Буриданов Михаил Иорданович : другие произведения.

Тезисы об эволюции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    " Яичница", которой хотелось бы дополнить Божий дар ("Формулу Всего" Е.Л.Березиной).

  Тезисы об эволюции.
   (На перекрестке дискуссий об эволюции и о "врагах России").
  
  
   (Предупреждение: некоторые утверждения следует рассматривать как "законы больших чисел").
  
  1. Каждый человек - самость, обладающая двумя основными инстинктами: инстинктом отделения себя от остального мира и инстинктом самосохранения и продолжения рода. По существу, оба инстинкта есть "две стороны одной медали" и заставляют человека быть эгоистом, который делит людей на своих и чужих ("ближних" и "дальних"). О "ближних" человек готов заботиться и даже "любить", но чаще всего это и есть проявление инстинкта сохранения и продолжения рода. К "дальним" человек, как правило, остается равнодушным, но вполне готов, обнаружив противоречие в интересах, отстаивать "свои", ущемляя "чужие".
  2. На сегодняшней эволюционной ступени человек - "кентавр". Его "нижняя часть" - наследство от предыдущей ступени эволюции, на которой животные инстинкты выступали в "чистом виде", при полном отсутствии рефлексии. "Верхняя "часть" человека дает ему возможность анализировать самого себя и окружающий мир, делать осознанный выбор и отвечать за принятые решения.
  3. Пока человек, даже используя предоставленные ему эволюцией качества, все же более подвержен инстинктам, нежели рефлексии. Причем человеческая проблема не в том, чтобы отказаться от инстинктов, рассматривая их как атавизм. Инстинкты даны ему не случайно и помогают выживать там, где его сознание пока отстает от адекватного восприятия действительности. Но эта отсталость не позволяет ему понять о действительности главное: В МИРЕ НЕТ ОТДЕЛЬНОГО. Осознание этого ФАКТА есть последний барьер, отделяющий "человека-кентавра" от человека, который сумеет "отбросить копыта", может быть, божественного во многих смыслах, приписываемых этому понятию.
  4. Тем не менее, органическое единство мира сознают все больше людей, для которых процесс осознания ничуть не уступает прочим полезным и приятным процессам, свойственным человеку, хотя и требующим от него некоторых усилий. Все более становится ясно, что взаимозависимости между людьми на самом деле гораздо более глубоки, сильны и многообразны, чем это представляется тем, кто не желает уделить этому вопросу должного внимания. Результаты всевозможных контактов, если угодно, "сделок" между людьми (соприкасаясь друг с другом, люди, в любом случае чем-то обмениваются) мотивируют у людей совершение последующих "сделок", вовлекая в этот процесс все новых партнеров и распространяясь паутиной причинно-следственных связей в пространственно-временном континууме. Все чаще, когда уже "откликнется", бывает поздно или невозможно отслеживать: где и когда "аукнулось". Возникает необходимость вести себя правильно заранее, в режиме "on-line".
  5. Невнимание к очевидному факту связности мира не может обойтись людям безнаказанно, как не обходится безнаказанной "позиция страуса", отдающего себя на заклание судьбе вместо того, чтобы принять в ней участие. Связность мира - не просто факт, но и процесс: она возрастает с возрастающей скоростью, и все невозможнее становится какому-то отдельному человеку, сословию или народу, оградить себя от ее всепроникающего влияния.
  6. Основным вопросом правильной ориентации человека в связном мире является вопрос "расшифровки" им собственных инстинктов. До тех пор, пока инстинкт самости отделял человека от остального мира, его сознание шло вслед за этим инстинктом и позволяло рассматривать всех "чужих" и "дальних" (в зависимости от ситуации): как "посторонние предметы", "препятствия" или "ресурсы" для достижения собственных целей. Однако с открытием единства мира собственное от него отделение начинает осознаваться как заблуждение. Выясняется, что зависимость самости от "ближних" и "дальних" равновелика, а, может быть, во втором случае и сильнее. Если мир - один организм, то "чужие" уже не могут рассматриваться в нем таковыми. Ими приходится так же дорожить, как и "своими", дабы и они находились в добром здравии и не наносили из-за своих "болезней" вреда не только нам - отдельным клеткам этого организма, но и никаким другим, ибо разница между этими прямым и обводным каналами влияния на "собственное" здоровье все более сходит на нет.
  7. Именно осознание последнего факта и явится, на мой взгляд, переосмыслением наших эгоистических инстинктов, их слиянием с нашим сознанием и, возможно, преобразованию в инстинкты иного качества, которыми будет наделен новый человек - поднявшийся еще на одну ступень эволюции.
  Полагать же человека сегодняшнего "вершиной эволюции", предлагая ему почивать на лаврах, - "было бы смешно, когда бы не было так..." вредно, ибо эволюцию "притормаживает". Если, конечно, в этом процессе отводить себе хоть какую-то СОБСТВЕННУЮ роль.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"