду устройств. После прилаживания двух деревянных четырёхлопастных винтов (два пропеллера накрест) несколько часов поработал педалями, проверяя работу "машины". Внес несколько поправок и научился "ловить" ногами направление вращения главного вала и, соответственно, движения будущего судна. Что же, без сопротивления воды всё работало легко и даже некоторое время крутилось по инерции, хотя валы я уже провел сквозь неподвижно закрепленные трубы, набитые смазкой. За сиденьем установил пятидесятилитровую емкость высокого давления. И занялся рулями. Прежде всего -- управление по вертикали. Хотя сами эти рули называются горизонтальными, потому что представляют собой горизонтально расположенные пластины, поворачивающиеся вокруг горизонтальной же оси.
Так вот, я их сразу сбалансировал так, чтобы площади поверхности до и после этой оси оказались равными. При использовании такого приёма для удержания отклонения почти не требуется усилия. От повреждений защитил их внешним каркасом наподобие крыла, причем старался не выйти за планируемый поперечный размер середины корпуса. Угадывал в зону носового и кормового сужений.
В результате две горизонтальные продольные балки заняли свои постоянные места. То есть начал формироваться будущий корпус.
Каждая пара рулей -- передняя и задняя -- сидела на общей оси и синхронно поворачивалась отдельным рычагом. Их я расположил под правой рукой так, что мог одним движением переместить оба. Левую руку -- последнюю незадействованную конечность -- следовало использовать для поворотов в горизонтальной плоскости. И это мне ужасно не нравилось. Нельзя оставлять себя в положении полной связанности. Чем-то ведь ещё придётся управлять. Вооружениями например. Да и с подачей воздуха для дыхания время от времени надо разбираться. Я не уверен, что сумею создать аппарат, аналогичный аквалангу. Вот не знаю я, как устроен пресловутый редуктор, придуманный Кусто, и хоть режьте меня.
***
Вот так и встретился я с затруднением, к которому был не готов. Мысль о том, что одному человеку просто может не хватить рук для управления относительно несложным кораблишкой, не приходила мне в голову. Тут нужно хорошенько обо всём рассудить.
Пару дней я не заходил в мастерскую. Бродил по городу после окончания занятий в гимназии, раскланивался со встречными -- теперь знакомые попадались буквально через одного. Газеты почитал. Не люблю я этого, но уж очень надо было отвлечь голову от напряжённой работы в тупиковом направлении.
Любопытно, однако! Кроме ожидаемых вестей о всяких безобразиях, творящихся нынче на Балканах, немало сообщений поступало из Средней Азии. Русские войска там нынче весьма интенсивно занимали новые территории и расправлялись как с угрозами набегов за юг Сибири, так и с теми, кто эти угрозы создаёт. Словом, страна расширялась.
С точки зрения человека двадцать первого века, пропитанного идеями демократии и гуманизма, я понимаю, что наши сейчас осуществляют агрессию с целью аннексии, то есть, какие бы обоснования ни выдвигались, а захват чужой территории налицо. Да вот только в душе от этого не возмущение вскипает, а радость. За своих. Так вот воспитали меня в советское время. И потом, хоть и прокапали мозги сперва плюрализмом, а потом и общечеловеческими ценностями, но осталось, видать в душе что-то древнее, исконное.
Невольно вспомнилась строчка: "И людей долго будем делить на своих и врагов". Напою вечером Варьке.
Так вот, оказывается, русское воинство там, на просторах Туркестана, применяет ракетное оружие. Ведь читывал я о чем-то подобном в технических журналах! Выходит, системы залпового огня придумали задолго до "Катюш". Или не залпового? По газетной заметке вечно ничего не разберёшь.
***
Как ни майся сомнениями, но привод руля поворота тоже нужно выносить на правую руку. На рычаг заднего руля глубины. А единственная оставшаяся у него степень свободы -- влево, потому что справа будет стенка кабины. Поскольку ворочать нужно в обе стороны, значит, нейтраль оказывается при наклонном положении. Положении, при котором ни залезть внутрь, ни покинуть судно невозможно. Вот и первое ограничение.
Естественно, тяга, получившая второе назначение, стала толще и начала вращаться вокруг продольной оси. Ну а для организации разведения управляющих усилий по разным устройствам мне пришлось испробовать ещё три варианта конструкции этого узла. Вполовину проще оказалась переделка привода переднего руля, ведь и его рычаг должен был отклоняться внутрь, чтобы оставаться в той же рулящей правой руке. Прямо аналог самолетной ручки.
Вертикальное перо я идеально балансировать не стал в расчёте на то, чтобы сохранить некоторое стремление к его выпрямлению, если отпустишь. Мне просто так привычней.
Ну вот, ходовая часть готова. И я снова принялся за проверки и испытания. А ничего так, нигде не спотыкается. Значит, пришла пора созидать каркас.
Собственно, полуторадюймовые доски -- это и обшивка тоже, но поперечные элементы я поставил часто. Как же мне не хватало саморезов! Или, хотя бы шурупов! Гвозди ведь могут и вылезти, если изменится направление нагрузки, а строил я герметичный корабль, внутри которого, теоретически, возможно придётся создавать избыточное давление.
В общем, придумал, как вывернуться. Купил толстой медной проволоки и выполнил многие соединения согнутыми из неё скобками, просверливая сквозные отверстия и загибая внутренние концы. Почему не гвозди, спросите? Те, кто разбирал сооружения, возведенные с их использованием и последующим загибом, не дадут соврать -- обратно такое потом собирается очень плохо. А меня крайне интересовала возможность последующей переделки, ибо ничего не получается сразу и навсегда.
Этими же скобками я и сами доски сшил между собой, стараясь приблизить свойства внешней поверхности к сопротивляемости сплошного листа. Не пожалел трудов. Особенно много возни было с палубой. Мне тут требовались съёмные щиты, чтобы можно было добраться до любого места, потому их я закрепил болтами сквозь отверстия в бимсах -- могучих и прочных. Причин экономить на массе сооружения, которому следует погружаться, не было. Мне его в любом случае предстоит загружать балластом так, чтобы кромки бортов только самую малость выглядывали из воды - иначе не загоню и своё детище в царство Нептуна.
Внешне получилось более-менее прилично: Плавно сбегающиеся к носу вертикальные борта крепились к остро заточенному тоже вертикальному штевню. Палуба и днище -- плоские. Правда к корме снизу идет плавный подъём, образовывая свес, под которым два винта крутятся в противоположные стороны. Перо руля -- тут же. Причём нижний конец его оси я тоже закрепил, уперев в торчащую назад консоль килевого бруса. У меня тут сложно получалось, потому что, не будучи ни в чём уверенным (ну не прочнист), я еще и задние концы валов упёр в поперечину, соединяющую концы рамы, обрамляющей задние рули глубины.
Поймите меня правильно. Изо всех сил стараясь уменьшить сечение, я настолько заузил и обнизил корпус, что в корме образовалась невыносимая теснота. Чтобы, не приведи Господи, лопасти винтов не задели руля, я их снабдил кольцевыми туннелями -- отрезали мне в мастерских два куска трубы и даже кромки заточили. Как раз каждое в трёх точках удобно крепилось.
Скажете -- дополнительное сопротивление? Плачу вместе с Вами. Но надёжность, всё же, волновала меня сильнее, чем скорость.
Разумеется, ограниченность в средствах сказывалась на выборе как материалов, так и конструкторских решений. Во всём мире подводные лодки строят только из металла. Но скромная зарплата учителя гимназии не позволяет использовать одни классические подходы. Приходится изворачиваться. Тем более, что самые затратные дела всё ещё впереди. И, как Вы уже догадались, это горловина люка. Она же -- основание прозрачного фонаря.
Плоское кольцо с круговой канавкой отлили из меди. Проблема была в размере -- нужен такой, чтобы я в него пролезал. Пусть, свернув плечи -- но это тоже немало. А еще требовалась ответная деталь, правда уже без желобка, зато с выступами вверх, к которым я смогу прикрепить детали собственно фонаря.
Где я нашёл уплотняющую прокладку? Взял прорезиненный тканый ремень от клиноремённой передачи. Нашелся подходящий в тех же мастерских. Узкий и толстый. Под него мы все размеры и прикидывали.
Фонарь я сделал из четырех стекол. Три трапецевидных -- вперёд и в бока, и одно прямоугольное сверху. Сзади всё равно стоит шарнир люка, сквозь который ничего не разглядишь. Стёкла эти я посадил на прочную деревянную раму, отчего в моём распоряжении остались скромного размера овальные окошки. Сам же люк после закрытия приходилось крепить струбцинами. Я сразу на них рассчитывал, так что сошлось нормально.
Естественно, проникнуть в лодку получалось одним единственным способом, и после этого менять положение тела было уже решительно невозможно. Моё творение облегало меня, словно пошитый у хорошего портного фрак. Длина, правда, получилась чуть больше, чем хотелось -- не уложился я в четыре метра. Баки для приёма балласта при погружении потребовали своего. Мне их склепали из котельного железа, когда уже "проявились" истинно нужные размер и форма. Обе трубы из каждой из них шли в "рубку" - то есть под левую руку. Одна -- широкая, идущая от нижней части бака по самому днищу лодки - на впуск воды или выпуск её при продувке. Вообще-то по классике это путь, кажется, оставляют всегда открытым. Но я решил подстраховаться и поставил краны. Вторая пара труб предназначалась для воздуха. Он либо выходил за борт, вытесняемый водой при заполнении цистерны. Либо входил в цистерну при её продувке из резервуара расположенного за спинкой. Еще один баллон -- для дыхания, покоился под лежанкой. Имелась и возможность переключить каждый из баллонов хоть туда, хоть сюда.
Должен признаться, что разработанные для паропроводов краны были, на мой взгляд, излишне громоздкими в созданной моими же стараниями тесноте. Они, даже после того, как я их несколько раз переставил, выбирая правильное положение, не прощали ни одного неверного движения.
Как я собирался дышать в этой тесноте? Глубоко и ритмично. Не забывайте, что я не просто рулевой, а ещё и двигатель. Так что воздуха потреблять обязан много. Его-то, этот воздух, мне придётся регулярно подкачивать в закреплённый на груди мех, откуда вдыхать ртом через загубник. Вырезал я это устройство из липы и хорошенько пропитал растительным маслом.
Лодку я тоже пропитал, но не маслом, а каучуком, растворённым в бензине. Его сейчас, правда, газолином называют, но мы с хозяином скобяной лавки поняли друг друга правильно, он и привёз. Так вот, этот растворённый пожиже каучук очень хорошо прилипает, если незадолго перед этим древесину "покрасить" керосином.
Что ещё хочу отметить. Гости в мою мастерскую ходили как к себе домой. Совершенно незнакомые люди с невообразимыми вопросами. Я им был всегда ужасно рад, и каждый раз обязательно заставлял что-нибудь подержать или потянуть или поскоблить... за делом и разговор шёл веселей. Короче, про то, что учитель математики строит ныряющую лодку, в городе знали решительно все. И, мне кажется, чувствовали свою к этому причастность. Одни чокнутым считали, другие учёным, но, когда что либо приходилось покупать или какого-то мастера просить изготовить, то либо цену скидывали до чисто символического размера, либо вообще отдавали даром.
Говорил ведь уже, что люди в этом времени совершенно не такие, как у нас в двадцать первом веке.