Капкан Светлана Витальевна : другие произведения.

Vitam Post Vitam

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это мое первое серьезное произведение. Интересно выслушать ваше мнение.

  Глава 1.
  
   Яркая вспышка света вернула меня в сознание. Ничего не могу вспомнить. Такой отвратительный запах ударил в нос. Складывается впечатление, будто он въедается в глаза, тело, сознание...
   Опять я куда-то провалился. Уже нет этого запаха. Белый матовый свет бьет в глаза. Ничего нельзя разглядеть. Везде одна тишина. Я абсолютно ничего не слышу. Меня как будто кутает пустота и я никуда не хочу выбираться из этого плена. Мне приятна эта неизвестность: где я, кто я... Это так расслабляет.
   Беспорядочные и пустые мысли проносятся в голове как стая бабочек, которая сюда больше не вернется, и как будто ее здесь никогда не было.
   Лёгкость. Приятная лёгкость, которую я уже давно не ощущал. Разве? Или мне просто хочется так думать? Да уже без разницы. Просто легкость, тишина и пустота. Главное не растерять ее, не обронить где-нибудь в потоке очередных бабочек.
   А свет всё-таки приятный, не смотря на то, что холодный. И совсем уже не бьет в глаза...
  
   ...Странный гул. Куда делся свет? Куда делась приятная беззаботность? Где я?..
   Такой длинный и темный туннель, весь поросший мхом. Но я абсолютно не ощущаю запаха сырости. Вижу сырую землю, но не чувствую ее своими ногами. Странное ощущение, будто я в капсуле. Думаю, что ничего не изменится, если я пройдусь.
   Да тут же все стены покрыты плющом! Откуда у меня к нему такая ненависть?! По моему, он даже растет у меня на глазах. Да. Медленно тянет свои вездесущие гадкие ветви всё дальше и дальше. Бррр.
   Развилка. Развилка? А там? Если приглядеться, то вдали видно еще одну. А если справа... а там - нет. Пойду на право.
   Какое-то неприятное чувство осталось после той развилки. Как будто что-то упустил, потерял. Никогда не любил выбор. Хотя, я даже не припоминаю, когда в последний раз делал его. Что это? Опять развилка? Если мне не изменяет память, то та же... Это что еще такое? А может мне просто кажется?.. Я столько иду; я не помню, когда в последний раз ел. Еда... Но нет ни усталости, ни чувства голода. Нет. Я еще раз хочу пойти на право. Вдруг это не та развилка?
   Нет. Всё-таки не та. Места тут совсем мне не знакомые. Хотя как я могу их отличить? Здесь везде один плющ. Мне кажется или я просто себя успокаиваю?.. Успокаиваю, чтобы не усомниться в своём выборе. Такое знакомое чувство, будто я так делал тысячи раз...
  
   Свет... Как свет? Куда делся туннель??? Ничего не пойму. Что творится? Куда же делось то чарующее забвенное чувство? По моему он стал гореть ярче. Или просто мне кажется из-за тусклости туннеля.
   Какой приятный запах... Клянусь, я его раньше слышал. Интересно, что это. Странный аромат вызывает у меня приятные чувства, но никаких ассоциаций, воспоминаний. А ведь он мне безумно знаком...
   Опять какой-то провал. Куда делся аромат? Верните его! Мне уже не нравится эта пустота. Я хочу ощущать. И уберите этот свет! Боже мой, да кому я это говорю. Говорю?! Разве я говорю?..
  
  
  Глава 2
  
   Сколько я уже иду по этому тоннелю? Хотя, какой же это тоннель - лабиринт. Так сколько: день, три дня, неделю, месяц?.. За это время я два раза натыкался на эту развилку. Теперь я уверен, что это одна и та же. Я поворачивал и опять на право, и на лево, но пока чувства потери не ушло - я не переставал к ней возвращаться. Глупости какие-то. Хотя, разве глупости могут так долго длиться?
   Теперь развилок стало больше. Но я с легкостью поворачиваю в ту или иную сторону. Больше нет этого странного чувства. И почему я раньше от него не избавился? Без него идти на много проще. Кажется, я даже стал быстрее передвигаться.
   И всё же, как от сюда выбраться? Попробую ускориться? А лучше побегу! Что это? Я стал двигаться медленнее?! Да я почти стою на месте! Всё как во сне... Сон. Может попробовать поспать? Или наоборот, проснуться? Я ничего не могу понять. Надо остановиться и успокоиться. Как же тут всё мрачно. Мне порядком уже стало это претить. Но что я могу тут поделать? Надо бы присесть. Да, именно, в ногах же правды нет. Странное выражение. Получается, что правда в... в сидении?! Глупость. Просто завуалированное предложение присесть - и всё тут.
   И так. Здесь я непонятно сколько. И происходит со мной что-то странное. Ни ем, ни пью и не хочу. Усталости не ощущаю. Брожу себе тут. В поисках. Или гуляю? А тут - это где? Вокруг одни стены, лабиринты и этот гадкий плющ.
   Странное ощущение пустоты. Оно меня отягощает, будто эта пустота поглотила часть меня и эту часть больше нельзя вернуть. Она умерла. А с ней навсегда исчезло то, что было мне дорого. Нет желания радоваться. Нет чувства легкости, какое было вначале, когда я впервые увидел свет. Мысли перестали быть стаей бабочек, они превратились в грузные тучи, которые медленно плывут по черному небу. Как будто что-то держит меня и не дает мне быть свободным, но что? Нет. Всё-таки лучше ходить. Когда передвигаюсь я, то и течение мыслей происходит быстрее.
   Даже теперь не легче. Что-то так тянет. Прям ноет всё внутри. Может попробовать найти от сюда выход? Но как я запомню все ходы? И помечать пройденные участки нечем. Ладно. Буду просто бродить.
   Постепенно начинает окутывать страх. Я не знаю что мне делать, куда идти. Оставаться на месте не буду. Я так решил. Страшно поддаваться панике, особенно в полном одиночестве. Мне кажется или тут стало прохладнее, особенно рукам. Что же делать? У меня не получается успокоиться. Стены лабиринта стали такими высокими. Они как будто сомкнули свои верхушки высоко надо мной. Или правда сомкнули? Не могу разобрать... Так тяжело идти. Груз внутри стал больше, он как якорь. Хочу простора. Мне надо широкое пространство! Лучше лес, поляна. Да, большая лесная поляна. Может всё это будет за следующим поворотом? Или за этим? Нет? Куда дальше? Куда дальше? По моему лабиринт стал запутаннее. Поворот... еще поворот. Тут? Нет. А здесь? Тоже нет. Я задыхаюсь, мне стало на много тяжелее дышать. Каждый вздох дается всё труднее и труднее. Но от того, что я остановился мне не стало легче. Что-то сильно душит... это уже не тяжесть, нет. Я не могу вдохнуть... Какая звенящая тишина. Верхушки стен и правда сомкнулись. Они давят на меня. Темнота. Вокруг меня темнота...
  
   Вдох, вдох, еще вдох... Я... Я... Я снова могу свободно дышать! Счастье, кажется я снова испытываю счастье. Такое чувство, будто я никогда так не радовался. Как же тут хорошо... как же всё хорошо. И вокруг стало светлее. И стены теперь снова той же высоты, что и были. Такой прилив бодрости и сил. Я готов пройти еще столько же. Нет! Еще больше. Я хочу пройти еще больше. Я найду выход от сюда! Я хочу его найти. Глазам своим не верю! Никогда ничего подобного не видел. Плющ зацвел. Это знак. Значит, я принял правильное решение. Значит, я на верном пути.
  
  
  Глава 3
  
   После того, как у меня появилась цель, исчезло чувство пустоты. Я вновь обрел душевное спокойствие и равновесие. Удушье больше не повторялось. Правда ощущение счастья постепенно меня покинуло, но я уверен, что это не на долго. Счастье просто не может быть постоянно рядом. Потому что тогда начинается пресыщение. Оно как непредсказуемый океан: то застанет внезапной бурей врасплох и обольет с ног до головы, то будет ласково и еле заметно касаться ног, а может и вообще случиться отлив. Надо просто смириться с тем, что оно не постоянно, но оно рядом.
   Мы бродим где-то рядом. Счастье возле меня, а я - возле выхода. Выход из этого лабиринта стал для меня идеей фикс. Мне доставляет неимоверное удовольствие беспрерывное блуждание по лабиринту. Путь к цели может тоже приносить немало удовольствия, ведь сладостна и сама тропа к результату.
   Как будто сам лабиринт находится в ожидании моего триумфа. Мне кажется, что он уже знает когда это случится, как это будет выглядит, просто ему интересна сама моя реакция. Ему известны все компоненты данного уравнения, кроме самого главного - меня. А для меня это уравнение состоит лишь из одних неизвестных. Не могу даже сказать, как сам себя поведу, когда цель моя будет достигнута.
   Всё вокруг становится на много светлее, ярче. Цветущий плющ стал неимоверно красив. Не могу им налюбоваться. Иногда мне кажется, что я не ищу выход, а просто гуляю по саду.
   Неожиданно я услышал журчание воды. Это непередаваемое ощущение. Такая длительная тишина и вдруг - журчание воды. По моему, это наипрелестнейший звук. Сначала я хочу постоять какое-то время и просто наслаждаться с закрытыми глазами. Теперь я как будто опомнился и прислушиваюсь: откуда же доносится этот звук. Он же совсем близко. Пойду к нему. Мне не хочется бежать. Мне не хочется разрушать суетой столь сладостный момент.
   Вот и тот поворот, из-за которого доносятся эти звуки. Ничего не могу с собой поделать. Я не могу пошевелиться... Аж дух перехватило. Мне хочется немного оттянуть момент. Неважно, что там находится. Впечатлит ли меня то, что я сейчас увижу или совсем даже наоборот. Просто хочу ненадолго замереть и постоять, находясь в этом чарующем ожидании. Всё. Теперь я готов пойти туда и увидеть то, что там находится.
   Я в восторге. Счастье просто наполняет меня изнутри и ищет выхода. Ему просто мало меня. Выдох... Передо мной находится огромный храм с величественными статуям и колонными, напоминающие архитектуру Древней Греции классического периода. А перед этим архитектурным шедевром стоит не менее великолепный фонтан, журчание которого меня сюда и привело. По моему, это не менее величественное творение, чем храм. Он напоминает фонтан работы Альберто да Пьяченца. Состоит из трех чаш: первая - самая широкая, основа, больше, чем в два раза средней; вторая - меньше - и возвышается над первой на толстом основании; третья - самая маленькая - напоминает шляпку гриба, из верхушки которой бьет вода, стекала во вторую чашу, а потом уже и в самую нижнюю.
   Звуки воды наполняют всё вокруг. Они тут вместо воздуха. Невидимыми каплями они разбиваются о стены лабиринта, храма и колонны. В воздухе просто витает безграничная легкость, свежесть, умиротворение - это атмосфера этого места. Мне кажется, что всё тут приобрело какой-то нежно розовый оттенок, на столько это великолепное и светлое место. Это место просто создано для наслаждений. Всё-таки звук воды - это самый великолепный звук, что я слышал... Я на вершине экстаза. Вот он - выход. Это именно то, что я искал.
  
  
  Глава 4
  
   Храм... Да! Я хочу попасть туда. Обойду его и вернусь сюда.
   Сколько ступенек. А я сразу и не заметил, что их так много.
   Внутри такая тишина, так пустынно и мрачно. Я даже не слышу своих шагов. Нет. Тут всё такое мрачное, пустое. Лучше вернуться обратно к фонтану.
   Что это там? Почти у самого входа есть комнатка. Она такая неприметная. И не удивительно, что я сразу не обратил на нее внимание.
   Такой тусклый свет. Даже немного страшно туда заходить. Нет, всё же я пойду туда.
   Какая большая комната. Пол на столько блестящий, что в нем отражается огонь. Такие высокие потолки и... Что это??? Это статуя или что-то живое? Какое страшное лицо. Оно всё из переплетающихся корней и ветвей деревьев. Хоть на первый взгляд и кажется, что они приняли какое-то хаотичное состояние, но это отнюдь не так. Это явно очертания мужского лица. Оно весьма мрачное, угрюмое; на нем можно прочитать всю мудрость и боль человечества. Заостренный подбородок, как низ украинского герба. Массивные скулы, темные пятна под большими серыми глазами, видимо мешки. Судя по его чертам он весьма властный.
   Одет в чёрную длинную рясу, покрывающую ноги. Даже обуви не видно, на столько она длинная. Из под нее, кроме лица, видно лишь руки, до кисти. На вид они человеческие, но так же как и лицо свиты из кореньев и ветвей.
   Меня почему-то завораживает его вид.
   Я не сразу разглядел его целиком. Такое ощущение, будто он постепенно появляется передо мной: сначала лицо, потом тело, руки... Трон! Он сидит на великолепном деревянном троне, слегка обвитым плющом. Но тут плющ не цветет.
   Я только сейчас заметил на сколько он огромен. По размерам он напоминает статую Линкольна.
   - Ну здравствуй, путник. Я тебя уже заждался. Долго же ты брел ко мне.
   Я не могу пошевелиться. Я в оцепенении. У него такой громогласный голос, внушающий страх и уважение.
   Он сидит ровно, руки лежат на ручках трона. Он немного их сжал и подался чуть-чуть вперед.
   Я стою. Стою и не могу ни пошевелиться, ни произнести слова.
   - Странные вы - люди. То ищите собеседника, выход или лес, а потом, когда получаете желаемое и начинаете себя странно вести. Некоторые молчат, некоторые впадают в панику: убегают, начинают нападать.
   - Я не искал собеседника...
   - Ты искал выход - ты его нашел.
   - Я не это искал.
   - Да? А что же? - на его лице на мгновение появилась лёгкая ухмылка и тут же исчезла. Он вновь стал печальным.
   - Я искал выход.
   - Две неизвестные из своего уравнение ты нашел.
   - Я не... Что? Откуда вы знаете???
   - Я много чего знаю. Эта комната - и есть выход из лабиринта. Поздравляю, ты его нашел.
   - Спасибо. Но как... Кто... Кто вы? БОГ? Где же я???
   Только сейчас на меня напал приступ паники. Из-за неё всё моё тело оцепенело: руки и ноги не слушаются. Я не могу абсолютно ничем пошевелить. Лишь глаза беспорядочно блуждают по комнате.
   - Нет. Я не Бог, не творец. Я - Коронат , твой проводник. На все остальные свои вопросы ты найдешь ответы позже.
   - Проводник?..
   - Да.
   - И зачем же я здесь?
   - Не зачем, а почему.
   - Почему?
   - Потому что ты путешественник, а это твоя остановка.
   - А что будет дальше, если это остановка?
   - Я этого пока не знаю. Ты здесь ждешь решения.
   - И долго... И долго ждать?
   - И этого мне неизвестно. - Он так угрюмо смотрит на меня. Как будто я уже ему надоел.
   - Где же я нахожусь и как я сюда попал?
   - Ты узнаешь об этом позже. Не переживай.
   Кажется, я начал немного приходить в себя. Но после такого неожиданного "выхода" я хочу задать своему проводнику массу вопросов.
   - Когда "позже" если ты даже не знаешь на сколько я здесь?
   - Да как ты смеешь?! - Разразился тот диким ревом. - Как смеет человек задавать такие наглые и глупые вопросы. Тебе выпала великая честь стоять тут, передо мной, а ты... Ты!.. - он сильно разгневался, стукнул пару раз своим кулаком. Всё вокруг замерцало. Иногда проскакивали светлые блики, вокруг все гремело, но его голос гремел громче всего. Но на сколько внезапно он стал свирепым, на столько же внезапно и успокоился. Он принял вновь свою величественную позу, выровнял спину, оперся ей на спинку своего трона. Какое-то время он молчал, я не мог прервать тишины первым. Тем более теперь меня окутал страх. Его взгляд, такой суровый и мудрый, смотрит прямо на меня, но как будто проходит сквозь. - Люди... - Он сделал глубокий вдох. Я прочел его вековую усталость в глазах, недовольство, даже раздражение. Но это было так мимолетно, что теперь мне кажется, будто всё это померещилось. - Тебе стоит набраться терпения. Можешь даже присесть.
   - Благодарю. - Сидеть желания не было, но я все же решил присел, на всякий случай.
  
  
  Глава 5
  
   Поначалу мы много молчали. Потом я всё же решился задать еще несколько вопросов. Я начал с вопроса про лабиринт. Мне хотелось узнать, почему я первое время возвращался к одной и той же развилке. Ответ меня удивил. Оказалось, что я просто должен был справиться со своим страхом. Это был один из барьеров на пути к Коронату. Таким же барьером был и поиск цели. Мне стало интересно, а было ли удушье и тяжесть внутри меня очередным барьером и как же все-таки я его преодолел. Удушье было не барьером, а непредвиденным обстоятельством. Оно повлияло на то, что я на много раньше и быстрее нашел дорогу к храму. Объяснять природу происхождения удушья Коронат так же не стал. Теперь, когда я задавал неуместный или не правильный вопрос он просто угрюмо и пристально смотрел на меня. Это был сигнал. Сигнал того, что пора сменить направление разговора.
   Темы были у нас самые разнообразные. Я чувствую себя ребенком, который изучает всё заново. Даже не так. Я ощущаю себя ребенком, которого учат элементарным вещам. Ребенком-переростком, которым не занимались в детстве.
   - Вы учите меня элементарным вещам. Я не повторяю с вами то, что знаю, а учусь новому. Откровенно говоря: ощущаю себя глупцом. Вам наверное безумно скучно со мной?
   - Отнюдь. Совсем даже наоборот.
   - Удивительно, честно говоря.
   - От чего же? Разговорами мне не наскучишь. Тем более вы весьма способный ученик. - Он улыбнулся. Только уже по доброму, не так, как раньше. - И не терзайте себя мыслями о том, что вы глупец. Просто твой мир такой. Вы живете в мире выдуманных проблем, иллюзий. У вас не хватает времени на что-то важное, именно нужное вам. Все люди глупцы. Возможно вы когда-нибудь это осознаете и исправитесь.
   - И что же тогда?
   - Тогда... Тогда и увидите.
   - И всё же, почему мы такие? Такие... кхм... глупые?
   - Потому что так проще. - Коронат выдержал некоторую паузу. - Проще жить так, как живете вы. Да, вы от этого страдаете, но вам тяжело познавать истину, смысл. Не легко дается. Да что там. Вы не пытаетесь... человек весьма нелогичен, порой даже абсурден. Хотя, скорее человек порой не абсурден.
   - И всё же, что означает для тебя "человек"?
   - Человек?.. Человек... - повторил он и замолчал. Было видно, что вопрос привел его в некое замешательство, но не на долго, - это воплощение самой страшной и разрушительной силы заключенной в созидательном теле. Иначе говоря вы одно из величайших созданий, которое создано для сотворения самых прекрасных и чувственных творений, но в которых заключили самую мощную убийственную силу. Я говорю не о ваших изобретениях и открытиях. Я про то, что заключено в вас. Человек - загадка человечества.
   Снова пауза. Но теперь мой проводник выдерживает её совершенно не для того, чтобы продолжать. Он просто сказал всё. Вроде не много, но при этом всё.
   Мне теперь не хочется говорить ничего. Просто хочу молча сидеть и смотреть в одну точку. Меня как будто немного успокаивает. Кажется, что если я начну опять водить свой блуждающий взгляд по комнате, то это всё снова обрушится на меня. А я этого не хочу, поэтому сижу и не шевелюсь...
   Кажется, будто только что я понял всё и не было больше смысла говорить. Всё стало ясно. И с этой ясностью пришло чувство потери. Мы уже упустили многое, может даже всё. Я всё это осознавал, переваривал и перемалывал внутри себя. Каждое его слово.
   Чем больше я понимаю смысл слов проводника, тем дальше от меня уходит ощущение, что обездвиженность, прикованость взгляда, хоть как-то облегчат задачу. Как только я это понял, то чувство тревоги нахлынуло на меня с новой силой. Моё тело меня не слушается, любое движение даётся с жутким усилием. Конечности как будто окоченели от холода и покрылись льдом. Мне страшно. Нет, мне жутко.
  
   Молчание тянулось долго. Тишина заполнила каждый уголок этого огромного храма и даже далеко за его пределами. Не знаю, сколько я просидел так, не двигаясь. Времени здесь не было вообще. Здесь всегда было "сейчас".
   - Странное ощущение, - выдавливаю я из себя через силу, как только чувство страха начало меня покидать. - я ощущаю, как мы всё это упустили. Это навалилось на меня разом, сразу за всё время и за всех. Я ощущаю этот груз. Нет, я его не ощущаю, а несу теперь. И мне очень тяжело.
   Коронат молчал. Он выжидал, он всё это время сидел и ждал, когда же на меня обрушится это ливнем, грузным потоком.
   - И мне жаль. Жаль, что чтобы ни случилось - уже ничего не изменить. Да, всё-таки ничего.
   - Ты на столько не веришь в человечество? - его голос был мягким. По моему самым мягким, каким только он мог быть.
   - Да... - сказал я задумчиво и неуверенно. - Да! - добавил я, будто опомнившись и наконец осмелился поднять на него свои глаза, которые сразу же встретились с его взглядом. Мне оказалось не под силу выдержать тяжесть этого взгляда. Я почти моментально отвожу свои глаза. Я встаю и начинаю ходить. Бесцельно, заложив руки за спину.
   - Ты не можешь быть так уверен.
   Я остановился. Как я могу с ним спорить?
   - А ты?
   - Никто. Мы в равной степени не можем быть уверены в этом.
   Я замер. Я не верю своим ушам. Для меня он как Знайка для Незнайки. И тут ОН ставит меня рядом с собой. Моему удивлению просто нет предела.
   - Можешь не удивляться. Но я даже не знаю, что будет с тобой. Всего лишь с одним человеком, а ТЫ - берешься предсказывать будущее всех людей. Не правильно это.
   На этом он замолчал, как молчал тогда, когда не хотел отвечать на мои вопросы. Я уже знаю это молчание. Тишина вновь укрыла всё своей пеленой.
  
  Глава 6
  
   Когда тишина стала невыносимой, мне захотелось продолжить наш диалог, но совершенно не знал, с чего начать. Странное ощущение, когда ты хочешь говорить, даже, наверное, закричать, но не знаешь даже что. Что говорить, о чем кричать. Но очень хочешь.
   Я стою спиной к Коронату, но ощущаю, что его пристальный взгляд смотрит на меня.
   - Мне тяжело говорить после этого с тобой о чем-либо, но очень хочется. - честно признался я. За спиной раздался тяжелый вздох и я обернулся.
   - Так бывает. - с какой-то горечью в голосе произнес он. - Так бывает тогда, когда ты добираешь до сути, которую осознавал, но не осмеливался признать. Она была рядом, ты ощущал это, но не решался даже на половину предположить, что так и есть.
   - Дааа... - как-то неуместно протянул я. - Это самое страшное.
   - Нет. - без колебаний ответил мой проводник. - Тут ты ошибаешься.
   - Что же тогда самое страшное?
   - Людям свойственно преувеличивать масштаб трагедий, кои с ними случаются. Мы сейчас столкнулись с подобной ситуацией. Да, многие весьма болезненно переносят подобные открытия, но это не самое страшное. На самом деле существуют всего пять самых страшных вещей, которые могут случится с человеком. Пять самых сокрушительных сил, которые разрушают человека изнутри. Вот это и есть самое страшное - это утрата, одиночество, забвение, непризнанность и потеря человечности.
   - Всего пять?
   - Да. Всего лишь пять, но вам и того вполне хватает, - не без иронии произнес Коронат.
   - Хм... - этот факт поверг меня в новый ступор. Я, немного колеблясь, спросил. - Одиночество... А разве одиночество - это разрушительная сила?
   - Оо. Еще какая. Одна из самых. Кстати, как ты и сам понимаешь, тоже человеческое творение, - он снова помолчал, будто подготавливая меня. - Смертельная мука, кара. Одна из высших. Какие бы шедевры не рождались из одиночества - они остаются детищем кары, человеческой проказы.
   - Но ведь они остаются творениями.
   - А чего они стоят человеку? Творения, порожденные в муке - неполноценны. Они несут боль. Потому что создатель хочет разделить ее со своим шедевром, а уже сам шедевр потом делит боль с остальными.
   - Да, действительно страшные мучение. И страшит больше всего то, что мы можем сами себя придать этой муке.
   - Во всяком случае, двум из этих кар человек может отдать сам себя. Частично.
   - Вы о потери человечности?
   - Да, о ней.
   - По моему люди часто перестают быть людьми из-за жестокости окружающих. Да и вообще. Каким бы независимым и сильным не казался человек снаружи, он всё равно в той или иной степени зависит от общества. Даже я бы сказал, что очень и очень зависит.
   - Каким бы не было общество - человек сам виноват в том, что он изменился. И совершенно не важно в какую сторону. Просто он изменился. Сам. По разным причинам, но всё равно он сделал это сам.
   - И неужели нельзя найти никаких оправданий?
   - Оправдания ищут только для того, чтобы сладко спать, усыпить свою совесть. Человек всё равно понимает, что вина его есть. Частичная или всецелая.
   - А непризнанность? Что страшного тут? - я не могу уняться. Мне хочется выведать, выпытать всё у него. Пускай он объяснит мне всё на пальцах, пускай я буду выглядеть глупцом, но наконец-таки докопаюсь до сути.
   - А здесь, друг мой, я могу привести тебе великолепный пример из великой русской литературы. Читал "Мастера и Маргариту"?
   - Читал, но с трудом припоминаю содержание.
   - Попробую немного освежить твою память. Весь роман тебе вспоминать не придется, лишь частично: Мастера и его роман о Понтии Пилате. Вспомнил?
   - Да. Но какое он имеет отношение к непризнанности?
   - А самое наипрямейшее. Ты лишь припомни его мучения от того, что столь гениальное, а как позже оказалось по задумке самого Булгакова, правдоподобное произведение было раскритиковано в пух и прах. Каким он стал, когда его произведение оценили на много ниже, чем сам он ожидал. Сколько боли ему принесли несколько абзацев в какой-то газете. Трагедия. А эта трагедия может случится с каждым и почти с каждым случается. Просто в разных масштабах. Сколько душевной муки, сколько страданий приносит не признанность.
   - Люди весьма жестоки...
   - Люди даже не представляют, на сколько они жестоки.
   - Неужели человек действительно столь могуч, добродетелен и велик вместе с тем так порочен и низок. Он кажется мне то воплощением зла, то существом высшим, поистине богоподобным. Быть великим и благородным человеком представляется мне величайшей честью, доступной мыслящему созданию; быть порочным и низким... кажется мне глубочайшим падением, участью более жалкой, чем удел слепого крота или безобидного червяка.
   Теперь наступила пауза. Снова каждый думал о своём. Мысли Короната для меня являются чем-то возвышенным, иным, недосягаемым, поэтому я даже и предположить не могу, о чем он сейчас размышляет. Зато в моей голове снова стоял гул, как от роя ос. Они тучно атаковали меня и в этой толпе я не мог ничего толком разобрать, кроме одного - я отчетливо понял, что человечество мне стало противно. Я люблю каждого человека по отдельности, мне каждого по своему жаль, но ЛЮДИ стали чем-то гадким. Можно сравнить с мороженным, которое ты только что ел в жару, но как только хотя бы маленький кусочек упал на землю, как только он соприкоснулся с раскаленным асфальтом, то моментально стал чем-то отвратным. Вот так и сейчас. Человечество упало на раскаленный асфальт. Нет, человечество упало гораздо ниже.
   - Что же касается забвения, - тяжелый голос Коронота просто "разогнал" эту стаю роящихся мыслей. Мне в какой-то момент показалось, что он выжидал просто момента, когда я пойму всё, что он хотел, чтобы можно было говорить со мной дальше, - то тяжелее всего оно переносится, конечно же, после признания. Да, ничто людское не вечно. Рано или поздно ты осознаешь всю глубину этой фразы.
   - Мне чужды все эти разрушающие силы. Все, кроме потери. Я ничего не помню, но именно потеря мне близка. Я ее ощущаю. Мне кажется, что что-то или кого-то я терял.
   - Мне очень жаль, что хоть одна сила из них, но близка тебе. Не стану описывать чувства тех, у кого беспощадная смерть отнимает любимое существо; пустоту, остающуюся в душе, и отчаяние написано на лице. Немало нужно времени прежде, чем рассудок убедит нас, что, та, кого мы видели ежедневно и чья жизнь представлялась частью нашей собственной, могла уйти навсегда, что могло навеки угаснуть сиянье любимых глаз, навеки умолкнуть звуки знакомого голоса. Таковы размышления первых дней; когда же ход времени подтверждает нашу утрату, тут-то и начинается истинное горе.
   - Нет слов, которые могли бы передать хотя бы десятую часть тех мучений, которые выносит человек, как только эти разрушительные силы начинают поглощать его.
  
  Глава 7
  
   Я ощущаю, как изменился. Я не стал лучше или хуже - я просто стал другим. Только этому "другому мне" стало на много тяжелее. Как будто груз висит у меня в груди. Мне кажется, он невыносимо тяжелым. Валун моей души, который уже никуда не денется. Всё вокруг осталось прежним, а стало тяжелее. Даже ничего не произошло, а каждый шаг, каждый вздох, любое усилие стало даваться сложнее. И от этого я не избавлюсь. Откуда это я знаю? А просто знаю. Так же, как и я попал сюда: откуда? как? зачем? Я ничего не знаю или не помню, но я тут. Это факт.
   Сложно мириться одному маленькому человеку с ошибками всего человечества. Сложно жить и бездействовать. Я сижу в этой комнате из которой нет выхода. Пока что нет выхода. Это я заметил только недавно. Да, дверь в которую я вошел - исчезла. Я понимаю, что мне никуда не надо, что мне некуда идти, но само ощущение и осознание того, что тебе что-то нельзя делает это объектом первой важности. Я как будто в тупике: внутри и снаружи.
   Коронат молчит. Уже давно. Он неподвижно восседает, а я не могу найти себе место. Как будто всё моё нутро превратили в лист бумаги, скомкали и изорвали в клочья. Мелкие-мелкие клочья.
   - Не мучь себя, - с тяжелым вздохом произнес Коронат, - ты всем не поможешь.
   - А кто поможет? - с каким-то не свойственным напором и вызовом спросил я.
   Он посмеялся немного, по доброму. Как старики смеются с шалостей своих внучков.
   - Всем - никто.
   - А Бог?
   - Бог... - задумчиво произнес мой проводник. - Да, Бог помогает всем.
   - Тогда почему я сейчас мучаюсь?
   Коронат вновь направил на меня свой взгляд, коей обозначал, что данная тема является запретной для меня. Единственное, что он добавил было:
   - Бог в каждом из нас. Своё начало мы берем в Боге - ты, я. Поэтому нельзя сомневаться в себе, получается, что ты сомневаешься в Боге. Бог помогает всем и каждому, направляет, но всегда оставляет право выбора за человеком. Вы не игрушки, чтобы решать всё за вас. В каждом из вас есть часть Бога, каждый из вас является своим спасителем и айсбергом .
   Теперь мне совсем не по себе. "... чувствую себя ребенком, собирающим ракушки на берегу великого и неведомого океана истины". Я сконфужен. Любой следующий вопрос кажется мне до ужаса нелепым и пустым. Как хочется вновь ощутить простор, может, у фонтана мой "внутренний валун" стал бы легче?..
  
  Глава 8
  
   Молчание было не долгим. Хорошо иметь товарища, который разбирается в тебе лучше, чем ты сам. Не успел я подумать о просторе, как стены исчезли и мы оказались в центре лабиринта. Только стены лабиринта, окружавшие храм, стали дальше. Или были. Впрочем, неважно. Я вновь слышу пение птиц и журчание фонтана. Нет ничего прекраснее журчания воды в фонтане. Дышать тут и правда легче. Тяжесть внутри меня стала немного меньше. Теперь она перестала упираться в рёбра.
   - Скоро всё решится, - громогласно, как приговор произнес Коронат. Я даже не хочу пытаться расспросить его. Придет время и он сам всё расскажет, или, возможно, я пойму.
  
   Но сейчас... хочется бежать. Забыть обо всём и убежать, спрятаться. Чтобы не было никого и ничего. Одна пустота, как внутри. Откуда она берется? Что же такое находится внутри меня, что делает такие моменты печальными? Казалось бы: фонтан, простор, зелень - чего печалиться? А нет. Внутри всё сводит и крутить от боли. Меня нет. Существует лишь боль внутри меня. Где та неведомая сила, что дает людям чувство полета и нестерпимую боль? Не знаю... Никто не знает.
   Странный гул. Я его раньше не слышал. Что опять со мной происходит?
   - Вот. Всё сейчас решится. Кажется, что тебе пора.
   Я молчу, потому что хочу от сюда выбраться. Коронат хмуриться. Ему явно не нравится моё молчание, но ничего он с этим поделать не может. Потому что мне нравится молчать. Хочу побыть один...
   - Тебе это не удастся сделать, - мой проводник говорит всё это с грустью. - Как жаль, что времени осталось так мало. Ты мог бы познать больше. Но может это только начало.
   - Начало чего? - я устремил свой взгляд прямо ему в глаза. Что за водоворот мучений сейчас внутри меня?
   Мы смотрим в глаза друг другу. Я жду ответа. Я ощущаю, как внутри меня происходит буря. Она ломает и калечит всё на своём пути. Мой внутренний океан, который был безмятежен просто бурлит. Ещё этот гул...
   - Жизни. А может смерти. Люди не могут никак подобрать подходящее слово. Но многих это ждёт. Одно и то же и совершенно не важно, как они это называли раньше.
   - А как называешь это ты?
   - Vitam post vitam.
   - И что же там всех ждёт? Или КТО?
   - Этого я не могу тебе сказать.
   - Почему?
   - Потому что не знаю когда ты туда попадешь.
   - Я абсолютно ничего не понимаю. Я ощущаю себя опустошённым. Нет! Пустым. Во мне нет ровным счётом ничего. Я как пустой кувшин, - от этой безысходности, от обессилености я сел на траву и взялся руками за голову. Гул в моей голове. Он нарастает.
   - Ты всё понимаешь, от этого тебе плохо. Ты не пуст, а совсем даже наоборот - наполнен. Ты стал другим, а эта боль, которую ты испытываешь внутри себя от перемен. Просто всю твою внутреннюю мебель ты переставляешь, а она очень приросла уже к своим местам. Вот от этого и больно.
   Я слушаю его сквозь гул. Я слышу его, но не свои мысли. Надо прилечь. Так, кажется легче. Мои колени непроизвольно прижались к груди, а руки обвили их. Куда же я теперь попаду?..
  
  Глава 9
  
   К гулу и боли внутри меня прибавился стук в висках. Я в первый раз за всё время, что нахожусь здесь ощутил биение своего сердца. Оно рвалось наружу. Не смотря на эту муку я открыл глаза. Сад по прежнему кажется мне красивым. Только пение птиц и журчание фонтана я больше не слышу. На меня смотрят два огромных глаза. В какой-то момент мне показалось, что у моего проводника так же болит голова. Что моя боль прошла сквозь него и отразилась в его глазах. Но лишь на мгновение.
   - Я хочу задать последний вопрос, - проговориваю сквозь зубы. Нет. Даже как будто отхаркнул все эти слова.
   Несмотря на все свои преграды я всё же поднялся. Не могу я уйти вот так. Нет, я никак не могу уйти. Я же вообще не знаю, как это может случиться, поэтому просто встану. Лучше будет так.
   - И кто же правит миром?
   Скользнувшим взглядом я увидел удивление на лице Короната.
   - Ты уверен, что хочешь задать именно этот вопрос?
   - Да. - всё так же сквозь зубы ответил я.
   - Зачем зацикливаться над тем, кто правит миром? Ведь всё равно всё зависит лишь от человеческих действий, отношения.
   - Ты уверен, что это твой ответ? - не без доли иронии ответил я.
   Проводник невольно хмыкнул.
   - Да. Без сомнений, да.
   Я вновь поднял свой взгляд на Короната. Это было невыносимо больно, но вдруг боль ушла. Исчез гул. Тишина пронзительным лучом поразила всё вокруг. Растаял сад и мы остались вдвоем в пространстве. Всё окутал белёсый свет. Потом начал таять и сам проводник. Постепенно, как Чеширский Кот. В конце остались лишь глаза, которые чуть погодя тоже исчезли.
   Только сейчас я встал ровно. Пока всё исчезало я стоял, скрученный болью. Теперь она ушла, как ушли и мои душевные муки и терзания. Мне невероятно легко и хорошо. Всё закончилось.
  
   ... Я шел. Шел и слышал прекрасные звуки. Это был Моцарт "Romance Andante". Я не знаю откуда я знал, что это именно Моцарт и именно "Romance Andante". Но я в этом даже не сомневался. Великолепное произведение. И всё же я ошибался на счет звуков воды. Это не самый великолепный звук. Тут целое сочетание великолепных звуков. Просто ангельская музыка.
  
  Эпилог
  
   Погода стояла пасмурная. Небольшая процессия людей двигалась по направлению к выходу из кладбища. Двое вырвались далеко вперед, разговор они вели о покойном.
   - Да, жаль парня. А ведь в отдели ему собирались дать повышение, как раз перед тем, как его сразила болезнь.
   - Что уж теперь о повышении...
   - Дааа... - странно потянул первый. Он был высоким стройным блондином, одетым в красивый черный костюм, который выглядывал из-под пальто.
   - Печально все. Вот так жил себе, планы строил и неожиданно такой удар для него, для близких. Полгода проваляться овощем, а потом умереть.
   - А может и хорошо.
   - Чего же хорошего?
   - Ну посуди: место его в отдели быстро заняли, повысить, естественно, тоже нашли кого. Родственники - да и те быстро сдулись. Ну походили с месяцок, а потом забыли про него совсем. Даже похороны по большей части были устроены на деньги, собранные нашим отделом. Я бы на его месте, зная такой расклад, не захотел бы приходить в себя. Так что хорошо, что так вышло.
   - Мда... хорошо. А девушка?
   - Девушка... Ну, тоже грустила не долго. Даже заходила к нему. Правда только раз. Дня три потом не мог выветриться аромат ее духов. У парня даже пульс участился, как только она вошла.
   - Я слышал, что первые пару недель он несколько раз почти приходил в сознание.
   - Ага. Может, если бы тогда "вернулся" - всё сложилось бы иначе.
   - Может быть. - он немного помолчал и заключил, - А мне его жаль. Кто же знал...
   - Никто... - немного протянул последний слог блондин, остановился и поднял голову вверх. Стая ворон в паре сотен метров от них сорвалась и куда-то полетела. Он опустил свою голову, поднял воротник пальто и зашагал.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"