Каменский Сергей Иванович : другие произведения.

Зачем детям сказки?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вопрос этот, оказывается, не праздный. Сказки действительно незаменимы для воспитания полноценной личности - тем более в наше бурное время.


Зачем детям сказки?

(Памятка для родителей и воспитателей)

Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок...

Русская народная поговорка

   Вопрос этот может с первого взгляда показаться несерьезным, надуманным. Действительно, вроде бы всем известно, зачем. Ведь как свидетельствует человеческая история, детям принято было петь колыбельные и читать (или раньше - рассказывать) сказки во все времена и у всех народов.
   C колыбельными все ясно: они нужны, чтобы успокоить младенца, чтобы он спокойно спал - ведь слов он еще не понимает, четко улавливая только интонацию и душевное (сейчас бы мы сказали - общее эмоциональное) состояние матери. Время сказок наступает позднее. В значительной степени благодаря сказкам ребенок и учится человеческой речи, осваивая родной язык. Все это совершенно очевидно.
   Серьезно над этим вряд ли кто из неспециалистов задумывается... Правда, если бы разные родители, читавшие свои детям сказки, все-таки стали отвечать, то ответы были бы разные... Итак, послушаем наиболее типичные ответы:
   - Чтение сказок потому и стало традицией, что оно было проверенным в течение тысячелетий (пока не было изобретено книгопечатание) средством для облегчения усвоения детьми родного языка. Ведь сказки сочинялись людьми же и передавались изустно; это была разновидность фольклора - у каждого народа своего.
   - Слушая сказки, ребенок успокаивается и его можно от чего-нибудь нежелательного отвлечь - это мы уже отмечали.
   - Сказки способствуют развитию не только фантазии, - ведь в них возможно практически все, - но и самого мышления ребенка.
   - Сказки учат ребенка идеалам добра. Действительно, в сказках оно обычно побеждает зло - по меньшей мере, как это обычно представляют себе люди.
   И передают это представление ребенку - доступным для него образом.
   Вот, пожалуй, и все реальные варианты. Первые три из них не вызывают вопросов, вполне соответствуя природе нашего биологического вида. Который наибольшую часть того, что знает и умеет, приобретает в процессе обучения и воспитания - поэтому и процесс взросления человеческих детенышей намного дольше, чем у остальных живых существ.

Обучение и реальная жизнь

   Сомнения возникают с четвертой задачей. Смотрите сами: сказки, если судить беспристрастно, преподают ребенку первые, еще самые примитивные уроки о том, как устроен мир, в котором ему предстоит жить. Но вот что странно: природа и человеческий мир предстают перед ним, со слов взрослых, совсем не таким, каким он есть на самом деле...И, по мере взросления, ребенок понемногу начинает все больше и вернее узнавать реальный окружающий мир. И постепенно осознавать, что реальная, всамделишная жизнь совсем не похожа на сказку...
   И эта жизнь медленно, но неуклонно, своей, чаще всего, неласковой рукой преподает свои, уже совершенно реальные уроки. И кто не усваивает их во время и остается в сладком сказочном плену, очень сильно рискует. Переэкзаменовки здесь тяжелые и все равно приходится, как правило, платить за неспособность отказаться от свойственного детству очарования собственными мечтами и веры в чудо. В итоге, неизбежны сложностями с приспособлением к суровому взрослому миру, жизни среди таких непохожих на самого тебя людей, неустроенностью в личной жизни...
   Вот здесь-то и напрашивается вопрос: зачем же учить ребенка идеалам добра и справедливости, если в жизни неизбежно придется переучиваться? И чаще всего это очень болезненно - потому что по-настоящему учимся мы на своих собственных ошибках.
   На это могут возразить: ведь не все же посеянное добро пропадет, что-то обязательно останется... А если долго продлятся "неблагоприятные погодные условия" - тогда что? Сколько зачатков "разумного, доброго и вечного" останется - достаточно ли для того, чтобы вырастить человека, способного к мирному сосуществованию с другими людьми? Чтобы жил не "по понятиям", а по совести... Жизнь показывает, что слишком часто этого не происходит. Но все-таки сказки продолжают читать - а поставленный вопрос четкого ответа не находит.
   Подойдем с другой стороны - со стороны детей, которым сказки читают мало или не читают совсем. Понятно, про каких детей разговор - не только из Домов ребенка, но и из так называемых "неблагополучных семей". Их в наше тяжкое время стало очень много - и не то, чтобы все пили и откровенно плевали на чад своих. Просто когда долгое время главной проблемой остается выживание, часто просто не до сказок: нехватает ни времени, ни сил... И что же с этими детьми? Если добро в их маленькие души и сеется, то явно недостаточно. Результаты, даже без специальных научных выкладок, а прямо из жизненной практики и милицейской статистики, хорошо известны. Тяжелые результаты.

Диалектика человеческой природы

   Итак, мы пришли к противоречию. Если сеять, даже вдоволь и заботливо, то жизнь все равно повернет по-своему, а если мало - то и взойдет всего ничего.
   Получается, люди, сами того не осознавая, просто в силу традиций, снова и снова идут на нарушение законов природы? А хорошо известно: как и в человеческом мире, так и в бессловесной природе, незнание законов не освобождает нарушившего их от ответственности. Какой - вкратце описано.
   Но ведь все-таки люди продолжают читать сказки. И, оказывается, правильно делают! Это как раз тот наглядный случай, когда практика оказывается богаче теории. Ведь она остается, как и во все времена, наиболее верным критерием истины. Так что давайте, для пользы дела, в меру сил дополним теорию...
   Что же нам конкретно нужно найти? Искомым в данном случае будут те, - возможно, недостаточно явно выраженные, - нейрофизиологические корреляты (а попросту, особенности устройства и функционирования нашей психики), которые позволят снять указанное противоречие. И оправдать традицию, закрепленную всеобщей человеческой практикой.

Живая природа и человек

   Из наблюдений и исследования природы хорошо известно, что все живые существа учатся только тому, что может реально понадобиться в их жизни - исходя из опыта прошлых поколений, верно? У животных основная часть этого знания заложена уже при рождении - в так называемых поведенческих программах. Остальному - тому, что не укоренилось в генетическом, видовом опыте, учат личным примером в реальных жизненных ситуациях взрослые особи. И учат сразу набело, не понарошку - мол, потом, повзрослев, сам изменишь что нужно - или же сама жизнь подскажет...Ведь от того, насколько нормы и правила, заложенные при обучении будут соответствовать реалиям жизни, будет впрямую зависеть, выживет детеныш или нет.
   А что человек? Как часть живой природы, он, прежде всего, существо биологическое, а уж потом социальное и духовное. В нем как бы сосуществуют эти три взаимосвязанных сущности. Обо всем этом подробно рассказано в других работах, в частности, в "Методичке...". Как эти сущности формируются и развиваются, какая из них и почему в зрелости становится ведущей. И, дополняя психологические исследования прошлого, показано, что превращение растущего человека в существо социальное - то есть способное мирно сосуществовать с другими людьми и приносить пользу не только себе, а и другим, - одной нашей природой не гарантировано. Это дано людям (если позволяют обстоятельства жизни) только как возможность, которой еще нужно суметь и захотеть воспользоваться. Для этого обязательно нужно посеять то самое "разумное, доброе и вечное", о чем часто так легкомысленно говорят люди. Потому что сам по себе вырастает только бурьян. А все культурные растения требуют определенного ухода, да и стойкость у них куда меньше. Это видно и в нашей человеческой жизни.
   Еще сложнее дело с превращением в существо духовное - из Homo Sapiens, Человека разумного в Homo Faber, Humanus et Moralis или Человека творящего, гуманного и морального. Для этого должны быть сформированы так называемые высшие эмоции - именно на этом уровне психики проявляются плоды того, что посеяно в раннем детстве. То, что называют нравственными устоями или ценностями.
   Сказки же как раз и учат добру или, более конкретно, закладывают исходные принципы человеколюбия или гуманизма.

Формулируем искомый ответ

   Разумеется, самому ребенку понять все это еще никак невозможно. Кроме того, он ведь находится - если еще повезет - под охраной и опекой любящих и заботящихся о нем, как умеют, взрослых. И именно благодаря этому может большую или меньшую часть беззаботного времени под названием детство без опаски пребывать в этом сказочном мире. Мире, над которым пока не властен непреложный, что по Дарвину, что по Марксу, закон борьбы за существование.
   И вот здесь самое главное. В его еще только созревающем мозге формируются, постепенно проявляясь, как на фотопленке, предформы или предельно схематичные эталоны - зародыши будущей нравственности, миропонимания, гуманизма. Кроме того, это служит основой для развития способностей к творчеству, но такому, которое приносит какую-то пользу людям - а то ведь есть таланты и криминальные... Это будущая сфера тех самых высших эмоций.
   С взрослением, сказочный мир в психике ребенка постепенно уступает место миру реальному, где все непонарошку. И этот реальный мир начинает неуклонно изменять, приводя в соответствие с жизнью, исходные эталоны. Но только в том случае, если они уже заложены в психику - тогда самой беспристрастной учительнице, обьективной действительности, есть что переформировывать и корректировать. Если есть, как говорят в науке, обьект воздействия - пусть и весьма несовершенный, эскизный. А насколько он в ходе этого воздействия изменится, и сколько останется в итоге от основ нравственности, вопросы праздные: теория на них ответить в принципе не может, слишком сложен человек - слово за самой жизнью. Да и сути дела это не меняет.
   Если же такого обьекта нет, то становление нравственности и всего с ней связанного крайне маловероятно. Такой человек, повзрослев и самую малость социализировавшись, - а попросту, очеловечившись, - остается преимущественно существом биологическим, "говорящей фауной".

Все познается в сравнении

   Все приведенные выше выкладки смогут убедить далеко не всех. Наши человеческие дела, как правило, допускают, в отличие от естествознания, множество самых различных оценок и толкований. Поэтому попробуем, опираясь на древнюю аксиому, прибегнуть именно к нему.
   Вот наиболее близкий пример, - конечно, только в операциональном аспекте, - который будет понятен всем, работающим на компьютере, подключенном к Интернету. Ближе аналогов не найти -учитывая уровень сложности человеческой психики и то, что о ней пока известно.
   Посмотрим на систему указанных ценностей как на прикладную программу высокого уровня. Если мы хотим включить ее в состав операционной среды (или системы) мозга и чтобы она заработала, ее нужно сначала скачать (download) из какого-либо источника в окружающей среде (сети) и загрузить (save) в память. Фактически, это периодический, сильно растянутый по времени процесс загрузки определенной совокупности самоархивирующихся файлов типа "exe". А затем их нужно правильно установить, инсталлировать.
   Но ведь эта операционная система еще только создается, идет процесс созревания интеллектуальной и эмоциональной сфер. И на этом этапе нормальная инсталляция в принципе невозможна. Кроме того, операционная система просто не сможет включить эти программы в свой состав: отсутствуют программы адекватной перекодировки, трансляторы, кодеки и т.п. По жизни это значит, что ребенок еще не способен осознать, то есть критически осмыслить нравственные принципы. Да еще практически отсутствует система психологической защиты с входящими в ее состав программами критического анализа, поэтому информация, получаемая из его ближнего и дальнего окружения, еще не подвергается "цензуре сознания", как у взрослого человека. (Вспомним, кстати, поговорку "доверчив как дитя").
   Но в этом как раз и главное преимущество. Ведь если начинать такую "загрузку" позднее, когда сфера высших эмоций будет частично сформирована, то многое также не примет повзрослевший и больше ориентированный на реальность разум.
   Теперь понятно, почему идеалы добра и справедливости так легко усваиваются детской психикой. Жизнь еще не нарастила психологической защиты, - вспомним защитные программы типа "Firewall" для компьютеров, - и то доброе, что сеется в психику, избегает фазы критической проверки и фильтрации. И укореняется там в том виде, в каком оно воспринято.
   А уже потом, когда реальность будет модифицировать по своим критериям достоверности эти сохраненные схематические эталоны, вложенные в них сервисные программы смогут обеспечить постепенную адекватную самоинсталляцию.
   Описанные процессы вполне отвечают известным принципам антропогенеза и индивидуального развития человека. В частности, функции (или, точнее, задачи, которые может потребоваться решать растущему человеку) достаточно строго синхронизированы с этапами развития мозгового субстрата. Примерно так, как при освоении основных человеческих навыков: ходить, говорить, есть как едят люди...Если этого не происходит в положенное природой время, исправить дело чрезвычайно трудно - вспомним хотя бы Маугли и подобных ему человеческих детенышей. Примерно так же обстоит дело с основами нравственности.

Сказки нашей информационной эпохи

   Сейчас, конечно, сказки детям тоже продолжают читать. Но куда меньше - у книжки появились куда более мощные и привлекательные соперники: мультики или, как их называют в Америке, комиксы. Строго говоря, вошли они в жизнь людей вскоре после изобретения кинематографа. Но тогда мультфильмов, ввиду сложности производства, выпускалось немного, и все новые знали наперечет...До сих пор периодически показывают удивительно простодушные, точь-в-точь как народные сказки, кинопроизведения, с которыми росли как минимум три поколения советских детей. Все они, как и сочиненные людьми сказки, делались на изначально гуманистической основе. Вряд ли кто это оспорит - даже с учетом не особо отмеченной гуманизмом идеологии "казарменного" или "административно-командного" варианта социализма. Извечное сказочное противостояние добра и зла в них никогда не отдавало садомазохизмом. И множество ударов по голове, достававшиеся Волку из достопамятной серии "Ну, погоди", и даже сплющивание его в блин дорожным катком, не воспринимаются как преднамеренное насилие. Для детей они, как и задумано, исконно сказочные, понарошечные - но вполне естественные и понятные наказания за пакостность. И Заяц, постоянно потешаясь над незадачливым Волком, похоже, никогда не впадает в злорадство - мол, что заслужил, то и получи...Создатели этого, как и многих других светлых мультфильмов, сочиняли их на основе того самого добра, что и народные сказители. Добра, обязательно побеждающего зло. Это потом ребенок обязательно поймет, что так бывает редко, да и награду за это, если и получают, то часто посмертно...
   А что же современные мультики? Они стали привычной повседневной реальностью уже с развитием компьютеров и созданием все более эффективной машинной графики. Теперь они выпускаются потоком, как на конвейере, длинными сериалами. Что ж, это один из знаков информационной эпохи и рыночной экономики. Но смотрят наши (на постсоветском пространстве) дети в основном чужую кинопродукцию - впрочем, как и взрослые. Это естественно: украино- и русскоязычная киноиндустрии никак не могут конкурировать с Западом. Совершенно разные у них весовые категории - в денежном выражении. Они ведь только-только начинают приходить в себя после полного упадка. И требовать от них многого просто негуманно. И уж совсем абсурдно представить себе, скажем, таких творцов как И. Норштейн, с его тончайшими, изначально гуманистичными киноновеллами - не только для детей, но и для взрослых, - соревнующихся со студией У. Диснея. Утешают разве что количество призов на разных мультфестивалях, да мировой престиж...
   Но дети и внуки наши смотрят преимущественно совсем другое. Динамичное, привлекательное, многокрасочное - и, за редкими исключениями, пропитанное агрессией. Не нужно только думать, что она специально туда нафарширована какими-то злодеями: просто у большинства создателей комиксов это естественное, привычное состояние их души. Так они чувствуют, так мыслят, так и живут среди других людей. А что, вполне нормально - для выживания в человеческих джунглях. Когда привычные лозунги: "Красиво жить не запретишь" и "Победитель получает все!", тут уж не до гуманизма... Впрочем, пространные комментарии именно здесь излишни. Тема это серьезная и требует отдельного разговора.

Вместо послесловия

   Так что, читайте детям сказки. Ведь, - как пел Высоцкий: "..Досадно попугаем быть, гадюкой с длинным веком - не лучше ли при жизни быть приличным человеком...". Правда, платить за это тоже придется немало, но ведь жизнь-то всего одна. Поэтому дайте им дополнительный шанс стать социализированными и духовными личностями.

Каменский С.И., к.т.н., Одесса

   е-mail:kamenskiy@ukfisp.net, kamenskiy@mail.od.ua
  
  
  
  
   6
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"