Каминский Андрей Игоревич: другие произведения.

Дети Смауга

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка на скорую руку набросать свою маленькую альтернативную Вселенную в одном отдельно взятом регионе. Есть ряд пересечений с некоторыми из моих рассказов.


  
   Дети Смауга
   История народа коссаксов началась в те стародавние времена, когда Хазарский каганат господствовал в Восточной Европе и Pax Chazarica простирался от Арала до Днестра и от Среднего Поволжья до Закавказья.
   В связи с недостаточной изученностью того периода мы не можем точно сказать где и как произошла развилка - просто где-то на рубеже 8-9-го веков один из каганов вел чуть более успешную политику по включению в орбиту хазарского влияния восточных славян. Данное включение принимало самые разные формы - от относительно мирного принятия подданства до масштабных и кровопролитных сражений. Наиболее длительным конфликтом стала попытка подчинения хазарами племени дреговичей выступивших в союзе с частью древлян и кривичей. По неясной пока причине конфликт принял крайне ожесточенные формы, поэтому, когда хазары все же разбили основные силы племенных князей, большая часть дреговичей были насильно переселены из привычных им мест в далекие земли, давно и прочно подконтрольные хазарам.
   В степное Предкавказье. Проще говоря - на Кубань.
   Произошло это где-то в начале девятого века. Славяне выселялись не в чисто поле - их соседями стали давно покоренные хазарами племена касогов и зихов. После ряда стычек, со временем славяне смешались с касогами, от которых и переняли именование, постепенно трансформировавшееся в "касаков" или "косаков". Тогда же они расселились не только в степь, но и в горы, а, после поглощения зихов - еще и по побережью Черного моря, от Тамани и чуть ли не до Абхазии.
   Этот, достаточно незначительный эпизод в истории каганата пока никак не влиял на общий ход исторических событий. Ввиду внутренних неурядиц, Хазарский каганат вскоре утратил контроль над восточными славянами, а оставшиеся на родине дреговичи относительно быстро восстановили прежнюю численность. Точно также образовалось Древнерусское государство, были русско-хазарские войны, закончившиеся разгромом каганата и переходом низовьев Кубани под контроль Тмутараканского княжества. Основное население этого княжества как раз и составили касаки. Отношения собственно с Русью у данного народа были противоречивые, менявшиеся в зависимости от личности каждого отдельного князя. Касаки принимали участие в отдельных походах князей типа Мстислава Храброго или Олега Святославича, периодически они же восставали против русичей, ну и вообще всячески лавировали между Русью, Византией, Грузией и кочевниками. Впоследствии вввиду ослабления, аморфности или удаленности всех основных игроков, касаки получили независимость, варясь в собственном соку. Сложилась своеобразная "Касачья Конфедерация", управляемая союзом князей - формально выборных, но исключительно из известных наперечет родов - потомков династических браков между славянскими и касожскими князьями.
   Важную роль в жизни "Конфедерации" играли "колдуны" - наследственная каста потомков славянских волхвов, переселенных хазарами совместно с родичами. С самого начала среди них доминировали служители Велеса, отождествленного со змеем Цмоком/Смоком - повелителем земных, небесных и подземных вод. Со временем он впитал отдельные черты иных славянских богов - в том числе Перуна и Ярилы, а также божеств касогов, в первую очередь бога моря Кодеша/Кодеса представлявшегося в образе большой рыбы, удерживающего море в своих берегах и к которому обращались рыбаки с мольбой об улове. Все эти божества объединились в образе Цмога - синкретического божества, ставшего во главе касакского пантеона.
   Византийцы же презрительно именовали бога касаков "рыбоящерицей" или по-гречески - "Ихтиозавром", под каким именованием он и вошел в европейскую историографию.
   Культ данного бога стал важной, даже, пожалуй, определяющей чертой самой идентичности нового народа, позволяющей ему сохранять память о своих корнях. Несколько раз касаки принимали крещение - от Руси, Византии и даже Грузии, но, при первом удобном случае возвращались к вере предков, принося в жертву навязанных им священников путем утопления.
   Меж тем, в Западной Европе произошел один из тех детерминизмов, на который не смогла повлиять столь местечковая развилка - нормандское завоевание Англии. Как в РИ, из англо-нормандской Британии вскоре побежали представители англосаксонской знати. И, как и в РИ, согласно некоторым криптоисторическим версиям, эти самые англосаксы, с подачи Византии начали расселяться в Северном Причерноморье, создав первую в истории "Новую Англию". Лидером переселенцев стал эрл Нортумбрии Моркар, в этой АИ сумевший ускользнуть от Бастарда, в то время, как его союзник Херевард, в отличие опять таки от реала, был взят в плен.
   Моркар прибыл в регион в крайне напряженный момент: как раз незадолго до этого византийские отряды потерпели поражение от касаков, при попытке вернуть Таматарху. Тогда византийский басилевс отдал территорию "Касакии" во владение Моркару и всем англосаксам - при условии, что они смогут ее завоевать. Другими условиями стало признание верховной власти Византии и крещение всей Касакии. Константинополь, в свою очередь, взялся финансировать это мероприятие.
   Моркар подошел к вопросу со всей ответственностью: собрал в единый кулак остатки англосаксонской знати, рассеявшейся от Ирландии до Византии; принял, сколько мог, простых англосаксов из самой Англии, кто сумел бежать с острова; добавил к этому воинству скандинавов и отправился в свой "крестовый поход". Завоевание облегчалось тем, что вскоре после поражения византийцев у касаков начались внутренние распри. После первых побед Моркар объявил себя "Королем Касакии", несмотря на то, что его успехи в завоевании были довольно скромны. Завоевание началось в конце 11 века и растянулось чуть ли не на весь 12-ый, однако полностью покорить касаков англосаксам так и не удалось. Более-менее плотно удалось заселить только непосредственно Таманский полуостров, отдельные места на черноморском побережье, а также оба берега Кубани, до устья Лабы. Собственно именно эти переселенческие колонии и получили именование "Новой Англии". Подобные успехи стали возможным, в том числе и благодаря неоднократному пополнению воинства Моркара и его приемников новыми волнами беженцев из Британии. Однако со временем англичане и нормандцы притерлись друг к другу и пополнение прекратилось. Византийская помощь также прекратилась - после завоевания Константинополя крестоносцами - хоть и в иной год и с иными персоналиями нежели в нашей истории, но примерно с таким же результатом. Среди крестоносцев были обильно представлены и нормандцы, так что отношения "Новой Англии" и "Латинской Империи" не задались.
   Возникла патовая ситуация: англосаксы не могли завоевать касаков, но и те не могли сбросить их в море. Идея с крещением также не задалась: касаки в основной своей массе оставались верны Цмогу, тогда как англичане, ввиду осознания непрактичности религиозного фанатизма в означенных условиях. со временем выработали в себе определенный пофигизм к этим вопросам. Религиозная составляющая завоевания постепенно выхолостилась, на смену ей пришли чисто прагматические соображения - и они же диктовали англосаксам необходимость поиска путей для мирного сосуществования. Началось постепенное сближение двух народов: расширение взаимной торговли, большая терпимость к обычаям друг друга, браки верхушки.
   Итогом всего этого стал указ короля Сигварда о полной веротерпимости и уравнивании обеих вер. После этого процесс сближения пошел куда быстрее - и очень вовремя, поскольку в скором времени свершилось монгольское нашествие. Загнав оба народа в горы и плавни, монголы невольно способствовали ускорению слияния касаков и саксов в единый народ, получивший впоследствии именование коссаксов. Отрезанные от основных центров христианства, все больше перенимая нравы и обычаи более многочисленных касаков, англосаксы и сами стали обращаться к язычеству. Этот процесс облегчался и тем, что среди завоевателей хватало вчерашних язычников-скандинавов, чисто формально принявших крещение. Сейчас же последствия этого стали вылезать наружу, затрагивая и англосаксов. Цмог ( все чаще именуемый на англосаксонский манер Смаугом) стал отождествляться с белым драконом саксов, а также с змеевидными персонажами английского и скандинавского фольклора - Кнакером, Линдвормом, Лэбмтонским Червем и аналогичными персонажами, постепенно лишившихся того негативного ореола, что имелся на исторической родине. Аналогичное сближение произошло и между водяными женскими духами, считавшимися дочерями Цмога - русалками, берегинями, лихоманками с одной стороны и персонажами типа Черной Аннис или Дженни Зеленые Зубы - с другой.
   Где-то к середине 14-го века процесс оформления единого народа, с единой языческой религией был окончательно завершен.
   Как и говорилось ранее, развилка была слишком локальной, чтобы глобально изменить ход человеческой истории. Но совсем уж без изменений обойтись, разумеется, не могло. Латинская Империя не уступила так и не возродившейся Византийской империи, просуществовав до конца 14-го века, но пала под натиском монголов. Со временем, кочевники, осевшие в Малой Азии, смешались с местными тюрками, переняв их язык и религию. Образовавшееся таким образом государство, получившее именование Монгорской империи в общих чертах повторяло исторический путь османов, разнясь лишь в датах и второстепенных деталях.
   Оригинальная Монгольская же империя, как и в нашей реальности, развалилась на улусы, самый западный из которых также включал и русские земли. Позже и это государство, которое мы для простоты будем именовать Золотой Ордой, также развалилось на отдельные владения. Центром одного из них неизбежно стал Крым, столь же неизбежно ставший вассалом Монгорской Империи. И тогда же начались войны с коссаксами, столь же яро сопротивлявшихся исламизации, как ранее христианизации. Противостояние поклонников Аллаха и поклонников Смауга затянулось не на одно столетие: хотя силы и были неравны, но коссаков спасали горы, относительная удаленность и постоянное отвлечение главных сил турко-монгоров на других фронтах. Периодически монгорам удавалось подчинить коссаксов и навязать им мусульманство, но при первом же ослаблении султанской власти все начиналось по-новой.
   Меж тем на севере русские княжества таки освободились от татарского ига и объединились в единое государство - правда лидером объединения стала не Москва, а Тверь. Как и в РИ с черкесами, отношения Русского государства и коссаксов были крайне спорадическими и неоднозначными: коссаксы нередко принимали участие в набегах монгоров и крымцев.
   С другой стороны в середине 16-го века одна из коссакских Леди ( таков был официальный титул принцесс правящего дома) стала супругой великого князя Тверского Симеона Ярого. Его наследник Великий князь Игорь объявил себя русским царем, выиграл Эстляндскую войну и установил торговый и политический союз с Англией. Тогда же в Британии с интересом и удивлением узнали о потомках англосаксов на Кубани. Одна из внучек царя Игоря Второго вышла замуж за представителя боковой ветви правящей английской династии. Впоследствии, после небольшой английской Смуты, на рубеже 17-18 веков именно представитель этой ветви взошел на английский трон, реформировав и укрепив королевство. Один из его потомков предотвратил отпадение английских владений в Новом Свете, найдя компромисс между метрополией и ее американскими колониями.
   К сожалению, после интересы России и Британии, как и нашей истории разошлись по множеству направлений, одним из которых стала поддержка англичанами Турецкой (Монгорской) империи и попытки воспрепятствовать движению России на Крым и Кавказ. Одним из методов Британии стала поддержка коссаксов, долгое время лавировавших между Монгорией и Россией, но по мере ослабления первой и усиления второй, выбравших сторону "меньшего зла". Британская пропаганда активно использовала мотив "помощи братьям по расе", поддерживая коссаксов оружием, советниками и отрядами "добровольцев". К середине 19-го века означенные противоречия (не только и не сколько из-за коссаксов, разумеется) вылились в так называемую Таманскую войну, где против России и союзного ей Грузинского царства, воевала коалиция в составе Англии, Монгории, Венгрии, Швеции и Сицилии. И хотя после этой войны Коссаксония все же перешла России, тем не менее, было выбито важное условие - страна разделялась по течению Кубани. Правобережье переходило России с ограниченной автономией, Закубанье же составляло независимое "королевство" с чисто формальным признанием себя вассалом русского царя. В Прикубанье началось активное заселение колонистами из Киевского, Полтавского, Черниговского и Гомельского воеводств России, не без конфликтов, но все же смешивавшихся с местными. В "Закубанской Касакии", где сосредоточилось около 80 процентов всех коссаксов сохранялись старые порядки, при сильном влиянии Британии и активным проникновением британского бизнеса. Его позиции сохранились и после того, как, после очередного сближения Британии и России перед лицом общих угроз, обе части Косаксонии все таки объединились в единую территориально-административную единицу "Царство Кубанское". Царем был признан российский император, тогда как местный монарх отрекся от престола, но сохранил высший дворянский титул и все свои земельные владения. Тогда же России, наконец-таки удалось, хоть и весьма формально, но все же окрестить большинство коссаксов. Однако в сельской местности все еще сохранялись служители Смауга, хранители заповедных рек и заводей, пользующиеся большим авторитетом в народе - в том числе и среди крещенных, по обе стороны Кубани.
   В начале 20-го века Россия втянулась в очередную заварушку в Китае, где появился местный аналог тайпинов - синкретической христианско-даосской секты, выступающей против иноземной "Даурской династии", их китайских приспешников и "бледнолицых варваров". Впрочем, к иным "бледнолицым" китайцы относились вполне комплементарно - к тем, кто их снабжал оружием и деньгами. На стороне маньчжурской династии выступили Англия, Россия, Швеция и Япония, на стороне "тайпинов" - Франция, Германия, Венгро-Польша и примкнувшая к ним Турция-Монгория, поддерживавшая уйгурских сепаратистов. Война расширялась - от простой помощи великие державы перешли к прямой интервенции, в заварушку втягивались все новые участники, начались столкновения и в Европе, также переросшие в полноценную войну.
   На фоне усталости от войны и неудач русского командования, в 1910 году в стране произошел переворот. Инициатором стала Партия революционных христиан-социалистов (ПРХС): причудливое сочетание уже распространявшихся по Европе идей радикального социализма и проповедей эгалитаристской секты, отпавшей от официальной церкви. По сути, религиозный флер служил прикрытием для идеи бесклассовой утопии, с уничтожением частной собственности, экспроприацией экспроприаторов и далее, в хорошо знакомом нам духе.
   После переворота, "освобожденная Россия" немедленно вышла из войны и сосредоточилась на борьбе с внутренними врагами. Благо таких хватало - в стране обнаружилось великое множество противников новой власти, готовых выступать против нее с оружием в руках. Все это легло на вскрывшиеся национальные, социальные и религиозные противоречия, а также на вмешательство иностранных держав, как и в РИ не преминувших половить рыбку в мутной воде.
   Многие национальные окраины, воспользовавшись случаем, провозгласили независимость, ряд регионов, формально оставаясь на позиции "единонеделимства" тем не менее, оказались под контролем политических или военных лидеров, не признавших переворот ПРХС. В Касакии оказались совмещены обе тенденции - во главе местного сопротивления встал потомок королей Касакии, граф Сивар, генерал императорской армии. Именно он организовал стихийно возникающие отряды местного сопротивления в регулярную армию. Он охотно принимал к себе спасавшихся от "красного террора" офицеров и чиновников времен империи, но он же дал им понять, что они находятся на территории независимого государства и что вхождение в состав России может обсуждаться только на условиях коссаксов. Нравилось это не всем, но ситуация складывалась так, что многие были готовы хоть с чертом, но против "пирхесов".
   Во внешней политике Сивар опирался прежде всего на помощь Британии, вскоре введшей на территорию Касакии ограниченный контингент.
   Гражданская война шла пять лет и закончилась установлением Священной Социалистической Республики на большей части бывшей Российской Империи, за вычетом отдельных, чудом отмахавшихся, нацокраин. Одной из таких окраин и стала Касакия, ставшая одним из центров притяжения контрреволюционных элементов из страны победившего "христианского социализма". В стране вовсю шло нацстроительство: второе рождение переживал культ Цмога-Смауга, на волне национального подъема коссаксы массово отрекались от крещения, возвращаясь к вере предков. В государственной символике, названии воинских частей и прочей атрибутике государства всячески подчеркивалось преемственность со всей славной историей коссаксов. Особенно в армии - тем более что страна спешно вооружалась, заключая союзы со всеми заинтересованными странами, дабы противостоять "красной угрозе".
   Надо отметить: независимой осталась только Южная или Закубанская Касакия, где преобладал соответствующий этнический элемент и сохранялись традиционные институты - монархия, жречество, местные общины и кланы. Северная Касакия стала Социалистической Республикой с крайне ограниченной автономией. Собственно коссаксы здесь составляли от силы процентов двадцать - большинство населения составляли славяне: потомки украинских переселенцев времен царей и более поздние поселенцы из центральной России, уже времен социализма. Причем если первые, уже отчасти перемешавшиеся с коссаксами, колебались в выборе своих симпатий, то вторые однозначно ориентировались на Центр.
   В Северной Касакии, как по всей России вовсю шло "социал-христианское" строительство принимавшее все более жестокие формы. "Коллективизация", "раскулачивание", "красный террор" - эти и многие другие прелести "построения социализма" вполне присутствовали, пусть и назывались по-другому. Приток беженцев усилился, однако Южная Касакия все реже давала им приют, опасаясь шпионов. Да и из тех, кто все же прошел фильтрацию, далеко не все остаться в Закубанье, где уже сложился достаточно авторитарный режим с креном в этнократию. Политика ассимиляции потомков славян, переселившихся в Закубанье, еще во времена царей, вызвало несколько восстаний, поддержанных ССР, но подавленных с помощью британской авиации. В социалистической Касакии также вспыхнул ряд восстаний - и также жестоко подавленных. Остатки восставших, с обеих сторон, кинулись через Кубань, навстречу друг другу, что породило ряд кровавых стычек на границе.
   Меж тем по Европе, уставшей от войны, бродил "призрак коммунизма" - да и это именование в появилось в этом мире. Огромное влияние на формирование коммунистической идеологии оказала победа ПХРС в России, правда ее христианская составляющая пришлась по вкусу не всем европейским социалистам. Многие увлеклись более привычной нам вариацией революционного социализма, с креном в атеизм. Идеологические брожения в Европе в конце концов, разродились революцией во Франции, установившей Французскую Коммунистическую Республику. Несмотря на идеологические разногласия, французы некоторое время поддерживали дружественные отношения с ССР, на пару развязав мировую войну, в ходе которой они поделили Европу по Одеру. Однако вскоре и у них начались разногласия, на тему чей социализм самый правильный. Разногласия переросли в ожесточенную войну. Британия и ряд ее союзников, с самого начала противостоявшие французской экспансии, сочли нужным поддержать ССР, как "меньшее зло". Южная Касакия в этой войне держала нейтралитет.
   Война, окончившаяся разгромом французского коммунизма, разделила мир на два блока: социалистического, во главе с ССР и авторитарно-капиталистического, во главе с Британской Империей. Последняя, к тому времени, представляло собой не сколько единое государство, сколько сильно децентрализованное Содружество доминионов, со своими протекторатами и колониями. Однако воедино этот зыбкий конгломерат скрепляла британская Корона.
   Кроме Британии в "капиталистический" лагерь входили и многие иные страны, включая и Южную Касакию, позволившую разместить на своей территории военные базы. Касакия, как находящаяся на "передовой" противостояния блоков, всегда была для ССР бельмом на глазу - в том числе и потому, что несмотря на все жесткости тамошнего режима, на Кубань не ослабевал поток беглецов из "социалистического рая". Там еще жили потомки "белоэмигрантов", наладивших совместно с властями Касакии достаточно эффективный пропагандистский механизм, работавший на разложение "социал-христианского" строя. Но гораздо лучше пропаганды работал сам пример Касакии - благодаря британским вложениям, умелой экономической политики и авторитарным методам управления, страна стала настоящей витриной капиталистического мира на границах ССР. Из Касакии тек поток контрабанды: фарцовщики и спекулянты в ССР, даже под страхом смертной казни, продолжали иметь дело с касакийскими бизнесменами и фермерами. Само собой, что особый размах эти процессы приобрели в Северной Касакии, где развилось широкое антикоммунистическое движение за объединение с "южными братьями".
   По всему миру шла "Холодная война" - с другими персоналиями и локациями, но все же весьма схожая с нашей. К концу 70-х неэффективная экономическая политика, вкупе с возросшими расходами на вооружение таки угробили ССР: в нем возникло достаточно мощное народное движение, свой "Народный фронт", который, вступив с союз с наиболее дальновидной частью номенклатуры и армейских кругов, сверг социалистический режим.
   Вскоре после этого начались переговоры о вхождении Южной Касакии в состав Новой России на правах широчайшей автономии и объединения с Севером. В 1987 году это счастливое событие произошло и касакийские бизнесмены, к тому времени создавшие, совместно с британцами, мощные корпорации, быстро заняли лидирующие позиции в российской экономике. Внутренние же порядки в самой Касакии не изменились ни на йоту - по сути ее вхождение в состав России проводилось на условии "одна страна, две системы". Эти же порядки были перенесены и в Прикубанье, что понравилось не всем: прежде чем все устаканилось Касакии пришлось пережить несколько кровавых конфликтов и массовых депортаций нелояльного населения.
   В 2000 году, из-за мирового экономического кризиса, внутреннее положение страны ухудшилось и, на волне всеобщего недовольства, к власти в России пришел генерал Роман Беглов, провозгласивший возрождение Российской Империи, с урезанием всех региональных автономий. Он же попытался возродить антизападную риторику ССР-овской пропаганды. В ответ касакийские бизнесмены и банкиры организовали масштабнейшую фронду со стороны ряда регионов, кончившуюся свержением хунты и расстрелом Беглова. На место "Российской Империи" было учреждено так называемое "Федеративное Российское Государство" (ФРГ). Президентом этого гособразования в 2005 году был выбран касакийский миллиардер Эльфгар Славутич, ставший первым не-христианином во главе России.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Дракон проклятой королевы"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Зимовец "Чернолесье"(ЛитРПГ) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"