Аббас Ибрагим : другие произведения.

Притча о немилосердном должнике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Относительно того как читать Священное Писание. Тут находим, что прежде стоит слово "отпустил", а потом уже в строке читаем "простил". Если читаем сперва "отпустил", то по текстовой логике - отпустил еще должником?"

  
  
Притча о царе и должнике [Рембрандт Харменс ван Рейн]
  
  
  
  Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
  
  - Мф. 18:23-35
  
  
  Смысл в том, что царь решил посчитаться с вельможами страны, которым давал в долг на дела торговые, или еще какие, требующие обширных затрат (10000 талантов это очень большая сумма, 1 талант в современном эквиваленте равен 34 кг золота). Но даже если речь о чиновниках, царских сановниках, то понятие "рабы" здесь общее: подчиненные, подвластные царю. Ибо царь не мог бы одолжить такую сумму простолюдину, что совершенно понятно само по себе. И вот созывает сосчитаться, ибо и время пришло возврата. И приводят (насильно? здесь сказано "приведен был") некоего должника. По греческому тексту так:
  ἀρξαμένου δὲ αὐτοῦ συναίρειν προσηνέχθη αὐτῷ εἷς ὀφειλέτης μυρίων ταλάντων (Μτ.18:24) И автоперевод: И когда он собрался, ему предложили должника в тысячу талантов.
  То есть насильно привели. Ибо тот "потерялся". По понятной причине.
  И должник начал клянчить прощения, просить "потерпеть на нем", потому что участь незавидная ожидала, ибо сумма громаднейшая. Царь, умилосердившись, соглашается потерпеть, т.е. подождать (допустим, еще год, хотя о времени не сказано в притче, да это и не важно: есть самый общий смысл ожидания в словах "потерпи на мне"). Итак, царь... прощает ему ВЕСЬ долг (это также важно отметить, потому что царь мог потребовать вернуть сейчас хотя бы часть). Откликаясь на слезливую просьбу должника "потерпеть на нем". Но почему написано "долг простил ему"? И это очень легко понять: потому что речь о царе, который не терпила, чтобы "терпеть на должнике", а царь, в лице которого отображено целое государство. Царь не просто человек, а человек наделенный особым статусом, невозможно тут сказать, что "царь согласился потерпеть". Это как-то мелко для образа царя. Он именно что простил - по просьбе должника - но речь только о том моменте: потому что в тексте четко дано понять, что должник просил потерпеть. И только. Должник не просил совсем и навсегда забыть про этот большой долг. И из логики текста мы можем сделать вывод, хоть и написано "царь простил", что царь согласился отсрочить уплату долга. Не написано что царь увеличил процент по долгу, или вообще "поставил на счетчик". Нет, такого не читаем. Но то что царь согласился подождать, это очевидно.
  Однако, люди в веках читали: простил, забыл о долге, махнул на те деньги рукой.
  Но это 10000 X на 30 кг золота! 300000 кг! То есть... 300 тонн. Золота. Как этот должник использовал такую сумму денег вопрос отдельный. Что-то строил? Вел торговлю по всему миру? Ему понадобились большие траты в связи с этим, и он занял у царя.
  Однако, церковь в веках подавала образ прощающего царя, который машет с легким сердцем на эти деньги, произнося: "прощаю!"
  В смысле - насовсем... прощает. Совсем-совсем... Прощает.
  Слабоумный царь. Свихнулся прямо на троне, и сразу никто не заметил этого, и царь простил весь долг совсем-совсем, похихикивая себе в кулачок уже в крайнем помутнении сознания.
  300 тонн золота. Хи-хи.
  
  В общем, опять речь о том, что церковь в веках подавала верующим проповедь в виде "активного урока", побуждая задумываться паству, шевелить мозгами. Посему в толкованиях подается идея "прощать прегрешения от всего сердца", но не уточняется, что царь итак был излишне милосерд к должнику, что не продал его и все что тот имеет, в оплату долга. Ибо время пришло, и деньги нужны на другие государственные дела. А деньги давались просящим (вельможам) из казны.
  И тут есть еще важный момент, что если царь не получает оплаты долга, то должен сохранить свое царское лицо, он просто не имеет права "сидеть с оплеванным лицом", говоря образно, потому что на его плечах государство, люди, целая страна на его плечах! Он не за себя ответственен, а за всех. Такова роль - по жизни - царя.
  Посему, если не деньгами вернется долг, то хотя бы сохранением статуса царского. А то тут выстроятся сейчас вельможи на километр перед дворцом, чтобы в долг просить: все равно царь прощает весь долг, можно не возвращать. Пришли, поплакали, царь умилосердится тут же, и мешок золота, а то и более, "как с куста", что называется.
  Посему, не деньгами, так тюрьмой.
  Царю, конечно, лучше деньгами вернуть. Все-таки речь о деньгах, они на дороге не валяются. Но... в принципе царю пойдет и тюрьмой. Заточит в главную башню, чтобы весь народ знал: вот тот не вернул деньги казенные. Пожизненно заточит.
  
  Но в Википедии, например, читаем: "Отпустил его и долг простил ему" - тем показано человеколюбие Господа, которое кающемуся (упавшему в зле, супротив тому кто стоит в зле твердо) совершенно простило и долг, хотя раб просил только отсрочки".
  Да, раб просил только отсрочки, а царь настолько милосердный, что аж прямо до неприличия, ибо долг исчисляющийся тоннами золота... прощает, видимо, спятив от всех дел государственных.
  Но правда притчи в том, что царь лишь отсрочил, откликнувшись на просьбу должника "потерпеть на нем", и это очевидно как то, что днем светло.
  σπλαγχνισθεὶς δὲ ὁ κύριος τοῦ δούλου ἐκείνου ἀπέλυσεν αὐτόν καὶ τὸ δάνειον ἀφῆκεν αὐτῷ (Μτ.18:27) Автоперевод: Господин раба того, тронутый, отпустил его и простил ему заем.
  А поскольку этот слезливый должник, выйдя от царя, кинулся к своему уже должнику, и получив ответ что "сейчас не могу вернуть, потерпи на мне", бросил того в тюрьму... то царь понял, что толку от сего должника прощенного (на текущий момент прощенного) - не будет... толку от него! Ибо он неадекватен, ведь как задолжавший ему 100 динариев будет возвращать из тюрьмы? А долг царю у него 300 тонн золота. Может с торговлей что не заладилось, не смог собрать на данный момент нужную сумму для возврата царю. А деньги эти из казны, на государственные нужды потребные. Царь потому и давал заемщикам, и скорее всего под проценты, хотя в притче не сказано о сем, но это итак должно быть понятно, что под проценты, чтобы казну дополнительно пополнить. И вот царь понимает что сей заемщик-плакальщик неадекватен, и лучше его посадить, самому продать его имущество, и вернуть сколько можно будет вернуть, пока тот вообще все что осталось на ветер не пустил. Все-таки деньги, взятые из казны для заема нешуточные. А этот, испугавшись перед царем, перетрухнув, выскочив от царя кинулся трясти за грудки своего товарища, коий занимал у того 100 динариев, и понимая, что эта мелочная сумма проблемы долга не решит, все равно поступил с товарищем грубо, кинув в тюрьму, но... как тот будет возвращать из тюрьмы? А самому следовало думать как навести порядок в делах своих, и собрать нужную для возврата сумму. Сколько царь дал ему на это? Год... более? Не сказано в притче, сказано - "простил". Ибо царь, как сказано, не "терпила". Потому - простил: как и просил о том, чтобы только "потерпеть на нем", сей должник.
  Относительно того как читать Священное Писание. Тут находим, что прежде стоит слово "отпустил", а потом уже в строке читаем "простил". Если читаем сперва "отпустил", то по текстовой логике - отпустил еще должником? Но затем вслед уходящему рабу движется смысл "простил", догоняет раба сего. Если отпустил еще должником, и это образ мысли царя, который раздумывает что с должником делать... то значит раб сей просто так уходит оставаясь должным царю? Так не может быть, его привели чтобы сосчитаться по долгу. И тут же царь прощает (читаем мысль царя), но прощает ли совсем? - и такой мысли, по-трезвому, что называется, даже возникнуть не может. Но, в веках, возникла. Она абсурдна, но возникла. В качестве "активного урока" проповеди, подаваемого церковью пастве? Ведь нужно быть совершенно безответственным, бездуховным, чтобы полагать, что царь мог так запросто простить такую большую сумму, причем денег казны! И вот люди (верующие) веками думали по притче, духовно учась сказанному Христом: "кто не собирает со Мною, тот расточает". В притче речь о деньгах, о золоте, но надо понимать у Христа совершенно любое скопление плодов труда. В том числе и дары духовные: "собирайте на небесах".
  А земное, то есть материальное... Издание Библии, Священного Писания, тоже денег стоит. Впрочем, никто ведь не думает, что Библия сама на столе оказывается, когда верующий садится к столу, чтобы почитать Божие слово... Исполняя это: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим". Где и "смиренный" и "сокрушенный духом" и "трепещущий перед словом" - относится к слову. Мы смиренно беремся за чтение Священного Писания, хотя страсти могут нас уводить в сторону, хочется погулять, допустим, мы сокрушаемся духом от недопонимания по чтению, и мы трепещем... когда суть подлинная, истинная - входит в наше сердце от слов вечных.
  
 []
  
  
  
  "35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
  (Св. Евангелие от Матфея 18:35)"
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"