Градация нравственности проходит не по ступеням, а плавно. Это - можно; это - скорее можно, чем нельзя; это - скорее нельзя, чем можно; а это - нельзя. С тем, кому это ваше "нельзя" - можно, вы не захотите здороваться за руку и даже станете его презирать. Но с ним будут здороваться и даже приятельствовать те, для кого ваше "нельзя", а его "можно" - скорее можно, чем нельзя. А с ними будут здороваться и даже дружить те, для кого это - скорее нельзя, чем можно. А уж они запросто могут оказаться среди ваших друзей, тем более что на самом деле, как уже сказано, этот спуск состоит не из четырех ступеней, а из вполне себе гладкой дорожки. Не говоря о том, что большинство из нас готовы ходить по ней туда-сюда в весьма широких пределах...
Эта конструкция может показаться вполне устойчивой в обществе, в котором не работает закон (а значит, бал правит мафия), и которое живет по "понятиям". В самом деле, ведь в случае беды она позволяет через цепочку своих знакомых снизойти до тех, кто так или иначе может помочь от этой беды избавиться. Но такая устойчивость весьма обманчива, поскольку далеко не у всех есть ресурс, необходимый для оплаты спасительной услуги, в то время как платить надо за всё. В итоге совокупные издержки, которые общество несет за спасение от своих бед, существенно превышают результаты такого "спасения". А значит такое общество в целом деградирует и в конце концов рушится.
Общество спасает себя от разрушения и поворачивается в сторону развития только тогда, когда начинает по-настоящему понимать важность и необходимость ЗАКОНА, в котором прописаны те "нельзя", которые (по мнению общественного договора) НЕЛЬЗЯ НИКОМУ. "По-настоящему" и "необходимость" означают, что общество обеспечивает, чтобы ЗАКОН ВЫПОЛНЯЛСЯ (что предполагает неотвратимость наказания его нарушителей, предусмотренное тем же ЗАКОНОМ).
Настоящее понимание возникает только внутри голов. Но чем скорее и чем в бОльших головах возникает, тем лучше они оказываются защищенными снаружи.