Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

2. Об уме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
  
  2. Об уме
  
  Неверие себе и упование на Бога необходимы, но недостаточны. Они дают познание нашей немощи и защищают от самообольщения нашими способностями и значением, подвигают смиряться перед Богом и сознавать, что без Него мы не можем делать ничего. Но при этом, естественно, мы не перестаем быть разумными существами, осуществляющими свой жизненный путь с помощью мышления и воли. Поэтому нам нужны духовные упражнения ума и воли, чтобы не впадать в ложные мнения и не иметь волю, обращенную на зло.
  В отношении ума преп. Никодим Святогорец замечает:
  
  Ум надлежит избавить и хранить от неведения, столь ему враждебного, так как оно, омрачая его, не дает ему ведать истину - собственный его предмет и цель стремлений его. Для этого надо его упражнять, чтобы он был светл и чист и мог хорошо различать, что требуется для нас, чтоб очистить душу от страстей и украсить ее добродетелями (с. 45).
  
  Неведение, большей частью связанное с отсутствием духовных знаний и опыта, обращает ум на внешнюю сторону вещей, по которой он часто составляет ошибочное мнение о сущности того, что рассматривает. Это неведение враждебно уму и представляет его омрачение, поскольку закрывает для него постижение истины, к чему он и предназначен.
  Старец называет два упражнения, нужные для преодоления неведения. Первое - молитва к Святому Духу чтобы Он благоволил излить свет божественный в сердца наши. Второе - постоянное рассматривание вещей и углубление в познание их так, как судит о них правый разум и Дух Святой, или истинное слово богодухновенных Писаний и духоносных отцов и учителей Церкви. Эти упражнения позволяют уму очиститься и стать способным к преодолению обманчивой внешности, проникнуть в глубь вещей. Напротив, если первым пойдет желание и сразу или возлюбит вещь, или отвратится от нее, то ум уже не сможет познать ее как следует.
  Поэтому старец предупреждает:
  
  ... блюдись, возлюбленный, со всем вниманием от любви или отвращения к какой-либо вещи по страсти, прежде чем успеешь ее добре рассмотреть при свете разума и правого слова Божественных Писаний, при свете благодати и молитвы и при помощи рассуждения духовного отца твоего, чтобы не погрешить и не счесть истинно доброго за худое и истинно худого за доброе... (с. 50).
  
  Наше мнение о чем-либо часто складывается под влиянием эмоциональной реакции. Но в этом случае велик риск того, чтобы мы можем что-то слепо предпочесть, или слепо отвергнуть. Ведь эмоции могут вызываться нашими стереотипами или поверхностными суждениями, отрывочной или ложной информацией, наконец, чьей-то попыткой манипулировать нами. Если мы проявляем неосторожность и даем эмоциям увлечь нас, то наше мышление становится страстным, омраченным. И ум в таких условиях уже не способен постигать истинную картину чего-либо. Но не только неведение мешает уму постигать истину, мешает также многоведение:
  
  Как необходимо, как сказали мы, блюсти ум от неведения, так равно необходимо блюсти его и от противоположного неведению многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным, и он невозможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению нашему и совершенству (с. 51).
  
  Многоведение дает тот же результат, что и неведение, только противоположным способом. Если в неведении уму не хватает знания, то в многоведении ум страдает от переизбытка сведений, представлений и помыслов (в т.ч. числе вредных и неправильных), которые рассеивают внимание и не дают сфокусироваться на том, что ведет к познанию истинной природы вещей. В многоведении ум беспрерывно скользит по множеству явлений и оценок, но самой краткостью и неглубокостью контакта с ними лишается возможности проникнуть в суть того, чего касается. Поэтому наши знания должны быть полезны и хорошо организованы - прежде всего, с точки зрения христианского служения. И такая полезность возникает, если в центре нашего внимания будут находиться духовные вещи, истины нашей веры:
  
  Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хоти знать, кроме Господа Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор.2, 2), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его (с.52).
  
  Есть определенные различия в реализации этого положения в монашеской и мирской жизни. В силу оставления мира монах избавляется от необходимости приобретения многих знаний о мире. Для него такие знания являются многоведением. Для мирянина, который служит Богу и людям в экономической, научной, информационной и других сферах, знания о мире нужны. Но и монах, и мирянин едины в том, что их ум использует как свою основу духовное, истины веры, направляясь затем сообразно своему служению в те или иные области.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"