|
Концепция
Н. Чуксина
|
Концепция
М. Буриданова
|
1. Общие представления об обществе и государстве.
Сравнение их с живыми организмами.
|
1. Место общества и государства в развитии жизни на Земле Общество и государство являются естественным результатом развития жизни на Земле, живыми организмами качественно нового уровня.
Под государством понимается живой организм высшего порядка, порожденный другим живым организмом - обществом - для реализации особой идеи этого общества (С-идеи) и находящийся с живым организмом общества в определенном виде взаимодействия (квази-симбиозе), законы которого определяются особенностями этих двух организмов и их принадлежностью к определенному классу суперцарства социальных организмов. Внешние признаки государства хорошо известны (наличие сложной и разветвленной системы государственных институтов, образующих механизм государственной власти, наличие правовой системы, осуществление контроля над определенной территорией, суверенитет, наличие слоя профессиональных управленцев, монополия на легальное применение силы, право на взимание налогов и сборов, претензия на представительство всего общества в целом и др.). В рамках данной концепции понятие 'власть над обществом' отсутствует. Это два организма, являющиеся частью Живого на земле, которые находятся в состоянии близком к симбиозу (квази-симбиоз). В нормальном состоянии они нуждаются друг в друге в равной степени. Могут возникнуть отклонения, своего рода болезни каждого организма, вызванные внутренними или внешними причинами. Тогда развитие одного из организмов идет без учета его влияния на другой организм. Государство (по отдаленной аналогии - раковина моллюска), перестав развиваться, может 'удушить' развивающее общество (отдаленная аналогия - моллюск в раковине. И наоборот, слишком бурно развивающийся моллюск общества может разорвать прогнившую раковину государства.
Возможна длительная жизнь общества без государства. Жизнь государства без общества возможна, но при определенных условиях и в течение очень короткого исторического времени.
Государство не осуществляет власти над обществом. Идеальным состоянием является гармония, взаимное и согласованное развитие - сильное общество и сильное государство.
Любой перекос в ту или иную сторону чреват. Государство, которое начинает удушать свое общество, долго не живет - пример быстрого распада СССР лучшее тому подтверждение. Чаще общество, выросшее в недрах хиреющего государства, взрывает его изнутри. Тогда происходит, например, Великая Октябрьская социалистическая революция.
2. Генетика государства и общества.
Как и другие живые организмы, общество и государство имеют собственный генный уровень организации материала наследственности и изменчивости. ГЕном общества и государства является слово, причем, у общества это слово живое, изначально, устное, у государства - только письменное. ГенОм общества образуется совокупностью всего, созданного на языке, которым пользуется общество, в том числе, на языке музыки, архитектуры, живописи, танца и пр. ГенОм государства образуется совокупностью законов, подзаконных актов и других документов, регламентирующих деятельность государства.
3. Клеточное строение общества и государства Клеткой общества и государства является человек. Кроме того, человек является обладателем биополя - материальной основы для трансформации и передачи геобиохимической энергии живого вещества. Человек троичен, как Православный Бог, по образу и подобию которого и создан. Общество образуется из массы людей в результате резонанса единичных биополей.
4. Главное отличие общества и государства 4.1 Государство, в отличие от общества, не обладает совокупным биополем. 4.2 Государство, в отличие от общества, не способно самостоятельно вырабатывать энергию, требуемую для поддержания собственного функционирования.
5. Форма сосуществования двух живых организмов, государства и общества.
Она представляет собой квази-симбиоз. В отличие от симбиоза животного мира, при квази-симбиозе мира социальных организмов имеется общий клеточный материал, принадлежащий как тому, так и другому организму, а также реализована возможность более тесного совмещения некоторых органов и систем, вплоть до их полного соединения.
И общество, и государство - смертны. Общество первично, оно более живое и подвижное. Государство менее подвижно.
|
1. Понятия и взаимоотношение общества и государства.
Человечество развивается в сторону интеграции (не смотря на все колебания и отклонения от этой основной тенденции). Промежуточной формой такой интеграции являются страны со своим населением (обществом данной страны). У каждой страны своя история и на каждом ее этапе свой механизм управления (самоуправления).
Часть функций управления, которые в данной стране, по тем или иным причинам, не могут свободно выполняться отдельными членами общества, выполняются государством - политической организацией, имеющей в своем составе необходимые для выполнения этих функций ресурсы: человеческие, информационные, материальные, территориальные и др. Государство является частью общества и соответствует уровню его развития на данном историческом этапе. На низших стадиях развития общества государство формируется его наиболее могущественным меньшинством или захватчиками из других обществ. В этих условиях государство осуществляет власть над обществом так, как считает нужным (общественный договор, предусматривающий полномочия общества на вмешательство в деятельность своего государства отсутствует). С развитием общества, все большая его часть начинает участвовать в формировании и деятельности государства, и властная роль последнего сменяется ролью организатора и охранителя общественного договора.
Будучи частью общества, государство, более или менее, обособлено в нем, но строгой границы, выделяющей его внутри общества, не существует. Во-первых, потому что люди, олицетворяющие государство, одновременно или попеременно вынуждены решать и свои собственные проблемы. А во-вторых, потому что решение "чисто" государственных проблем чаще всего зависит не только от власть предержащих, но и от других членов общества.
Чем более развито общество, тем менее обособлено в нем государство, которое постепенно "растворяется" в обществе.
2. Гипотеза об общей эволюции организмов.
Концепция предполагает, что организм как живое существо обладает "единой нервной системой" - как минимум, самоощущением.
Предполагается, что в процессе эволюции наиболее нуждающиеся друг в друге организмы постепенно сближаются между собой, и что это сближение имеет некие энергетические параметры (в первую очередь, связанные с массой участников и уровнем их согласованного взаимодействия). Допускается, что при сближении тяготеющих друг к другу "первичных" организмов, эти параметры могут достигать значений, при которых возможен процесс рождения нового организма, объединяющего в себе сблизившиеся первичные организмы в качестве своих клеток. Но этого может и не произойти, если энергетические параметры, необходимые для рождения нового организма (степень совокупного согласия между первичными организмами) не будут достигнуты. В этом смысле, взаимодействие тяготеющих друг к другу организмов можно рассматривать как некий эволюционный "тест". Если их тяготение оказывается энергетически достаточным для "зачатия" общего организма, то либо им удается довести этот процесс до рождения эмбриона на "свет" (в этом случае новый организм продолжает свое участие в эволюции, вступая во взаимодействие с другими организмами своего уровня), либо эмбрион становится "эволюционным выкидышем", который постепенно исчезает из мира (в этом случае его несостоявшиеся клетки (первичные организмы) исчезают вместе с ним или находят себе новых субъектов притяжения, с которыми повторяют попытку подняться на новую ступень эволюции).
Общество есть частный случай нового рождающегося организма в процессе общей эволюции.
3. Место государства в общественном организме.
Государство является частью общества, поэтому не может рассматриваться как отдельный от него организм, скорее, как его орган. Но полноценным органом, если следовать предложенной логике, оно может стать только после эволюционного "рождения" всего организма (в том смысле, о котором говорилось выше).
4. Генетический механизм общества.
Складываясь из множества людей, поколениями живущих вместе в конкретных условиях, общество нарабатывает и накапливает свои обычаи, традиции, культуру. Эти специфические (ментальные) общественные характеристики есть главное, что отличает одно общество от другого. Они весьма влияют на формирование "личности" отдельных членов общества, особенно в ее начальный период жизни, когда человек усваивает окружающий менталитет и сам становится его носителем.
Устойчивость ментальных характеристик во времени позволяет говорить о них как об "общественном генотипе": совокупности неких единиц информации ("генов"), от которых "программа" развития общества зависит столь же существенно, как "программа" развития человека зависит от человеческого генотипа. В сравнении с генотипом человека, общественный генотип менее устойчив, что может быть связано с тем, что человеческий организм уже эволюционно "состоялся", а общественный организм еще находится в процессе своего эволюционного "рождения".
То, что "судьба" отдельного члена общества существенно зависит не только от собственного генотипа (внутренняя зависимость), но и от общественного генотипа (внешняя зависимость), позволяет предположить, что и генотип человека является "внешним" для человеческой клетки, и что у нее также может быть свой "внутренний" генотип.
С другой стороны, благодаря своей способности к рефлексии (осознанию и анализу самого себя в окружающей среде), человек постепенно все более "налаживает" и обратную связь с обоими (внутренним и внешним) генетическими источниками. Наряду с осмысленным влиянием на собственный генотип, человек, в лице наиболее активных своих представителей ("пассионариев") вносит свою "лепту" и в менталитет общества, который в силу этого (а также под влиянием все более мощного информационного обмена между разными обществами) постепенно меняется. Таким образом, можно говорить, что генная инженерия все активнее развивается на обоих "фронтах". (Естественно, что качество влияния того или иного "инженера", как на внутренний, так и на внешний генотип, напрямую зависит от того, насколько адекватна рефлексия, на которой это влияние базируется).
|
2.Необходимость и сущность идеи, объединяющей общество.
|
Объединяющая идея (С-идея) является важнейшим моментом в рождении государства. Если она есть, то возможен квази-симбиоз государства и общества. Если ее нет - значит, переходный период, осколки прошлого общества паразитируют на обломках бывшего государства. С-идея - это недостижимый, но признаваемый данным обществом в качестве достижимого идеал, в процессе мистического осмысления которого биополя отдельных пассионарных представителей общества (активной группы общества) могут входить в резонанс с совокупным биополем общества или сверхбиополем Земли и черпать из него энергию, необходимую для деятельности по реализации такого идеала. В первую очередь, С-Идея необходима для мобилизации совокупной энергии общества и направления этой энергии на вполне определенные цели. Достижение триединства человек-общество-государство является одним из этапов реализации С-идеи, обеспечивающим наиболее высокий коэффициент полезного действия при использовании совокупной энергии общества.
|
1. Основное общественное противоречие.
Общество может "родиться" организмом только тогда, когда его взаимозависимые субъекты окажутся способными стать клетками этого организма (достигнуть необходимой для этого совокупной степени общественного согласия). С другой стороны, человек имеет эгоистическую природу, которая то и дело большинству людей о себе напоминает. Противоречие между человеческим эгоизмом и необходимостью членов общества уживаться между собой есть главное препятствие на пути рождения общества - организма.
2. Идея о принадлежности членов общества единому организму как объединяющая идея, разрешающая основное общественное противоречие.
Уникальная способность человека к рефлексии позволяет предположить, что по мере развития человечества роль идей, как объединяющего фактора в процессе рождения общества, все более возрастает. Но идея, в отличие от природных или ментальных качеств человека, есть моментальный акт, который принципиально не способен отменить эти качества в относительно короткие сроки. Следовательно, идея о сопричастности людей - клеток к обществу-организму не должна базироваться на отрицании устойчивых, фундаментальных человеческих качеств, в том числе, эгоистических. В противном случае она не будет усваиваться реальными человеческими организмами, не будет "сращиваться" с ними, переходя с уровня идеологического на уровень поведенческий (что и не случилось, например, с идеями социализма).
Концепция предполагает, что
обсуждаемая идея не содержит подобного отрицания, поскольку
забота человека о себе (если она основана на разуме) не может существенно противоречить его заботе о своем обществе. Как здоровье клетки связано со здоровьем организма, к которому она принадлежит, так физическое и духовное здоровье человека связано со здоровьем общества, частью которого он является. Повреждение одного неизбежно влечет за собой повреждение другого. Причем, с эгоистических позиций (позиций самовыживания) здоровье всего организма для его клетки гораздо важнее, чем здоровье отдельной клетки для всего организма.
Поэтому предполагается, что "разумный" эгоизм отдельных членов общества не может являться препятствием для усвоения ими идеи о своей принадлежности единому организму. Таким препятствием скорее является инстинктивный эгоизм, а также абстрактность обсуждаемой идеи: непонимание связей между нею и реальной жизнью.
Если же идея понятна, она, наоборот, подсказывает эгоизму разумный путь к выживанию и, тем самым, отнимает долю его инстинктивной составляющей в пользу осознанной "прагматики".
Остается "пустяк": выяснить, что следует понимать под здоровьем общественного организма.
3. О критерии общественного здоровья.
Этот вопрос при обсуждении общественных проблем нередко остается "за кадром", хотя на самом деле является центральным. Нельзя (во всяком случае, малопродуктивно) искать решение проблемы без критерия, по которому это решение можно было бы оценить.
Критерии (нравственные, медицинские, экономические, технические, и т.д.), с помощью которых, обычно, пытаются оценить состояние общества, как правило, противоречат друг другу, не являются общепризнанными и не позволяют использовать их в какой-либо универсальной и, в то же время, внятной целевой общественной установке. С другой стороны, общественная идея, претендующая на роль объединяющей, вряд ли, может без таких критериев обойтись. Скорее, наоборот: от того, насколько эти критерии окажутся адекватны, и как "прочно" они будут усвоены и признаны обществом, будет зависеть успех самой идеи.
Концепция предполагает, что важнейшим критерием здоровья общества является совокупная степень согласия между его субъектами. То есть, именно то, что делает его организмом. Предполагается, что "лечение" или профилактика общественного здоровья с использованием этого критерия не потребуют каких-либо сверх затруднительных его измерений, а если трудности и возникнут, это не опровергает существования самого критерия (подобно тому, как неумение измерить температуру не опровергает ее существования как важнейшей характеристики здоровья человека).
4. О том, чего не должна содержать объединяющая общественная идея.
Идея о принадлежности людей - клеток к обществу - организму принципиально не может быть наполнена описанием реальной "анатомии" этого организма с идентификацией всех его клеток и перечнем функций, которые каждая из них должна выполнять. Подобный сциентистский подход, во-первых, всегда неадекватен (поскольку никакой клетке принципиально недоступно иметь полное адекватное представление об анатомии всего организма, в который она входит), а, во-вторых, всегда будет внутренне "саботироваться" большинством остальных клеток-эгоистов, которым предписанные им функции всегда будут казаться навязанными извне, в интересах тех, кто их навязал. Этим объясняется неизбежная необходимость иерархии и рост уровня насилия (снижение уровня согласия) внутри общества при сциентистском подходе, что, если принять предлагаемую концепцию, резко снижает здоровье общественного организма и его возможность эволюционного выживания.
(Эффективность иерархии проявляется только в экстремальных условиях, как правило, в борьбе с внешним врагом, и всегда носит временный характер. В мирных условиях иерархия всегда приводит к серьезным заболеваниям общественного организма).
Таким образом, объединяющая идея должна быть свободной от сциентизма, что и имеет место, если рассматривать идею об обществе-организме саму по себе, без "анатомических" изысканий (по меньшей мере, до тех пор, пока идея реально не будет усвоена обществом).
5. Фундаментальная идея согласия как основа для заключения общественного договора.
В качестве первоначальной, объединяющей общество идеи предлагается фундаментальная идея согласия - "простое" признание людьми своей принадлежности к единому родному обществу-организму, и, следовательно, необходимости всеобщей заботы о его здоровье. Думается, что современный человеческий разум уже вполне близок к осознанию этой идеи, и что она способна послужить основой настоящего (усвоенного и признанного во всех слоях общества) общественного договора. А это бы означало общественное признание приоритета фундаментальной идеи согласия над всеми внутри общественными разногласиями (общество разрешало бы себе только те внутренние разногласия, которые этой идее не противоречат).
6. Представление об общественном договоре.
Переход от фундаментальной идеи согласия (которая, скорее всего, не должна вызвать в обществе существенных разногласий) к общественному договору - задача более сложная, поскольку договор - это уже конкретные "правила игры", по которым общество готово согласиться "играть" при всем различии существующих внутри него мнений и интересов.
Есть основания полагать, что свободным людям (а согласие предполагает свободу) всегда легче между собой договориться о том, чего им делать нельзя, чем о том, что можно. По этому же принципу, наверное, рождались Божьи заповеди.
Думается, что основное содержание общественного договора должно состоять из фундаментальных запретов, которые общество согласится для себя признать. Как предлагал
Ф.Хайек: "Люди должны договариваться об ограничениях,
которые они готовы соблюдать при достижении своих индивидуальных целей". По-видимому, речь, прежде всего, должна идти о запрещении физического, морального и экономического насилия. Что под всем этим следует понимать - и предстоит решать обществу, не смотря на все сложности и противоречия, с которым оно сталкивается при решении подобных задач. А для этого задачу придется правильно поставить, как говорят математики.
Концепция подчеркивает, что как содержание договора, так и процедуры его принятия и контроля должны базироваться на максимально достижимом согласии внутри общества.
(За рамками рассмотрения остались два важнейших вопроса, решаемых государством во имя общества. Это вопросы защиты:
а) общества от внешних врагов;
б) социально незащищенных слоев населения от бедности и прочих напастей.
Концепция предполагает, что успешное (надежное) решение обоих этих вопросов возможно только после того, как общество сумеет объединиться на базе фундаментальной идеи согласия и общественного договора, минимизирующего насилие внутри общества).
|
3.Как рождается объединяющая идея. Наиболее благоприятные условия для ее скорейшего распространения в обществе.
|
Рождению С-Идеи предшествует резкое повышение потенциала совокупного биополя общества. Этот потенциал повышается вследствие повышения напряженности значительного числа единичных биополей членов общества. Повышение напряженности происходит вследствие глубокой эмоциональной вовлеченности индивида, погружения его в определенную проблему, глубоких переживаний с ней связанных. При определенном высоком потенциале совокупного биополя происходит его пробой, что-то вроде молнии. При этом энергетика поля переходит в энергетику активной группы. Далее, через механизм индукции или в результате целенаправленной деятельности активной группы она быстро распространяется среди населения.
Можно провести определенные параллели между процессом воздействия активной группы и процессом кристаллизации из раствора в большом объеме. Чистый, спокойный раствор, нормальная жидкость (правда, уже пересыщенная). Два-три зародышевых кристаллика, или просто толчок, чуть потрясший объем, в котором находится раствор - и начинается лавинообразное формирование и выпадение огромной массы твердого вещества, имеющего четкую кристаллическую структуру. Инициирующие зародыши - это пассионарные члены активной группы; концентрация раствора - сплоченность массы, напряженность ее психического состояния; физико-химическое состояние среды - давление определенных факторов на общество извне: чем выше такое давление, тем легче идет весь процесс. Можно математически описать процесс образования критической массы в зависимости от указанных факторов, установить критерии подобия для различных фаз этногенеза и подобрать эмпирические коэффициенты и показатели степеней, которые будут характерны только для данного общества. Реализация критической массы аналогична в одних случаях прямому ядерному взрыву (бунт, крестьянская, религиозная, национально-освободительная война и т.п.), когда происходит практически мгновенное образование критической массы под воздействием обстоятельств экстремального характера и при наличии С-идеи, которая служит одновременно и образованию критической массы и ее детонации. В других случаях имеет место управляемая ядерная реакция, когда гигантский сброс энергии регулируется определенными инструментами, поглощающими избыточные нейтроны ядерного распада и предотвращающими взрыв. (См. также первоисточник: http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/gosudarstwoiobshestwo.shtml).
|
Идея согласия проникает в общество постепенно, в результате приобретаемого исторического опыта и общей эволюции. В первую очередь, идея овладевает интеллектуально активной частью общества, которая всеми возможными способами (главным образом, через просветительскую работу и законотворчество) старается, чтобы идея согласия стала достоянием подавляющей части общества.
Возможен и другой вариант:
усваивать идею согласия обществу придется так же, как оно усваивало другие, сколько-нибудь значимые общественные идеи - на крови. Надежду, что кровавому усвоению идей, рано или поздно, должен наступить конец, внушает высказанный ранее взгляд на всеобщую эволюцию.
Концепция предполагает, что
наиболее благоприятными условиями усвоения обществом фундаментальной идеи согласия являются условия свободы в обществе. При этом под свободой понимается НЕВОЗМОЖНОСТЬ ОДНИХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ ПРИТЕСНЯТЬ ДРУГИХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА. Притеснение (насилие) в ответ на притеснение расширяет свободу и потому как притеснение не рассматривается. Не смотря на сложность вопроса: что считать насилием в обществе? - оно должно об этом договориться в рамках общественного договора.
|