Аннотация: А также о книгах, Толкине, Перумове, Н. Гумилёве, драконах, инопланетянах, стихах и о других темах.
Когда-то, когда я писал свой опус про книгу С. Лукьяненко (и Н. Перумова) "Не Время Для Драконов", я вспомнил и ещё одну книгу Лукьяненко же - "Конкуренты" называются. Если в "Драконах" главный герой попал в мир типа стимпанка, то в "Конкурентах" - в научную фантастику, т.е. в космос.
Оговоримся сразу (для тех, кто "Конкурентов" не читал, предупреждаю - спойлеры будут, и немало): фантастика в этой книге якобы густо замешана на игре "Старквэйк", которая была выпущена ещё а 1985-ом году - и к 2008 году, когда вышли "Конкуренты", она устарела. "Якобы" потому, что с "настоящим" Старквэйком книга Лукьяненко ничего общего не имеет: в игре 1985-ого года игрок ходит по планете, чинит там аппаратуру, чтобы стабилизировать чёрную дыру внутри неё и избегает контактов с местной фауной, т.к. трогать её нельзя - ядовитая. В книге же описана игра более похожая на "Цивилизацию", где космонавты колонизируют необитаемые планеты, делают там шахты, возят минералы и пр. на космическую станцию ("Плюшку"), а заодно воюют там друг с другом и с инопланетянами-"жуками", живут, строят свои собственные дома на других планетах, тусуются на станции, и т.д.
Хорошо, пошли дальше. Во-первых, значит, "Конкуренты" (вернее - большая часть книги") проходит в космосе, в научно-фантастическом мире, который - я бы даже сказал, что подчёркивающе, вызывающе - примитивен: корабли управляются джойстиком и кнопками (а сейчас, скажем в 2015-ом году это старо и примитивно даже для простых компьютеров; в 2008-ом году ситуация была немного другой, но даже тогда джойстики уже достаточно устарели); на планетах есть минералы и есть растения, флора, но животных, фауны, нет вообще; люди, конечно, совокупляются, но не размножаются - словом, всё как в плохой (не реалистичной), компьютерной игре на научно-фантастическую тему.
Это - большая часть книги. А в меньшей части книги главный герой и его новая подружка пытаются выяснить, узнать ответ на вопрос о том, кто за этим всем стоит. По авторскому замыслу, герои раздваиваются - они одновременно остаются и на Земле, и оказываются в космосе, за триста чем-то-там парсеков от Земли... но в обоих случаях они пытаются выяснить ответ на вопрос, кто за всем этим стоит? Оказывается - почти безликие и совершенно негуманойдные инопланетяне-"жуки". (Исключение представляет лишь один - г-н Богомолов, который может менять свои облики и играет роль человека-охранника на Земле. Там его и убивает большей частью посторонний человек, молодой скрипач Леонид Левинсон.)
Т.в., главная фишка инопланетян в "Конкурентах" в том, что люди для них - только части тренировочной игры для их молодёжи: молодые жуки воюют с людьми, те их убивают (война идёт настоящая, в оба конца), производя таким образом естественный отбор, отбраковывая неудачную жучиную молодёжь. Сами же жуки к людям безразличны, т.к. считают, что человечество обречено на вымирание - ещё полторы-две тысячи лет, и всё. Люди вымрут сами:
Большинство цивилизаций, к их числу относится и ваша, имеют конечный и четко вычисляемый срок жизни. Нет, не войны и не экологические катастрофы. Даже не научные эксперименты...большей частью. Всего лишь рост комфорта и качества жизни. Как только цивилизация развивается настолько, что продолжительность жизни начинает стремиться к бесконечности - вы дойдёте до этого довольно скоро, а тяжёлый труд уходит в прошлое - и этого вы тоже успеете добиться, у неё теряется смысл в возобновление своего существования. Для гуманоидов это наиболее характерно, они перестают рожать детей - и медленно, плавно, как правило, очень красиво вымирают.
Сказав это, и предупредив, чтобы космонавты на Землю не возращались, а не то они потушат Солнце и всё - баста-комедия - жуки покидают (решив, что "их" люди будут вести себя по-прежнему, видимо) людей, и пока те решают, что дальше, главный герой, Валентин, произносит собственную речь, которая гласит, что пока у людей есть Цель, пока людям есть куда двигаться дальше, пока они не прозябают в пустом комфорте и неге, они не вымрут. (Жуки говорили, что цивилизация как раз из-за этого комфорта и вымерет.)
Может быть Земля и умрёт, - сказал я. - Но не потому, что у человечества кончится завод, люди - не игрушки на пружинки. А потому, что некуда будет приложить силы, азарт, ярость! Потому что исчезли белые пятна на глобусе, а другого глобуса нет и не предвидится! И остаётся...остаётся уходить в ненастоящие миры. На Земле всегда были те, кто предпочитал оставаться дома, и те, кто хотел идти дальше. Кто плыл через океан, покорял Сибирь, шёл к полюсу, летал в космос. И вот из-за них... из-за нас, тех, кому чего-то не хватает дома, в тепле и сытости, человечество и живёт. Живёт по-настоящему. Да, если некуда идти, если мы погрузимся в виртуальные миры - нам конец. Жук сказал, что мы ему не конкуренты? Он лукавил. Земля - да, она им не конкурент. А вот мы - мы можем ими стать. Если не сдадимся. Не опустим руки. Не потеряем надежды. Мы ведь хотели приключений? Спасибо жукам, мы их получили. Но теперь наш черёд выбирать, какие приключения нам интересны.
Т.в., это перекликается с речью Хранителя из "Драконов". Тот говорит гг "Драконов", что беда людей в том, что они выжгли Дракона из своей души, у них нету цели, к которой стремиться - а на горизонте появляются орлиноносые корабли Прирождённых, готовые захватить мир Дракона и магии, и дать людям в их собственном, людском мире, тяжёлые ночные кошмары...
Дракон - это символ. Знамя. Средоточие Силы. Было время, когда человек верил в себя, готов был всему миру бросить вызов... всем Мирам. Было - и ушло. Вы сами убили Драконов. А свято место... оно пустым не остаётся.
Ладно. "Конкуренты" тут причём?
Во-первых, Прирождённые из "Драконов" имеют кое-какие общие черты с жуками из "Конкурентов" - это их относительная безликость, (переходящая в бесчеловечность), а также бездушие (в лучшем случае - равнодушие) к своим предполагаемым врагам - людям (ну, в случае "Драконов" - ещё и эльфов с гномами): Дракон Прирождённых - просто тупая машина для уничтожения, войны, а не какой-то там символ Цели, какой-бы она не была. У жуков нет и этого, но вот техника у них - гораздо круче и продвинутая, чем у людей (Земля-то вполне реальная, 20-ого/начала 21-ого века).
Во-вторых, как супостаты, Прирождённые и жуки довольно оригинальны - они остаются "за кадром" на большем протяжении обоих книг: они служат скорее сдерживающим фактором остальным персонажам, чтобы те не очень уж сильно резвились и резали друг друга. В-третьих, победить их пока невозможно...из-за численного перевеса, давайте упростим ответ.
Ладно. Дальше что?
А дальше с полки поэтов серебряного века встаёт Н. Гумилёв со своим стихотворением - "В Пути". Помните его?
Кончено время игры,
Дважды цветам не цвести.
Тень от гигантской горы
Пала на нашем пути.
Область унынья и слез --
Скалы с обеих сторон
И оголенный утес,
Где распростерся дракон.
Острый хребет его крут,
Вздох его -- огненный смерч.
Люди его назовут
Сумрачным именем: Смерть.
Остановимся и кивнём с понятием: ага, драконы из "Не Время Для Драконов". Как их описывала Тэль, они в этом мире были эпически-монументальны: реки пересыхали, когда драконы из них пили, земля дрожала, когда они по ней ходили, небеса с трудом удерживали их на лету и т.д. Не говоря уже о чисто-перумовском Орлангуре, даже у Толкина драконы не такие огромные, хотя... Смог, в "Хоббите", упав, умирая, сокрушил Эсгарот. Анкалагон, в "Сильмариллионе", в аналогичной ситуации добил последнюю твердыню Моргота, т.ч. кто знает? В любом случае Толкина Лукьяненко не пародировал и не "дополнял", в отличие от Перумова и некоторых других авторов. (Может, поэтому Лукьяненко с Перумовым не сработался и поэтому тоже? У Перумова, судя по Орлангуру, отношение к драконам другое, чем у Лукьяненко и его персонажей.)
Зато вот отношение к Драконам в той книге - совершенно чёткое: без них не могут, но их не хотят. Т.е. они были самой главной защитой против Прирождённых, но вот своих подданных плющили по самое не могу, пока те не создали Убийцу Драконов, которых их и порешил под конец. Это отношение тоже близко к отношению (к драконам) Толкина...и Гумилёва?
Пошли дальше:
Что ж, обратиться нам вспять,
Вспять повернуть корабли,
Чтобы опять испытать
Древнюю скудость земли?
Нет, ни за что, ни за что!
Значит, настала пора.
Лучше слепое Ничто,
Чем золотое Вчера!
Вынем же меч-кладенец,
Дар благосклонных наяд,
Чтоб обрести, наконец
Неотцветающий сад.
А вот это - уже прямая идея гг "Драконов" и особенно "Конкурентов": людям надо бороться и искать, сражаться и побеждать, и особенно идти вперёд, развиваться - главная идея этих книг - и не только этих, а и других, вроде мира "Императоров Иллюзий": "Линия Грёз" и др. В ней некий предприниматель изобрёл аТан, де-факто - бессмертие за деньги: оплатил его и иди умирай: тебя воскресят, и всё пойдёт дальше, как было.
...Ну а затем этот же предприниматель изобрёл (или выдал за своё, или нашёл, или открыл - это не так важно) ещё что-то, что вообще исполняло самые сокровенные мечты его клиентов (в основном людей, хотя в том мире Лукьяненко и других разумных рас хватало), и тогда поплохело всем - и предпринимателю, и его клиентам, и остальным людям - подданным Империи, и самому Императору, и т.д. А почему? А потому, по той же самой причине, которая виднеется и в "Драконах", и в "Конкурентах": человечеству надо двигаться вперёд, и тогда оно будет непобедимо; остановится, расслабится - и тогда ему крышка.
Идея наивная? Глупая? Как сказать... в магазинах можно найти немало книг Лукьяненко - и сборники рассказов, и повести о "Недотёпе", и всякие там 'Реверсы', и "Западни", и незабвенные "Дозоры", и т.д. Это так. Но вот этой идеи в этих книгах нет - и это тоже так. А те книги, в которых эта идея есть - "Время", "Конкуренты", появляются на полках гораздо меньше и реже, чем все остальные, т.ч. видно кому-то из власть имущих в РФ и т.д. эта идея не нравится; а если кому-то из власть имущих в РФ и т.д. какая-то идея не нравится, то её - эту идею - стоит обдумать. Кто знает: может мысль, главная идея Лукьяненко из "Драконов" и "Конкурентов" не такая уж и плохая?