Группа "старых людей" (аборигенов), поселившись чуть ближе к побережью, чем их сородичи, переживает катаклизм более благополучно чем другие. Катаклизм, (засуха), допустим, не очень большой, но более влажный климат позволяет им выжить в этих местах, тогда как их сородичи постепенно уходят оттуда, вымирают. Связи между группами слабые, общая коммуникация между сородичами поставлена тоже плохо, и первая группа просто не узнаёт вовремя о бедах остальных, тем более, что и уход довольно постепенный, слабо организованный, нечёткий.
Второй "приход":
Появление новой расы, значительные отличия от первой - не столько внешние, сколько культурные. Важный фактор: новая раса предоставлена не полноправным кланом, племенем, но небольшой культурной, даже религиозной группой, которая имеет довольно слабые представления о местности и не настроена на конфликт, особенно долгоиграющий.
Минусы первой группы: долгая изоляция, отставание в технологии и культуре, начинающийся инбридинг.
Плюсы первой группы: знание (адаптация, частичный гомеостаз) окружающей среды, флоры, фауны, сравнительно большая численность.
Минусы второй группы: религиозные догмы мало подходящие к местности и вносящие определённое ограничение в их образ жизни, технику, сравнительно меньшая численность.
Плюсы второй группы: более новый (в общем) подход к старому образу жизни, технологический прогресс.
Тем не менее, технический разрыв между двумя расами, да и генетический тоже ещё небольшой. Начало ассимиляции, не совсем успешное, но тем не менее оно идёт.
За кадром: растущий уровень влажности на планете - появляется больше рек, озёр и других пресноводных водоёмов, растёт площадь растительности (лесов, болот, т.д.), которая питается этой водой и создаёт более труднопроходимый ландшафт. Представители второй расы, и так не спешащие на контакт с сородичами из-за зародившегося религиозного конфликта, теперь отступают ещё больше, т.к. они смогли найти единоверующих и удачно обратить их в свою веру.
Последняя, правда, тоже несколько изменилась под влияние старых верований, что отделяет представителей второй группы ещё больше от их остальной расы. Изоляция возвращается, но из-за слияния популяций инбридинг на время остановлен, да и клановая территория возрастает.
Клановая территория возрастает, а вот контакты с соседями падают - те сами не желают особых трений с большим, не совсем дружелюбным к чужакам кланом, а поскольку свободных мест и земель всем пока хватает, то они постепенно и покидают эти места. Изоляция растёт.
Третий "приход":
Приход третьей расы, отличающейся от первых двух физически - допустим, более коренастое телосложение - а культурно более ближе к первой (потомки сородичей первой группы). Также менее организованные, и скорее живущие отдельными большими семьями, чем кланами, состоящими из нескольких семей.
Минусы первой-второй группы: снова долгая изоляция, возможное отставание в технологии и культуре, возможно начинающийся инбридинг и религиозный догматизм.
Минусы третьей группы: разобщенность, тоже достаточно низкий уровень культуры и техники, относительно плохое знание местной среды.
Плюсы первой-второй группы: знание (адаптация, частичный гомеостаз) окружающей среды, флоры, фауны, сравнительно большая численность, относительная сплочённость клана.
Плюсы третьей группы: большая неприхотливость к окружающей среде, больший запас инновационности, относительно большая выносливость.
Кроме того - снова относительно небольшой технический разрыв между новой расой и слившимися двумя первыми. Физически, да и культурно, вражда между двумя группами имеет место, но из-за относительно разрозненности (да и относительной нелюдимости) новосёлов большого междуплеменного конфликта не происходит, происходит скорее частичная ассимиляция, даже две - основным поселением, образовавшимся благодаря слиянию первых двух групп, и ренегатов собственно второй расы, которые выживают на краю первой, не процветая, но ещё и не вымирая.
Первая ассимиляция приводит преимущественно к росту основной группы, их поселение постепенно становится селищем, культурным центром. Религия и культура там в основном старая, третья группа скорее отстаёт от первых двух, чем догоняет, но и она вносит новые элементы, пускай и второстепенные.
Вторая ассимиляция приводит к образованию третьей расы, вернее даже "четвёртой". Ренегаты второй расы не обладают достаточным культурным/религиозным преимуществом, чтобы добыть превосходства над третьей расой тоже, и численностью они тоже поменьше. Поэтому, это скорее они растворяются в третьей расе, но одновременно с этим и поднимают уровень их культуры, делают их более сплочёнными тоже...
Конфликтов между первой/второй/третьей и второй/третьей расами не происходит - есть уже и родственные узы, да и пищевых/территориальных ресурсов пока хватает. Но см. ниже.
За кадром: климат становится не то, чтобы более сухим, но более холодным, зимы становятся гораздо более снежными и более долгими, коммуникации даже между родственными группами нарушаются. Третья раса становится более оседлой сама по себе, семьи начинают сливаться в кланы, образовывать собственную культуру, отличную от культуры первой/второй/третьей и второй/третьей группы. Члены третьей расы, попав под влияние других культур, начинают считаться чужаками, не своими - их начинают опасаться, избегать.
В то же время члены третьей расы начинают испытывать некоторый инбридинг - даже кланы у них небольшие, скорее разросшиеся некогда семьи - и они же становятся слабее своих ассимилированных/ассимилировавших сородичей, и даже начинают вымирать от естественных причин. Изоляция первой/второй/третьей и второй/третьей племенных группировок снова растёт; их непосредственная территория - тоже, хотя бы потому что они всё ещё более сильные и многочисленные чем их соседи.
Четвёртый "приход":
Приход четвёртой расы; ситуация напоминает третью: более заметные физические различия - допустим, более грациозное телосложение - но культурой она отличается от всех. Но чем-то она напоминает третью расу - допустим, привычками жить семьями, а не кланами. Другая разница - предпочитает охоту, имеет луки, т.е. технически более прогрессивна.
Минусы первой-второй-третьей группы: снова долгая изоляция, возможное отставание в технологии и культуре, возможно религиозный догматизм.
Минусы второй-третьей группы: разобщенность, тоже достаточно низкий уровень культуры и техники.
  ;Плюсы первой-второй-третьей группы: знание (адаптация, частичный гомеостаз) окружающей среды, флоры, фауны, сравнительно большая численность, относительная сплочённость клана.
Плюсы второй-третьей группы: такие же как и у первой-второй-третьей, плюс большая неприхотливость к окружающей среде.
Минусы четвёртой группы: примерно такие же как у третьей до их ассимиляции (обоесторонней).
Плюсы четвёртой группы: примерно такие же как у третьей до их ассимиляции (обоюсторонней) плюс технические, отчасти и культурные, инновации.
Затем - начинающиеся конфликты за территорию (снова). На стороне "племенных коалиций" - большая численность, культурно-историческая сплочённость (возможно, что и религиозная). На стороне новосёлов - технические инновации, большая независимость - устанавливается статус-кво.
Кроме того - традиция старожилов если не ассимилировать (сознательно), то начинать дружить с новосёлами, плюс усталость от изоляции, опасение инбридинга - новосёлы же означают приток новой крови, новых идей. Религиозный раскол? Сказать трудно. У старожилов уже есть достаточно сложная, устоявшаяся религия, более сложная, чем у четвёртой расы, да и общество тоже. Тем не менее...
Первая/вторая/третья группа ассимилирует четвёртую группу довольно легко - как "туземцев". Те, конечно, приносят что-то новое, но опять-таки второстепенное (как третья принесла первой/второй) и растворяются в первой/второй/третьей достаточно быстро.
Вторая/третья группа ассимилируют четвёртую на более равносторонней основе, но и у них есть преимущества, особенно большая культурная сплочённость, чем у четвёртой. В этой ситуации четвёртая группа в основном приносит новых членов, новую кровь, но и новые инновации, другие, чем в ситуации с первой/второй/третьей..., впрочем, последняя тоже узнаёт про них благодаря культурному, родственному (торговому?) обмену. Взаимное влияние двух (одной?) племенных группировок растёт, растут их разницы, но и дружба. Территория тоже. Члены четвёртой расы, которые не попадают под влияние первой/второй/третьей и второй/третьей постепенно начинают покидать эти места, изоляция "старожилов" снова растёт.
За кадром: климат и природа остаются такими же, как и раньше, но четвёртая раса хотя и не бедствует, но и не процветает - находится в состоянии, близком к гомеостазу. Их основные преимущества - технические новинки - сходят на нет, а объединиться против более сплочённого - и общественно, и культурно - противника у них получается плохо, не лучше, чем некогда у третьей расы. Они постепенно покидают эти места, постепенно вымирают, или хотя бы рассеиваются, а частично - ассимилируются. Постепенно четвёртая раса сходит со "сцены", исчезает из этих мест. Изоляция старожилов растёт, но растёт и их территория, их влияние - постепенно появляются второстепенные поселения их групп.
Пятый "приход":
Приход пятой расы - в худшем случае более продвинутой, чем образовавшиеся группировки, в лучшем - на одинаковом уровне. Сразу же начинаются конфликты, стычки за территорию, но-
На стороне старожилов - привычка ассимилировать или договариваться по-хорошему с новосёлами, плюс знание (адаптация, частичный гомеостаз) окружающей среды, флоры, фауны, сравнительно большая численность, относительная сплочённость клана.
На стороне новосёлов - технические и культурные (религиозные) инновации, но и немного меньшая численность, а также желание договориться мирно, возможно и ассимилировать старожилов в своё общество.
Результат? Обе расы начинают жить бок-о-бок, постепенно ассимилируя друг друга, иногда враждуя, иногда мирясь, но в общем предпочитая и иметь друг друга в соседях...