Капшина Марья : другие произведения.

Средневековые города: обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.78*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    СРВ = средневековье. 1. Пути возникновения городов; 2. Города и право; 3. Демография; 4. Сословия и профессии; 5. Внешний вид и планировка

  
  
  М. Капшина
  
  

Средневековые города: обзор

  1. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОРОДОВ
  В раннее СРВ, начиная с тёмных веков и века до XI-го Европа знала города античного типа (по убыванию населения: Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кёльн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер). Функциями таких городов была защита окрестного населения и, изредка, рынки. Действительно изредка: обычно на всю страну было всего несколько крупных ярмарок, да и местом их проведения даже чаще могло оказаться какое-то село. Кроме того, торговали в то время мало чем: предметами роскоши и отдельными товарами промышленного типа вроде соли либо особых сортов железа. Зачастую город являлся резиденцией некоего местного мафиози дворянского происхождения. Так как город не был ещё центром ремесла и торговли, он и выглядел совершенно иначе. Вначале, например, строилась крепость. Заселяли её те же крестьяне, построившие. И жили внутри крепостной стены привычным укладом. Городские пустоши использовались как пастбища, на улицы и каналы выпускали гусей, стригли петрушку в огороде и только хлеб сеять выезжали на поля.
  В Париже внутри городских стен до XIV века сохраняются пахотные земли. Широко известна цитата о Майнце, что он частью заселен, а частью засеян. Но в целом подобная ситуация (с огородами и полями внутри стен) больше характерна для раннего СРВ.
  Город рос, дома становились выше, улицы уже, пастбища застраивались, земля внутри стен дорожала, а за их пределами лепились новые кварталы. Еще через пару сотен лет подросший город строил новую стену, окружая новые кварталы. Внутренний город мог сделаться закрытым районом для богачей. Кроме того, разумеется, второй линией обороны в том случае, если внешние стены возьмут приступом.
  Другой сценарий предлагают такие исследователи как Эйхгорн и Нич, сторонники так называемой "вотчинной теории". Вначале строится замок-резиденция епископа, загородный "домик" короля/графа/барона/маркиза/купца. Где-то неподалеку наклёвывается деревенька/деревеньки: кто-то ведь должен кормить эту ораву дворян? Постепенно хозяйство крепнет, народ в деревне плодится, деревня растет и подходит уже к самому замку. После очередного набега соседей дворянин понимает, что его деревню, однако, жгут, и обносит её второй стеной, а замковые стены становятся той самой второй линией обороны.
  Крупные города рабовладельческого периода (Константинополь, e.g.) могли и сохранять остатки своего былого величия: в том числе систему сточных канав и цеховую организацию ремесленников. Восток также отличался в этом отношении: там товарно-рыночные отношения сложились раньше, а потому и города выросли крупнее и внушительнее.
  Причиной неразвитой торговли в раннем СРВ являлось, разумеется, натуральное хозяйство. Каждый производит продукты, одежду, орудия труда для собственного пользования, и торговать особо нечем. Разве что специфическими товарами или предметами роскоши, как я уже говорила. А веках в X-XI ситуация меняется. Если раньше "чистых" ремесленников с узкой специализацией было мало (кузнецы, артисты да клирики - от христианских священников до местных колдунов), то с развитием ремесла усложняется производственный процесс и, как следствие, повышается уровень требований к мастеру. Ремесленник уже не был по совместительству крестьянином, а занимался строго своим делом. Поскольку секреты ремесла, как правило, передавались по наследству, поскольку люди, занимающиеся одним делом, чувствуют себя связанными воедино и поскольку заниматься ремеслом проще совместно, вырастали ремесленные кварталы и районы. На берегу реки, где есть хорошая глина и достаточно воды, селились бы гончары; подальше от привилегированных районов мостились бы кожевенники (кисло воняющие на полгорода дубильными веществами и свежими кожами); рядом, для полноты аромата, могли бы занять улицу красильщики, воняющие ещё более разнообразно и не менее ярко; кузнецы будили бы город грохотом не хуже деревенских петухов; углежоги ютились бы на окраине, чтобы рыть свои ямы либо за городом, либо на соседнем пустыре... Принцип ясен? Добавлю только, что ремесленно-торговые кварталы - это не окраины. Это большая часть города. Не центр, но то, что располагается между центром и трущобами. А постоялые дворы и склады находятся, разумеется, там, откуда люди проникают в город. То есть, близ городских ворот или порта. Кстати, если город стоит на реке, богатые горожане ни в коем случае не селятся ниже по течению, чем ремесленники! Богатая часть города всегда будет располагаться выше по течению. Если это порт на реке, впадающей в море, сады и виллы всё равно будут выше по течению, хотя сам порт также может выглядеть весьма пристойно. В принципе, в таком городе "чистым" районом становилась, как правило, полоса вдоль реки с обеих сторон. А также - исторический центр, крепость или дворянский замок, выстроенный в устье реки.
  
  Города подобного типа росли по всей Европе в X-XIII веках, а в Италии - с IХ-го. Причинами называют следующие:
  - возникновение поселения вокруг крепости - так называемая "бурговая" теория (Кейтген, Мэтланд);
  - возникновение поселения на месте оживленной торговли (в местах ярмарок, на пересечении торговых путей, на реке, вдоль морского побережья) - "рыночная" теория (Зом, Шредер, Шульте);
  - возникновение в результате постепенного роста и развития сельской общины -"марковая" теория (Маурер, Гирке, Белов);
  - возникновение на месте феодальной вотчины: вокруг замка, на основе села/деревни, принадлежащей какому-либо феодалу, возле монастыря; словом, там, где есть кому покупать товар. Это "вотчинная" теория (Эйхгорн, Нич)
  - СРВ-город как прямой наследник и преемник античного - "романистическая" теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар).
  
  2. СВОБОДНЫЕ ГОРОДА И ПРАВО
  В случае, если в стране не было сильной централизованной власти и владетельных феодалов, возникали свободные города: торгово-ремесленные государства в государстве. Пример такого развития событий - Прованс. Здесь королевская власть до альбигойских войн почти вовсе не ощущалась, равно как и власть папы. Местные дворяне из-за особенностей системы наследования тоже не смогли забрать достаточно силы, а денежные отношения сложились рано, так что у городов были все условия набирать экономический и политический вес. Для Франции в целом характерна несколько другая картина. Королевская власть долгое время оставалась слабой, часть городов формально подчинялись королю (так как находились на его земле, как Париж, например), но фактически имели выборные средства самоуправления, а их жители были лично независимыми людьми. Буржуа - это житель бурга, крепости. Лично свободный человек, гражданин. За этой личной свободой в города и бежали крестьяне. Известная формула "городской воздух делает свободным" означала, что через сутки жизни в городе крестьянин считается лично независимым. Другое дело, что городу не так нужны беженцы, и не для всех конкретных случаев администрация выполняла эту формулу.
  Очень много свободных городов было в Италии, где феодалы-сеньоры не успели набрать силы, как и император. Итальянские города-коммуны защищали свою независимость от пап и кардиналов, а не от королей, и успешно защитили, за исключением Рима. В Германии большинство городов были вотчинами феодалов, лишь несколько добились независимости и позже образовали Ганзу (Нюрнберг, Аугсбург, Страсбург - в XIV веке). В Англии городская власть была в руках у купеческой гильдии, общегосударственной, утверждённой королем и рано набравшей силу.
  В экономическом отношении город, как правило, отличался от села правом иметь постоянный рынок, освобождением горожан от повинностей и закреплённой суммой дани, отдельным судом (независимым от феодала) и/или муниципалитетом, т.е. самоуправлением. Ну и укреплённостью, разумеется.
  
  3. НЕМНОГО ДЕМОГРАФИИ
  Количество городов и расстояние между ними очень сильно варьировалось, но, как правило, расстояние между соседними городами составляло день конного пути. Владимир (тот, который Красно Солнышко) устраивал конные гонки между Киевом и Черниговом, по времени укладывавшиеся в полдня. Расстояние между деревнями/селами могло быть и семь километров, и семьдесят, но в обжитых районах редко больше, чем день пешего пути (25 км для центральной России, например). В местности, где жители занимались преимущественно охотой, расстояния были куда больше, а размеры сёл - много меньше. Десяток домов и дня четыре пути до ближайших соседей. Количество людей в доме варьировалось, но некоторые приблизительные цифры дать можно. Старшее поколение (бабушки-дедушки) в количестве от нуля до двух, родители и штук пять детей. Пять - это среднее число. Детей вообще очень много, что в деревне, что в городе. Другое дело, что большая часть их до 13-ти не доживала.
  Впрочем, пока идет разговор о демографии, упомяну размеры городов. Город в тысячу или 3-5 тысяч населения - это нормально. В XIII в. такие города как Руан, Линкольн, Бристоль населяло приблизительно по 5 тыс. человек. В Йорке и Тулузе - около десяти. В Париже и Лондоне - около 24-25 тысяч. В Риме - 30 тысяч, в Болонье и Венеции - около сорока. Даже в XIV-XV веках города в 20-30 тыс. жителей считались большими. Свыше 80-100 тысяч населения было в таких городах, как Константинополь, Париж, Милан, Кордова... На Востоке опять-таки города крупнее. Каир был в полмиллиона жителей. Жители городов составляли 5-10% населения. Детская смертность доходила до 35-45%. Средняя продолжительность жизни составляла 22-35 лет. Но здесь важно учитывать, что это не значит повального старения и смерти к сорока годам. Низкий уровень средней продолжительности жизни обусловлен, в первую очередь, детской смертностью.
  М. Пастуро приводит такие цифры для 1200 года:
Процент людей достигавших возраста
65 10 лет
55 30 лет
30 50 лет
7,5 70 лет
Средний возраст 30-35 лет
  
  Ещё одна табличка по цифрам из той же работы Пастуро: население Западной Европы 1200 г.
Страна Население
Франция 7 млн.
Британские о-ва 2,8 млн.
Иберийский п-ов 8 млн.
Италия 7,9 млн.
Германские области 7 млн.
Венгрия 2 млн.
Польша 1,2 млн.
Византия 11 млн.
  
  Интересная сводка есть у ле Гоффа в работе "Цивилизация средневекового Запада":
год численность населения Европы
по Расселу по Беннету
600-700 14,7 млн. 27 млн.
950-1000 22,6 млн. 42 млн.
1348 (накануне Чёрной смерти) 54,4 млн 73 млн.
  
  4. СОСЛОВНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ГОРОЖАН
  Основа, разумеется, - торговцы и ремесленники. Ремесленник сам продает свой товар. Дом, мастерская и лавка - это одно и то же здание. Во всяком случае, одно и то же подворье. Вторая группа - разнорабочие. Если это порт - моряки, матросы. В этом и во всех остальных случаях - носильщики, возчики, трактирщики, цирюльники, менялы... Разнообразная мелочь вроде разносчиков и уличных торговцев яблоками. Разумеется, нищие, воры, жулики, к сфере обслуживания еще и древнейшая профессия; плюс цыгане, гадалки-колдуны, зубодеры (часто совмещавшие эту работу с брадобрейством), артисты... Шпана, разумеется.
  Да, важное уточнение: в городе на 2-5 тысяч человек нищих не будет. Вообще. Всё вышесказанное в первую очередь относится к городам с десятью тысячами населения и более, потому что только при таких размерах было действительно невозможно выгнать из города всех бродяг, а в маленьком городе это легко осуществимо, хотя бы потому, что площадь невелика и все всех знают хотя бы в лицо. Только в очень крупных городах, от 25 тысяч и больше, нищие могли организовываться в подобие цехов, как пресловутый Двор чудес в Париже.
  Кроме того, в крупных городах имеется военный отряд: городское ополчение. Есть постоянная городская стража, в которой отбывает воинскую повинность всё мужское население города. Именно поэтому, собственно, стражников знали в лицо. Впрочем, если системы воинской службы в городской страже нет в данном конкретном бурге, стражу всё равно будут знать просто потому, что их немного. Так же, как знают в лицо всю городскую верхушку и всех более-менее крупных купцов и ремесленников. Есть, конечно, исключения, но лица в небольшом городе так или иначе примелькаются.
  В значимых центрах зачастую жил феодал со своими людьми - особенно, если это XII-XIII века. В раннее и в позднее СРВ рыцари чаще предпочитали сельскую местность. Помимо этого довольно значительную часть городского населения составляла местная бюрократия. К тому же, культурный центр зачастую имел университет, в связи с чем появляется такая прослойка, как студенты и профессора. Университет вполне вероятно встретить и в небольшом городе. Более того, в городе на 8-10 тыс. человек университет смотрится более органично, чем в торговом центре. С другой стороны, о Париже в конце XIII века пишет доминиканец Фома Ирландский, что город состоит из трёх частей: в одной живёт знать, в другой - ремесленники и в третьей - студенты и профессоры. Студенты пьют и грабят путников, потому что жить им тоже на что-то надо, а работать при шестнадцатичасовом графике учебы сложно. Широко известны жалобы на студентов Сорбонны, которые буйствовали на дорогах особенно выразительно.
  В сословном отношении всё довольно просто, если не вдаваться в детали. Церковники делятся на монахов, священников и верхушку вроде аббатов, епископов, архиепископов. На самом верху - папа. Горожане делятся на преступников (в том числе нищие: попрошайничать зачастую запрещается, потому нищие делают вид, что продают пуговицы, например), которых время от времени выгоняют из города; на средний класс: простые ремесленники, средней руки торговцы; и на верхушку: разбогатевшие купцы, цеховое руководство.
  В раннем СРВ купцы были немногочисленны. Это бродячие торговцы, а не конкуренты Садко-богатого гостя. Только с отмиранием натурального хозяйства и приходом ему на смену товарно-денежных отношений купечество начинает процветать.
  Маленький штрих к портрету торговых гильдий: одна из причин их появления - необходимость защищать свое имущество в дальних торговых поездках. На дорогах буйствуют разбойники как рабоче-крестьянского, так и дворянского происхождения, так что вооруженная и хорошо обученная охрана совершенно необходима. А удовольствие это не из самых дешевых. Кроме того, на средства гильдии содержалось своё подворье в другом городе или даже в другой стране. Политический и юридический статус у таких подворий был приблизительно таким, как сейчас статус посольств. Хотя, конечно, уровень уважения к купцу зависел от репутации его гильдии. В большей степени, чем от внешнеполитического веса его страны.
  Городская администрация, суд, финансисты - должности во всех этих структурах выборные, но выбирать можно лишь из числа городской наследственной аристократии.
  Ещё деталь: ключевое слово для социологии СРВ города - корпорация, община, коммуна, цех. Цех устанавливал монополию на данное ремесло. Членом цеха был мастер. В работе ему помогали один-два подмастерья, ученик. Подмастерье получал зарплату. Находился в этом статусе в разное время и в разных регионах от двух до восьми лет, после чего должен был пройти экзамен на звание мастера: создать на собственные средства изделие, соответствующее принятому уровню качества. Именно в этой связи в дальнейшем так сильно затрудняется переход из подмастерья в мастера: при низкой зарплате было слишком сложно скопить необходимый капитал для изготовления пресловутого образца за свой счет. Цехи возникли одновременно с городами, оформились юридически к XIII-XIV веку и примерно тогда же из живых организаций начали превращаться в бюрократические (в частности, подмастерье уже практически не имел реальных шансов прорваться в мастера). Специализация часто была очень узкой, до курьёзов. Разные виды работы по металлу, например, могли быть распределены между полутора-двумя десятками цехов. Цех регламентировал всё. Все должны выпускать одинаковую продукцию и одинаковое её количество, чтобы не допустить конкуренции. Цехов в городе могло быть от нескольких десятков до нескольких сотен. Цех имел своего святого-покровителя, часто - свою церковь. Цех обеспечивал взаимопомощь. Человек рождался, жил и умирал в составе общины. Учился в цеховой школе. Ходил в цеховую церковь. Женился на девушке с соседней улицы, а значит - из семьи той же ремесленной ориентации. За пределами цеха - чужие. Свои всегда правы. А по чужим районам лучше не ходить, что прекрасно усваивалось в детстве в боях между "тутошними" и "тамошними". Но поверх всего этого город ощущал себя единым организмом, окружённым единой стеной. То есть, "тамошние" всё-таки своее, чем пришедшие из деревни или из другого города.
  Цехи и городская верхушка грызлись между собой во всех СРВ городах. С переменным успехом. Как изящно выразился Гремлин в статье для портала Rolemancer.ru, многочисленные юрисдикции пересекались и переплетались самым загадочным образом. Это, пожалуй, общее место для всех областей СРВ жизни. С одной стороны, верховным судьей является король. С другой, местный феодал по праву претендовал на власть в селах и городах и власть судебную также пытался загрести в кулак и не выпускать. Сюда же приплетается старинная формула "вассал моего вассала - не мой вассал", то есть король не мог напрямую судить вассала какого-нибудь ободранного маркиза. С третьей стороны, города отличались наглостью и самоуправлением. С четвёртой, всё, что так или иначе могло быть с выгодой для Церкви отнесено ею к своей юрисдикции, к таковой относилось. Взять хотя бы процессы инквизиции. Хватали обвиняемых те, кому ближе бежать. Допрос вели церковники. Казнь совершала светская власть. А обычных жуликов время от времени выпускали по амнистии в связи с рождением дочери графа, женитьбой сына барона, выздоровлением от насморка племянника внебрачного сына герцога... Французский поэт, бродяга и разбойник XIV века Франсуа Вийон сидел в тюрьмах четыре раза. Все четыре раза - не дольше года: выпускали по амнистии. А поэт сочинял хвалебные стихи, дарил их амнистировавшему и шел складывать матерные частушки да грабить.
  Словом, жулики и махинаторы всех мастей процветали.
  К теме о жуликах: студенты, подмастерья, странствующие проповедники, писцы и прочая бултыхались примерно на одном социальном уровне. Чуть выше, чем ниже некуда. Ниже были бомжи.
  
  5. ВНЕШНИЙ ВИД И ПЛАНИРОВКА
  Планировку города можно себе представлять по истории возникновения городов, особенно, если не забывать о "квартальности", районности, профессионально-ремесленной ориентированности планировки. Про стены, рвы, закрытие на ночь ворот, платный въезд и тому подобные общие места я долго говорить не стану. Упомяну только, что неоднократно мне встречалась отсылка к закону о ширине улиц: "не шире длины копья". То есть, два метра. Центральной улицей мог сделаться отрезок торгового тракта внутри городских стен. В приморских городах главная улица в большинстве случаев тянулась вдоль побережья. В центре располагалась главная площадь (место проведения казней, праздников, референдумов и прочих мероприятий). Ратуша/администрация. Тюрьма. Позорный столб или его аналоги. Собор. Довольно часто главная площадь была одновременно рыночной, тогда общественные мероприятия проводились в другом месте.
  Улицы расходились от центра, виляя, как наша внутренняя политика. Переулки, подворотни, тупики - это всё атрибуты не только окраин, но и центра.
  Канализация была, мягко выражаясь, не во всех городах. Канализация в нашем понимании, т.е. в виде подземных коммуникаций, - редкость и роскошь. Куда дешевле была система сточных канав. Выливать помои на улицу из окна - ещё дешевле. Возможны были также комбинации. Например, в центре - подземная канализация, дальше - канавы, а ещё дальше - из окон. На Востоке канализация встречалась на порядок чаще.
  Улицы отличались ещё и плохой освещенностью, даже днём: дома тянулись вверх, вторые этажи - шире первых, нависают над головами, едва не соприкасаясь. Это, кстати, верно и для Европы, и Востока. Тут же по улицам бродят куры, гуси, свиньи, козы, собаки и дети. Кошек в Европе нет. Во-первых, потому что это дьявольское животное, а во-вторых, потому что дьявольское животное происходит из Египта, откуда их долгое время запрещалось вывозить. Из-за отсутствия кошек в городах табунами бегают крысы. Либо я очень сильно ошибаюсь, либо крысиное население города превышало человеческое. Соответственно, вопросы о причинах эпидемий и об уровне санитарии снимаются. Уличное освещение возникает в XIX веке, да и то лишь в просвещенных столицах (газовые фонари).
  Русский город выглядит практически так же, но чище, если это русский город до татаро-монгольского нашествия, и грязнее, если это XV век и позже. К тому же, на Руси настилали деревянные тротуары в отличие от булыжных мостовых Европы. Но это легко объяснимые различия, связанные с географией. Ещё колоритный штрих к любому СРВ городу: транспорт - гужевой, а следовательно, гадящий под ноги.
  На Руси и на Востоке обязательным городским атрибутом были бани. (В Европе, соответственно, - необязательным. Но возможным). Опять-таки, на Востоке в XI веке водопровод, проведённый от реки, воспринимался вполне нормальным явлением для административного центра. Ещё восточные СРВ города отличает наличие крытых рынков. Ну и конечно, города чеканили собственную монету. Этим вообще занимались все, кому не лень. Были бы цветные металлы.
  Вокруг города строятся монастырчики, загородные дома, замки и прочее. Расползается всё это на расстояние в среднем до дня конного пути (км на 50-60).
  Вот пример одного типичного города. Размер в окружности - около 4-5 км. В центре - цитадель, где живёт феодал, хранится казна, содержится армия. Затем - привилегированный район, окружённый ещё одной стеной. За ней - торгово-ремесленные предместья. К городу прилегают усадьбы, где-то поодаль - пара замков и монастырь. Ещё пример: вспомните географию баллад о Робин Гуде. Ноттингем, родовой замок нищего рыцаря сэра Ричарда Ли, близ Ноттингема - Шервуд с разбойниками, за Шервудом - монастырь святой Марии, где-то под боком ещё замок Гая Гисборна. Вокруг россыпью - деревеньки. Почти полная картина.
  Пожалуй, всё, что я имела сказать в обзорной лекции.
  
  
  На прощание рекомендую:
  1. Бродель Ф., Что такое Франция, М., 1994.
  2. Виппер Р.Ю., История средних веков: Курс лекций, Киев, 1996.
  3. ле Гофф Ж., Цивилизация средневекового Запада, М., 1992.
  4. Гремлин, Обычный средневековый город.
  5. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк, СПб, 2002.
  6. Карпов С.П. . История средних веков: Учебник для ВУЗов. МГУ, 1997.
  7. Люшер А., Французское общество времен Филиппа Августа, СПб, 1999.
  8. Морозов А.А., Некоторые вопросы методологии истории средневекового города в работах Н.П. Оттокара.
  9. Пастуро М., Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола, М.:Мол.гвардия, 2001,
  10. Росс С.Дж., Средневековая демография для чайников
  11. Библиотечка научных и научно-популярных исторических трудов
  12. Библиотека срв текстов
  
  
  PS: Если где какие ссылки не работают, стучитесь - по запросу вышлю. Если нужной вам книги нет в списке литературы, тоже стучитесь. Возможно, она есть у меня на харде.
  
  
Оценка: 4.78*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"