Аннотация: Что делать с национализированной собственностью?
Будучи дипломированным и остепенённым (еще в дремучие советские годы) экономистом, проработавшем почти тридцать лет в Академии Наук, я рискну высказать свои соображения по поводу использования рентных доходов, полученных от разработки природных богатств России.
Прежде всего, нужно понимать, что в условиях федерализации страны, национальный бюджет будет иметь совершенно иной экономический и политический смысл, нежели в путинской России.
Здесь он является своего рода "общаком", эксплуатируемым провластными элитами в своих корыстных целях (то, что часть средств "бросается в толпу" с барского крыльца ничего , по сути, не меняет).
В переучрежденной России, на мой взгляд, средства федерального бюджета должны использоваться на следующие основные цели.
1. Поддержание и укрепление обороноспособности.
2. Финансирование государственного аппарата, включая следственные и судебные органы.
3. Развитие федеральной производственной инфраструктуры (энергетика, железные дороги, водные пути, федеральные автомобильные трассы).
4. Финансирование Министерства по чрезвычайным ситуациям.
5. Выплата пенсий и социальных пособий (включая пособия для молодых семей с детьми). Пенсионная реформа (в том числе снижение пенсионного возраста).
6. Реализация федеральной программы создания комфортной среды обитания для инвалидов.
7. Реализация федеральных жилищных программ.
8. Ликвидация безработицы, создание новых рабочих мест, развитие депрессивных регионов.
9. Возрождение машиностроения, приборостроения и других капиталоёмких отраслей промышленности.
10. Проведение геологоразведочных работ, освоение новых месторождений полезных ископаемых.
11. Выравнивание межрегиональных различий в оплате труда учителей и медицинских работников. Развитие сети федеральных медицинских центров.
12. Развитие сети федеральных научных и образовательных центров.
13. Поддержка фермерских хозяйств.
14. Развитие культурной сферы, сохранение исторического наследия.
15. Реализация федеральных природоохранных программ, включая восстановление и охрану лесных угодий.
Федеральный бюджет формируется из отчислений от бюджетных доходов субъектов федерации и рентных платежей (в полном объеме).
В таком случае рентные доходы станут основой федерального бюджета и будут вместе с отчислениями от субъектов федерации использоваться на общенациональные цели.
Теперь, что касается деприватизации. В случае уравнительного, ваучерного подхода можно, повторить все высказанные ранее замечания, к которым прибавится еще одно, но очень существеннее - толпа мелких акционеров не является эффективным собственником, и Михаил Борисович знает это гораздо лучше меня.
Миноритарные акционеры не могут контролировать финансовые потоки, поэтому реальным собственником - распорядителем будет менеджмент предприятий.
Более того, та прибыль, которую Управляющий сочтёт нужным предоставить в распоряжение назначенных "собственников", будет использована исключительно на выплату дивидендов, а не на развитие и модернизацию производства.
На мой взгляд, изымаемые активы должны быть национализированы, а доходы от их использования - направлены в федеральный бюджет.
При этом следует понимать, что государство, в этом случае, тоже не является наиболее эффективным собственником, поэтому крупные пакеты акций национализируемых предприятий должны ежегодно выставляться на открытые аукционы (с обеспечением продажи исключительно по рыночной цене).
Конечно, все это, довольно - таки, академические рассуждения, и я прекрасно понимаю, что реформы должны проходить на фоне ощутимого подъема уровня жизни населения, иначе очень мало надежд в том, что их удастся довести до конца - обещаниями наши люди уже наелись досыта.
И здесь у меня есть очень простое (по смыслу, но не по исполнению) предложение. По разным оценкам, из государственного бюджета сегодня уворовывается от 50 до 100 млрд. долларов.
Если использовать эти средства на социальные нужды, мы получим возможность увеличить пенсии и пособия в полтора - два раза. Однако нужно понимать, что следующее удвоение социальных выплат, обусловленное развитием экономики, можно ожидать, в лучшем случае, лет этак через десять.
Людям свойственно быстро привыкать к хорошему и боюсь, что они будут сильно разочарованы. Социология потребления показывает, что люди ощущают значимое улучшение жизни, когда их доходы увеличиваются более, чем на десять процентов.
Пусть будет двадцать процентов, а потом по десять процентов каждый год. Плюс снижение пенсионного возраста. Я уверен, что люди будут "носить на руках" таких реформаторов, и уж точно не свернут с пути реформ.
Получается, что коррупция, парадоксальным образом, создала нам хорошую платформу для реформ.