Каменский Сергей Иванович : другие произведения.

Национализм, шовинизм, сепаратизм, расизм...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.58*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема, что делать со всеми этими хроническими болезнями человеческого общества имеет глобальный характер - и пока все попытки с ней совладать заканчиваются большими или меньшими, но - трагедиями. В нашу информационную эпоху видимыми во всем ужасе уже всему миру. Так что теперешняя статья - совсем не лингвистические упражнения. Тема созрела уже давно и оставалась заархивированной в памяти - ну а теперь, в пору жестокого предвыборного противостояния в Украине пора ее переложить на бумагу. Ведь уже не нужно моделировать в качестве примеров какие-то жизненные ситуации - они так и сыпятся из теле- и радио- эфира, со страниц прессы на слегка ошарашенных граждан. Даже парламентарии из большинства и представители власти говорят, что в целом мы вплотную подошло к критической черте, за которой противостояние по оси ћзапад - востокЋ. Нетерпимость и ненависть повисли в воздухе, которым дышит общество. Так что беспристрастная - беспартийная и внеблоковая - расстановка некоторых точек над этими туманными i, как и большинством понятий в сфере человековедения, не помешает...


  
  

Национализм, шовинизм, сепаратизм, расизм...

(нейробиологический и семантический аспекты; плюс немного политэкономии)

  
   Проблема, что делать со всеми этими хроническими болезнями человеческого общества, имеет глобальный характер - и пока все попытки с ней совладать закономерно заканчиваются большими или меньшими, но - трагедиями. В нашу информационную эпоху видимыми во всем своем ужасе уже всему миру.
   Поэтому теперешняя статья - совсем не лингвистические упражнения. Цель ее предельно четкая: помочь гражданам, не особо разбирающимся в политике, не попасться на разнообразные риторические трюки, с помощью которых многие идеологи и политтехнологи стремятся наукообразно совершить подмену одних понятий другими - в политически спекулятивных целях.
   Тема созрела уже давно и оставалась заархивированной в памяти - ну а теперь, в самый накал жестокого предвыборного противостояния в Украине, пора ее положить на бумагу. Ведь уже не нужно моделировать в качестве примеров какие-то жизненные ситуации - они так и сыплются из теле- и радиоэфира, со страниц прессы на ошарашенных людей, одна другой смачнее и скандальнее. Некоторые парламентарии из большинства и представители власти говорят даже, что в целом мы, похоже, подошли к критической черте, за которой - противостояние по оси "запад - восток". Нетерпимость и ненависть, если называть вещи своими именами, повисли в воздухе, которым дышит общество. Так что беспристрастная - научная и внепартийная - расстановка некоторых точек над этими туманными i, - как и большинство понятий в необьятной сфере человеческих дел, - не помешает...
  

Начнем, как и положено, с понятий

   По своей сути, они образуют единый ряд и означают примерно одно и то же. Просто возникли они в разные эпохи, в разных этносах и странах. И, понятное дело, там более привычны, и преимущественно используются. Разумно поэтому уточнить эти понятия, чтобы потом их не комментировать для каждого конкретного случая.
   Сухим научным языком национализм можно определить как воинствующую, агрессивную приверженность интересам своей страны, или как нерассуждающий, фанатический патриотизм. На практике это утверждение всеми имеющимися средствами - от высказываемого личного мнения и публичных выступлений и действий, вплоть до применения силы - верховенства прав своей нации над столь же естественными правами других наций.
   Понятие шовинизм вошло, как известно, в европейский обиход после наполеоновской эпохи. Солдат императорской гвардии Николас Шовен был настолько ярым поборником возрождения былого величия империи, что это имя стало с тех пор нарицательным.
   Сепаратизм - это стремление какой-то народности, живущей в составе полиэтничного или федерального государства получить, наравне с коренной нацией, законное право на самоопределение и реализовать его в собственной государственности. Примеров в избытке не только на наших постсоветских землях, а и по всему миру.
   И, наконец, расизм - утверждение верховенства своей расы над остальными. Практически то же значение имеет и термин ксенофобия.
   Вот и весь нехитрый перечень.
  
   Вариантов различных определений с корнем "национализм" известно множество. Здесь и национал-патриоты, национал-большевики, национал-радикалы, национал- демократы... - и все это не только на наших, славянских, землях. А были еще национал-социалисты - немецкая разновидность того же массового социального явления. Их, как наиболее опасных, заклеймило еще в Нюрнберге и само-то не очень еще гуманное мировое сообщество. Но все эти, внешне такие непохожие, идеи демонстрируют закономерную тенденцию к возрождению, уже в наше время, эпоху глобализации и нового передела мира. Правда, теперь и в их распоряжении мощнейшее оружие: глобальный тероризм - однако, это отдельная тема.
   Фашизм мы здесь не упоминаем сознательно: это хоть и наиболее известная, но просто итало-германская версия причудливой смеси всех трех разновидностей описанных общественных недугов. Вспомним пресловутую "арийскую расу" и самые известные лозунги: "Германия - для немцев" и "Германия - превыше всего".
  
   Подчеркнем особо, что все эти, как и любые другие социально-политические явления, имеют в качестве одной из основных движущих сил чисто материальные, экономические интересы. Но, как правило, эта движущая сила спрятана в их глубине, и напрямую не различима за всегда своеобразными национальными одеждами и лозунгами. Поэтому, первый и ключевой вопрос здесь всегда тот же, что и при проведении любого следствия: Кому это выгодно? И второй, уже чисто научный: почему это происходит?
  

Как и когда все это начиналось?

   Примерно до 18-го века, когда в Европе из раздробленных монархий началось мучительное формирование национальных государств, слов этих в живых языках вообще не было. Была только непрерывная череда конфликтов и войн между различными народами и народностями за территорию и природные ресурсы - что воспринималось как естественный и непреложный порядок вещей. Под все это подводилась соответствующая "идеологическая" и "правовая" база. Ну и, естественно, все эти дела обьявлялись "богоугодными": ведь у каждого народа или этноса Бог свой, пекущийся исключительно о чадах своих...
   Нетерпимость и агрессия по отношению ко всем "чужакам" были свойственны человеческому сообществу всегда. И только в нашу эпоху они стали понемногу ограничиваться международным правом. Как оно пока работает, видно всем - и в чью пользу....
  
   Сейчас, после Ч. Дарвина, все это не требует долгих обьяснений. Борьба за выживание -движущая сила, лежащая в основе существования всего живого на планете, в том числе и нашего биологического вида. Закон этот справедлив и для человеческих сообществ. А часто весьма изощренные и наукообразные обоснования идеологов этих разных форм антигуманизма нет смысла даже обсуждать: это каждый раз очередной, для приличия, камуфляж на чистую биологию. Подкрепляемую, кстати, основополагающими принципами рынка - который тоже был с человечеством с незапамятных времен. Это уже А. Смит - а после, до наших дней, К. Маркс и Ф. Энгельс .
  

Все аномалии да аномалии... А существует ли норма?

   Несомненно. Это чувство патриотизма или просто патриотизм: привязанность, преданность, любовь к своей земле, своему народу, своей стране. Закладывается оно с самого начала жизни человека, в глубинах его подсознания - и потому в явном виде, отчетливо, не осознается. В норме это спокойное, без какой-либо экзальтации, чувство - как ровное, мягкое тепло оно с детства и до конца дней незримо всегда с человеком, прибавляя ему сил. Но под давлением жизненных обстоятельств, при взбудораженной или деформированной чем-то, нестабильной психике, патриотизм имеет свойство мутировать, перерождаться - в то, что мы описали. А это уже личностная и социальная патология.
  
   Возьмем в качестве яркого примера известный всем американский патриотизм - его наглядно продемонстрировали события 11 сентября 2001 и две последние войны. Заглянем за видимую оболочку этого феномена.
   Как мы уже выяснили, в любых свойствах личности (да и вообще в живой природе), во всем главное -- мера. А вот она-то здесь и отсутствует. В обычных условиях это выражается в непоколебимой убежденности, что все американское -- лучше, больше, сильнее... чем у всех других народов. А также в едва скрываемом пренебрежительном отношении к тому, что и другие люди (неамериканцы) могут иметь свои собственные представления о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и что - зло. Но именовать этот всплеск эмоций таким эвфемизмом (то есть словом-обманкой) как "ура-патриотизм" даже в такие трагические моменты никак нельзя. Скажем прямо: патриотизм, отказывающий другим народам в праве на любовь к своей земле - или даже на саму эту землю -- это, как мы уже видели, национал-патриотизм или, просто национализм.
   Любовь к своей родине естественна для любого человека. Но мы здесь разбираемся с патологическими разновидностями такой любви, которая не признает права на такую же любовь за другими людьми. И тогда она прямо противоположна гуманизму, т.е., равнозначна человеконенавистничеству. Или, как выражаются любители "политкорректности", ксенофобии - пусть даже неявной, скрытой под вежливой улыбкой, этого обязательного атрибута любого потребительски-ориентированного общества - и в первую очередь, американского.
  
   А бывает ли наоборот: когда чувство патриотизма отсутствует вообще? Нечасто, но случается. При неразвитости социальной - не говоря уже о духовной - сферы, человек только формально, де-юре принадлежит к данному народу. Связанный с ним фактически всеми сторонами своей жизни, он, тем не менее, неспособен очутить себя неотьемлемой частью свого народа. Для такого человека родина там, где сытнее или вольготнее живется. Проблема эта, конечно, намного сложнее и тоньше - и очерченная общая схема не соблюдается с такой же непреложностью, как законы Ньютона в физике. Ведь большая часть чувств зарождается в подсознании человека, и причины этого в норме неподвластны контролю сознания...
   Но гораздо болем сложный и опасный (для общества) вариант перерождения чувства патриотизма часто возникает и при, казалось бы, адекватном развитии и социальной, и духовной сущностей личности - но впоследствие деформированных. Получается как бы "любовь наоборот": подсознательное стремление к исключительному и безусловному обладанию обьектом такой вот вырожденной любви - если потребуется, до его уничтожения, чтобы он не достался никому чужому. Подобные чувства, понимая их в широком смысле, вседа круто замешаны на садомазохистских комплексах.
  

А как со всем этим у нас, спустя 12 лет после обретения независимости?

   Такие вот мысли вызывает типичное поведение наиболее ярых представителей оппозиции. Любое заметное улучшение в жизни большинства народа - которое при давно буксующей законодательной работе Верховной Рады, можно относить преимущественно на счет планомерно и целенаправленно действующей исполнительной власти, - вызывает только яростный шквал критики, критики "на уничтожение". Совсем свежий пример: повышение минимального размера пенсий до прожиточного минимума. А чем заметнее какой-то провал в социальной сфере, тем явственнее открытое злорадство. Если это не садомазохизм, то что? Если же это любовь к "неньке-Украине", то, словами классика, "избавь нас бог от этакой любви". От нее, кроме горя, ждать в будущем нечего...
  
   К какой же категории из всех перечисленнях вначале отнести замешанный, на первый взгляд, на национальных чувствах, агрессивный радикализм, который явно проявился у нас в последнее время? И случайно ли, что он, как и в прежние эпохи, снова идет преимущественно с запада нашей, уже независимой, державы?
  
   Эта статья - не исследование истории самостийнического движения на Украине. Тема эта старая и болезненная - но наиболее серьезные работы, которые освещают ее как светлые, так и темные стороны, похоже, уже написаны. Исследователи и здесь, и за рубежом, добрались до самых ее потаенных, недоступних ранее страниц. Так что, все что здесь написано, может быть проверено всеми сомневающимися
   При ближайшем рассмотрении украинский вариант национализма наших дней оказывается достаточно нетипичным. Действительно, в утверждении приоритета коренной нации, украинцев, был смысл в прошлом - когда Украина находилась под властью различных имперских образований. Реальные попытки создания независимого государства начались только в начале ХХ -го века - все неудачные, по достаточно уже известным историческим и субьективным причинам. Закономерно поэтому, что неудовлетворенные национальные чувства получали подпитку реальной жизнью.
   Подчеркнем только, во имя исторической справедливости, что имевшее своим давним признанным центром Галицию движение "самостийников" на протяжении всего своего существования получало мощнейшую идеологическую и финансовую поддержку извне - в первую очередь, со стороны Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи. Но все это делалось с очевидной целью: использовать его не в украинских, а в чужих национальных iнтересах. А последний поучительный пример дала Вторая мировая.
   Уже в наши дни националистическую карту пытаются разыграть новые, куда более мощные геополитические силы - и опять же в своих интересах. Здесь комментариев автора даже не требуется, настолько все уже очевидно...
  
   Теперь же, когда Украина как держава состоялась и, хоть и в муках, но развивается, любые националистические устремления выглядят совершенно абсурдными. Похоже, подверженные им люди и социальные слои не способны осознать в корне изменившихся реалий новой эпохи. А она требует в первую очередь сплочения нации и сохранения стабильности в еще молодой стране - чтобы она могла развиваться. Действительно, никто в здравом уме не будет сейчас выдвигать никаких сепаратистских идей - на куски Украину не разделить...
  
   Во многом надуманный и потому безыдейный "украинизм", всегда пытался и с трудом находил смысл и оправдание своему дальнейшему существованию. Ведь если речь идет об Украине, то он всегда оперировал преимущественно одним лозунгом - ненавистью к ее врагам. Но враги-то (Россию здесь трогать не будем - это тема вечная) ищутся в основном уже в самой Украине. Кто-нибудь из особо непримиримых вполне может рано или поздно озвучить подзабытый за столетие лозунг: "Украина - для украинцев!". А чем такое может пахнуть в будущем, хорошо известно из истории...
  
   Так что, похоже, нашему, как и многим другим народам самое время очищать свой патриотизм от коросты разноликих национализмов. А уж если они захотят выжить в своем общем доме, на планете по имени Земля, то придется, хочешь-не хочешь, начинать учиться патриотизму глобальному, общечеловеческому.
  

Сергей Каменский

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
Оценка: 3.58*17  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"