Пожалуй, мне не повезло, книга не из тех, которые я люблю читать.
Конечно, проделана большая работа, переработано много исторического, этнографического, биографического материала. И спасибо ученому Льву, чьей исторической концепцией и терминологией воспользовался автор.
В произведении есть "нерв", живость, острота. Несомненно, автор владеет словом, пишет легко и создает яркие впечатляющие образы. Сюжет интересен, но то, как он преподносится, отбивает охоту читать эту книгу.
Обилие сцен насилия и извращений удручает. Может, кому не лень будет - посчитает, а, по-моему, тут каждый второй персонаж любит мальчиков. Смысл акцентирования этой темы в романе мне не понятен.
Герои "Клаба" кажутся мне карикатурными. Каждый собрал в себе черты, характеризующие нации. Вернее представления иностранцев о других нациях. Очень английский лорд, самый ковбойский ковбой, непроницаемый китаец, хитрый еврей и.т.д. Как будто олицетворяют собой страны - участницы Игры. По-моему, упрощенный подход. Описание Совета на острове похоже на фантазию подростка о мире взрослых, наделенных властью. Раздражает. Допустим, автор хотел показать пустоту людей, поддавшихся демонам, сулившим им могущество и счастье. Удалось: не за что зацепиться, только похоть, пьянство, мракобесие, двойная жизнь, отдающая бульварными романами и газетными тайнами. Тошнотворненько.
Но если Жуткая пустота, пытающаяся завладеть Отроком (и она туда же!) на сопке Дух Орел и позже, производит необходимое впечатление, то правым игрокам - сторонникам Артели противопоставить темным силам нечего. Они - хорошие, потому что не плохие. Не расчленяют девушек, не соблазняют мальчиков и убивают не всех подряд ("Мы же под Богом ходим!") В трудные минуты Отроку является Прекрасный человек из сновидения, и помогает ему сделать выбор в пользу "наших". Смущает, что у Артели, претендующей на небесное покровительство, и у Клаба, с начальником Кимбелом, олицетворяющим пустоту и тьму, где вой и скрежет зубовный, одинаковые методы борьбы. Стремятся они отрастить алмазный кулак и расшибить всех в лепешку. Зуб за зуб, глаз за глаз - ветхозаветная тактика. Они играют и чувствуют себя при этом избранными. Хочется, чтобы Учитель и Ак Де, и отрок Руслан чем-то глубинным, нравственным отличались от противников. Не просматривается духовный рост отрока Руслана, хоть и били его, и учили. И даже убивали. А получился в итоге Джеймс Бонд. В произведении гораздо больше рационального мышления, чем тоски по иррациональному. Все-таки, квест - мотив присущий роману, предполагает физический и духовный аспект. С физическим - в порядке, с духовным, на мой взгляд, - не убедительно.
Отношение героев к дамам потребительское. Бедная чернокожая Мэм - все-таки член правления Клаба - нужна всем, как кукла из секс шопа. Любовь главного героя Инга без лишних слов заваливается с ним на холодную набережную, а потом развлекает его на ложе, принадлежащем полковнику Казакову. А супер агент Лейла вообще с монстром вынуждена спать - артельщики ей объяснили, что иначе в Большой игре не выжить. Но больше всех Махию жалко. Нежное создание пятнадцати лет совращено Русланом-Алишером походя. А папа ее еще и спасибо сказал. С Айгуль тоже нельзя было просто дружить, но это понятно, иначе бы Руслану раритетный кинжал не достался. В общем, подходец всюду мужской просматривается.
Теперь о смысле Игры. Политическое и экономическое благополучие страны зависит от неких артефактов, например, - креста, на котором распяли Христа. И деяние Руслана состояло в том, чтобы найти крест и передать той державе, которой он захочет. Желательно союзной Артели. Лучше всего России. В процессе добывания креста и стычек с Клабом гибнут люди. Играющие или оказавшиеся не в том месте. И это не имеет значения. Мне показалось, авторские ремарки о людях несколько пренебрежительны: "туповатые лица" , " выползли на улицу" и.т.д. Главное, сохранить "баланс сил" Иначе все умрут. Но поскольку никто из игроков не вызывает симпатии, картина воспринимается совсем безысходной. И хочется куда-нибудь "за флажки. Жажда жизни сильней". Пусть миром правит любовь!
Глаза смотрели из-под очков в рыжеватой оправе, вкупе с густыми усами, создававшими комический эффект. - Трудно не согласиться - действительно комический.
... объяснил Пал Палыч, зелено высверкнув из-под очков.- Прямо как ящерка из Бажовских сказов.
- Скучливое выражение колыхнулось на лице. - А гневное выражение затопало бы по нему ногами.
Переступая весьма еще ничего ногами в изящных туфлях. - Да, просто, ножки красивые и обувь подходящая.
Сыновья выглядели вылитым папой. - Из бронзы он, что ли, вылит?
Сила бросила его лицо вперед. - Ага, отдельно от Руслана. И дальше не лучше:
Он почувствовал мокрую мякоть и твердь зубов, и что-то двигающееся в такт его поцелуям, в чём ликующе опознал язык. В ноздри его ударил незнакомый упоительный запах, он не знал ещё, что так пахнет любящая женщина. Но запах добавлял восторга в копилку его безумия."
"Мутная волна гнева, которую она изо всех сил сдерживала последние минуты, вновь поднялась в ней, как рвотная масса из желудка."
- жуть какая :)
"Глаза девушки излучали железобетонную волю".
Тень боли всадила в юношу заряд тревоги. - Крутовато для тени.
Гротескные черты лица нисколько не смягчались распадающимися по плечам безупречного смокинга белокурыми локонами и рыжеватой эспаньолкой. - Эспаньолкой трудно смягчить такие черты лица, даже если она по плечам распалась. Лучше утюгом.
Понравилось про Зал игры и имена на стенах. Про Петю Перышкина - удачный поворот.
Эта книга как бальзам на душу после предыдущей. Люблю, когда читая книгу, отрываюсь от реальности и вхожу в незнакомый мир. У автора замечательная фантазия! Развитие сюжета, рассуждения о жизни, юмор - все родное и понятное. Про яды еще и познавательно:) Лучше всего, на мой взгляд, удались образы нежити. Гончии, гераго белые и пушистые, посланники, химеры, слизывающие лица... Смерть и поэзия! Книга завораживает.
Язык красивый. Встречаются неловкие фразы вроде: "бессистемно заметалась во мраке" (трудно представить, как можно метаться по определенной системе), и создается впечатление, что первая часть вычитана лучше второй, но я не выписывала ляпы, понадеялась, что эту работу выполнит кто-то другой.
Попридираюсь к любовным сценам.
В объятиях Невена я могла бы провести вечность, но он прервал идиллию первым.
- Зандра, почему ты все время ускользаешь от меня?
У меня сложилось впечатление, что Невен не был настойчив. Да, герои переглядывались друг с другом, он обнимал ее "как будто она хрустальная", или стараясь не задеть какую-нибудь рану, провожал до комнаты и желал ей спокойной ночи. Такое сдержанное поведение мужчины, что говорить, может заинтриговать и распалить. Но героиня девушка серьезная, психологически устойчивая и целомудренная. Я не жду от нее страстного порыва. Почему Невен рассчитывает на первый шаг с ее стороны? Дальше больше.
В висках оглушительно стучала кровь. Еще не до конца осознавая, что делаю, я действительно шагнула к Невену. И прижалась губами к его губам. Мне хотелось поцелуем высказать все, что я не могла выразить словами.
Невен грубо оттолкнул меня. Его глаза сверкали - от злости?!
- Когда ты меня целуешь, это как будто вливаешь яд в глотку, - хрипло сказал он. - Я не хочу проклятых поцелуев. Я хочу все.
Это их первый поцелуй, или я что-то упустила?! И он ее отталкивает? Такое возможно только если взаправду влить ему яд в глотку. Или он ждет, что без всяких прелюдий Зандра запрыгнет на него и сделает захват бедрами?
Его тело было горячим, и я прижалась к нему, желая хотя бы так разделить то, что, оказывается, сжигало его изнутри.
Любопытно, что имеется ввиду. Как еще можно? Я бы убрала "хотя бы так" и "оказывается" :)
Трудно поверить в любовь героев, когда они словно оправдываются, постоянно пытаются обосновать, почему их влечет друг к другу. И только Эдан ходит за ними тенью : "Ну когда же вы уже..." А они все не готовы и не готовы...
Не понравилось про каблуки. Не скажу, что прочла много фэнтези, но авторы женщины, по-моему, слишком часто наряжают героинь в неудобную обувь и следят с пристрастием, как те бегают по пересеченной местности. Ни к чему они Зандре. Даже ради маскировки.
Далее, после признаний Вика сообщение Ингера о том, что он родственник с локхе, на мой взгляд, не играет. Пусть он будет на стороне локхе, но с семейными историями случился перебор. Мне показалось, что конец смазан. Как будто автор решила быстрее разделаться с романом. Смущает сделка с Небесным зверем, стальная химера, которую несет течением реки, торопливость событий и откровений, вываленных в последних главах на читателя. И создания локхе воспринимаются значительнее, если по отдельности, а не коконом.
Вывод: книга удалась, но несколько последних глав нужно доработать. Спасибо за удовольствие от прочтения! Была бы издателем, взяла бы на заметку.