Kano The Minstrel : другие произведения.

Кто такие эльфы?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это статья на серьёзную тему - анализ эльфов Толкина - в несерьёзной форме. Люди говорят, что забавно... :)

Кто такие эльфы?

Странный образ, прежде всего. Тех эльфов, что породил Толкин, успели переделать до неузнаваемости и извратить самыми невозможными способами, сделав их злыми, воюющими, изнасилованными, детоубийцами и убийцами самих себя, и снова реанимировать, возвратив мечтательность и поэтичность их облику и сути.

Прежде всего, стоит определить, о чём мы вообще разговариваем? Что за эльфы? Почему они вообще хоть кого-то интересуют? Зачем о них писать, если есть множество фэнтезийных книг, повествующих об эльфах в самых разнообразных ипостасях, вплоть до дроу, или тёмных эльфов, придуманных американцами? Всё дело в том, что эльфы - это наш с вами, дорогие господа и дамы, эстетический идеал. Не смейтесь и не хмурьте возмущённо брови: даже если вам нравятся только широкие плечи и грубый нрав (кстати, это говорит о том, что вы, извиняюсь, что при детях, гном!), эльфы (в исконном виде) способны заворожить и порадовать кого угодно. Это - воплощение красоты духовной и внешней и всех атрибутов, с ней сочетающихся (в вашем понимании и в любом другом). Эльфов любят все, и добрые, и злые. Искушенным в фэнтези урук-хаям замечу, что те же орки - это тоже эльфы, только много и долго болевшие в крепостях Моргота Ангбанд-49... J

Так вот. Сами эльфы были впервые замечены людьми, причём ещё на заре времён. Почему я говорю об эльфах как о реально существующих? Во-первых, я в них верю, а во-вторых, люди ещё ни разу ничего не придумали, даже Бога, - где уж им создать, да еще в дописьменную европейскую эпоху, такой народ, как эльфы! Даже драконы, поистине фантастичные существа, и то были додуманы при взгляде на кости динозавров... Ну да не о том. В европейских сказках эльфы отразились как маленькие (примерно с Дюймовочку), иногда крылатые существа, которых почему-то путают с феями, паками и некоторой другой лесной живностью. Ну так вот. Эльфы - это исполнители желаний. Собственно, именно поэтому эльфы людских сказок по продолжительности жизни в памяти людей могут сравниться разве что с вездесущими (одна буква "с"!!!) гномами: Ганс Христиан Андерсен тоже любил размышлять об исполнении желаний посредством эльфоотлова... Так что первая причина заинтересованности эльфами - желание углубиться в историю литературы и культуры Европы.

Вторая причина, которая побуждает меня писать всё это, - склонение эльфийского имиджа направо и налево, причём склонение без каких бы то ни было падежей, правил или хотя бы простого здравого смысла. Да, я говорю именно об отвратительном с фактической точки зрения фильме Питера Джексона (вернее, трёх фильмах) "Властелин Колец". Я, конечно, понимаю, что вид почти тридцатилетнего Орландо Блума вдохновляет на подвиги многих (меня, правда, тоже вдохновляет, но на несколько иные), но дело всё в том, что почти все "многие" в глаза не видели не только "Сильмариллиона" или "Властелина Колец", но и простейшего и гениальнейшего "Хоббита" в первоисточнике, то есть на бумаге! Эльф из Голливуда больше всего похож на... мнэээ... русского дежурного по вокзалу, одетого в парадный мундир гусарского полка времён войны 1812 года. Красиво по виду, хоть и эпохе не соответствует (откуда эльфам знать синтетические ткани, из которых пошиты почти все плащи фильма?), но вот как заговорит... Экзотика, продуманная крайне неумело. Зрелищность - и пустота за ней. Милые дети, которые хотят быль Леголасами и Галадриэлями! Пожалуйста, изучите квэнью сами, сами вырежьте из орешника луки, а с фильма сдерите одно - эльфийскую манеру делать загадочный вид. Единственное, что актёрам удалось хорошо. За исключением жуткого типажа по имени "агент Элронд".

Третья же причина, не имеющая отношения к всеэльфийскому, всегномскому и всеваларскому родителю Толкину, заключается в том, что фэнтези сейчас - это почти на 60 процентов макулатура. Произведения 12 сорта, не проходящие ни по каким стандартам (что уж там про государственные говорить!) ни в какие ворота, читаются нарасхват. Откуда я это знаю? Ну, я всё-таки слежу, что происходит в мире фэнтези и читаю то, что продаётся. А продаётся как и нечто приличное, так и откровенная дрянь. Такое резкое суждение появилось у меня после того, как я попыталась прочесть подаренную мне на день рождения книжку Перумова "Дочь некроманта". После того, как я дочитала её, преодолевая стойкий рвотный рефлекс, я более или менее успокоилась. Вторым камнем в мой читательский огород стала книга того же Перумова, читанная мною в далёком детстве (в детстве я ещё не училась на филфаке и поэтому не представляла себе, что такое хорошая литература) и с тех пор прочно забытая, - "Кольцо Тьмы". Эта книга при перечтении просто свалила меня с ног своей непробиваемой кондовой супермэнистостью (маньячный боевик вышел у Перумова!), и после этого мои раны смогла залечить лишь Урсула Ле Гуин. Но добила меня серия "Колесо Времени" за авторством Роберта Джордана. Я понимаю всё, я вообще очень терпимое существо (а вот так вот получилось!J), но когда девять объёмистых томов (каждый том Джордана равен двум томам "Войны и мира"!) рассказывают только о начале карьеры деревенского мальчика, которому, видите ли, предначертано самолично победить очередного Тёмного Властелина!.. В начале первого тома главному герою шестнадцать (кажется, точно не помню), а в конце девятого - двадцать (или что-то около того - у меня, к сожалению, плохо с цифрами L)! Так вот, после Джордана я поняла, что в мире фэнтезийной литературы что-то не так. А потом мне уже стало ясно, что в этом самом мире вообще творится полное охалтуривание. Стоящих произведений мало, а облик традиционных фэнтезийных рас искажается до невозможности. Особенно этому способствуют, к слову сказать, американские авторы, пишущие в великом множестве (этакие писатели-кролики) книги на сюжеты ролевых игр. Выдумывание всяких дурацких (не побоюсь этого слова) звероподобных рас (уже не отдельных монстров, а целых рас) пусть останется на совести этих больных паранойей, но я никогда не прощу некоему Сальваторе создания расы дроу! Несмотря на то, что у меня лично есть три знакомых дроу, я продолжаю утверждать, что это не раса. Представьте себе того же эльфа, но, во-первых, злого, как Арагорн (или Ельцин) после празднования Нового Года (или взятия Барад-Дура), во-вторых, находящегося в состоянии ненапечатанного негатива (кожа чёрная, глаза красные, волосы почему-то белые) или, если больше нравится, седого негра с европеоидными чертами лица, не спавшего три ночи. Представили? Мне, например, страшно становится. Может быть, я не понимаю прелести расы дроу, но, если представлять себе исконных эльфов (то есть эльфов образца "Властелина Колец" и всего толкинского), то эти самые исконные эльфы просто не могут проявлять такие черты характера, какие во всей красе присущи дроу (эти негритята вообще крайне мрачны - об остальном можете справиться в справочнике по расам для системы AD&D). Ни вымазанные ваксой, ни осветлённые перекисью водорода. Так что нужно либо перестать ставить знак равенства между словами "дроу" и "тёмные эльфы", либо менять облик эльфов в исходном состоянии (до мутации в тёмную ипостась).

Собственно, вот эти три причины сподвигли меня на то, что рассказать о том, кто такие эльфы. Моя статья - это, с одной стороны, достаточно подробный ликбез для людей, вообще незнакомых с жанром фэнтези. Необходимость в подобном опусе возникла у меня в процессе сотворения другого опуса под названием "В круге света" - произведения серьёзного, но, к сожалению, не всем понятного именно из-за того, что оно написано в жанре фэнтези. Правда, там эльфы немного отличаются от толкинских, но дать общее понятие новичкам всё же не лишне. С другой стороны, при рассмотрении вопроса "кто такие эльфы?" я даю возможность тем, кто в фэнтези искушен, систематизировать свои собственные знания об эльфах. Очень полезно обновить кое-что в памяти и тихо порыдать над перечитанным "Сильмариллионом"... А кроме того, мне и самой интересно, что я сама знаю об этих остроухих братьях наших старших.

Прежде всего,

откуда появились эльфы?

Правильнее, конечно, было бы сказать: у кого первого появились эльфы? Но такой вопрос неизбежно вызывает неэстетичные ассоцияции с блохами, а нам это сейчас абсолютно ни к чему.

Первым в их нынешнем виде их описал, как уже говорилось, Джон Роналд Руэл Толкин. Описывал он их долго, подробно и со вкусом, потратив на сие благородное дело почти всю свою жизнь - по крайней мере, тот ее отрезок, который не был занят выдумыванием хоббитов. Собственно, основные данные по эльфам содержатся в самых крупных толкинских произведениях: "Хоббите", "Властелине Колец" и "истинно" эльфийском, хотя и безумно нудном "Сильмариллионе". Эти произведения перечисляю по хронологии, поскольку мы все будем знакомиться с ними именно в хронологическом порядке. Зачем? Дело в том, что в те времена, когда писался "Хоббит", перед Профессором еще только раскрывался мир Эру Илуватара (есть один такой папаша всех богов), и почти все расы в процессе дальнейшего творчества сильно изменились, а "Сильмариллион", написанный уже намного ближе к концу долгой толкинской жизни, - это просто эльфийская энциклопедия со зрелым и осознанным взглядом на вещи и существ. В том числе и на наших дорогих эльфов. J

Вот, собственно, и список всей настоятельно рекомендованной литературы. Всё остальное фэнтезийное наследие можно читать по желанию, но вот Толкин нам просто жизненно необходим для анализа эльфийской сущности. Что называется, кто придумал - тот и прав. Ну а в данном случае, - кто первым познакомился, тот и Царь-Над-Горой (будете читать "Хоббита", поймёте, почему "над"). По поводу "познакомился" - перечитайте предисловие!

Шаг-к-эльфам первый.

Толкин тоже в чём-то прав. А в эльфах - просто лев! J

Итак, давайте и мы с вами познакомимся с эльфами, смотря на них глазами Профессора. Первый наш шаг к Доброму Народу - это примерно пятидесятая страница "Туда и Обратно" (он же в девичестве - "Хоббит"). Краткий пересказ сюжета до этой страницы сводится к следующему: вечно где-то шныряющий волшебник с подозрительной кличкой Гэндальф и нечищеными сапогами ввязывается в авантюру, задуманную тринадцатью гномами: пойти к горе, где (вернее, в которой) был замок гномьих дедов, и издевательски убить дракона по имени Смог (какое-то слишком эротичное имя...J), который эту гору захватил и теперь вовсю храпит на гномьих сокровищах, хрустя алмазами, застрявшими в ушах. Гномы же, как суеверный народец, втринадцатером идти на дракона не хотят, и ищут четырнадцатого спутника, которому в награду собираются присвоить почётную кликуху "взломщик". И всё бы ничего, но не в меру активный Гэндальф находит-таки требуемого взломщика: это - мистер Бильбо Бэггинс, почтенный хоббит, который никаким грабежом в жизни не занимался и по фене не ботает. Тем не менее, весёлая компания отправляется в путь, ведомая всё тем же Гэндальфом, и, выдерживая в пути схватку с троллями, в которую гномы ввязались и которую продули по собственной же глупости, так что спасать всех пришлось опять-таки супер-герою Гэндальфу, добивается до первого перевалочного пункта - Последнего Домашнего Приюта, расположенного на, так сказать, пороге Туманных Гор - большого горного кряжа, который рассекает упоминаемую у Толкина часть Средиземья почти что надвое и тянется с севера на юг (впрочем, с тем же успехом он может тянуться и с юга на север). Так вот, Последний Домашний Приют находится в небольшой, но красивой (наверное) долине под названием Ривенделл. Эльфы, правда, этот самый Ривенделл (он же, в разных мутациях, - Раздол, Ривендольф и т.д.) любят называть Имладрисом, или "обителью мудрости". А всё потому, что, во-первых, Имладрис - это один из немногих уголков Средиземья, в котором удосужились поселиться эльфы (не являющиеся аборигенами, то есть бывшие валинорские эмигранты, иммигрировавшие обратно на "историческую родину" - об этом смотри в Шаге Третьем), а селиться в местах с невеличественными названиями Добрый Народ не привык, а во-вторых, главный начальник в Имладрисе - полуэльфийский мудрец Элронд Эрендилович, весьма охочий до разных знаний, особенно в области истории и филологии.

Так вот, впервые читатель "Хоббита" знакомится с эльфами, когда тринадцать гномов, волшебник и хоббит, почти впотьмах почти спустившись в Ривенделл по почти отвесному склону, слышат чудные эльфийские голоса, поющие следующее:

Да что вы, да что вы,

Куда вы, куда вы?

Сносились подковы,

Тут всюду канавы,

Манит вас опушка,

Журчит здесь речушка,

Ха-ха!

Останьтесь-ка лучше,

По нашему зову.

Костер лижет сучья,

Лепешки готовы.

Тра-та, тра-та-та-та,

В долину, ребята,

Ха-ха!

У нас бы остались,

Чем мчаться в тревоге,

Ведь пони устали

И сбились с дороги.

День клонится к ночи,

Останься, кто хочет,

И песенке этой

Внимай до рассвета,

Ха-ха!

Самое, на мой юмористический взгляд, интересное, что эльфы поют эту, с позволения сказать, ахинею с самым серьезным видом, явно проникнувшись сознанием величия момента.

Но "но" всё-таки есть. Дело в том, что нужно хотя бы чуть-чуть знать эльфов, чтобы понять, что они шутят часто и охотно (особенно те, что помоложе, и не были в Валиноре - об этой эльфийской эмиграции я расскажу чуть позже). А кроме всего прочего, любят шутить с серьезными лицами, чтобы сбить собеседников с толку. И вообще: "Там, в деревьях, какие-то существа хохотали и пели и, признаться, мололи порядочную чепуху". Но дело, в общем, отнюдь не в том, как эльфы шутят. А дело в том, что эльфов можно опознать не только по голосам, но и просто так - "по запаху". В качестве вещественного доказательства привожу вам потрясающую цитату: ""Хм-м, пахнет эльфами!" - подумал Бильбо и посмотрел вверх на звезды". Эта самая цитата может навести не в меру ироничного читателя на мысли типа "здесь русский дух, здесь водкой пахнет" или на рассуждения вроде "на эльфах грязь толще трёх сантиметров не нарастает...", но, посмеявшись и утерев слёзы, стоит задуматься: Имладрис, где эльфы поселились достаточно давно (по людским меркам), но всё же недавно (по меркам эльфийским) - а именно во дни основания династии королей Гондора (кто не читал "Властелина", тому просто скажу: Элрод - брат Элроса, Элрос - основатель королевской династии Нуменора, из которого эмигрировали основатели династии королей Гондора, потомки всё того же Элроса; династия королей Гондора основана примерно за тысячу лет до событий "Властелина". А если забыли уже, кто такой Элронд и потому не поняли, к чему я клоню, то стыд вам и позор!), - так вот, этот самый Имладрис за относительно короткий (для эльфов) срок сумел стать настоящей эльфийской землёй. Почему? Что такого в этой "эльфийскости" и как это так она ухитряется так изменять простые горные долины? Тут ничего цитатного я пока привести не могу (может, только из "Сильмариллиона", но о нём речь чуть позже), но определённо могу сказать: всё дело в настроении. Ни много ни мало. Хоть эльфы и занимаются парковой архитектурой и ландшафтным дизайном (вспомним Лориэн с его дворцами на мэллорнах, если сможем вспомнить), всё же Ривенделл никогда не упоминается как "произведение садово-паркового искусства". Долина себе, и долина. Но: эльфы здесь смеются. Но: эльфы здесь поют. Но: эльфы здесь счастливы. Но: эльфы здесь разговаривают со всем, что ни попадя - ветром (это у них такое средство шпионажа - они из ветра вылавливают нужную информацию типа чужих имён и длины бород встречных гномов), деревьями, камнями. Что касается разговоров, то, если бы со мной говорили прекраснейшие, уважающие меня существа, если бы при мне пели каждый вечер песни, исполненные всего лучшего, что есть на земле, если при мне смеялись абсолютно искренним и добрым смехом, причём по любому поводу (и "признак дурачины" здесь ни при чём!), то я бы, наверное, давно стала эльфом. Что уж тут говорить о всех природных объектах, прямо-таки пропитавшихся весёлым и добрым эльфийским настроением! Тем более, что эльфы природе гораздо ближе, чем всякие там люди, строящие на ней уродливые фабрики, или гномы, год от года долбящие её недра...

Кстати, об эльфах и гномах, пока не забыла! У этих двух народов вообще взаимная неперевариваемость с самого начала гномских времён (эльфы просто родились раньше, хотя и появились в мире позже (потому что свежесозданные богом-кузнецом Ауле гномы пребывали в анабиозе, пока не родились эльфы), и потому, как я думаю, самые старые из Доброго Народа, Перворожденные эльфы, иногда теряют имидж "Добрых" (особенно когда разговор касается застарелых обвинений в скупости эльфийских владык и владычиц) и начинают бормотать что-то типа: "Без этих ... землекопов, ..., было лучше. И почему Аулэ их молотом не разбил?..").

Так вот, возвращаясь к эльфам. Сейчас вашему вниманию будет представлен отрывок из всё того же "Туда и Обратно", который по-научному можно обозвать вроде: "Естественное поведение эльфов в естественной среде обитания (вид спереди)":

"Там, в деревьях, какие-то существа хохотали и пели и, признаться, мололи порядочную чепуху. Но их это не смущало, и если бы вы им сказали об этом, они бы рассмеялись пуще прежнего. Конечно, то были эльфы. Гномы - те не очень ладят с эльфами. Даже такие рассудительные гномы, как Торин и его друзья, считают эльфов глупыми (а считать эльфов глупыми - как раз и есть самая настоящая глупость)".

Поясняю незнакомые слова. Торин - это глава гномской шайки, попёршейся воевать дракона. Почему гномы не любят эльфов? О том уже сказано выше, но есть и ещё одна маааааленькая деталька из Предначальной Эпохи Средиземья: эльфы когда-то давно отвезли в Валинор главную гномскую святыню - ожерелье Наугламир. И гномы все поголовно страшно обиделись. Есть даже на эту тему такой анекдот: звонит как-то раз в гномскую газету "К топорам!" эльф и спрашивает: "А это правда, что эльфы Наугламир за море продали?" Разъярённые гномы (а они всегда разъяряются при слове "Наугламир") ему отвечают: "Правда, эльфийская твоя поганая морда, продали!" - "И куда мне за своей долей приходить?..". Вот такой вот добрый анекдот.

Далее. Считать эльфов глупыми - действительно самая настоящая глупость, потому что может ли быть дураком тот, кто, ни разу тебя не встречав, знает твоё имя, местожительство и даже цвет твоих любимых носков? "Бильбо хотелось перекинуться несколькими словами с этими существами, которые знали, как его зовут и кто он такой, хотя он их никогда раньше не видел. Эльфам известно многое, они, как никто, подхватывают новости на лету и быстрее, чем падает водопад, узнают обо всем, что творится на земле".

А кроме того, кто бы что не говорил, самые мудрые мудрецы все поголовно были эльфами: даже оба вида самой распространённой средиземской письменности - эльфийский тэнгвар, которым пишутся квэнийские слова, то есть слова языка Высших Эльфов, и Даероновы руны, которыми пользуются лихолесские эльфы и даже люди, - изобрели эльфы: Феанор и Даерон соответственно.

Ну так вот. Дальше у нас повестке дня ещё одно бесподобное эльфийское свойство - тонкий эльфийский юмор. Он иногда даже такой тонкий, что гномы обижаются на то, что юмора не видно. Маленький диалог для примера: весёлые ривенделлские эльфы встречают хмурых усталых гномов, хоббита и волшебника:

"- Вот так потеха! - сказал какой-то голос. - Вы только поглядите! Хоббит Бильбо верхом на пони! Какая прелесть!

- Чудеса да и только!

Тут они принялись петь новую песню, такую же несуразную, как и та, что я записал дословно [это та самая песенка, которую я уже переписала дословно в начале этой замечательной главки]. Наконец высокий молодой эльф вышел из-за деревьев и поклонился Гэндальфу и Торину". Поклон молодого эльфа, кстати, говорит о хороших эльфийских манерах. Свойственных, как я тихо надеюсь, большинству Доброго Народа. Но это всё кстати.

А теперь продолжим разговор относительно эльфийского юмора. Эльфы вообще пересмешники, но зло они смеются очень редко - и то, как правило, над прислужниками Тьмы. Так вот, это самое эльфийское пересмешничество иногда приводит к не совсем желаемым результатам: в данном случае в Ривенделле на подтрунивания эльфов немало обозлились гномы. Конечно, над всеми нами можно посмеяться - но если над вами смеются после того, как вы две недели без перерыва топали по степи, а потом почти впотьмах почти спустились в Ривенделл по почти отвесному склону, вам эти насмешки (в любом виде, даже самом добродушном) понравятся? Не хочу вас разочаровывать, но совершенно точно - нет. И вы только прочтите!.. "Эльфы вывели их [весёлую гномо-хоббитско-магическую компанию, то бишь] на хорошую тропу на самый берег реки. На тот берег шел каменный мостик без перил, такой узкий, что пони с трудом могли по нему пройти. Эльфы светили им яркими фонариками и пели веселую песенку, пока вся компания переправлялась через реку.

- Не обмакни бороду в воду, папаша! - кричали эльфы Торину, который шёл через мост, согнувшись в три погибели. - Её смачивать не надо - она и так выросла длинная!

- Следите, чтобы Бильбо не съел все кексы! - кричали другие. - Такой толстяк не пролезет в замочную скважину!

- Тише, тише, Добрый Народ! Спокойной ночи! - остановил их Гэндальф, который замыкал шествие. - И долины имеют уши, а некоторые эльфы - чересчур длинные языки".

Что касается языков, то тут всё просто: история эльфийского народа сохранила примеры нехорошего поведения эльфов по отношению к своим же сородичам - особенно жёнам, тёщам и бабкам (что касается последних двух категорий, то можно пожалеть Владыку Элронда, ибо небезызвестная красавица Владычица Галадриэль приходилась ему бабкой и тёщей одновременно). Поэтому некоторые злостные эльфы охотно шпионили за пресветлыми эльфами в пользу... себя, наверное .

Кстати, последнее моё рассуждение в этой главке будет касаться вредных эльфийских привычек. О сиих привычках господин Профессор рассказывает уже ближе к концу "Хоббита" (про его (хоббитское) девичество я уже говорила). Сам сюжет до этого момента представляет в кратком пересказе следующее: гномо-гэндальфо-хоббитская компания переваливала через Туманные Горы (в одной из долин которых и располагается Ривенделл, если помните), как вдруг в одну тёмную буранную ночь их захватила стая-стадо-войско гоблинов. Затем отважная пачка (в смысле, отряд) освободилась из плена, и, пройдя по подгорным туннелям гоблинов, вышла по ту сторону Туманных Гор. Затем, после ряда мелких передряг (лучше всего ЭТО причесть), Гэндальф привёл подельников к окраине Лихолесья (Чернолесья, Чёрного Леса, Мирквуда - мутации продолжаются до сих пор), где и бросил их, не слушая слёзных мольб. Итак, продираясь через Лихолесье, гномо-хоббитская шайка ухитрилась заблудиться, напороться на ночных эльфов, пирующих по случаю осени ("что-то стало холодать - не пора ли нам поддать?.."), попасть в плен к паукам, освободиться и попасть в такой же плен к тем самым празднующим лесным эльфам.

Вот, собственно, краткое описание elves woodoos vulgaris: "Да, разумеется, пирующие были лесными эльфами. Существа они были не злые, но с недоверием относились к чужим и всегда соблюдали крайнюю осторожность. Они были не так мудры, как высшие эльфы, но тоже умели искусно колдовать и были более коварны. Ведь большинство из них, в том числе их родственники с гор и холмов, происходили от древних племен, не посещавших славного Волшебного царства. А вот солнечные эльфы, морские эльфы и подземные эльфы жили и воспитывались в том царстве годами, становясь все прекраснее, мудрее и ученее, и потом, возвратившись в Большой Мир, свое колдовское искусство употребляли на сотворение невиданной красоты. Лесные эльфы иногда появлялись в сумерках, в промежутках между заходом солнца и восходом луны, но предпочитали ночь и звезды. Они бродили по густым лесам, каких в наше время совсем не осталось. Селились они на краю леса, откуда проще выезжать в поля на охоту, скакать верхом или просто бегать на просторе при лунном или звездном свете. После прихода людей они еще больше пристрастились к сумеркам и мраку. Но все-таки они оставались эльфами, а эльфы - Добрый Народ".

Необходимые и почти что научные комментарии таковы: Лесные эти эльфы потому, что, как и понятно из названия, живут в лесах. Что отнюдь не означает, что лесные эльфы не любят или, упаси Варда, боятся всех остальных типов местности - просто им больше всего по вкусу именно деревья. Собственно говоря, все-все-все эльфы охотнее всего живут именно среди деревьев. Что касается "родственников с гор и холмов", то тут я несколько затрудняюсь: единственные горные эльфы, встречающиеся у Толкина, - это эльфы Элронда, (потому что живут среди гор, но всё ж в долине и посреди деревьев), а эльфами с холмов можно с натяжкой назвать эльфов Кэрдана Корабела, ибо Серебристые Гавани расположены на побережье в относительно холмистой местности. Но вполне вероятно, что "родственники" впоследствии (то бишь во "Властелине") преобразовались именно в ривенделлцев, кэрданцев и лориэнцев.

Далее. Солнечные, морские и подземные эльфы - это то самое, что впоследствии, в "Сильмариллионе", станет ваниарами, телери и нолдорами соответственно. Я ещё вернусь к тому, почему эти три эльфийские ветви носят такие названия, а теперь поговорим о том, почему эльфы woodoos названы коварными. Дальнейшее развитие сюжета таково: гномы, попавшие в плен к эльфам (настораживает!) препровождаются со стражниками в замок короля лесных эльфов (которого зовут Трандуилом, но об этом вы бы узнали только из "ВК"), оснащённый волшебными воротами и большим количеством надёжных камер глубоко под землёй (!!!!), потом имеют очччень приятную беседу к Трандуилом, который боится, как бы гномы не стибрили пару побрякушек из его сокровищницы (!!!!!!!), и приговариваются подозрительным главой государства чернолесского к пожизненному (фактически) заключению. Вот так-то!

Кстати, о Трандуиле и его резиденции. "В большой пещере у восточной границы Черного Леса жил могущественный король лесных эльфов. Перед громадными каменными дверьми протекала река, сбегавшая с лесистых холмов, и дальше впадала в болота, расположенные у подножия гор. Эта большая пещера под землей состояла из многочисленных залов и ходов, от нее ответвлялось множество мелких пещерок. И пещера, и коридоры были куда светлее и веселее гоблинских, совсем не такие глубокие и не такие опасные. Подданные короля, вообще-то говоря, жили и охотились по большей части на открытом воздухе, в лесах. Пещера же была королевским дворцом, сокровищницей и крепостью при нападении врагов. Там же находились и темницы для пленных". Резиденция совсем неплоха, и особенно это видно по тому, каков её бережливый хозяин - этакий эльфийский Скрудж МакДак. На самом деле Трандуил, конечно, достаточно благороден и человечен (если можно применить это слово к эльфу...), но... "он был скуповат. Сокровищница его ломилась от золота, серебра и алмазов, но он хотел еще и еще, чтобы сравняться в богатстве с прежними властелинами эльфов. Его народ не добывал руду, не обрабатывал металлы и драгоценные камни, не торговал и не возделывал землю". Самыми интересными тут являются два момента: прежние властелины эльфов и тот факт, что, мол, эльфы не добывают руду и на сажают картошку.

Что касается прежних времён, то тут опять-таки стоит заглянуть в "Сильмариллион", Настольную Книгу Эльфоведа, - эта слабость Трандуила к накоплению ценного имущества происходит просто оттого, что, во-первых, в его сокровищнице появлялись только произведения ювелирного искусства (Элвен Кинг Трандуил наверняка настоящий эстет!), а во-вторых потому, что "прежние властелины эльфов", большая часть которых пришла из-за моря и была, соотвественно, валинорской национальности, просто считали "аборигенов" плебеями. Это, естественно, многих обижало, тем более что многие из этих "многих" были ровесниками валинорцев. Кстати, скорее всего, прежним властелином эльфом может по праву именоваться искусник Феанор, изготовивший сильмариллы и взбаламутивший всю Арду на две с лишним эпохи. А упоминая Феанора, виновника богатой эльфийской истории, мы автоматически переходим ко второму интересному моменту.

Я ещё могу понять выражение "эльфийский народ не возделывал землю", поскольку известно, что эльфы питались тем, что Природа, мать их, давала бессмертным на пропитание - плоды дикорастущих растений, мясо дикобегающих животных и яйца диколетающих птиц. Пахать и сеять эльфы не привыкли, чтобы, мол, не ранить нежную кожу их праматушки. Но вот остальное очень интересно. Во-первых, искусству добывания всякой гадости и радости из недр земных из всех средиземских народов первыми научились именно эльфы. А потом уж гномы и людишки всякие. Во-вторых, совершенно непонятно, как бы эльфы, не умея добывать руду и обрабатывать металлы, создали так много хорошего оружия (вспомним, хотя бы, пресловутое бильбовское Жало). Можно, конечно, возразить самой себе: искусству работы с металлом обучали только валинорских эльфов, и "аборигены" пролетели мимо даже такого полезного мастер-класса. Но всё же гондолинское оружие (то есть Оркрист Гэндальфа, Жало хоббита и многое другое) было изготовлено именно теми эльфами, которых никогда не касался священный свет Валинора (Хари Манвэ, хари Варда!), а кроме того, из чего, интересно, эльфы делали наконечники своих знаменитых эльфийских стрел, которые (и стрелы, и наконечники) легко пробивали орочий доспех? Ни за что не поверю, что из дерева.

Таким образом, из чего может происходить такое утверждение? Я вижу только одну причину: именно лихолесские эльфы не умели ковать оружие и тому подобные вещи - почему, сама теряюсь в догадках. То ли забыли, как это делается, то ли считали ниже своего достоинства возиться в кузницах, когда под боком, в Одинокой горе, живут гномы... Кстати: "В старину у эльфов даже случались войны с гномами, которых они обвиняли в краже эльфовских сокровищ. Справедливость требует сказать, что гномы объясняли это по-иному - они, мол, взяли то, что им принадлежало. Король эльфов когда-то заказал им драгоценные украшения, дав для этого золото и серебро, а потом отказался платить за работу. И тогда гномы, не получив платы, оставили украшения у себя. У могущественного короля эльфов и в самом деле была слабость - он был скуповат". Вот так-то! Гномы под боком тоже, видимо, не пришлись эльфам по вкусу.

И уж не знаю, как они там жили и кто ковал им оружие и металлические наперстки для эльфийских вышивальщиц, но следует обратить внимание на последнюю фразочку: "эльфийских народ не торговал"! Ничего это себе заявки! Если прочесть "Хоббита" чуточку дальше, то мы натолкнёмся вот на что: "В погребах [дворца короля эльфов] стояли бочки - видимо-невидимо бочек. Лесные эльфы, и в особенности их король, обожали вино, а виноград в этих краях не рос. Вино и некоторые другие товары ввозили от родичей с Юга или из еще более дальних мест, где жили люди, занимавшиеся виноградарством. Прячась за бочонками, Бильбо обнаружил крышку люка и узнал о ее назначении. Он стал наведываться туда почаще, подслушивал болтовню королевских слуг и вскоре выяснил, что вино и прочие товары доставляются по реке или сушей от Долгого Озера. Оказывается, на озере до сих пор благополучно жили люди, построившие город на сваях прямо в воде, чтобы предохранить себя от разных врагов. Из Озерного города бочки во дворец эльфов доставлялись по реке Лесной. Их скрепляли друг с другом наподобие плота и с помощью шестов или весел пригоняли вверх по течению. Пустые же бочонки эльфы бросали в люк, поднимали решетку шлюза, и бочонки, подхваченные потоком, выплывали на речной простор; они плыли себе по течению, пока их не прибивало к мыску у восточной оконечности Черного Леса. Там их собирали в кучу, связывали вместе и сплавляли дальше в Озерный город, стоявший у того места, где река Лесная впадала в Долгое озеро". Тут, конечно, не никаких упоминаний о том, что по реке шла именно торговля, но... вы думаете, что "родичи с Юга" или эсгаротцы (то бишь жители Озёрного города) что-то кому-то переправляли бы бесплатно? Особенно предметы алкогольной роскоши? Тем более что если южные эльфы (по всей видимости, жившие в окрестностях Минас-Тирита) могли ещё делать всяческие жесты доброй воли, то у эсгаротцев к этому не было никакого резона. А если ещё учитывать, что бургомистр Эсгарота был не прочь ограбить собственный город, то что уж говорить о чужаках-выскочках эльфах? Поэтому я сомневаюсь, что чернолесско-эсгаротские отношения можно отнести к какому-то другому разряду, кроме торговых.

Но это так, мелочи банальной средиземской мещанской жизни. Эльфы пировали, эсгаротцы считали золото, и всем было хорошо, пока не появился в замке Трандуила хоббит... Если верить одноимённому опусу, то Бильбо решил вызволить своих пленных друзей из тюремных камер, и для этого запихнуть гномов в пустые эсгаротские бочки. И вот, по время празднования начала (или окончания?) осени, когда начальник стражи и дворецкий могучего эльфийского короля напились до орочьего визга, когда Бильбо упаковал друзей в бочки... "В погреба ввалились эльфы, заливаясь смехом, разговаривая и напевая обрывки песен. Они оставили веселый пиршественный стол в одном из верхних залов и хотели как можно скорее вернуться назад.

- Где же старина Гэлион, где дворецкий? - воскликнул один. - Что-то я не видел его за столом. Он должен быть тут.

- Задам я старому копуше, коли запоздает, - подхватил другой. - У меня нет никакого желания торчать тут, когда наверху идет веселье!

- Ха-ха-ха! - раздался хохот. - Старый каналья спит носом в кружку! Они тут с приятелем капитаном уже напировались.

- Тряхни его! Буди! - нетерпеливо закричали остальные.

Гэлиону очень не понравилось, что его трясут и будят, а тем более потешаются над ним.

- Это вы опоздали, - пробурчал он. - Я вас тут ждал без конца, а вы там напились и забыли про ваши обязанности. Неудивительно, что я заснул от усталости.

- А никто и не удивляется, - подхватили они, - причина-то рядом, в кружке! Дай-ка нам глотнуть твоего снотворного, а уж тогда приступим к работе. Тюремщика будить не станем. Он уже свое получил.

Все они хлебнули по очереди винца и развеселились еще больше. Но соображать не перестали.

- Помилуй, Гэлион! - закричали они, взявшись за бочонки. - Ты так рано начал пировать, что в голове у тебя все перепуталось. Ты приготовил нам полные бочки вместо пустых.

- Делайте свое дело! - рявкнул дворецкий. - Полные! С пьяных глаз чего не покажется. Те самые бочки и есть, какие надо. Сбрасывайте, говорю!

- Ладно, ладно, - согласились они, подкатывая бочонки к люку. - Тебе отвечать, коли бочонки с лучшим королевским маслом и вином достанутся людям с озера.

Катите бочки

Во весь дух,

Столкните в речку -

Плюх-плюх-плюх! -

запели они".

Вот так вот. Вот вам и величественные эльфы без вредных привычек... Чаще всего, кстати, при прочтении "Туда и Обратно" поражаешься человекоподобности эльфов. Прочтите для сравнения "Властелин Колец" - там что ни эльф попадается, так величественный и могучий, на крайний случай - печальный, серьёзный и задумчивый. Но об эльфах "ВК" мы поговорим в своё время... И очень скоро, если хотите знать.

А теперь - без комментариев перейдём к итогам нашей прогулки по страницам приснолюбимого мной "Хоббита". Я, конечно, могла бы выудить для вас ещё несколько кусочков текста с эльфийскими приметами - но зачем? Сами всё прочтёте и сделаете выводы. К тому же зачем портить вам впечатление об эльфах пересказом перепалки Торина и Трандуила по поводу золота Одинокой горы? Вам что, это сильно поможет? Вот и я так думаю.

ИТАК, что же мы выучили про эльфов? Что они прекрасны, хорошо поют, красиво говорят, любят шутить и смеяться, умеют разговаривать с природой (в частности, с деревьями), часто посмеиваются, глядя на неуклюжесть людей или тяжеловесность гномов, ненавидят орков и прочую нечисть, склонны к искусствам и наукам, живут вечно и очень этим гордятся (за редким исключением)... Вот. Пока что мы знаем, каковы эльфы, если их не тревожить и если им не угрожает опасность. А теперь мы посмотрим на эльфа в стрессовых условиях и эльфа-Владыку.

Шаг-к-эльфам второй.

Два звонка - для эльфийских владык на чердак,

Семь - для гномов в подвальных просторах,

Девять - людям, что пьяные наверняка,

И один - бабе Нюре, что спит в коридоре,

Чтобы всех их поднять, воедино собрать

И заставить бутылки за собою сдавать...

Собственно говоря, такое издевательское вступление к второму шагу нашего ислледовательского пути я выбрала не случайно - не потому, что не люблю "ВК", а просто потому, что хочу напомнить тем, кто знает, и просветить тех, кто ещё "чайник": существует множество пародий, издевательств и "творений по мотивам" толкиновской трилогии. И не стоит забывать, что то, о чём говорится в подобного рода юморесках, по большей части далеко от истины - особенно в том, что касается эльфов.

Ну да не отойдём от пути нашего, братие и сестрие! Речь у нас, как и было обещано, об эльфах - таких, какими они предстали зрелому и проницательному взору Толкина, уже не упоённого смешными и захватывающими сказками Гэндальфа. Прежде всего, немного о самом "ВК" - надо знать, граждане, с чем будем работать! Я лично после долгих поисков решила воспользоваться самым попсовым переводом - МиКишкой, то есть опусом за подписью Муравьёва и Кистяковского. Перевод, как подтвердилось совершенно недавно, действительно неплох: у него есть один существенный плюс - речь переводчиков почти грамотна. О жутчайшем переводе Грузберга я упоминать не хочу (этот переводчик сам отрёкся от той редакции "ВК", которая попала ко мне, и свалил всё на верстальщика), потому что количество элементарных речевых ошибок в нём побивает все рекорды... Ну, а что касается всего остального, то мне хватило лишь трёх имён: Сумкинс, Шагатель и Колоброд. После того, как я встретила в текстах трёх переводов эти слова (в каких именно переводах, говорить не буду - надо, сами узнаете), я начала медленно звереть, и перевод МиКишки показался мне просто идеальным. Единственное, что могу посоветовать при прочтении этой версии "ВК", - иметь под рукой английский оригинал трилогии, потому что перевод имён и названий МиКишки не просто извращение, но и грубое искажение фактов. Я ещё могу понять Торбинса - у него в оригинале фамилия английская, переводу простыми смертными поддаётся, но вот перевести эльфийское ФИО Gildor Inglarion [читается "Гилдор Ингларион"] как "Гаральд из рода Славуров"!.. У меня бы на такое смелости при незнании квэньи и синдарина не хватило бы. А вот МиКишке хватило - эти переводчики, по всей видимости, эльфийских языков всё-таки не знают, если знают, заранее извиняюсь, но факт от этого не меняется: имя переведено неправильно... И таких примеров пруд пруди.

Кстати, об эльфийских именах. Имена хоббитов по большей части английские (Baggins, Brandybuck, Took, Sakvill-Baggins), людей - на местных диалектах (роханском, гондорском, диалектах северных жителей), на почти вымершем смертью храбрых нуменорском и на вестерлинге - всеобщем языке (что-то вроде прижившегося эсперанто), гномов - понятно, на гномском (кстати, почему бы не перевести имя "Gimli"? Наверняка выйдет "Каменноголов" или "Рукобой"... На самом деле, как я недавно узнала, перевод этого имени - "Звезда"). А вот эльфийские имена имеют более сложное происхождение. Сейчас скажу об этом кратко, а вам поручаю напомнить мне вернуться к теме имён в Шаге Третьем: дело в том, что имена эльфов Средиземья составлены из корней одного мёртвого (включающего три диалекта) и четырёх живых эльфийских языков. Вот так-то!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"