Камышников Владимир Андреевич : другие произведения.

Институциональная экономика. Курс лекций

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Институциональная экономика Глава 1. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современ-ной экономической теории Глава 2. Модели поведения человека в институциональной экономике Глава 3. Трансакционные издержки Глава 4. Теория экономических организаций Глава 5. Организация и теория групп Глава 6. Фирма как экономическая организация Глава 7. Институциональная структура экономики Глава 8. Институциональные изменения


Камышников Владимир Андреевич

Институциональная экономика

   Глава 1. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории
   Глава 2. Модели поведения человека в институциональной экономике
   Глава 3. Трансакционные издержки
   Глава 4. Теория экономических организаций
   Глава 5. Организация и теория групп
   Глава 6. Фирма как экономическая организация
   Глава 7. Институциональная структура экономики
   Глава 8. Институциональные изменения

Глава 1. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории

    
   1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики
   Изучение институтов начнем с этимологии слова институт.
   to institute (англ) - устанавливать, учреждать.
   Институт - совокупность ролей и статусов, коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия, стандартизированные, общественные привычки, публичная система правил (ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности) :
   - привычные способы реагирования на стимулы;
   - структура производственного или экономического механизма;
   - принятая в настоящее время система общественной жизни.
   Ограничения - сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом из-за ограничений. Схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов в этих условиях тоже институты.
   2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория
   Существует несколько причин, по которым неоклассическая теория (начала 60-х годов) перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней экономистами, которые пытались осмыслить реально происходящие события в современной экономической практике:
   1. Неоклассическая теория базируется на нереалистичных предпосылках и ограничениях, и, следовательно, она использует модели неадекватные экономической практике - "экономикой классной доски".
   2. Экономическая наука расширяет круг феноменов (например, таких как идеология, право, нормы поведения, семья), которые должны анализироваться экономической наукой - "экономический империализм".
   3. Неоклассики не объясняют динамические изменения в экономике (на фоне исторических событий XX века)
   Предпосылки неоклассической теории: парадигма (жесткое ядро) и "защитный пояс" - ограничения.
   Жесткое ядро:
   1. стабильные предпочтения.
   2. рациональный выбор.
   3. равновесие на всех рынках.
   Защитный пояс:
   1. Права собственности остаются неизменными и четко определенными;
   2. Информация является совершенно доступной и полной;
   3. Индивиды удовлетворяют свои потребности без задержек с помощью обмена.
   Если меняется жесткое ядро, то теория заменяется новой теорией.
   3. Старый и новый институционализм
   "Старый" институционализм, как экономическое течение, возник на рубеже 19-20 веков. Для институционализма было характерно отстаивание идеи социального контроля и вмешательства общества, главным образом государства, в экономические процессы. Они отрицали существование законов в экономике и считали, что благосостояние общества зависит только от жесткого государственного регулирования экономики националистического толка.
   Они отвергали концепцию рациональности и основополагающий принцип максимизации и были продолжениями социологических, правовых, статистических исследований в экономических проблемах.
   Современный неоинституционализм - Рональда Коуза "Природа фирмы", "Проблема социальных издержек":
   1. Отвергалась предпосылка, что обмен происходит без издержек и происходит приращение ценности к ценнос­ти существующего набора благ, т.е. обмен такая же продуктивная деятельность как производство материальных благ.
   Издержки обмена получили название трансакционных - "издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решения, контроля и юридической.
   Неоклассическая теория - издержки функционирования рыночного механизма равны нулю. Такое допущение позволяло не учитывать в экономическом анализе влияния различных институтов.
   2) Признавая существование трансакционных издержек, возникает необходимость в пересмотре тезиса о полноте и доступности информации.
   3) Пересмотр тезиса о нейтральности распределения и спецификации прав собственности послужил отправным пунктом для развития направлений институционализма: теория прав собственности и экономика организаций
   Современный институционализм модификацирует элементы жесткого ядра неоклассики: рациональный выбор принятимает допущение об ограниченной рациональности и оппортунистическом поведении.
   4. Основные течения современного неоинституционализма
   1) Теория прав собственности с центральным понятием "право собственности", как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования Они определяют нормы поведения по поводу благ, нести издержки из-за их несоблюдения, полномочия, как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.).
   С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами.
   С точки зрения индивида права собственности выступают как пучки правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса (:
   1. Право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью.
   2. Право пользования, т. е. личного использования вещи.
   3. Право управления, т. е. решения, как и кем вещь может быть использована.
   4. Право на доход.
   5. Право на капитальную стоимость вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи.
   6. Право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации.
   7. Право на переход вещи по наследству или по завещанию.
   8. Право на бессрочность.
   9. Запрет вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом.
   10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга.
   11. Право на остаточный характер, т.е. ожидание "естественного возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине".
   Любой акт обмена рассматривается как обмен пучками прав собственности. Рамки по передаче прав собственности определяет контракт.
   2) Теория трансакционных издержек Фирма рассматривается сквозь призму трансакционного подхода, как сеть контрактов, система обработки и передачи информации, структура по обеспечению экономической власти и контроля над объектами собственности и т.д.
   3) Экономика права. Представители: агенты ведут себя как рациональные максимизаторы при принятии не только рыночных, но и внерыночных решений (таких, например, как нарушать или не нарушать закон, возбуждать или не возбуждать судебный иск и т. д.).
   Правовая система, подобно рынку, рассматривается как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов при совершении вынужденных "сделок", например это большинство гражданских правонарушении и уголовных преступлений.
   Такие сделки соверша­ются по определенным ценам, которые налагаются правовой системой ( судебные запрещения, денежные компенсации, уголовные наказания).
   Анализируется, как реагируют экономические субъекты на правовые установления, как меняются сами правовые нормы под воздействием экономических факторов по принципу эффективности.
   4) Теория общественного выбора
   Теория общественного выбора анализирует политический механизм принятия макроэкономических решений - "политические рынки".
   5) Новая экономическая история
   Эта теория пытается истолковывать исторический процесс с точки зрения эволюции институтов, теории прав собственности и трансакционных издержек.
    
  

Глава 2. Модели поведения человека в институциональной экономике

    1. Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе - "изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек", т.е. полностью рациональное поведение:
   1) информация полностью доступна индивиду;
   2) человек совершенным эгоистом;
   3) не существует никаких внешних ограничений для обмена;
   4) благосостояние достигается обменом, а не в форме захвата или кражи.
   Современной ортодоксальной экономической науки это "экономикой классной доски", оторвалась от реальной жизни.
   Но рациональность - это еще далеко не все, человек не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов как он, нельзя не учитывать ограничения при принятия решения.
   Неоклассическая теория здесь исходит из предположений, что все потребители знают, чего они хотят и полностью владеют собой и своими собственными поступками, то есть определяющих единственным критерием - собственной функцией полезности.
   А отсутствие каких-либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки.
   Социализированный человек, исполняющий роль и человек, который может быть подвержен санкциям. Это человек, полностью контролируемый обществом.
   Вторая модель- человек, имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий, но он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т.к. у него отсутствуют изобретательность и ограничения.
   Сравнивая эти две модели, можно увидеть, что экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные черты человеческого поведения в процессе повседневной рыночной деятельности.
  
   2. Рациональное поведение. Принцип рациональности
   Рациональность может быть определена следующим образом: субъект (1) никогда не выберет альтернативу X если в тоже самое время (2) ему доступна альтернатива Y, которая с его точки зрения (3) , предпочтительнее X.
   Согласно Хайеку рациональным поведением можно назвать такой тип поведения, которое "нацелено на получение строго определенных результатов при нормальномповедение людей.
   В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:
   1) Рациональность (как таковая);
   2) Следование своим интересам.
   %%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
   Рассмотрим эти модели подробнее:
   1. Рациональность
   Согласно О. Уильямсону существует 3 основные формы рациональности:
   1) Максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.
   2) Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени - уменьшаются издержки за счет личных способностей, либо обращаются к помощи властных структур.
   3) Органическая рациональность - слабая рациональность процесса -эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм, связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рынков, аспектами прав собственности их "нельзя запланировать они не созревает в чьем-либо сознании.
   2. Ориентация на собственный интерес
   1) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают: "Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.
   2) Простое следование своим интересам это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической экономтеории. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. .
   3) Послушание. Последняя слабая форма ориентации на собственный интерес - послушание - такой тип вряд ли существует в экономике.
   3. Поведенческие предпосылки институционального анализа
   Прежде всего, под большим вопросом была поставлена возможность отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения, привычек индивидов, психологического и религиозного типов, что напрямую говорит о том, что индивид осуществляет выбор сам. То есть институционалисты определяют скорее характер ситуации, в которой выбор осуществляется, а не рассматривают полученный результат в рамках взаимодействия многих людей. Целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного объема продаж. Это подтверждается статистическими данными.
   Поэтому не рациональность, а субъективная обоснованность действия.
   4. Институт хозяйственной этики и экономическое поведение
   Этические нормы являются теми ограничениями, игнорируя которые часто невозможно объяснить некоторые экономические явления. Этика, мораль, традиции являются теми правилами поведения или институтами, которые присутствуют в теориях неоинституционализма. Поэтому эти теории описывают человеческую природу такой, какой она наблюдается в действительности, используя понятия ограниченной рациональности и оппортунизма.
   Этические нормы во многих случаях более эффективно способствуют снижению трансакционных издержек, чем формальные нормы права. Система традиций, моральных и этических норм экономического поведения не является чем-то данным и неизменным. На протяжении всей эволюции человеческой цивилизации каждому этапу ее развития соответствовали определенные нормы поведения.
   В условиях первобытного общества эти нормы способствовали появлению правил поведения, культивирующих коллективизм, подчинение вождю племени, определенное разделение прав и обязанностей внутри племени. В дальнейшем при переходе от племенного и кочевого образа жизни к оседлому, с развитием углубляющегося разделения труда, появле­нием торговли возникает закрепление прав собственности за конк­ретными индивидами. Расширяется обмен как внутри групп, так и между группами людей.
   Нравственные правила поведения претерпе­вают изменения: к врожденным правилам морали, основанным на ин­стинктах (солидарность, альтруизм, групповое принятие решений), прибавляются благоприобретенные. Хайек по этому поводу писал: "...Существуют благоприобретенные правила (бережливость, уважение к собственности, честность и т. д.), создавшие и поддерживающие расширенный порядок... Расширенный порядок зависит от этой морали, он и возник благодаря тому факту, что груп­пы, следовавшие ее основным правилам, опережали другие по уве­личению численности и богатства". Именно эти благоприобретенные институты, сохраняясь и эволюционируя, позволили возникнуть современной цивилизации, основанной на экономическом и социальном обмене между людьми и между государствами. На основе таких правил поведения возникли правовые нормы, сформировались системы права, способствующие обмену и облегчающие его.
   Но развитие традиций, создающих условия для существования расширенного порядка, не происходит однонаправлено, прямолинейно.. История дает немало примеров "закрытых" обществ или тоталитарных государств, основывающих свои экономические и социальные системы не на рыночном механизме и свободе, а на принуждении и следовании высшим целям и планам, которые ведомы только тирану, диктатору, вождю или какому-то другому верховному органу власти.
   Моральные нормы влияют на процесс формирования субъективных мысленных конструкций у индивида. - успех проведения рыночных реформ во многом зависит от менталитета населения.
  

Глава 3.Трансакционные издержки

 

   1. Понятие и виды трансакций
   2. Понятие трансакционных издержек
   3. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности
   4. Внешние эффекты трансакционные издержки. Теорема Коуза.
   5. Трансакционные издержки и контрактные отношения
    
   1. Понятие и виды трансакций
   Трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом.
   Три основных вида трансакций:
   1) Трансакция сделки - служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
   В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, является не производство, а передача товара из рук в руки.
   2) Трансакция управления - в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне - поведение асимметрично, и асимметричность правовых отношений.
   3) Трансакция рационирования - при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав.
   Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места.
   2. Понятие трансакционных издержек
   Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки (transaction cost).
   Трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы.
   Чем ближе экономика к общему равновесию, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.
   Издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов и "состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению".
   2. Типология трансакционных издержек Трансакционные и трансформационные издержки:
   1. Издержки поиска информации.
   2. Издержки ведения переговоров.
   3. Издержки измерения. Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов.
   4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав.
   5. Издержки оппортунистического поведения: морального риска и отлынивание. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно
   Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда.
   Вторая форма оппортунистического поведения­ - вымогательство.
   Трансформационные издержки - издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.
   Организационные издержки - издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.
   3. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности
   Любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий и чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полезность:
   1) права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;
   2) переструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов;
   3) реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.
   Право частной собственности это не просто арифметическая сумма правомочий, а как сложная структура, так ограничение какого-либо правомочия (вплоть до полного его устранения) влияет на реализацию собственником остальных правомочий:
   1) исключительность права предполагает, что на собственника падают все положительные и отрицательные результаты деятельности;
   2) исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивысшую цену, и тем самым достигается эффективное распределение ресурсов в экономик, а это и является причиной защиты системы частной собственности.
   А исключение других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него.
   Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания что они могут получить, т.е. специфицировать право собственности - точно определить субъекта собственности и ее объект и способ наделения ею.
   Неполнота спецификации - это размывание прав собственности.
  
   Размывание прав собственности происходит потому, что неточно установлены и плохо защищены, или что они подпадают под ограничения со стороны государства.
   Процессы дифференциации (расщепления) не есть размывание прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует м.б. осуществление в соответствии с критерием эффективности в результате специализации.
   4. Внешние эффекты трансакционных издержек. Теорема Коуза ("Теорем собственности")
   Внешние эффекты - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.
   Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.
   Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.
   Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны.
   Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.
   5. Трансакционные издержки и контрактные отношения
   Образование фирмы дает экономию на общих издержках путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке, в организационные внутри фирмы. Поэтому для анализа природы фирмы понадобилось расширить содержание понятия контракт (сделка) далеко за рамки договора о единичной купле продаже. Так появилась возможность трактовать природу фирмы, как проблему выбора оптимальной формы контракта.
   Контракты отражают структуру стимулов и анти-стимулов, коренящуюся в структуре прав собственности и механизмов их обеспечения.
   Существует три основных типа контракта:
   1. Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов ("если,...то"). Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной акцент делается на формальных документах. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.
   2. Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий, т.е. контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.
   3. Отношенченский (или обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами, которые становятся непрерывными и неформальные условия перевешивают формальные.
   Каждому контракту механизм управления договорными отношениями:
   1) Безличный рыночный механизм для одноразовых сделкок.
   2) Арбитраж. Распространяется на нерегулярные сделки.
   3) Двухсторонняя структура управления в отношенческих контрактах.
   4) Унитарное управление (иерархия). Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами, а не рыночными сигналами.
  

Глава 4. Теория экономических организаций

 

   1. Организация в экономической теории
   2. Дихотомия: институты и организации
   3. Контроль и власть в хозяйственной организации
    
   1. Организация в экономической теории
   Понятие экономической организации не противоречит принципам индивидуализма. Это понятие рассматривается на трех уровнях:
   На первом уровне организация рассматривается, как способность приводить в порядок сложные экономические организмы и способствует повышению производительности факторов производства.
   На втором уровне организация это влияние механизации труда и использования машин на промышленность для повышения эффективности.
   На третьем уровне предприниматель, "деловая организация", эффективность организационных форм предпринимательской деятельности.
   Экономическая организации это не рынок. Эффективность рынка и организации имеет различный механизм реализации. Так, если рынок представляет собой обезличенный процесс обмена или передачи прав собственности, то организация - это властное распределение ресурсов, предпочтений и ценностных ориентиров внутри неё т.е. наличие иерархии.
   Организация - это система социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.
   Фирма возникает тогда, когда это позволяет экономить на трансакционных издержках, заменив их координацией внутри организации.
   Любая экономическая организация обладает следующими признаками:
   1) Общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;
   2) Набор ресурсов и определенный способ их защиты;
   3) Система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
   4) Структуру устойчиво воспроизводимых статусов (иерархия, постоянное формальное руководство);
   5) Специфическое разделение труда между своими членами;
   6) Наличие вознаграждений и наказаний за участие или (неучастие) в делах организации.
   2. Дихотомия: институты и организации
   Часто институт и организация используются как синонимы - дихотомия (последовательное деление целого на две части): институты - это механизмы управления контрактными отношениями (фирмы, рынки и отношенческая контрактация).
   Но институты и правила формируют возможности, которыми располагают члены общества, арганизации используют эти возможности и функционируя изменяют институты. Для функционирования институтов необходимы организации, так институт рынка страхования предопределяет возникновение специфических организаций.
   Организации представляют собой целенаправленно действующие единицы, созданные организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей, которые определяются возможностями предоставляемыми институциональной структурой общества.
   3. Контроль и власть в хозяйственной организации
   Подход к фирме не просто как к единичному рыночному субъекту, а как к своеобразной организации: контроль, экономическая власть, мотивация, и способы передачи информации внутри организации, в рамках институционально оформленных прав собственности. В свою очередь собственность как экономический институт, представляет собой санкционированные и признанные легитимными в обществе правила и механизмы контроля и осуществления властных полномочий над объектом собственности.
   Иерархия ведет к субординации полномочий в рамках строго определенных экономических и общественных связей.
   Власть же возникает в результате делегирования полномочий и принятия решения в результате простого соглашения или контракта.
   Контроль в отношении прав собственности представляет собой совокупность процедур, которые должен использовать владелец, чтобы обеспечить свое главенство в принятии решений и добиться их выполнения.
   Как видно из вышеизложенного, экономические власть и контроль должны гармонично сочетаться в рамках системы прав собственности, существующей в хозяйственной организации. Феномен конфликта интересов часто возникает при функционировании хозяйственных организаций, находящихся в государственной собственности.
    

 

Глава 5. Организация и теория групп

    
   1. Организация и группы
   2. Традиционная теория групп
   3. Большие группы
   4. Малые группы
   5. Группы специальных интересов и распределительные коалиции
    
   1. Организация и группы
   Социальная группа - это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе.
   Первичные группы - небольшая ассоциация людей, связанных узами эмоциональной природы (семья, группа друзей)
   Вторичные группы - некоторое количество людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.
   Организация - это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей.
   Внутри организации создаются неформальные сети (связи).
   Почти все крупные организации являются бюрократическими по своей природе.
   Бюрократия включает в себя четкую иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц, и разделение между задачами должностных лиц внутри организации и их жизнью вне ее.
   Часто бюрократия в больших организациях приводит к олигархии (или монополизации власти верхушкой организации).
    
   2. Традиционная теория групп
   Существующая традиционная теория групп, безоговорочно утверждает, что частные группы и ассоциации функционируют согласно принципам, кардинально отличающимся от тех, которые управляют отношениями между фирмами на рынке или отношениями между налогоплательщиками и государством.
   Традиционная теория групп развивается в двух направлениях: казуальном, формальном.
   1) Казуальное направление: частные организации и группы существуют повсеместно, и эта повсеместность является результатом фундаментальной человеческой склонности к вступлению в ассоциации ( люди обладают инстинктом к собиранию в стада и борьбе с другими стадами).
   2) Формальный вариант традиционного взгляда на группы не исходит из инстинкта или тенденции объединения в группы, но подчеркивает универсальный характер групп. В современном обществе более важную роль играют не родственные союзы, а государство, церковь, университеты, корпорации и профессиональные ассоциации".
   Любая группа или организация, большая или малая действует для получения коллективного блага, которое по своей природе будет выгодно всем членам группы, это является фундаментальной причиной возникновения групп.
   2. Большие группы
   Под большими группами обычно понимаются государство, профсоюзы, большие корпорации и т. п., у них есть как общий интерес, так и различные персональные интересы, отличные от интересов других индивидов, принадлежащих к группе.
   Но пока не существует какого-либо принуждения или группа недостаточно мала, рациональные своекорыстные индивиды не будут предлагать никаких усилий к достижению общегрупповых целей.
   Например, хотя все фирмы заинтересованы в повышении цен на продукцию отрасли, каждая из них в отдельности хочет перенести бремя издержек по осуществлению этой задачи на другие фирмы, так как ни одна из фирм не хочет уменьшать собственный объем производства.
   Под коллективным (общественным) благом понимается "любой товар или услуга которые удовлетворяют следующему требованию: если их потребляет любой индивид Xi из группы X1,.. Xi,...Xn, то их могут потреблять и все остальные члены группы".
   3. Малые группы
   Малые группы во многих случаях оказываются гораздо более эффективными и жизнеспособными, чем большие группы.
   Если существует такое количество коллективного блага, которое можно получить при достаточно низких издержках, и что некий индивид в соответствующей группе выиграет от приобретения его полностью за свой счет, тогда существует вероятность, что такое благо будет произведено (получено).
   Это означает, что коллективное благо будет обеспечено, если издержки по добыче коллективного блага настолько малы по сравнению с выгодой для группы, что общая выгода превышает общие издержки настолько же, насколько она превышает выгоду отдельного индивида.
   Под группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага. Группы с особыми интересами могут создавать структуры для лоббирования политических и экономических решений и нормативных актов, создавать олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении.
   Группы с особыми интересами замедляют экономический рост, снижая скорость перераспределения ресурсов между сферами дея­тельности или отраслями в ответ на появление новых технологий или условий. Один из очевидных способов, которым они добиваются этого, -- лоббирование помощи для выхода из затруднительного по­ложения фирм, потерпевших фиаско, что приводит к отсрочкам и затрудняет перемещение ресурсов в те сферы деятельности, где они имели бы большую продуктивность.
   Другие способы замедления скорости перераспределения ресурсов, возможно, не столь очевидны. Пусть, например, по какой-то причине значительно возрос спрос на труд в отрасли или по профессии, в которой он контролируется еди­ным профсоюзом или профессиональной ассоциацией. Картелированная организация способна из-за сдвига спроса потребовать более высокой оплаты, а новая, более высокая монопольная цена снизит количество труда, используемого в переживающем подъем секторе, снижая тем самым рост и эффективность экономики.
   Для того, чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов. Избирательные стимулы - это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.
  

Глава 6. Фирма как экономическая организация

   1. Фирма в неоклассической теории
   2. Контрактная теория фирмы
   3. Теория принципала-агента
   4. Альтернативные цели фирм
   5. Организация и обработка информации
   6. Типология хозяйственных организаций
    
   1. Фирма в неоклассической теории
   Неоклассический вариант теории фирмы (максимизатора прибыли): фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты и реализуются на рынке, прибыль это разность между выручкой и совокупными издержками.
   Фирма принимает решения как неделимая единица, поведение сходно с поведением индивидуального предпринимателя, действия рациональны, есть возможность четкого ранжирования альтернатив и выбора среди них самой подходящей, доступна полная и достоверная информация о рынках товаров и факторов производства и деятельность фирмы контролируется собственником.

А) Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

   Цена на рынке совершенной конкуренции формируется при пересечении отраслевой кривой спроса и отраслевой кривой предложения, фирма варьирует свои издержки и выбирает объем производства, который выгоден фирме.
   Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции. Из всех возможных размеров заводов, наиболее эффективным является тот, кто способен производить продукцию при самых низких издержках по сравнению с другими, называется предприятием оптимального размера. До определенного объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после - убывающая.
   Рост средних издержек при увеличении масштабов выпуска определяет технологическую границу фирмы, а также пределы горизонтального и вертикального роста фирмы, т.е. горизонтальная граница роста это предел выпуска одного продукта.
   Многопродуктовая фирма оптимальна, если издержки меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм. Это определяет вертикальные границы фирмы.
   Фирма может вертикально интегрирована со звеньями производящими полуфабрикаты, если издержки их совместного производства меньше, чем при их покупке.
   0x01 graphic
Б) Чистая монополия
   В условиях совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на цену (она задается рынком) и может выбирать только объем производства. Монополия может не только определять объем производства, но и назначать цену.
   2. Контрактная теория фирмы
   Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами - контрактами, но и могут иметь вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).
   Совокупность внутренних и внешних контрактов обеспечивается двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками)
   Трансакционные из­держки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными из­держками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта.
   Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов.
   Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрак­тов.
   Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче­редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис­тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен­них контрактов.
   В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокуп­ный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под­разделений и множества работников. В результате теряется непосред­ственная связь между трудом и его результатом, характерная для мел­кого производства.
   И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не ска­зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудить­ся не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятель­ности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фир­ма, тем выше оказываются эти издержки контроля.
   Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издер­жками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.
   Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
   U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе.
   0x01 graphic
    
   Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки.
   М-форма - (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела.
   Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками.
   0x01 graphic

М-форма внутрифирменной организации

    
   3. Теория принципала-агента
   Принципал - владелец
   Агент - доверенное лицо (управляющий)
   В 1933 году вышла книга А. Берли и Г. Минза "Современная корпорация и частная собственность"
   1929 году только 11% процентов фирм в США контролировались владельцами капитала. Причины: укрупнение производства, финансирование осуществляется множеством собственников.
   Отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими.
   Цель собственника - максимизация прибыли
   Цели управляющих - спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес.
   Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, ко­торое проявляется в текущем функционировании компании. Причем за собственником компании остается функция владения, а за управляющи­ми (особенно верхнего уровня) - функция распоряжения.
   Конфликт между интересами собственников и менеджерами углуб­ляется благодаря асимметрии информации. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информа­цией относительно положения дел фирмы.
   Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) поведения управляющих решается путем контроля за деятельностью менеджеров.
   К способам контроля за деятельностью управляющих относятся:
   1)Деятельность совета директоров (наблюдательного совета), однако этому препятствуют, во-первых, возможность конфликта интересов внутри совета директоров, во-вторых, неполнота информа­ции о решениях менеджеров и их последствиях.
   2) Решения общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров может регулярно заслушивать отчеты управляющих и выносить решения об их замене. Однако, этот способ мало эффективен при боль­шом числе акционеров и нерегулярном созыве собраний.
   3) Угроза банкротства фирмы, что может повлечь принудительную смену руководства.
   4) Угроза слияния или поглощения. Сокращение прибыли из-за недобросовестного или недостаточно эффективного управления фирмой ведет к понижению стоимости ее акций, что облегчает их скупку другой фирмой.
   5) Конкуренция на рабочем месте. Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предпола­гает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотноше­ния результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений
   6) Денежные поощрения управляющих. Денежные поощрения управляющих возможны в виде денежных выплат за достижение менеджером поставленных соб­ственником целей или в виде пакетов акций с целью превращения соб­ственника-распорядителя в собственника-владельца.
   7) Репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управ­ляющих и возможности получения хорошей должности в другой компа­нии.
    
   4. Альтернативные цели фирм
   1) Максимизация продаж или общей выручки.
   Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки.
   Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам:
   1) Падение привлекательности фирмы;
   2) Потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта;
   3) Снижение рыночной власти.
   2) Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов.
   Основные цели управляющих:
   1) Жалование плюс другие денежные вознаграждения;
   2) Число сотрудников, подчиненных данному управляющему и их квалификация;
   3) Контроль за инвестиционными расходами фирмы;
   4) Привилегии - автомобили компании, роскошные офисы, превосходящие по затратам те, что необходимы для работы фирмы. (Форма организационной или управленческой слабины).
   Все эти цели возрастают с увеличением размера фирмы и модель сосредоточена на непосредственных целях управляющих:
   - избыточные расходы на штат;
   - управленческая слабина;
   - повышены инвестиционные расходы.
   Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль.
    
   5. Организация и обработка информации
   Природа появления фирмы:
   1) Снижение уровня неопределенности на рынке;
   2) Трансакционные издержки являются основой для существования фирмы;
   3) Фирма возникает для снижения издержек оценки;
   Под основным информационным институтом понимается механизм цен, так как вся экономическая информация получает свое отражение в ценах. Но информации в ценах недостаточно, требуется качество, анализ и переработка информации о своей среде. Это расширяет пространство возможных решений.
   Информация получаемую извне, и внутренняя информацию - отношения между участниками организации: различные механизмы рынка внутри организации путем применения различных способов финансового контроля, измерения качества работы, а также трансфертных цен для сделок, осуществляемых между отдельными структурными подразделениями организации.
   Трансфертные цены - это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы. Неверно выбранные трансфертные цены могут приводить к принятию ошибочных решений внутри корпорации.При определении трансфертных цен фирмы основываются на калькуляции издержек.
   6. Типология хозяйственных организаций
   Классификация основанная на постоянстве составляющих частей организации (пять базовых компонентов):
   1. Операционный центр предписы­вает ответственным членам обеспечить производство;
   2. Стратегический центр -инстанция принятия решений о разме­щении ресурсов в краткосрочном и особенно долгосроч­ном плане;
   3. Промежуточное звено передает реше­ния стратегического центра и обеспечивает их реализа­цию;
   4. Тех­нологические ограничения требуют наличия техноструктуры, призванной выра­батывать программы инвестиций;
   5. Персонал поддержки - функции материально-техни­ческим обеспечением, связи с различны­ми инстанциями, переговоры, документация и отношений с внешней средой.
   Организация выполняет набор функций, которые реализуются в пяти фундаментальных организационных форм:
   1) Простая структура характеризуется явным преобладанием стратегического центра. Здесь мы имеем организа­цию с низкой степенью сложности, где решения концентрируются в руках нескольких участников и подчиняются мало формализованным правилам; власть весьма сильно сконцентрирована, размеры фирмы малы, давление со стороны внешней среды сильно (сравнить малые пред­приятия в момент образования).
   2) Механистическая, или машинная, бюрократия - преобладание техноструктуры - большая часть решений носит рутинный характер -- важное значение инженеров и техников, централизован­ную власть, обеспечение постоян­ный поток ресурсов, точные цели в ограниченном числе, откуда следует ее весьма функциональный характер.
   3) Профессиональная бюрократия - ключевой позиции опе­рационного центра - это организацияи со сложным, изменяющимся технологиям, что определяет стандартизацию заданий, соединенную с детальным разделением труда и требующую активного учас­тия высококвалифицированного персонала. Процедуры принятия решения децентрализованные, исполь­зуют малоформализованные правила, которые обусловли­вают гибкость выбора. (больницы, библиотеки, профессиональные органи­зации).
   4) Структура по отделениям составляет четвертую форму, в которой господствует такой управляющий компонент, как промежуточные инстанции. Большинст­во решений здесь принимают промежуточные инстанции, которые умеют лучше реагировать "на местах". Но умно­жение отделений влечет за собой дублирование задач и обусловливает трудности координации.
   5) Адхократия (Adhocracy) -- организация, где господствует персонал материально-технического снабжения. Здесь мы имеем дело с комплексами не­больших размеров, где участники работают с нестабиль­ными технологиями в сложной и подвижной внешней среде, что влечет за собой сильную горизонтальную диф­ференциацию заданий в сочетании со слабой вертикаль­ной дифференциацией (команды в производстве фильмов, средств программного обеспечения или же при работе мозговых центров), составленные на вре­менной основе для решения специфических проблем.
  

Глава 7. Институциональная структура экономики

   1. Понятие институциональной структуры
   2. Иерархия правил и институтов
   3. Институциональная структура и институциональная среда
  
   1. Институциональной структуры - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.
   Две группы - неформальные и формальные.
   Неформальные институты (хозяйственная этика или моральные практики) возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и являются наследием культуры. Они имели решающее значение в тот период, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами:
   1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;
   2) социально санкционированными нормами поведения;
   3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.
   Если этические нормы позволяют опираться на доверие, чем на формальные санкции, то сделки носят более регулярный и сложный характер
   Формальные ограничения, правила и институты возникают, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов:
   1) политические институты;
   2) экономические институты;
   3) системы контрактации.
   Политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля. Эволюция и функционирование формальных политических институтов изучает теория общественного выбора.
   Формальные экономические институты устанавливают права собственности, , то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов".
   Институты контрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком, и зависят от трех факторов: цены, специфичности активов и гарантий. Институты контрактации и права собственности - базовые институты. Свобода заключения контрактов имеет решающие значение.
   Для осуществления функций формальных институтов необходимы организации.
   2. Иерархия правил и институтов
   Пра­вила - общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.
   Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт -- это набор определенных правил, тогда как правила - не всегда институт.
   Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой.
   Правила, определяющие альтернативы для формулировки других правил и под­дающиеся изменению с большими издержками, являются гло­бальными. Они формируют институциональную среду.
   Глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относят­ся двух- и многосторонние контракты.
   1) Конституционные правила
   Они устанавливают иерархическую структуру государства, определяют порядок принятия решений и контроля.
   2) Экономические правила, определяющие воз­можные формы организации хозяйственной деятельности в конкурентных отношениях (запрет на слияние двух компаний, если будет превышение значения индекса концентрации или установление предельных цен на продукты и ресурсы, квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований, правила собственности и ответственности).
   3) Контракты - это правила, структури­рующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обме­ниваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением (правила = контракты).
   Два типа институтов:
   1) Внешние - устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности.
   2) Внутренние - которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления).
   3. Институциональная структура и институциональная среда
   Институты первого (системообразующих) и второго (составляющих систему) порядков.
   Так институциональная среда - это особого рода институт (матрицей развития) высшего порядка, определяет основное направление развития системы, и формирует и отбирает наиболее эффективных экономические и социальные институтов.
   Институциональная среда определяет направление и быстроту институциональных изменений, она является вектором, направлением развития высшего порядка, создает условия и ориентиры отбора эффективных элементов институциональной структуры из альтернативных форм экономической координации.

Глава 8. Институциональные изменения

   1. Механизм институциональных изменений
   2. Государство и институциональные изменения
   3. Институциональные изменения в условиях переходной экономики
    
   1. Механизм институциональных изменений
   Экономическое развитие заключается не столько в накоплении капитала и приращении дополнительной рабочей силы, сколько в перераспределении капитала и рабочей силы из менее эффективных сфер в более , и это перераспределение зависит от относительных цен и институтов.
   С течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные - выживают, и происходит развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации.
   "Источником изменений служат меняющиеся цены или предпочтения" Институциональных изменения в большинстве случаев имеют непрерывный характер.
   В отличие от эволюции биологической, в социальной эволюции навыки, умения, знания и опыт не передаются по наследству, а усваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения в социальных организациях и группах с наследованием опыта традиций социальных коллективов и общества в целом
   Если какая-либо форма экономической организации существует, значит она эффективна, потому что в процессе конкурентной борьбы выживают сильнейшие, т. е. наиболее эффективные институты.
   Типы институциональных изменений:
   1. Инкрементные институциональные изменения за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижают трансакционные издержки для членов группы.
   2. Эволюция институтов. Возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.
   3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при заимствовании институтов, или их "импорте".
   Объяснение способа институционального отбора в зависимости от предельной выгоды (количество блага/ издержки) от применения того или иного института:
   1. В расширенном порядке закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих в рамках их правил и ограничений, дают возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт. Примером может служить возрастающая предельная отдача от института индивидуализированной собственности, или системы свободной контрактации, или рыночного обмена.
   2. Также может наблюдаться преимущественно убывающая отдача от следования правилам и ограничениям того или иного института. Хотя для узкого круга лиц предельная отдача может наблюдаться положительной, при увеличении круга лиц, входящих в сферу действия этого института, предельная отдача непременно снижается.. Следование таким институтам невозможно без принуждения в длительном периоде.
   2. Государство и институциональные изменения
   Государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных.
   Государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек.
   Институциональная структура экономики страны - это результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов.
   Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.
   Иная ситуация наблюдается в странах с неразвитыми рыночными отношениями или с переходной экономикой.
   Политика государства в переходной экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры.
   На уровне больших групп институциональное регулирование становится преобладающим, так как производство большинства коллективных благ для таких групп (такими благами могут быть нормы, регулирующие условия и уровень оплаты труда работников).
   Важную роль в институциональном регулировании на уровне больших групп играют этические нормы.
   Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности
   Исследования государственной политики неизбежно связаны с нормативными суждениями или оценками тех или иных мер и инструментов, используемых при ее реализации. Традиционно в рамках нормативной теории экономической политики выделяются несколько главных проблем: должны ли власти активно вмешиваться в экономику или масштабы государственного вмешательства следует минимизировать для того, чтобы рынок мог свободно функционировать.
   3. Институциональные изменения в условиях переходной экономики
   В реальной действительности рыночные системы представляют собой "смешанные" экономики, в которых наряду с рыночным механизмом существует некоторое регулирующее вмешательство со стороны государства. Но страны со смешанными экономиками так различны, что их экономические системы очень трудно сравнивать, поэтому выделили промежуточный тип хозяйственной системы, который получил название меркантилизма (или экономики властных группировок). Но это не меркантилизмом 15-18 веков.
   Современный "меркантилизм - это экономическое процветание государства может быть гарантировано лишь правительственным регулированием националистического типа.
   Меркантилизм как промежуточный тип хозяйственной системы представляет собой экономику, в которой существует рыночный обмен, но институциональная структура не позволяет использовать преимущества расширенного рыночного порядка из-за сильных регламентирующих влияний государства, которое существенно зависит от элитарных групп, получающих привилегии различного рода.
   Следовательно, при меркантилизме:
   1. Господствует мнение, что благосостояние народа может быть достигнуто только благодаря государственному регулированию, причем действия государства часто заменяют или деформируют рыночный механизм.
   2. Ведется внешняя политика, которая способствует изоляции страны, прикрываемая лозунгом "опоры на собственные силы".
   3. В политической сфере демократические институты подчинены влиянию постоянно меняющихся властных групп.
   Экономическая система, основанная на принципах меркантилизма, имеет существенные отличия, как от плановой, так и от рыночной экономики и является системой регламентированной государством с зависимостью от элитарных групп, которые, кормятся за счет государственных привилегий.
   Меркантилистическое государство посредством регламентов, субсидий, налогов и лицензий предоставляет привилегии избранным производителям и потребителям и оказывается неэффективной по сравнению с экономическими системами, основанными на плановом и рыночном способе координации хозяйственной деятельности.
   Отличие меркантилизма от рыночной экономики можно проиллюстрировать в ходе анализа отношений собственности в двух этих системах. Формально преобладающими видами собственности в рыночной экономике и меркантилистической системах является частная собственность, а в централизованном плановом хозяйстве - государственная или общенародная собственность. Но частная собственность в рыночной экономике и меркантилистической не одно и то же. Природу этих различий можно определить, используя концепцию индивидуализированной собственности.
   В меркантилистической экономике частная собственность в большинстве случаев является (фиктивной) собственностью. Эффективность использования такой собственности зависит от регламентации или преференций со стороны государства.
   Агенты, пользующиеся покровительством государства, фактически владеют собственностью, формально являющейся частной или общественной. Так как в меркантилисткой экономической системе всегда существует опасность потерять преференции государства, эксплуатация и функционирование объектов собственности будет вестись хищническими методами и, следовательно, всегда неэффективно в долгосрочном периоде.
  
  

Вопросы на экзамен

   1. Понятие института.
   2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория
   3. Старый и новый институционализм
   4. Основные течения современного неоинституционализма
   5. Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе
   6. Рациональное поведение.
   7. Поведенческие предпосылки институционального анализа
   8. Институт хозяйственной этики и экономическое поведение
   9. Понятие и виды трансакций
   10. Понятие трансакционных издержек
   11. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности
   12. Внешние эффекты трансакционные издержки. Теорема Коуза.
   13. Трансакционные издержки и контрактные отношения
   14. Организация в экономической теории
   15. Дихотомия: институты и организации
   16. Контроль и власть в хозяйственной организации 
   17. Организация и группы
   18. Традиционная теория групп
   19. Большие группы
   20. Малые группы
   21. Группы специальных интересов и распределительные коалиции
   22. Фирма как экономическая организация
   23. Фирма в неоклассической теории
   24. Контрактная теория фирмы
   25. Теория принципала-агента
   26. Альтернативные цели фирм
   27. Организация и обработка информации
   28. Типология хозяйственных организаций
   29. Институциональная структура экономики
   30. Понятие институциональной структуры
   31. Иерархия правил и институтов
   32. Институциональная структура и институциональная среда
   33. Понятие институциональной структуры
   34. Институциональные изменения
   35. Механизм институциональных изменений
   36. Государство и институциональные изменения
   37. Роль институтов в функционировании экономики
   38. Принцип рациональности
   39. Институциональная структура
   40. Институциональная среда
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"