Аннотация: Биография Веласкеса походит на исторический детектив, не только благодаря его близости двору короля Филиппа IV, последнее обстоятельство, как и вся история, скорее, следствие уникального, многогранного таланта самого мастера. 8 выпуск "Всемирной картинной галереи".
СОВА: Здравствуйте, ребята! Я, тетушка Сова, снова приветствую вас во Всемирной
картинной галерее! Моя сегодняшняя история началась очень давно...
400 лет назад в испанском городе Севилье, где
жил-поживал рыцарь - честный и
благородный. А звали его Диего Родригес де
Сильва и Веласкес. Он не участвовал в
сражениях, у него не было ни шпаги, ни
щита... Но были кисти и краски, а его
внимательный взгляд проникал сквозь любые
щиты и крепости.
Этому искусству Диего Велескес учился у
известного художника Франческо Пачеко, в
мастерской которого он рисует свои первые
картины.
На них мы видим простых горожан, крестьян,
искренних в своих радостях и печалях.
Посмотрите, ребята, как замечательно передал
их чувства художник!
А еще Диего рисует святых людей. Они тоже
искренни, но в их душах происходят
настоящие чудеса. И честному художнику
очень хотелось это показать. Перед нами -
Иоан, внешне обычный юноша, но к нему
приходит откровение - с ним говорит сам Бог.
Учитель радовался, глядя на картины своего
ученика. Настал день, когда он сказал: "Ты
стал мастером, Диего! Твое правдивое
искусство должно служить людям, стране,
королю! Поезжай в Мадрид! Там как раз
освободилась место придворного художника.
Для Его Величества это будет как глоток
чистой воды в жаркий летний день!"
В Мадриде Диего пишет портрет герцога
Оливареса, первого министра короля. Перед
нами огромного роста, тучный мужчина с
колючим изучающим взглядом. Герцог не
ожидал от художника такой правдивости, и
как человек военный оценил это по
достоинству, заказав еще одну картину. Но
тут...
вмешался король Филипп IV. "Какой удачный
портрет!" - воскликнул он - "Теперь пусть
нарисует меня". Герцогу пришлось уступить.
Король очень любил живопись, и угодить его
вкусам мог далеко не каждый художник. Но
Диего и не собирался угождать. И вот
задумчивое, чуть печальное лицо короля
смотрит на нас с портрета. Филиппу работа
так понравилась, что он тот час назначил
Веласкеса придворным художником.
Диего рисовал портрет за портретом -
прекрасную королеву Изабеллу,
брата короля - инфанта Карлоса,
многочисленных придворных господ. Дело
дошло до того, что среди приближенных Его
Величества стало просто не прилично не
иметь портрета кисти Веласкеса.
Сам король Филипп очень сдружился с
художником. Диего держался благородно, был
честен и при этом, ему удавалось ни с кем не
ссориться. Видимо поэтому король и назначил
Веласкеса гофмейстером - устроителем
праздников и торжественных приемов.
А, узнав о давней мечте художника, побывать
в Италии, предложил ему съездить туда,
чтобы приобрести новые картины для
дворцовой галереи.
В Италии Диего изучает работы великих
мастеров, и все свои впечатления переносит
на холст, создавая прекрасные картины на
темы древних мифов.
Между тем, в родной Испании неспокойно -
началась война. Верные Его Величеству
войска под командованием герцога Оливареса
едва сдерживают противника. Художник
Диего спешит домой, в Мадрид,
Однако во дворце о войне думали мало - всё
те же пышные приемы, те же шумные балы.
У короля родился наследник - Карлос
Бальтасар. Чудный мальчик! Веласкес пишет
его портрет - настоящий шедевр - картину, на
которой принц кажется маленьким, полным
величия божеством.
Король проводит время в театре, на
праздниках, на охоте. Повсюду рядом с ним
принц Бальтасар и его верный друг -
художник Диего.
Но война подступает все ближе. От неё уже
нельзя укрыться за стенами замков и дворцов.
Филипп отстраняет герцога Оливареса от
командования, и сам возглавляет армию.
Судьба словно испытывает короля. Беды
сыплются одна за другой, вырывая самое
дорогое - не стало королевы Изабеллы,
тяжелая болезнь уносит из жизни принца
Бальтасара.
Веласкес старается поддержать короля. Он то
всматривается в прошлое и рисует картины
великих побед Испании,
то с грустью пишет портреты придворных
шутов, которые когда-то казались такими
смешными....
Беды и в самом деле уходят. Война
заканчивается. Мир снова воцаряется над
Испанией.
Только король остается печален. Слишком
много отняла война. Филипп предлагает
своему другу съездить в Италию с особо
важным поручением...
В Италии Диего принимает сам папа Римский
Иннокентий X. Художник пишет его портрет.
Однако папе портрет не понравился.
"Слишком правдиво" - говорит он и все-таки
в награду жалует Веласкесу золотую цепь, от
которой благородный художник отказывается.
Выполняя особо важное поручение Его
Величества, Диего посещает эрц-герцогиню
Мариану Австрийскую и передает ей
приглашение посетить Испанию. Мариана
едет в Мадрид. И представляете, ребята,
король влюбляется в неё на первом же балу!
Филипп снова счастлив.
Скоро у Филиппа и Марианы родилась дочка
- инфанта Маргарита. Имя Маргарита,
ребятки, с испанского переводится как
жемчужина. Девочка действительно стала
настоящей жемчужиной и для родителей, и
для художника. Веласкес рисует её портреты
чуть ли не каждый год!
Он видит, как ожили некогда печальные залы
дворца, как они заиграли светом с появлением
задумчивой милой девочки и талантливо
улавливает кистью эту игру лучей на одной из
самых знаменитых своих картин - Фрейлины.
Вообще-то, здесь всего две фрейлины, но,
похоже, что всё вокруг обращено к маленькой
жемчужине - Маргарите - и король с
королевой, которых можно увидеть в зеркале
на стене, и сам художник, и льющийся из окна
свет.
Диего Веласкесу исполнилось почти 60 лет,
когда он был посвящен в настоящие рыцари,
известного в Испании ордена Сантьяго. Но
это было лишь невольное признание его
заслуг - он был рыцарем всю свою жизнь.
Ведь недаром в Испании и сегодня его
называют "художником Истины".
Здесь, ребята, я и закончу свой рассказ о рыцаре-художнике Диего Веласкесе. Понравились вам
его картины? Молодцы! Всего вам доброго! До новых встреч в нашей Всемирной картинной
галерее!
КОНЕЦ
===========
Сценарий опубликован с разрешения ТО 'Маски'