Аннотация: Арысь-поле... вот уж действительно - подзабытая нечисть!
Значит, среди забытой нечисти у нас есть и такой персонаж, как Арысь-поле. Что, или кто, это такой/такая?
Короткий ответ: совершенно непонятно, ибо мы знаем о нём почти нечего, за исключением короткой сказки А. Афанасьева. В пересказе этот опус звучит так:
У мужика была дочь-красавица; он привёл к себе новую жену, у которой была собственная дочка, и она падчерицу невзлюбила. Мужик отдал родную дочь за хорошего человека, у них родился собственный сын. Мачеха ещё больше разозлилась, и обратила падчерицу в эту самую Арысь-поле, а на её место посадила свою собственную, (отведя всем глаза, т.к. ведьма). Та стала сына падчерицы игнорировать; нянька малыша про всё догадалась, (но правду рассказать боится), поэтому она стала носить малыша в лес, где Арысь-поле стала его кормить, (снимая свою звериную шкуру на это время). Тут отец малыша что-то заподозрил, пошёл тоже в лес, увидел весь этот процесс, и быстро эту звериную шкуру сжёг; Арысь-поле снова стала человеком. Семья воссоединилась, а мачеху и её дочь сожгли, (или выгнали прочь). Хэппи-энд, и единственное темное пятно - эта сама Арысь-поле, т.е. как она выглядела?
В наши дни её изображают обычно как рысь или дикую кошку, (пантеру?), но - с женской головой, потому что - А-рысь. К сожалению, эта теория ничем не подтверждается из сказки, с таким же успехом мы можем говорить и о банальном волке (волчице) оборотне... стоп. Вот слово "банальный" тут не подходит, ибо-
Ибо Арысь-поле имеет определённую свободу действий, т.с. - она может снимать и надевать свою шкуру по собственной воле, чего жертвы колдовства обычно не могут. Т.е. в славянском (особенно в современном) фольклоре есть два вида оборотней вообще, вне видовой принадлежности - добровольные и невольные. Невольные сами превратиться в людей обычно не могут, а вот добровольные - очень даже да. То, что Арысь-поле может так делать, наводит на мысль, что с ней всё "не совсем чисто", да и сожжение её шкуры наводит на мысли об ещё одном оборотне - Царевне-Лягушке, даром, что после того, как последняя потеряла свою лягушачью шкуру, её пришлось выручать от Кощея Бессмертного, который, в некоторых версиях этой сказки, её отец. Так...
...Тут, наверное, нужно вытащить "дымящееся ружье", и доказать, что тут не совсем просто - злая баба, конечно, ведьма, но и мужик и его дочка тоже имеют "рыла в пуху", и что-то в этом деле понимают, т.ч. у нас тут, скажем, две ведьмы и - двое оборотней. В этом случае молодой муж должен выбирать, возможно, между шилом и мылом, между ведьмой, и дочкой ведьмы, и оборотнем, и дочкой оборотня. Но! Беда в том, что никаких доказательств у нас нет, а выдумать-додумать можно чего угодно, тем более, что и сказка эта - единична, а больше нигде она не всплывала. Да, её сюжет - это сюжет о подмене жены-невесты, в которой человек обычно заменяется какой-то нечистой силой, (в русских сказках - обычно ведьмой, в западных это разные фэйри и т.д.), но Арысь-поле как раз не вписывается в них до конца: обычно человек, который попал в такой переплёт, чувствует себя довольно неуютно, (вспомним ту же Алёнушку из "Алёнушки и Иванушки", которую тоже подменила ведьма), а тут Арысь-поле имеет определённую свободу выбора, что несколько смазывает эту картину - но и только. Придумать-то можно что угодно, но и тут Арысь-поле не везёт - этот персонаж почти не появляется в современной русской фэнтези, а то и вообще не появляется. А жалко - интересный персонаж: не то рысь-оборотень, не то ещё кто-то. (Иллюстрации ещё туда-сюда - в них Арысь обычно изображается рысью с человечьей головой). Такое поле непаханое для авторов, да-да. Вот и всё.