Многие ищут духовного наставника полагая, что он обеспечит им быстрое личное развитие и поможет занять достойное, а возможно и лидерское, положение в жизни. Опыт показывает, что найти такого компетентного человека непросто. Один мой хороший знакомый лет двадцать назад сказал мне, что ищет духовного руководителя и что "такой руководитель в жизни должен быть обязательно". Не так давно я узнал от него, что он по-прежнему пребывает в поиске, и что те люди, которые встретились на его пути, не соответствуют его ожиданиям.
В такой ситуации есть определенные минусы. Они заключаются в том, что долгие поиски наставника тормозят формирование в человеке установки на активную самостоятельность, на развитие, которое опирается на собственные способности и опыт. Поэтому, если кому повезло обрести мудрого наставника, надо благодарить Бога. Если нет - то просить Господа, чтобы Он Сам стал Наставником. И браться за собственное развитие и самосовершенствование, которое может осуществляться практически в любой сфере нашей жизни. Приведу в качестве иллюстрации простой пример.
От наблюдения к действию
Супермаркет - вещь, понятная всем. Я хожу в супермаркет, расположенный недалеко от моего дома. Он ничем не отличается от тысяч аналогичных супермаркетов. Иногда приходится постоять в очереди перед кассой, но чаще всего долго ждать не приходится. Большинство покупателей не задумываются о происходящем перед их глазами, если ситуация не выходит за рамки обычной.
Что произойдет, если к этой обычной ситуации подойти с позиций СТТ?
Стоя в очереди, я всегда наблюдаю за поведением покупателей, когда они проходят кассу. Некоторые из них сравнительно быстро укладывают купленные продукты в пакеты или сумки, оплачивают покупки и покидают место около лотка. Другие могут довольно долго копаться, задерживая следующего покупателя и всю очередь. В основном же скорость прохождения кассы у большинства покупателей средняя - не слишком большая и не слишком маленькая.
Бывает, что спешащие люди просят пропустить их к кассе без очереди. Но в сокращении времени, проводимого в очереди, заинтересованы все. Итак, если бы я сократил среднее время своего нахождения "на кассе", то оказал бы небольшую услугу людям, стоящим в очереди за мной.
Это - моя цель в такой рядовой области жизни, как совершение покупок в супермаркете. В помощь для достижения целей СТТ предлагает такой инструмент, как КД (комплекс действий по достижению целей). Вот его применение для данного случая:
1. Цель - сократить время нахождения "на кассе".
2. Показатель степени достижения цели - время нахождения "на кассе" в минутах.
3. Задача - сократить время нахождения в два раза.
4. Действия:
(4.1.) Разложить на транспортере продукты в том порядке, в котором они будут укладываться в пакеты.
(4.2.) До того, как кассир приступит к сканированию, внятно сказать ему, сколько пластиковых пакетов нужно и получить их.
(4.3.) Сразу перейти к столу упаковки товара за кассой и подготовить (раскрыть) полученные пакеты.
(4.4.) Принимать и помещать в пакеты передаваемые кассиром продукты без задержки.
(4.5.) Когда кассир начнет обрабатывать последние две покупки - приготовить платежную и скидочную карты.
(4.6.) Пока кассир вводит скидку, поместить в пакеты последние две покупки.
(4.7.) Оплатить покупки и за время, когда происходит оформление чека, забрать пакеты со стола упаковки.
(4.8.) Контролировать, чтобы к моменту начала обслуживания следующего покупателя стол упаковки был уже свободен.
Применение КД дало результат, кассу удается теперь пройти заметно быстрее. Регулярно повторяемая последовательность действий быстро стала нормой.
От малого к большему
Пример с супермаркетом показывает, что СТТ по своей сути проста и может применяться для достижения несложных целей. Но и в этом случае она полезна, поскольку запускает развитие личности по принципу "от простого к сложному". Так, сначала в простых случаях формируется установка на более внимательное наблюдение за собой и другими людьми, учет и использование возможностей по улучшению личного отношения к окружающим. Одновременно вырабатывается навык постановки соответствующих целей и составлению КД, а затем и достижения цели.
Это называется формированием достижительной линии в жизни. Ей придается важное значение во многих культурах. Например, в американской. Достижения американской науки и бизнеса общеизвестны. Но надо помнить, что к этим достижениям американцы готовятся с "младых ногтей". Обычно подросткам в семье предлагается достигнуть какую-нибудь цель. Не очень сложную - чтобы точно можно было этого сделать. Но и не очень простую, чтобы потребовалась смекалка и предприимчивость, терпение и настойчивость. Через регулярное достижение целей в подростках вырабатывается "психология победителя". Под ней понимается уверенность человека, что он может достигнуть многого, а все трудности на пути - преодолеть умелыми действиями. Став взрослыми, американцы берутся за сложные задачи и часто успешно решают их. Поскольку большинство американцев - христиане, то, на мой взгляд, духовным источником данной практики стало наставление Иисуса Христа, что верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10).