Аннотация: В развитии общества проявляются те же самые принципы Номогенеза, что и в эволюции животного мира. Эти принципы необъяснимы в рамках атомизма, но органичны и естественны в нейронной картине мира.
Принципы Номогенеза в развитии общества
А.В.КАРАСЕВ
В развитии общества проявляются те же самые принципы Номогенеза, что и в эволюции животного мира. Эти принципы необъяснимы в рамках атомизма, но органичны и естественны в нейронной картине мира.
Еще 100 лет назад академик Л.С.Берг установил, что эволюция состоит не в случайном образовании новых признаков, но в закономерном развитии задатков, уже давно существующих у старого вида [1]. Это положение в корне противоречит атомистической картине мира. Зато полностью обосновывается в нейронной картине мира, где обобщающая вид личность (Большой Вид) оценивает все возможные варианты развития и принимает оптимальное для всего вида решение по изменению генотипа, которое, согласно Номогенезу, производится одновременно по всему ареалу [2]. При этом новые задатки совершенно бесполезны для современных особей вида, но необходимы для последующей эволюции.
Эти принципы - задатки будущих структур и скачкообразный переход к новым формам - наблюдаются не только в биологии, но и в развитии общества. В нейронной картине общество, как и биологический вид, управляется не совокупностью отдельных индивидуумов, но высшей ненаблюдаемой личностью - аналогом Большого Вида в биологии. Эта высшая личность заставляет подопечные ей народы действовать часто против своих личных сиюминутных интересов во имя интересов развития общества в будущем [3].
Рассмотрим с этой точки зрения историю европейской цивилизации, которая, видимо, управляется некоторой высшей, обобщенной личностью - назовем ее Высшая Европа.
И мы видим, что европейская наука до Коперника 1000 лет занималась тем, что сегодня общепризнано ЛЖЕНАУКОЙ - астрологией, алхимией, богословием и т.п.. Однако, все современные формы организации науки были заложены и выработаны уже тогда - в средневековье. Университеты, кафедры, ученые степени, аспирантура, защита диссертаций...
Для тогдашнего общества все это было совершенно бесполезно и даже вредно. Однако общество безропотно принимает немалые затраты на содержание мира науки. Видимо Высшая Европа надоумила подопечные народы - потерпите! Придет срок - и все эти бесполезные сейчас задатки наполнятся подлинно научным содержанием. Наука прорвется в производство и обеспечит вам мировое господство. И это сбылось в 19 веке. В итоге к 1900 году европейская цивилизация полностью господствует во всем мире. Кроме одной - отдельно взятой - страны...
Особенно наглядно это в медицине. До 1896 - открытия аспирина - европейская медицина абсолютно бесполезна и вредна. В физике и технике уже много полезного открывалось - двигатели, машины, электричество... А в медицине все методы - особенно широко применяемое кровопускание - ныне отвергнуты как вредные и лженаучные. Смертность в европейских больницах гораздо выше чем в наших деревнях - там у них полно заразы. Толстой с полным основанием издевался над всем этим и сравнивал со знахарством.
И - тем не менее - Высшая Европа заставила своих подопечных искренне верить и уважать свою науку и особенно медицину. Звание Доктор - самое почетное во всей науке. И эта вера оправдалась только в двадцатом веке - с открытием антибиотиков.
То же самое можно сказать и о европейской демократии. В эпоху абсолютизма все ее институты совершенно бесполезны. Феодальная элита откровенно издевается над ними - заставляет штамповать - нередко и задним числом - свои прихоти и капризы. Однако по каким-то непонятным причинам не трогает, не уничтожает! И наступает срок... Король собирает Генеральные штаты в полной уверенности, что они опять проштампуют его решения. Но не тут-то было...
А вот у экономического класса, видимо, обобщенной личности нет. Поэтому в нейронной картине мира марксистское понятие класса - ложное.
Уже Первая мировая показала, что пролетарии всех стран отнюдь не соединяются, но зверски, безжалостно уничтожают друг друга. А уж Вторая-то мировая...
Марксизм безупречно логичен - пролетариям было бы совершенно логично и разумно соединиться в борьбе за свои права. Но - видимо - жизнь управляется не людским разумом, но повелением высших личностей, обобщающих в себе народы и государства [4].
Наша революция 1917 проявилась как итог мощнейшего духовного потока, более века воздействовавшего на все слои России. И прежде всего на ее Элиту. До поры до времени этот поток был совершенно бесполезен и вреден, гнал на смерть и каторгу лучших людей - Радищева, декабристов, народовольцев... Большинство из них жертвуют своими личными интересами (и часто весьма высокопоставленным положением) во имя Светлого Будущего.
- У нас революцию делала знать...
Забавно, что идейным оформлением этого колоссального духовного потока стал марксизм - учение об абсолютном приоритете низменных, экономических интересов, совершенно отвергающее само понятие духовности.
Но срок пришел - и к нему уже была подготовлена Партия нового типа, готовая на все немыслимые жертвы в жесточайшей борьбе.
Итак - в развитии общества можно отметить те же самые принципы и алгоритмы Номогенеза, что и в биологической эволюции. Высшие личности, обобщающие как вид, так и общество, закладывают в наблюдаемую структуру задатки будущего - бесполезные для современников, но важнейшие для последующего развития. И скачок в этом развитии происходит одновременно по всему обществу в целом.
Эти принципы непостижимы в рамках атомизма. Однако органичны и естественны в нейронной картине мира.