Кандалинцев Виталий Геннадьевич: другие произведения.

Толкование притчи о неверном управителе

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


 Ваша оценка:

  ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О НЕВЕРНОМ УПРАВИТЕЛЕ
  
  Существует много толкований притчи о неверном управителе. Текст притчи краток, в нем нет подробной характеристики экономических отношений персонажей. Поэтому в толкованиях часто вводятся уточняющие допущения. Например, предполагается, что слуги господина были "арендаторами его земли". Пользуясь эти приемом (уточняющих допущений) приведу ниже толкование притчи. Но сначала сама притча:
  
  Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении в твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк. 16:1-13).
  
  Что такое "неправедное богатство"?
  
  Неправедное богатство - это имущество, полученное неправомерным путем. Например, хищением, мошенничеством и т.д. Согласно притчи, на управителя было донесено, что он "расточает", т.е. каким-то образом растрачивает, имущество господина. Но каким образом? В некоторых толкованиях под слугами господина понимаются арендаторы его земли. Если это так, что схема мошенничества управителя может быть следующей:
  
  1. Управитель согласовывает с господином размер натуральной арендной платы (выражаемой в мерах пшеницы и масла).
  2. От имени и за счет господина управитель заключает договоры с арендаторами, в которых размер арендной платы завышается на определенную величину против согласованной с господином.
  3. Получаемый излишек присваивается управителем.
  
  В этой схеме неправомерность получения ресурсов управителем имеет двоякий характер. С одной стороны, он присваивает сверхдолжную плату от арендаторов, т.е. похищает ресурсы у них. С другой стороны, управитель не является стороной договора господина и арендаторов. Поэтому если управитель по собственной инициативе завысил в договорах размер арендной платы, то и это завышение является собственностью господина. Т.е. хищение излишка над арендной платой осуществляется также у господина. Физически, излишек над согласованной арендной платой один. Но хищение его двойственно. В нравственном (но не юридическом) смысле управитель крадет у арендаторов. В юридическом смысле он крадет у господина.
  
  Вероятно, что появление у управителя "неправедного богатства" было кем-то замечено. И этот заметивший сделал вывод, что управитель крадет у господина. О чем и донес господину. Однако здесь речь идет о "внешнем" неправедном богатстве - похищенной пшенице и масле. В контексте притчи важно также определить "внутреннее" неправедное богатство.
  
  Управитель, подобно многим людям, был "богат" страстями. Особенно страстью обретения богатства любым путем. Обилие этой страсти, часто называемой любостяжанием, в душе человека есть богатство маммоны или внутреннее неправедное богатство. Когда человек предпринимает конкретные шаги, как управитель, чтобы неправедно присвоить что-то во внешнем мире, то он становится служителем маммоны, ибо стремится воплотить внутреннее неправедное богатство во внешнем неправедном богатстве.
  
  За что похвалил господин управителя?
  
  Столкнувшись с перспективой увольнения, управитель придумал выход из ситуации. Господин, узнав, как именно поступил управитель, похвалил его. Дескать, догадливо поступил. По более точному переводу с греческого, даже не догадливо, а "мудро". В чем же заключалась мудрая догадливость управителя?
  
  Говоря современным языком, управитель переоформил договоры господина с арендаторами, приведя их в соответствие с одобренными господином условиями по арендной плате. Это повлекло существенное снижение задолженности арендаторов за аренду: со ста мер масла до пятидесяти, и ста мер пшеницы до восьмидесяти. Поскольку арендаторы не знали всей ситуации, то они восприняли действия управителя практически как благотворительность. И управитель вполне мог рассчитывать на их благодарность в будущем.
  
  Но это еще не все. Впереди у управителя был отчет с предоставлением первичных документов (расписок). Благодаря переоформлению, документы стали полностью соответствовать одобренным господином параметрам хозяйственной деятельности. Т.е. документально подтвержденных оснований для увольнения управителя уже не было.
  
  Мудрость управителя заключалась в том, что он догадался воспользоваться мудрой логикой покаяния, т.е. отказался от неправедного богатства и перестал грешить. Но эта мудрость была еще и очень ловкой. Не затратив ничего из личных средств, управитель произвел эффект благотворительной деятельности среди арендаторов, а при отчете перед господином мог заслужить как минимум оценку "по документам - все в порядке!".
  
  И вот здесь пришло время истолковать слова Иисуса Христа: "И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители". Приобретать друзей богатством неправедным означает приобретать их особым благом - прекращением своего греха, который создает ущерб для них. Данное благо неправедно, так как оно имеет предпосылку в виде ранее содеянного греха. Одно дело подать нищему, другое дело - сначала украсть у него, а потом "подать" ему украденное.
  
  Так вот, все мы имеем как внутреннее неправедное богатство (страсти, пороки), так и внешнее (греховные поступки, которые вынудили страсти и пороки). Наша задача - обнищать в неправедном богатстве, полностью отказавшись от него. И вот тогда мы станем нищими духом, и нас примут в вечные обители другие нищие духом, которые там, а мы еще здесь. Быть верным в неправедном богатстве означает быть умелым управителем своего неправедного богатства. Настолько умелым, чтобы быть в состоянии полностью избавиться от него. И это то малое, что предлежит большому. Кто нам даст духовные дары, если мы не в состоянии победить зло в нашей душе? И если в чужом окружении страстей мы не сохранили верность, то кто даст нам нашу святость? Нельзя служить Богу, выполняя Его заповеди, и служить дьяволу, исполняя его похоти.
  
  16.02.2017 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Межзвездный мезальянс. Право на ошибку" С.Ролдугина "Кофейные истории" Л.Каури "Стрекоза для покойника" А.Сокол "Первый ученик" К.Вран "Поступь инферно" Е.Смолина "Одинокий фонарь" Л.Черникова "Невеста принца и волшебные бабочки" Н.Яблочкова "О боже, какие мужчины! Знакомство" В.Южная "Тебя уволят, детка!" А.Федотовская "Лучшая роль для принцессы" В.Прягин "Волнолом"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"