"...та зелень, что в почках таилась недавно -- минувшей ночью".
Salvatore Quasimodo
* * *
Жизнь человека - это завязка каких-то историй, может нескольких, может одной. Ее развязка - это смерть. Иногда, кажется, что вот и конец истории, но если человек жив, то это только промежуточная развязка, возможно, только пауза в долгой истории под названием Жизнь. Человек (его судьба, время, прожитое им от рождения до смерти) - маленький многоугольный камень в огромной мозаике земной жизни человечества. Этот камушек стыкуется как пазл с другими такими же камушками-пазлами, создавая какую-то картину, неведомую нам. Если смотреть на картинку с высоты собственного роста, то видны только жизни, состыкованные вместе, возможно, еще и следующие стыки. И все. Картина в целом не видна. Но если подняться выше, над собой, над местом, над временем, то открывается чудесный обзор и можно увидеть все больше и больше состыкованных пазлов. Чем выше поднимаешься, тем яснее общая картина мироздания. Бог создает картину, которую мы, маленькие камушки, лежащие на суетной земле, никогда всю не увидим и не поймем.
А возможно, и вовсе наши судьбы похожи на цветные квадратики огромной головоломки, этакого магического куба, кубика Рубика. И крутит Он, Господь или кто-то такой же всемогущий, нашими жизнями, как вращающимися цветными гранями этого кубика Рубика, создавая комбинации, ведомые только ему. Сколько будет сделано ходов, прежде чем цвета совпадут, нам неизвестно. Это количество комбинаций знает только Он. Только Он знает "Комбинацию Бога"!
* * *
VII. "Тот, кто откроет найденный склеп и сразу же не закроет его, к тому придет горе, и ничего не сможет доказать, даже если будет Королем Бретонским или Нормандским".
* * *
Вот и пришло долгожданное утро. Забрезжил рассвет, сначала робко посеребрив потолок мира, а потом все смелей и смелей. Он, вернувшись в мир, разогнал темные краски и, малюя по небу светлыми тонами акварели, нарисовал утреннюю зарю. Утро. Это новый день, новые надежды, новый шанс все изменить. Шанс исправить допущенные ошибки, устранить неточности, объяснить непонятное, понять недосказанное. Ночь как морская волна, пенно нахлынула, шумно перекатывая гальку, и принесла с собой мусор страхов и раздумий. Отхлынув, она оставила их на берегу, пугать своими неясными мерцающими формами. А с приходом утреннего света эти страхи исчезли. Они приобрели ясные очертания и превратились всего лишь в отточенные цветные стеклышки, о которые невозможно даже порезаться.
Мужчина проснулся. Пробуждение стало для него спасительным, словно глоток воды для умирающего от жажды в пустыне. Его глаза, ослепленные ярким солнечным светом, открывшись, невольно вновь закрылись. Он положил руку на лицо, заслонившись ею от нещадно ярких солнечных лучей, пытающихся ослепить его даже сквозь закрытые веки. Несмотря на продолжительное время для сна, на удобную широкую кровать, на современный ортопедический матрац все тело ныло и болело, будто он работал всю ночь, разгружая вагоны. Он застонал и блаженно потянулся, призывая мышцы вновь включиться в работу. Мужчине совсем недавно исполнилось сорок шесть. Однако этих лет ему никто не давал. Его тело было стройным и здоровым. Оно не было накаченным и каким-то особенно мускулистым. Но оно и не заплыло жиром. Живот, неотъемлемая часть человека к сорока, практически отсутствовал. Мужчина выглядел намного моложе своих лет и с удовольствием скрывал свой истинный возраст. Он все еще нравился девушкам и женщинам. И это обстоятельство приятно щекотало его самолюбие.
Боже! - подумал он, потягивая усталые мышцы. - За что, за какие такие мои грехи ты посылаешь мне эти мучения. Я больше не могу. Я устал. Кажется, еще одна такая ночь, и вряд ли проснусь. Мои нервы не выдержат, а сердце разорвется. Если мне уготована еще одна такая ночь, то лучше умертви меня сразу, сегодня же, сей час же!
Мужчину звали Виталий Александрович Петров. До своего внезапно наступившего "кризиса среднего возраста" он прилежно и долго учился сначала в школе, потом в институте, старательно овладевая профессией историка. Затем уже сам несколько лет учил детей в средней школе. Быстро ему наскучив, призвание педагога сменилось страстным увлечением археологией. Собственно говоря, он всегда мечтал об этом. Забросив школу, дом, родных, он отрастил бороду и вступил в "братство ученых археологов". Как только наступала весна, он собирал сумку и уезжал далеко от плодов современной цивилизации в поисках останков древних цивилизаций. Он мог месяцами жить в палатке и с утра до ночи проводить время на раскопах. Он мог увлеченно часами рассказывать или слушать об открытиях, сделанных им или другими такими же бездомными бородачами. Время будто остановилось для него и еще сотни таких же, как и он.
Но пришла перестройка, за ней смена режима политического и экономического. Наутро проснувшись, страна поняла, что грянула шоковая терапия. Пустые прилавки и дикие цены. Археология в те жуткие времена ушла в подполье. Истинные ученые, знающие настоящую цену истории, прожить на жалкие пособия от государства не могли, и те, кому жизнь была еще дорога, оставляли работу с "культурными слоями", уходя в "слои некультурные" туда, где платили так, чтобы можно было выжить. Однако были и другие, такие, кто смог получить выгоду от своей профессии. Это были те работники, кто мог проводить раскопки только лишь для извлечения из земли драгоценных находок, всегда ценящихся богатыми чудаками и знатоками истории. Они делали деньги на продаже археологических находок, не всегда золотых, но всегда кому-то нужных, воровстве музейных экспонатов, хранящихся в запасниках. Петров был не из них. Он оставил любимую науку и перебрался в государственное учреждение. Работа была спокойной, денег больших не приносила, но жизнь обеспечивала. Со временем все уравновесилось и вернулось в рамки прежних лет. Потихоньку стали возвращаться прежние интересы. Все медленно и неохотно, но все-таки возвращалось к подобию прежней, привычной жизни. Стали появляться старые и новые археологи, которые начали робко организовывать раскопки законсервированных городищ, а некоторые даже устремились рыть песок заграницу. Заработали музеи, стали вновь востребованы архивы.
Хороший солнечный день принес с собой и хорошее настроение. Солнце, источник жизни на земле, прародитель всего живого, вновь вернувшись на землю, взрастило новые побеги Веры и Жизни. Вместе с солнечным светом и он возвратился в этот привычный многим мир.
Петров встал и, зевая, побрел умываться. Он очень долго задумчиво чистил зубы, монотонно повторяя, знакомые каждому с детства движения щеткой и сплевывал пену. Потом долго полоскал рот, будто считал, что если долго чистил, то надо долго полоскать. Всегда тратя на умывание около десяти минут, он пробыл в ванной комнате чуть ли не полчаса. После умывания он, накинув халат, вышел на террасу перед бассейном. Здесь в тени раскидистого апельсинового дерева был накрыт столик на одного. На белой скатерти, раздуваемой, словно парус утренним ветерком, стояли серебряный кофейник с белой чашкой, бокал свежего апельсинового сока, тарелка с пятью круасанами и комплект столовых приборов для завтрака. Поежившись от утренней прохлады и плотнее укутавшись в теплый махровый халат, мужчина сел за столик и налил себе в чашку еще горячего и ароматного кофе.
Выпив кофе и, налив еще одну чашку, Петров не притронулся ни к одному круасану. Есть совсем не хотелось. Тихонько журчала вода в бассейне, от ветерка над ним ласково шуршали толстые восковые листья, где-то вдалеке играла музыка. Совсем тихо, еле уловимо. Солнце потихоньку начало нагревать открытые участки земли и воздух. Вскоре он встал и, не дожидаясь, когда подойдет девушка, чтоб спросить его, что ему еще принести, вернулся в спальню. Там мужчина сменил халат на синюю рубашку с длинным рукавом, нежно голубые джинсы и светлые мокасины. Расчесавшись и немного брызнув на себя парфюмом, Петров направился в свой кабинет.
В кабинете на большом столе стоял открытый, но выключенный ноутбук. Возле него лежали толстые тетради, в которых Виталий делал записи. Несколько ручек, тонко заточенные карандаши, ластик, обрывки листов, вырванных из другой тетради. Но самым главным предметом этого своеобразного натюрморта была довольно толстая книга на итальянском языке. Книга была очень старой. "Malleus Maleficarum" - было написано на обложке черными с золотом готическими буквами. Книжный переплет был выполнен из грубой кожи коричневого цвета, которая потрескалась, а в уголках книги даже прорвалась. Страницы выглядели старыми, желтыми и грубыми, но вполне еще крепкими.
Виталий Александрович прошел к столу, подключил компьютер к сети и запустил его. Потом он уселся в кожаное крутящееся кресло. Пока ноутбук загружался, он стал крутить кресло, помогая себе при этом ногами. Завтра ему предстояло вернуться в Москву. Он отсутствовал почти два месяца. Молодая жена думала или должна была думать, что он в командировке в Украине. Она не знала и не должны была знать об этой вилле в самом центре Италии. Он не хотел. "Вuona vicinata" - называли это место итальянцы. Хотелось ли ему возвращаться? Скорее нет, чем да. Он совсем не скучал ни по ней, ни по официальной работе, ни по Москве, ни по друзьям, коих, впрочем, не имел. К жене тянуло только странное чувство совести, ее угрызений и еще что-то, чему он не мог дать объяснения и формулировку.
Это был второй брак. Странный, противоречивый, немыслимый. Она ворвалась в его жизнь как ураган, разбрасывая все на своем пути. Все, что было для него привычным, дорогим, близким, - все разметала, испачкала, спрятала. Все ценности были переломаны и выброшены на свалку. И в его уже немолодом возрасте ему пришлось начинать жизнь сызнова. Звали это стихийное бедствие - Вика. Виктория. Победа. Она победила и его, и его прежнюю семью. Но как!? Как она смогла подчинить себе его, обладающего здравым разумом, уравновешенного и спокойного, рассудительного и флегматичного?! Он, спустя два года после женитьбы так и не смог ответить себе на этот вопрос. Да, она была очень симпатичной, стройной, даже красивой молодой женщиной. Сказать, что она была не глупой, неправильно. Вика была очень умной. С ней было интересно разговаривать, она удивляла своей начитанностью и неженской логикой. Ее суждения были здравыми, оценки верными, характеристики меткими. Была ли она безумно хороша ночью?! Нет. Именно в этом она не соответствовала своим внешним данным. В ней отсутствовала страсть. Скорее она делала все то, что полагается делать ночью, с легкой обреченностью и без удовольствия. Хотя при этом она проявляла старание и прилежность. Но не было взлета души, крика желаний. Не было чертовщинки в глазах и дрожи в теле. Хорошее механическое соединение и больше ничего. Она будто бы отдавала себя на некоторое время, а потом требовала от одариваемого свое тело обратно. Причем он должен был испытывать чувство огромной благодарности за пользование ею. Тогда, что же его привлекло в ней, что заставило пойти за ней? Что заставило бросить, перечеркнуть прошлую жизнь? Молодость? Новизна? Любовь? Он так и не понял этого.
Ноутбук загрузился и Петров, войдя в интернет, стал проверять свою почту. Он ждал важное письмо от своего старинного друга. Очень важное! От этого письма зависела его дальнейшая жизнь. Жизнь, Судьба, Мировоззрение, Вера. Все зависело от содержимого этого письма!
* * *
За окнами шел мелкий и мерзкий дождик. Солнце с трудом пробивалось сквозь плотные серые тучи, отчего лучи рассеивались и так долго стояли утренние сумерки. Москва жила своей обычной жизнью. Еще не зима, но сыро и прохладно. Серое небо, серые улицы, лишь красный и желтый цвет умирающих листьев на засыпающих до весны деревьях. Несмотря на непогоду, люди просыпались, вставали и шли на работу. Те же, кому это занятие было ни к чему, продолжали если не спать, то нежиться в теплой постели.
Вика проснулась уже давно, но лежала под одеялом, не желая встряхнуть с себя сонливое состояние. Но мысли, которые начали появляться в голове и требующие к себе внимания и анализа, постепенно разбудили ее. Как это часто бывает, вечером мысли убаюкивают уставший организм и мозг, а утром они как пчелиный рой жужжат в голове и не дают больше уснуть.
Вот уже почти два месяца, как ее муж уехал заграницу. Правда эта заграница была рядом и совсем несерьезная. Ближнее зарубежье - говорили о таких "заграницах". Он был на или в Украине. Муж много работал. Он редко был свободен и в выходные дни. Он всегда был занят в будни, домой порой приходил, когда она уже давно спала. Утром он ее не будил, и она могла спать до двенадцати часов. С его отъездом почти ничего не изменилось. Она была одна как при нем, так и без него. В первое время это ее раздражало. Молодая и красивая женщина, привыкшая к усиленному вниманию со стороны мужчин, считала, что ее муж должен стать ручным и очень управляемым с ее стороны. Но, несмотря на примененные ею все женские хитрости, Петров, ее муж, не поддавался дрессировке.
Вика нажала на пульт и включила музыкальный центр. Заиграла легкая инструментальная пьеса. Девушка протянула руку и взяла со столика, стоящего возле кровати, пачку тонких сигарет "Vogue". Пачка была наполовину пустой. Вика вытащила сигаретку и прикурила ее от бензиновой зажигалки. Она позволяла себе в отсутствие мужа курить в постели. Стряхивая пепел в декоративную пепельницу в виде человеческого черепа, девушка откинулась на высокие подушки и закрыла глаза. Она не смогла курить, не наблюдая выдыхаемого дыма, поэтому села на кровати и держа сигарету во рту, потянулась. Надо вставать. Докурив и затушив окурок в полной, почти до краем пепельнице, Вика встала и, не одеваясь, голой, не стесняясь своего красивого тела, пошла в ванную комнату принимать душ.
Уже в ванной, после того как она выключила душ, Вика услышала нескончаемый звонок мобильного телефона. Девушка накинула на плечи мягкое махровое полотенце и, закрутив им волосы, подбежала к вибрирующей трубке.
- Але!
- Здравствуйте. Я говорю с госпожой Петровой?
- Нет, моя фамилия Иванова.
- Извините, Вы супруга Петрова Виталия Александровича? - мужской спокойный голос был невозмутим.
- Да, но моя фамилия Иванова! - немного раздраженно ответила Вика.
- Еще раз извините! Итак, я говорю с Викторией? Да? Очень приятно! Виктория, я предлагаю Вам встретиться со мной. У нас есть очень важная информация для Вас.
- У кого? Кто это?
- Сейчас это не важно. Я гарантирую, что то, о чем Вы узнаете, стоит встречи со мной в ближайшее время.
- Возможно, но я сегодня занята, - соврала Вика.
- И чем же? Будете вытираться после душа весь оставшийся день?! - небрежно брошенное замечание мужчины ее разозлило и немного напугало. Что это? Он следит за мной и знает все обо мне? Или это просто "угадай-ка"?
- Это не Ваше дело! - она сделала паузу и, выждав минуту, продолжила. - Ну, хорошо! Давайте встретимся сегодня в семь в "кафехауз" на Кузнецком мосту. Я буду в...
- Это не важно! Я найду Вас! До свидания!- прервал ее мужчина, давая понять, что описывать себя не надо, так как он узнает ее.
Вика бросила на кровать мобильник и стала в задумчивости вытирать волосы. Что это было? Кому и зачем она понадобилась? Может это обычные шантажисты? Что-то узнали о ней, либо о Петрове и хотят на этом заработать? Или все же произошло что-то серьезное? Она твердо решила пойти на встречу.
* * *
LXVII. Непохожий на других [человек] придет в великую Империю, - далекий от доброты, еще более от счастья, управляемый тем, кто недавно встал с постели /?/, королевство приближается к большому несчастью.
* * *
В офисе охранного предприятия "Сокол" раздался привычный для этого времени дня звонок. Трубку снял сам хозяин. Секретаря он за час до этого отпустил домой. Все сотрудники были на выезде, и Сергей Степанович коротал время в одиночестве за компьютером.
- Сокол. Слушаю Вас.
- Здравствуйте, как мне услышать директора?
- Я слушаю вас!
- Сергей Степанович?
- Да. Слушаю.
- Нам необходимо встретиться с Вами по очень важному делу. Я хочу нанять Ваше предприятие для выполнения объемной работы.
- Я понял. Подъезжайте к нам в офис, здесь и поговорим. Когда Вы планируете быть у нас? - спросил незнакомца детектив, надеясь, что сегодня встречи не будет, и он освободиться пораньше.
- Мы рядом с Вашим офисом. Через десять минут будем у Вас! - сказал потенциальный клиент и положил трубку.
В ожидании клиентов Сергей Степанович выбросил в ведро скопившиеся окурки, навел порядок на своем столе и подготовил, положив папку на стол, рекламные материалы своей фирмы.
Потенциальные клиенты оказались весьма пунктуальными людьми. Ровно через десять минут двое мужчин неопределенного возраста в дорогих костюмах темных тонов, в белых рубашках с тонкими галстуками вошли в его кабинет. Они расселись в мягких кожаных креслах напротив него и, закурив сигары, отчего кабинет погрузился в приятный аромат настоящего дорогого табака, представились.
- Вот моя визитка, - сказал один из них, положив перед Сергеем Степановичем изящную картонку. - Я представляю интересы господина Альвареса, который присутствует здесь. К сожалению, господин Альварес не говорит по-русски, поэтому мне придется переводить ему наш разговор.
- Конечно. Переведите господину Альваресу, что я рад быть полезным и для меня большая честь оказать ему услугу. В чем будет заключаться моя работа?
Представитель господина Альвареса достал из портфеля папку с документами и, протянул ее через стол детективу.
- Нас интересует женщина, изображенная на вложенных фотографиях. Интересует все! Когда она встает, во сколько и с кем она ложится спать, что делает днем, чем занимается ночью! Это для начала. В последующем, в зависимости от обстоятельств возникнут вопросы, которые также необходимо будет решать. Я хочу, чтоб Вы уяснили, эта работа длительная и объемная. Важно качество и объем информации! Деньги не имеют значения!
Главный детектив достал документы и прайсы, те, что предназначались для особых клиентов. Цены были в два, а то и в три раза выше обычных. Взглянув на них, представитель Альвареса криво улыбнулся и вернул их обратно.
- Я еще раз повторяю - деньги не имеют значения!
* * *
"Dear friend! I with impatience wait for our meeting. - читал Виталий Александрович полученное на почтовый ящик долгожданное письмо. Оно было на английском языке. - Дорогой друг! Я с нетерпением жду нашей встречи. Я рад, что Вы сделали правильные выводы. Наконец, появился человек, которому могу доверить свою тайну. Кроме того, поговорим о Вашем решении. Твердо ли оно?! В любом случае, это никак не отразиться на моем отношении к Вам! Я и раньше (Вы должны были это замечать) относился к Вам с особой симпатией. Но после того дня, когда Вы сделали свой выбор, я простаки счастлив! Итак, давайте встретимся сегодня у меня. Поймите меня правильно, в моем возрасте не пристало играть в шпионов. Тем более мой парк в нашем полном распоряжении. Жду Вас в любое время после двух часов по полудню. Ваш D.G."
Прочитав текст, Петров стер письмо. Выходит он все-таки убедил старичка, что согласен с его доводами. Возможно, в глубине души он и вправду согласился с ним. Но пока сам себе Петров не мог признаться в этом. По крайней мере, после состоявшегося разговора Виталий задумался над смыслом жизни. Он еще не отказался от благ цивилизации, он еще мечтал о несметном богатстве, но впервые задумался о последствиях обладания им и стал сомневаться в целесообразности использования миллионов и миллиардов долларов, евро, фунтов для своих нужд. Его пока еще увлекала жизнь непонятная, загадочная, веселая, опасная и бессмысленная. Он еще хотел быть любимым и желанным. Он еще не осознал, для чего ему дана Жизнь.
Надев на рубашку светлый летний пиджак, чтоб выглядеть чуть официальнее, Виталий вышел из дома и прошел по мелкой гальке на небольшую стоянку автомобилей. Здесь среди десятка машин, принадлежащих как ему, так и работникам виллы "Вuona vicinata",он выбрал красную "Феррари", на которой любил устанавливать скоростные рекорды. Двигатель взял низкие ноты, и автомобиль плавно покатился по дорожке к тяжелым литым воротам виллы.
Широкие колеса шуршали по каменистой проселочной дороге. Он не спешил. Управляя спортивной машиной на узкой горной дороге, мужчина получал немного странное удовольствие. Такое вождение резко отличалось от обычной гонки по ровной и гладкой страде, где не задумываешься над управлением, а только нажимаешь на педаль газа и несешься, очертя голову, вперед. Здесь же езда скорее напоминала трассу "формулы один", где множество поворотов не давали разогнать машину до предела, а постоянно заставляли держать ногу на педали тормоза. "Феррари" прижимался к земле, будто врастал в камни, когда входил в довольно крутые повороты. Солнце, пробиваясь сквозь зеленую крону раскидистых южных сосен, иногда ослепляло его. Поэтому он достал темные очки и стал совсем уж похож на настоящего итальянца, этакий Казанова. В салоне машины вещала привычная ему радиостанция, на которой было больше музыки, чем новостей и комментариев ди-джеев. Невольно в такт музыки молодой еще человек постукивал рукой по панели и рулю. Дорогой автомобиль придавал ему больше уверенности. Он чувствовал себя хозяином дороги, властелином скорости, господином, которому покорны обычные люди. Он достиг всего, что можно ждать от жизни, жизнь удалась!
Минут через пятнадцать он выскочил на скоростную трассу в сторону Рима и сильнее нажал на акселератор. "Феррари" взревел и бросился обгонять "Фиаты", "Альфа-ромэо", "Опели", "Аудио" и прочие авто низшего класса.
Преодолев расстояние в двести километров за два часа, "Феррари" свернул в другую сторону от Рима на узенькую, но асфальтированную дорогу. Проехав по ней еще несколько километров мимо среднестатистического итальянского городка, мимо фермы и виноградников, разгоряченный и немного уставший конь на капоте автомобиля подбежал к воротам старинного монастыря ордена Францисканцев, окруженного высокими платанами и древними стенами. Виталий Александрович хлопнул дверцей и прошел на территорию монастыря, который до сих пор был действующим. Возле ворот его встретил пожилой монах и, поклонившись, поинтересовался, что ему угодно. Узнав, причину визита, монах еще раз поклонился и попросил мужчину следовать за ним. Они прошли в старинный монастырский парк. В тени деревьев за круглым столом, на скамеечке сидел настоятель монастыря. Увидев гостя, он встал и пошел ему навстречу.
- Ciao amico mio! - ласково и по-доброму приветствовал его старичок в сером одеянии, подпоясанный белой веревкой.- Проходите, проходите, друг мой. Присаживайтесь. Как доехали? Устали с дороги?
- Grazie! Tutto bene, padre!
- My friend! - зная, что Петров плохо говорит по-итальянски, монах перешел на английский. - Я рад, что Вы нашли время повидаться со мной! Присаживайтесь, - он повернулся к все еще стоявшему монаху.- Брат, передайте, чтобы нам принесли чего-нибудь перекусить.
Монах поклонился и, молча, подметая землю длинной мышиного цвета рясой, покорно удалился. Оставшись вдвоем, Петров и седой нищий служитель господа уселись за круглый стол напротив друг друга. Было тепло и спокойно. В эти дни жара уже больше не случалась, но днем солнце еще почти по-летнему пригревало воздух. Лето пока не хотело уступать осени свои права. Поэтому в тени деревьев стояла очень комфортная температура воздуха.
- Итак, сын мой, обладаете ли Вы достаточным временем? Сколько Вы будете радовать меня своим присутствием?
- Падре, я в полном Вашем распоряжении! День, два, три! Сколько потребуется!
- Прекрасно, тогда сначала давайте поговорим о Вашем внутреннем мире. Давайте оставим другие дела на потом. Вы хотите следовать нашим учениям, учениям святого Франциска? - начал разговор святой отец францисканец.
- Да, падре. Я хочу следовать канонам ордена и оказать ему услугу, о которой мы говорили, - спокойно и уверенно сказал Виталий Александрович.
- Я хочу, чтоб Вы понимали, какой выбор делаете! Вы выбираете вечную жизнь, и Вы берете на себя обед бедности и нищеты! Но, не пугайтесь, бедности не простой, а францисканской. Францисканская бедность - это простое следствие подражания Христу, Который был бедным. Поэтому эту бедность нельзя понимать как путь аскетической жизни (монашество), или как программу реформы Церкви, или как форму христианского свидетельства (как это было у св. Доминика). Францисканская бедность - это проявление любви к Христу, а не следование какой-либо идее. "Я, малый брат Франциск, хочу идти путем жизни и бедности Всевышнего Господа нашего Иисуса Христа",- писал святой Франциск. Бедность францисканца предполагает полное упование на Бога во всех вопросах и трудностях и служит средством для преодоления любых преград в отношениях между Богом и человеком, а также между человеком и его ближними. Внешняя, материальная бедность должна приводить к бедности духовной, к освобождению от всех привязанностей и к полноценному служению Богу и людям, поскольку все наши духовные блага, наши способности получены от Бога и должны использоваться для служения ближним. Полностью принадлежат нам только наши грехи, и осознание этого приводит нас к смирению. "Жизнь без собственности" означает полный отказ от какого-либо имущества, от знания, которое используется для возвышения над окружающими, от положения в обществе, а также от всевозможных пристрастий. Исходной точкой при этом является внешняя бедность, а основной целью - внутренняя бедность, внутренняя свобода, освобождение от привязанности к материальным и духовным благам, благодаря чему человек обретает блаженство "нищего духом". Вы принимаете это, сын мой?
- Да, падре, принимаю.
- Но францисканская бедность является подлинной лишь в том случае, если она основана на скромности и смирении, - продолжал настоятель тоном проповеди. - Францисканская скромность основана на принятии евангельского принципа служения ближнему: "Не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить". Скромность - это также выражение своей позиции перед лицом Бога: признание собственной слабости, ограниченности, незрелости, своего непостоянства. Чтобы быть "меньшим", необходимо проникнуться духом и постоянно учиться служить ближним - в особенности, больным, слабым, униженным и отверженным. Смирение - это поиск ответа на вопрос: "А кто я такой в глазах Божиих?" При этом смирение заключается не только в том, чтобы умалять себя, но и в том, чтобы давать высокую оценку другим людям, замечать в окружающих то хорошее, что в них есть. Являясь даром Божиим, смирение выражается в готовности выслушать критические замечания в свой адрес и измениться к лучшему. Но я хочу уточнить, что в то же время смирение не исключает решительности и твердости.
- Я готов следовать учению ордена, - твердо сказал Петров.
Их беседу, а скорее проповедь настоятеля, прервали братья-монахи, которые принесли кувшин с молодым красным вином, простые стеклянные бокалы и на тарелках нарезанные сыр, ветчину, огурцы, помидоры, зелень, оливки и хлеб. Хлеб принесли в отдельной специальной корзинке, плетеной из соломки, он был очень свежим, только что испеченным. Крупные нарезанные ломти издавали изумительный аромат. Хрустящая, немного подгорелая корка, посыпанная белой мукой, так и манила к себе, призывая взять кусок и отправить его в рот. Монахи, молча, расставили все яства на столе и, повернувшись медленно с достоинством стали уходить. Настоятель окликнул одного из них.
- Брат Стефано, скажи нам, что для тебя наша вера.
Монах остановился и повернулся к настоятелю. Он смерено, потупив взор, ответил на чистом английском языке.
- Благодаря своей особенной близости к Богу, святой Франциск обрел глубокое понимание Его сущности. Франциск и мы, братья-францисканцы, в первую очередь видим в Боге непостижимую, самую чистую и самую высокую Любовь, "Бог - Всевышний, Святой, Всемогущий; Бог - это Любовь; Бог - любящий Отец; Бог - живой и истинный". Для францисканца Бог - это непостижимая Тайна, недоступная для человеческой мысли и фантазии. Величие, святость и таинственность Бога пробуждали в сердце Франциска страх Господень. Кроме того, Бог - это наивысшее, вечное Благо, от которого происходит всякое другое благо. Являясь любящим Отцом и вечной Добротой, Бог призывает человека к общению и дружбе с Самим Собой. Непоколебимая вера в "живого и истинного" Бога, Который присутствует и действует в жизни человека, позволяет нам, францисканцам полностью уповать на Божественное Провидение. В том случае, если человек открыт для действия Бога, Господь совершает в его жизни чудеса: исцеляет и просвещает его, прощает ему грехи и спасает от смерти. Бог - это мир, покой и радость - всё то, что люди называют счастьем.
- Спасибо, брат, - сказал настоятель и знаком дал понять монаху, что тот может идти.
* * *
Вика сидела за столиком в углу заведения под названием "кафехауз". Она заказала вторую чашку "капучино". Прошло сорок минут с того времени как она пришла. Встреча пока не состоялась, и она подумывала уже уходить. Пока кофе не принесли, девушка курила и внимательно разглядывала сидевшую за столиком рядом парочку. Молодые люди ссорились из-за какого-то пустяка. То ли она не сказала, что к ним придет ее подруга, то ли сказала, но уже тогда, когда та пришла. Одним словом был повод поругаться, и молодежь воспользовалась им.
- Здравствуйте, Виктория! - девушка отвела взгляд от ссорящихся и увидела, что за ее столик уселся молодой мужчина лет тридцати, в дорогом костюме и белой рубашке с черным галстуком.
- Здравствуйте. Это Вы мне звонили и назначили встречу? - спросила она.
- Ну, не совсем. Вам звонил мой доверитель. Я юрист и сейчас представляю его интересы. К сожалению, я не могу Вам сказать кто он. Он хочет остаться неизвестным. Но мне поручено вести с Вами разговор от его имени. Меня зовут Владимир, вот моя визитка, - он положил перед ней синюю картонку с его фамилией, должностью и телефоном.
- Хорошо. Мне без разницы с кем говорить. Пусть это будете Вы, - повертев в руках визитку, сказала девушка. - Итак, что Вам надо мне сказать?
- Ваш муж должен на днях вернуться домой, - она легко кивнула головой в знак согласия, - он привезет из командировки папку с некоторыми документами, которые интересуют моего доверителя. Он хотел бы купить их у Вас.
- Странно, а почему он обращается ко мне?! Ведь папку привезет мой муж.
- К сожалению, господин Петров откажется от предложения продать документы. Поэтому мой доверитель считает, что это сделаете Вы.
- А почему он решил, что я пойду на это?! - Вика и вправду возмутилась. Предлагать ей такое! - За кого он меня принимает!
- Он принимает Вас за обманутую женщину, почти брошенную мужем.
- Это не правда! Муж меня любит и еще ни разу не обманул! - воскликнула девушка.
- В таком случае... - Владимир поднял из-под стола портфель, достал из него и выложил перед ней несколько фотографий, на которых Петров был изображен на вилле в тени апельсиновых и лимонных деревьев. На одной из них была сфотографирована молодая девушка в купальнике. Они сидели в шезлонгах у бассейна, и пили шампанское из тонких изящных бокалов. На фото хорошо была видна его рука с кольцом, которое было куплено им уже во время их совместной жизни. На другой фотографии муж садился в красный "Феррари". На каждой фотографии внизу стояла дата, которая соответствовала датам его командировки.
- Этого достаточно? - спросил ее мужчина, сидящий напротив. - Не сомневайтесь, у моего доверителя есть и другие свидетельства неверности Вашего мужа. Но если Вас не интересует Ваша дальнейшая судьба, то я могу прекратить этот разговор.
Он собрал все выложенные ранее фотографии и поместил их обратно в портфель.
- Что значит моя "дальнейшая судьба"? - еще возмущенно, но уже несколько неуверенно спросила Вика.
- Ну, Вы же знаете, что бывает с брошенными женами, и на какие материальные блага они могут рассчитывать после развода. Мой доверитель предлагает Вам очень даже хорошую сумму, только за то, что Вы передадите ему папку, которая вскоре будет не нужна никому. Ее просто подошьют к делу, и вся ее ценность пропадет, - он достал из кармана пластиковую карту "Виза" Альфа-Банка и положил ее перед оскорбленной женщиной. Затем рядом положил бумажку с четырехзначной цифрой. - На этой карточке сто тысяч евро. Вот код доступа к карте. Вы можете пользоваться ею уже сегодня. Мой доверитель благородный человек. Он Вам доверяет. Хотя сами понимаете в такой ситуации глупо его обманывать! По крайней мере, я, пообщавшись с ним, уяснил для себя, что его лучше не обманывать.
За столиком воцарилась тишина. Прошло несколько минут, прежде чем Вика взяла в руки карточку. Потом она достала из сумочки кошелек и, открыв его, молча, положила в него пластик и бумажку.
Владимир улыбнулся, встал из-за стола и, пожелав "счастливо оставаться", удалился.
* * *
LXVI. "Когда будет найдена надпись Д. М. и со светильником обнаружена древняя пещера, Закон, Король и Принц Ульпиан пройдут испытание. Королева и Герцог скроются в павильоне".
* * *
Ему казалось, что он не проголодался, но почему-то с большим удовольствием налег на простую деревенскую пищу. Хлеб действительно был очень свежим и вкусным. Пример бедного служителя господа был очень заразителен. Францисканец отрывал от хлебного куска небольшие кусочки мякоти и макал их в зеленоватое ароматное оливковое масло, после чего отправлял их в рот, закладывая туда же ветчину и моцареллу, потом запивал их довольно сладким молодым вином. Во время обеда ни священник, ни Петров не произнесли ни слова о деле, которое свело их сегодня здесь.
Наконец, насытившись, они выпили еще по бокалу вина и отодвинулись от стола. Через несколько минут появились двое братьев, которые унесли остатки обеда и вытерли стол. Только после того как они остались одни настоятель обратился к гостю.
- Va bene! Не правда ли, нет ничего вкуснее простой пищи?! Здоровая еда способствует здоровому восприятию жизни.
- Да, падре, - удовлетворенно согласился с настоятелем Петров.
- Теперь, может, перейдем к более серьезным вопросам? Не возражаете? - Виталий не возражал. - Что Вы намерены делать с теми документами, которые попали к Вам по сущей случайности и по вине нашего брата?
- Я еще не решил. Отправляться на поиски пока преждевременно, ведь в них ровным счетом ничего конкретного.
- Отнюдь, сын мой, в них достаточно информации. Имея немного больше знаний в области средневековья, немного больше желания изучить историю ордена храмовников и нашего ордена, можно сделать вывод о местонахождении искомого. Конечно, той информации, которая имеется и доступна в открытых источниках, недостаточно. Необходимо знать немного больше, небольшие тайны, которые открываются только Посвященным.
- Я понимаю, святой отец. И как я говорил, все условия с моей стороны будут выполнены. Документы юристы подготовят через две недели. Однако в настоящее время часть документов находится в России. Без них, к сожалению, полностью оформить все бумаги не представляется возможным. В связи с чем, мне и необходима эта поездка. Но как только они будут изготовлены, я сразу же Вам их передам.
- Когда вы возвращаетесь в Москву?
- Планировал завтра.
- Возможно ли отложить отъезд?
- Если этого потребуют важные дела, то, безусловно, - задумавшись только на мгновение, ответил Виталий Александрович.
- Видите ли, мой друг, послезавтра из Испании приезжает отец Николас. Его статус в ордене намного выше моего, а соответственно и возможностей у него больше. Кроме того, он считается знатоком истории и посвящен в ее тонкости. Я докладывал руководству о последних событиях, связанных с документами и отцы приняли решение направить к нам брата Николаса. Я бы и раньше Вам об этом сообщил, но получил это известие только сегодня, прямо перед Вашим приездом. Поэтому и спрашиваю, не могли бы Вы отложить возвращение на несколько дней.
- Конечно!
* * *
Сотрудник охранного предприятия "Сокол" сидел в служебном автомобиле "форд-фокус" и, слушая музыку на Fm волне, скучал. Он находился на рабочем месте. Его нынешняя задача заключалась в наблюдении за квартирой объекта. Объектом была молодая и красивая женщина, проживающая в доме на втором этаже. Вот уже пять часов он сидел и караулил ее. Он сидел и мечтал о том, когда заслуженно уйдет на пенсию. Но какая пенсия! Слава богу, что работа еще пока есть! Он с трудом ее нашел, спасибо бывшим сослуживцам, они помогли. Работа ему очень не нравилась. Она мало чем отличалась от службы в милиции. Все те же слежки, засады, прослушки. Правда, платили здесь больше. Здесь не было и той жесткой дисциплины, не нужно было дрожать перед каждым начальником, ожидая от него какой-нибудь непроходимой глупости или очередного сумасбродства. Хотя последнего всегда хватало и там и здесь. Там оно, правда, было постоянным и спускалось свыше, от первых лиц. Именно благодаря такой верховной глупости он и оказался уволенным. Именно после очередного реформирования структуры, твердого и победного доклада о сокращении штатов его и многих других выкинули на улицу.
Ди-джей радиостанции известил слушателей о том, что в Москве уже четыре утра. Глаза закрывались. Свет в окнах квартиры объекта давно отсутствовал. Кромешная темнота. Объект спит и видит сны. Ровно в шесть утра его сменят. Как ему хочется домой! Там тепло и уютно. Дети спят, жена спит, кот, и тот спит, свернувшись возле батареи. Глаза закрываются. Утром он поедет спать. До шести еще два часа. Все спят.
* * *
XXVII. "На тайном пути один помогает другому, /На подземном пути...//Под сводами пещеры.../Из опустевшей клетки выпущен отважный юноша. Восстановлено написанное императором. В нем увидят то, чего нет ни у кого другого".
* * *
- Друг мой, а что Вы знаете о нашем ордене? - спросил Петрова отец Николас. - Собираясь сотрудничать с нами, а в последующем и даже еще больше... Вы должны, конечно, не досконально, но узнать об истории ордена, религиозной сути и принципах положенных в его основу. Вы согласны со мной?
Виталий Александрович был полностью с ним согласен. Будучи историком по образованию и призванию, он считал, что только история может разъяснить суть любого религиозного течения. Он не знал ни подоплеки основания ордена, ни его принципов. Поэтому он с радостью согласился на краткую лекцию этого грамотного отца, тем более тот очень хорошо говорил по-русски.
Они прошли в старинный кабинет настоятеля монастыря. Помещение представляло собой большой зал площадью около семидесяти квадратных метров. Стены были заставлены книжными шкафами высотой почти до потолка, полки шкафов ломились под тяжестью старинных книг. Возле завешенного портьерой окна стоял массивный письменный стол, за которым место нашлось им обоим.
- Франциск Ассизский, основатель нашего Ордена - один из самых знаменитых христианских святых. Часто его называют "самым привлекательным святым", - усевшись в мягкое кожаное кресло, начал свой рассказ священник в серой рясе, - и его заслуженно считают самым популярным среди не католиков и даже среди атеистов. На протяжении восьми веков личность св. Франциска привлекает людей самых разных взглядов и мировоззрений. В нем видят родоначальника субъективизма и индивидуализма, предвестника Ренессанса, реформатора, первого хиппи, борца за охрану окружающей среды, революционера, романтического героя... На самом же деле, в жизни Франциска, по сути, не было ничего, кроме точного следования евангельскому идеалу и подражания Христу - настолько совершенного, что его называют "Alter Christus" - "Второй Христос".
Франциск родился в 1181 (или 1182) г. в городе Ассизи в Умбрии, в семье купца и торговца тканями Пьетро Бернардоне. Проведя юность беззаботно и весело, в возрасте 24 лет он пережил обращение, и с тех пор полностью посвятил себя Богу. Он начал жить в крайней бедности, ухаживал за прокаженными, собственными руками восстанавливал разрушенные часовни, проповедовал. Вскоре у него появились сподвижники, а еще немного времени спустя - в 1209 г. - Папа Иннокентий III одобрил Устав нового братства. Так родился Францисканский Орден. За два года до кончины Франциск получил от Господа удивительный дар - стигматы. Крайне истощенный постоянным постом и суровым образом жизни, 3 октября 1226 г. он предал Богу свой дух. Меньше двух лет спустя Папа Григорий IX причислил Франциска к лику святых. В принципе, св. Франциск не изобрел ничего, что можно было бы назвать открытием для христианства; тем не менее, роль Ассизского Бедняка в истории трудно переоценить. Его Орден практически положил начало деятельному монашеству. Его духовность наполнила содержанием искусство раннего итальянского Возрождения, и прежде всего Джотто. Его "Гимн Солнцу" стал первым стихотворением на итальянском языке, давшим толчок развитию поэзии на национальных языках и вдохновившим великого Данте. Но, возможно, главное, что сделало личность Божия Простачка столь притягательной, - это та удивительная атмосфера любви, добра и простоты, которую он сумел создать рядом с собой при жизни, которую прекрасно передали его современники и которую ощущает, наверное, каждый, кто встречает на своем пути этого святого.
Наш Орден - это мужская монашеская община, которую в начале 13 в. основал св. Франциск Ассизский. Вообще, францисканцы - это огромная духовная семья монахов, монахинь и мирян, которые построили свою жизнь на духовности св. Франциска. В наше время таких людей на земле более миллиона, поэтому францисканская семья считается самым многочисленным объединением внутри Католической Церкви. Знаменательно, что общины, живущие по францисканской духовности, существуют также в Православной и протестантских Церквах. Св. Франциска считают основателем трех Орденов, которые являются частью одной харизмы, совладельцами одного наследия, имеют одну и ту же цель. Находясь в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, они движутся одним путем. При этом каждый из них имеет свою собственную, автономную историю.
Первый Орден - мужской: Франциск, отказавшись от мирских благ, увлек за собой молодых людей, своих друзей, которые пошли за ним и назвали себя Меньшими Братьями.
Второй Орден - женский: девушка благородного происхождения по имени Клара решила посвятить свою жизнь Богу по примеру Франциска; из его рук она приняла монашеское одеяние, а впоследствии основала общину сестер. По имени основательницы, монахинь Второго Ордена называют клариссами.
Третий Орден - это Францисканский Орден Мирян. Его члены остаются в миру, и Орден предлагает им форму апостольской жизни, приспособленную к их положению. К этому ордену принадлежу и я.
Орден Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных является одной из ветвей Первого Ордена. Всего же этих ветвей три: Братья Меньшие (Ordo Fratrum Minorum, сокращенно OFM), называемые также обсервантами (обсерванция - строгое соблюдение положений Устава); Братья Меньшие Конвентуальные (Ordo Fratrum Minorum Conventualium, сокращенно OFMConv.) - то есть, "братья общины": конвент - это монашеский дом, община монахов одного монастыря); Братья Меньшие Капуцины (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum, сокращенно OFMCap.), получившие свое название от итальянского слова "capuccio" - капюшон.
Возникновение этих ветвей было вызвано разной интерпретацией идеалов Франциска и различной формой их осуществления, и имеет свою богатую историю.
Наш Орден в настоящее время насчитывает около четырех с половиной тысяч братьев, работающих на всех континентах. Мы носим серый или черный хабит (монашескую рясу) с белым поясом-веревкой; нас называют "францисканцами", а также "миноритами" (в Германии, Австрии, Венгрии), "кордильерами" (во Франции и Швейцарии) или "серыми братьями" (в Англии).
Отец Николас замолчал, решив, что сказанная им информация должна усвоиться. Он встал, подошел к окну и так остался стоять, любуясь открывающимся видом на виноградники. Виталий Александрович почувствовал в лекторском тоне, умении преподнести материал, подготовленной речи - ничего лишнего, своего коллегу, но не просто преподавателя, а лектора высокого уровня. Не в силах сдержать себя, он спросил:
- Падре, Вы случайно не преподаете в университете какую-нибудь науку?
- О! Нет! Нет! Я - врач в испанском госпитале. Если Вы так подумали, то я весьма польщен.
* * *
Вернувшись домой после встречи с юристом неизвестного, интересующегося какими-то бумагами мужа, Вика долго не могла найти себе место. Она переоделась и бесцельно прошла на кухню. Если б в раковине лежала грязная посуда, она бы ее непременно перемыла. Но, к сожалению, ее привычка мыть посуду сразу же после еды, не представила ей такой возможности отвлечься от дурных мыслей. Верить словам постороннего человека или же нет? Она видела фотографии, но разве это доказательство?! Разве при современной технике не просто сфабриковать любые доказательства?! Тем более какие-то фотографии! Для какой цели?! Зачем кому-то это понадобилось делать? Так он сам сказал - ему нужна папка с документами мужа! А разве любящая жена может предать мужа?! Разве ей деньги дороже любви к дорогому человеку? Разве она может сделать подлость по отношению к любимому человеку?!
Но Петров действительно последнее время часто отсутствовал. Когда он приезжал из своих командировок, то от него нельзя было добиться ни ласки, ни заботы. Он был погружен в себя, в свои мысли. Возможно, и она была в этом повинна. Она, уже не испытывая к нему тех чувств, которые молодые девочки чувствуют в первое время своей влюбленности, была с ним суховата и не очень внимательна. Если в кровати он поворачивался от нее в другую сторону, она тоже спокойно поворачивалась к нему спиной, и они мирно засыпали, будто жили вместе уже двадцать лет.
Любит ли она его? А он ее? Любила ли она его раньше? Эти вопросы никак не хотели оставлять ее мозг. Если фотографии настоящие, то, как она должна к ним отнестись? Негодовать? Нервничать, плакать, злиться? Или же просто ставить точку в отношениях и уходить? Куда? Куда ей уходить?! Бросить все имущество нажитое совместно в браке?! О, нет! Пусть лучше он уходит! Возвращается к своей бывшей! А квартиру он должен оставить ей! Он ей изменил! Он ее бросил! А бросил ли он ее? Откуда это известно? Нет, он точно ее бросил!!! Что там говорил юрист? Брошенным женам ничего не достается?! Дудки! Она возьмет все! Как?! Как он мог променять ее, молодую, красивую, на какую-то другую?! Подлец! Старый ловелас! Сколько волка не корми, он все в лес смотрит! Ну, ладно, ладно я тебе отомщу! Пусть! Деньги у меня есть! В конце концов, без этих документов ты прекрасно проживешь! А мне они послужат первыми алиментами! Это не подлость! Это месть обманутой женщины! В другой раз неповадно будет! Все-таки сто тысяч - это деньги! И деньги не за что! Просто я отдам папку, которая никому не будет нужна, в скором времени! Так сказал юрист! Почему я не должна ему верить?! Человеку, который меня еще не обманывал! А вот ты меня обманул! Вот и получай!
* * *
"Тамплиеры будут уничтожены. Минориты разделятся. Нищенствующие будут добиваться богатств"
* * *
Они гуляли после скудного завтрака. Мужчины не спеша шли по узкой дорожке монастырского парка, посыпанной каменной и кирпичной крошкой. Густые кроны высоких платанов скрывали от них яркое солнце. После вчерашнего дождя воздух в парке был сырым и прохладным. На тех газонах, которые не смогли спрятаться от солнца, трава искрилась капельками росы.
Виталий Александрович вчера не стал возвращаться домой и заночевал в монастыре, в любезно предоставленной ему монашеской келье. Узкая железная кровать, тонкий матрац, холодное одеяло и вся спартанская лаконичность комнаты не помешала ему прекрасно уснуть и спать крепко и спокойно. Сон, в отличие от сна на вилле был мирным и добрым. Утром, проснувшись рано с петухами и монахами, он с аппетитом позавтракал в монашеской столовой вместе с отцом Николасом и другими францисканцами.
Прогулка по парку в тихом умиротворении побудила его продолжить беседу об ордене.
- Падре, вчера Вы излагали мне довольно официальные положения об ордене, но я понимаю, что есть еще история объективная и беспристрастная. Скажем, более человечная и, возможно, более правдивая. Простите, если я нечаянно задел Ваши чувства!
- Нет. Все в порядке. Вы мирянин и в какой-то мере правы. Так вы хотите услышать историю ордена в "объективном" изложении?
-Да, если это возможно.
Францисканец немного помолчал, видимо, составляя в уме план лекции и через пару минут сказал:
- Когда инквизицию призвали действовать против тамплиеров, она уже приобрела опыт борьбы с другими официально признанными Церковью христианскими институтами. Большую часть предшествовавшего столетия она находилась в постоянной полемике, фактически враждовала с орденом, который был главным соперником доминиканцев в борьбе за власть и влияние. Это был наш орден, францисканцев.
Человек, позднее канонизированный как святой Франциск, родился, как я уже говорил, и это было правдой, около 1181 года в семье богатого торговца тканями из Ассизи. Если Доминик, основатель доминиканцев, был фанатиком с момента своего появления на исторической сцене, то Франциск являл собой другую, хотя в равной мере знакомую, модель. Подобно святому Августину, Франциск провел свою юность в мотовстве и распутстве. Даже в самых почтительных житиях стыдливо указывается, что он совершал все те вещи, которые по обыкновению делал молодой человек его времени, и не раз употребляется слово "разгульный".
До двадцати лет Франциск работал у своего отца. В 1202 году он стал военным, приняв участие в одной из мелких военных кампаний, которые Ассизи вел против своих соседей. Он был взят в плен и провел несколько месяцев в тюрьме. Согласно некоторым источникам, где-то в этот период он начал страдать приступами тяжелой болезни. Обрывочные сведения дают возможность предположить, что эта болезнь была каким-то видом нервного или психического расстройства либо очень походила на него. Во всяком случае, Франциск вернулся в Ассизи иным человеком. Он отправился в паломническое путешествие в Рим и во время него открыл для себя радость нищеты. Вернувшись в Ассизи, он усвоил аскетический и простой образ жизни, стал заботиться о нищих и помогать в восстановлении заброшенной церкви. Он финансировал это восстановление на деньги, вырученные за продажу товаров, которые украл у своего отца, и лошади, на которой их увез. Отец отрекся от него.
Все это было только прелюдией к обращению Франциска. Обращение случилось однажды утром в 1208 году, когда Франциск слушал отрывок из Библии, читавшийся в церкви неподалеку от Ассизи. Услышанные слова прозвучали для него, как обращенные к нему лично, как призыв. Вскоре после этого он выбросил свои башмаки, облекся в темный балахон и пустился странствовать и проповедовать. Когда вокруг него стали собираться последователи, он составил устав для новой "организации". Согласно одному из ее положений: "Братья не должны иметь никакой собственности, ни дома, ни места... но должны жить в миру как странники и пилигримы и просить подаяние".
Франциск и Доминик были почти сверстниками. Но если Доминик стремился к власти, Франциск стремился к отказу от всякой власти. Доминик для борьбы искал внешних врагов, тогда как Франциск - в гораздо большем согласии с традиционным христианским вероучением - сражался с грехом и искушениями внутри себя. Подобно некоторым еретикам-сектантам, Франциск стремился исповедовать образ жизни, соответствующий тому, который приписывали Иисусу и "первым христианам". Если бы он жил на юге Франции или доминиканцы не были бы столь заняты преследованием там катаров, вполне вероятно, что его самого осудили бы как еретика. Вместе с Домиником он отражает два противоборствующих, диаметрально противоположных и откровенно фанатических аспекта средневековой Церкви. В 1209 году, в то время, когда один из крестовых поход набирал обороты, папа Иннокентий III одобрил составленный Франциском устав, и наш орден францисканцев был официально учрежден. Со своими сподвижниками Франциск взял название "братьев миноритов". Тремя годами позже, в 1212 году, знатной дамой из Ассизи, которая впоследствии была канонизована как святая Клара, был создан женский францисканский орден - бедные клариски. Франциск тем временем начал проповедовать все дальше от родного города. Он бродил по Восточной Европе. Затем он отправился в крестовый поход и в 1219 году присутствовал в Египте при осаде и взятии Думьята - порта в дельте Нила.
У первых францисканцев был столь нищий и оборванный вид, что чрезмерно усердные доминиканские инквизиторы иной раз принимали их за катаров или вальденсов. В результате одной такой ошибки, например, пятерых из них казнили в Испании. Как и первым доминиканцам, первым францисканцам предписывалось соблюдать обет бедности и запрещалось иметь имущество, что вынуждало их существовать исключительно милостыней. В отличие от доминиканцев, однако, францисканцы были обязаны заниматься физическим трудом. Им также было отказано в некоторых утешениях, которые были дозволены их соперникам.
Большинство францисканцев в начале существования ордена были, к примеру, малограмотны и, следовательно, лишены интеллектуальных радостей и удовольствий, которые давало изучение схоластической и богословской литературы. И в то время как доминиканцы могли удовлетворять свои подспудные садистские или другие извращенные желания, преследуя еретиков, францисканцам было отказано и в этом. Неудивительно, что тяжелые требования францисканской дисциплины оказались не по силам многим членам ордена и многим из тех, кто готовился в него вступить.
Еще до смерти Франциска в 1226 году созданный им институт начал претерпевать изменения. Пока он странствовал в Восточной Европе, а затем в Египте, его заместитель на посту генерала ордена показал себя дальновидным и умелым политиком, далеко простерев влияние францисканцев и ослабив суровость их устава. Они по-прежнему занимались физическим трудом и проповедованием, а также содержали больницы и ухаживали за прокаженными, но теперь, помимо этого, они стали накапливать богатства.
По словам одного историка: "Не в человеческой природе было отказываться от богатств, которые буквально текли со всех сторон в разраставшийся орден, и, чтобы примирить его несметные сокровища с абсолютным отказом от собственности, предписываемым уставом, прибегли к искусству диалектики". Когда Франциск вернулся из своих странствований, он не предпринял попытки возвратить себе прежние положение и власть в ордене. Потеряв всякий интерес к политике, власти и иерархии, он продолжал вести свой простой и свободный образ жизни; а орден, хотя и почитая его в качестве своего отца-основателя, стал развиваться под руководством других людей. На своем первом генеральном капитуле в 1221 году, за пять лет до смерти Франциска, он насчитывал в своем составе свыше 3 тысяч братьев, кардинала и целый ряд епископов. К 1256 году ему принадлежало сорок девять разных обителей в одной только Англии, в которых насчитывалось 1242 монаха. Во второй половине тринадцатого столетия одним из них будет и знаменитый Роджер Бэкон.
Спустя полвека после смерти Франциска его орден стал столь же зажиточным и богатым, как и любой другой церковный институт. Он по-своему также начал открывать для себя пьянящий вкус власти. И, как неизбежное следствие, все больше становился подвержен коррупции. В 1257 году генералом ордена был избран человек, который впоследствии был канонизирован как святой Бонавентура. Одним из первых своих действий он разослал всем провинциальным главам циркуляр, в котором выражал сожаление по поводу того, какое бесчестье навлекли на францисканцев поглощенность мирскими заботами и жадность. Братья, сетовал он, все больше впадали в леность и порок, предавались постыдному мотовству, возводили неприлично пышные дома, вымогали чрезмерные наследственные отказы и погребальные вознаграждения. Прошло еще десять лет, но ничего не изменилось, и Бонавентура повторил свои инвективы, на этот раз еще более резко: "Гнусное лицемерие - утверждать абсолютную бедность, а затем отказываться со смирением принять отсутствие чего-либо; побираться по округе подобно нищему и купаться в роскоши дома".
Погрязнув к концу тринадцатого столетия в суетности и коррупции, францисканцы также оказались расколотыми схизмами. Многие члены ордена - "мистические" францисканцы, или "спиритуалы", - попытались сохранить верность догматам основателя ордена. Неудивительно, что их бескомпромиссная позиция вскоре привела к конфликту с инквизицией, возглавляемой доминиканцами, и немалое их число было обвинено в ереси.
К началу четырнадцатого столетия спиритуалы все больше расходились с основным крылом ордена, с доминиканской инквизицией и с папой. В 1317 году папа Иоанн XXII занял позицию, направленную против спиритуалов. Под страхом отлучения им было приказано подчиниться его авторитету и власти основного крыла ордена. Многие отказались и сделались схизматиками под именем фратичелли. В 1318 году четверо фратичелли были сожжены инквизицией как еретики. В 1322 году генеральный капитул всего францисканского ордена принял резолюцию, неявно сочувствовавшую фратичелли. В ней утверждалось, что Иисус и его апостолы были бедны, не имели личного имущества и порицали суетность - а ведь они являли собой идеальный образчик христианской добродетельности. Такое заявление составляло дерзкий вызов инквизиции, которая только недавно попыталась своим постановлением оправдать богатство духовенства. Реакция не заставила себя долго ждать. Год спустя, в 1323 году, папа объявил резолюцию францисканцев еретической. Это вызвало возмущение у всех францисканцев, многие из которых обвинили в ереси самого папу, а некоторые открыто перешли на сторону фратичелли. Вплоть до 1520-х годов мистически настроенных францисканцев все еще будут продолжать осуждать и судить как еретиков. Кровная вражда между францисканцами и доминиканцами приобретала подчас характер беспрецедентного помешательства, равно как и инфантильного буквализма и догматизма.
В последующем острая полемика между Церковью и орденом сошла на нет. Папы больше не сжигали францисканцев. Наоборот, многие из братьев приблизились к влиятельным кардиналам и к ним, к их политическим взглядам стали прислушиваться. Францисканцы обрели мир со всем миром.
Значение ордена трудно переоценить. Можно с уверенностью сказать, что его значение для христианства, да и человечества весьма велико.
Францисканцы, единственные из всей католической церкви, не боялись и не боятся говорить о священном с юмором. Франсуа Рабле, автор самого смешного и скандального романа 17 века "Гаргантюа и Пантагрюэль", был францисканцем. И это было настоящим подвигом, если вспомнить, что в 12-13 веках созывались церковные соборы, чтобы определить - греховен ли смех. Слишком много было тех, кто считал, что только страх может быть адекватной реакцией на божественное. Нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы отстаивать свою позицию перед самыми высокими столпами Церкви, как это делал Франциск, придя на аудиенцию к Папе римскому Иннокентию III после ночевки в хлеву (куда сам папа отправил его, желая посмеяться над любовью странника из Ассизи ко всему живому).
Революционной идеей Франциска, а русские любят это выражение, было объявление всего мира Храмом Божьим. Он считал, что молиться можно не только в церкви, часовней может стать роща и берег озера, луг и гора. И хотя в этом он опирался на слова самого Христа, многим христианам эта идея казалась еретической.
И, самое важное, чему научил людей Франциск - искусству мистической медитации. В то время как повсюду было принято опираться на цитаты из святых отцов, Франциск утверждал: главная цель - приблизиться к Богу, слиться с ним мысленно и чувственно, поскольку Бог непостижим.
Орден мистиков и шутников, как называли наш орден в Средние века, дал миру многих замечательных людей. Хотя сам Франциск с недоверием относился к "книжной премудрости", не все его последователи отвергали науку. Изобретатель пороха Бартоломей Шварц, естествоиспытатели Роджер Бекон и Вильгельм Оккамский и даже великий Франческо Петрарка тоже принадлежали к ордену. Какими бы разными они не были, в каждом, приглядевшись, можно заметить черты их Великого Учителя, св. Франциска! Достаточно ли Вам информации?
- О, да, падре! Я заслушался. Бывают такие моменты в жизни, когда одно слово может изменить все.
* * *
XXVIII. "Подобия золота и серебра будут раздуты. После, похищения из озера они были брошены в огонь. Когда они были обнаружены, то потускнели и помутнели. Надписи на мраморе, предписания стерты".
* * *
Господин Альварес и его представитель сидели в хорошем дорогом ресторане. Они заказали омаров и, насытившись ими, потягивали прекрасное белое вино, заедая его свежей клубникой, поданной на большой тарелке.
- Senor Alvares, - обратился на испанском к мужчине его представитель, - Вы считаете, что в этом мире возможно все?! Вы считаете, что за деньги человек обманет, продаст ближнего, убьет друга. Деньги заменяют людям совесть, честь, любовь?!
- А Вы в этом сомневаетесь? По-моему, последние события должны были доказать Вам, что не стоит сомневаться в моих убеждениях! Сестра за деньги оклеветала сестру. Жена продала мужа. Юристы за деньги нарушают законы, обманывают своих доверителей. Следователи и судьи, получив взятку, осуждают невиновных. Последние, правда, могут нарушить законы и поступить несправедливо не только за взятку. Хотя в итоге все сводится к деньгам! Следователю, судье спускают указание сверху, обвинить, осудить, поступить так, как приказывают. При этом им, конечно, денег не дают. Напрямую, в руки не дают. Но ослушавшись указаний, они потеряют свое место, хлебное место! Потеряют зарплату. И в итоге, если внимательно посмотреть в корень, Вы увидите, чьи уши торчат! Деньги! Какие доводы еще привести? Что Вам еще мешает поверить мне?! Вы хотите увидеть больше? Пожалуйста! Я могу Вам показать еще, - он осмотрелся вокруг и кивнул в сторону столика, за которым сидели двое. Молодой человек и его девушка. По их внешнему виду можно было сделать вывод, что они живут в хорошем достатке. - Видите вон ту молодую парочку?
- Молодой человек лет тридцати и его девушка? - переспросил представитель.
- Да, но молодому человеку тридцать пять, а его жене тридцать. Они в браке меньше года. Большая и настоящая любовь! Детей пока нет, но они думают о необходимости их завести.
- Даже так?! - скептически улыбнулся представитель Альвареса.
- Да. Вы до сих пор сомневаетесь в моих способностях?! Смотрите, как он за ней ухаживает! Он почти сдувает с нее пылинки. Видите этот взгляд, полный нежности и заботы?! Обратите внимание, как смотрит на него она! Но оставим эти наблюдения и умозаключения, пока. Итак, Вы не верите, что за деньги мужчина завтра же бросит свою любимую жену?
- Даже и не знаю, что Вам сказать.
- Что ж, пойдемте, - Альварес поднял руку и к нему тотчас подбежал услужливый официант. Господин расплатился с ним по счету, переплатив хорошие чаевые, потом он встал и, подождав, когда его примеру последует спутник, направился к спорному столику. Подойдя к супругам, Альварес обратился к мужчине, не обращая на его жену никакого внимания. Но прежде чем сказать, он положил на стол перед ним очень дорогую пластиковую визитку. - Здравствуйте, меня зовут Диего Альварес, я испанец и владею несколькими крупными компаниями с мировым именем. Кроме того, мне принадлежат две киностудии в Лос-Анджелесе. Мы с моим помощником давно наблюдаем за Вами. И я пришел к выводу, что Вы мне нужны. Вы же программист?
- Да, откуда Вам это известно? - опешил молодой человек.
- Ну, помимо сегодняшнего дня, я давно наблюдаю за Вашей карьерой! Итак, я хочу предложить Вам серьезный контракт. Сумма измеряется семью нулями. В долларовом измерении. Вы согласны оставить работу в Москве и переехать в Нью-Йорк? Но мне ответ нужен завтра. Не скрою от Вас, что на место претендуют еще несколько человек. Как только Вы дадите положительный ответ, Вам будут выплачены подъемные, скажем... пятьдесят тысяч долларов, которые в сумме контракта не указаны. Я понимаю, что все это выглядит довольно странно, поэтому, - он достал из внутреннего кармана пиджака стопку купюр достоинством по пятьсот евро. Отсчитал десять розоватых бумажек и положил их на стол. - Вот подтверждение моих серьезных намерений. Эти деньги останутся у Вас при любом раскладе. Мой телефон указан в визитке, я жду звонка и чем раньше, тем лучше. Двое соискателей получили такой же срок на обдумывание моего предложения. Да, и еще, чуть не забыл, есть маленькое условие. Вы не должны быть женаты. Мне нужен холостой мужчина, разведенный или вдовец. Меня не интересует, когда он развелся или овдовел. Но на момент подписания контракта он должен быть одиноким.
Альварес слегка поклонился собеседнику, потом небрежно кивнул в сторону его жены и, грациозно повернувшись, направился к выходу из обеденного зала. В гардеробе, одевая с помощью ливрейного работника ресторана плащ, он обратился к своему представителю.
- Сегодня, через несколько часов он мне позвонит. Убивать он ее не станет, нет необходимости. Он ее выгонит из квартиры, которую решит сдавать, пока работает в Америке. Они разведутся завтра. Больше он ее не увидит, правда, помнить о ней будет всегда и корить себя за свой "слегка" некрасивый поступок.
Одевшись, Альварес поблагодарил гардеробщика за помощь, сунув тому в руку, как бы невзначай, банкноту достоинством двести евро. Скромный человечек расширил глаза и поспешил спрятать бумажку в карман, чтоб богатый и сумасшедший господин не заметил своей ошибки. Потом он раболепно подбежал к дверям и, открыв их, замер в низком почтительном поклоне. На улице испанец продолжил тему.
- Вы обратили внимание на гардеробщика?
- Да, я заметил, что Вы были сегодня несказанно расточительны.
- Запомните! Деньги не имеют значения в этой жизни! Деньги - это то зло, которое существует в мире только для слабых. Я дал тому человечку двести евро для продолжения нашего исследования. Он не видел в глаза таких денег в качестве чаевых. С сегодняшнего дня он будет смотреть на всех посетителей с призрением. Они все будут казаться ему скупыми и жадными. Он перестанет их уважать и будет мечтать о новом посещении ресторана мной или другим таким же щедрым посетителем.
Они не стали садиться в припаркованный на противоположной стороне большой "Мерседес", а прошли по улице метров сто. Альварес посмотрел по сторонам и ненадолго остановил свой взгляд на группе молодых милиционеров, стоящих метрах в ста пятидесяти от них.
- Я продолжаю настаивать, что деньги могут творить чудеса с человеческой натурой. Они могут, как мы выяснили подвигнуть человека на предательство, подлость, воровство и кражи, разбой и убийство. Но они и начисто лишают человека разума. В погоне за наживой, в жажде легких денег человекоподобные существа теряют голову и контроль над собой. Увидев возможность очень просто получить большие деньги, они уже не соображают и не видят никакой перспективы. Хотите, я Вам это сейчас продемонстрирую?
- Извольте, очень интересно.
Знаток человеческой натуры остановился и стал дожидаться бедно одетого еще не старого мужчину, идущего сзади метрах в десяти от них. Когда тот с ними сравнялся, Альварес остановил его, придержав немного за рукав.
- Извините, мне очень нужна Ваша помощь! - очень искренне и возбужденно обратился он к мужчине. - У меня украли часы. Вон тот человек. Видите, он быстро идет от нас. Кроме того он меня оскорбил и ударил. Я не могу за ним бежать, я его боюсь! Вы не могли бы его догнать, отобрать мои часы и отомстить за меня?! Вот Вам две тысячи евро! Пожалуйста, помогите мне!
- Как Вы хотите, чтоб я ему отомстил? - с готовностью спросил заказчика народный мститель. - Хотите, чтоб я его избил?!
- Да! Он очень меня унизил!
Мужчина, получив свои легкие деньги, бросился за указанным человеком. Несмотря на группу блюстителей порядка, прямо на их глазах, он подбежал к человеку, повалил его на асфальт ударом ноги и стал избивать его ногами и руками. Милиционеры не сразу его оторвали от работы, они старались его оттащить, но разгоряченный мужчина рвался в бой, продолжая наносить удары ни в чем не повинному пешеходу.
Альварес, взяв под руку своего спутника, перешел на другую сторону улицы и остановил черный "Мерседес", который на малом ходу следовал за ними. Уже в салоне автомобиля он подвел итог своего эксперимента.
- Вот, Вы видели, что произошло. Наш подопытный потерял рассудок. Он не проанализировал ситуацию. Деньги отключили его разум. Хотя ситуация банальная! Как можно доверять первому встречному проходимцу?! Чем он доказал виновность избитого впоследствии человека? Деньгами! Легкими и относительно большими деньгами! Увидев такого рода доказательства многие готовы больше не думать! Вы видели, как он исполнял свою работу?! Старательно, с удовольствием и остервенением, будто это у него украли, его ударили и унизили! Потом, он же видел группу милиционеров, но он даже не стал рассуждать, на их глазах набросился на прохожего! А где инстинкт самосохранения?! Он должен был отдавать отчет своим действиям! Но он даже не подумал о них! Какие последствия, когда можно "по легкому срубить деньжат"?! В итоге он получит срок за хулиганство, причем самый большой! Деньги, казалось, так легко заработанные у него отнимут. В лучшем случае официально, но скорее всего уже через пять минут все те же милиционеры, поделят их между собой, и они больше нигде не будут фигурировать. Что получил наш "кролик"? Срок, судимость, поломанную жизнь! В чем причина?! Деньги, деньги! Дорогой мой! Они! Все они! Но самое смешное, это то, что случись потом, после освобождения, аналогичная ситуация, он опять все повторит!
Альварес замолчал, достал из кармана пиджака золотой портсигар и, не спрашивая ни у кого разрешения, закурил дорогую кубинскую сигару. Минут через десять, когда они подъезжали к "Метрополю", у него зазвонил мобильный.
- Пронто... А! Мой милый Алексей! Вы, стало быть, согласны! Я очень рад! Да?! Завтра разводитесь?! Понятно! Истеричка?! Да. В таком случае Вам повезло вдвойне! Приходите завтра по адресу, указанному на визитке. Не волнуйтесь, Вы оказались первым. Конечно, другие опоздали. До свидания!
* * *
XXXI. "Луна среди ночи [встанет] над высоким холмом, новый мудрец увидит ее лишь мысленно /одним только мозгом/, своими учениками бессмертное существо вызвано, направив глаза на юг, грудь /с женской грудью/, руки, тело в огне".
* * *
Петров сидел напротив отца Николаса, который старался по-своему ответить на простой вопрос: чем убеждения францисканцев отличаются от убеждений других христианских течений.
- Францисканцы по примеру святого Франциска поклоняются Богу-Создателю, который ради любви вызвал, к жизни всякое творение. Человек, созданный "по образу и подобию Божию", получил великий дар в лице Иисуса Христа - Богочеловека. Уподобление Сыну Божию - это высокое призвание, дарованное каждому человеку. Препятствием на пути этого призвания становится грех, являющийся проявлением непослушания в отношении Бога. Францисканская духовность указывает на три источника греха, первым из которых является плоть. Говоря, что нужно ненавидеть плоть, полную грехов и пороков, святой Франциск имеет в виду не физическое тело, а нашу эгоистическую натуру, наше сердце, в котором рождаются греховные мысли и желания.
Вторым источником греха является мир. Святой Франциск говорит, что последователь Христа должен оставить мир не потому, что Бог создал этот мир дурным, а из-за того, что человек по своей природе слаб и грешен, вследствие чего легко может поддаться многочисленным искушениям. Оставить мир означает оставить всё, что противно воле Божией.
Третий источник греха - это дьявол, который всеми путями старается отдалить человека от Бога и завладеть его сердцем. Дьявол использует нашу предрасположенность к греху, нашу эгоистическую и самолюбивую натуру, которая противится воле Божией. Поэтому человек должен научиться владеть собой, стремясь к жизни "духом Господним". Для этого человеку даровано таинство покаяния, которое помогает ему отречься от себя и устремиться к Богу.
Всю свою жизнь, вплоть до самой смерти, человек должен идти путем покаяния. Францисканцы должны не только каяться сами, но и проповедовать покаяние. Во францисканском понимании покаяние - это не просто аскеза, проявляющаяся в посте, молчании или самоумерщвлении, но и образ жизни, в центре которой находится не собственное "я", а Бог.
Стремление к духовным целям не означает пренебрежение к человеческому телу - святой Франциск с большим уважением относился к нему. Благодаря человеческой плоти Бог стал видимым для нас. Кроме того, наше тело дает нам возможность принимать Иисуса Христа в Святых Дарах, а также подражать нашему Спасителю, Который был распят за нас. Человек призван к любви и святости, как в духовном, так и в физическом аспекте.
- Падре, я уже довольно много выслушал и от Вас и от отца Джузеппе проповедей. Спасибо. С каждым днем я все больше и больше проникаюсь Вашим отношением к Вере. Но у меня возникают вопросы, на которые я никак не могу найти ответы.
- Задавайте, задавайте их, друг мой! Не таите в себе! Я постараюсь искренне и честно на них ответить! - действительно очень искренне и с энтузиазмом воскликнул отец Николас.
- Ну, вот Вы сейчас говорили о грехах человеческих, желаниях, плоти, - священник молча ждал конца вопроса. - Скажите, зачем ордену земное имущество? Я говорю о недвижимости, деньгах, иных материальных ценностях, которые орден получает по дарственным, по завещаниям, другими способами?
- Мы все живем в несовершенном мире. Пока в нем ничего не делается просто так, бесплатно. Да и никогда такого не будет! Мир земной создан как мир материальный. Человеку надо есть, пить, одеваться, сохраняя свою плоть, ведь он создан из плоти. Любая плоть требует еды! Чтоб получить ее надо работать. Надо создавать эту еду. Но телу необходима и одежда, ведь мир еще и бывает холодным. Чтоб получить одежду надо тоже затратить усилия - поработать. Если я стану продолжать дальше рассуждать, то мы постепенно придем к постулатам научного коммунизма и знаменитому "Капиталу" Маркса. Товар-деньги-товар. Я думаю, Вам это учение озвучивать нет необходимости?!
- Святой отец, но разве деньги - это не само зло?! Разве это не причина всех бед и грехов человеческих?! Разве это не дьявольские происки?!
- Друг мой! Деньги не имеют ровным счетом никакого значения! Деньги - это только средство! Все зависит от того, в чьих руках это средство! Сами по себе деньги ничто! Бумага, монеты, драгоценные металлы и камни! "Люди гибнут за металл" - так у Фауста. Но если человек правильно к ним относиться, то никакой дьявол не собьет его с пути истинного! Надо только иметь чистую душу, и ты поймешь, как их использовать! Я скажу, как их использует орден и тогда, Вы и сами сможете ответить на поставленный вопрос.
Мы понимаем, что смысл человеческой жизни связан с принятием и воплощением Евангелия. "Меньший брат" стремится жить Евангелием и нести его другим. Эту основную задачу Орден Францисканцев осуществляет различными путями: с помощью миссионерской и издательской деятельности, посредством пастырской работы в приходах и среди молодежи и т.д.
Монахами организуются различные встречи с молодежью, имеющие характер евангелизации. Довольно популярны молитвенные встречи в малых группах, поездки на двухнедельные реколлекции-"каникулы c Богом", байдарочные и велосипедные походы и т.д. Часто организуются пешие паломничества к различным святыням. Ежегодно происходят большие собрания францисканской молодежи в Ассизи и в Пацлавской Кальварии. На каждую из этих встреч регулярно приезжают около трех тысяч человек.
Братья-францисканцы очень активно занимаются издательской и полиграфической деятельностью. У конвентуальных францисканцев -- более десяти крупных издательств и типографий в разных странах мира. Среди наиболее значительных изданий -- "Messaggero di Sant'Antonio" в Падуе, выпускающееся на восьми языках тиражом в несколько миллионов экземпляров, "Rycerz Niepokalanej" в Непокаланове, "Seibo no Kishi" в Нагасаки, "Cavaleiro да Imaculada" в Бразилии. Цель этой деятельности -- с помощью печатного слова приблизить Христа ко всем людям.